Содержание
Международные перевозки – подобным словосочетанием обозначают транспортировку пассажиров или же грузов за пределами более чем одной страны – двумя, тремя и более странами. Чтобы лучше ознакомиться с правовыми актами, вам следует прочесть данную статью. Потому как незнание норм законодательства не является фактором, освобождающим от ответственности.
На какие основные виды подразделяются международные грузовые перевозки
- Если осуществляются перевозки единственным определённым транспортным видом или же транспортировка смешанным.
- Транспортировки грузовых товаров и сырья или пассажиров, а для области железнодорожных средств транспорта: грузобагажа или товарного багажа.
- По степени частоты бывают – регулярные или нерегулярные поездки с целью перевозки.
- Пересадочные варианты транспортировок или беспересадочные.
- Для железнодорожных средств транспорта пограничные и для автомобильных маятниковые.
Главенствующей особенностью производства перевозок международного назначенного направления по сравнению с внутренними транспортными операциями является то, что истоками законного регулирования международных перевозок выступает и национальное законодательство, и принятые в разные промежутки времени правовые международные акты.
Основы, согласно которым производится регулирования прав международных перевозок
Стоит заметить, что международное регулирование прав составления договоров является основным источником, согласно которому и выполняются все манипуляции. Эти самые источники обычно именуются конвенциями, если речь идёт о транспорте. Конвенциями, которые вполне могут быть как публично-правовыми, так и фрагментарно-правовыми, регулируются:
- условия перевозки по международному маршруту;
- тарифы международных маршрутов;
- уровень ответственности перевозчика, её порядок и условия осуществления;
- и т.д.
Предписания каждой конвенции привязаны к определённому виду перевозок и подлежат обязательному соблюдению на территории конкретных государств или же участников конвенций.
Понятия, виды и особенности законодательных актов перевозок между разным количеством стран
Как уже говорилось ранее, для каждого вида транспорта предусмотрены свои конвенции международных перевозок, о которых мы и поговорим далее. Рассмотрим три из всех возможных видов транспорта для транспортировки и их системы регулирования:
- Морской транспорт. Основным источником регулировки перевозок морским транспортом являются Гаагские правила 1924 года, Правила Висби от 1968 года,
- Что касается автомобильного транспорта. Правовое регулирование соглашения перевозки грузов автомобильным транспортом устанавливается на основании конвенции о возможных договорах международной транспортировки грузов автомобильным транспортом 1950 года – конвенция СМЯ.
- О железнодорожном транспорте. Действующим источником правового регулирования железнодорожных перевозок российской федерации выступает соглашение стран социалистического режима о международном грузовом взаимодействии железных дорог от 1974 года – соглашение СМГС.
Стоит затронуть и тему степени ответственности перевозчика за его груз, которая также регулируется соответствующими конвенциями. Степень ответственности разнится в зависимости от того, имеется ли у перевозимого груза объявленная стоимость или нет.
- При транспортировке груза с объявленной ценностью степень ответственности экспедитора ограничивается фиксированной стоимостью груза.
- При перевозке груза: товара или пассажиров, без конкретной объявленной стоимости существует единый принцип – граница ответственности устанавливается ровно за единицу перевозимого товара весом в килограмм брутто.
Благодаря всем этим сведениям, вы будете знать алгоритм действий в той или иной ситуации!
Порядок перемещения транспортных средств международной перевозки, их временного ввоза на таможенную территорию и вывоза с нее, временного ввоза оборудования и запасных частей, таможенного декларирования транспортных средств международной перевозки, оборудования и запасных частей регулируется в гл. 48 ТК ТС, а в общих положениях Кодекса дается определение транспортных средств международной перевозки.
Согласно п. 40 ст. 4 ТК ТС ими являются транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.
Из определения следует, что признаками транспортных средств международной перевозки являются:
- 1) осуществление этими транспортными средствами международной перевозки;
- 2) их обязательный ввоз на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз с этой территории;
- 3) оборудование транспортных средств погрузочно-разгрузочной техникой, иными приспособлениями для обслуживания и защиты грузов;
- 4) наличие на них предметов материально-технического снабжения, запчастей и оборудования, предназначенных для эксплуатации, технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
Как видно использование указанных транспортных средств характеризуется обеспечением автономности международных перевозок, их максимальной защитой от непредвиденных обстоятельств.
Регулируя вопросы перемещения транспортных средств международной перевозки с пересечением таможенной границы Таможенного союза, гл. 48 ТК ТС определяет сферу ее применения. Положения главы распространяются прежде всего на порядок временного ввоза на таможенную территорию Таможенного союза для завершения или начала международной перевозки на этой территории или за ее пределами транспортных средств международной перевозки (включая порожние), зарегистрированных в иностранных государствах, и временного вывоза с такой территории для завершения или начала международной перевозки транспортных средств международной перевозки, зарегистрированных в государствах – членах Таможенного союза (включая порожние), за исключением транспортных средств для личного пользования (п. 1 ст. 340).
Кроме того, нормы главы применяются в отношении временно вывозимых с таможенной территории Таможенного союза и ввозимых обратно на эту территорию:
- – водных судов, используемых для рыболовства, разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, лоцманской и ледокольной проводки, поисковых, спасательных и буксирных операций, подъема затонувшего в море имущества и выполнения других работ, не связанных с международными перевозками;
- – гражданских и государственных воздушных судов, воздушных судов экспериментальной авиации, не используемых для международных перевозок;
- – железнодорожного подвижного состава, используемого для ремонтно-восстановительных и иных работ, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Порядок перемещения транспортных средств международной перевозки. В соответствии со ст. 341 ТК ТС транспортные средства международной перевозки, пересекающие таможенную границу, подлежат остановке и стоянке в местах перемещения товаров через таможенную границу для проведения таможенных операций. Продолжительность стоянки для воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта не должна превышать три часа, а для водного транспорта – восемь часов. Вместе с тем законодатель делает исключения из приведенных общих правил. Первое из них касается случаев, когда начало или завершение таможенных операций не могут быть осуществлены по не зависящим от таможенных органов причинам. Второе исключение связано с ситуацией, когда помещение под таможенную процедуру товаров, перевозимых на указанных видах транспортных средств международной перевозки, осуществляется непосредственно в местах перемещения через таможенную границу. Третье исключение относится к товарам, перевозимым на этих транспортных средствах международной перевозки, когда к ним применено таможенное сопровождение в качестве меры обеспечения таможенного транзита. И, наконец, четвертое исключение относится к случаям, когда временное хранение транспортных средств международной перевозки осуществляется в местах временного хранения, расположенных на территории мест перемещения товаров через таможенную границу.
Отправление транспортных средств международной перевозки из мест их стоянки в местах перемещения товаров через таможенную границу производится после завершения таможенных операций, совершаемых при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза или убытия товаров с такой территории.
Транспортные средства международной перевозки подлежат таможенному декларированию без помещения под таможенные процедуры.
Необходимо также иметь в виду, что транспортные средства международной перевозки перемещаются через таможенную границу без применения мер нетарифного и технического регулирования. Меры нетарифного регулирования – это комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств – членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза (п. 17 ст. 4 ТК ТС).
Временный ввоз транспортных средств международной перевозки. Такой ввоз на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств международной перевозки без уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при одновременном соблюдении двух условий. Первое заключается в том, что транспортное средство международной перевозки зарегистрировано на территории иностранного государства за иностранным лицом. В соответствии со вторым условием транспортное средство международной перевозки ввозится на таможенную территорию Таможенного союза и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство международной перевозки используется лицом государства – члена Таможенного союза, надлежащим образом уполномоченным иностранным лицом на оказание услуг по перевозке доверенностью в простой письменной форме или договором на оказание таких услуг, для завершения или начала международной перевозки грузов, пассажиров и багажа на таможенной территории Таможенного союза либо за ее пределами. Кодексом закреплено принципиальное положение, согласно которому транспортные средства международной перевозки, временно ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, имеют статус иностранных товаров.
Временный ввоз транспортных средств международной перевозки завершается их вывозом с таможенной территории Таможенного союза в установленные законом сроки или помещением под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. Закон допускает вывоз с таможенной территории Таможенного союза временно ввезенных транспортных средств международной перевозки через любой таможенный орган. Время их вывоза ограничено. Указанные транспортные средства должны быть вывезены после завершения операций, в связи с которыми они были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза, в сроки, исчисляемые с учетом установленных сроков таможенного транзита. Следует иметь в виду, что при невозможности вывоза транспортного средства международной перевозки в установленный срок по мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган продлевает срок временного ввоза этого транспортного средства на время, необходимое для устранения причин, по которым невозможен его вывоз.
Операции с временно ввезенными транспортными средствами международной перевозки. Кодексом разрешается совершение обычных операций по техническому обслуживанию или ремонту транспортных средств, которые потребовались при их следовании на таможенную территорию Таможенного союза либо нахождении на этой территории. Вместе с тем не допускается использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для перевозки грузов, пассажиров и багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории Таможенного союза. Не допускается также передача временно ввезенных транспортных средств международной перевозки иным лицам, в том числе в аренду (субаренду), за исключением передачи их для ремонта, технического обслуживания, хранения либо передачи в целях завершения операции перевозки путем немедленного вывоза транспортного средства международной перевозки.
Существуют особенности использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и багажа для внутренней перевозки по таможенной территории Таможенного союза. Они определяются международным договором государств – членов Таможенного союза.
Временный вывоз транспортных средств международной перевозки. Он допускается при условии, что это транспортное средство международной перевозки является товаром Таможенного союза и зарегистрировано на территории государства – члена Таможенного союза за лицом государства – члена Таможенного союза, за исключением случаев, предусмотренных законом (п. 1 ст. 345 ТК ТС). Речь идет о временном вывозе воздушных судов в качестве транспортных средств международной перевозки, допускаемом при условии, что воздушные суда являются товарами Таможенного союза и используются лицом государства – члена Таможенного союза для целей международной перевозки.
Кроме того, допускается вывоз транспортных средств международной перевозки, ранее помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) либо являющихся условно выпущенными товарами, как они определены в законе (в ст. 200 ТК ТС). В целом временный вывоз транспортных средств международной перевозки допускается независимо от того, каким лицом и в каких целях они будут использоваться за пределами таможенной территории Таможенного союза. Сроки временного вывоза транспортных средств международной перевозки не ограничиваются.
Кодекс содержит важную норму, согласно которой транспортные средства международной перевозки временно вывозятся с таможенной территории Таможенного союза без уплаты вывозных таможенных пошлин.
С временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершение операций:
- – по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в перечисленных операциях возникла во время использования транспортных средств в международной перевозке;
- – безвозмездному (гарантийному) ремонту;
- – ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления транспортных средств международной перевозки после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории Таможенного союза.
Кроме перечисленных допускаются также операции по ремонту и (или) другие операции в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки при условии помещения их под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.
Ввоз временно вывезенных транспортных средств международной перевозки. Кодекс устанавливает, что временный вывоз транспортных средств международной перевозки завершается их ввозом на таможенную территорию Таможенного союза или помещением транспортных средств международной перевозки, являющихся товарами Таможенного союза, под таможенную процедуру экспорта либо переработки вне таможенной территории. Транспортные средства международной перевозки, ранее помещенные в соответствии с п. 4 ст. 345 ТК ТС под таможенную процедуру временного ввоза либо являющиеся условно выпущенными, помещаются под таможенную процедуру реэкспорта.
При завершении временного вывоза транспортных средств международной перевозки их ввозом на таможенную территорию Таможенного союза они ввозятся без оплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз указанных транспортных средств на таможенную территорию Таможенного союза, временно вывезенных с этой территории, может осуществляться через любой таможенный орган.
Временный ввоз и временный вывоз оборудования и запасных частей. Основное правило временного ввоза и временного вывоза оборудования и запасных частей заключается в том, что они осуществляются без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного и технического регулирования. При временном ввозе это правило распространяется: а) на временно ввозимое с транспортным средством международной перевозки специальное оборудование, предназначенное для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов или обслуживания пассажиров и багажа, перемещаемых данным транспортным средством международной перевозки, независимо от того, может оно использоваться отдельно от транспортного средства или нет, и б) запасные части и оборудование, которые предназначены для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства международной перевозки.
Указанное правило также применяется при вывозе с таможенной территории Таможенного союза запасных частей, предназначенных для использования при ремонте или техническом обслуживании вывезенного транспортного средства международной перевозки в целях замены частей и оборудования, которые встроены в это транспортное средство (п. 3 ст. 349 ТК ТС).
Что касается замененных частей и оборудования, то их ввоз на таможенную территорию Таможенного союза допускается без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов применительно к таможенной процедуре реимпорта. Вместе с тем международным договором государств – членов
Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза могут быть определены иные особенности ввоза на таможенную территорию Таможенного союза или вывоза с нее запасных частей и оборудования, снятых в целях замены с транспортного средства международной перевозки в процессе его эксплуатации.
Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки, запасных частей и оборудования. Оно осуществляется при временном ввозе на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств международной перевозки и вывозе их с этой территории, а также при временном вывозе с таможенной территории Таможенного союза транспортных средств международной перевозки и ввозе их на эту территорию путем подачи перевозчиком таможенному органу таможенной декларации на транспортное средство.
Как указано в п. 2 ст. 350 ТК ТС, в качестве таможенной декларации на транспортное средство применяются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства – члены Таможенного союза. Такие документы должны содержать сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) транспортного средства и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для его ремонта или эксплуатации. Если документы перевозчика содержат не все необходимые сведения, таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется путем представления таможенной декларации на транспортное средство установленной формы. В этом случае представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть таможенной декларации на транспортное средство.
При вывозе с таможенной территории Таможенного союза временно ввезенных транспортных средств международной перевозки и при ввозе на эту территорию временно вывезенных транспортных средств международной перевозки допускается использование таможенной декларации на транспортное средство, представленной при таможенном декларировании временно ввозимых или временно вывозимых транспортных средств международной перевозки соответственно.
Что касается запасных частей и оборудования, то в случае их перемещения через таможенную границу одновременно с транспортным средством международной перевозки допускается заявление сведений о них в таможенной декларации на транспортное средство.
По результатам проверки таможенной декларации на транспортное средство таможенный орган оформляет временный ввоз или временный вывоз транспортного средства международной перевозки либо завершение временного вывоза или временного ввоза транспортного средства международной перевозки путем проставления в таможенной декларации на транспортное средство отметок но форме и в порядке, установленных решением Комиссии Таможенного союза.
Договор международной перевозки груза: понятие
Договоры внутренней и международной перевозки принципиально не отличаются и являются типовыми. Структура договоров одинакова: предмет, юридический признак, стороны, содержание.
Существуют и различия между двумя видами договоров. Внутренний договор регулируется источниками национального законодательства, международный – международно-правовыми источниками.
Особенности договора международной перевозки
Международный договор касается только непосредственных участников, где одной стороной является иностранное физическое или юрлицо. Международный договор имеет отдельные условия, касающиеся перевозных платежей, сроков доставки, ответственности сторон.
В договоре внутренней перевозки они могут быть одними, а международном договоре совершенно иными. Например санкции, которые применяются при невыполнении обязательств, размер санкций. Различаются и вопросы споров, претензий, исков, сроки их предъявления, юрисдикция.
Комплект, прилагающихся к договору обязательных товарно-транспортных документов тоже отличается от приложения к договору внутренней перевозки грузов. Он включает в себя документы, которые должны быть предъявлены пограничным, таможенным, санитарным службам.
Такими документами являются: разрешение на проезд по территории иностранного государства, счет-фактура на перевозимый товар, гарантийное обязательство об оплате таможенной пошлины.
Оформление такого типа документов входит в обязанности грузоотправителя, перевозчик отвечает за пересечение границы.
Определение 1
Договор международной перевозки грузов является основным документом, закрепляющим права и обязанности сторон, определяющим условия перевозки, содержащим указания перевозчику.
Основными документами являются также накладные, коносамент, транспортный документ, перевозочный документ.
Система транспортных документов при международных перевозках
Существуют две основных системы:
- накладная при автомобильных, железнодорожных и воздушных перевозках;
- коносамент при речных и морских перевозках грузов.
Накладная имеет определенную форму с четким набором реквизитов и обязательным содержанием.
Коносамент может быть составлен капитаном судна и вручен отправителю груза. Накладная, напротив, составляется отправителем груза, а вручается грузоперевозчику. Коносамент подписывается только капитаном, накладная – обеими сторонами. Из этих заключений можно сделать вывод о правовой оценке коносамента и накладной.
Определение 2
Коносамент – товарораспорядительный документ, накладная – товаросопроводительный.
В конвенциях закреплены положения о том, что отсутствие транспортных документов, их неверное оформление или утеря не отражаются на действительности договора международной перевозки. При перевозках воздушным, морским транспортом применяются проформы.
Порядок заключения международного договора перевозки
При заключении таких договоров часто используются генеральные соглашения. Они подписываются при долгосрочных деловых отношениях.
В этих соглашениях во всех деталях определяются условия, обязательства при осуществлении перевозок.
Кроме подготовки, предъявления груза при пересечении государственной границы, его доставки определяется порядок подачи заявок, условия оформления на таможне, порядок расчетов, форс-мажорные обстоятельства, претензии и арбитраж.
Определение 3
Заявка на перевозку груза включает в себя: количество транспортных единиц, необходимых для перевозки, название и объем груза, график подачи транспорта, его диспозиция по пунктам погрузки.
Если транспортировка груза разовая, действует система подачи заявки-оферты. Перевозчик может дать ответ в письменной форме или подать транспорт по условиям заявки. В Российской Федерации подача транспорта без согласования не так популярна.
Законодательство России четко определяет договор перевозки, в международных транспортных источниках не дается определение договора.
В конвенции ООН о морской перевозке грузов и в некоторых других документах дана дефиниция договора в общем виде.
Определение 4
Договор морской перевозки грузов – договор, в соответствии с которым перевозчик за уплату фрахта обязуется перевезти груз морем из одного порта в другой.
В договоре отсутствует положение о наличии иностранного элемента.
Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов дает более четкое определение:
Определение 5
Договор смешанной перевозки означает договор, на основании которого оператор смешанной перевозки за уплату провозных платежей обязуется осуществить международную смешанную перевозку.
Тем не менее договор, всеобъемлющего характера о международных перевозках в международном праве отсутствует.
Если опираться на пункты национального транспортного законодательства, учесть наличие иностранного элемента, характерное для транспортных перевозок международного уровня, то определение договора международной перевозки грузов должно выглядеть так:
Определение 6
Договор – соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить с пересечением государственной границы вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение лицу, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.
Договор реален. Его реальность проявляется в том, что стороны заключили договор после достигнутой договоренности по всем условиям с момента получения груза до его передачи.
Факт передачи груза подтверждается подписью перевозчика на транспортной накладной или вручением отправителю коносамента. На этот счет в международных транспортных источниках есть прямые указания. Договор фрахтования или чартера является консенсуальным.
Договор является взаимным, так как предполагает встречные права и обязанности. Есть основные обязанности – доставка груза и дополнительные – забота о грузе, обеспечение его сохранности. Грузоотправитель должен качественно подготовить груз к перевозке: затарить, упаковать, промаркировать, опломбировать, погрузить.
Договор является возмездным, так как грузоотправитель платит за перевозку груза указанную сумму. Условия оплаты закреплены в конвенциях и других документах.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Глава1. Понятие международных перевозок грузов и пассажиров
ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДЫХПЕРЕВОЗОК
Введение
1.1Понятиемеждународных перевозок
1.2Нормативно–правовые основы регулирования организациимеждународных перевозок
2.1Международныежелезнодорожные перевозки
2.2Международныеморские перевозки
2.3Международныевоздушные перевозки
2.4Международныеавтомобильные перевозки
Заключение
Литература
Введение
Транспорт- одна изважнейших составных частей материальнойбазы экономико-правовой отрасли, ониграет исключительно важную роль вразвитии экономики любого государства,таккак, осуществляя перевозки грузов ипассажиров в соответствии с потребностямипроизводства и обеспечивает тем самымнормальное функционирование и развитиевсех его отраслей,регионов и предприятий.
Продажа транспортныхуслуг или их покупка на мировом рынкеозначает участие транспорта в операцияхневидимого экспорта или импорта.
Вотличие от продукции других отраслейнародного хозяйства продукция транспортане имеет вещественной формы, но материальнапо своему характеру,так как в процессеперемещения затрачиваются материальныесредства.
В последнее время в связи сразвитием интеграционных процессов вовсем мире, в связи с укреплениемэкономических и торговых отношений всебольшее значение приобретает и развитиемеждународных перевозок и соответственновопросы их правового регулирования.Такимобразом,актуальность данной темыявляется очевидной.
Объектом исследованияявляется перевозка грузов, пассажирови багажа различными видами транспорта.
Предмет исследования-система международных перевозок.
Целью исследованияявляется рассмотрение на основаниидоступного нормативного и теоретическогоматериала особенностей перевозки грузови пассажиров различными видами транспортав международном частном праве.Длядостижения поставленной цели предлагаетсярешить следующие задачи:
— изучить понятие инормативно– правовые основы международныхперевозок грузов, пассажиров и багажа;
— изучить видыдоговоров международных перевозокгрузов, пассажиров и багажа.
Под международнойперевозкой понимается перевозка грузови пассажиров между двумя и болеегосударствами,выполняемая наусловиях,которые установлены заключеннымиэтими государствами международнымисоглашениями.
Особенностьмеждународных транспортных отношенийсостоит в наличии иностранного элемента:перевозка выполняется за границу,причеминостранный элемент присущ процессуперемещения,составляющему сутьтранспортной деятельности.1
Перевозки грузов ипассажиров осуществляютсяжелезнодорожным,автомобильным,воздушными морским транспортом.
В настоящее времяосновным источником правовогорегулирования международных перевозокгрузов, пассажиров и их багажа являютсямеждународные соглашения.Многие из нихохватывают все или несколько видовтранспорта.Например, таковой являетсяКонвенция ООН о международных смешанныхперевозках грузов 1980 г.
Обычно такиесоглашения содержат требования кперевозочной документации,определяютпорядок приема груза к перевозке ивыдачи его в пункте назначения,условияответственности перевозчика,процедурупредъявления к перевозчику претензий.
Помимо международныхсоглашений в процессе регулированиямеждународных перевозок большая рольпринадлежит внутригосударственнымактам. В Российской Федерации этоГражданский кодекс, Воздушный кодекс1997 г.
, Кодекс торгового мореплавания1999г., Транспортный устав железных дорогРоссийской Федерации 1998г., Кодексвнутреннего водного транспорта РоссийскойФедерации 2001г.
Наиболее распространеннымиколлизионными привязками в областитранспортных перевозок являются:
1) закон места отправкитовара.В соответствии со ст. 285 Конвенциио международном частном праве(КодексБустаманте1928 г.) порядок фрахтованияморского и воздушного судна регулируетсязаконом места отправки товара;
2) закон местапричинения ущерба. Так,Закон Румынииприменительно к регулированию отношениймеждународного частного права1992 г.определяет,что ущерб,причиненныйвоздушным судном на поверхности,регулируетсязаконом того государства,на территориикоторого такой ущерб был причинен(ст.144);
3) личный законперевозчика.Согласно польскому Законуо международном частном праве1965 г., еслистороны не имеют места нахождения илиместа жительства в одном и том жегосударстве и не произвели выбораправа,то применяется к обязательствамиз договора перевозки право государства,вкотором в момент заключения договораимел место нахождения перевозчик.
Правовая регламентациямеждународных перевозок тесно связанас деятельностью международных организаций.
Международныетранспортные организации возникли вконце XIX в. Они разрабатывают проектыконвенций,унифицированных правил итехнических регламентов.Для рассмотренияи принятия конвенций международныеорганизации созывают дипломатическиеили иные конференции.
Международныетранспортные организации создаются повидам транспорта.Наиболее многочисленнымиявляются организации в области водноготранспорта(их насчитывается более 100).
Из числа межправительственныхорганизаций,безусловно,самой авторитетнойявляется Международная морскаяорганизации(ИМО), созданная в 1949 г.
Однаиз ее основных целей- поощрение устранениядискриминационных мер и излишнихограничений со стороны правительств,затрагивающихмеждународное торговое судоходство,стем чтобы мировая торговля могла бездискриминации пользоваться услугамисудоходства.
В рамках данной организацииразработаны и приняты Афинская конвенцияо перевозке пассажиров и их багажа морем1974 г. (.дополнена в ноябре 1976 г.),Международнаяконвенция по облегчению международногоморского судоходства1965 г. (в дальнейшемнеоднократно дополнена) и др,
В 1905 г. образованаБалтийская и международная морскаяорганизация(БИМКО).
Основная задачаэтой неправительственной организациизаключается в подготовке и пересмотрепроформ партеров и другой транспортнойдокументации;издание типовых формперевозочных документов для использованиясудовладельцами,а также типовых формперевозочных документов,рекомендованныхродственным организациям или согласоаанныхс представителями заинтересованныхсторон.
Полезную работу поунификации транспортной документацииосуществляют Международный морскойкомитет(ММК), Международная палатасудоходства(МГТС), Ассоциациялатиноамериканских.судовладельцев(АЛАМАР),Международная ассоциация независимыхвладельцев танкеров (ИНТЕРТАНКО)и др.
Международныеорганизации по железнодорожномутранспорту имеют статус неправительственныхорганизаций.Многие из них являютсярегиональными и занимаются узким кругомпроблем. Например,в 1969 г. учрежденаВосточно-Африканская железнодорожнаякорпорация.Она занимается координациейперевозок грузов и пассажировжелезнодорожным транспортом.
В 1975 г.создана Европейская конференция попассажирским тарифам (ЕПК).Цельюорганизации является определениепрактических мер по проведению единойтарифной политики, что должно способствоватьдальнейшему развитию международныхпассажирских перевозок. ЕПК выполняетфункции тарифного союза в рамкахотдельных железнодорожных сообщений.
В 1950 г. созданЕвропейский союз по железнодорожнымперевозкам западноевропейских стран.
Основная цель Союза -представление изащита в международных организацияхинтересов европейских железнодорожныхадминистраций во взаимоотношениях сдругими международными транспортнымисоюзами и с национальными транспортнымии экономическими администрациями,связаннымис перевозками в международном сообщениигрузов и пассажиров,а также организацияи осуществление международныхжелезнодорожных перевозок в пределахтранспортной сети стран -членов Союза.
Среди международныхорганизаций по воздушному транспортунаиболее авторитетной являетсяМеждународная организация гражданскойавиации (ИКАО).Она создана в 1944 г. какспециализированное учреждение ООН.
Одна из целей ИКАО -предотвращениеэкономических потерь, вызванныхнеразумной конкуренцией.
В рамках ИКАОразработан и принят ряд конвенций порегламентации международных воздушныхперевозок,например Монреальскаяконвенция для унификации некоторыхправил международных воздушных перевозок(май1999 г.).
Из региональныхорганизаций отметим Арабский советгражданской авиации (создан в 1967 г.),Ассоциацию африканских авиакомпаний(1968г.), Ассоциацию авиакомпаний Европейскогосообщества(1980 г.
), Ассоциацию дальневосточныхавиакомпаний(1966 г.).
Основная цель этихорганизаций- выработка рекомендацийпо унифицированию коммерческо-правовойдокументации относительно перевозокгрузов, пассажиров и их багажа.
В настоящее времяфункционирует небольшое числомеждународных организаций по автомобильномутранспорту и автодорогам.Так, в 1948 г.создана Международная автодорожнаяфедерация, в1904 г. — Международнаяавтомобильная федерация, и1957 г.
-Международный союз водителей грузовиковдальнего следования и соответствующихтранспортных средств.
Эти организациизанимаются унификацией транспортнойдокументации,правил дорожногодвижения,стандартизации систем взысканияза нарушение правил перевозки грузов,пассажиров и их багажа.
Договор международной перевозки грузов
ДОГОВОРМЕЖДУНАРОДНОЙПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
Введение………………………………………………………………………………………… 3
1. Понятие и виды договоров международных перевозок грузов………. 6
1.1 Понятие международных перевозок…………………………………………… 6
1.2 Международные железнодорожные перевозки……………………………. 8
1.3 Международные автомобильные перевозки………………………………. 11
1.4 Международные воздушные перевозки…………………………………….. 14
1.5 Международные морские перевозки…………………………………………. 19
2. Актуальные вопросы и действующая практика регулирования договоров
международных перевозок грузов…………………………………………………. 25
2.1 Проблемы соотношения понятий «экспедитор» и «перевозчик» в контексте действующих международных норм договора о перевозке грузов…… 25
2.2 Примеры международного регулирования действия договоров о при перевозке грузов морем……………………………………………………………………………….. 34
2.3 Актуальные аспекты выполнения договоров о международной перевозке товаров по суше……………………………………………………………………………. 44
Заключение………………………………………………………………………………….. 52
Список литературы………………………………………………………………………. 56
Приложения…………………………………………………………………………………. 61
Введение
Актуальность, цели и задачи настоящей дипломной работы будут определены следующими положениями. В экономике транспорт занимает особое место.
С помощью транспорта обеспечивается доставка потребителям как готовой продукции и товаров, так и сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимых для производства.
Транспорт обеспечивает не только доставку грузов, но и перевозку пассажиров и багажа.
Однако специфика деятельности транспортных организаций в зависимости от вида транспорта существенно влияет на условия перевозки. Именно поэтому особенности правовой регламентации транспортных договоров на различных видах транспорта закреплены в специальном международном транспортном законодательстве.
Нормативные акты, регулирующие отношения, возникающие при перевозке, крайне редко содержат диспозитивные нормы, позволяющие сторонам определить условия перевозки в соответствии с их соглашением.
Большинство норм данных актов имеют императивный характер, особенно на железнодорожном и воздушном транспорте, что обусловлено технологическими особенностями работы транспорта и требованиями безопасности,
При осуществлении транспортной деятельности возникают различного рода обязательства, опосредующие эту деятельность. Центральное место несомненно занимает обязательство, возникающее из договора перевозки грузов.
Вследствие того, что договор перевозки грузов, по общему правилу, реальный, необходимо урегулировать взаимоотношения отправителя и перевозчика по предоставлению транспортного средства для перевозки.
Если взаимоотношения перевозчика и грузовладельца связаны с осуществлением систематических перевозок грузов, то между ними могут заключаться долгосрочные договоры об организации перевозок. Но даже при разовой перевозке требуется урегулировать взаимоотношения сторон, возникающие в связи с подачей транспортного средства для перевозки.
В этом случае обязательство по предоставлению таковых основывается на заявке грузоотправителя, принятой перевозчиком, т. е. также имеет договорный характер. Обязанность по подаче транспортных средств может быть предусмотрена в консенсуальных договорах перевозки грузов.
Зачастую грузоотправители и грузополучатели для осуществления услуг, связанных с перевозкой грузов (организации перевозки груза, обеспечение отправки и получения груза и др.) заключают договоры транспортной экспедиции, которые являются самостоятельным видом договора.
Из всех разновидностей транспортных договоров, известных международному гражданскому праву (договоры перевозки грузов, багажа и пассажиров), к транспортным договорам в сфере предпринимательской деятельности следует отнести в первую очередь договоры перевозки грузов.
Обычно договор перевозки грузов находится в сфере предпринимательской деятельности нескольких участников обязательства по перевозке груза: грузоотправителя и грузополучателя, ибо перевозка, как правило, необходима для исполнения поставочных обязательств, связывающих указанных субъектов. Иной характер имеют договоры перевозки пассажиров и багажа, где другой стороной договора выступают граждане. Они, в отличие от перевозчика, договор заключают в потребительских целях.
В тех случаях, когда перевозка осуществляется коммерческой организацией, такая перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или лицензии, выданной этой организации, вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Законом устанавливается, что перечень таких организаций должен быть опубликован, а договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.
В дипломной работе мы рассмотрим вопросы ответственности за нарушение обязательств по перевозке, правовые аспекты, возникающие в результате претензий и исков по перевозкам грузов, действующим в международном законодательстве.
Понятие и виды договоров международных перевозок грузов
Перевозки грузов осуществляются железнодорожным, автомобильным, воздушным и морским транспортом. Под международной перевозкой понимается перевозка грузов между двумя и более государствами, выполняемая на условиях, которые установлены заключенными этими государствами международными соглашениями.
Характерной особенностью правового регулирования в этой сфере является то, что основные вопросы перевозок решаются в международных соглашениях (транспортных конвенциях), содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия международных перевозок грузов.
Обычно такие соглашения содержат требования к перевозочной документации, определяют порядок приема груза к перевозке и выдаче его в пункте назначения, условия ответственности перевозчика, процедуру предъявления к перевозчику претензий и исков.
При отсутствии единообразных материально – правовых норм обращаются к нормам транспортных конвенций или национального законодательства.
Экономическая эффективность сделки во многом зависит от правильно выбранных базисных условий поставки товаров и транспортных условий.
Типовые условия поставки различны по законодательству разных стран. Часто участники договора купли – продажи не знакомы с различиями, существующими в торговой практике своих партнеров по сделке, что может послужить причиной возникновения недопониманий, споров и судебных разбирательств.
Для решения этой насущной проблемы, которая возникла со всей остротой еще в первой половине текущего века, Международная торговая палата первоначально опубликовала в 1936 году перечень Международных правил с целью унификации торговых терминов. Эти правила стали известны как «Инкотермс» 1936 г. Куда были внесены изменения и дополнения в 1953, 1967, 1976, 1980 и 1990 году.
Унификация условий поставки «Инкотермс – 90» облегчает процедуру заключения договоров, поскольку в них изложены основные формулировки, апробированные торговой и арбитражной практикой (прил. 1).
Интернациональные термины «Инкотермс – 90», включающие 13 терминов, сформированы в четыые базисные категории.
Группа»Е» (отправление) включает всего лишь один термин EXW–ExWorks (франке – предприятие), согласно которому покупатель получает готовый к отправке товар на складе (заводе продавца); группа «А» (основной фрахт не оплачен) включает три термина:
FCA–FreeCarrier (франке – перевозчик);
FAS–FreeAlongsideShip (свободен на борту), согласно которым продавец обязан доставить товар до транспортных средств (в распоряжение перевозчика), указанных покупателем;
Группа «С» (основной фрахт оплачен) включает четыре термина:
С1Р – Carriage &InsurancePaid То (фрахт и страхование оплачены до…), согласно которым продавец должен заключить договор перевозки, но при этом не несет риска потери или повреждения товаров и дополнительных расходов, связанных с событиями, возникшими после отправки товаров.
Группа»D» (прибытие) включает пять терминов:
DAF–DeliveredAtFrontier (поставка франке – граница); DES–DeliveredExShip (поставка франке – судно); DEQ–DeliveredExQuay (поставка франке – причал); DDU–DeliveredDutyUnpaid (поставка без уплаты пошлины); DDP–DeliveredDutyPaid (поставка с уплатой пошлины), согласно которым продавец все затраты и риски, связанные с доставной товара в согласованный пункт указанного места назначения.
Следует подчеркнуть, что термины, включенные в ИНКОТЕРМС, относятся только к договорам купли – продажи и, следовательно, не затрагивают терминов – иногда весьма сходных по формулировке, – которые могут использоваться в договорах перевозки, особенно при характеристике условий различных чартер – партий.
Особенность договора международной перевозки заключается в том, что в ходе его исполнения соответствующие материально – правовые нормы применяются на основании различных коллизионных принципов.
Так, при отправлении груза руководствуются законом страны отправления, при выдаче груза в конечном пункте – законом страны назначения. В других случаях применяется закон перевозчика или же закон страны судна.
Подлежащее применению к международной перевозке право может быть указано в транспортном документе, выданном перевозчиком.
Международные перевозки регулируются нормами международного права, которое имеет свои отличительные особенности и свое документальное оформление.
Особенности международного транспортного права
Международное транспортное право — это комплекс различных по юридической природе нормативных актов, направленных на правовое покрытие и взаимную увязку всех аспектов отношений в рамках международных перевозок между их субъектами.
Правовое регулирование международных перевозок осуществляется:
- o нормами международного публичного права, определяющими отношения между государствами по вопросам их прав и обязанностей по доступу на транспортные рынки, использованию транспортных коридоров и коммуникаций, организации межгосударственных сообщений;
- o нормами международного частного права, определяющими договорные отношения между участниками транспортного процесса при перевозке, экспедировании, агентировании, использовании транспортных средств, выполнении других работ и услуг;
- o нормами административного права, регламентирующими правила эксплуатации транспортных средств, организацию движения, режим работы физических лиц, налоговые правила, таможенные процедуры, паспортный контроль.
Нормативными документами, регламентирующими правила перевозки грузов на определенном виде транспорта, являются:
- o па морском транспорте Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (с изменениями и дополнениями от 1968 г.) и Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г.;
- o па воздушном транспорте — Варшавская конвенция международных воздушных перевозок 1929 г. (с изменениями 1955 г.);
- o на железнодорожном транспорте — международные Бернские грузовые конвенции (последняя ред. 1985 г.) и Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (последняя ред. 1998 г). Россия является участницей только СМ ГС;
- o на автомобильном транспорте — Женевская конвенция 1975 г. о договоре международной дорожной перевозки груза с применением книжки МДП (конвенция TIR);
- o для смешанных перевозок — Конвенция ООН о смешанной перевозке грузов (Женева, 1980 г.) и Правила ЮНКТАД — МТП в отношении документов смешанных перевозок (Женева, 1992 г.). И Конвенция, до сих пор не вступившая в силу, и Правила являются факультативными нормами. Поэтому они регулируют условия договора смешанной перевозки только в том случае, когда стороны договора признали это целесообразным. На практике чаще всего применяются Правила ЮНКТАД — МТП (МТП -Международная торговая палата).
- 31 мая 1926 г. 16 национальных ассоциаций экспедиторов основали Международную федерацию экспедиторских ассоциаций (International Federation of Freight Forwarders Association — FIATA) как неправительственную некоммерческую международную организацию. Главная ее цель — обеспечение интересов экспедиторов на международном уровне. В составе FIATA на сегодня более 40 000 экспедиторских фирм из более чем 150 стран мира.
В составе организации девять комитетов:
- o Комитет по юридическим вопросам, документации и страхованию;
- o Комитет по таможенным вопросам;
- o Комитет по упрощению торговых процедур;
- o Комитет по профессиональному обучению;
- o Комитет по связям с общественностью;
- o четыре транспортных комитета — способствуют упрощению процедур проезда, транзита, пересечения границ, тарифной политики.
Результатами практической деятельности FIATA явились разработка и внедрение экспедиторских документов, получивших официальное признание во всем мире: экспедиторская расписка, транспортный сертификат экспедитора, складская расписка, декларация грузоотправителя на перевозку опасных грузов, товарораспорядительный мультимодальный транспортный коносамент.
К правовому обеспечению организации международных перевозок также относятся Соглашения о международных тарифах, которые подразделяются на союзные и транзитные.
Союзные соглашения — соглашения двух или нескольких стран о согласованных тарифах при перевозках грузов по железным дорогам в прямом соседском сообщении, правилах их применения и исчисления. Они базируются на внутренних тарифах соседних стран, но, как правило, не совпадают с ними по уровню.
Соглашения о транзитных тарифах — нормативные акты, нивелирующие особенности национальных правовых систем, построенных на различной основе. В них тарифы, сборы и штрафы определяются в виде сквозных аккордных ставок но каждой стране в какой-либо твердой валюте.
Основным нормативным документом, регламентирующим правила перевозок грузов внутри России, является Гражданский кодекс РФ. Условия перевозок определяются также транспортными уставами и кодексами, основными из которых являются: Воздушный кодекс РФ, Транспортный устав железных дорог РФ, Устав автомобильного транспорта, Устав внутреннего водного транспорта, Кодекс торгового мореплавания РФ.
Международная перевозка грузов автомобильным транспортом, осуществляется с учетом положений Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956 г.) (далее — Конвенция).
Положения этой Конвенции применяются к любому возмездному договору перевозки грузов автомобильным транспортом, по условиям которого место погрузки груза находится на территории Российской Федерации, а место доставки груза — на территории другого государства, или, напротив, груз доставляется в Россию, будучи отгруженным на территории другой страны. Применение Конвенции не зависит от местожительства и национальности сторон договора перевозки (п.п. 1, 2 ст. 1 Конвенции).
Договор перевозки устанавливается накладной, которая служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза перевозчиком (ст. 4 Конвенции).
При принятии груза перевозчик обязан проверить:
— точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров;
— внешнее состояние груза и его упаковки.
В подтверждение принятия груза от перевозчика получатель выдает ему расписку. При этом получатель, принявший груз, имеет право требовать передачи ему второго экземпляра накладной (п. 1 ст. 13 Конвенции).
При приеме груза получатель не обязан проверять его состояние. В этом случае считается, пока не доказано обратное, что груз принят получателем в состоянии, описанном в накладной. Однако получатель вправе установить состояние груза и сделать перевозчику оговорки, указывающие общий характер потери или повреждений. Если речь идет о заметных потерях или повреждениях, эти действия должны быть совершены в присутствии перевозчика или самое позднее в момент принятия груза, если потери или повреждения внешне не заметны — в течение семи дней со дня поставки груза, не считая воскресенья и прочих нерабочих дней.
Если же состояние груза было проверено в присутствии как получателя, так и перевозчика, доказательство, опровергающее, что груз был принят в состоянии, описанном в накладной, может быть представлено лишь в том случае, если речь идет о внешне незаметных потерях или повреждениях и если получатель адресовал письменные оговорки перевозчику в течение семи дней, не считая воскресенья и прочих нерабочих дней, со дня такой констатации (п.п. 1, 2 ст. 30 Конвенции).
Перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за опоздание доставки.
Однако в ряде случаев перевозчик освобождается от ответственности за эти обстоятельства. Это касается ситуаций, когда потеря груза, его повреждение или опоздание произошли по вине правомочного по договору лица, вследствие приказа последнего, не вызванного какой-либо виной перевозчика, каким-либо дефектом самого груза или обстоятельствами, избегнуть которые перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить. Доказать наличие оснований для освобождения от ответственности должен сам перевозчик (п.п. 1, 2 ст. 17, п. 1 ст. 18 Конвенции).
Перевозчик освобождается от ответственности за потерю или повреждение груза, если оно является следствием особого риска, связанного со свойствами груза или обстоятельствами его перевозки, указанными в п. 4 ст. 17 Конвенции.
В свою очередь, отправитель несет ответственность перед перевозчиком за ущерб и повреждения, причиненные лицам, оборудованию и другим грузам, а также за любые расходы, которые могут быть вызваны поврежденной упаковкой груза, если только при видимом или известном перевозчику в момент принятия груза повреждении перевозчиком не было сделано относительно этого надлежащих оговорок (ст. 10 Конвенции).
Если перевозка груза в международном сообщении осуществляется несколькими перевозчиками, и при этом условия перевозки определяются единственным договором, каждый из перевозчиков несет ответственность за всю перевозку, причем второй перевозчик и каждый из следующих перевозчиков становятся, в силу принятия ими груза и накладной, участниками договора перевозки на указанных в накладной условиях.
При приеме груза от предшествующего перевозчика последующий перевозчик вручает ему датированную и подписанному им расписку, а также отмечает свое имя и адрес на втором экземпляре накладной. При необходимости он делает в накладной те же оговорки, которые имеет право делать первый перевозчик при приеме груза от отправителя. При отсутствии таких оговорок считается, что в момент принятия груза последующим перевозчиком груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии и число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной (ст.ст. 34, 35 Конвенции).
Приказ Министерства транспорта РФ от 19 августа 2015 г. N 248
«Об утверждении Критериев и порядка определения вида выполняемой международной автомобильной перевозки груза»
Критерии и порядок
определения вида выполняемой международной автомобильной перевозки груза
(утв. приказом Министерства транспорта РФ от 19 августа 2015 г. N 248)
1. Критерии и порядок определения вида выполняемой международной автомобильной перевозки груза (далее — Критерии и порядок) разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (далее — Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ).
2. Вид выполняемой международной автомобильной перевозки груза (двусторонняя, транзитная или перевозка с территории или на территорию третьего государства) (далее — перевозка) определяется на основании данных, содержащихся в международной товарно-транспортной накладной (далее — накладная), исходя из критериев, указанных в пунктах 3 — 5 настоящих Критериев и порядка.
3. К двусторонним перевозкам относятся следующие перевозки:
а) перевозка грузовым транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации, при осуществлении которой в международной товарно-транспортной накладной (далее — накладная) государством грузоотправителя (владельца) груза, государством оформления накладной, государством погрузки грузового транспортного средства, государством регистрации самоходного транспортного средства, предназначенного для перевозок грузов, или самоходного транспортного средства (в случае использования прицепа или полуприцепа) (далее — самоходное транспортное средство) и государством иностранного перевозчика является одно и то же иностранное государство, а государством разгрузки грузового транспортного средства является Российская Федерация;
б) перевозка грузовым транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства, при осуществлении которой в накладной государством грузоотправителя (владельца) груза, государством оформления накладной и государством погрузки грузового транспортного средства является Российская Федерация, а государством разгрузки грузового транспортного средства, государством регистрации самоходного транспортного средства и государством иностранного перевозчика является одно и то же иностранное государство;
в) перевозка грузовым транспортным средством, принадлежащим российскому перевозчику, с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации, при осуществлении которой в накладной государством грузоотправителя (владельца) груза, государством оформления накладной, государством погрузки грузового транспортного средства является иностранное государство, а государством разгрузки грузового транспортного средства является Российская Федерация;
г) перевозка грузовым транспортным средством, принадлежащим российскому перевозчику, с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства, при осуществлении которой в накладной государством грузоотправителя (владельца) груза, государством оформления накладной, государством погрузки грузового транспортного средства является Российская Федерация, а государством разгрузки грузового транспортного средства является иностранное государство.
д) перевозка грузов третьих государств, если такая перевозка в соответствии с особенностями выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств, установленными в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ, выполняется на основании российского разрешения, которое дает право на осуществление двусторонней перевозки груза, или без такового в случаях, когда международным договором Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения, заключенным с соответствующим иностранным государством, предусмотрено осуществление двусторонних перевозок без разрешений.
4. К транзитным перевозкам относятся следующие перевозки;
а) перевозка грузовым транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, транзитом через территорию Российской Федерации, при осуществлении которой в накладной государством грузоотправителя (владельца) груза, государством оформления накладной, государством погрузки грузового транспортного средства, государством грузополучателя и государством разгрузки грузового транспортного средства являются иностранные государства;
б) перевозка грузовым транспортным средством, принадлежащим российскому перевозчику, с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства транзитом через территорию Российской Федерации, при осуществлении которой в накладной государством погрузки груза и государством разгрузки груза являются иностранные государства;
в) перевозка грузовым транспортным средством, принадлежащим российскому перевозчику, с территории Российской Федерации на территорию Российской Федерации транзитом по территории иностранного государства, при осуществлении которой в накладной государством погрузки груза и государством разгрузки груза является Российская Федерация.
5. К перевозкам с территории или на территорию третьего государства относятся следующие перевозки:
а) перевозка иностранным перевозчиком одного иностранного государства на территорию Российской Федерации с территории другого иностранного государства, при осуществлении которой в накладной государство погрузки грузового транспортного средства не является государством иностранного перевозчика и государством регистрации самоходного транспортного средства, а государством разгрузки грузового транспортного средства является Российская Федерации;
б) перевозка иностранным перевозчиком одного иностранного государства с территории Российской Федерации на территорию другого иностранного государства, при осуществлении которой в накладной государством погрузки грузового транспортного средства является Российская Федерация, а государство иностранного перевозчика и государство регистрации самоходного транспортного средства не является государством разгрузки грузового транспортного средства;
в) перевозка грузов третьих государств, если такая перевозка в соответствии с особенностями выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств, установленными в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ, выполняется на основании специального разового разрешения на осуществление перевозки с территории или на территорию третьего государства или многостороннего разрешения, действительного для осуществления перевозки по территории Российской Федерации.
6. Определение вида перевозки осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок (далее — должностные лица) в следующем порядке:
водитель грузового транспортного средства по требованию должностного лица предъявляет ему накладную и другие документы, которые в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения и законодательством Российской Федерации требуются для осуществления перевозок;
должностное лицо проводит проверку данных, содержащихся в накладной и других документах, на предмет их соответствия критериям, установленным в пунктах 3 — 5 настоящих Критериев и порядка.