Содержание
Требования к зданию садика
Частный садик может быть маленьким, организованным «на дому» или крупным детским заведением. При выборе помещения/здания под ДОУ стоит обратиться в Роспотребнадзор или местные органы СЭС и получить предварительную его оценку на предмет пригодности для садика. Потому что, купив/арендовав помещения, владелец садика может столкнуться с полной его непригодностью для пребывания детей. Основные требования СЭС к расположению ДОУ:
- В «спальном районе», то есть жилой зоне.
- В отдалении от автозаправок, заводов, производственных цехов.
- В отдалении от стоянок автомобилей, метро, железнодорожных магистралей.
Такое размещение диктуется санитарными требованиями к экологической безопасности района и уровню шума. Разрешается размещать детские дошкольные учреждения:
- В отдельном здании не выше 2-х этажей (такой садик может принять до 350 малышей).
- На первом этаже жилого строения (в цоколе и подвале размещать подобное заведение категорически запрещено).
- В пристройке к жилому дому (такое ДОУ может принять до 150 человек).
- Встроенное помещение в жилом доме (максимальное число детей, которое разрешается принимать в этом случае — 80 человек).
При наличии собственных служебных помещений (моечных, прачечных, медкабинетов) допустимо приобретать/арендовать 3-этажное строение. При этом «детские зоны» могут размещаться исключительно на 1-2 этаже здания. Въезд на территорию садика и все дорожки покрываются асфальтом, бетонными плитами или иным разрешенным твердым покрытием.
Требование к помещению
При выборе помещения нужно обращать внимание на наличие инженерных сетей централизованного характера:
- водообеспечения (холодного/горячего);
- отопления;
- канализации.
Помещение ДОУ в обязательно порядке оборудуется пожарной сигнализацией и обеспечивается запасным выходом для эвакуации детей. К габаритам помещения для детского сада у СЭС имеются строгие требования:
- Высота потолков должна быть не менее 3 м.
- Групп-комната для игры и занятий деток, а также их кормления. Она должна быть не меньше, чем 50 м2. Расчет площади помещения проводится исходя из необходимости иметь на каждого ребенка до 3 лет по 2,5 м2, и для детей 3-7 лет по 2 м2 на каждого из них.
- Спальня (если группы сокращенного пребывания ее можно совместить с групп-комнатой).
- Санузел.
- Раздевалка. Буфетная для раздачи пищи и мытья посуды.
Количество санузлов и помещений для раздевания должно соответствовать количеству групп. За исключением групп сокращенного пребывания для ДОУ требуется медицинский кабинет. Отсутствие медицинского кабинета компенсируется договором с ближайшим лечебно-профилактическим учреждением (можно принять педиатра на четверть ставки либо медицинскую сестру).
Если садик открыт в отдельном здании, желательно предусмотреть тамбур. Это позволит сохранить условия микроклимата в помещении. Также при численности детей от 120 человек в садике должно быть 2 зала:
- Музыкальный.
- Для занятий по физкультуре.
При обустройстве бассейна санстанция будет предъявлять требования к нему такие же, как к любому бассейну.
Все поверхности детского садика должны быть влагостойкими и выдерживать не только влажную уборку, но и дезинфекцию. В помещениях с повышенной влажностью (санузел, моечная, буфетная) рекомендуется стены покрывать глазурованной плиткой. В игровых разрешается использование моющихся обоев. Тона стен должны быть светлыми (холодными с юга, и теплыми с севера), допустимы отдельные яркие элементы.
Что проверяет СЭС в детском саду?
Проверки Роспотребнадзора могут быть:
- Первичная (при открытии заведения).
- Плановые (с их расписанием можно ознакомиться на сайте проверяющего органа).
- Внеплановые (выезд санитарного врача/его помощника осуществляется при жалобе граждан, регистрации инфекционных заболеваний/отравлений в садике, при возникновении чрезвычайных ситуаций и в случае реорганизации садика).
Работники сан-эпид службы проверяют фактические нарушения и погрешности при ведении документации. Проверяется практически все:
- Соответствие инженерных сетей требованиям безопасности и санитарии.
- Пищеблок, включительно с маркировкой инвентаря и посуды, режимом хранения продуктов (температура, влажность), состоянием холодильных камер, использованием разделочных досок и столовых приборов, правилами мытья посуды и т. д.
- Детские помещения (соответствие кроватей, белья, посуды списочному составу групп и т. д.).
- Документы (начиная от договоров поставки продуктов, заканчивая меню-раскладкой).
- Санитарные книжки сотрудников.
- Все разрешительные документы на организацию.
- Наличие дезсредств и уборочного инвентаря, ин правильное хранение и применение, маркировка собственно инвентаря и мест для его хранения.
Может отбираться проба воды, воздуха, измеряться уровень шума, браться пробы готовых блюд.
Основания для обращения
Каждый ребенок, который посещает детский сад, получает целый ряд различных услуг. Самым главным условием является их качество. Среди жалоб на детские сады чаще всего имеются претензии:
- на воспитателя и его помощника;
- заведующую;
- медицинский персонал;
- режим дня и питание;
- на бухгалтерию и т.п.
Действия воспитателя
Если выяснилось, что к ребенку относятся не должным образом: грубят, угрожают или переходят к физическому воздействию, то подается жалоба.
На заведующую
Если родители не раз обращались к заведующей ДОУ с претензиями о том, что работники детского сада не выполняют свои должностные обязанности, пренебрегаются условия договора, условия содержания детей неудовлетворительны, то следует обращаться в уполномоченные органы.
На медсестру
Если медсестра детского сада не оказала ребенку должную медицинскую помощь или выполнила это непрофессионально, то подается соответствующий документ.
Проблемы с питанием
Из пищи ребенок должен получать все необходимые полезные вещества, а также насыщаться. Если питание в детском саду не удовлетворяет данным требованиям, то необходимо писать соответствующую жалобу.
Требования к меню в детском саду:
- Обязательно ежедневное обновление.
- Готовая еда должна храниться в холодильнике не более 48 часов.
- На подачу блюд имеют права лишь лица, прошедшие специальную комиссию, в состав которой входят член администрации садика и медсестра.
Режим дня
В детском саду существует специальный график, который выполняют дети под руководством няни. Такой распорядок дня включает в себя:
- Несколько раз в день проводятся приемы пищи.
- Наличие специальных занятий, которые направлены на развитие ребенка.
- Прогулки на свежем воздухе.
- Сон-час.
О распорядке дня в конкретном детском саду лучше интересоваться заранее — еще до того, как ребенок начал ходить в ДОУ. Учреждение не будет подстраиваться под конкретного ребенка и изменять устоявшиеся правила.
Допускается подача жалобы на режим дня только в случае, если были выявлены нарушения, и заявленный график серьезно отличается от реального, например:
- отсутствие развивающих занятий;
- превышение режима сна.
Режим дня полностью составляется методистом, поэтому при наличии нарушений и возникновении жалоб в первую очередь лучше обращаться к нему и к заведующей ДОУ.
На ребенка
Каждый ребенок по-своему индивидуален, и наличие конфликтов в детском коллективе неизбежно. Если же есть ребенок, который постоянно обижает своих сверстников, то необходимо выполнить определенные меры:
- Для начала проводится беседа с родителями, но если они защищают своего ребенка и не соглашаются, что его поведение не является нормой, то пишется коллективная жалоба. Если документ будет подан от одного родителя, то ситуация никак не будет разрешена.
- Если заведующая проигнорирует жалобу, то требуется обращаться в РОНО. Даже при наличии коллективной жалобы от родителей ребенка нельзя исключить из ДОУ, но будет проведен специальный медицинский осмотр, на основании которого осуществится перевод драчуна в коррекционный садик.
Куда обратиться
Выбор инстанции, в которую будет подана жалоба, зависит от нарушенных прав ребенка. Инстанции для обращения:
- Министерство образования;
- прокуратура и суд;
- РОНО;
- Роспотребнадзор;
- заведующая ДОУ.
Перед подачей жалобы в вышестоящую инстанцию родители должны понимать, что ребенок будет продолжать ходить в это образовательное учреждение и в их интересах будет мирно урегулировать конфликт.
Если же после подачи жалобы ничего не происходит, и руководство никак не пытается устранить нарушение, то родитель должен:
- Для начала проверить, обоснованы ли указанные требования.
- Подать обращение в иной уполномоченный на это орган.
При возникновении нарушений нужно:
- Побеседовать с воспитателем, а затем обращаться к заведующей.
- Если жалоба была проигнорирована, следует обращаться в РОНО.
- В случае если инстанция не смогла ничем помочь или не взяла во внимание обращение, требуется подавать документ в Министерство образования.
К заведующей ДОУ
При возникновении нарушений не стоит сразу же обращаться в прокуратуру и суд, так как большинство вопросов можно решить мирным путем. Для начала нужно обратиться к заведующей ДОУ с жалобой и изложить суть проблемы. Руководство может пойти на встречу и принять необходимые меры. Если ничего не изменилось, то нужно обращаться в вышестоящие инстанции.
Узнайте, куда можно пожаловаться на сотрудника полиции.
О порядке подачи жалобы на Росгосстрах читайте в статье.
РОНО
Еще одной инстанцией, в которую можно подать составленную жалобу, является РОНО. Заявление составляется в свободной форме, а подать его можно двумя способами:
- при личном визите;
- при помощи почты заказным письмом с уведомлением.
Департамент образования может помочь при наличии каких-либо неправомерных действий со стороны руководства, или если заведующая ДОУ проигнорировала поданную жалобу.
Отделом дошкольного образования также могут быть решены следующие проблемы:
- после того, как родители написали жалобу на руководство детского сада, к ребенку начали плохо относиться;
- заведующей ДОУ была введена «нестандартная» программа обучения, в связи с чем ребенок начал отставать от учебного процесса;
- методы воспитания заведующей негативным образом влияют на детей.
В Министерство образования
Обратиться с жалобой в Министерство образования РФ можно онлайн:
- Зайти на официальный сайт.
- На главной странице найти раздел «Подать обращение».
- Далее выбрать «Отправить жалобу».
- После этого будет предложена готовая форма, которую требуется заполнить.
Основания для подачи жалобы в Министерство образования:
- Не было предоставлено в место в детском саду.
- После обращения с жалобами к заведующей ДОУ не было получено результата.
- После обращения в РОНО не были предприняты меры.
В Роспотребнадзор
Если управление детского сада проигнорировало жалобу, то можно обратиться в Роспотребнадзор. Подать жалобу можно одним из способов:
- При личном визите в отделение в письменной форме.
- По почте: 127994, г. Москва, Вадковский переулок, дом 18, строение 5 и 7.
- По телефону +7 (499) 973-26-90.
На рассмотрение претензии у инстанции есть 30 дней.
Пожаловаться в орган Роспотребнадзора можно в следующих случаях:
- в садике была обнаружена антисанитария;
- игрушки, которые доступны детям, очень старые и непригодны для использования;
- помещение детского сада находится в плохом состоянии;
- продукты, из которых детям готовят еду, некачественные;
- меню детского сада не подходит под установленные стандарты;
- были приобретены услуги, осуществлять которые детский сад не в праве.
В прокуратуру и суд
Обращение в прокуратуру возможно лишь при наличии серьезного случая:
- был доказан факт применения физического или психологического насилия над ребенком;
- ребенок нуждался в применении медицинской помощи, но ему не помогли;
- работник ДОУ занимался вымогательством;
- ни одна инстанция, в которую была подана жалоба, не приняла должных мер.
Пишется жалоба на детский сад в прокуратуру в свободной форме, и она не может быть проигнорирована или не принята. Будет проведена проверка ДОУ с целью проверки нарушения и привлечения сотрудников к ответственности.
Зачем нужны проверки Роспотребнадзора?
Это защита населения от недобросовестных компаний: Роспотребнадзор контролирует качество услуг, которые организации предоставляют населению. Школы, детские сады, учреждения допобразования предоставляют образовательные услуги и тоже попадают под контроль ведомства.
Проверки нужны по двум причинам. Во-первых, потребители (в нашем случае, родители и дети) должны быть уверены в качестве. Роспотребнадзор публикует итоги каждой проверки: с ними можно ознакомиться на сайте и понять, не нарушаются ли стандарты в отдельно взятой школе или детском саду. Во-вторых, стандарты могут меняться. И тогда нужно проконтролировать, получилось ли у школ и у детских садов приспособиться к изменениям. Например, по старым СанПиН в классе должны были обучаться 25 человек и не более. Теперь нормы изменились — в классе может обучаться хоть сколько человек, но на одного ученика должно приходиться не меньше 2,5 кв. м площади.
Чаще всего для контроля хватает плановых проверок — не больше двух за три года. Если поступила жалоба, сотрудники Роспотребнадзора могут прийти с внеплановой проверкой. Для этого они должны предупредить организацию за 24 часа. Но если существует угроза здоровью или жизни людей, то могут прийти и без предупреждения.
2
проверки за 3 года — норма. Только если не будет жалоб или подозрения в угрозе жизни и здоровью.
Что проверяет Роспотребнадзор?
Соблюдение санитарных норм и правил, соблюдение юридических норм, качество услуг и отслеживает ситуации, угрожающие жизни и здоровью потребителей.
Что проверяют в детских садах?
Проверяющие обязательно попросят предоставить документы: устав, нормативные акты, трудовые книжки. Особенно тщательно проверят санитарные книжки сотрудников: их наличие, отметки о прохождении медосмотров, флюорографий и прочего. Также Роспотребнадзор проверит сведения об образовании педработников.
Проверяющие обязательно придут на кухню и попросят предъявить сертификаты качества продуктов. На кухне комиссию также заинтересует соблюдение чистоты, сроков хранения продуктов. Также необходим журнал бракеражных проверок — заведующий и педагоги должны контролировать качество блюд.
Комиссия измерит площадь всех помещений, уровень освещенности и качество технической и питьевой воды. У каждого ребенка должны быть свои средства гигиены и личные полотенца. Также проверят детскую площадку — она должна быть удалена от дороги, ограждена забором, инвентарь должен быть исправен и безопасен для детей.
Что проверяют в школах?
В школах Роспотребнадзор проверяет почти то же самое, что и в детских садах: документы, санитарные книжки и дипломы сотрудников, площадь и уровень освещенности помещений, чистоту столовой и качество блюд. Кроме этого комиссия проверит школьную мебель на соответствие стандартам — удобны ли столы, стулья, насколько далеко от первой парты расположена школьная доска.
Также комиссия проверит школьное расписание: занятия не должны начинаться раньше восьми утра, количество уроков в день должно соответствовать возрастным нормам.
Нормы учебной нагрузки можно проверить в СанПин. Там же указаны остальные требования к организации обучения.