N.E.C.

Юридическая информация

Закон об авторском праве рк

by adminon 23.07.202023.07.2020

Содержание

    • Воздушные замки
    • Споры с пиратами
    • Очень большие деньги
    • Будни защитников
  • 2. Ответственность за нарушение авторских прав
  • 3. Способы защиты авторских прав
  • 4. Компенсация за нарушение авторских прав
  • 5. Порядок защиты авторских прав. Защита авторских прав в суде.
  • Кто вправе обращаться за защитой авторских прав?
    • Похожие статьи:

Среди множества видов собственности, охраняемой законами, есть один, с которым почти каждый человек сталкивается в своей повседневной жизни – и, даже сам того не ведая, претендует на нее. Ежедневно миллионы людей во всем мире читают книги, газеты и журналы, посещают музеи, ходят в кино и слушают музыку, работают в компьютерных программах, сидят в Интернете, смотрят рекламу и пользуются достижениями науки. Всё это, а также товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели, знаки обслуживания являются объектами чужой интеллектуальной собственности.

Воздушные замки

Если собственность существует, она нуждается в защите. Но когда эта собственность интеллектуальная, она ведь невесомая – амбарный замок на нее не повесишь. Как ее защитить?

Вы, наверное, обращали внимание на значки ©, а так же ™, ® – они-то и являются такими «замочками».

Для тех, кого можно отнести к авторам или изобретателям, чья деятельность связана с творчеством, разработкой и внедрением инноваций, гарантией прав является Закон об интеллектуальной собственности. Наши «замочки», будучи «навешенными» в начале книги или возле логотипа компании, говорят о том, что у идеи произведения есть хозяин и что его интересы находятся под охраной этого закона. Конечно, возможность поставить такой значок есть не всегда – но это не значит, что музыкальные произведения, спектакли, живописные полотна, архитектурные сооружения лишены защиты (даже египетские пирамиды с недавних пор включены в список объектов интеллектуальной собственности Египта).

Законы разных стран имеют разные нюансы, но задача здесь одна – решить проблему разумного сочетания интересов правообладателя (будь то автор или, если вопрос касается промышленной собственности, предприятие, завод, концерн и т. д.) с возможностью использования произведения или продукта обществом. Его функция – защита произведения от несанкционированного копирования и тиражирования.

Соблюдение этих прав не всегда связано с прямой финансовой выгодой и возможностью заработать на произведении. Так, например кубинский фотограф Альберто Корда, сделав в 1960 году фотографию Че Гевары (сейчас ее можно сделать используя выездную фотопечать от Видеоглобал), разрешил всем желающим использовать ее бесплатно – однако именно на основании своих авторских прав он запретил производителям водки Smirnoff использовать знаменитый фотопортрет для рекламы алкоголя.

Споры с пиратами

Самая первая, можно сказать древняя, форма интеллектуальной собственности – это авторское право. В Средние века не существовало проблемы авторства как такового: человек воспринимался лишь как случайный посредник, воплощающий Божью мысль в материальную форму. Соответственно, автором такой человек считаться не мог и ценился обществом только как умелый ремесленник. Однако в Новое время отношение к автору изменилось, а с распространением книгопечатания появилась и потребность в определении прав автора и полномочий издателя. Так, в 1709 году в Англии появился первый нормативный акт, фиксирующий права автора – так называемый «Устав королевы Анны».

Характерный прецедент, повлиявший на дальнейшую судьбу представлений об авторстве, произошел в 1853 году в США: суд отклонил иск известной писательницы Гарриет Бичер-Стоу к издателю, который самовольно перевел ее книгу «Хижина дяди Тома» на немецкий язык. Таким образом, права переводчика были приравнены к правам автора.

Авторское право на протяжении всей своей истории постоянно расширялось за счет подобных прецедентов. Скажем, фотография, возникшая как чисто технический «фокус» в первой половине XIX века, уже к началу XX века превратилась в искусство, и фотографы в долгих судебных тяжбах отстояли право считаться авторами. Но не успели стихнуть еще споры о фотографии, как суды начали атаковать кинематографисты, требуя зафиксировать в отдельной строке закона и их права.

Принятая в 1886 году в Берне международная конвенция «Об охране литературных и художественных произведений» сегодня претерпела уже четыре серьезные редакции. Жизнь не стоит на месте, новые технологии меняют общество – и законы вынуждены меняться вместе с ним. Самой актуальной проблемой сегодня является авторское право в Интернете. Рано или поздно любая книга, любой фильм или музыкальная композиция оказывается доступной миллионам пользователей. Теперь, когда копирование производится при помощи нескольких кликов «мышки» и цифровые потоки разносят некогда редкую информацию по всем уголкам мира, прежние принципы защиты авторских прав неизбежно уходят в прошлое. И какие бы грозные слова ни произносили поборники классических норм и порядков, факты всё равно говорят громче. Простой пример: за 2007 год из Интернета было скачано около 20 миллиардов музыкальных треков. Проконтролировать такой объем скачиваний не в состоянии ни один, даже самый крупный, лейбл. В ответ на это компании Warner, EMI, Universal и Sony BMG одна за другой отказались от контроля и защиты авторских прав на цифровые музыку и видео, распространяемые через Интернет. Теперь слово за юристами.

Автор, изобретатель или предприятие, чья деятельность связана с разработкой и внедрением инноваций, далеко не всегда имеют возможность самостоятельно отслеживать соблюдение своих прав. Речь идет уже о смежных правах. Самым ярким примером здесь может служить использование музыки в кафе и ресторанах – обладатель прав на композицию не только не в состоянии находиться одновременно во всех местах, где могут исполнять его музыку, но даже заключение договора с каждым из подобных заведений не представляется возможным. Конечно, «обидеть художника может каждый», но на помощь в этом и подобных случаях приходят Российское авторское общество (РАО), другие авторско-правовые общества, литературные и литературно-драматические агентства, одна из целей деятельности которых – ограждать автора от посягательств на его произведение и решать вопросы гонораров. Там можно найти юристов, чья специализация – гражданское право, в частности авторское право и смежные права.

Очень большие деньги

Однако мы увлеклись авторским правом, забыв о том, что интеллектуальная собственность – понятие куда более широкое. Поговорим о промышленной собственности и о проблемах, связанных с патентами.

Зачастую стоимость интеллектуальной собственности предприятия превосходит стоимость ее материального имущества. Интеллектуальный капитал компаний, деятельность которых связана с программным обеспечением, или научно-исследовательских институтов требует такой же усердной защиты, как и художественные произведения звукозаписывающих компаний и кинокомпаний. Изобретения, промышленные образцы, фирменные наименования, «ноу-хау», полезные модели, товарные знаки, программы, топологии интегральных схем – всё это требует юридического признания собственной уникальности – требует патентов.

Чтобы уяснить важность грамотной регистрации патента, достаточно вспомнить историю изобретения радио: русский ученый Александр Попов и итальянец Гульельмо Маркони каждый в своей лаборатории почти одновременно добились успеха в передаче волнового сигнала по воздуху. Однако Маркони успел запатентовать новинку раньше, чем… чем в России появились патентные бюро – и формально изобретателем радио считается именно он. В итоге Попов – герой местного значения, а Маркони – нобелевский лауреат.

Теперь ситуация изменилась в корне, и Россия присоединилась к ряду международных конвенций о защите интеллектуальной собственности. В тоже время членство в серьезных международных организациях выдвигает и массу требований к качеству работы всех юридических контор, занимающихся интеллектуальной собственностью. Гарантом соблюдения международных норм является Патентное ведомство РФ (Роспатент), а на местах действуют аккредитованные в нем специалисты – патентные поверенные.

Патентный поверенный полномочен представлять интересы физического или юридического лица в патентной палате РФ. Получить аттестацию патентного поверенного может любой гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование, не менее чем 4-летний стаж практической работы в области охраны промышленной собственности и успешно сдавший квалификационный экзамен в Роспатенте. Только патентный поверенный может качественно провести проверку товарного знака, торговой марки, изобретения «на чистоту»; составить заявку на регистрацию товарного знака с учетом интересов клиента, защитить знак от посягательств других лиц.

Под началом патентного поверенного проходит и другая важнейшая процедура – оценка интеллектуальной собственности. Необходимость в оценке возникает при внесении объектов интеллектуальной собственности в уставной фонд предприятия, при совершении сделок купли-продажи бренда, а также при продаже лицензии на производство того или иного товара. Ну и, конечно, при определении размера ущерба, нанесенного правообладателю «пиратами».

Будни защитников

Вопросы, касающиеся интеллектуальной собственности, порой оказываются чрезвычайно сложными, и специалист в этой области юриспруденции должен обладать значительным багажом знаний и быть вполне культурно компетентным человеком.

В главе об авторском праве мы не зря говорили о спорных моментах. Юриспруденция как таковая существует из-за потребности людей спорить, оспаривать, отстаивать что-либо. Сфера интеллектуальной собственности не исключение. Вся практика юриста состоит из решения конфликтных ситуаций, а каждая ситуация уникальна и требует к себе индивидуального подхода. Конечно, прецеденты так или иначе можно типизировать, однако это не сильно облегчает задачу юриста – типы эти плодятся гораздо быстрее, чем закон успевает на них отвечать. Так, исход каждого дела решает не простое механическое знание определенных юридических документов, а профессиональная компетенция юриста, которая складывается из ежедневной работы по отслеживанию новостей (кто, где и как провел определенный процесс – и чем дело кончилось), систематизации и анализа этих крупиц.

Хороший пример запутанного дела – недавняя история со всенародным (а теперь и международным) любимцем – Чебурашкой. Суть спора заключалась в том, кто является «родителем» Чебурашки – поэт Эдуард Успенский, придумавший ушастый образ, или художник Леонид Шварц, который нарисовал мультипликационного персонажа. Адвокатам Успенского удалось опровергнуть расхожее мнение о том, что строка в титрах закрепляет мультипликационного персонажа за художником.

Будни юриста, специализирующегося на интеллектуальной собственности, – это кропотливый, зачастую рутинный труд, состоящий из писания бумаг, составления договоров, писем, исков, жалоб, беготни по судам. К тому же специфические клиенты – собственно авторы – как правило, очень далеки от буквы закона, зато импульсивны, эмоциональны и требуют от юриста особого терпения.

Подытоживая: рутина, сложности и препоны – это 99% работы. Оставшийся 1% – это та вишенка, за которую и работает юрист: красивая победа в суде!

Максим Лабзин, патентный поверенный РФ, юридическая фирма «Лабзин и партнеры»: Действия по юридической защите интеллектуальной собственности могут быть разными, но все они, как правило, не терпят отлагательства. Ведь мы подаем много заявок на выдачу патентов и регистрацию товарных знаков, и очень часто у разных лиц бывают совпадения в придуманных объектах. А кто из претендентов подаст заявку первым, тот и получит правовую охрану. Поэтому мы должны выполнить свою работу как можно быстрее.

В процессе оформления прав юридические вопросы о порядке действий и способах защиты интересов наших доверителей уже не возникают: накоплен большой опыт, одни и те же положения законодательства перечитаны десятки раз. Но поскольку каждое изобретение, каждый товарный знак являются новыми, мы должны вникнуть в ту сферу, которой занимается наш доверитель. Когда речь идет об изобретении, то мы должны понять, что он изобрел и что в этом нового, сравнить с уже известными решениями и сформулировать самую суть придуманного. Иногда приходится привлекать специалистов в данной области технических знаний.

Когда речь идет о товарном знаке, то мы должны понять, в какой сфере деятельности он будет использоваться, для каких товаров и услуг — и соотнести их с универсальными терминами из международной классификации (иногда бывают очень редкие товары), а также сравнить данный товарный знак с чужими товарными знаками, обнаруженными при поиске. Такое сравнение – наиболее часто ставящаяся перед нами задача. Мы, по сути, предлагаем ответ на вопрос: перепутают ли потребители товары, которые будут обозначаться сравниваемыми знаками, смогут ли разобраться, что это товары разных производителей или подумают, что они выпускаются одним и тем же предприятием. Если могут перепутать (например, Adidas и Abibas), значит, есть нарушение прав на товарный знак, контрафакция.

Тот же вопрос очень часто ставится и перед судами. Защита уже нарушенных прав – это особый вид работы. Здесь юрист должен, как правило, до суда направить нарушителю такое письмо, чтобы тот понял бесперспективность дальнейшего сопротивления и согласился бы выполнить хотя бы часть требований добровольно. А если такое письмо и переговоры не дают результата, то самое главное – предугадать все возможные возражения оппонента и с учетом этого сформулировать правовую позицию, собрать необходимые доказательства. Суд не удовлетворит недостаточно обоснованные требования без убедительных доказательств того, что ответчик действительно совершал те действия, на которые указывает истец. Ну а если юрист защищает ответчика, то требуется найти самые слабые моменты иска и приложить все усилия, чтобы вызвать сомнения у судьи. Однако нельзя пытаться доказывать недоказуемое. Конечно, в судах очень интересно работать. Приведу юмористическую рекомендацию о том, как себя вести в судебном деле: «Если в вашу пользу говорят факты, то напирайте на факты, если закон, то напирайте на закон, а если ничего, то напирайте на стол». Бывает сложно обосновать убытки или добиться достаточно большой компенсации, поскольку доказательства объемов нарушения очень часто недоступны…

Ну а когда мы трудимся над подготовкой договоров, то самое главное – понять и отразить волю сторон. Нельзя злоупотреблять формами, «рыбами» договоров. Иногда это мешает выполнению конкретных задач.

В главе «Защита авторских прав» Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказано о том, как эффективно бороться с нарушением авторских прав. Здесь Вы узнаете, в каких случаях авторские права считаются нарушенными, какие способы зашиты авторских прав предусмотрены законом и куда следует обращаться за защитой нарушенных прав. Глава «Защита авторских прав» будет полезна авторам, правообладателям, студентам юристам и предпринимателям.

  1. Что такое нарушение авторских прав?
  2. Ответственность за нарушение авторских прав.
  3. Способы защиты авторских прав.
  4. Компенсация за нарушение авторских прав.
  5. Порядок защиты авторских прав. Защита авторских прав в суде.
  6. Защита авторских прав в Интернете.

В первую очередь напомню, что понятие «авторские права» охватывает две основные группы прав: личные неимущественные права автора и исключительное право на использование произведения. Поэтому перед прочтением этой главы советую обратиться к статье «Виды авторских прав», так как она поможет понимаю темы «Защита авторских прав».

Все авторские права объединяет то, что они заключаются в праве автора (правообладателя) совершать определенные действия и запрещать такие действия другим лицам. При этом предполагается, что разрешение автора отсутствует. Несоблюдение запрета является неправомерным. Таким образом, нарушение авторских прав – это действия субъектов права, выражающиеся в несоблюдении личных неимущественных прав автора или исключительного права на использование произведения.

Из приведенного определения следует, что условно можно выделить две группы нарушений авторских прав. Для каждой из них характерны свои условия привлечения к ответственности, способы и порядок защиты. Таким образом, защита авторских прав охватывает защиту исключительного права и защиту личных неимущественных прав авторов произведений литературы, науки и искусства.

2. Ответственность за нарушение авторских прав

Юридическая ответственность в авторском праве – объемная и сложная тема, поэтому она раскрывается в отдельной статье.

3. Способы защиты авторских прав

Защита авторских прав осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством. Способ защиты – это требования, которые автор может предъявить к нарушителю исключительного права или личных неимущественных прав. Наиболее эффективны следующие способы защиты авторских прав:

  • Признание права, если нарушитель оспаривает существование авторских прав или их принадлежность определенному лицу. Признание исключительного права позволяет установить правообладателя произведения, признание права авторства направлено на разрешение конфликта по поводу личных неимущественных прав. Довольно часто с требованием о признании авторства обращаются соавторы произведения.
  • Пресечение действий, нарушающих авторских права или создающих угрозу нарушения. В частности, такое требование может быть направлено на запрет распространения контрафактных экземпляров произведения.
  • Возмещение убытков, если неправомерное использование произведения без заключения лицензионного договора с правообладателем причинило последнему ущерб или привело к упущенной выгоде.
  • Изъятие контрафактных экземпляров произведений, а также оборудования и предметов, предназначенных преимущественно для создания таких экземпляров. Защита авторских прав таким способом позволяет пресечь нарушения в будущем.
  • Публикация решения суда с указанием действительного правообладателя.
  • Взыскание компенсации за нарушение авторских прав. Защита авторских прав таким способом наиболее распространена на практике, поэтому о данном способе защиты расскажу Вам отдельно.

4. Компенсация за нарушение авторских прав

Компенсация за нарушение авторских прав – самый распространенный способ защита авторских прав. Компенсация является альтернативным способом защиты по отношению к взысканию убытков Иными словами, правообладатель может требовать либо взыскания убытков, либо выплаты компенсации. Однако размер убытков по делам о нарушении авторских прав по ряду причин доказать сложно. Для взыскания компенсации размер убытков доказывать не нужно, что существенно облегчает защиту прав автора.

Компенсация за нарушение авторских прав может быть рассчитана следующими способами:

  • от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей с учетом характер нарушения, срока нарушения, степени вины нарушителя, последствий нарушения и иных заслуживающих внимания обстоятельств;
  • двукратная стоимость контрафактных экземпляров произведения;
  • двукратная стоимость права использования произведения (лицензии) при сравнимых обстоятельствах.

В любом случае при взыскании компенсации суду надлежит руководствоваться принципами разумности и справедливости, о чем говорит пункт 3 статьи 1252 Гражданского кодекса РФ.

5. Порядок защиты авторских прав. Защита авторских прав в суде.

Порядок защиты авторских прав означает, каким образом могут быть осуществлены способы защиты, перечисленные ранее. Порядок защиты авторских прав может быть различным. Само понятие включает лицо, уполномоченное обращаться за защитой; форму обращения за защитой; а также орган или должностное лицо, уполномоченное рассматривать вопросы защиты авторских прав. Рассмотрим последовательно указанные вопросы.

Кто вправе обращаться за защитой авторских прав?

Ответ зависит от того, какое из авторских прав нарушено. Если нарушено исключительное право на использование произведения, то за защитой вправе обратиться правообладатель. Кроме того, за защитой права может обратиться лицензиат, которому была предоставлена исключительная лицензия на объект авторского права, если нарушение затрагивает имущественные интересы лицензиата. Если нарушение касается личных неимущественных прав, то воспользоваться способами защиты может автор. После смерти автора личные неимущественные права могут защищать его наследники, специальное лицо, указанное в завещании, а также иные заинтересованные лица.

Кроме того, защита авторских прав может осуществляться в интересах авторов и правообладателей организациями по управлению правами на коллективной основе. Например, защитой прав авторов музыкальных произведений активно занимается Российское авторское общество.

Защита авторских прав может осуществляться в двух формах:

1) Внеюрисдикционный порядок защиты – защита авторских прав осуществляется без обращения в государственные органы. Как правило, правообладатель направляет претензию нарушителю, в которой формулирует требования и предлагает решить спор мирным путем или предлагает вступить в переговоры. Такие формы, как третейское разбирательство и медиация, при защите авторских прав используются очень редко.

2) Юрисдикционный порядок защиты – защита авторских прав осуществляется с помощью уполномоченного государственного органа. Гражданско-правовые способы защиты реализуются в судебном порядке. Для привлечения нарушителя к административной или уголовной ответственности автор может обратиться в полицию или в подразделение Следственного комитета РФ. Однако решения и приговоры о привлечении к административной и уголовной ответственности выносит суд.

Защита авторских прав в суде осуществляется путем подачи искового заявления, содержащего требования к ответчику и обстоятельства, на которых требования основаны. В зависимости от сторон спора (физические лица, предприниматели, юридические лица) дело рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды. По общему правилу, иск о защите авторских прав предъявляется в суд по месту нахождения ответчика.

Полезные ссылки по теме «Защита авторских прав»:

1. Волков И.С. Защита авторского права по законодательству Российской Федерации. Автореферат кандидатской диссертации
2. Реферат по рассматриваемой теме
3. Краткая статья о судебной защите авторских прав

Если у Вас остались вопросы или Вам необходима юридическая помощь по защите авторских прав, обращайтесь, мы всегда готовы помочь. Вопросы можно задать на странице Юридическая консультация по авторскому праву.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

хозяйствующими субъектами. Следует признать, что от успехов финансово-хозяйственной деятельности той или иной компании во многом зависит судьба доходной части бюджета страны. В таких условиях, когда деятельность хозяйствующих субъектов во многом определяет уровень экономического развития государства, требуется повышенный контроль в отношении их со стороны государства, использующего чрезвычайно разнообразные средства и способы для осуществления постоянного надзора за деятельностью корпораций. Посредством налогового, антимонопольного контроля, инструментов фондового рынка, благодаря участию государства в ряде компаний и других мер государственного воздействия осуществляется постоянный мониторинг деятельности корпораций.

Сочетание частно-правового и публично-правового методов регулирования является, по мнению ряда авторов, основополагающим признаком для отнесения корпоративных отношений к предмету такой комплексной отрасли права, как предпринимательское право.

По мнению же других ученых, в современных условиях развития корпоративного сектора экономики за корпоративным правом следует признать статус самостоятельной комплексной отрасли российского права. Аналогично в научной литературе обосновывается необходимость выделения в качестве самостоятельной отрасли права международного корпоративного права, что обосновывается целесообразностью выделения особого механизма правовой регламентации деятельности транснациональных корпораций.

1 Краснокутский В.А. Торговые формы гражданско-правовых товариществ // Вопросы истории. 1912. № 3. С. 135— 136.

2 Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1994. С. 25.

3 Удинцев В.Г. Русское торгово-промышленное право. Киев, 1907. С. 1.

4 Писемский П. Акционерные компании с точки зрения гражданского права. М., 1876. С. 98.

5 Русаковский П.Н. Вопросы акционерного права. Пг., 1915. С. 24.

6 Удинцев В.Г. Русское торгово-промышленное право. Киев, 1907. С. 75.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АВТОРСКОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.В. КУБЫШКО,

Научная специальность: 12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право М.Т. ТЕЛОЯН

научный сотрутрудник НИИ образования и науки E-mail: kybishko@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются современные проблемы авторско-правового регулирования в Российской Федерации. Делается вывод, что правовой режим охраны авторских прав должен учитывать необходимость баланса интересов авторов, общества и государства.

Ключевые слова: авторские права, интеллектуальная собственность, творческое произведение, защита авторских прав.

ACTUAL PROBLEMS OF COPYRIGHT IN THE RUSSIAN FEDERATION

M.V. KUBYSHKO M.T. TELOYAN

scientific sotrutrudnik of scientific research institute of science and education

Key words: copyright, intellectual property, creative work, the protection of copyright.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

В соответствии с п. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а интеллектуальная собственность охраняется законом. Регулирование авторских прав относится к исключительному ведению Российской Федерации. Исключительная важность соблюдения авторских прав для экономической и культурной стабильности России подчеркнута в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах».

Соблюдение и защита авторских прав творческих работников — создателей интеллектуальных ценностей должны стать одним из важнейших направлений правозащитной деятельности в Российской Федерации. Эти права отнесены к важнейшим правам человека основополагающим документом — Всеобщей Декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., в ст. 27, которой закреплено: «1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. 2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является». Тем самым, во Всеобщей Декларации отражена важнейшая неизменная концептуальная предпосылка авторского права: с одной стороны, человечество должно иметь доступ к результатам культурного и научного прогресса, а с другой, — обязано вознаграждать и защищать права авторов произведений, в результате творческого труда которых были получены эти произведения.

Авторские права являются одним из важнейших составляющих интеллектуальной собственности, распространяясь на научные, литературные, драматические, музыкальные, хореографические, фотографические, аудиовизуальные произведения, произведения архитектуры, изобразительного и прикладного искусства, компьютерные программы, банки данных и т.д. И хотя

они принадлежат авторам творческих произведений, в то же время в целом они составляют интеллектуальный ресурс своих государств и творческое наследие всего человечества. Поэтому задача любого государства — всемерно поощрять творчество, являющееся основой развития цивилизации, в частности, посредством создания эффективного механизма авторско-правовой охраны, параллельного развития индустрии культуры, способствующей широкому распространению произведений и обеспечению авторов средствами к существованию. Совершенствование национального законодательства в области авторских прав стимулирует формирование интеллектуального потенциала, способствует уважительному отношению к правам авторов, становлению практики управления ими и их защиты1.

Между тем, в Российской Федерации на сегодняшний день именно авторы, как и иные производители интеллектуальных ценностей, оказались одной из наиболее ущемленных социальных групп, в силу чего остро встает вопрос о защите их гражданских прав. В стране по-прежнему отсутствует цивилизованный рынок объектов интеллектуальной собственности, а авторские и смежные права российских разработчиков систематически нарушаются.

Поскольку автор является исходным, изначальным звеном системы правообладателей, то именно ему в наиболее полном объеме должно принадлежать право на интеллектуальный продукт. Исключительные права всех иных лиц являются производными от прав автора. В этой связи не случайно в преамбуле Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в качестве основной задачи авторского права обозначено стремление «обеспечить охрану прав авторов на их литературные и художественные произведения наиболее эффективными и единообразными способами». Провозглашение задачи охраны интересов авторов творческих произведений в качестве приоритетной объясняется тем, что создатели литературных и художественных произведений ранее не наделялись правами на свои произведения и не могли контролировать их использование. Охрана прав авторов путем нормативного закрепления за ними права на ис-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

пользование созданных ими результатов интеллектуальной деятельности как исключительного права, позволила получать авторам соответствующее материальное вознаграждение и моральное признание2.

С другой стороны, расширение сферы авторских прав не должно быть безмерным и входить в конфликт с интересами общества, на развитие которого направлено большинство результатов интеллектуальной собственности.

Повышение уровня охраны прав авторов ни в коем случае не должно препятствовать использованию их произведений в целях образования и просвещения или служить помехой в стремлении самой широкой аудитории читателей, зрителей, слушателей знакомиться с ними3.

Во Всемирной конвенции по авторскому праву (1952 г.) также закреплено, что режим охраны авторских прав должен быть способен обеспечить уважение прав личности и благоприятствовать развитию литературы, науки и искусства. В этой связи должен соблюдаться баланс обеспечения охраны прав авторов на результаты их творческого труда с обеспечением доступа к произведениям науки, культуры и искусства с целью образования, просвещения и культурного развития, что прямо вытекает из положений п. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, система правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности должна учитывать не только интересы авторов, но и одновременно способствовать развитию науки, литературы и искусства, обеспечению доступа к творческим произведениям. Правовой режим охраны авторских прав должен учитывать необходимость баланса интересов авторов, общества и государства.

В настоящее время проблемы возникают не только с правовым регулированием традиционных объектов авторского права в сфере литературной, художественной и научной деятельности, но и с правовым режимом звуковых записей, передач эфирного и кабельного вещания, связанным с защитой коммерческих интересов обладателей прав на них. Необходимо решение вопроса о сопоставимости вознаграждения различных участников творческого процесса, в частности, по созданию аудиовизуаль-

ных произведений (фильмов) исходя из принципов справедливости и соразмерности, поскольку иной подход в правовом регулировании влечет чрезмерное и необоснованное обогащение отдельных его участников, удерживающих значительные суммы собранного вознаграждения за прокат таких произведений.

Отдельного рассмотрения требует вопрос о взаимоотношениях авторов с издателями. На сегодняшний день положение многих российских писателей является весьма плачевным, поскольку за свой нелегкий труд они получают явно несоразмерное вознаграждение, состоя в явно несправедливых отношениях с издателями. Последние, определяя условия договора и ставя, тем самым, авторов в безвыходное положение, получают возможность заключать с ними договор на кабальных условиях.

Появление новых объектов авторского права, в том числе, не упоминаемых в ст. 1225 Гражданского кодекса РФ в перечне результатов интеллектуальной собственности, которым предоставляется охрана, неизбежно ставит вопрос о защите авторских прав и правовой охране таких объектов. В частности, требует решения вопрос о правовой охране интернет-сайтов, являющихся сложными продуктами интеллектуальной деятельности. На сегодняшний день реальность такова, что интернет-сайт как единое целое не подлежит охране. Отдельными нормами ГК РФ охраняются три его составляющие — дизайн, программный код и наполнение сайта. Очевидно, что необходима доработка законодательства с целью предоставления охраны интернет-сайту как единому сложному объекту интеллектуальной собственности.

Современные технологии изменяют жизнь гораздо стремительнее, чем изменяются законы, в том числе регулирующие авторское право и право интеллектуальной собственности. Скорость технического и технологического прогресса, все чаще вынуждает вносить новые изменения и дополнения в действующее законодательство. Развитие способов передачи информации, прежде всего в сети Интернет, приводит, по сути, к необходимости глубокого пересмотра всей концепции авторского права. Это же подтверждает нарастающая волна критики существующего законодательства. Количество судеб-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

ных споров, связанных с соблюдением авторских прав в сети Интернет неуклонно возрастает. Многие специалисты полагают, что вскоре может даже появиться специализированное веб-право. В настоящее время в США и практически во всех странах существует в том или ином виде законодательство, регулирующее отношения, складывающиеся в сети Интернет. Однако Россия пока не выработала какого-либо целостного механизма правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности в интернет-сообществе.

Развитие электронных цифровых технологий в современном мире привело к изменению привычные способов взаимодействия автора с потребителем. Цифровые технологии позволяют исключить посредников, обеспечивая непосредственные правоотношения автора и потребителей. С другой стороны, особую остроту вопросы правового регулирования режима авторских прав приобрели в связи с повсеместным распространением «компьютерного пиратства». Серьезной проблемой для модернизации авторско-правового законодательства является вопрос соблюдения баланса между интересами автора, государства и гражданина, выступающего простым пользователем Интернета. При этом важно как соблюдение авторских прав, так и обеспечение прав и свобод граждан-пользователей, в том числе обеспечение права свободного доступа к информации.

Установление и охрана правового режима авторских прав имеет не только внутринациональное значение. В мировых экономических отношениях в последние годы наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли торговли правами на объекты интеллектуальной собственности в общем объеме коммерческого оборота. В этом отношении национальные интересы России на международной арене по-прежнему грубо попираются. Представители западных стран предъявляют России претензии по части правового обеспечения защиты интеллектуальной собственности. Так, для стран Европейского Союза вопросы охраны авторских прав в Интернете являются одним из приоритетных направлений

деятельности. Еврокомиссия очень серьезно относится к вопросам борьбы с пиратством, призывая к сотрудничеству все заинтересованные стороны. Привлечение к ответственности обычных пользо-ва-телей за скачивание «пиратской» продукции из Интернета в США, Франции и других западных странах уже давно стало обычным отработанным делом.

В этой связи актуальным является вопрос о способах защиты авторских прав. Уголовно-правовая охрана авторских прав в России также нуждается в законодательной коррекции как в отношении признаков объективной стороны преступления, так и в отношении применяемых санкций. Так, в США уголовным преступлением в данной сфере признается любое умышленное нарушение авторского права с целью извлечения прибыли в собственных или коммерческих интересах (ст. 2319). В США, помимо этого, еще одним важным видом нарушения авторских прав является запись живых концертов (Закон от 1994 г.) и фильмов в кинозалах (Закон от 2005 г.). В других странах объективная сторона преступлений в сфере авторского права включает такие деяния, как импорт, экспорт, распространение, перевозка либо хранение копий произведений; уничтожение или изменение сведений о распоряжении авторскими либо смежными правами; изменение сведений об условиях и порядке пользования произведением, его исполнения либо фонограммы; незаконное устранение любых технических средств, предохраняющих авторские и смежные права и др. Практика уголовно-правовой защиты в зарубежных государствах сферы авторского права ставит вопрос

0 целесообразности введения в УК РФ некоторых аналогичных способов уголовно-правовой защиты авторских прав.

2 Ситдикова Р. Задачи и принципы авторского права // ИС. Авторское право и смежные права. 2011. № 11. С. 4.

3 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп. М., 2008.

Похожие статьи:

  • Беременным вне очереди закон

    Фото:Беременным больше не придется стоять в очередях. Об этом позаботился кнессет в последние дни перед…

  • Закон 56

    1. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.2. Могут…

  • Постановление пленума закон о защите прав потребителей

    ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 июня 2012 г. N 17О РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ГРАЖДАНСКИХ…

  • Закон о криминальных финансах Великобритания

    ЛондонЛондон / AbsolutTV.ru / Новости / Высокий суд Лондона завершил процесс по знаковому делу жены…

Статьи
0

Свежие записи

  • Гражданский арест
  • Кравец Игорь Александрович
  • Выход из СНТ закон
  • Алименты в твердой
  • Алименты с пенсионеров

Свежие комментарии

    Архивы

    • Октябрь 2020
    • Сентябрь 2020
    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Июнь 2019
    • Май 2019
    • Февраль 2019
    • Январь 2019
    • Декабрь 2018
    • Ноябрь 2018
    • Октябрь 2018
    • Сентябрь 2018
    • Август 2018
    • Июль 2018
    • Июнь 2018
    • Май 2018
    • Апрель 2018
    • Март 2018
    • Февраль 2018

    Страницы

    • Карта сайта
    © Copyright 2020 N.E.C.. All Rights Reserved. The Ultralight by Raratheme. Powered by WordPress .