N.E.C.

Юридическая информация

Выборный глава местного самоуправления

by adminon 28.06.202028.06.2020

УДК 342.5

Самостоятельность местного самоуправления как ключевой принцип осуществления государственной

и местной власти

Карасев Анатолий Тиханович,

Уральский юридический институт МВД России,

доктор юридических наук, профессор

e-mail: a.t.karasev@mail.ru

Коваленко Ксения Ивановна,

Уральский юридический институт МВД России

e-mail: kseniakovalenko@bk.ru

Статья посвящена рассмотрению конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления на примере самостоятельности органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения. Особое внимание авторы уделяют финансовому взаимодействию муниципальных образований с государством. Делается вывод о необходимости совершенствования федерального законодательства для обеспечения фактической самостоятельности муниципальных образований.

Ключевые слова: местное самоуправление; самостоятельность населения; самостоятельность местного самоуправления; финансовая самостоятельность органов местного самоуправления; вопросы местного значения.

Independence of local self-government as a key principle of state and local authorities

Karasev Anatoliy Tikhanovich,

Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Doctor of Law, Professor

Kovalenko Kseniya Ivanovna,

Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

В 2003 г. началось крупное реформирование системы местного самоуправления, вызванное наличием проблемных вопросов взаимодействия государственной и местной власти. Новый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 более детально разграни-

1 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-Ф3) . URL: http:// study.garant.ru.

чил компетенцию между органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключив дублирование и имеющиеся на данный момент пробелы в правовом регулировании предметов ведения и полномочий обоих уровней публичной власти. Результаты реформирования действительно существенны, т. к. законодатель, в корне изменив подходы и закрепление общих принципов организации местного самоуправления в России, в то же время не нарушил конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления, являющийся осно-

вой конституционного строя Российской Федерации (ст. 12 Конституции РФ).

Самостоятельность — это основополагающий принцип функционирования и деятельности местного самоуправления при взаимодействии с государственной властью. Однако не стоит забывать, что местное самоуправление, выступая одной из форм народовластия, является властью подзаконной и, следовательно, не может само себя реформировать. Почему же тогда законодатель в ст. 1 Федерального закона № 131-Ф3 дает определение местного самоуправления как формы власти, обеспечивающей самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения? Очевидно, что, закрепляя самостоятельность местного самоуправления как одну из основ конституционного строя Российской Федерации, законодатель не подразумевал «самостоятельность» как «суверенитет» местной власти (тем более что Конституция РФ не признает никакого другого суверенитета, кроме суверенитета Российской Федерации)1, а лишь закрепил относительную автономию местного самоуправления в единой системе публичной власти.

Самостоятельность местного самоуправления Конституция РФ закрепляет не только в ст. 12, но и в ряде других своих норм, предусматривая самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст. 130); самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления (ст. 131); самостоятельное управление органами местного самоуправления муниципальной собственностью, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка (ст. 132), а также ряда других вопросов, которые органы местного самоуправления решают самостоятельно.

Данные конституционные положения в полной мере нашли свое отражение в Федеральном законе № 131-ФЗ, но вместе с тем ни Конституция РФ, ни федеральное законодательство не разъясняют, что именно означает «самостоятельность местного самоуправления». Собственно, отсутствие четких дефинитивных норм, раскрывающих принципы местного самоуправления, усложняет развитие местного самоуправления в Российской Федерации.

Самостоятельность местного самоуправления, представляя собой фундаментальный (основной) критерий организации, деятельности и главное — взаимодействия государственной и местной власти, вызывает массу споров среди ученых-конституционалистов с точки зрения ее практического воплощения. Положения ст. 12 Конституции РФ, закрепляющие организационную обособленность местного само-

1 Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 7 июня 2000 г. № 10-П подчеркнул, что недопустимо существование двух уровней государственного суверенитета в единой системе государственной власти страны.

управления, являются объектом серьезной критики со стороны ряда ученых на протяжении многих лет2.

Например, профессор Н. С. Бондарь, говоря о самостоятельности местного самоуправления, ссылается на ее двойственную природу. С одной стороны, говорит автор, она проявляется в самостоятельном решении вопросов местного значения, с другой -это организационная обособленность органов местного самоуправления и наделение их собственной компетенцией при решении вопросов местного значения (в соответствии с уставами муниципальных образований)3.

По мнению профессора А. Н. Кокотова, самостоятельность местного самоуправления выражается в организационной «неподчиненности» муниципальных образований государству, а также в праве населения и органов местного самоуправления принимать решения по собственному усмотрению в пределах компетенции муниципальных образований4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Справедливо замечание Е. И. Козловой и О. Е. Кута-фина, согласно которому «государство создает правовые рамки деятельности местного самоуправления, но само не вправе его осуществлять»5.

Конституционный Суд Российской Федерации не раз обращался к пределам самостоятельности местного самоуправления6. Примечательным является постановление от 1 декабря 2015 г. № 30-П7, в котором говорится, что Конституция, закрепляя в ст. 12 самостоятельность местного самоуправления в качестве основного принципа его взаимоотношений с федеральной властью, исходит из того, что эта самостоятельность не является абсолютной, т. е. проявляется в наличии у муниципальных образований самостоятельных предметов ведения и полномочий.

Комментарий к Конституции РФ разъясняет, что правовым выражением самостоятельности местного самоуправления выступает установление предметов ведения и полномочий (ст. 130-132 Конституции,

4 См.: Муниципальное право России: учебник для академического бакалавриата / под ред. А. Н. Кокотова. М., 2016. С. 21.

5 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник. М., 2003. С. 557-558.

7 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2015 г. № 30-П . URL: http:// study. garant.ru.

ст. 14-18 Федерального закона № 131-Ф3); определение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления (ст. 5, 6 Федерального закона № 131-Ф3); введение прямого запрета на ограничение прав местного самоуправления, закрепленных Конституцией РФ и федеральными законами (ст. 133 Конституции)1.

Таким образом, представляется, что существует необходимость в законодательном закреплении понятия «самостоятельность местного самоуправления». С учетом этого предлагаем дополнить ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ следующим понятием: «самостоятельность местного самоуправления означает реальную возможность населения и органов местного самоуправления самостоятельно формировать органы местного самоуправления, осуществлять нормотворческую деятельность по решению вопросов местного значения, а также возможность обладать достаточными материальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения».

Переходя к практическому воплощению принципа самостоятельности органов местного самоуправления, в первую очередь следует отметить их самостоятельность в нормотворческой деятельности, т. е. возможность принимать решения местного уровня. К таким решениям, в частности, можно отнести утверждение и формирование местного бюджета. Так, на примере финансовой «независимости» рассмотрим реализацию принципа самостоятельности органов местного самоуправления.

Несомненно, основной гарантией самостоятельности местного самоуправления является его финансовая независимость при решении вопросов местного значения. Следовательно, отсутствие необходимых финансовых средств является основной причиной зависимости местной власти от государства. Только реальная финансовая обеспеченность муниципальных образований может гарантировать фактическую самостоятельность местного самоуправления.

Финансовая самостоятельность местного самоуправления гарантируется Конституцией РФ (ст. 132) и заключается в самостоятельном управлении муниципальной собственностью, самостоятельном формировании, утверждении и исполнении местного бюджета, самостоятельном установлении местных налогов и сборов, т. е. органы местного самоуправления обладают фактической властью лишь при наличии финансовых средств, которые принадлежат им на праве муниципальной собственности2.

Согласно действующему законодательству, доходы бюджетов муниципальных образований образуются из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Финансовая самостоятельность местного бюджета (по идее) должна складываться исходя из собственных налоговых и неналоговых доходов. Однако на практике суммарный объем указанных источников формирования финансовых ресурсов зачастую не превышает и половины поступающих в местные бюджеты средств3. Все это позволяет сделать вывод о том, что муниципальные образования весьма зависимы от регионов в части финансового обеспечения.

Так, бюджет муниципального образования «город Екатеринбург» в 2018 г. выглядел следующим образом: доход 42 384 млн рублей, расход 43 815 млн рублей, дефицит 1 431 млн рублей. При этом более 50 % дохода бюджета приходится на безвозмездные поступления из субъекта и Федерации, около 20 % -налог на доходы физических лиц, остальное — земельный налог; доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки; доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; ЕНВД; другие доходы4.

В целях повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований многими авторами выдвигается идея изменения бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации. Однако не стоит забывать, что именно экономическая самодостаточность местного самоуправления — основная проблема, возникающая при реформировании местного самоуправления. Несомненной остается необходимость увеличения местных налогов в формировании доходной части бюджетов муниципальных образований. Например, достичь оптимизации финансовых потоков муниципальных образований можно путем придания статуса местного транспортному налогу, который в данный момент является региональным. Решение этих и иных проблем финансовой независимости местного самоуправления позволит завершить его реформирование и стабилизировать государственно-муниципальные отношения в целом.

Таким образом, конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления остается спорной и противоречивой категорией. С одной стороны, местное самоуправление самостоятельно решает вопросы местного значения в пределах отведенных ему полномочий, принимает необходимые и обязательные для исполнения решения, которые не нуждаются в каком-либо согласовании или утверждении. С другой стороны, являясь властью подзаконной, местное самоуправление, безусловно, зависимо от государства.

3 См.: Тиникашвили Т. Ш. Финансовая база формирования бюджета муниципального образования // Вестник экономической безопасности. 2016. № 4. С. 298.

4 Публичный бюджет Екатеринбурга . URL: httpy/бюджет.екатеринбург.рф.

Библиографический список

5. Козлова Е. И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юристъ, 2003. — 585 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Публичный бюджет Екатеринбурга . — URL: Ы1:р://бюджет.екатеринбург.рф.

Bibliograficheskiy spisok

5. Kozlova E. I. Konstitutsionnoye pravo Rossii: uchebnik / E. I. Kozlova, O. E. Kutafin. — 3-e izd., pererab. i dop. — Moskva: Yurist, 2003. — 585 s.

Верховная Рада назначила выборы в местные органы власти на воскресенье, 25 октября.

За соответствующее постановление № 3809 на пленарном заседании в среду проголосовало 326 народных депутатов.

Согласно тексту проекта постановления, обнародованному на сайте Верховной Рады, парламент постановил «назначить очередные выборы депутатов областных, Киевского городского, районных в городах советов … и Киевского городского головы на воскресенье 25 октября 2020 года».

Вместе с тем, в комментарии агентству «Интерфакс-Украина» член парламентского Комитета по вопросам организации госвласти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Виталий Безгин (фракция «Слуга народа») уточнил, что также состоятся выборы и городских голов.

«Выборы проходят в советы громад, первые выборы, которые назначит ЦИК согласно с распоряжением правительства. Очередные выборы проходят в областные советы, Киевский городской совет, в районные советы в городах. Если не будет принято новое районирование, то (пройдут – ИФ-У) очередные выборы в районы. Если это (новое разделение на районы – ИФ-У) произойдет, то тогда (там – ИФ-У) пройдут первые выборы», — сказал Безгин.

На уточняющий вопрос касательно проведения выборов городских голов, парламентарий ответил: «Везде пройдут».

Согласно принятому постановению № 3809, выборы депутатов Верховного совета Крыма, депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов на временно оккупированных территориях Крыма, города Севастополя, в отдельных районах, городах, поселках и селах Донецкой̆ и Луганской̆ областей̆ не назначаются и не проводятся.

«В связи с невозможностью обеспечения представительства совместных интересов территориальных громад сел, поселков, и городов Донецкой и Луганской̆ областей̆, выборы депутатов Донецкого и Луганского областных советов не назначаются и не проводятся», — говорится в принятом постановлении.

Как сообщал ренее Безгин, для рассмотрения Радой в четверг, 16 июля, намечено внести доработанный проект постановления о создании и ликвидации районов в ряде областей Украины.

Теги: #рада #выборы

Людмила Маркина

В целях повышения эффективности муниципального управления, а также в соответствии с Федеральными законами от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», практически каждый муниципалитет сталкивается с необходимостью разрабатывать и внедрять информационные системы (ИС).

В Красноярске задача организации работ по созданию единой муниципальной информационной системы «Электронный муниципалитет» путем интеграции ИС, используемых органами местного самоуправления, а также путем разработки и внедрения новых, закреплена постановлением администрации города в полномочиях управления информатизации и связи (УИиС).

Необходимо отметить, что муниципальные ИС создаются на основании распоряжения администрации города от 25.03.2009 № 217-ж «Об утверждении Положения о муниципальных информационных системах» по решению органов городского самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений за счет средств бюджета города:
– сторонними организациями, привлеченными в соответствии с действующим законодательством к выполнению работ,
– либо разрабатываются специалистами УИиС (происходит крайне редко, в основном специалисты готовят ТЗ, согласовывают и оценивают необходимость разработки или приобретения ИС).

Весь процесс как последовательность процедур выглядит следующим образом:

Все логично и понятно до наступления момента решения вопроса «Где и как учитывать ИС?».

С одной стороны, ИС это продукт, созданный или приобретенный за счет средств бюджета города. И в этой связи учет заключается во включении в Реестр сведений о муниципальных информационных системах (данный реестр утвержден вышеназванным распоряжением) и необходимости бухгалтерского учета. Основным регулирующим актом для осуществления бухгалтерского учета интеллектуальной собственности является Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 14/2007 «Учет нематериальных активов» (утв. приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н). Оператором Реестра сведений о муниципальных ИС является УИиС, бухгалтерский учет осуществляет управление делами администрации города.

С другой стороны, ИС это результат интеллектуальной деятельности, подлежащий правовой охране и имущественному учету. Правовой основой, регулирующей отношения в сфере прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Для решения вопроса имущественного учета ИС администрацией города было принято решение о расширении перечня объектов, подлежащих учету в Реестре муниципальной собственности. Оператором Реестра муниципальной собственности является департамент муниципального имущества и земельных отношений. В Реестр муниципальной собственности добавили раздел «Реестр имущественных прав (исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации)».

В 2011 году Минэкономразвития РФ утверждает своим приказом порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества. В соответствии с данным Порядком, исключительные права муниципальных образований на результаты интеллектуальной деятельности не являются объектами учета в реестре. После очередного предписания прокуратуры из перечня объектов, подлежащих учету в Реестре муниципальной собственности, раздел «Реестр имущественных прав (исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации)» в 2014 году исключен. За данный период времени на учет поставлена всего одна система и подготовлены документы еще на две.

Изучая опыт других городов, можно сделать вывод, что после исполнения муниципального контракта и подписания актов о выполненных работах, органы местного самоуправления, как правило, не проводят дальнейшую работу по легализации объекта интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, созданного при выполнении работ по муниципальному контракту.

Вернемся к схеме процесса, в которой теперь усиливаются работы при подготовке КД в части определения прав сторон на разрабатываемый продукт.

Какие возможны варианты?

Рассмотрим вариант, когда создается абсолютно новая ИС. В данном случае все права, согласно общему правилу Гражданского кодекса РФ, если муниципальным контрактом не предусмотрено иное, принадлежат исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим муниципальный контракт лицом.

Таким образом, в муниципальном контракте в обязательном порядке необходимо указывать, кому конкретно в результате выполненных работ будут принадлежать исключительные права на созданный объект.

Предметом данного муниципального контракта являются только работы или услуги, в результате которых создается объект интеллектуальной собственности. При этом документы, полученные в результате исполнения контракта, не могут подтверждать исключительное право на созданный объект, но они могут являться правовым основанием для получения указанных прав.

В данном случае заказчику на вновь разработанный продукт, после выполнения исполнителем условий муниципального контракта, необходимо заключить договор отчуждения исключительного права, который позволит определить созданный объект, как продукт интеллектуальной собственности, а также осуществить бухгалтерский учет и включить ИС в реестр муниципальной собственности, как нематериальный актив.

Другой вариант, когда на рынке имеется готовая ИС с определенным количеством функции, так называемый «коробочный вариант». При покупке данного продукта, отношения между заказчиком и исполнителем устанавливаются лицензионным договором (лицензия), при этом у муниципального образования возникает только право пользования.

В соответствии с положениями ГК РФ, по лицензионному договору одна сторона – обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором.

В отношении нематериального актива уже не распространяется право оперативного управления (владение, распоряжение и пользование), а только право пользования. В данном случае получается «сложный» программный продукт, когда его определенная часть принадлежит исполнителю и используется муниципальным образованием на правах лицензионного договора, а вторая часть, специально разработанная для деятельности администрации, принадлежит уже заказчику.

Поднимать вопрос о соавторстве в данном случае нецелесообразно, в связи с тем, что прибыль от «коробочного варианта» должна соразмерно делиться между авторами. На данный вариант не пойдет исполнитель, так как это является его доходом. С другой стороны, финансирование из бюджета муниципалитета, в случае необходимости доработки получившегося продукта, будет только с одной стороны, что противоречит принципам соавторства.

Объединение «коробочного варианта» с дополнительными разработками в один программный продукт также не позволит в дальнейшем выделять бюджетные средства, так как часть системы используется органом местного самоуправления на правах пользования. При этом модернизация, актуализация или другая доработка данного продукта может привести к нецелевому использованию бюджетных средств. Вместе с тем, в деятельности муниципальных органов очень часто возникает необходимость по доработке объекта интеллектуальной собственности.

Выходом из данной ситуации является также заключение договора отчуждения исключительного права, но уже на часть программного продукта, который разработан по заказу муниципального образования. Данный договор позволит выделить и учесть нематериальный объект и использовать на него бюджетные средства.

И хотя договора о распоряжении исключительным правом, согласно действующему законодательству, подлежат государственной регистрации (порядок регистрации предусмотрен постановлением правительства РФ от 24.12.2008 № 1020), однако свидетельство о государственной регистрации результата интеллектуальной деятельности не является правоустанавливающим документом. Оно всего лишь одно из доказательств принадлежности прав конкретному лицу.

Таким образом, в любом из представленных вариантов муниципалитету необходимо при создании объектов интеллектуальной собственности заключать договор отчуждения исключительного права, который направлен на легализацию результата интеллектуальной деятельности и его правовую охрану.

Об авторах: Маркина Людмила Николаевна, заместитель руководителя управления информатизации и связи администрации города Красноярска, в соавторстве с Морозовым Романом Валерьевичем, главным специалистом управления информатизации и связи администрации Красноярска

Статья подготовлена специально для Экспертного центра электронного государства по материалам доклада на конференции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов «Информационные технологии в местном самоуправлении»

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенныесобственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть в т. ч. и через О. м. с. Таким образом, не являясь органами государственной власти, О. м. с. являются органами власти. В каждом муниципальном образовании функционирует определенная система этих органов. Другим конституционным принципом местного самоуправления в РФ является самостоятельное определение населением структуры О. м. с. (ст. 131 Конституции РФ). Речь идет не только о внутреннем устройстве соответствующих органов, но и об определении видов О. м. с., их наименования, взаимоотношений между ними. Принцип самостоятельности предопределил многообразие моделей местного самоуправления в муниципальных образованиях. В структуре О. м. с. могут предусматриваться не только представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, администрация — исполнительный орган местного самоуправления, но и другие органы. Федеральный закон от 6 окт. 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает определенные требования к структуре О. м. с. Тем самым формируется система сдержек и противовесов на муниципальном уровне публичной власти, которая хорошо зарекомендовала себя в мировом опыте. Основная задача О. м. с. — реализация местного самоуправления как формы осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

СФ в связи с большим количеством муниципальных образований (около 12 тыс. — до 2005, более 24 тыс. — на 1 янв. 2006) не может контактировать с О. м. с. так же регулярно и плотно, как с органами государственной власти субъектов РФ. Тем не менее в СФ внимательно рассматриваются обращения О. м. с. по вопросам законодательства, представители СФ принимают участие в мероприятиях, проводимых О. м. с., ассоциациями (союзами) муниципальных образований. Представители О. м. с., в свою очередь, нередко приглашаются на мероприятия, проводимые в СФ. Эта работа осуществляется в основном Комитетом СФ по вопросам местного самоуправления. Формой работы СФ с О. м. с. является взаимодействие с их ассоциациями (союзами). Самая крупная из них — Общероссийский конгресс муниципальных образований РФ, учредителями которого выступила большая часть др. ассоциаций муниципальных образований, существующих в РФ. Взаимодействие СФ с конгрессом осуществляется в следующих формах и направлениях: обмен планами мероприятий; обмен материалами; мониторинг отношения О. м. с. к законопроектам; анализ деятельности О. м. с. для ее освещения в ходе мероприятий СФ и др. Взаимодействие с О. м. с. является взаимовыгодным. О. м. с. имеют возможность выражать свою позицию в парламенте РФ, а СФ, получая разностороннюю информацию о состоянии дел в местном самоуправлении, может высокопрофессионально выполнять свою конституционную обязанность — законодательно обеспечивать деятельность О. м. с.

Полномочия главы Богучарского муниципального района Воронежской области

Статья 36. Глава Богучарского муниципального района

1. Глава Богучарского муниципального района является высшим должностным лицом Богучарского муниципального района и наделяется Уставом Богучарского муниципального района собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Глава муниципального района избирается Советом народных депутатов муниципального района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса и возглавляет местную администрацию. Срок полномочий главы муниципального района составляет пять лет.

2.1. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района устанавливается Советом народных депутатов муниципального района. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Кандидатом на должность главы муниципального района может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.

Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном районе устанавливается Советом народных депутатов муниципального района.

В муниципальном районе половина членов конкурсной комиссии назначается Советом народных депутатов муниципального района, а другая половина – губернатором Воронежской области.

Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения.

Совету народных депутатов муниципального района для проведения голосования по кандидатурам на должность главы муниципального района представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов.

3. Глава Богучарского муниципального района исполняет полномочия главы администрации Богучарского муниципального района.

4. В течение 10 дней, со дня вступления в должность вновь избранного главы Богучарского муниципального района происходит передача дел от прежнего вновь избранному главе Богучарского муниципального района.

5. Глава Богучарского муниципального района исполняет полномочия на постоянной основе.

6. Глава Богучарского муниципального района должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

7. Глава Богучарского муниципального района подконтролен и подотчетен населению и Совету народных депутатов Богучарского муниципального района.

8. Глава Богучарского муниципального района представляет Совету народных депутатов Богучарского муниципального района ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, результатах деятельности администрации Богучарского муниципального района и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом народных депутатов Богучарского муниципального района.

9. В случае досрочного прекращения полномочий главы Богучарского муниципального района либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временное отстранение от должности его полномочия временно исполняет первый заместитель главы администрации Богучарского муниципального района.

В случае отсутствия первого заместителя главы администрации Богучарского муниципального района Воронежской области полномочия главы Богучарского муниципального района Воронежской области временно исполняет заместитель главы администрации Богучарского муниципального района Воронежской области, курирующий вопросы агропромышленного комплекса, ветеринарии, лесного хозяйства на территории Богучарского муниципального района.

В случае отсутствия заместителя главы администрации Богучарского муниципального района Воронежской области, курирующего вопросы агропромышленного комплекса, ветеринарии, лесного хозяйства на территории Богучарского муниципального района, полномочия главы Богучарского муниципального района Воронежской области временно исполняет заместитель главы администрации Богучарского муниципального района – руководитель аппарата администрации района.

В случае отсутствия заместителя главы администрации Богучарского муниципального района – руководителя аппарата администрации района полномочия главы Богучарского муниципального района Воронежской области временно исполняет заместитель главы администрации Богучарского муниципального района, курирующий вопросы экономики, налогов и финансов на территории Богучарского муниципального района.

10. В случае временного отсутствия главы Богучарского муниципального района (отпуск, командировка, болезнь, временное отстранение его от должности в случаях, установленных федеральным законодательством) полномочия главы Богучарского муниципального района временно исполняет первый заместитель главы администрации Богучарского муниципального района.

В случае отсутствия первого заместителя главы администрации Богучарского муниципального района Воронежской области полномочия главы Богучарского муниципального района Воронежской области временно исполняет заместитель главы администрации Богучарского муниципального района Воронежской области, курирующий вопросы агропромышленного комплекса, ветеринарии, лесного хозяйства на территории Богучарского муниципального района.

В случае отсутствия заместителя главы администрации Богучарского муниципального района Воронежской области, курирующего вопросы агропромышленного комплекса, ветеринарии, лесного хозяйства на территории Богучарского муниципального района, полномочия главы Богучарского муниципального района Воронежской области временно исполняет заместитель главы администрации Богучарского муниципального района – руководитель аппарата администрации района.

В случае отсутствия заместителя главы администрации Богучарского муниципального района – руководителя аппарата администрации района полномочия главы Богучарского муниципального района Воронежской области временно исполняет заместитель главы администрации Богучарского муниципального района, курирующий вопросы экономики, налогов и финансов на территории Богучарского муниципального района.

(ст. 36 в ред. решения от 04.04.2017 № 375)

Статья 36.1. Полномочия главы Богучарского муниципального района

1. Глава Богучарского муниципального района обладает следующими полномочиями:

1) представляет Богучарский муниципальный район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени Богучарского муниципального района;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом народных депутатов Богучарского муниципального района;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания Совета народных депутатов Богучарского муниципального района;

5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Воронежской области.

(ст.36.1 введена решением от 26.02.2015 № 237)

Статья 37. Местная администрация Богучарского муниципального района

1. Администрация Богучарского муниципального района Воронежской области (далее администрация Богучарского муниципального района) – исполнительно – распорядительный орган местного самоуправления Богучарского муниципального района, наделенный настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Воронежской области. Сокращенное наименование – администрация Богучарского муниципального района

2. Администрация муниципального района обладает правами юридического лица.

3. Структура администрации муниципального района утверждается Советом народных депутатов по представлению главы администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации.

(ст.37. введена решением от 29.10.2008 № 57)

Статья 40. Полномочия главы администрации Богучарского муниципального района

1. Администрация Богучарского муниципального района наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Воронежской области.

2. К полномочиям администрации Богучарского муниципального района относятся:

1) обеспечение исполнения решений органов местного самоуправления Богучарского муниципального района по реализации вопросов местного значения;

2 обеспечение исполнения органами местного самоуправления Богучарского муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения Богучарского муниципального района в соответствии с федеральными законами, законами Воронежской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Совета народных депутатов Богучарского муниципального района;

3) осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Воронежской области;

4) иные полномочия, определенные федеральными законами и законами Воронежской области, настоящим Уставом.

3. В целях реализации полномочий, указанных в части 2 настоящей статьи, глава Богучарского муниципального района, возглавляющий администрацию Богучарского муниципального района:

1) обладает правом внесения в Совет народных депутатов Богучарского муниципального района проектов муниципальных правовых актов;

2) представляет на утверждение Совета народных депутатов Богучарского муниципального района структуру администрации Богучарского муниципального района;

3) вносит на утверждение Совета народных депутатов Богучарского муниципального района проекты местного бюджета, программ, планов развития экономической и социально-трудовой сферы Богучарского муниципального района, организует их исполнение;

4) организует и контролирует в пределах своей компетенции выполнение решений Совета народных депутатов Богучарского муниципального района, собственных решений органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и должностными лицами на территории Богучарского муниципального района;

5) проводит прием граждан, должностных лиц органов и организаций, организует рассмотрение жалоб, предложений и заявлений, принимает по ним решения;

6) принимает на работу и увольняет работников администрации, организует их аттестацию, повышение их квалификации, применяет к ним меры поощрения, привлекает их к дисциплинарной ответственности;

7) принимает меры по защите интересов Богучарского муниципального района в государственных и иных органах, в том числе в суде, арбитражном суде;

8) осуществляет иные функции, предусмотренные федеральным законодательством, законодательством Воронежской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Совета народных депутатов Богучарского муниципального района.

(ст. 40 в ред. решения от 04.04.2017 № 375)

Статья 41. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

1. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

2. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления составляет пять лет.

(ч. 2 ст. 41 в ред. решения от 26.02.2015 № 237)

3. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

4. Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий и (или) порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

(ч. 4. ст. 41 в ред. решения от 30.08.2012 № 70)

5. Выборные должностные лица местного самоуправления: глава муниципального района, осуществляет свои полномочия на постоянной основе, председатель Совета народных депутатов Богучарского муниципального района, заместитель председателя Совета народных депутатов муниципального района, осуществляют свои полномочия на непостоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Депутаты Совета народных депутатов муниципального района осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности Совета народных депутатов муниципального района.

5.1. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности.

(ч. 5.1. ст. 41 введена решением от 29.10.2008 № 57)

5.2. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, за счет средств местного бюджета гарантируются:

1) условия осуществления деятельности лица, замещающего выборную муниципальную должность, обеспечивающие исполнение должностных полномочий в соответствии с муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления;

2) ежемесячное денежное вознаграждение;

3) ежемесячные и иные дополнительные выплаты;

(п.3 ч. 5.2. ст. 41 в ред. решения 24.10.2013 № 148)

4) пенсионное обеспечение;

5) ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день.

6) медицинское обслуживание лица, замещающего выборную муниципальную должность;

7) частичная компенсация стоимости путевки в санаторно-курортных и иных оздоровительных учреждениях, расположенных в Российской Федерации, а также компенсация стоимости проезда к месту оздоровительного или санаторно-курортного лечения и обратно в пределах территории Российской Федерации в размерах и порядке, установленных нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

8) страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу лица, замещающего выборную муниципальную должность, в связи с исполнением им должностных полномочий, а также на случай заболевания или утраты трудоспособности в период замещения им выборной муниципальной должности или после его прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных полномочий.

Размер и порядок предоставления указанных гарантий и компенсаций устанавливается нормативными правовыми актами Совета народных депутатов Богучарского муниципального района.

(ч. 5.2. ст. 41 введена решением от 08.07.2009 № 139)

5.3. Лицу, замещающему выборную муниципальную должность на непостоянной основе, за счет средств местного бюджета компенсируются расходы, связанных с исполнением возложенных на него полномочий, в случаях, порядке и размерах, установленных нормативными правовыми актами Совета народных депутатов Богучарского муниципального района.

(ч. 5.3. ст. 41 введена решением от 08.07.2009 № 139)

6. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти Воронежской области, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности Воронежской области, а также государственные должности государственной службы и должности муниципальной службы. Выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата Совета народных депутатов Богучарского муниципального района, за исключением случаев установленных федеральным законом.

Депутат Совета народных депутатов Богучарского муниципального района, выборное должностное лицо Богучарского муниципального района не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 6.10.2003 № 131 – ФЗ..

(ч. 6 ст. 41 в ред. решений от 30.08.2012 № 70)

7. Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:

1) Пункт 1 части 7 признан утратившим силу решением Совета народных депутатов от 26.02.2015 № 237

2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке, совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами Воронежской области, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

(п. 2 ч. 7 ст. 41 в ред. решения от 22.11.2016 № 329)

3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

(п.4 ч. 7 ст. 41 в ред. решения от 29.10.2008 № 57)

7.1. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

(ч. 7.1. ст. 41 в ред. решения от 22.11.2016 № 329)

8. Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

9. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

9.1. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющие полномочия на постоянной основе, не могут участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому, административному или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.

(ч. 9.1. ст. 41 в ред. решения от 22.11.2016 № 329)

10. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства Российской Федерации, гражданства иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство, или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии, с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

( п. 7 ч. 10 ст. 41 в ред. решения от 17.07.2007 № 321)

8) отзыва избирателями;

9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

9.1) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

(п.9.1 ч. 10 ст. 41 введен решением Совета народных депутатов от 29.05.2006 № 188)

10) в иных случаях, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными федеральными законами.

(п. 10 ч. 10 ст. 41 в ред. решения от 11.11.2010 № 222)

11. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

(ч. 11 ст. 41 в ред. решения от 22.11.2016 № 329)

12. Решение Совета народных депутатов Богучарского муниципального района о досрочном прекращении полномочий депутата Совета народных депутатов Богучарского муниципального района принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Совета народных депутатов Богучарского муниципального района, — не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

(ч. 12 ст. 41 введены решением от 30.08.2012 № 70)

Статья 42. Правовые акты администрации Богучарского муниципального района

Глава Богучарского муниципального района в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Воронежской области, уставом Богучарского муниципального района, нормативными правовыми актами Совета народных депутатов Богучарского муниципального района, издает постановления администрации Богучарского муниципального района по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Воронежской области, а также распоряжения администрацией Богучарского муниципального района по вопросам организации работы администрации Богучарского муниципального района.

(ст. 42 в ред. решения от 04.04.2017 № 375)

Похожие статьи:

  • Обязанности государственного таможенного инспектора

    1. Сотрудник таможенного органа обязан:1) обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение федеральных конституционных законов и…

  • Прокуратура алтуфьевского района г Москвы

    24 сентября прокуратура Западного округа столицы провела проверку территории промышленной зоны "Очаково" на Очаковском шоссе.…

  • Государственная регистрация муниципального образования

    Порядок внесения изменений и дополнений в УставСтатья 50. Оформление инициативы по внесению изменений и дополнений…

  • Местный бюджет утверждается кем

    Для реализации любых идей нужны ресурсы. В контексте местного самоуправления таким ресурсом является бюджет. Эффективность…

  • Положение об управлении муниципальной собственностью

    Российская ФедерацияКрасноярский крайАДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НАЗАРОВОП О С Т А Н О В Л Е Н…

Статьи
0

Свежие записи

  • Гражданский арест
  • Кравец Игорь Александрович
  • Выход из СНТ закон
  • Алименты в твердой
  • Алименты с пенсионеров

Свежие комментарии

    Архивы

    • Октябрь 2020
    • Сентябрь 2020
    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Июнь 2019
    • Май 2019
    • Февраль 2019
    • Январь 2019
    • Декабрь 2018
    • Ноябрь 2018
    • Октябрь 2018
    • Сентябрь 2018
    • Август 2018
    • Июль 2018
    • Июнь 2018
    • Май 2018
    • Апрель 2018
    • Март 2018
    • Февраль 2018

    Страницы

    • Карта сайта
    © Copyright 2020 N.E.C.. All Rights Reserved. The Ultralight by Raratheme. Powered by WordPress .