Содержание
Нормальная продолжительность рабочего времени педагогических работников
До недавнего времени оставался неуточненным порядок исчисления нормальной продолжительности рабочего времени педагогических работников. Изданный Министерством образования и науки РФ приказ (который придет на смену ныне действующему постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 № 191) устраняет этот пробел, поскольку устанавливает четкую зависимость между нормальной продолжительностью рабочего времени и особенностями ее выполнения педагогическими работниками.
Напомним, что в соответствии со ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная (по сравнению с предусмотренной ст. 91 ТК РФ) продолжительность рабочего времени — не более 36 ч в неделю.
Полномочия по определению продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) в зависимости от должности и (или) специальности педагогического работника (с учетом особенностей его труда) отнесены к компетенции Минобразования России.
Согласно приказу Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» в отношении соответствующих категорий педагогических работников уточнена нормальная продолжительность рабочего времени.
В продолжительность рабочего времени педагогических работников включается:
• преподавательская (учебная) работа;
• воспитательная работа;
• другая педагогическая работа, предусмотренная квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических (других) работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.
Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
Продолжительность рабочего времени 36 ч в неделю устанавливается:
1) работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
2) старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и домов ребенка;
3) педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, а также инструкторам по труду;
4) методистам и старшим методистам образовательных учреждений;
5) тьюторам образовательных учреждений (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования);
6) руководителям физического воспитания образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования;
7) преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки);
8) инструкторам-методистам и старшим инструкторам-методистам образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля.
Продолжительность рабочего времени 30 ч в неделю устанавливается старшим воспитателям образовательных учреждений (за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей).
НОРМИРУЕМАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (так называемая нормируемая часть педагогической работы) может составлять от 18 до 36 ч в неделю (в том числе за ставку заработной платы для соответствующей педагогической должности (категории)). Норма часов может ограничиваться предельным значением в пересчете на год.
Норма, равная 18 ч в неделю, устанавливается:
1) учителям I–XI (XII) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья);
2) преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательскойработы за ставку заработной платы 720 ч в год);
3) преподавателям специальных дисциплин I–XI (XII) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;
4) преподавателям III–V классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения, V–VII классов школ искусств с семилетним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), I–IV классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с четырехлетним сроком обучения;
5) педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования;
6) тренерам-преподавателям, старшим тренерам-преподавателям;
7) преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;
8) учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;
9) логопедам учреждений здравоохранения и социального обслуживания.
Норма, равная 24 ч в неделю, устанавливается:
1) преподавателям I–II классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения, I-IV классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с семилетним сроком обучения;
2) 720 ч в год — преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования.
НОРМА ЧАСОВ РАБОТЫ ЗА СТАВКУ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы составляет:
1) 20 ч в неделю — для учителей-дефектологов, учителей-логопедов и логопедов;
2) 24 ч в неделю — для музыкальных руководителей и концертмейстеров;
3) 25 ч в неделю — для воспитателей, работающих непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими ограниченные возможности здоровья;
4) 30 ч в неделю — для инструкторов по физической культуре; воспитателей в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня, интернатах при общеобразовательных учреждениях (пришкольных интернатах), специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся) поведением, дошкольных образовательных учреждениях (группах) для детей с туберкулезной интоксикацией, а также в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания;
5) 36 ч в неделю — для воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, в общежитиях образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, иных учреждениях и организациях.
Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических (не академических) часах.
ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМЫ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую педагогическим работником (с его согласия) сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, должна производиться дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.
В свою очередь, учителя (преподаватели), которым не обеспечивается нормативная учебная нагрузка, имеют право на получение соответствующих денежных компенсаций (доплат).
Так, учителям, которым по тем или иным причинам не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:
а) учителям I–IV классов — при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;
б) учителям I–IV классов сельских общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения — если они не имеют достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;
в) учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с родным (нерусским) языком обучения;
г) учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений — если эти учреждения расположены в поселках лесозаготовительных (сплавных) предприятий и химлесхозов.
УМЕНЬШЕНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ
Учителям и преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается (по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года), до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском (ст. 334 ТК РФ), выплачивается:
а) заработная плата за фактически оставшееся количество часов преподавательской работы, если оно превышает норму часов преподавательской работы в неделю, установленную учителю (преподавателю) за ставку заработной платы;
б) заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю, установленной учителю (преподавателю) за ставку заработной платы, и при этом его невозможно догрузить другой педагогической работой;
в) заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов преподавательской работы в неделю, установленной учителю (преподавателю) за ставку заработной платы, и при этом его невозможно догрузить другой педагогической работой.
Исключение составляют преподаватели таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 ч в год.
Об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой указанные педагогические работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.
Преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального (среднего) профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается (по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года), до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.
Рабочее время учителя-логопеда
1. «Если рабочее время учителя-логопеда 20 ч, то сколько из них положено на непосредственную работу с детьми и сколько на подготовку, работу с документами и пр.? » Хотелось бы узнать ссылки на законы.
1.1. Здравствуйте, Ирина!
Рабочее время учителя состоит из двух частей:
1) нормируемой части, которая фиксирована по количеству часов, определяемых в соответствии с приказом Минобра РФ №1601;
2) другой части педагогической работы, которая не фиксирована по количеству часов.
В Вашем случае, 20 часов в неделю — это нормируемая часть педагогической работы, регулируемая расписанием. Это то время, которые Вы проводите с детьми в классе.
Вся остальная педагогическая работа по количеству часов не фиксирована. При этом она делится на две части:
1) выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности (подготовка к занятиям, заполнение журнала, проведение родительских собраний, участие в педсоветах и методобъединениях, периодические кратковременные дежурства и т.д.); данная работа дополнительно не оплачивается, так как ее выполнение является обязательным (ее оплата входит в ставку);
2) выполнение дополнительных видов работ с письменного согласия учителя за дополнительную плату (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты).
Рекомендую ознакомиться со следующими нормативно-правовыми актами:
1) Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ч.6-7 ст.47 регулируют вопросы режима рабочего времени педагогических работников);
2) Трудовым кодексом Российской Федерации (ст.333 устанавливает, что особенности режима рабочего времени, а также нормы педагогической работы педагогических работников регулируются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, то есть Приказами Минобра РФ);
3) Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (здесь раскрывается очень много вопросов, с которыми следует ознакомиться каждому учителю);
4) Приказом Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» (здесь можно ознакомиться с обязанностями педагогических работников, которые обязательны к выполнению и дополнительно не оплачиваются).
Успехов!
2. Включаются ли в рабочее время учителя — логопеда в ДОУ периоды подготовки к занятиям, краткие перерывы между занятиями, а также консультирование родителей воспитанников и воспитателей ДОУ?
2.1. Здравствуйте, Валентина.
Режим рабочего времени педагогов регулируется Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Все, что Вы перечислили относится к рабочему времени учителя, но к разным его видам и регулируется по-разному. Так краткие перерывы между занятиями включаются в нормируемую часть рабочего времени (по приказу 1601 норма часов на ставку для учителя-логопеда — 20 часов в неделю). А вот подготовка к занятиям и консультирование воспитанников и воспитателей ДОУ — к ненормируемой.
Уточните, какая спорная ситуация у Вас возникла. Постараюсь помочь.
3. При увеличении объёмов работ учителя-логопеда, увеличивается ли рабочее время?
3.1. Здравствуйте Наталья. Обстоятельства могут быть различными, или увеличивать объем работ можно тоже по-разному, читайте ваш трудовой договор
4. Вновь хочу обратиться по вопросу о рабочем времени учителя — логопеда в школе. Входит ли время между уроками (занятиями) — 5-15 минут в педагогическую нагрузку учителя-логопеда? Входит ли работа с документацией в эту нагрузку? Занятия 20 — 25 — 40 минут — это уже час работы учителя — логопеда? Или считается астрономический час? Спасибо.
4.1. Здравствуйте, Наталья. Рассказываю как педагог педагогу. 🙂
Рабочее время пед. работника состоит из нормируемой и ненормируемой части. Нормируемая (учитываемая) часть: уроки (занятия), перерывы между ними — это время нормируется (учитывается) индивидуальным расписанием педагогического работника; а также время, когда правилами внутреннего трудового распорядка пед. работника могут обязать являться ранее начала урока (занятий) и позднее их окончания, но не более чем за 20 минут до начала занятий и не более, чем на 20 минут позднее окончания занятий.
Ненормируемая (неучитываемая) часть: время на самоподготовку к урокам (занятиям), на все формы внеклассной работы образовательной организации (в т.ч. работа с родителями обучающихся), на все формы методической работы на уровне образовательной организации и выше (городской ресурсный центр и т.д.), время на самообразование педагогического работника. Она ненормируемая на индивидуальном уровне (не включается в индивидуальное расписание пед. работника; администрация образовательной организации не вправе требовать от пед. работника вести самостоятельный учёт и подавать отчётность о конкретных временных рамках выполнения им указанного объёма работ — все подобные требования незаконны). Однако в образовательной организации могут формироваться, приниматься, утверждаться руководителем планы и графики мероприятий внеклассной и методической работы на уровне данной организации с привязкой к конкретному времени (родительские собрания, классные часы и др. внеклассные мероприятия для обучающихся, методические секции, педсоветы и т.д.). Ненадлежащая подготовка пед. работникам к таким мероприятиям, неявка на них может рассматриваться как невыполнение работником своих трудовых обязанностей, за что пед. работники могут быть привлечены ко всем видам дисциплинарной ответственности, установленным действующим трудовым законодательством.
Педагогическая нагрузка определяется в астрономических часах. Один педагогический час (в т.ч. учителя-логопеда) тождественен одному уроку (занятию), вне зависимости от его длительности (не более 45 минут). При этом на «остаток от астрономического часа» как раз и приходится тот объём работы пед. работника, который не является его непосредственной урочной деятельностью. Как я указала ранее, этот объём работы приходится на ненормируемую часть рабочего времени. Т.е., если Ваша нагрузка составляет, например, 18 часов в неделю, то в Ваше индивидуальное расписание должно быть включено 18 занятий вне зависимости от их длительности и перемены между ними. Требование администрации включить в индивидуальное расписание большее количество занятий, мотивируя это их небольшой продолжительностью, незаконны. Если Вы в соответствии с учебными планами соответствующих образовательных программ проводите, например, 36 занятий вне зависимости от из длительности, то Ваша нагрузка определяется как 36 часов.
Работа с документацией приходится на ненормируемую часть рабочего времени. Вы вправе заниматься заполнением документации дома.
Не буду Вас «парить» всеми источниками регулирования. Сошлюсь на разъясняющее всё это письмо Министерства образования и науки. В нём и содержаться все необходимые ссылки на нормативные правовые акты:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО от 15 октября 2015 г. N 08-ПГ-МОН-37849
Успехов в работе!
5. Если рабочее время учителя-логопеда 20 ч, то сколько из них положено на непосредственную работу с детьми и сколько на подготовку, работу с документами и пр.?
5.1. то сколько из них положено на непосредственную работу с детьми и сколько на подготовку, работу с документами и пр.?
У Вас в трудовом договоре это все должно быть прописано.
Если Вас что то не устраивает, пишите жалобы в министерство образования и инспекцию труда.
5.2. Нормируется только работа (20 ч.) с детьми непосредственно. За это вы и получаете деньги.
6. Меня интересует рабочее время учителя-логопеда с и по; или это обговаривается в трудовом договоре?
6.1. Это указывается все в трудовом договоре.
7. Скажите, входит ли перемена в школе в рабочее время учителя-дефектолога или логопеда.
7.1. Здравствуйте.
конечно же входит.
8. Входит ли в рабочее время учителя-логопеда ДОУ посещение семинаров, работа с основной документацией, педсоветы?
8.1. Здравствуйте. нет, не входит, кроме работы с документами
Сколько должен часов работать учитель-логопед, если его приняли на 1 ставку?
::smile41::Cсылки на документы (все они действующие):
РФ
1.1. Если работаете на логопункте: 25 человек на ставку в год.
«Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» Письмо МО и науки от 14 декабря 2000 года N2
http://docs.cntd.ru/document/901783455
1.2. Если работаете на дошкольной группе, то действует
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
Цитата отсюда: «Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек».
https://rg.ru/2013/10/23/obr-dok.html
1.3. Если работаете в классе с детьми, имеющими ОВЗ —
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015
«Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам — образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»
Цитата: «Исходя из категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья их численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек».
Более того, в школе есть четкий норматив соотнесения контингента детей с ОВЗ со ставкой специалиста:
«При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:
учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 — 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
учителя-логопеда на каждые 6 — 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 — 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
МОСКВА
2.1. Для логопедов, работающих по программам дошкольного образования: 15 детей в месяц, 25 детей — в год.
«Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования» Приказ Департамента образования г. Москвы № 2-34-20 от 11.08.2005.
http://www.logopedplus.ru/articles/zakonodatelnaya-baza/ob-organizatsii-raboty-s-detmi-imeyushchimi-narusheniya-rechi-v-gosudarstvennykh-obrazovatelnykh-uch/
http://docs.cntd.ru/document/901783455