О признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца
В Октябрьский районный суд г.Саранска
Истец:
адрес:
адрес:
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании права на получение пенсии
по случаю потери кормильца
В связи с этим я обратился в Управление Пенсионного фонда РФ _____, откуда получил отказ от № мотивированный тем, что Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» не предусматривает права отчима на пенсию по случаю потери кормильца.
Вышеуказанный отказ, считаю незаконным и нарушающим мои права.
Вопрос выплаты пенсии по случаю потери кормильца Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» не рассматривает, следовательно, в соответствии с отсылочной нормой ст. 13 данного закона, данный вопрос регулируется ч. 9 ст. 9 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», в соответствии с которой право на пенсию по случаю потери кормильца имеет отчим, воспитывавший пасынка не менее 5 лет. Я занимался воспитанием _____________ с 19 года, то есть лет, следовательно, имею право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
В соответствии с вышеизложенным, на основании ст. 196 Гражданского кодекса РФ, ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 13 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ст. 9 «О трудовых пенсиях в РФ», раздела II Гражданского процессуального кодекса РФ.
ПРОШУ:
Признать мое право на пенсию по случаю потери кормильца.
Обязать ответчика назначить мне ППСПК с 20 г. в размере_________.
Приложение:
Копия отказа начальника УПФР в установлении мне пенсии по случаю потери кормильца —2 экз.;
Копия извещения о гибели — 2 экз.;
Копия свидетельства о рождении — 2 экз.;
Копия свидетельства о регистрации брака — 2 экз.;
Копия справки о совместном проживании — 2 экз.;
Копия искового заявления для ответчика — 1 экз.;
Копия справки органа опеки и попечительства — 2 экз.
Письмо Министерства социального обеспечения Республики Татарстан
от 29 ноября 1999 г. N 02-07/2200
«О порядке исчисления и перерасчета пенсий родителям
погибших (умерших) военнослужащих»
Всем отделам, управлениям и Комитетам
социального обеспечения Республики Татарстан
В связи с принятием Федерального Закона от 01.06.99 г. N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» и Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон от 01.06.99 г.) с 1 января 2000 г. признается утратившим силу Закон РФ от 21.05.93 г. N 5002-1 «О пенсионном обеспечении родителей, погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву» (далее Закон от 21.05.93 г.). Вместе с тем, с указанной даты отдельные нормы Законом от 01.06.99 г. закрепляются в Законе РФ от 20.11.90 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (далее Закон от 20.11.90 г.). При этом в зависимости от статуса погибшего (умершего) военнослужащего каждому из его родителей с 01.01.2000 г. предоставляется право на получение двух пенсий одновременно, одна из которых пенсия по случаю потери кормильца, назначенная за военнослужащего-призывника по линии органов социального обеспечения, либо за военнослужащего-контрактника по линии органов Минобороны России, МВД России, ФСБ России. С тем, чтобы правильно организовать пенсионное обеспечение родителей погибших (умерших) военнослужащих Министерством социального обеспечения РТ предлагается следующая информация.
В соответствии с Федеральным Законом от 01.06.99 г. N 110-ФЗ по линии органов социального обеспечения пенсия по случаю потери кормильца устанавливается родителям военнослужащих из числа сержантов, старшин, солдат и матросов, проходивших военную службу по призыву (ранее действительную срочную военную службу). К таким военнослужащим также относятся:
— курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения ими контракта (при этом контракт заключается после окончания первого курса обучения, но не ранее достижения 18 летнего возраста);
— лица, призванные на военные сборы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;
— лица из числа рядового, сержантского и старшинского состава, мобилизированные на военную службу в годы Великой Отечественной войны.
Лица, которые в период войны, не занимали в советских партизанских отрядах и соединениях командные должности, соответствующие должностям, замещаемым офицерами, считаются проходившими военную службу по призыву (срочную действительную военную службу). Поэтому родителям таких военнослужащих пенсия по случаю потери кормильца устанавливается органами социального обеспечения.
Родителям погибших (умерших) военнослужащих из числа проходивших военную службу по контракту пенсия по случаю потери кормильца устанавливается органами Минобороны России, МВД России, ФСБ России.
Согласно статье 1 Закона РФ от 22.01.93 г. N 4338-1 «О статусе военнослужащих» к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту относятся:
— офицеры, прапорщики, мичманы, сержанты, старшины, солдаты, матросы, поступившие на военную службу по контракту;
— курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования со второго курса обучения или со дня исполнения 18 лет, если этого возраста до окончания первого курса обучения обучающийся не достиг;
— офицеры, проходящие военную службу по призыву, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту;
— лица, занимавшие в период войны в советских партизанских отрядах и соединениях командные должности, соответствующие должностям, замещаемым офицерами, приравниваются к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Во всех случаях период службы в армии (и для призывников и для контрактников) исчисляется в соответствии с пунктами 10, 11 статьи 38 Федерального Закона от 28.03.98 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Началом военной службы считается:
— для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, — день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы;
— для граждан, призванных на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, — день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата;
— для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, — день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений;
— для граждан, поступивших на военную службу по контракту, — день вступления в силу контракта о прохождении военной службы;
— для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, — дата зачисления в указанные образовательные учреждения. При этом с даты зачисления в военные образовательные учреждения профессионального образования до даты вступления в силу контракта курсант имеет правовое положение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
1. Порядок установления пенсий за погибших (умерших) военнослужащих,
проходивших военную службу по призыву
1.1. Пенсия по случаю потери кормильца родителям погибшего (умершего) военнослужащего устанавливается в случаях:
— наступления смерти военнослужащего в период прохождения военной службы по призыву, в т.ч. в период Великой Отечественной войны, независимо от того, связана она или нет с исполнением обязанностей военной службы, например, вследствие самоубийства (за исключением случаев, когда смерть наступила в результате совершения военнослужащим противоправных действий);
— наступления смерти бывшего военнослужащего вследствие военной травмы после увольнения с военной службы по призыву при наличии причинной связи смерти с военной травмой. При этом смерть военнослужащего считается наступившей вследствие военной травмы, если она явилась следствием ранения, контузии, увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте.
1.2. Военнослужащие, пропавшие без вести в период военных действий, приравниваются к погибшим вследствие военной травмы. Военнослужащие, пропавшие без вести в период прохождения военной службы, считаются умершими в период прохождения службы.
1.3. За погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, право на пенсию по случаю потери имеют их родители, независимо от того, состояли они на иждивении военнослужащего или нет.
При этом родители указанных военнослужащих имеют право получать одновременно две пенсии: пенсию по старости (по инвалидности, за выслугу лет, социальную пенсию) и пенсию по случаю потери кормильца, назначенные по условиям и нормам, предусмотренным Законом РФ от 20.11.90 г. N 340-1.
Пенсия по случаю потери кормильца назначается органами социального обеспечения за погибшего (умершего) военнослужащего, проходившего военную службу по призыву, в соответствии с Законом РФ от 20.11.90 г. N 340-1 и тогда, когда родитель является получателем пенсии по старости (инвалидности, за выслугу лет) по линии других ведомств (Минобороны России, МВД России, ФСБ России).
Назначение двух пенсий по случаю потери кормильца (за разных кормильцев) не производится, поскольку это Законом от 20.11.90 г. не предусмотрено.
Родителям, являющимся участниками Великой Отечественной войны инвалидами вследствие военной травмы, общего заболевания или других причин, получающим две пенсии — по старости (за выслугу лет) и по инвалидности, и имеющим одновременно право на пенсию по случаю потери кормильца, последняя назначается при условии отказа от одной из прежних пенсий.
За одного и того же погибшего (умершего) военнослужащего, проходившего военную службу по призыву, право на пенсию по случаю потери кормильца предоставляется каждому из родителей.
1.4. Пенсия по случаю потери кормильца устанавливается с 1 января 2000 г. каждому из родителей погибшего (умершего) военнослужащего, проходившего военную службу по призыву, на уровне трех минимальных пенсий по старости. Надбавки и повышения, предусмотренные Законом от 20.11.90 г., устанавливаются к одной из двух выплачиваемых органами социального обеспечения пенсий, по выбору пенсионера.
Пенсия по случаю потери кормильца родителям погибших (умерших) военнослужащих назначается со сроков, предусмотренных в статье 119 Закона от 20.11.90 г., то есть со дня смерти военнослужащего, проходившего военную службу по призыву, если обращение за пенсией последовало не позднее 12 месяцев с этого дня; при обращении за пенсией позднее, она назначается на год раньше дня обращения. Во всех случаях пенсия по случаю потери кормильца — военнослужащего срочной службы назначается не ранее 1 мая 1993 г. и не ранее достижения родителями возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины). С более раннего возраста пенсия по случаю потери кормильца родителям не назначается независимо от их состояния здоровья и других причин.
1.5. Для назначения пенсии по случаю потери кормильца военнослужащего срочной службы к заявлению родителя, представляемому с паспортом, прилагаются документы, подтверждающие прохождение военной службы по призыву, наступление смерти в период службы, либо после ее окончания, но вследствие военной травмы, а также документы, подтверждающие родственные отношения с погибшим (умершим) военнослужащим (свидетельство о рождении).
Смерть военнослужащего в период прохождения срочной военной службы подтверждается документом (подлинником или дубликатом извещения), выданным военным комиссариатом, воинской частью, госпиталем или иным военным учреждением, удостоверяющим факт гибели (смерти), дату и причину смерти военнослужащего или документом о безвестном отсутствии, а также документом, подтверждающим период прохождения военной службы по призыву. Копия извещения о гибели (смерти) военнослужащего в период военной службы во внимание при назначении пенсии по случаю потери кормильца не принимается.
Документ о гибели военнослужащего, выданный на имя родителя, если в нем указаны родственные отношения, является основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца за погибшего без дополнительного подтверждения факта родственных отношений.
1.6. Если смерть военнослужащего наступила после увольнения с военной службы, факт смерти подтверждается свидетельством о смерти, выданным органами ЗАГСа, копия которого для пенсионного дела заверяется органом, осуществляющим пенсионное обслуживание. Когда из свидетельства о смерти усматривается, что смерть военнослужащего явилась следствием военной травмы, какого-либо дополнительного документа, подтверждающего факт смерти вследствие военной травмы не требуется. Если же на основании свидетельства о смерти определить причинную связь смерти бывшего военнослужащего с военной травмой невозможно, то она подтверждается заключением МСЭК (ВТЭК).
Назначение пенсий родителям военнослужащих, умерших после увольнения с военной службы от заболевания, полученного в период прохождения военной службы, не предусмотрено.
2. Порядок установления пенсий за погибших (умерших) военнослужащих,
проходивших военную службу по контракту
2.1. В соответствии с Законом от 01.06.99 г. с 1 января 2000 г. право на получение двух пенсий от различных ведомств предоставлено родителям военнослужащих, погибших (умерших) вследствие причин, предусмотренных в пункте «а» статьи 21 Закона РФ от 12.02.93 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», к которым относятся:
— ранение, контузия, увечье, заболевание, полученные при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы за границей в государствах, где велись боевые действия или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
— ранение, контузия, увечье, заболевание, полученные во время пребывания военнослужащих в плену (если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену не совершил преступления против Родины) либо полученные во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг.
Иные причины гибели (смерти) военнослужащего, в том числе перечисленные в пункте «б» статьи 21 Закона РФ от 12.02.93 г. N 4468-1 (увечье, полученное в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы; заболевание, не связанное с пребыванием на фронте или прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия), не служат основанием для назначения родителям военнослужащих-контрактников двух пенсий одновременно.
При этом пенсия по старости (по инвалидности, за выслугу лет, социальная) назначается органами социального обеспечения, а вторая пенсия — по случаю потери кормильца за погибшего (умершего) устанавливается по линии Минобороны России, МВД России, ФСБ России.
Установление пенсии по случаю потери кормильца родителям погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту по линии органов социального обеспечения, одновременно с другой пенсией (например, пенсией за выслугу лет), выплачиваемой по линии Минобороны России, МВД России, ФСБ России, Законом от 01.06.99 г. не предусмотрено.
Примечание. В отличие от данного порядка установления двух пенсий от различных ведомств родителям погибших (умерших) военнослужащих следует помнить, что в соответствии с Федеральным Законом от 07.05.95 г. N 72-ФЗ «Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсии по Закону РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее Закон от 07.05.95 г.) с 1 мая 1995 г. вдовам военнослужащим, не вступившим в повторный брак, в том числе вдовам военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, и погибших в Великую Отечественную войну, было предоставлено право на получение двух пенсий по линии органов социального обеспечения, одна из которых — пенсия по случаю потери кормильца за погибшего мужа. То есть независимо от статуса военнослужащего, независимо от того по призыву или по контракту осуществлялось прохождение им военной службы, пенсия по случаю потери кормильца назначалась с 01.05.95 г. по линии органов социального обеспечения всем вдовам погибших в годы войны военнослужащих, не вступившим в повторный брак.
Законом Российской Федерации от 12.02.93 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции Федерального Закона от 28.11.95 г. N 186-ФЗ) с 1 января 1996 г. вдовам военнослужащих, не вступившим в повторный брак, проходивших военную службу по контракту, и погибших в период Великой Отечественной войны (с 22.06.41 г. по 09.05.45 г.), предоставлено право на получение двух пенсий по линии разных ведомств, одна из которых пенсия по случаю потери кормильца за погибшего мужа.
При этом с 01.01.96 г. пенсия по случаю потери кормильца могла устанавливаться по линии Минобороны России, МВД России, ФСБ России, а пенсия по старости (инвалидности, за выслугу лет) — по линии органов социального обеспечения, или наоборот, пенсия по случаю потери кормильца по линии органов социального обеспечения, а, например, пенсия за выслугу лет — по линии Минобороны России, МВД России, ФСБ России.
Родители погибших (умерших) военнослужащих из числа офицерского состава в настоящее время могут являться получателями пенсий по старости (по инвалидности, за выслугу лет, социальных пенсий) по линии органов социального обеспечения (не получая при этом пенсии по случаю потери кормильца), либо состоят на учете в органах Минобороны России, МВД России, ФСБ России в качестве получателей пенсий по случаю потери кормильца (не являясь получателями пенсий по старости, по инвалидности, за выслугу лет, социальных пенсий по линии органов социального обеспечения).
В связи с этим органам социального обеспечения предстоит произвести новое назначение либо восстановление пенсий по старости (по инвалидности, за выслугу лет, социальных пенсий) родителям погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, которые являются получателями пенсии по случаю потери кормильца в органах Минобороны России, МВД России, ФСБ России.
2.2. Родителям, получающим пенсию по случаю потери кормильца от других ведомств, вторая государственная пенсия — по старости (по инвалидности, за выслугу лет, социальная пенсия) назначается со сроков, предусмотренных статьями 118, 119 Закона от 20.11.90 г., то есть вторая государственная пенсия, как правило, назначается (восстанавливается) со дня подачи заявления о ее назначении (восстановлении), но не ранее чем с 01.01.2000 г.
2.3. Родителю, которому выплата ранее назначенной трудовой или социальной пенсии была прекращена в связи с переходом на пенсионное обеспечение от других ведомств, соответствующий вид пенсии может быть восстановлен из заработка по документам, имеющимся в пенсионном деле, проиндексированного в установленном порядке.
По желанию заявителя эта пенсия может быть назначена вновь из заработка за периоды, предусмотренные статьей 102 Закона от 20.11.90 г., перед обращением за второй пенсией.
2.4. В соответствии с Разъяснением «О порядке применения отдельных статей Закона от 20.11.90 г.», утвержденным постановлением Верховного Совета РСФСР от 19.04.91 г. N 1031-1, надбавки и повышения, установленные пенсионным законодательством, начисляются только к одной из двух пенсий. К пенсиям, выплачиваемым от других ведомств, начисляются надбавки и повышения в таких же размерах и на таких же условиях как и к пенсиям, устанавливаемым по Закону от 20.11.90 г. (например, надбавка на уход, повышение за работу в годы Великой Отечественной войны и т.д.). Поэтому, если с 01.01.2000 г. вторая пенсия назначается органами социального обеспечения, то надбавки и повышения к этой пенсии не устанавливаются, поскольку они уже начислены к пенсии от другого ведомства. В справке о получении пенсии по случаю потери кормильца от органов Минобороны России, МВД России, ФСБ России должны быть отражены виды надбавок, выплачиваемых другим ведомством родителю погибшего (умершего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту.
2.5. Если родитель получает «свою» пенсию по линии органов социального обеспечения с полагающимися надбавками и повышениями, и намерен обратиться за назначением пенсии по случаю потери кормильца в другое ведомство, то орган социального обеспечения отражает в справке, выдаваемой для органа Минобороны России, МВД России, ФСБ России, какие надбавки и повышения получает заявитель. В этом случае другие ведомства указанные надбавки и повышения к пенсии по случаю потери кормильца начислять не будут.
2.6. К пенсиям, назначенным вновь по линии органов социального обеспечения и исчисленным без применения индивидуального коэффициента пенсионера, выплачивается компенсация, предусмотренная в целях поддержания жизненного уровня малообеспеченных категорий пенсионеров.
2.7. При назначении пенсии по старости (инвалидности, за выслугу лет, социальной) родителю военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, к заявлению родителя, представляемому с паспортом, прилагаются документы, подтверждающие прохождение военной службы по контракту, наступление смерти вследствие военной травмы в период службы по контракту либо после ее окончания, но вследствие военной травмы, а также документы, подтверждающие родственные отношения с погибшим (умершим) военнослужащим (свидетельство о рождении).
Смерть военнослужащего вследствие военной травмы подтверждается извещением (дубликатом или его копией), выданным военным комиссариатом, воинской частью, госпиталем или иным военным учреждением, удостоверяющим факт гибели (смерти), дату и причину смерти военнослужащего или документом о безвестном отсутствии, а также документом, подтверждающим период прохождения военной службы по контракту. В том случае если на руках у родителя погибшего (умершего) военнослужащего указанных документов не имеется, а подлинник извещения о гибели (смерти) военнослужащего — контрактника вследствие военной травмы находится в пенсионном деле по случаю потери кормильца, хранящемся в органах Минобороны России, МВД России, ФСБ России, то его копия для отдела социального (пенсионного) обеспечения заверяется указанными органами.
2.8. Если смерть военнослужащего — инвалида вследствие военной травмы наступила после увольнения с военной службы, факт смерти подтверждается свидетельством о смерти, выданным органами ЗАГСа, копия которого для пенсионного дела заверяется органом, осуществляющим пенсионное обслуживание. При этом причинная связь смерти военнослужащего вследствие военной травмы подтверждается заключением военно-врачебной комиссии.
2.9. В тех случаях, когда в документах о гибели (смерти) военнослужащего указана связь смерти с прохождением военной службы по контракту, и родитель получает пенсию по случаю потери кормильца по линии органов Минобороны России, МВД России, ФСБ России, то такому родителю органами социального обеспечения в назначении «своей» пенсии отказывается, либо пенсия по старости (инвалидности, за выслугу лет, социальная) назначается только при условии прекращения выплаты пенсии по случаю потери кормильца.
Примечание: при реализации Федерального Закона от 01.06.99 г. N 110-ФЗ может быть использовано разъяснение, данное в журнале «Пенсия» N 9 за 1999 г.
Начальник пенсионного отдела Министерства
социального обеспечения Республики Татарстан Д.М.Нафикова
В России отдельное внимание уделяется выплатам, которые положены вдовам ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов военной службы. Эти люди заслуженно получают пенсии, сообщают «Вести:Приморье».
Военная прокуратура Владивостокского гарнизона дает разъяснения категории граждан, которым положены выплаты пенсий по случаю потери кормильца с применением повышающего коэффициента, ссылаясь на закон РФ.
«Закон Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон) в качестве одного из вида пенсий предусматривает пенсию по случаю потери кормильца.
Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего, состоявшие на его иждивении. При этом размер указанной пенсии зависит от размера денежного довольствия военнослужащих.
В соответствии с п. «г» ст. 45 Закона участникам Великой Отечественной войны, а также ветеранам боевых действий предусмотрено повышение пенсии на 32 процента.
Поскольку пенсия по случаю потери кормильца указана в ст. 45 Закона, то вдовы ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов военной службы также имеют право на повышение размера указанной пенсии.
Вместе с тем, нередко военные комиссариаты необоснованно отказывают в установлении вдовам участников Великой Отечественной войны и ветеранов военной службы повышения размера пенсии по случаю потери кормильца.
При указанных обстоятельствах в случае отказа в установлении повышенной пенсии граждане вправе обратиться в военную прокуратуру Владивостокского гарнизона для защиты своих прав», отметил заместитель военного прокурора Владивостокского гарнизона майор юстиции Виталий Храпейчук.