Содержание
Получать деньги всегда приятно. Но иногда бывают ситуации, что вы видите пополнение баланса своей карты, хотя ни от кого не ждали перевода. Тут два варианта: либо кто-то просто ошибся, либо вы нарвались на мошенников. Рассказываем, как действовать в таких случаях.
Что делать с деньгами, полученными по ошибке
Фото: Jasmin_Sessler/.com
Перевод по картам — это самая часто производимая банковская операция. Поэтому неудивительно, что так велик процент ошибочных переводов. Самая банальная причина — человек просто ошибся цифрами в реквизитах, и вместо положенного адресата сумма ушла к вам. В таком случае возврат средств — это проблема того, кто их переводил, а не ваша. Однако это не означает, что вы спокойно можете тратить эти деньги. Они ведь все-таки не ваши, и это может быть расценено как присвоение чужих средств. Лучше всего сообщать в банк о нежданном пополнении счета. И пусть сами разбираются.
Еще одна нередкая ситуация, когда сами банковские операторы совершают ошибку. В этом случае вас точно попросят вернуть деньги. А если вы откажетесь сделать это добровольно, дело может дойти до суда.
Если вы сами кому-то ошибочно перевели деньги, просто позвоните в банк и расскажите им об этом.
Как распознать мошенников
Фото: Александр Бут
Самые наглые из аферистов вообще обходятся без денежных переводов. Они просто отправляю вам сообщение (иногда даже звонят), в котором говорят, что ошибочно перевели на вашу карту n-ую сумму и просят ее вернуть.
Мошенники попроворнее могут действительно перевести небольшую сумму, а потом позвонить или написать вам от имени сотрудника банка. Они попросят вас назвать код, который вам придет по смс якобы, чтобы перечислить деньги нужному адресату. Но, как вы уж поняли, они просто спишут все ваши накопления.
Если вы столкнулись с чем-то подобным, лучше проверьте баланс своей карты через мобильное приложение. Или позвоните в банк и уточнит у оператора, действительно ли они ошиблись с переводом.
Ранее мы рассказывали о семи способах защитить деньги на карте от мошенников.
По материалам ipexperts.ru.
Перевод денег на банковскую карту – операция привычная многим. К сожалению, чем удобнее и совершенней технологии, тем выше шанс на ошибку. Ситуации, когда деньги уходили по неверному «адресу» нередки и происходят регулярно. Люди жалуются на равнодушную реакцию банка: служащие неохотно идут навстречу, практически не рассказывают подробный алгоритм действий для возврата средств.
Что же делать, если при переводе была допущена ошибка?
Каков шанс ошибиться?
Специалисты уверены – вероятность ошибиться при наборе номера мала. Любой банковский служащий подтвердит, что номер карты – это не просто случайный набор символов. Каждая последующая цифра зависит от предыдущих, поэтому набрать комбинацию чужой, реально существующей карты достаточно сложно.
Журналисты, проводившие эксперимент, намеренно меняли последние цифры номера карты. Опыт показал, что из десяти попыток «успехом» завершилась только одна – когда «ошиблись» в двух последних цифрах. Во всех остальных случаях деньги уходили на специальный «ошибочный» счет, имеющийся у каждого банка. Кстати, с него вернуть свои кровные куда проще, чем с карты реально существующего человека.
Что делать, если вы набрали не тот номер счета?
Во-первых, стоит запомнить – с юридической точки зрения нет принципиальной разницы, каким образом был осуществлен перевод: через банкомат, СМС или Интернет. Важно сразу написать обращение или прийти в банк, чтобы увеличить шансы на исправление ошибки.
Конечно, деньги сразу не вернут – ни одна кредитная организация по закону не может отменить операцию без согласия второй стороны, то есть человека, на карту которого были ошибочно переведены деньги.
Поэтому, в банке необходимо добиться, чтобы сотрудники приняли от вас письменное заявление, на его основе составили письменный запрос и отправили его заказным письмом держателю неверно пополненной карты. Если та сторона откажется возместить полученную от вас сумму или вовсе проигнорирует письмо из банка, вам придётся в дальнейшем возвращать свои деньги самостоятельно.
Во-вторых, необходимо быть готовыми к тому, что банк не раскроет ни имя, ни другие данные человека, которому пришли ваши деньги. И закон, и внутренние документы кредитных организаций прямо запрещают подобное и гарантируют тайну счетов, операций и сведений.
Поэтому вам следует самостоятельно обратиться в суд с заявлением о незаконном обогащении за вас счет неизвестного лица. Правоохранительные органы по своим каналам отправят запрос о данных владельца карты, проведут расследование и вынесут судебное решение.
Пошаговый алгоритм действий в сложной ситуации
Далеко не все обладают достаточным количеством юридических знаний и опытом общения с правоохранительными органами. Поэтому, если ошибочно переведенная сумма значительная, действовать лучше вместе с профессиональным юристом.
Вот какие шаги следует предпринять:
- Незамедлительно позвонить на горячую линию с просьбой остановить денежный перевод. Часто количество операций настолько велико, что банки ставят их в своеобразную очередь. Поэтому, если ваши деньги еще не списали с карты, то вам повезло.
- Если операция уже выполнена, обратиться к Гражданскому кодексу, статья 1102 которого прямо говорит об ответственности лица, незаконно обогатившегося за чужой счет. По закону вам обязаны возместить деньги в полном объеме. Более того, согласно статье 1107 вы также имеете право на выплату процентов за пользование вашими деньгами в течение определенного времени.
- Составить заявление в суд с просьбой:
- установить личность получателя ошибочно переведенных денег;
- вернуть сумму в полном объеме.
Далее остается только ждать, пока правоохранительные органы решат эту проблему.
Почему нельзя вернуть деньги сразу?
Согласно законодательству, деньги, отправленные вами на карточку другого человека, принадлежат не отправителю, а адресату. И конфисковать их без согласия держателя карты или судебного постановления нельзя.
Кроме этого, в договорах, заключаемых с физическими лицами, есть пункт о том, что держатель карты несёт полную ответственность за все операции, проводимые по его карте. Особенно если они проходят с введением и подтверждением ПИН-кода.
Таким образом, банк снимает с себя ответственность и перекладывает необходимость решения сложной ситуации на плечи своих клиентов.
Юридический центр «Гарант» имеет большой опыт решения подобных ситуаций. Наши юристы помогут вам составить заявление в суд с приложением всех необходимых доказательств. Помните: не стоит дарить чужому человеку деньги из-за ошибки в номере счета. Не бойтесь общения с судом – с юристами центра «Гарант» вы избежите многих проблем и сохраните деньги, время и нервы.
Тратить деньги, которые были ошибочно зачислены на банковскую карту, категорически нельзя, поскольку по закону гражданин обязан их вернуть. Об этом в беседе с сайтом aif.ru рассказал юрист Андрей Лисов.
По словам эксперта, в законодательстве есть такое понятие, как «неосновательное обогащение», поэтому попавшие по ошибке на счет карты деньги должны быть возвращены владельцу. Для этого отправитель обращается в банк с заявлением об ошибочном переводе, и банк может связаться с владельцем карты, на которую поступили чужие денежные средства, и потребовать вернуть их. Если гражданин отказывается возвращать средства, то дело передают в суд, который по итогам расследования принимает решение о списании ошибочно зачисленной суммы со счета получателя. Кроме того, суд может обязать заплатить «сверху» за пользование деньгами, моральный ущерб и судебные издержки.
«Судебная практика исходит из того, что любой платеж между двумя физическими лицами можно попытаться вернуть как неосновательное обогащение», — объясняет юрист.
В том случае, если человек получает сообщение о зачислении перевода на карту и не знает, от кого они, и он не одалживал никому указанную суму, следует насторожиться. Особенно если вдогонку приходит сообщение о переводе в размере одного рубля с текстом, содержащим номер карты и просьбу вернуть зачисленные по ошибке средства. В этом случае спешить с возвратом денег юристы не советуют, поскольку для начала следует разобраться, кто именно сделал перевод.
Для этого нужно позвонить отправителю, если в сообщении указан телефон, проверить в мобильном банке, совпадают ли его ФИО и номер карты с данными, по которым вас просят вернуть деньги. По словам экспертов, мошенники рассчитывают на то, что владелец карты вернет им деньги, а они обратятся в банк с заявлением об ошибочном переводе, и в этом случае по закону банк встанет на сторону отправителя и «вычтет» эту сумму со счета получателя.
Специалисты подчеркивают, что лучше всего возвращать деньги после того, как с владельцем карты свяжется банк и официально подтвердит, что перевод сделал добропорядочный гражданин и что со счета дополнительно ничего списываться не будет.
В июле правоохранители рассказали о новом методе обмана в интернете.
01 марта от 900 приходит смс «Любовь Алексеевна Ш. перевела вам 5 000 RUB» Денег ни от кого не жду. Иду в Сбербанк Онлайн — деньги действительно упали на счет. Пишу в диалоги в приложении — мол, проверьте платеж, кажется, кто-то ошибся и не тому человеку перевел. Если это ошибка — отменяйте перевод, мне чужих денег не надо. Специалист Кирилл ответил мне, что по моему запросу они создадут обращение «что Вам ошибочно были зачислены средства» которое будет рассмотрено до 7 марта, ответ поступит в смс.
05 марта утром получаю смс от номера 900: 01.01.2019 на Вашу карту поступил перевод на сумму 5 000.0р от ЛЮБОВЬ АЛЕКСЕЕВНА Ш. сообщает что ошибся в реквизитах и просит вернуть перевод. Для подтверждения возврата отправьте такой-то смс пароль на номер 900.
Все правильно. Расцениваю это как тот самый «ответ в смс» и отправляю смс пароль. Деньги списали, я довольна. Все сделала правильно. Вроде бы. Днем мне начислили ЗП. Практически сразу после зачисления я получаю смс о списании еще 5 000 уже моих кровных рублей. И смс о том, что мой запрос урегулирован деньги возвращены тому человеку, который ошибся с переводом. ВОЗВРАЩЕНЫ ЕЩЕ РАЗ.
Звоню в банк. Сначала мне говорят, что утреннее списание — это автоплатеж. Какой — непонятно. Но понятно, что утренняя смс с кодом- не развод, а реальное смс от Сбера. Вишу на линии. Мое обращение снова фиксируют и обещают рассмотреть до 11 марта. Спустя пару часов я получаю смс от 900:
«Ваше обращение 190305-0161-418200 от 05.03.2019 рассмотрено. Отменить перевод без согласия получателя денежных средств невозможно (ст. 854 ГК РФ). Банк направил сообщение с просьбой предоставить разрешение на отмену перевода. При согласии получателя денежные средства будут возвращены на Вашу карту».
Таким образом, банк дважды списал неправильный перевод с моей карты в пользу нерадивого отправителя этого перевода и теперь отказывается возвращать деньги. На сообщение «с просьбой предоставить разрешение на отмену перевода» реакции от той самой ЛЮБОВИ АЛЕКСЕЕВНЫ Ш. которая отправила мне перевод, разумеется, не последовало.
Я попробовала снова написать в чат в приложении Сбера. Сложившуюся ситуацию мне разъяснили следующим образом — якобы, и эта Любовь, и я, одновременно обратились в банк по поводу ошибочного перевода. И банк среагировал и на ее обращение, и на мое. Теперь, если она откажется возвращать деньги, то я их не получу и банк ни за что не отвечает.
Я не понимаю, почему за ошибки банка должна отвечать я. Когда я просто хотела вернуть человеку ее же неправильно переведенные средства. В итоге забрали и моё, и чужое. И прикрылись ГК, очень удобно.