N.E.C.

Юридическая информация

Статьи про инвалидов в газетах

by adminon 05.08.202005.08.2020

Содержание

  • Государственный подход
  • Есть ли контакт?
  • Вернуться к истокам
  • Куда податься?
    • Похожие статьи:

В России живут больше 12 млн инвалидов. Оплачиваемая работа, по данным исследования Института социального прогнозирования и анализа РАНХиГС за 2017 год, есть только у 16% из них. При этом каждый пятый участник опроса выразил готовность вернуться на рынок труда. Могут ли сегодня получить работу люди с ограниченными возможностями здоровья — разбирались «Известия».

Государственный подход

Задумываться о том, что в обществе есть инвалиды, в России стали не так давно. В 2011 году начала работать программа «Доступная среда», а в 2012 году была ратифицирована Конвенция о правах инвалидов. Документ обязывает государство обеспечивать людям с ограниченными возможностями все условия для освоения жизненных и социальных навыков, обучения в системе общего образования, работы. С принятием этой конвенции, по мнению экспертов, и связаны первые шаги России в адаптации инвалидов к современным условиям жизни.

Посетитель на специализированной ярмарке вакансий для инвалидов

Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов

Если программа развития инфраструктуры примерно понятна, то проблема трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья до сих пор остается нерешенной. По итогам встречи с представителями всероссийских общественных организаций инвалидов в конце ноября этого года премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил ведомствам изучить предложенные экспертами варианты решения проблемы. В частности, к февралю 2019 года Минэкономразвития и Минтруд России должны проработать вопрос включения в законопроект о публичной нефинансовой отчетности еще одного критерия социальной ответственности компаний — показателя трудоустройства инвалидов. Совместно с Минздравом Минтруд должен также рассмотреть варианты расширения практики приема инвалидов на государственную гражданскую службу. Эксперты полагают, что эти меры действительно могут помочь, но лишь в комплексе с рядом других действий.

Есть ли контакт?

Идея сделать трудоустройство инвалидов обязательным для работодателей на самом деле не нова. По закону города Москвы о квотировании рабочих мест, столичные компании, в штате которых числится более 100 человек, должны выделять для инвалидов 2% мест от среднесписочной численности сотрудников.

При этом просто заявить о том, что вакансии открыты, недостаточно. По закону, рабочие места считаются созданными, только если граждане реально на них трудоустроены. За неисполнение требования на должностных лиц налагается штраф в 3–5 тыс. рублей; юридическим лицам грозит санкция в 30–50 тыс. рублей.

И тем не менее положительный эффект от этих правил эксперты оценивают как минимальный.

— Все организации разные. Есть те, кто готов, несмотря на некоторые издержки, принимать инвалидов, а есть те, кто даже с доплатами этого делать не будет. Как показывает практика, многим проще заплатить штраф или взять кого-то для галочки, чтобы человек числился, но не работал, — рассказывает «Известиям» Анна Карплюк, руководитель ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ВОЗ при РГСУ.

Инспектор администрации московского парковочного пространства следит за соблюдением оплаты и правил парковки для инвалидов

Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

С такой проблемой столкнулся инвалид по зрению Александр Меньшиков. Переехав из Омска в Екатеринбург, он не мог найти работу в течение трех месяцев.

— Я буквально весь город объездил с документами, по собеседованиям. Несмотря на то что у меня красный диплом, большой опыт и именная премия мэра, максимум, чего я добивался, — это «Мы вам перезвоним», — рассказывает Александр. — Сколько бы программ не провозглашали, всё решает конкретный начальник на конкретном месте, его не волнуют эти штрафы и квоты.

Наиболее распространенной причиной отказа незрячим людям служит их неспособность самостоятельно заполнить бумажную документацию.

— На компьютерные рельсы у нас это толком не переведено, всё делается вручную. А если техника есть, то программы, в которых ведется эта документация, не озвучиваются нашими программами чтения с экрана, — объясняет Меньшиков. — Свой ноутбук приносить тоже не разрешают, потому что, как они объясняют, если придет проверка, учреждение будет нести ответственность за файлы, которые есть на компьютере и за то, насколько они лицензионные. А хорошая версия наших программ для озвучки стоит 30–40 тыс. Мы себе купить их часто не можем, никто особо и не скрывает, что у нас пиратские версии. А учреждению их покупать, конечно, не нужно. Получается замкнутый круг.

Выходы из этой ситуации есть разные. Наиболее простой, по мнению Меньшикова, — ввести должность куратора по инвалидам. Это будет значительно проще и дешевле, чем разработка универсальных программ, рассчитанных и на зрячих людей, и на инвалидов.

— Есть сотрудники с небольшим объемом работы. Можно добавить им полставки, чтобы они помогали и заполняли документы. Если это реабилитированный инвалид, то ему сильно много помощи на самом деле и не требуется. Мне вот ничего не надо, кроме заполнения этих пресловутых бумаг, — делится Александр.

Инвалиды по зрению во время работы в механическом цехе предприятия

Фото: РИА Новости/Тарас Литвиненко

Михаил Новиков, руководитель отдела трудоустройства региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива», тоже полагает, что просто трудоустроить инвалидов недостаточно. Необходимо продолжать курировать их хотя бы какое-то время.

— Мы продолжаем отслеживать успехи человека в течение полугода. По нашей статистике около 60% трудоустроенных за этот период остались на местах, а еще 20% проработали больше года. В случае необходимости мы помогаем решить кризисные моменты. Как со стороны компании, так и со стороны сотрудника, — рассказывает специалист.

Мера, напоминающая эту, должна появиться в России 1 января 2019 года. С этого момента вступает в силу закон о содействии инвалидам в трудоустройстве. Документ предусматривает оказание индивидуальной помощи при трудоустройстве, передвижении до места работы и обратно, а также по территории работодателя, создание условий для осуществления трудовой деятельности и ускорения профессиональной адаптации на рабочем месте. Заниматься этим, как предполагается, должны будут службы занятости, негосударственные организации и сами работодатели. Правда, по закону, последние обязаны лишь оборудовать для инвалида рабочее место и обеспечить доступ в необходимые для него помещения. Вопрос о выделении наставника решается отдельно и при необходимости.

Вернуться к истокам

Еще один важный вопрос в трудоустройстве — квалификация самого инвалида.

— Образовательный процесс сегодня оторван от реальности. Вот множество ребят приходят к нам с дипломом специалиста по социальной работе. И куда с этим устроишься? Выходит, знания, которые они получали, не востребованы, — рассказывает Новиков.

Его позицию подтверждает и статистика. По данным исследования сервиса поиска работы HeadHunter за 2017 год, самые доступные сферы для людей с инвалидностью — совсем другие. Это продажи, административная работа, банковская сфера и IT.

Поэтому остро встает вопрос переквалификации и получения реальных знаний. А это требует подключения большого числа институтов.

— Нужна выстроенная система взаимоотношений не только с работодателями и инвалидами, но и учебными заведениями. Очень важны стажировки. У большинства из тех, кто к нам приходит, это первый профессиональный опыт. Участие бизнеса, встречи, лекции, мастер-классы, ярмарки вакансий и стажировки познакомят ребят с профессией, позволят не бояться и в то же время покажут работодателям, что инвалидов можно брать на работу, они готовы трудиться и, более того, лояльны к начальству, — объясняет сотрудник «Перспективы».

Люди с ограниченными возможностями работают в полиграфической мастерской

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

Проекты, выстраивающие отношения между работодателем и кандидатом-инвалидом, сегодня есть. Один из них — национальный чемпионат профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс». В России он проводится уже четвертый год. В нем могут участвовать инвалиды разных возрастных категорий: от школьников с 14 лет до специалистов 65 лет. Основной аудиторией считаются студенты.

— Сегодня это главный инструмент, который позволяет менять отношение работодателей к студентам с инвалидностью. Эксперты, оценивающие труд ребят, — сами работодатели. Они могут лично убедиться, что уровень мастерства у многих участников даже выше, чем у людей без инвалидности. Кроме того, это мотивирует и наших ребят на то, чтобы продолжать учиться, повышать знания. Они понимают, что интересны работодателю, — рассказывает руководитель ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ при РГСУ Анна Карплюк.

От РГСУ, в структуре которого и был создан центр развития конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс», в этом году участвовали четыре человека. В прошлом году их было всего двое.

В целом, по наблюдениям Карплюк, в вузе сегодня наблюдается ситуация, когда спрос работодателей на студентов превышает предложение.

— Если раньше мы ходили и просили, чтобы они пришли, посмотрели на наших ребят и, возможно, кого-то трудоустроили, то сегодня обратная ситуация. Теперь компании сами к нам приходят и ищут мотивированных людей. Но, к сожалению, практика такая, что запросов больше, чем откликов.

Сотрудницы учебно-производственного предприятия Всероссийского общества слепых в цехе по производству машинных фильтров очистки топлива

Фото: ТАСС/Кристина Кормилицына

По оценкам Михаила Новикова, мотивированных инвалидов сегодня около 30%. Опросы Минтруда, которые показали, что готовы к труду 70% респондентов, эксперт считает необъективными.

—Они могут сказать, что готовы, а по факту оказывается, что они просто не понимают, что это значит. Для многих вопрос «Хочешь работать?» идентичен «Хочешь денег?». А потом оказывается, что для этого нужно еще рано вставать, нужно выполнять обязанности, отпуск будет по расписанию и вообще жизнь придется кардинальным образом менять. Они к этому не готовы, — делятся наблюдениями в «Перспективе».

Отсутствие мотивации может быть вызвано и другими причинами.
— Кто-то просто не видит смысла, потому что, когда он официально трудоустроится, ему перестанут приходить доплаты от государства, — объясняют в ресурсном учебно-методическом центре при РГСУ.

Куда податься?

В целом, в зависимости от особенностей здоровья, люди с инвалидностью могут работать в самых разных сферах.
— Как показывает опыт, люди на инвалидных колясках легче всего адаптируются в офисах и на рабочих местах. Если у них сохранены когнитивные способности, они могут работать также, как и люди без инвалидности, — объясняет Марианна Некрасова, консультант по адаптации сотрудников с инвалидностью компании Adecco. — Правда, вся Россия, включая и столицу, не приспособлена для передвижения на инвалидных колясках. Даже в современных офисах не предусмотрены самые элементарные условия. Нет лифтов, тяжелые двери в офисах, узкие проходы, невозможность безопасной эвакуации.

Инвалид по зрению Маргарита Мельникова уверена, что возможности трудоустройства есть, правда, при определенных условиях, везении и в интернете.

— На 70% всё зависит от желания и уровня знаний. Если незрячий человек достаточно грамотен, то он может формировать аудио в текст, если еще и любознателен, то может быть рерайтером, переписывать статьи, если знает языки — переводчиком, репетитором. Я еще работала в кол-центре. Но нужно учитывать, пожалуй, и фактор везения. Мне везло на работодателей. А личные качества играют здесь большую роль. Если у человека нет каких-то предубеждений, то всё хорошо. А если есть, то даже пробовать что-то объяснить смысла нет. Кроме того, у меня, к счастью, большой круг знакомых. Я расспрашиваю, кто и где работает, чтобы посоветовали, куда обратиться, — рассказывает Мельникова.

Работа с помощью интернета для многих инвалидов не просто удобный вариант, но и порой единственный возможный. Например, если речь идет о слепоглухих людях. В «Доме слепоглухих» в Пучково волонтеры стараются дать инвалидам по зрению и слуху те знания, которые позволят им найти себе занятие по душе, позволяющее заработать на жизнь. Слепоглухие приезжают сюда для обучения на 1–2 месяца: осваивают ремесла и работу с компьютером.

Мастер-класс по вязанию в «Доме слепоглухих» в Пучково

Фото: из личного архива Анны Демидовой

Анна Демидова — сертифицированный волонтер фонда поддержки слепоглухих людей «Со-единение» — уверена, что такая подготовка может серьезно облегчить им жизнь. — Столярное мастерство, выпиливание и выжигание по дереву, плетение из лозы, вязание и макраме, бисероплетение — все эти направления могут стать не только хобби, но и источником дохода, — уверена волонтер. Сама она ведет в Пучково кружок вязания.

— Я обучаю вязанию уже очень давно, более 20 лет. Однажды сопровождала незрячую девушку в больницу, потом не раз ее навещала. Она знала о моем хобби и тоже хотела научиться вязать. Ни спиц, ни пряжи у нас не было, но мы достали палочки от суши, длинный шнурок и за вечер освоили азы. Весь вечер я получала СМС и голосовые сообщения о том, что и как у нее получается. Потом я закончила курсы по социальному сопровождению слепоглухих людей и стала проводить мастер-классы по рукоделию.

Число фондов, некоммерческих организаций и различных программ постепенно увеличивается, но пока проблему трудоустройства это не решает. С одной стороны, мешает неготовность работодателей, а с другой — самих инвалидов. Сказывается человеческий фактор, неэффективность образования и — главное, как уверены и специалисты, и инвалиды —недостаточная просветительская работа.
Зачастую о всех этих мероприятиях не знают даже сами инвалиды.
— Информация часто или не дается, или дается в общий поток. А где гарантия, что инвалиды его отслеживают? Надо обзванивать, писать, доносить до конкретных людей. Вот показали что-то по телевизору. А у меня его нет. И газеты я не могу читать. Получается, узнать могу только из интернета, где я опять-таки смотрю только конкретные ресурсы, — объясняет Александр Меньшиков. — Информация должна быть на сайтах слепых, глухих, общества инвалидов и так далее.

Пока же, по его словам, информационный бум связан только с днем или декадой инвалидов и месяцем белой трости: «В остальное время нас как будто бы и нет».

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………………………………………… 2-3

Заключение…………………………………………………… …….. ………………………… 17-18

Литература…………………………………………………………………………………………. 18-19

Приложения……. …………………………………………………………………………….. 20-25

Введение.

«Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности».

Ромен Ролан

Актуальность темы: Все говорят, что детство – это счастливая пора, потому что не надо принимать никаких решений, не надо решать сложные проблемы или взваливать на себя груз ответственности, а надо смело смотреть в будущее, радоваться жизни и мечтать. А я вдруг выбираю тему исследовательской работы – «Ребенок-инвалид — полноценный член общества».

Наверное, это потому, что в любой семье, в любой точке мира может родиться ребенок-инвалид. А может быть ещё и потому, что с каждым годом число родившихся детей-инвалидов растет, а проблемы остаются те же? А ответ мой очень простой, я сама ребенок-инвалид, поэтому мне и моей семье, как многим другим семьям, которых в России около 561 тысячи человек, а в мире, по данным ООН, — более 200 млн. человек, постоянно приходится доказывать, что мы такие же дети, как наши сверстники, не имеющие такого статуса.

Экологический кризис, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту проблеме придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а вплоть до 1990-х годов работа с ними осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества; вплоть до начала 21-го века проблемы инвалидов оставались где-то «за границами» жизни здорового человека. Сейчас «оживились» и наука, и практика, и общественное сознание в отношении детей-инвалидов. Сами понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид» имеют другое значение: они приобрели не только медицинский, но и социальный смысл.

Цель работы: изучение проблем детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране и выявление отношения родителей и учащихся школы к детям-инвалидам.

Задачи:

  • Проанализировать литературу по данной теме.

  • Изучить статистику детей-инвалидов в Хабаровском крае, р-не им. Лазо, в п. Сидима.

  • Провести анкетирование у обучающихся нашей школы и родителей с целью выявить их отношение к детям-инвалидам.

  • Выявить подтверждения активного участия детей-инвалидов в жизни общества.

  • Провести в рамках общешкольного мероприятия конференцию с целью довести результаты анкетирования до обучающихся, рассказать о целесообразности оказания помощи детям-инвалидам.

Практическая значимость работы заключается в возможности доведения до обучающихся более подробной информации о детях-инвалидах и оказания им посильной помощи.

Гипотеза: при правильной реабилитации ребенок с ОВЗ способен достигнуть успехов в развитии и быть включен в нормальную жизнь.

Методы исследования: анализ литературных источников, интервью, анкетирование, наблюдение, анализ полученных данных.

Объект исследования: социальная ситуация детей-инвалидов. Предмет исследования: проблемы детей-инвалидов в современном обществе.

  1. Характеристика понятий «инвалид», «инвалидность» и «реабилитация».

Сейчас многие специалисты работают над разрешением комплекса проблем детей со специфическими нуждами. Но для того, чтобы понять их проблемы, выявить их особенности и специфику работы с ними, необходимо, прежде всего, выяснить, что же включают в себя понятия «инвалид», «инвалидность». Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН,1975) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и /или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей. В СССР понятие «инвалид» отражало потерю трудоспособности. Это отражено в присвоении групп инвалидности при обязательном медицинском освидетельствовании и традиционно сохраняется в наше время.

Но, очевидно, что несовершеннолетний ребенок трудоспособность потерять не может – он ее просто еще не имеет. Детьми — инвалидами сейчас принято называть, имеющих «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем». А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре».

Однако, нужно заметить, что за рубежом и в нашей стране идет процесс перехода к более гуманной и гибкой терминологии. В отношении детей теперь нормой считается говорить не «слепой», а «ребенок с ослабленным зрением», не «умственно отсталый», а «ребенок с неспособностями». Термины «идиотия», «имбецильность», «дебильность», по мнению ВОЗ, должны остаться сугубо медицинскими и не должны иметь отношения к общению с инвалидами.

Все это отражает особенную категорию проблем инвалидов: реабилитацию, социальную интеграцию, социальную адаптацию и т.д. Эти проблемы любой инвалид, так или иначе, обдумывает. Никому из этой категории людей не удастся не решать эти проблемы в той или иной форме. Детям это особенно сложно. И им необходима помощь не только со стороны родителей, но и со стороны всего общества в целом.

По словарю В.И. Даля инвалидом называют «заслуженного воина, утратившего трудоспособность вследствие увечья или ранения»; по словарям Ефремовой, Ожегова, Ушакова инвалид — это «человек, утративший трудоспособность вследствие увечья, болезни, старости или войны». Причем только у Ожегова упоминаются инвалиды с детства.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других правы и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. В статье 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяется понятие «инвалида», как лица «имеющего нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» содержит статьи, регулирующие воспитание, обучение и образование инвалидов.

Таким образом, даже изучая толкование этого понятия в толковых словарях различных авторов, мы видим, как сознание людей оборачивается в сторону инвалидов, и детей-инвалидов, в частности. В современном российском законодательстве понятие «инвалидность» уже означает социальную недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты. При определении инвалидности у ребенка выделяют четыре степени нарушения здоровья: 1 степень — легкое или умеренное нарушение функций организма; 2 степень — выраженные нарушения функций организма, которые несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка; 3 степень — стойкие, выраженной тяжести функциональные нарушения, обусловленные заболеванием, травмой или врожденным дефектом, приводящие к значительному ограничению жизнедеятельности человека, при сохраненной способности к самообслуживанию, и не вызывающие потребности в постоянном постороннем присмотре, уходе или помощи; 4 степень — резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий.

Каждой степени соответствуют заболевания, которые выделяют в 7 основных групп (нервно-психические; заболевания внутренних органов; поражение глаз и снижение остроты зрения; онкологические; заболевания слуха; хирургические; анатомические дефекты и деформации; эндокринные).

Естественно, что гуманизация отношения к детям-инвалидам, включает в себя необходимость оказания им помощи и поддержки, а также их интеграции в общественную жизнь, что подразумевается под другим понятием «реабилитация» — комплекс медицинских, педагогических, психологических, юридических и иных мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых или врожденных заболеваний, а также в результате травм.

Основные виды реабилитации:

— медицинская (диагностика, лечение);

— физическая (ЛФК, механо- и трудотерапия);

— психологическая (ускорение процесса адаптации ребенка к новому состоянию); — профессиональная (рабочие навыки и работоспособность);

— экономическая (затраты на восстановление и экономический эффект при разных видах реабилитации);

— социальная (обучение, соцобеспечение и т.д.).

Принципы реабилитации:

— начало реабилитации с момента возникновения болезни или травмы; — комплексное восстановление функционирования органов и систем; — внедрение достижений науки и техники в процесс реабилитации; — доступность реабилитации.

Основные подходы реабилитации:

интеграция всех методов;

гармонизация и сочетаемость средств;

индивидуальный подход к ребенку.

Таким образом, в РФ формируется система реабилитации, направленная на улучшение физического, духовного и социального благополучия ребенка-инвалида.

  1. Ребенок — инвалид в обществе.

Когда ребенок – инвалид вырастает, он переходит в общество не только где такие же люди, как и он, но и другие обыкновенные дети. И тогда начинается неравенство. Следует отметить, что часто дети – инвалиды ощущают к себе пренебрежение со стороны здоровых людей. Дети в большинстве относятся к детям — инвалидам, так же как и к обыкновенным людям. Но родители иногда боятся за своих здоровых детей и предостерегаются общению с больным ребенком.

По результатам проведенного мною анкетирования (Приложение 1) – более 60% учащихся нашей школы относятся к ребенку-инвалиду как к полноценному члену общества, ничем не отличающимся от других детей, разве что небольшой физической неполноценностью. Я рада, что есть такие ребята. Еще я горжусь родителями, которые воспитывают ребенка-инвалида. Они не отказались от него, не стесняются его.

Но нельзя сказать, что все дети положительно это расценивают. Некоторые ребята не хотят учиться с ребенком-инвалидом в одном классе, школе, некоторые их считают особыми и стараются избегать общения, кто-то постоянно жалеет. (Приложение 1)

Средство массовой информации лишь недавно и пока недостаточно стали уделять внимание проблеме детей-инвалидов. Широкое общество еще не готово к принятию таких детей. Часто здоровые дети гораздо легче принимают в общение детей-инвалидов, чем их взрослые родители. У взрослых существуют предвзятые отторжения (по данным соцопроса 80 % родителей не хотят, чтобы их ребенок учился с ребенком-инвалидом). (Приложение 2)

  1. Дети с ограниченными возможностями, но огромными способностями!

Многие люди и сегодня не интересуются и не знают о непростой жизни инвалидов. А ведь дети с ограниченными возможностями зачастую очень талантливы, у них невероятная тяга к жизни, учению, стремление чувствовать себя полноценными членами общества наперекор судьбе.

НИНА МАЛЕР – психолог из Швейцарии. Мужество и энергия Нины, которая после болезни потеряла возможность не только двигаться, но даже дышать самостоятельно, потрясла всех. Она в Швейцарии создала Фонд помощи инвалидам России. Она работает на компьютере с помощью струи воздуха из дыхательной трубки, делая 140 знаков в минуту.

МЭРИ ВЕРДИ – девочка на инвалидной коляске, очень захотела танцевать. Она училась грациозно вращаться и делать изящные движения. Однажды Мэри решила принять участие в конкурсе танцев, но не предупредила организаторов о том, что она инвалид. Онемевшая публика следила за ее выступлением, а один из судей даже открыл рот от удивления. Мэри создала группу «Танцующие колеса».

— Я научилась не просто существовать, но и творить свою жизнь. Через танец мы показываем, что человеческие возможности безграничны. Если захотеть можно достигнуть всего.

НАТАЛЬЯ ЯНУТО. Можно позавидовать её стойкости и воле. Она родилась и живёт в посёлке Белозёрском Московской области. После несчастного случая девочка, прикованная к постели, сжала кулаки и стала биться за своё право быть счастливой. Сначала увлеклась бисероплетением, а спустя несколько лет на Чемпионате Европы дважды поднялась на самую высокую ступеньку пьедестала по армспорту. Она плакала от бессилия, болей, равнодушия окружающих. Но жизненные трудности лишь закалили её характер. Она завоёвывала золотые, серебряные, бронзовые медали в упорной борьбе. И перед чемпионатом Европы она твёрдо решила: не уступлю, днём и ночью она качала бицепсы, доставая гирю из под своей подушки. Наташа соревновалась с титулованными спортсменами, но сумела всем доказать, что если есть желание и упорство, то можно добиться всего. Она победила. Две золотые медали, два хрустальных кубка, два диплома и звание Чемпионки Европы по армспорту. А ещё она мечтает попробовать свои силы в марафоне. Она верит, что ей покорится любая дистанция, ведь, её возможности неограниченны.

Хочу рассказать о выпускнице 9 класса нашей школы – инвалиде с детства. В 6 лет она перенесла несколько операций на глаза, была на лечении в медицинском учреждении «Микрохирургия глаза». С 7 лет пользуется слуховыми аппаратами. Однако это ей не помешало хорошо учиться, неоднократно становится призером и участником олимпиад по русскому языку и химии, участвовать в конкурсах разных уровней, хорошо владеть компьютером. Сейчас она успешно учится на 3 курсе дальневосточного государственного межрегионального индустриально-экономического колледжа по специальности техник-эколог, принимает активное участие в общественной жизни колледжа, является журналистом студенческой газеты «Стимул». Это самостоятельный, уверенный в себе, общительный, жизнерадостный человек, активная, творческая личность.

Я сама успешно учусь, занимаюсь в спортивных секциях волейболом, футболом, кружке «Искусство, творчество, фантазия», неплохо пою и свою дальнейшую жизнь хочу связать с музыкой. Может быть я стану учителем музыки, чтобы, таким образом, как мои учителя, помогать таким детям как я, быть ближе к своим сверстникам. А может быть я стану музыкальным руководителем, например, в центре творчества для детей.

  1. Особенности социальной работы с детьми-инвалидами в РФ.

Что же касается инклюзивного образования (процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями), то здесь имеются проблемы, о которых хорошо иллюстрирует следующая цифра. По данным соцопроса 80 % родителей, не хотят, чтобы их ребенок учился с ребенком-инвалидом. (Приложение 2)

Таким образом, государство всячески стремится решить вопросы детской инвалидности.

V.Мониторинг результатов общественного мнения «Отношение общества к детям-инвалидам в РФ» в период с 2014 по 2015 гг.

Так, исследование, проведенное в 2014 году, показало следующие результаты: «Имеющие хронические заболевания, физические дефекты» — так определяли понятие «дети-инвалиды» 83,2% опрошенных в 2014 г. и 83,7% — в 2015 г. Однако, примерно у 10% опрошенных сложился еще один «ассоциативный» образ «дети с умственными отклонениями». 3% определяют детей-инвалидов как «не способных себя обслужить».

Судя по такому «многоаспектному» определению, примерно у 15% респондентов образ детей-инвалидов сочетает в себе одновременно два аспекта: как физические, и как психические недостатки.

В 2015 г. исследование (в основе лежал опросник Ф.Э.Шереги) показало следующие результаты: анализ содержательной характеристики определений респондентами понятия «дети-инвалиды» показывает, что общим в них является указание на наличие недостатков в психофизическом развитии детей, трудностей в самообслуживании и зависимость от помощи взрослых. Большая часть опрошенных (71 %) относит к категории детей-инвалидов лиц с физическими нарушениями. 40 % респондентов обладают опытом личного знакомства с детьми-инвалидами, которые имеют интеллектуальные и физические недостатки. По отношению к лицам с ОВЗ респонденты испытывают разные чувства, преобладающими среди которых являются сострадание (77 %) и жалость (39 %). В качестве основных причин высокой инвалидности среди детей респонденты рассматривают такие, как неблагополучная экологическая обстановка, различные формы зависимого поведения будущих родителей, низкий уровень здравоохранения.

Дети-инвалиды могут проживать, по мнению опрошенных, в семье и специальных учреждениях. Большая часть респондентов (74 %) считают, что дети данной категории должны проживать в семье, обосновывая свой ответ необходимостью родительской заботы, моральной и физической поддержки ребенка. Основная масса опрошенных отмечает, что в интернатных учреждениях о детях-инвалидах заботятся плохо (45 %) или недостаточно хорошо (20%), обосновывая такое мнение недостатком внимания и квалифицированных специалистов для работы с детьми с психофизическими недостатками. Детям, проживающим в специальных учреждениях, не хватает родительской любви, внимания и заботы. 45 % опрошенных считают, что в РФ есть возможности для трудоустройства лиц с ОВЗ. При этом респонденты отмечают наличие трудностей при трудоустройстве инвалидов, которые связаны с нежеланием работодателей принимать на работу лиц с ОВЗ, негативными социальными стереотипами в отношении данной категории людей, необорудованностью рабочих мест и другими причинами. Действия государства по улучшению положения детей-инвалидов смогли обозначить только 25 % респондентов: пенсионное обеспечение, льготы, открытие реабилитационных учреждений и школ-интернатов и другие.

Исследование проведенное в октябре-сентябре 2015 г. Всероссийским центром общественного мнения, показало следующие результаты:

— существование изоляции инвалидов (как детей, так и взрослых) в современном российском обществе является следствием не только слабого развития инфраструктуры для этой категории населения (во многих общественных местах не предусмотрены пандусы, отсутствует в должном объеме специализированный транспорт и т.п.), наличием специализированных, закрытых учебных заведений и пр., но и отношением окружающих к людям с ограниченными возможностями.

Согласно опросу населения 62% людей в своем окружении не имеют людей с видимой инвалидностью, лишь 37% имеют. Важным следствием изолированности является тот факт, что отношение населения к детям с ограниченными возможностями формируется, в первую очередь, на основе стереотипов, мифов, закрепившихся в массовом сознании, а не на основе личного опыта взаимодействия с ними.

По результатам качественного этапа исследования были определены стереотипы, которые, по мнению экспертов и родителей детей с ограниченными возможностями, широко распространены в обществе по отношению к детям-инвалидам. А именно:

• «Дети, имеющие врожденную инвалидность, рождаются в неблагополучных семьях»(26%);

• «Дети-инвалиды не могут быть полноправными членами общества, так как ничего не понимают, не могут полноценно общаться с окружающими»(19%);

• «Дети-инвалиды – бесперспективные, бесполезные для общества люди, на которых не следует тратить время и средства»(16%);

• «Дети-инвалиды опасны, могут быть заразны и должны быть изолированы от общества»(8%).

Результаты опроса населения подтвердили, что основными чувствами, которые россияне испытывают по отношению к инвалидам, являются жалость, сочувствие и сострадание (87%). В обществе распространено или, во всяком случае, декларируется уважение к инвалидам, отношение к ним как к людям, преодолевающим свои физические недостатки (66%). Среди негативных эмоций по отношению к инвалидам ключевую роль играют страх за себя, что такое может произойти в их семье (44%) и неловкость (47%).

Отрицательное отношение общества к детям-инвалидам проявляется в следующем:

1. Распространенное в медицинской практике предложение врачей отказаться родителям от детей, имеющих врожденную инвалидность (в частности – синдром Дауна), объясняя это тем, что «этот ребенок испортит им жизнь, что они смогут родить другого, здорового ребенка» (20%).

2.Существование у родителей детей-инвалидов проблем с трудоустройством, поскольку работодатели не заинтересованы в приеме на работу людей, имеющих такого ребенка, потому что не готовы предоставлять им предусмотренные Трудовым кодексом условия работы(58%).

3. Возникающие конфликты в школе (при инклюзивном обучении) между родителями детей-инвалидов и родителями обычных детей. Когда первым приходится сталкиваться с непониманием, а в некоторых случаях и с враждебным отношением родителей обычных детей, полагающих, что дети-инвалиды должны обучаться отдельно, так как могут навредить их детям (вызывать отторжение своим внешним видом и т.п.) (28%).

4. Дети с ограниченными возможностями в качестве примеров негативного, недоброжелательного к ним отношения называют в первую очередь нападки на них со стороны «здоровых» детей (42%).

Результаты опроса населения показали в целом отрицательное отношение российского общества к инклюзивному образованию – прямому взаимодействию «обычных» детей и детей с видимыми серьезными проблемами со здоровьем. При этом наиболее лояльное отношение общества выявлено к совместному обучению детей с ДЦП, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Однако и эта группа составляет всего лишь пятую часть опрошенных (22%). Среди мотивов отказа детям-инвалидам в совместном обучении в обычной школе преобладают факторы неготовности школ и школьной среды для этого (будут обижать – 57%; школы материально не приспособлены – 42%). Оба препятствия относятся к числу устранимых – путем перестройки школ и воспитания обычных детей.

Если рассматривать составные части дружественности общества, то стоит отметить, что россияне в это понятие вкладывают в первую очередь сочувственное отношение населения к инвалидам (52%), за которым следует безразличие (22%).

Доля россиян, потенциально готовых чем-либо помочь детям с ограниченными возможностями, составляет около 42%. При этом большая часть готовы непосредственно общаться с детьми: лично общаться (16%), дистанционно, по Интернету (8%), посидеть с ребенком (6%). В большей степени нацелены на оказание помощи детям с ограниченными возможностями молодежь (18–24 года), люди с высшим образованием и высоким материальным положением. Треть населения (31%) прямо признались в нежелании общаться с детьми-инвалидами.

Таким образом, исследования показали, что в нашей стране условия для социализации детей с ограниченными возможностями, для их успешной интеграции в общество находятся в стадии развития. Дети-инвалиды вынуждены преодолевать большое количество объективных сложностей, связанных, например, с получением профессионального образования, а также постоянно сталкиваются с проблемами, вызванными распространением в обществе стереотипов и предрассудков.

Заключение.

В ходе работы мы систематизировали изученный материал, выяснили:

  • проблемы детей-инвалидов;

  • проблема детской инвалидности актуальна и носит острый характер в нашей стране;

  • долгое время законы государства по данному вопросу не работали, именно поэтому решение этой проблемы является приоритетной задачей нашего государства;

  • по отношению к детям-инвалидам, как в сознании людей, так и в политике нашего государства и органов местной власти наметился прогресс.

Мы также предлагаем рекомендации по решению проблем детей-инвалидов:

1.Сойдать интернет — сайт для детей инвалидов, красочно оформленный с виртуальными путешествиями, музыкальным разделом, фильмотекой, различными видами виртуальных развлечений, думаю, что это будет стимулировать обучение, повысит успеваемость.

2. 3 декабря во Всемирный день инвалидов проводить классные часы посвященные детям – инвалидам, что позволит преодолеть социальную разобщенность.

3. Приобщать детей – инвалидов «забытых» деревень и поселков к проводимым мероприятиям на уровнях края, района, что даст возможность чувствовать себя кому- то нужным.

Таким образом, ребенок с ОВЗ — полноправный член общества, который при правильной реабилитации способен достигнуть успехов в развитии и быть включен в нормальную жизнь.

Литература:

  1. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. – 1997, №1, С. 6

  2. БайкалИНФОРМ.//www.baikalinform.ru.

  3. Индолев Л.Н. Доступность жилья, социальной инфраструктуры и среды обитания инвалидов в России.

  4. Лисовский В.А. Евсеев С.П. Комплексная профилактика заболеваний больных и инвалидов// Изд. «Советский спорт» — 2004

  5. Марц Э. Инклюзивное трудоустройство: адаптация рабочих мест и барьеры на пути к трудоустройству российских инвалидов//РООИ «Перспектива». 2008.

  6. Паспорт Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015гг.

  7. Президентская программа «Дети России» на 1996-1997гг.

  8. Реабилитационный центр «Сосновая горка»//www.sosnovayagorka.ru.

  9. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе в 2-х томах. Том 1//Под ред. Ю.Д. Арабатской. М., 1981 с.282.

  10. Станевский А.Д. Гончарова Р.Д. и др. Методические рекомендации посвящаются наиболее актуальным вопросам организации учебного процесса интегрированного профессионального образования инвалидов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

  11. Статья «Зубы дареного коня»// www.disilife.ru.

  12. ФЗ РФ № 181 от 24.11.95 «О социальной защите инвалидов в РФ».

  13. Шац И.К. Психологическое сопровождение тяжелобольного ребенка.//Изд. «Речь»-2011г.

Приложение 1.

Анкета для обучающихся

«Твое отношение, если бы в твоём классе учился ребёнок-инвалид?

Принимали участие ученики 5-11 классов – 50 чел.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

1)Как бы ты отнёсся, если бы в твоём классе учился ребёнок-инвалид?

Соцопрос родителей

Приложение 2.

Анкета для родителей

«Ваше отношение к тому, чтобы Ваши дети обучались с детьми-инвалидами»

Принимали участие родители обучающихся 5-11 классов – 25 чел.

РЕЗУЛЬТАТЫ

оц

Выводы и рекомендации

Таким образом, анализ результатов анкетного опроса по проблемам инвалидности позволил нам сформулировать следующие выводы:

  • большая часть опрошенных учащихся не испытывает к инвалидам неприязни и агрессии, наоборот, во многих случаях наблюдается желание помочь в той или иной ситуации.

  • по отношению к инвалидам опрошенные испытывают разные чувства, преобладающими среди которых являются сострадание и жалость.

  • обучающиеся имеют в целом неплохое представление о численности инвалидов, их проблемах, возможностях, которые им предоставляет государство.

  • у взрослых существуют предвзятые отторжения (80 % родителей не хотят, чтобы их ребенок учился с ребенком-инвалидом).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Сидима муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Исследовательская работа

Ребенок-инвалид – полноценный член общества

Выполнила: Чебанова Лилия, ученица 9 класса

Руководитель: Супрун Валентина Васильевна,

учитель биологии

Жительница Гомеля Тамара Антоненко, мать инвалида первой группы Андрея Антоненко (1991 года рождения), устала безрезультатно ходить по кабинетам гомельских чиновников, поэтому направила письмо в Администрацию президента. Повод обращения — семь ступеней в подъезде, которые стали непреодолимым препятствием для ее сына, чтобы просто попасть на улицу. Взаимопонимания у местных структурах власти Тамара Ивановна не нашла.

Семья живет на улице Народного Ополчения в Гомеле. Для Андрея подъемник — необходимая вещь, чтобы выйти из квартиры на свежий воздух. «Семь ступеней в подъезде — для нас семь ступеней ада, которые мы с сыном преодолеваем, выходя на улицу по каким-либо неотложным делам. А выйти на улицу просто на прогулку мы практически не можем. Сейчас для нас это заоблачная мечта. Когда сын был еще мал, я везде носила его на своих руках. Мне было это легко, и сама была моложе, и сил было побольше. Сейчас это взрослый парень, и носить его я не могу. Однако, я до сих пор продолжаю выносить коляску с сыном на руках, когда мы выходим из подъезда. Никакими словами невозможно описать, каких усилий мне это стоит. Я каждый раз перед выходом на улицу прощаюсь с жизнью! Поверьте мне, я говорю это искренне», — пишет в обращении Тамара Ивановна.

Решать вопрос по установке подъемника она с сыном начала давно. Но дальше пустых разговоров ничего не продвигалось. И так происходило несколько лет. Семья надеялась, что чиновники с пониманием отнесутся к проблеме и помогут решить вопрос по установке подъемника, чтобы облегчить жизнь женщине и ее сыну. «Осенью 2015 года мы обращались в горисполком, пришел отказ в помощи. В феврале 2016 г. я обратилась в облисполком, ответ пришел такой же. На личных приемах начальники обещали помощь, но письменные ответы были не в нашу пользу. Все ответы сводятся к тому, что подъемник могут установить по месту регистрации моего сына. Но это же абсурд. Зачем подъемник устанавливать там, где он не нужен? Мы будем жить в квартире по улице Народного Ополчения до конца своих дней. Переезжать никуда не собираемся. Сын привык здесь жить, приспособился ко всем препятствий, сам может иногда себя обслужить», — объясняет женщина.

В семье — нетипичная ситуация, на которую и ссылаются в ответах органы власти. В 2013 году Антоненко построили квартиру в Новобелицким районе Гомеля, по улице Каленикова. Было решено, что в новой квартире будет жить дочь, а Тамара Ивановна с сыном останется жить в квартире по улице Народного Ополчения. Поскольку собственником новой квартиры является Тамара Ивановна, она с сыном в ней и зарегистрировались, а из этой квартиры (на улице Народного Ополчения) их выписали. В этой квартире осталась зарегистрированной дочь и бывший муж. «После развода он уехал работать в Россию в 2003 году, и с тех пор мы его не видели и ничего о нем не знаем. Он по сей день считается в должниках по алиментам детям, которых он им не платил. Проблема для нас в том, что он является собственником квартиры, в которой мы сейчас проживаем с сыном. Если власти города ссылаются на регистрацию сына, то мы хотим прописать его обратно в эту квартиру. Хотя, отказывая нам, они не опираются ни на одну статью закона, где прописано, что инвалид должен жить по месту регистрации, и тогда ему можно будет помочь. Но у нас сразу возникает проблема — нужно согласие собственника квартиры. А где нам искать этого горе-отца, чтобы он дал свое согласие на регистрацию сына? Возникает тупик, из которого для нас нет выхода», — говорит Тамара Антоненко.

В итоге выходит так: «Сына прописать не можем, подъемник установить не можем, так как проживает «не по адресу»…. Все поговорили и забыли. А как быть нам? Как нам с сыном жить дальше? Получается, что проблемы инвалидов до сих пор никого не волнуют, никто не хочет принять участие в их жизни и помочь. В нашем случае очень нужна помощь по установке подъемника. Одним нам не справиться с этой проблемой», — просит помощи женщина.

Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников разработала подъемник — компактный, удобный в применении, который занимает мало места и недорогой по своей цене, около 20-25 миллионов белорусских рублей. «В нашем вопросе власти рассматривали подъемник, который выпускает «Гомель-лифт», и установить его они могут только по месту регистрации. Он дорогой по цене, очень громадный по размерам, занимает много места, создаст много неудобств для всех. Такие подъемники устанавливают в общественных заведениях, но не в жилых домах. Зачем нам навязывают то, что нам не нужно? В сложившейся ситуации, мы не знаем, что делать дальше.

Похожие статьи:

  • Гособеспечение детей сирот

    Право компенсац.выплат студенту-сироте во время академического отпускаСогласно Федеральному закону от 21.12.1996 № 159-ФЗ (п. 9…

  • Штраф за парковку инвалидов

    Зачастую подъезжая к месту, где нам надо припарковаться, мы видим, что все места заняты, а…

  • Материнство — что это такое?

    Русский В Викиданных есть лексема материнство (L125932). Морфологические и синтаксические свойства падеж ед. ч. мн.…

  • Сколько бездомных детей в России?

    Устаревшая статьяЭта статья или некоторая содержащаяся в ней информация устарела и её нужно обновить или…

Статьи
0

Свежие записи

  • Гражданский арест
  • Кравец Игорь Александрович
  • Выход из СНТ закон
  • Алименты в твердой
  • Алименты с пенсионеров

Свежие комментарии

    Архивы

    • Октябрь 2020
    • Сентябрь 2020
    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Июнь 2019
    • Май 2019
    • Февраль 2019
    • Январь 2019
    • Декабрь 2018
    • Ноябрь 2018
    • Октябрь 2018
    • Сентябрь 2018
    • Август 2018
    • Июль 2018
    • Июнь 2018
    • Май 2018
    • Апрель 2018
    • Март 2018
    • Февраль 2018

    Страницы

    • Карта сайта
    © Copyright 2020 N.E.C.. All Rights Reserved. The Ultralight by Raratheme. Powered by WordPress .