Содержание
С 2018 по 2019 год Уголовный кодекс Украины активно штурмовался законодателями в плане изменений в части преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности. И поскольку о «расписках на секс” все уже пошутили, то мы сегодня на ресурсе Протокол (Protocol) остановим наше внимание на изменениях в возрасте сексуального согласия.
Закон о сексе и предпосылки для изменений
18.04.2018 года вступил в силу Закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно защиты детей от сексуальных злоупотреблений и сексуальной эксплуатации” (или в народе «закон о 16 лет”), который существенно изменил положения ст. 155 Уголовного кодекса (далее -УК). Сейчас диспозиция статьи звучит так: «естественные или неестественные половые сношения с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершенные лицом, достигшим совершеннолетия”.Теперь в этой статье вы больше не найдете понятия «половая зрелость”.
Такие перевороты в ст. 155 УК связаны с активной работой законодательной ветви власти над гармонизацией наших законов с международными стандартами. Все дело в том, что в своих заключительных наблюдениях Комитет ООН по правам человека упомянул о том, что Украина недостаточно работает над защитой обеспечением прав детей, и дали нам нагоняй в виде рекомендации установить минимальный возраст полового созревания.
Также ужесточилась и ответственность за секс с несовершеннолетними (как за добровольный, так и за насильственный). За добровольный секс с лицом, не достигшим половой зрелости раньше можно было поплатиться ограничением или лишением свободы до 3-х лет, а теперь срок увеличился до 5-ти лет без квалифицирующих признаков. Вторую часть характеризуют те же действия но совершенные членами семьи, опекунами или близкими родственниками. Тут тоже увеличилась санкция с 3-5 лет до 5-8 лет.
Как было «до” и почему убрали понятие «половой зрелости”
Раньше статья 155 УК запрещала секс с лицами, не достигшими половой зрелости. Между этими понятиями есть определенная разница. Возраст сексуального согласия (англ. Age of consent) — это возраст, начиная с которого человек считается способным дать осознанное согласие на сексуальные отношения с другим человеком, а состояние половой зрелости — это готовность организма к репродуктивных функций. И, конечно же, половое созревание может настать гораздо раньше чем человек сможет осознанно соглашаться на половой акт. Хотя эти понятия логически связаны, половая зрелость не единственное, что должно определять возраст сексуального согласия, ведь, кроме физической готовности организма к размножению, должны учитываться еще психологический составляющая — осознание ситуации и ее последствий, и социальная составляющая — влияние нормы на человеческое общество в целом.
Наконец-то спустя энное количество лет закон об уголовной ответственности изменился и в ст. 155 УК криминализовала половую связь с лицами не достигшими 16 лет по добровольному согласию. Также законодатель умышленно выделил и специального субъекта преступления, а именно: лицо, достигшее совершеннолетия, это значит, что секс между несовершеннолетними лицами не наказуем. Таким образом, на уровне Уголовного кодекса был установлен минимальный возраст согласия на секс.устанавливается минимальный возраст полового совершеннолетия, что соответствует рекомендациям Комитета ООН по правам ребенка, плюс ко всему теперь отпадает необходимость в проведении судебно-медицинской экспертизы для установки половой зрелости потерпевшего (что стоило бы времени и денег). Также стоит отметить, что для каждого человека этап половой зрелости индивидуален. То есть такая экспертиза могла установить достижение половой зрелости 14-летним подростком (прим.- такая экспертиза может проводится с 14-ти лет) и не установить его у семнадцатилетнего человека. И тут бы имел место некий диссонанс: за секс с 14-летним(ей) не было бы ответственности, а с 17-летним(ей) была бы.
Вследствие таких законодательных новшеств процесс квалификации и доказывания вины преступника существенно ускорится.
Более того, введение в обиход критерия минимального возраста согласия на половую связь и отказ от употребления термина «половая зрелость» резко снизит вероятность лишь объективного определения вины (когда вина преступника не доказывается, кстати УК Украины прямо запрещает такой подход, но он в некоторых случая существует вне правового поля) , поскольку субъективная сторона этого преступления требует от виновного осознания, что потерпевший не достиг половой зрелости. В то же время физиологическое (половое) развитие является индивидуальным и установления факта недостижение потерпевшим лицом половой зрелости нередко требует специальных знаний, а уж тем более учитывая то фантастическое умение девушек-подростков выглядеть гораздо старше положенного.
Итак, учитывая, что в соответствии с основополагающими принципами уголовного права все сомнения решаются в пользу обвиняемого, а уголовная ответственность лица основывается на субъективном определении вины, вместо оценочного понятия «половая зрелость» в диспозиции статьи 155 УК Украины целесообразно использовать предложенный в новом законе возрастной критерий.
Пользуйтесь консультацией: Секстинг среди подростков: почему дети обмениваются интимными фото и что делать родителям
Возраст согласия на секс в разные века, в том числе и в украинском селе
В каноническом праве 12-го столетия согласие на брак считалась осознанной, если оба ребенка имели по 7 лет, то есть разумеется и возраст согласия на секс был аналогичным. В те времена вообще представления о детстве были совершенно другие. Никто даже и думать не думал о каких-то правах ребенка или женщины. Даже если человек практически насиловал свою жену до достижения ею половой зрелости, это могло считаться законной консумацией (легализацией) брака
Осознание того, что согласие на половую связь нужно рассматривать не в контексте брачных отношений, а в контексте преступлений против половой свободы пришло с нормами Вестминстерского статута (1275), который определил правонарушением развращение девочек, не достигших брачного возраста (в то время — 12 лет). Только в ХVI веке эстафету подхватили отдельные земли Германии и Италии и установили минимальный возраст сексуального согласия с 12 лет. Другие страны Европы начали принимать подобные законы, но возраст согласия оставался низким — 10-12 лет. Невысокой была и эффективность этих правовых ограничений: проблема заключалась еще и в том, что точный возраст или дату рождения человека в те времена трудно было установить.
Существенно пересматривать вопрос сексуального согласия детей в странах Запада начали в конце XIX века и не без участия феминисток. Англичанка Джозефина Батлер и другие феминистки смогли привлечь внимание общества к ужасам тогдашней проституции, в том числе детской. В результате 1885 в Англии возраст согласия подняли до 16 лет, а в США женские движения начали кампании за повышение этого возраста минимум до 16, а лучше до 18 лет (тогда он составлял от 7 до 12 лет).
Что же касается украинского села 17-18 века, то у нас в голове из-за красочной украинской литературы сложилось идеализированное представление о нем. Когда речь заходит об украинском селе, то в голову сразу приходят чистые и радостные люди в белых рубашках, которые упорно работают среди бесконечных полей. Конечно, реальность быта украинского крестьянина сильно отличалась от наших о нем представлений. Касается это и сексуальной жизни наших предков.
Сексуальное воспитание в украинском селе отсутствовало, и возраст согласия был аморально низок. Началом признаваемого совершеннолетия считался интервал с 13-14 лет с пиком в возрасте 16-ти лет.
После такого экскурса в сторию, радует то, что в 2020 году у нас все таки все гораздо цивилизованней.
Возраст согласия в Японии
Свободно заниматься любовью в этой стране можно с 13 лет. В тоже время совершеннолетие наступает в 20 лет. Япония является одной из стран, где молодежь созревает очень рано, да и вообще здесь сексуальные предпочтения у граждан, мягко говоря, странные. Обогнали ее только Ангола, Мексика и Филиппины, где возраст сексуального согласия составляет 12 лет. В Йемене вообще возраст согласия на секс составляет 9 лет. Однако любой вид сексуальной активности вне брака является незаконным, так что тут, как говорится, и хочется и колется.
Пользуйтесь консультацией: Юридический взгляд на секс в общественном месте
Возраст сексуального согласия в США
В США нет единого возрастного критерия, а возраст согласия составляет от 16 до 18 лет зависимо от штата. Но такие прогрессивные положение были внедрены в американское законодательство лишь в конце 19-го — начале 20-го века. До этого же времени возраст согласия составлял от 10 до 12 лет, а в штате Делавэр — 7 лет. Последний штат установил возраст согласия на уровне не ниже 16 лет лишь в 2001 году.
Возраст сексуального согласия в России
В России в этом плане ситуация идентичная с нашей. Там тоже возраст согласия наступает в 16 лет, а субъектом преступления является лицо, достигшее совершеннолетия. Вместе с тем в России есть довольно интересная практика, которая заключается в следующем. Если совершеннолетний человек занялся сексом с лицом, не достигшим 16-ти лет, а потом вступает с ним в брак, то его могут освободить от ответственности. Объясняют это тем, что субъект преступления перестал быть общественно опасным в связи с вступлением в брак.
Подытожив все вышеизложенное, можно сказать, что защиту половой неприкосновенности детей нужно осуществлять для обеспечения их нормального физического, психического и социального развития. Достижения половой зрелости не означает одновременную психологическую готовность к сексуальным отношениям или способность полностью осознавать свои действия и их последствия. Закон о возрасте сексуального согласия не лишает молодежь права получать сексуальный опыт, а ограничивает право взрослых посягать на сексуальную неприкосновенность детей, ведь наказание предусмотрено не для ребенка, а для взрослого.
Автор консультации: Шутько Виктория Сергеевна юрист АдО «Донец и Партнеры”
Источник: Юридический ресурс Протокол
Постановление ЦИК России от 09.06.2017 N 86/739-7 «О Порядке подачи заявления о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту нахождения на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации и о проекте Порядка подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента Российской Федерации»
5.2. Не позднее чем за один день до дня голосования (пятница) избирательная комиссия субъекта Российской Федерации размещает на своем официальном сайте сведения из реестров избирателей, участников референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения, с учетом требований Федерального закона «О персональных данных» в формате: имя, отчество и первая буква фамилии. Указанная информация также размещается на информационных стендах в помещениях для голосования соответствующих избирательных участков, участков референдума.
Приказ Минтруда России от 21.04.2017 N 377н Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда
Приказ Министра обороны РФ от 24.04.2017 N 245 (ред. от 02.07.2018) Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации
Приказ МЧС России от 20.03.2017 N 121 «О некоторых вопросах централизованного учета персональных данных сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и граждан Российской Федерации, поступающих на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы» (вместе с «Положением о централизованном учете персональных данных сотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и ведении его личного дела», «Положением о централизованном учете персональных данных гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы») (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2017 N 46864)
<3> Оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»).
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1162 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 54.05.04 Скульптура (уровень специалитета)
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1164 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором (уровень специалитета)
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1168 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 30.05.03 Медицинская кибернетика (уровень специалитета)
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1170 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 53.05.03 Музыкальная звукорежиссура (уровень специалитета)
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1173 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 01.05.01 Фундаментальные математика и механика (уровень специалитета)
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1175 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 16.05.01 Специальные системы жизнеобеспечения (уровень специалитета)
Что такое персональные данные
Закон «О персональных данных» от 27.07.2007 № 152-ФЗ (далее — закон № 152-ФЗ) определяет персональные данные (далее — ПД) как всякую косвенно или напрямую относящуюся к физическому лицу (носителю ПД) информацию. Организации, индивидуальные предприниматели, государственные и муниципальные органы, а также прочие хозяйствующие субъекты в ходе своей деятельности получают и обрабатывают большой объем такой информации в отношении как своих работников, так и других граждан.
В частности, ими могут быть получены:
— данные о личности человека (паспортные данные, сведения об образовании, трудовой деятельности, военной службе, финансовом и семейном положении, медицинские данные, биографические факты);
— данные о родственниках человека;
— прочие сведения, с помощью которых можно идентифицировать человека (переписка, сведения о полученных и отправленных сообщениях, телефонных контактах).
Получение ПД должно производиться по общему правилу с согласия субъекта ПД (за исключением некоторых случаев, перечисленных в ст. 6 закона № 152-ФЗ). Обрабатывать ПД (в том числе распространять) можно только в соответствии с принципами, определенными ст. 5 того же закона, — и только в законных и заранее установленных целях, на законной основе и т. д. В противном случае возможно привлечение нарушителей к ответственности, в том числе уголовной — по ст. 137 УК РФ.
В организациях доступ к ПД обычно в силу служебных обязанностей имеют лишь руководители, сотрудники бухгалтерии, юридической и кадровой служб, а в государственных (особенно правоохранительных) и муниципальных органах он может быть и у множества рядовых сотрудников. Если такие работники будут использовать соответствующие ПД не по назначению, их может ожидать ответственность по ч. 2 или 3 ст. 137 УК РФ (наказание по которым гораздо строже, чем по ч. 1).
Разглашение персональных данных.
Объект и предмет преступления
Уголовно наказуемое разглашение ПД посягает на отношения по обеспечению гарантированного конституцией РФ права на неприкосновенность частной жизни.
При этом разглашение ПД наказуемо по ч. 1 и 2 ст. 137 УК РФ лишь при условии, что эти данные соответствуют описанию предмета преступления, а именно:
— являются сведениями о частной жизни;
— относятся к семейной или личной тайне.
Определение понятия «частная жизнь» можно найти в судебной практике, согласно которой частной жизнью (в противовес общественной) признается жизнедеятельность индивида в сфере межличностных, семейных, интимных, бытовых отношений, неподконтрольных государству и обществу (определение КС РФ от 9.06.2005 № 248-О). Кроме того, в целях гражданско-правовой охраны частной жизни ст. 152.1 ГК РФ определяет, что информацией о ней являются сведения о личной и семейной жизни человека, его месте пребывания/жительства и происхождении.
Понятия «личная тайна» и «семейная тайна» являются оценочными. Наука уголовного права толкует их следующим образом:
— к личной тайне следует относить любой факт биографии лица, который он не желает обнародовать (состояние здоровья, принадлежность к политическим движениям, род деятельности, материальное положение и т. д.);
— семейная тайна отличается от личной по кругу носителей (сведения о внутрисемейных отношениях, образе жизни семьи, бытовых условиях и т. п.).
С 2013 года ст. 137 УК РФ дополнена ч. 3, предусматривающей особый предмет — данные, указывающие на личность потерпевшего по уголовному делу в возрасте до 16 лет, либо описание полученных таким потерпевшим моральных и физических страданий. Данные такого рода также относятся к ПД, так как по ним можно идентифицировать личность.
Разглашение каких персональных данных уголовно наказуемо (судебная практика)
Практика судов общей юрисдикции показывает, что понятие личной тайны трактуется предельно широко, в связи с чем привлечение к ответственности по ст. 137 УК РФ возможно за разглашение практически любых ПД. Отношение тех или иных сведений к личной или семейной тайне устанавливается на основании показаний потерпевшего.
Например, были признаны составляющими личную тайну:
— детализация телефонных соединений (приговор Соликамского городского суда Пермского края от 16.11.2011 по делу № 1-511/11);
— сведения о перемещениях автомобиля (приговор мирового судьи СУ № 28 г. Самары от 25.02.2015 по делу № 1-6/2015).
Статья о распространении персональных данных, характеристика деяния
Объективная сторона преступления, рассматриваемого в ч. 1 и 2 ст. 137 УК РФ, описана альтернативно следующими действиями в отношении соответствующих сведений:
1. Сбор.
2. Распространение.
3. Распространение специальным способом: в СМИ, публичном произведении или в выступлении.
Для привлечения к ответственности необходимо, чтобы эти действия совершались:
— незаконно (с любым нарушением процедуры, установленной законодательством);
— без согласия субъекта ПД.
Как правило, незаконному распространению ПД предшествует их сбор. Трактовка понятия «распространение» в уголовном законе более широкая, нежели в законе № 152-ФЗ. Так, согласно п. 5 ст. 3 закона № 152-ФЗ, распространением ПД является их раскрытие неопределенному кругу лиц. Для привлечения же к ответственности за разглашение ПД по ст. 137 УК РФ достаточно сообщить их хотя бы одному человеку.
Для привлечения к ответственности по ч. 1 и 2 ст. 137 УК РФ неважно, наступили ли в результате действий какие-либо последствия, т. е. преступление имеет формальный состав. В ч. 3 рассматриваемой статьи деяние описано особо: публичное распространение (в СМИ, информационных сетях, выступлении или произведении) сведений о подростке младше 16 лет, выступающем потерпевшим по уголовному делу.
При этом для привлечения к ответственности за такое деяние необходимы альтернативно описанные последствия, чье наступление обусловлено деянием (перечень открытый):
— вред здоровью несовершеннолетнего;
— психическое расстройство несовершеннолетнего;
— другие тяжкие последствия (к ним можно отнести, например, суицид, совершенный несовершеннолетним потерпевшим).
Субъективные признаки разглашения
персональных данных
Разглашение ПД совершается только умышленно, вид умысла — прямой. Это означает для ч. 1 и 2 ст. 137, что виновный понимает опасность своих действий (разглашения ПД) и имеет твердое намерение их совершить. Для ч. 3 же возможен и прямой, и косвенный умысел. Это означает, что появляется отношение к последствиям действий, осознание их неизбежности или возможности наступления.
Ответственность по ст. 137 УК РФ наступает с 16-летнего возраста, однако для привлечения к ответственности по ч. 2 указанной статьи необходим специальный признак — использование виновным для разглашения ПД своего служебного положения.
ВАЖНО! Признак использования служебного положения не означает, что совершить преступление может только должностное лицо (в том смысле, как оно понимается уголовным законом). Использовать служебные возможности может любой работник, имеющий в силу должности доступ к ПД, т. е. конкретное место службы значения не имеет.
Определяющим критерием при установлении последнего признака служит то, что совершить преступление человеку позволили именно служебные возможности. Например, это может быть сотрудник кадрового подразделения предприятия, обладающий в силу должностного положения информацией о сотрудниках, отнесенной к ПД (паспортные данные, семейное положение и т. п.).
Ответственность за разглашение персональных данных гражданина, виды и размеры наказаний
Лица, разгласившие ПД, могут быть подвергнуты только одному из наказаний, перечисленных в ст. 137 УК РФ, и только в указанных там пределах. Выбор конкретного вида и размера наказания осуществляется судом с учетом степени и характера опасности совершенного деяния, смягчающих и отягчающих обстоятельств, личности виновного и т. д. (ч. 3 ст. 60 УК РФ).
Для примера рассмотрим наказания, которые могут быть назначены за разглашение ПД с использованием служебного положения по ч. 2 ст. 137 УК РФ. Суд вправе назначить:
1. Штраф.
2. Запрет на занятие определенной деятельностью или занятие каких-либо должностей в течение 2–5 лет.
3. Принудительные работы сроком до 4 лет. Они могут назначаться как самостоятельно, так и в сочетании с дополнительным наказанием, указанным в п. 2.
4. Арест на срок до 6 месяцев (в настоящее время этот вид наказания не применяется).
5. Лишение свободы сроком до 4 лет. Применяется только вместе одним из дополнительных наказаний, указанных в п. 2.
При этом срок дополнительного наказания в 3-м и 5-м случаях начинает течь только после отбытия основного (ч. 4 ст. 47 УК РФ).
Поскольку рассматриваемым преступлением нарушаются личные неимущественные права, потерпевший имеет полное право на предъявление требования о возмещении морального вреда (ст. 151 ГК РФ).
В заключение стоит отметить, что по ст. 137 УК РФ приговоров выносится довольно много, то есть статья действительно работает. При этом ответственность может наступить за разглашение практически любых ПД.
1.01.2017 депутаты Госдумы приняли во 2-м чтении правительственный законопроект об ужесточении ответственности за нарушение правил обработки персональной информации. Соответствующие поправки планируется внести в КоАП РФ.
Речь идет об увеличении штрафов для операторов (в частности, страховых компаниях, банках, турагентствах и т. д.), допускающих нарушения при обработке сведений, составляющих персональную информацию.
Сегодня ответственность за это не детализирована — диспозиция ст. 13.11 КоАП РФ содержит общий состав правонарушения, сформулированный как нарушение процедуры по сбору, хранению, использованию или распространению сведений о гражданах. Размеры штрафов составляют 300–500 руб. для граждан, от 500 до 1 000 и от 5 000 до 10 000 руб. для должностных лиц и организаций соответственно.
Если инициативу кабмина одобрят в окончательном — третьем — чтении, норма будет разбита на 8 составов административных правонарушений, в числе которых предполагаются:
- нарушение требований к составу информации, включаемых в письменное согласие их носителя на обработку;
- обработка персональной информации без согласия их субъекта;
- обработка персональной информации, отнесенной к специальной (сведения о судимости, национальности, состоянии здоровья и т. д.), в случаях, не предусмотренных законом и т. д.
Максимальный штраф для юридических лиц будет предусмотрен за нарушение правил обработки специальной персональной информации. В соответствии с ч. 3 ст. 13.11 КоАП в редакции проекта закона он составит от 150 000 до 300 000 руб. ИП за аналогичное правонарушение заплатят от 50 000 до 100 000 руб., должностные лица — от 10 000 до 20 000 руб., граждане — от 3 000 до 5 000 руб.
Защита прав субъектов персональных данных
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения, связанные с обработкой персональных данных, является Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»
Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон «О персональных данных»), Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
На территории Тверской области, в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по тверской области, утвержденным Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 № 71, полномочия по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных возложены на Управление Роскомнадзора по Тверской области.
Закон «О персональных данных» установил следующие основные понятия:
— персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
— оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данных;
— обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
— распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
— предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.
— информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базе данных персональных данных обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.
Также Федеральный закон № 152-ФЗ установил принципы обработки персональных данных, условия и порядок обработки персональных данных, права субъектов персональных данных, обязанности оператора, права и обязанности уполномоченного органа в ходе осуществлениям им своей деятельности, а также ответственность за нарушение требований данного Федерального закона.
Основными законодательными и нормативно-правовыми актами в области обработки персональных данных являются:
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993;
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
Указ Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»;
Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;
Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 № 211 «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами»;
Постановление Правительства РФ от 06.07.2008 № 512 «Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных»;
Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;
Приказ Роскомнадзора от 30.05.2017 № 94 «Об утверждении методических рекомендаций по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения
Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право:
запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию;
осуществлять проверку сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных, или привлекать для осуществления такой проверки иные государственные органы в пределах своих полномочий;
требовать от оператора уточнения, блокирования или уточнения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных;
принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований настоящего Федерального закона;
обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных и представлять интересы субъектов персональных данных в суде;
направлять заявление в орган, осуществляющий лицензирование деятельности оператора, для рассмотрения вопроса о принятии мер по приостановлению действия или аннулированию соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если условием лицензии на осуществление такой деятельности является запрет на передачу персональных данных третьим лицам без согласия в письменной форме субъекта персональных данных;
направлять в органы прокуратуры, правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав субъектов персональных данных, в соответствии с подведомственностью;
привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении Закона «О персональных данных».
Права субъектов персональных данных
Субъект персональных данных (физическое лицо, гражданин Российской Федерации) имеет право на обеспечение защиты его прав и свобод при обработке его персональных данных, защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Данное право человека и гражданина установлено статьей 23 Конституции Российской Федерации.
Глава 3 Закона «О персональных данных» устанавливает следующие права субъектов персональных данных:
1. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
2. Сведения, должны быть представлены субъекту персональных данных оператором в доступной форме.
3. Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:
подтверждение факта обработки персональных данных оператором;
правовые основания и цели обработки персональных данных;
цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;
наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании Федерального закона;
обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен Федеральным законом;
сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;
информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;
наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена таковому лицу;
иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом или другими Федеральными законами.
4. Субъект персональных данных вправе обжаловать действия (бездействия) оператора, осуществляющего обработку его персональных данных с нарушением требований Федерального закона № 152-ФЗ или иным образом нарушающего его права и свободы, в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
5. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.
Уведомление оператора об обработке персональных данных
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона «О персональных данных» операторы обязаны до начала обработки персональных данных уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Уведомление, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, направляется в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа и подписывается уполномоченным лицом. Уведомление должно содержать следующие сведения:
1) наименование (фамилия, имя, отчество), адрес оператора;
2) цель обработки персональных данных;
3) категории персональных данных;
4) категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются;
5) правовое основание обработки персональных данных;
6) перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
7) описание мер, предусмотренных статьями 18.1 и 19 настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии шифровальных (криптографических) средств и наименования этих средств;
7.1) фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, ответственных за организацию обработки персональных данных, и номера их контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты;
8) дата начала обработки персональных данных;
9) срок или условие прекращения обработки персональных данных;
10) сведения о наличии или об отсутствии трансграничной передачи персональных данных в процессе их обработки;
10.1) сведения о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации;
11) сведения об обеспечении безопасности персональных данных в соответствии с требованиями к защите персональных данных, установленными Правительством Российской Федерации.
В случае представления оператором уведомления, содержащего неполные или недостоверные сведения, Управление вправе требовать от оператора уточнения предоставленных сведений до их внесения в реестр операторов.
В соответствии с ч. 7 ст. 22 Закона «О персональных данных в случае изменения сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, а также в случае прекращения обработки персональных данных оператор обязан уведомить об этом уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение десяти рабочих дней с даты возникновения таких изменений или с даты прекращения обработки персональных данных.
Уведомление об изменении сведений представляется Оператором в территориальное управление Службы на бланке оператора в виде информационного письма с указанием основания изменения сведений в письменной форме, подписанное уполномоченным лицом, с указанием сведений в соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона «О персональных данных».
Статьей 24 Закона «О персональных данных» установлено, что лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
Административная ответственность за невыполнение требований законодательства в области обработки персональных данных установлена статьями:
Статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных предусмотрена ответственность.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.11 КоАП РФ, возбуждаются уполномоченным органом и рассматриваются судом.
Кроме того, статья 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление таких сведений в неполном объеме или искаженном виде.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7 КоАП РФ возбуждаются уполномоченным органом и рассматриваются судом.
По состоянию на 31 декабря 2019 г. количество операторов, осуществляющих обработку персональных данных на территории Тверской области и внесенных в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, составляет 5851.
Время публикации: 03.10.2009
Последнее изменение: 16.01.2020 09:43