N.E.C.

Юридическая информация

Суды

by adminon 23.07.202023.07.2020

Содержание

  • Общая схема
  • Верховный суд Российской Федерации
  • Суды общей юрисдикции
  • Арбитражные суды
  • Конституционные суды
  • Похожие статьи:

Kommersant, 25/02/2016

Действующий и бывшие комиссары Совета Европы по правам человека написали статью для «Ъ”

20 лет назад, 28 февраля 1996 года, Россия вступила в Совет Европы (СЕ), тем самым взяв на себя обязательства стать государством, придерживающимся принципов демократии и верховенства права, а также соблюдающим права человека. О том, к каким последствиям для России привел этот шаг и что еще надо сделать, чтобы судебная система страны стала «эффективной, прозрачной и внушающей доверие», рассуждают комиссар СЕ по правам человека НИЛС МУЙЖНИЕКС, а также его предшественники АЛЬВАРО ХИЛЬ-РОБЛЕС (1999–2006) и ТОМАС ХАММАРБЕРГ (2006–2012) — в совместной статье, написанной специально для «Ъ”.

Во время встречи президента РФ с Советом по правам человека в октябре прошлого года были обнародованы некоторые проблемы, связанные с функционированием российской судебной системы. Президент Владимир Путин выразил готовность изучить эти вопросы и, если потребуется, внести поправки в законодательство. С нашей точки зрения, совершенствование судебной системы должно стоять на повестке дня в России. Работая с Россией на протяжении последних 17 лет, мы наблюдали несколько этапов важных судебных реформ. Тем не менее застарелые проблемы сохраняются и по сей день.

Одним из первых значительных шагов, сделанных Россией для интеграции в европейское правовое пространство после распада СССР, было ее вступление в Совет Европы. Это произошло ровно 20 лет назад, 28 февраля 1996 года, и было воспринято как демонстрация решимости Российской Федерации стать государством, придерживающимся принципов демократии и верховенства права, а также соблюдающим права человека.

Реформа судебной системы была и остается неотъемлемой частью этого процесса. Будучи широкомасштабной, она включала в себя принятие важнейших законов, в том числе меняющих уголовное и гражданское судопроизводство. Кроме того, совершенствование нормативно-правовой базы проводилось согласно вынесенным постановлениям Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) — например, в вопросах упрощения доступа к правосудию, соблюдения принципа правовой определенности, а также в вопросах сокращения сроков и улучшения условий содержания под стражей. Совсем недавно Министерство юстиции России и Совет Европы объединили усилия для улучшения системы оказания бесплатной юридической помощи наиболее уязвимым социальным группам населения, таким как лица с инвалидностью и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Однако наряду с положительными изменениями существуют менее обнадеживающие тенденции, которые ставят под сомнение способность России завершить переход к доступной, эффективной, прозрачной и внушающей доверие судебной системе. Мы выделили четыре основные проблемы: вопросы, связанные с неисполнением внутригосударственных судебных решений; инициативы, затрагивающие эффективность международной системы защиты прав человека; недостаточная независимость судебной власти; а также чрезмерно широкие полномочия прокуратуры.

Длительное исполнение судебных решений или неисполнение решений международных и национальных судов — одна из наиболее часто встречающихся проблем правосудия в России. С 2010 по 2015 год ЕСПЧ 72 раза установил факты неисполнения Россией решений национальных судов — рекордно большое число, составляющее почти 20% от всех нарушений такого рода, выявленных в 47 государствах—членах Совета Европы.

Наблюдается также тенденция к избирательности в отношении исполнения постановлений Европейского суда в зависимости от степени их принятия властями. В качестве примера мы хотели бы выделить группу дел, касающихся действий силовых структур на Северном Кавказе. За последнее десятилетие более чем в 200 постановлениях Европейский суд признал Россию ответственной за серьезные нарушения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Хотя денежные компенсации жертвам таких нарушений, как правило, выплачиваются, Россия до сих пор не исполнила эти постановления в полном объеме. В частности, главным вопросом до сих пор остается необходимость установить ответственных лиц за совершение самых серьезных преступлений, таких как пытки и похищение людей. Эффективное расследование таких преступлений — необходимый шаг на пути восстановления справедливости в отношении жертв этих преступлений и их родственников. Проведение эффективного расследования и наказание виновных также являются ключевыми условиями предотвращения подобных нарушений в будущем и повышения доверия общества к судебной системе в целом.

Принятие в декабре 2015 года закона, наделяющего Конституционный суд РФ правом определять исполнимость решений международных судов, вызвало дискуссию в России и за рубежом о последствиях его применения в отношении сохранения эффективности международных судебных инстанций. Такая проблема существует не только в России. Например, в Германии статус Европейской конвенции о защите прав человека ниже, чем статус конституции, которая идет дальше конвенции в защите некоторых прав. Вместе с тем Федеральный конституционный суд Германии в последние десятилетия играет ведущую роль в обеспечении того, чтобы Европейская конвенция учитывалась должным образом при толковании национального законодательства. Время покажет, станет ли новый российский закон катализатором или барьером для исполнения решений международных судов в отношении тех, кто пытается добиться справедливости через международные инстанции.

В любом случае с уверенностью можно сказать, что до тех пор, пока судебная система РФ не станет более независимой, сомнения в ее эффективности останутся. Существующие процедуры и критерии назначения на должность, снятия с должности и привлечения к ответственности судей все еще не предоставляют достаточных гарантий объективности и справедливости проведения этих процедур, а судьи по-прежнему уязвимы перед политическим и экономическим влиянием.

Недостаточная независимость судов дополнительно осложняется тем, что система уголовного правосудия имеет обвинительный уклон, что на практике зачастую приводит к нарушению принципа равноправия сторон. Также права защиты могут быть ослаблены различными формами притеснений и давления на адвокатов, которые слишком часто сталкиваются с препятствиями при оказании помощи клиентам.

Эти недостатки являются серьезными препятствиями, мешающими людям добиваться справедливости. Тем не менее в них нет ничего непреодолимого. Проявив четкую политическую волю, российские законодатели и политики способны сохранить положительные достижения, расширить их и тем самым укрепить независимость, беспристрастность и эффективность судебной системы.

В частности, законы и правоприменительную практику следует корректировать для того, чтобы судьи были менее подвержены давлению как внутри самой судебной системы, так и извне. Важными шагами в этом направлении являются изменение процедур и критериев назначения на должность, снятия с должности и привлечения к ответственности судей, а также реформирование системы назначения председателей судов и пересмотр их полномочий.

Необходимо повышать квалификацию судей для правильного применения прецедентной практики Европейского суда по правам человека в решениях российских судов. Это обеспечит толкование российских законов и правоприменительной практики в свете европейских стандартов в области прав человека, а также позволит предотвращать возможные нарушения прав человека, например в том, что касается свободы слова, объединений и собраний.

Помимо достижения независимости и беспристрастности судей последующая реформа судебной системы должна быть направлена на укрепление принципов справедливого судебного разбирательства, состязательности процесса, презумпции невиновности, а также на соблюдение процессуальных прав сторон в гражданском и уголовном судопроизводстве. Наряду с этим следует провести реформу прокуратуры в целях укрепления ее независимости и беспристрастности, а также способности бороться с безнаказанностью и жестоким обращением.

Кроме того, российские власти должны проявить большую решимость в установлении лиц, ответственных за преступления в том числе на Северном Кавказе. Свидетели должны быть обеспечены необходимой защитой, а жертвы преступлений или их родственники должны быть полностью восстановлены в правах, включая установление истины, наказание виновных и получение соответствующей компенсации за причиненный вред. Это шаг, который Россия давно должна была сделать для примирения со своим недалеким прошлым, а также для построения по-настоящему мирного, сплоченного и плюралистического демократического общества.

Отлаженная и эффективная судебная система имеет принципиальное значение для обеспечения равенства людей перед судом, привлечения к ответственности органов власти за допущенные нарушения, а также для предотвращения произвола, в том числе со стороны полиции и других правоохранительных органов. Такая судебная система создаст основу для функционирования эффективных демократических институтов на практике.

Руководство страны должно проявить политическую волю, сохранить достигнутые результаты и использовать их в качестве составных элементов построения демократического общества. Это не только вопрос соблюдения абстрактного принципа, это мера, необходимая для улучшения жизни миллионов жителей России.

Нилс Муйжниекс, Альваро Хиль-Роблес и Томас Хаммарберг

Идеи Джона Локка нашли отражение во многих правовых системах, в том числе и в России. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Положения о судебной власти и системе в России установлены Конституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Подсказки адвоката, помогут разобраться какому суду подсудно ваше дело.

Общая схема

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды в России делятся на:

  1. Конституционные суды. Они рассматривают дела о соответствии нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ – это делает Конституционный суд Российской Федерации. А Конституционные (уставные) суды субъектов РФ проверяют на соответствие нормативные правовые акты субъектов Федерации их Конституциям (уставам).
  2. Суды общей юрисдикции. Основному звену подведомственны уголовные, административные, гражданские и иные дела, такие же дела, относящиеся к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней служба подсудны военным судам.
  3. Арбитражные суды рассматривают судебные споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  4. Дисциплинарный орган. В его компетенцию входят: обжалование решений Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков, наложения дисциплинарных взысканий и результатов аттестаций.

Верховный суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» содержит следующие полномочия суда:

  • судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
  • в пределах своей компетенции рассмотрение дела в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, — также и в качестве суда первой инстанции;
  • непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;
  • изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и разъяснение по вопросам судебной практики;
  • разрешение в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Верховный Суд издает «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуются решения по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе судов общей юрисдикции и др. материалы.

Суды общей юрисдикции

К судам общей юрисдикции относятся: верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суд автономной области, автономных округов, Московский, Санкт-Петербургский и Севастопольский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

Они осуществляют уголовное, гражданское, административное. В 2017 году в городе Москве запущен портал судов общей юрисдикции, расположенный по адресу http://mos-gorsud.ru/. Данный ресурс призван объединить, централизовать и синхронизировать данные о работе 36 московских судов (35 районных судов и Московского городского суда).

Портал содержит 6 основных разделов: «Суды общей юрисдикции», «Поиск по судебным делам», «Электронная приемная», «Территориальная подсудность», «Калькулятор госпошлины» и «Личный кабинет», и несколько дополнительных («Новости о работе судов», «Инфографика» и др.).

Районный суд – это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой инстанции и в апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи.

Мировые суды обладают ограниченной юрисдикцией и рассматривающие малозначительные дела по упрощённой процедуре.

В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», мировой судья рассматривает по первой инстанции:

  1. уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;.
  2. дела о выдаче судебного приказа;
  3. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  4. дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  5. иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребёнка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
  6. дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  7. дела об определении порядка пользования имуществом.

Военные (флотские) окружные суды — это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами. Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск; военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).

Арбитражные суды

В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.

(1) Арбитражные суды субъектов Российской Федерации — создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично. К полномочиям относятся:

  • рассмотрение всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесённых к компетенции Федеральных арбитражных судов округов и Верховного Суда РФ,
  • пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов,
  • изучение и обобщение судебной практики,
  • анализ судебной статистики.

(2) Арбитражные апелляционные суды. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;

(3) Арбитражные суды округов — создаются по одному в каждом судебном округе. Округ охватывает несколько субъектов Российской Федерации. Всего таких судов 10. К полномочиям относятся: рассмотрение по первой инстанции дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение решения арбитражного суда в разумный срок, проверка в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

(4) Суд по интеллектуальным правам — суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

В системе арбитражных судов существуют электронные ресурсы, такие как – Картотека арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/), которая позволяет в онлайн-режиме следить за ходом дела и знакомиться с текстами судебных актов, а также сервис «Мой арбитр» (https://my.arbitr.ru), который, в том числе позволяет подавать документы в электронном виде.

Конституционные суды

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ — в Российской Федерации орган судебной системы, который может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

При подготовке использовались материалы свободной энциклопедии.

Поделитесь с друзьями

Упорядоченная законом совокупность судов различных уровней, предназначенная для осуществления правосудия. С. с. установлена Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 дек. 1996 «О судебной системе Российской Федерации». Вопросы организации и деятельности судов регулируются также федеральными конституционными законами от 21 июля 1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 28 апр. 1995 «Об арбитражных судах в Российской Федерации», от 23 июня 1999 «О военных судах Российской Федерации», Законом РФ от 26 июня 1992 «О статусе судей в Российской Федерации», от 7 февр. 2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», федеральными законами от 17 дек. 1998 «О мировых судьях в Российской Федерации», от 30 мая 2001 «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», от 14 марта 2002 «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие С. с.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных указанным федеральным конституционным законом, не допускается.

Правовые формы организации и функционирования органов судебной власти, порядок и процедуры осуществления ими правосудия с учетом характера рассматриваемых дел определяют особенности различных видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного. Входящие в С. с. судебные органы могут различаться не только предметной компетенцией, но и объемом судебной власти, кругом полномочий по отношению к отдельным подразделениям самой системы. Поэтому выделяются нижестоящие и вышестоящие суды.

Все суды действуют в рамках единой С. с. Единство является одним из главных принципов ее организации и состоит в общем для всех судов подходе к правовому регулированию основ судебной власти, закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования С. с. Изменение системы высших судов РФ возможно лишь путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ. Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ осуществляют надзор за судебной деятельностью подведомственных им судов, обеспечивая единство судебной практики путем кассационного и надзорного производства, а также путем разъяснения вопросов применения действующего законодательства и принятия иных мер, направленных на единообразное и правильное применение судами федерального законодательства. Создание системы судебных органов, включающей различные инстанции, обусловлено необходимостью обеспечить конституционное право каждого гражданина на рассмотрение судом его обращения и обжалование судебного решения. Суды соответствующих звеньев С. с. уполномочены на рассмотрение определенного круга дел, отнесенных к их компетенции (подсудности) законом.

Определяющее значение для формирования С. с. и поддержания ее в стабильном состоянии имеет закрепление в Конституции РФ, Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» и Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» единых требований к судьям, порядку их назначения, обеспечению их правовых гарантий. Конституцией РФ установлен порядок назначения на должность судей высших федеральных судов РФ по представлению Президента РФ и назначения судей др. федеральных судов Президентом РФ. Единству С. с. служит также финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Военные суды Российской Федерации входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах рФ.

Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом.

Военные суды в пределах своих полномочий рассматривают дела и материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.

В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Высшим судебным органом для военных судов является Верховный Суд РФ (ст. 126 Конституции РФ), который реализует свои функции в отношении военных судов через Военную коллегию Верховного Суда РФ.

Военная коллегия, в состав которой входят председатель, его заместитель, председатели судебных составов и другие судьи Верховного Суда РФ, действует в составе Верховного Суда РФ и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к нижестоящим судам.

Военная коллегия рассматривает в первой инстанции: дела об оспаривании ненормативных актов, дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого. Уголовные дела рассматривает коллегия, состоящая из 3 судей и присяжных заседателей. Дела по жалобам и протестам рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на решения.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые в первой инстанции и не вступившие в силу.

Окружной военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей и действует на территории одного или нескольких субъектов РФ.

Президиум окружного военного суда, действующий в составе председателя, его заместителей, заместителей председателя, рассматривает гражданские, административные, уголовные дела по протестам гарнизонных военных судов. Координирует работу судебной коллегии. Утверждает председателей судебных коллегий.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни.

Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, других судей и действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

К ВОПРОСУ О РАЗРЕШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ ВЕРХОВНЫМ СУДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Исамагомедов А.М.1, Маметов Т.А.2

1 Исамагомедов Абдулкадыр Магомедович — кандидат юридических наук, доцент, кафедра теории государства и права;

Маметов Тагир Азизулаевич — магистрант,

Юридический институт Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

Аннотация: в данной статье рассматриваются реформы, прошедшие в судебной системе Российской Федераци. В частности — об упразднении Высшего Арбитражного суда РФ и передаче полномочий Верховному суду РФ, о создании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, вопросы, отнесенные к компетенции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Ключевые слова: Верховный суд РФ, экономические споры, арбитражные суды, судебные коллегии, Конституция Российской Федерации.

УДК 347.91

Верховный Суд Российской Федерации после упразднения Высшего Арбитражного Суда РФ находится во главе двух отдельных подсистем судов общей юрисдикции и арбитражных. Теперь Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом в том числе и по разрешению экономических споров и иных дел, которые подведомственны арбитражным судам. В его составе образована судебная коллегия по экономическим спорам, выполняющая роль второй кассационной инстанции для арбитражных судов. Президиум Верховного Суда РФ является высшей судебной инстанцией, выполняющей полномочия по судебному надзору, в том числе и в отношении судебных актов по экономическим спорам, вынесенным арбитражными судами.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами признается. 5 февраля 2014 года были приняты сразу три нормативно-правовых акта, которые стали основой проводимой судебной реформы: Закон РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» № 2-ФКЗ и Федеральные конституционные законы «О Верховном Суде Российской Федерации» № ЗФКЗ и «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»» № 4-ФКЗ.

В Конституции России теперь о отсутствуют упоминания о Высшем Арбитражном Суде РФ (ст. 127. ч. 1. ст. 128) и арбитражно-процессуальном законодательстве (все процессуальные отрасли были объединены под единым понятием «процессуального законодательства» (пункт «о» ст. 71); в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации»» претерпела изменение система судов РФ (ч. 3. ст. 4) и также были исключены упоминания о Высшем Арбитражном Суде РФ (ст. 4, 33 и другие); Федеральным конституционным законом «О Верховном Суде Российской Федерации» был определен статус нового Верховного Суда РФ.

«Изменения предусмотренные в законах были направлены только на изменение организации высших судебных органов, без внимания к изменению сложившейся системы нижестоящих судов. Но это изменение неизбежно в связи с тем, что в целом система судов общей юрисдикции не предполагает в своей организации принципа экстерриториальности, т.е. в ней полностью отсутствуют суды, которые не совпадали бы с административно-территориальным делением РФ, в то время как система арбитражных судов основана исключительно на экстерриториальности» .

Координация судебной практики в системе арбитражных судов, за исключением некоторых частных вопросов, регулируемых апелляционными судами (преимущественно вопросы рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве)), возложена на суды кассационной инстанции (их десять). В системе судов общей юрисдикции аналогичные функции осуществляют президиумы областных судов (которых в субъектах уже 85). Приведенная ситуация прямо иллюстрирует то, что фактически сложилось десять разных подсистем арбитражных судов и 85 подсистемы судов общей юрисдикции, причем в целом региональная практика правоприменения по конкретным вопросам

даже в рамках одной судебной системы бывает очень различной. Эта практика может разниться даже в рамках судебных составов и коллегий одного суда.

Объединение высших судов в единый орган повлечет за собой постепенное преобразование споров о подведомственности в споры о подсудности между различными судами отдельных звеньев системы, тем самым не устранив проблему, а перенеся ее на качественно новый уровень, требующий более существенных затрат правовых средств на ее устранение.

В ходе проводимой судебной реформы в России идея объединения высших судебных инстанций право на существование. Результатом такого объединения должно было стать присоединение арбитражных судов к судам общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ в качестве специализированных судов по аналогии с военными судами. Что касается недавно образованного в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам, то он, также органично вписался бы в эту систему в качестве специализированного суда общей юрисдикции наряду с арбитражными и военными судами. Однако, в специальной литературе имеются и иные точки зрения — вплоть до «растворения» полномочий арбитражных судов в полномочиях судов общей юрисдикции .

На сегодняшний день Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации состоящая из 30 судей осуществляет ранее подсудных Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации функции по разрешению экономических споров. Данная коллегия стала второй кассационной инстанцией, в которой будут пересматриваться определенные судебные акты. Поданная в Верховный Суд РФ кассационная жалоба предварительно будет изучаться единолично судьей Верховного Суда РФ, а затем может быть передана в указанную коллегию.

Кроме того, предусматривается, что акты Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ обжалуются в Президиум Верховного Суда РФ. Надзорная жалоба, как и кассационная, предварительно изучается судьей Верховного Суда РФ и лишь после этого может быть направлена для рассмотрения в Президиум Верховного Суда РФ .

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела:

— в порядке первой инстанции рассматривает дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной думы Российской Федерации, Правительства РФ не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

— в порядке первой инстанции рассматривает экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами Российской Федерации;

— в порядке надзора рассматривает дела по представлениям на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов (ст.293 АПК);

— пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты (ст. 310 АПК РФ).

К компетенции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации как суда первой инстанции относится разрешение экономических споров между Российской Федерацией и субъектами Федерации, между субъектами Федерации. В качестве суда первой инстанции рассматриваются также дела о признании недействительными и не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Правительства РФ. Арбитражно-процессуальный кодекс также относит к компетенции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, которые касаются прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Список литературы

1. Тахтенкова А.О., Грубова Е.И. Правовые последствия объединения Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации // Наука и знание: инновационные подходы к решению практических профессиональных задач по формированию конкурентоспособных специалистов: Материалы XVI научно-практической конференции Новороссийского филиала Московского гуманитарно-экономического института (11 апреля 2014 года). В 2 ч.; Ч. 2. Краснодар: Издательство Краснодарский ЦНТИ, 2014. С.22.

2. Борисова Е.А. Оптимизация устройства судебных инстанций в свете реорганизации судебной системы Российской Федерации // Закон. 2014, № 3. С.7.

3. Шокумов Ю.Ж. Понятие и система судов общей юрисдикции и арбитражных судов в Российской Федерации //Образование и право, 2018. № 12. С. 68-77.

4. Круглов В.В. Современная система арбитражных судов в Российской Федерации. В сборнике: Право: современные тенденции Материалы IV Международной научной конференции, 2017. С. 44-49.

ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА КАК РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧАСТНОГО И ПУБЛИЧНОГО В ТАМОЖЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Стогниенко А.М.

Стогниенко Алена Михаиловна — магистрант, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Москва

В обеспечении оптимального соотношения частных и публичных интересов главенствующую роль играют положения Конституции Российской Федерации (далее — РФ) . Принципы конституционного строя, которые закреплены в Конституции РФ, являются выражением публичных интересов, а также права и свободы человека и гражданина, что представляет отражение частных интересов. «Развиваясь в отраслевом законодательстве, конституционные принципы детализируются и в нормах таможенного права, также показывая наличие частных и публичных интересов и их соотношение» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интерактивность частных и публичных субъектов в таможенной сфере в какой-то степени ассиметрична, то есть субъекты данных отношений наделены различными правовыми статусами. От лица государства выступают таможенные органы, которые наделены властным статусом, а частные субъекты, которые перемещают товары и (или) транспортные средства через таможенную границу, подчиненный статус, но это не должно означать их противоборства или вражды.

Затруднительно согласиться с Е.П. Гавриловой, считающей, что «партнерские отношения государства и бизнеса предполагают равноправие сторон, стремление к компромиссу, непротиворечивость целей, сотрудничество, согласованность взаимных действий» . Равноправие публичных и частных субъектов практически невозможно представить в реальной жизни, но в таможенных отношениях для баланса интересов существуют таможенные процедуры, при использовании которых у частных субъектов (например, участников внешнеэкономической деятельности) есть возможность поместить товар под любую таможенную процедуру, путем ее заявления при таможенном декларировании товаров , либо при заявлении товаров к выпуску до подачи декларации на товары, либо путем ввоза товаров на территорию логистической СЭЗ или портовой СЭЗ, которая соответствует назначению и цели перемещаемого товара через таможенную границу .

Также, частные субъекты имеют право поменять уже использующую ими таможенную процедуру на другую таможенную процедуру, уплатив все таможенные платежи. Например, участник внешнеторговой деятельности заявив таможенную процедуру на временный ввоз, уплатив таможенные платежи, может самостоятельно поменять на другую таможенную процедуру — выпуск для внутреннего потребления.

Напротив же, таможенные органы, которые выступают от имени государства, вправе отказать частным субъектам в той или иной таможенной процедуре, если она не будет соответствовать установленным критериям, позволяющим переместить товары через таможенную границу .

В доктрине таможенные процедуры рассматриваются и как вид государственных услуг, которые оказывают таможенные органы в таможенной сфере. Известный ученый административист Ю.М. Козлов считает, что «имеются достаточные основания для того, чтобы с известной долей условности выделить в управленческих процедурах элементы, по своей природе весьма близкие к оказанию определенных управленческих услуг. К их числу (следует повторить — условно) можно отнести установленные процедурные «формальности», руководствуясь каковыми исполнительные органы (должностные лица) действительно

Похожие статьи:

  • Сибирский институт бизнеса и информационных

    НОУ ВПО "СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" (СИБИТ)Общие сведения об институте. www.sano.ruПриветствие ректораДорогие друзья!…

  • Ст 155 ЖК

    Статья 155 ЖК РФ. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.Жилищный кодекс Российской Федерации…

  • Ст 69 ЖК РФ

    Комментарии к СТ 69 ЖК РФСтатья 69 ЖК РФ. Права и обязанности членов семьи нанимателя…

  • Копия трудовой книжки для загранпаспорта

    По новым правилам упростились требования к комплекту документов для изготовления загранпаспорта. Для тех, кто только…

  • Генеральный прокурор российской федерации назначается

    Осуществляется СФ в соответствии с ст. 129 Конституции РФ по представлению Президента РФ. Порядок назначения…

  • Использование государственного флага РФ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОНРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИО Государственном флаге Российской ФедерацииНастоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный флаг Российской…

  • Благодарность президента РФ

    По теме:Александр Панкратов — о дружбе с Высокинским, работе с Тунгусовым и ссорах с застройщикамиЭкс-бизнес-партнера…

  • Со скольки можно быть президентом РФ

    "Второе предложение, по сути, означает снять ограничение для любого человека, любого гражданина, включая действующего президента,…

Статьи
0

Свежие записи

  • Гражданский арест
  • Кравец Игорь Александрович
  • Выход из СНТ закон
  • Алименты в твердой
  • Алименты с пенсионеров

Свежие комментарии

    Архивы

    • Октябрь 2020
    • Сентябрь 2020
    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Июнь 2019
    • Май 2019
    • Февраль 2019
    • Январь 2019
    • Декабрь 2018
    • Ноябрь 2018
    • Октябрь 2018
    • Сентябрь 2018
    • Август 2018
    • Июль 2018
    • Июнь 2018
    • Май 2018
    • Апрель 2018
    • Март 2018
    • Февраль 2018

    Страницы

    • Карта сайта
    © Copyright 2020 N.E.C.. All Rights Reserved. The Ultralight by Raratheme. Powered by WordPress .