Содержание
Президент Московской областной нотариальной палаты ответил на вопросы о нововведениях в нотариате
26 сентября президент Московской областной нотариальной палаты, вице-президент Федеральной Нотариальной Палаты (ФНП) Станислав Смирнов дал интервью, опубликованное на портале Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТТП РФ). В беседе с журналистом Станислав Вячеславович рассказал о реформе гражданского законодательства, мерах защиты прав и законных интересов граждан при использовании электронной цифровой подписи, а также о новых направлениях в развитии нотариата. Ниже приводится полный текст интервью.
Станислав Вячеславович, Госдумой принят пакет законов, значительно расширяющих применение примирительных процедур, по которому граждане могут решить спор с помощью медиатора. При этом важным новшеством станет, то, что они смогут заключить медиативное соглашение и удостоверить его у нотариуса. Таким образом, соглашение получает силу исполнительного документа. Как вы оцениваете такое «усиление» функционала нотариусов. И можем ли мы в дальнейшей перспективе говорить, что нотариус также может выступать медиатором, к примеру, в небольших городах или отдаленных населенных пунктах?
— Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров с участием независимого посредника — медиатора появилась в российском праве сравнительно недавно — с 2011 года. В это время под эгидой Минюста России полным ходом шла работа над проектом Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации». Данный законопроект предусматривал, в том числе, участие нотариуса в проведении медиативных процедур. Как известно, законопроект не был принят, но ряд его положений сегодня реализован, в том числе и норма о нотариальном удостоверении медиативных соглашений, которая вступает в силу с 25 октября 2019 года.
На мой взгляд, основным достоинством введенной новеллы является признание нотариально удостоверенного медиативного соглашения исполнительным документом. Это нотариально удостоверенное соглашение поставлено в один ряд с такими нотариальными действиями, как алиментное соглашение и исполнительная надпись нотариуса, которые в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» признаются исполнительными документами.
Придание нотариально удостоверенному медиативному соглашению исполнительной силы обеспечит гарантии его исполнения в ситуациях, когда сторона, подписавшая соглашение, уклоняется от взятых на себя обязательств. В этом случае другая сторона может не обращаться в суд, а сразу предъявить удостоверенное нотариусом соглашение в службу судебных приставов для возбуждения исполнительного производства. Поэтому весьма вероятно, что это новое нотариальное действие будет пользоваться популярностью.
Что касается вопроса о возможности нотариуса выступать в качестве медиатора, то на это вряд ли можно рассчитывать. Полагаю, что нотариус не должен исполнять роль медиатора, как не может, например, выполнять риэлторские функции. Данная постановка вопроса в принципе неверна, поскольку медиация является посреднической деятельностью, которой в силу своего статуса нотариус заниматься не имеет права. Это прямо установлено законодательством о нотариате (статьи 1 и 6 Основ законодательства РФ о нотариате).
С точки зрения практического применения новеллы полагаю, что при удостоверении медиативных соглашений нотариусы не должны испытывать трудностей. В своей практической деятельности им постоянно приходится иметь дело с удостоверением аналогичных по своему содержанию сделок: алиментных соглашений, соглашений о разделе имущества супругов, о предоставлении отступного и т.п. Полагаю, что введение нотариального удостоверения соглашений об урегулировании споров с участием медиатора придаст положительный импульс дальнейшему развитию в нашей стране данных внесудебных процедур и обеспечит эффективность их исполнения.
Нотариальные услуги становятся более доступными для жителей отдаленных местностей, органы местного самоуправления городских и муниципальных округов наделяются полномочиями по совершению отдельных нотариальных действий. Соответствующие поправки приняты Государственной Думой, наряду с этим вводится обязанность нотариусов осуществлять выезды в местности, в которых нет нотариуса, чтобы местные жители имели возможность оформления наследственных документов. Как в регионе будет поставлена эта работа, есть ли уже положительные наработки?
— Действительно, законодатель идет по пути создания условий для максимального охвата населения страны квалифицированной нотариальной помощью, в том числе в местностях, где нет нотариусов, и существует потребность в нотариальных услугах. Именно поэтому с 1 сентября 2019 года начал действовать Федеральный закон, обязывающий нотариальные палаты субъектов РФ определить перечень поселений или населенных пунктов, в которых отсутствует нотариус и имеется потребность в совершении нотариальных действий, а также утверждать график приема населения нотариусами в этих поселениях или населенных пунктах.
На практике это означает организацию дежурств нотариусов в этих поселениях с выездом их на места по дням, определенным графиком. Нотариусы будут обязаны соблюдать данный график. Таким образом, реализуются меры, направленные на расширение компетенции нотариусов, а нотариальные действия, совершаемые должностными лицами местного самоуправления, наоборот, ограничиваются. В частности, упомянутым федеральным законом отменено право должностных лиц удостоверять завещания и доверенности на распоряжение недвижимым имуществом. Сегодня нотариальные палаты, в том числе и МоНП, приступили к организации этой работы. Вместе с тем, данная проблема в большей степени касается территорий Сибири и Дальневосточного региона. В ЦФО, не говоря уже о таких регионах как Москва и Московская область, где нет таких огромных расстояний, довольно хорошо развита транспортная инфраструктура и поэтому проблем с доступностью населения к нотариальным услугам, как правило, не возникает. Поэтому нужно принять взвешенное решение по определению поселений и населенных пунктов, где действительно имеется потребность в нотариальной помощи. Мы через своих координаторов в нотариальных округах вышли на руководителей поселений и населенных пунктов для определения потребности и определения возможностей создать надлежащие условия для такого приема нотариусами вне места нахождения своей нотариальной конторы. Возникает и другая проблема. Нотариус в силу закона может иметь только одну нотариальную контору и не может одновременно вести прием и совершать нотариальные действия. Поэтому определяющим критерием здесь должно являться соблюдение непременного условия: отвлечение нотариусов для «дежурств» не должно быть в ущерб бесперебойной работе нотариальных контор. Недопустимы ситуации, когда выезд нотариуса создаст дефицит нотариальной помощи по месту основной работы.
В начале июля правительственная Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о развитии Основ законодательства РФ о нотариате. С его вводом в законодательстве о нотариате появятся ряд удаленных и дистанционных нотариальных действий, и других новшеств нотариата, которые станут первыми примерами внедрения электронного нотариата для «цифровой экономики» в РФ. Какие наработки уже подтвердили свою эффективность, что на ваш взгляд требует более тщательного подхода?
В настоящее время данный законопроект, носящий название «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (в части оптимизации нотариальной деятельности, повышения востребованности нотариальной защиты прав граждан и юридических лиц в условиях развития цифрового общества), внесен Правительством России в Госдуму и готовится к рассмотрению в первом чтении. В пояснительной записке к законопроекту, в частности, указывается, что он соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. При общей положительной оценке законопроекта, пока рано давать конкретные комментарии, поскольку весьма возможно, что в процессе своего продвижения он может подвергнуться корректировке. Несомненно одно: принятие законопроекта станет очередным шагом в развитии современного гражданского оборота. Я бы назвал этот законопроект второй цифровой революцией в нотариате, поскольку под первой я понимаю Федеральный закон от 21 декабря 2013 года N 379-ФЗ, которым законодательно закреплены Единая информационная система нотариата и электронная цифровая подпись нотариуса. Новый законопроект имеет своей целью оптимизацию нотариальной деятельности и повышения востребованности нотариальной защиты прав граждан и юридических лиц в условиях развития цифрового общества. Следует отметить, что законопроект разрабатывался в рамках реализации программы «Цифровая экономика» и его достоинства очевидны и неоспоримы. К числу наиболее значимых предлагаемых новелл относятся: автоматизированная проверка информации о нотариальном документе с использованием машиночитаемой маркировки, размещенной на документе; взаимодействие Единой информационной системы нотариата с иными информационными системами; установление права нотариуса устанавливать личность гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, посредством единой биометрической системы; возможность удаленного обращения лиц за совершением нотариального действия; возможность удостоверения сделки двумя и более нотариусами. Необходимо подчеркнуть, что важнейшим положением законопроекта является расширение спектра нотариальных действий, совершаемых в электронной форме удаленно без личной явки обратившегося лица к нотариусу, определение порядка нотариальных действий, совершаемых удаленно. Вводится порядок удостоверения сделки с привлечением двух и более нотариусов, что сегодня весьма востребовано российским бизнесом, учитывая огромную территорию страны. Подобная практика имеет место, например, во Франции. Это позволяет сторонам сделки значительно экономить свое время и средства. Иными словами, у граждан и организаций появятся новые комфортные правовые инструменты, одновременно гарантирующие их правовую защиту. Думаю, что принятие законопроекта в предложенном виде не должно стать сюрпризом для нотариусов и порождать неразрешимые вопросы в их практической деятельности. Мы давно создали автоматизированные рабочие места, используем в своей повседневной работе современные цифровые технологии, в ежедневном режиме общаемся с ЕИС, федеральными информационными реестрами и готовы к работе в рамках предлагаемых законопроектом предписаний.
На ваш взгляд, насколько сегодня институт нотариата для такой географически огромной страны, способен стать частью просветительской, образовательной, социальной работы гражданского общества, способным улучшить качество жизни людей?
В полномочия нотариальной палаты, возложенные на нее Основами законодательства РФ о нотариате, не входит просветительская и образовательная деятельность в области права. Московская областная Нотариальная Палата не включена в перечень организаций, входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи на территории Московской области. Тем не менее, оказание бесплатной юридической помощи является одним из приоритетных направлений в информационной политике МоНП. Создано масштабное информационное поле по гражданско-правовой тематике с использованием современных информационных ресурсов. На сайте МоНП в общем доступе можно легко найти не только контактную информацию о местонахождении нотариусов, но и найти ответы на правовые вопросы, связанные с совершением конкретных нотариальных действий, получить разъяснения по многим вопросам нотариальной компетенции и правоприменения. В частности, в разделе сайта «Обращения граждан» создана форма, в которой любой гражданин может задать вопрос по нотариальной тематике, или обратиться с жалобой (предложением) по поводу работы нотариусов Московской области. В открытом доступе во вкладке «Публикации» ежемесячно размещаются актуальные публикации в СМИ и научно-практических журналах по гражданско-правовой тематике, а также статьи членов МоНП. Аналогичные сайты имеются у порядка 50 нотариусов — членов МоНП, и их число постоянно растет. Специалистами аппарата Палаты в ежедневном режиме даются разъяснения гражданам по самым разнообразным вопросам нотариальной практики. Повседневная бесплатная юридическая помощь оказывается нотариусами всем без исключения лицам, обратившимся за совершением нотариальных действий, поскольку в силу статьи 16 Основ законодательства РФ о нотариате в обязанности нотариуса при совершении каждого нотариального действия входит комплекс бесплатных действий консультационного характера по разъяснению прав и обязанностей названных лиц, последствий совершаемых ими действий. Нотариусы также участвуют в работе по правовому просвещению, повышению уровня юридического образования по программам, реализуемым Московским областным отделением Ассоциации юристов России (МОО «АЮР»), а также традиционно участвуют в «Дне оказания правовой помощи детям», в программе «Дни юстиции» по линии Минюста России. МоНП является коллективным членом МОО «АЮР»: президент МоНП является заместителем председателя, а ряд нотариусов Московской области — индивидуальными членами АЮР. Около 10 лет назад нашей Палатой организовано сотрудничество с Уполномоченным по правам человека в Московской области и реализуется программа правового просвещения, даются разъяснения действующего законодательства в области прав и свобод человека и гражданина, распространяется информации о формах, методах, средствах правовой защиты гражданских прав со стороны нотариата. Данная работа проводится нотариусами регулярно в представительствах Уполномоченного по правам человека в Московской области.
Расширяющаяся интеграция на пространстве ЕАЭС, ШОС, БРИКС неизменно будет затрагивать сферы применения нотариата. Какая работа ведется на этом направлении, что уже достигнуто?
— Никакой работы здесь не ведется, поскольку упомянутые политико-экономические союзы при реализации своих интеграционных и экономических проектов не нуждаются в нотариальной помощи. Хотя нотариусы были участниками совместных форумов юристов, входящий в обозначенные организации. Нам представляется более предпочтительным взаимодействие с рядом нотариатов соседних государств. Так, подписанные соглашения между нотариальными палатами России, Беларуси, Казахстана, Армении, Кыргызстана, Азербайджана предполагают не только участие в совместных конференциях, семинарах, но даже и краткосрочные стажировки в названных нотариальных палатах. Слишком широко взаимопроникновение граждан этих государств и отсюда возникает документооборот, в том числе, нотариальный.
Какую бы из международных нотариальных практик, уже показавших хорошие результаты и свою эффективность, вы бы хотели увидеть и в нашем законодательстве?
— Хотелось бы, чтобы при нотариальном удостоверении сделок с недвижимостью и по окончании оформления наследственных прав нотариусы получили бы право непосредственного доступа к ЕГРН с тем, чтобы самостоятельно вносить туда записи о переходе права на основании оформленных документов. Это позволит существенно сократить сроки регистрации, количество ошибочных записей в реестре, а также минимизировать издержки правообладателей. Существенным может быть и решение о придании нотариусу функции налогового агента. То есть, удостоверил сделку и сразу взыскал налог государству с участников этой сделки. Тогда никаких дополнительных задач перед налоговыми органами не встает. Так поступают во Франции. Можно сказать, что часть пути в этом направлении уже пройдена законодателем. Нотариусы в 2019 году стали передавать сведения о совершенных сделках по отчуждению недвижимости и по выданным свидетельствам о праве на наследство на недвижимость в тот же день для регистрации в Росреестр.
Не так давно в Брянске прошел Координационно-методический совет нотариальных палат Центрального федерального округа Российской Федерации (КМС НП ЦФО РФ), на котором была дана высокая оценка работе МоНП по подготовке методических рекомендаций по работе с электронными документами. Таким образом МоНП удостоилась чести проводить следующий КМС ЦФО, в октябре 2019 года. Какие новые наработки вы представите коллегам, над чем сейчас работаете? Какие достопримечательности Подмосковья хотелось бы показать коллегам?
— Координационно-методические советы были созданы по Федеральным округам более 10 лет назад. Мы приняли соответствующие положения о таких советах, и главной задачей этих советов является обмен опытом и выработка единой правоприменительной практики на территории Федерального округа. Мы стремимся к единому подходу при совершении нотариальных действий не только в своей области, но и на более широкой аудитории — Федерального округа. Это очень важно, единообразие. Такие советы проходят поочередно во всех областях, в ЦФО — три раза в год, так что это не какая-то заслуга, а просто очередность. Мы и прежде проводили у себя КМС, кстати, первый был именно у нас по инициативе первого президента МоНП Владимира Челышева.
Рассмотреть и обсудить есть что. Приняты новые положения о стажировке, о конкурсе, новый кодекс по этике. И здесь важно, чтобы не было законности калужской или московской. Да и законодатель не дает задремать, постоянно принимаются нормы, которые мы ожидаем и совсем наоборот, которые уже никто не ожидает. Так бывает, шаг вперед и после два назад.
Спортивные турниры, участие в социальных проектах, поддержка молодежных инициатив, в чем еще сильны нотариусы МоНП? Какие увлечения и хобби становятся добрыми традициями?
— Большая составляющая в проведении внеслужебных мероприятий относится к спорту. Так на следующий год планируется спортивная Олимпиада нотариусов России и нам поручается ее проведение в феврале 2020 г. Проводим и планируем мероприятия по поддержанию уровня жизни ветеранов нотариата, тех, кто ранее служил этой профессии. Да и нынешний состав нотариата области более чем на половину состоит из людей старше 50 лет и это требует особого внимания к медицинскому обслуживанию. Мы ведь по профессии скорее самозанятые и помощь палаты здесь нужна всем. В реальных планах создание Совета помощников нотариусов, где преобладает молодежь, которая рвется в бой и не только в профессию, но и за создание достойного и приятного досуга. Мы проводим дни здоровья с участием членов семей. Иногда устраиваем общие праздники, посвященные Дню нотариата. Но главным для всех является по-прежнему работа.
Высшим органом Федеральной нотариальной палаты является Собрание полномочных представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации. Обычно оно созывается не реже одного раза в год, однако при необходимости для решения особо важных и актуальных вопросов деятельности нотариального сообщества могут проводиться и внеочередные собрания. Решения Собрания правомочны, если в его работе приняли участие полномочные представители не менее двух третей нотариальных палат.
Высший руководящий орган нотариального сообщества представителей нотариальных палат может принимать к рассмотрению любой вопрос деятельности Федеральной нотариальной палаты. К его исключительной компетенции относятся:
-
определение приоритетных направлений деятельности Федеральной нотариальной палаты;
-
избрание правления, президента и ревизионной комиссии;
-
заслушивание отчетов правления, президента и ревизионной комиссии;
-
рассмотрение споров и разногласий, возникших между отдельными региональными нотариальными палатами;
-
определение размера членских взносов и других платежей;
-
прием в члены Федеральной нотариальной палаты;
-
внесение изменений и дополнений в устав;
-
принятие решений о прекращении деятельности и ликвидации Федеральной нотариальной палаты.
Нотариальные палаты субъектов РФ имеют равные права по созданию выборных органов ФНП и участию в их работе, в том числе, они могут обсуждать любые вопросы деятельности палаты, обращаться во все выборные органы, выдвигать своих кандидатов для избрания в исполнительные и контрольные органы Палаты. Они обязаны соблюдать Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, закрепленные в них принципы создания и деятельности Федеральной нотариальной палаты, а также требования Устава Палаты. При голосовании каждый член Федеральной нотариальной палаты имеет один голос.
Для обеспечения контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Правления и президента на собрании представителей нотариальных палат простым большинством голосов избирается ревизионная комиссия.
Высшим органом Федеральной нотариальной палаты является собрание представителей нотариальных палат. Руководят Федеральной нотариальной палатой избранные тайным голосованием на собрании представителей нотариальных палат правление и президент
Федеральной нотариальной палаты. Полномочия собрания представителей нотариальных
палат, правления Федеральной нотариальной палаты, президента Федеральной нотариальной
палаты регламентируются уставом Федеральной нотариальной палаты.
:: Нотариат. — правовой институт, носители которого — нотариусы — уполномочены государством совершать и свидетельствовать юридические акты.
Тема 16. Нотариат в российской федерации. Нотариатом называется система государственных органов и должностных лиц.
Об этом говорят прежде всего цели и задачи, поставленные законом перед данным видом деятельности. Как сказано в ст. 1 Основ законодательства о нотариате.
§ 1. Нотариат. Нотариатом называется система государственных органов и должностных лиц, а также частных нотариусов.
§ 1. Организация и компетенция нотариата в России. Нотариат (от латинского nota – буква) – одно из наиболее старых юридических учреждений.
Основы деятельности нотариата. Нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий.
Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложена обязанность по удостоверению бесспорных фактов и прав.
Они выработаны опытным путем и представляют оптимальный вариант совершения нотариальных действий. На протяжении многовековой истории российского нотариата его цели.
Объектом данного преступления можно считать интересы нормальной деятельности таких организаций как нотариат и аудиторские фирмы.
Федеральная нотариальная палата и ее полномочия
В соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате Федеральная нотариальная палата (ФНП) представляет собой профессиональное объединение нотариальных палат РФ, основанное на их обязательном членстве (ст. 29 Основ). Она объединяет все региональные нотариальные палаты на принципе добровольности . Федеральная нотариальная палата является юридическим лицом . Она организует свою работу на принципах самоуправления — все руководящие органы избираются собранием нотариусов, они подотчетны и подконтрольны собранию.
Федеральная нотариальная палата объединяет и координирует деятельность региональных нотариальных палат. Координация позволяет выработать единый подход к совершению нотариальных действий, применению законодательства. Федеральная нотариальная палата запрашивает с мест материалы, связанные с применением законодательства. Она изучает полученные документы, затем подготавливает предложения по изучению законодательства и методические рекомендации. Федеральная нотариальная палата тесным образом взаимодействует с Министерством юстиции РФ, она подотчетна и подконтрольна ему.
Федеральная нотариальная палата совместно с Министерством юстиции РФ разрабатывает программу повышения квалификации нотариусов. В настоящее время очень быстро и бурно изменяется законодательство, поэтому нотариусы, чтобы не отстать от жизни, должны постоянно совершенствовать свои знания.
Высшим органом Федеральной нотариальной палаты является собрание представителей региональных нотариальных палат. Количество представителей нотариальных палат определяется правлением палаты (ст. 31 Основ). Президенты нотариальных палат являются представителями нотариальных палат по должности.
Руководят ФНП правление и президент. Правление избирается тайным голосованием на собрании представителей нотариальных палат сроком на пять лет в количестве 15 человек. Президент избирается на срок пять лет собранием представителей региональных нотариальных палат.
Президент Федеральной нотариальной палаты выполняет следующие функции :
- руководит работой правления;
- председательствует на заседании правления;
- представляет Федеральную нотариальную палату в международных организациях, органах государственной власти и управлениях Российской Федерации, в хозяйственных и общественных структурах, ведет переписку от ее имени;
- является распорядителем кредитов в пределах сметы, утвержденной собранием палаты;
- обеспечивает исполнение решений собраний представителей нотариальных палат, а также постановлений правления;
- принимает решения о предъявлении судебных исков.
Правлением палаты по представлению президента назначается управляющий делами (подотчетен президенту ФНП). Он выполняет обязанности на основании контракта, но на эту должность не может быть избран нотариус. В компетенции управляющего делами находятся следующие вопросы:
- руководство работой аппарата палаты;
- прием работников и их увольнение;
- ведение финансово-хозяйственной деятельности;
- представление Федеральной нотариальной палаты по поручению ее президента или правления в госорганах РФ;
- заключение договоров и соглашений от имени ФНП.
Контроль за расходованием денежных средств и за всей финансово-хозяйственной деятельностью ФНП осуществляет избранная собранием представителей (на пять лет) ревизионная комиссия из семи человек, которую возглавляет председатель.
Собрание представителей нотариальных палат созывается не реже одного раза в год. Собрание правомочно принимать решения, если в его работе участвуют не менее 2/3 избранных представителей нотариальных палат.
Все решения принимаются простым большинством голосов.
Внеочередное собрание представителей нотариальных палат созывается по инициативе правления или по инициативе не менее чем 15 нотариальных палат.
Согласно действующему законодательству РФ полномочия Федеральной нотариальной палаты определяются Основами и уставом палаты. В соответствии со ст. 30 Основ Федеральная нотариальная палата:
- осуществляет координацию деятельности региональных нотариальных палат;
- представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, на предприятиях, в учреждениях и организациях;
- обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой;
- участвует в проведении экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью;
- обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов;
- организует страхование нотариальной деятельности;
- представляет интересы региональных нотариальных палат в международных организациях.
В целях формирования правильного представления о месте Федеральной нотариальной палаты в системе нотариата России необходимо дать более подробную характеристику отдельным ее полномочиям.
1. Осуществление координации деятельности региональных нотариальных палат позволяет выработать единую практику применения законодательства РФ о нотариате, разработать методические рекомендации о порядке совершения нотариальных действий, а также подготавливать предложения о внесении изменений в законодательство на основе обобщения нотариальной практики.
2. Представляя интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, на предприятиях, в учреждениях и организациях , Федеральная нотариальная палата вносит на рассмотрение Министерства юстиции РФ предложения о совершенствовании деятельности нотариата, изменении соответствующих нормативных правовых актов, а также в пределах своей компетенции палата вправе непосредственно обращаться в Правительство РФ, Государственную Думу и Совет Федерации, правоохранительные органы и т.д. Необходимо учитывать, что Федеральная нотариальная палата вправе обращаться не только в государственные органы федерального уровня, но и в органы государственной власти субъектов федерации и органы муниципального самоуправления, действуя при этом в интересах соответствующих региональных нотариальных палат.
3. Реализуя полномочия по обеспечению защиты социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой . Федеральная нотариальная палата оказывает содействие нотариусам, являющимся членами региональных нотариальных палат, в юридической, социальной и материальной защите их профессиональных прав и законных интересов, улучшении условий труда, а также по другим вопросам, связанным с их нотариальной деятельностью. В свою очередь, каждому нотариусу, являющемуся членом региональной нотариальной палаты, предоставляется право обращаться по любым вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью, в исполнительные и контрольные органы Федеральной нотариальной палаты, которые обязаны обеспечить оперативное и объективное рассмотрение этих вопросов.
4. Поскольку Федеральная нотариальная палата, по сути, занимает высшее положение в системе органов нотариального самоуправления частнопрактикующих нотариусов, то логично, что именно она участвует в проведении экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью . Палата в этих целях привлекает как работающих в ней на постоянной основе профессиональных юристов, так и располагает возможностью обращаться за соответствующими разъяснениями к ученым-правоведам, судьям, работникам органов юстиции и иных государственных органов, практикующим юристам, в том числе и иностранным специалистам, обладающим соответствующим уровнем компетентности в вопросах нотариата.
5. Обеспечение повышения квалификации нотариусов, стажеров и помощников в условиях реформирования правовой системы и законодательства РФ, осуществляемое Федеральной нотариальной палатой, приобретает особое значение. К мероприятиям в данной области можно отнести: проведение семинаров, разработку методических рекомендаций, обобщение нотариальной практики, предоставление систематизированной информации региональным нотариальным палатам с целью разъяснения положений вновь принятых законов и иных нормативных правовых актов РФ нотариусам, которые в силу своего правового статуса не могут быть юридически неграмотны. Причем эта деятельность осуществляется палатой как самостоятельно, так и в координации с региональными нотариальными палатами. Как правило, каждый практикующий нотариус не реже одного раза в четыре года должен пройти переподготовку на курсах повышения квалификации, организуемых совместно с Министерством юстиции РФ и Федеральной нотариальной палатой.
Функция Федеральной нотариальной пенаты по представлению интересов региональных нотариальных палат в международных организациях стала особо актуальной после принятия российского нотариата в 1995 г. в Институт латинского нотариата — международное сообщество, членами которого являются более 60 государств мира. Безусловно, участие России в этой международной организации способствует унификации и совершенствованию законодательства, нотариальной практики, развитию «частного» нотариата как принципиального нового для постсоветской России правового института.
Комментарий к статье 31
Высшим органом Федеральной нотариальной палаты является собрание представителей региональных нотариальных палат. Количество представителей нотариальных палат определяется правлением палаты. Президенты нотариальных палат являются представителями нотариальных палат по должности.
Руководят палатой избранные тайным голосованием на собрании представителей нотариальных палат не более чем на два срока подряд правление и президент.
Избранными в руководящие органы палаты считаются кандидаты, получившие большинство голосов представителей нотариальных палат, участвующих в голосовании.
Собрание представителей нотариальных палат созывается не реже одного раза в год. Собрание правомочно принимать решения, если в его работе участвуют не менее 2/3 избранных представителей нотариальных палат. Собрание представителей нотариальных палат созывается правлением Федеральной нотариальной палаты.
Все решения принимаются простым большинством голосов, за исключением случаев, предусмотренных уставом Федеральной нотариальной палаты. Порядок и форма голосования определяются на собрании.
Внеочередное собрание представителей нотариальных палат созывается по инициативе правления или не менее чем 15 нотариальных палат.
Собрание представителей нотариальных палат:
— избирает правление, президента и ревизионную комиссию;
— утверждает смету доходов и расходов палаты, штатное расписание аппарата палаты;
— заслушивает отчеты правления, президента, ревизионной комиссии;
— рассматривает жалобы на постановления и решения правления;
— определяет размеры членских взносов и других платежей;
— вносит изменения и дополнения в устав палаты;
— рассматривает другие вопросы, связанные с деятельностью палаты;
— принимает решение о прекращении деятельности и ликвидации Федеральной нотариальной палаты.
Правление избирается собранием представителей нотариальных палат в количестве 15 человек сроком на 5 лет.
Правление правомочно принимать решения, если в его работе участвует не менее 1/2 избранных членов. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих членов правления. При равенстве голосов рассмотрение обсуждаемого вопроса переносится на очередное заседание правления с вызовом отсутствующих членов правления. Заседания правления проводятся не реже одного раза в 4 месяца. Правление палаты выполняет свои функции в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, в том числе:
— созывает собрание представителей нотариальных палат;
— подготавливает вопросы, выносимые на рассмотрение собрания;
— организует выполнение решений собрания и требований устава;
— совместно с Министерством юстиции Российской Федерации определяет порядок прохождения стажировки, утверждает положения о квалификационной и апелляционной комиссиях, определяет порядок проведения конкурса на замещение должности нотариуса;
— образует комиссии, секции и другие структурные подразделения Федеральной нотариальной палаты;
— подготавливает материалы по вопросам, отнесенным к компетенции собрания;
— организует мероприятия по повышению профессионального уровня и квалификации нотариусов;
— осуществляет взаимодействие с органами государственной власти и управлениями, предприятиями, учреждениями и организациями;
— распоряжается средствами палаты в соответствии со сметой;
— создает и ликвидирует в установленном законодательством порядке предприятия, необходимые для выполнения ее уставных задач, а также учреждения и организации сферы социально — бытового комплекса;
— рассматривает по поручению собрания членов палаты другие вопросы, связанные с деятельностью палаты.
В необходимых случаях правление может принимать решения по вопросам, относящимся к компетенции собрания представителей нотариальных палат, в том числе по внесению изменений и дополнений в устав палаты, с последующим утверждением их на очередном собрании.
Деятельность правления осуществляется на основе коллегиальности руководства, гласности, регулярной отчетности перед членами палаты.
Президент избирается из числа нотариусов собранием палаты сроком на 5 лет.
Президент палаты:
— руководит работой правления;
— представляет палату в международных организациях нотариусов, органах государственной власти и управления Российской Федерации, хозяйственных и общественных структурах, ведет переписку от имени палаты;
— председательствует на заседаниях правления;
— является распорядителем кредитов в пределах утвержденной собранием палаты сметы;
— осуществляет контроль за исполнением решений собраний представителей нотариальных палат и постановлений правления;
— принимает решение о предъявлении судебных исков.
Вице — президент палаты избирается по предложению президента правлением палаты открытым голосованием из числа членов правления. Избранным считается кандидат, набравший большинство голосов присутствовавших членов правления.
Вице — президент подотчетен непосредственно президенту, выполняет его поручения. Во время отсутствия президента все функции, возложенные на него, выполняет вице — президент.
Управляющий делами палаты назначается правлением палаты по представлению ее президента и ему подотчетен.
Управляющий делами палаты:
— руководит работой аппарата палаты, осуществляет прием и увольнение работников аппарата;
— ведет финансово — хозяйственную деятельность в пределах сметы и квоты, установленных собранием представителей нотариальных палат;
— по поручению президента или правления представляет ее в государственных, судебных и административных органах Российской Федерации и вне ее;
— заключает соглашения и договоры от имени палаты;
— выдает доверенности от имени палаты;
— открывает счета в банках.
На должность управляющими делами палаты не может быть назначен нотариус.
Трудовые отношения с управляющим делами палаты определяются контрактом, заключаемым президентом палаты с лицом, назначенным на эту должность.
Ревизионная комиссия избирается собранием представителей нотариальных палат в составе 7 человек сроком на 5 лет.
Ревизионная комиссия открытым голосованием избирает из числа своих членов председателя и заместителя председателя ревизионной комиссии. Ревизионная комиссия осуществляет контроль за выполнением сметы палаты и финансово — хозяйственной деятельностью правления и управляющего делами палаты.
Ревизионная комиссия отчитывается о результатах своей деятельности перед собранием.
Члены ревизионной комиссии не могут входить в состав других выборных органов палаты и в управление делами.
Главная \ Нотариат в России \ Федеральная Нотариальная Палата
Федеральная нотариальная палата (ФНП) – это некоммерческая организация, основанная на принципах самоуправления, саморегулирования и самофинансирования. Она объединяет всех нотариусов России посредством обязательного коллективного членства в ней нотариальных палат субъектов РФ. Иными словами любой нотариус, действующий на территории нашего государства, автоматически становится членом ФНП, одновременно с назначением на должность и вступлением в региональную нотариальную палату. Нотариальные палаты субъектов РФ, в свою очередь, основаны на обязательном членстве в них всех нотариусов, занимающихся частной практикой на территории того или иного региона.
ФНП осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», другими правовыми актами органов государственной власти, международными договорами, Уставом ФНП, а также Профессиональным кодексом нотариусов Российской Федерации. При этом Палата обладает всеми правами юридического лица с полной финансово-хозяйственной самостоятельностью и аппаратом, позволяющим эффективно реализовывать возложенные на нее законодательством и Уставом функции по организации нотариальной деятельности, контрольные полномочия и представлять интересы нотариального сообщества в органах государственной власти. На данный момент Федеральная нотариальная палата объединяет нотариальные палаты 82 субъектов Российской Федерации.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Федеральная нотариальная палата создана в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате на учредительной конференции полномочных представителей нотариальных палат субъектов РФ, которая состоялась 22 сентября 1993 г. в Москве. Первая региональная нотариальная палата была создана несколько раньше – в марте 1993 года в Республике Бурятия. Через месяц объединились нотариусы Липецкой области, через год нотариальные палаты работали уже в 17 субъектах Российской Федерации.
Особую роль в создании и становлении ФНП сыграл Анатолий Иванович Тихенко, первый частнопрактикующий нотариус России, а впоследствии президент Федеральной нотариальной палаты. За время его пребывания в должности президента ФНП из простой некоммерческой организации превратилась в первую и на тот момент единственную саморегулируемую организацию, способную реализовывать государственные функции. До момента свой гибели в феврале 2001 года А. И. Тихенко оставался последовательным проводником идеи независимого, небюджетного нотариата как публично правового, правозащитного и правоприменительного института, стоящего на защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Нынешнее руководство Палаты придерживается той же позиции, подтверждением чему стало принятие Общим собранием полномочных представителей нотариальных палат субъектов РФ ряда внутренних нормативных актов, подтверждающих высокий статус российского нотариата и ведущую роль Федеральной нотариальной палаты в организации нотариальной деятельности. В частности, в 2002 году были приняты Примерный устав нотариальной палаты субъекта Российской Федерации и Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации, исполнение которых стало обязательным для всех нотариальных палат и нотариусов России. Организационная структура Федеральной нотариальной палаты доказала свою эффективность и стала примером для других правовых институтов, в частности, для адвокатского сообщества, арбитражных управляющих, оценщиков и др.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИОННАЯ СЛУЖБА
Контролем и надзором в сфере нотариата занимается Федеральная регистрационная служба России (ФРС). Некоторые вопросы, касающиеся организации нотариальной деятельности, находятся в совместной компетенции нотариата и органов юстиции, например, утверждение количества должностей нотариусов, порядок прохождения стажировки и конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, контроль за деятельностью нотариусов. Федеральная нотариальная палата вместе с Федеральной регистрационной службой утверждают положения, которые регулируют вопросы совместного ведения.
ФУНКЦИИ
Федеральная нотариальная палата организует публично-правовую деятельность российского небюджетного нотариата по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а именно:
-
координирует деятельность нотариальных палат;
-
представляет интересы нотариальных палат в государственных органах и других организациях;
-
обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой;
-
участвует в проведении экспертиз законопроектов по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью;
-
обеспечивает повышение квалификации нотариусов, их помощников и стажеров;
-
организует страхование нотариальной деятельности;
-
представляет интересы нотариальных палат в международных организациях;
-
осуществляет иные, в том числе контрольные, полномочия.
Полномочия ФНП четко определены законодательством Российской Федерации и Уставом. Кроме того, Федеральная нотариальная палата оказывает содействие нотариусам, которые являются членами региональных нотариальных палат, в части юридической, социальной и материальной защиты их профессиональных прав, улучшении условий труда, а также в других вопросах, связанных с их деятельностью. Каждой нотариальной палате субъекта РФ предоставляется право обращаться по любым вопросам, связанным с профессиональной деятельностью нотариусов, в исполнительные и контрольные органы Федеральной нотариальной палаты, которые обязаны обеспечить оперативное и объективное рассмотрение заявлений.
Бюджет Федеральной нотариальной палаты образуется за счет членских взносов, которые уплачивает каждая нотариальная палата субъектов РФ.
СОБРАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НОТАРИАЛЬНЫХ ПАЛАТ СУБЪЕКТОВ РФ
Высшим органом Федеральной нотариальной палаты является Собрание полномочных представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации. Обычно оно созывается не реже одного раза в год, однако при необходимости для решения особо важных и актуальных вопросов деятельности нотариального сообщества могут проводиться и внеочередные собрания. Решения Собрания правомочны, если в его работе приняли участие полномочные представители не менее двух третей нотариальных палат.
Высший руководящий орган нотариального сообщества представителей нотариальных палат может принимать к рассмотрению любой вопрос деятельности Федеральной нотариальной палаты.
К его исключительной компетенции относятся:
-
определение приоритетных направлений деятельности Федеральной нотариальной палаты;
-
избрание правления, президента и ревизионной комиссии;
-
заслушивание отчетов правления, президента и ревизионной комиссии;
-
рассмотрение споров и разногласий, возникших между отдельными региональными нотариальными палатами;
-
определение размера членских взносов и других платежей;
-
прием в члены Федеральной нотариальной палаты;
-
внесение изменений и дополнений в устав;
-
принятие решений о прекращении деятельности и ликвидации Федеральной нотариальной палаты.
Нотариальные палаты субъектов РФ имеют равные права по созданию выборных органов ФНП и участию в их работе, в том числе они могут обсуждать любые вопросы деятельности палаты, обращаться во все выборные органы, выдвигать своих кандидатов для избрания в исполнительные и контрольные органы Палаты. Они обязаны соблюдать Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, закрепленные в них принципы создания и деятельности Федеральной нотариальной палаты, а также требования Устава Палаты. При голосовании каждый член Федеральной нотариальной палаты имеет один голос.
Для обеспечения контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Правления и президента на собрании представителей нотариальных палат простым большинством голосов избирается ревизионная комиссия.
ПРЕЗИДЕНТ
Высшей исполнительной властью в Федеральной нотариальной палате обладает президент, которым может стать только частнопрактикующий нотариус, отработавший в нотариате не менее семи лет. Президент руководит работой Правления ФНП, представляет интересы нотариального сообщества в международных организациях, в том числе в Международном союзе нотариата, органах государственной власти Российской Федерации, хозяйственных и общественных структурах, а также ведет официальную переписку от имени Федеральной нотариальной палаты.
Президент избирается тайным голосованием собранием представителей нотариальных палат на четыре года. О результатах своей работы и работы правления он отчитывается перед Собранием полномочных представителей нотариальных палат субъектов РФ.
ПРАВЛЕНИЕ ФНП
Исполнительным органом Федеральной нотариальной палаты является Правление, которое избирается собранием представителей нотариальных палат. В его состав входят президенты нотариальных палат. Выборы членов правления проводятся на общем Собрании полномочных представителей нотариальных палат субъектов РФ.
К компетенции правления Федеральной палаты относятся:
-
созыв Собрания полномочных представителей нотариальных палат субъектов РФ;
-
подготовка вопросов, выносимых на рассмотрение собрания;
-
определение конкретных путей реализации требований Устава;
-
организация выполнения решений собрания и требований Устава;
-
разработка предложений о внесении изменений и дополнений в Устав Федеральной нотариальной палаты;
-
образование комиссий, секций и других структурных подразделений Федеральной нотариальной палаты;
-
подготовка материалов по вопросам, отнесенным к компетенции собрания;
-
повышение профессионального уровня и квалификации нотариусов, занимающихся частной практикой;
-
проведение проверок деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой;
-
осуществление взаимодействия с Министерством юстиции Российской Федерации, Федеральной регистрационной службой и региональными органами юстиции в решении вопросов организации нотариальной деятельности;
-
взаимодействие с международными организациями нотариусов;
-
осуществление кураторских функций в отношении нотариальных палат субъектов РФ.
КОМИССИИ
Для более эффективной реализации полномочий, возложенных на Федеральную нотариальную палату, были созданы комиссии, отвечающие за определенные направления развития института нотариата. В рамках комиссий обсуждаются научные, методические, практические, организационные, правовые и правоприменительные вопросы деятельности российского нотариата.
На сегодняшний день при Федеральной нотариальной палате постоянно действуют:
-
Комиссия по этике, профессиональной чести и имиджу, изучающая вопросы внутрикорпоративной этики, взаимоотношения нотариусов и клиентов, организации нотариальной деятельности, а также контролирующая исполнение Профессионального кодекса нотариусов Российской Федерации;
-
Комиссия по законодательной и методической работе, занимающаяся изучением вопросов правоприменительной практики, а также подготовкой методических рекомендаций для нотариусов России;
-
Комиссия по контролю за деятельностью нотариальных палат, осуществляющая контроль за соблюдением законодательства и требований внутренних нормативных актов Федеральной нотариальной палаты нотариальными палатами субъектов РФ;
-
Бюджетная комиссия, разрабатывающая рекомендации по экономической деятельности ФНП;
-
Комиссия по использованию информационных технологий, исследующая вопросы внедрения электронных высокотехнологичных систем в нотариальной практике и организационной деятельности нотариального сообщества;
-
Комиссия по повышению квалификации нотариусов, работников нотариальных палат, осуществляющая организацию и контроль за процессом повышения квалификации нотариусов, а также отвечающая за организацию учебных мероприятий;
-
Комиссия по исследованию исторического наследия российского нотариата, занимающаяся исследованием исторических корней нотариата России;
-
Комиссия по социальной помощи нотариусам, разрабатывающая концепцию социального развития института нотариата и механизмы ее реализации.