Содержание
- Цель и суть процесса
- Составление
- Утверждение
- 1. Предмет Договора
- 3. Стоимость услуг и затраты по Договору
- 6. Ответственность Сторон
- 7. Форс-мажор
- Проект рекультивации земель: экспертиза, проект, утверждение, реализация
- Экспертиза
- Проект рекультивации земель
- Утверждение проекта рекультивации земель
- Способ восстановления нарушенных земель при открытой разработке месторождений полезных ископаемых
- Рекультивация земель при различных видах работ
- ЭТАПЫ РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ
- РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ, НАРУШЕННЫХ ПРИ ПОДЗЕМНЫХ ГОРНЫХ РАБОТАХ
- РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ, НАРУШЕННЫХ ПРИ ОТКРЫТЫХ ГОРНЫХ РАБОТАХ
- РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ, НАРУШЕННЫХ ПРИ ДОБЫЧЕ ТОРФА
- РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ, НАРУШЕННЫХ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИНЕЙНЫХ СООРУЖЕНИЙ, ВЫПОЛНЕНИИ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ, ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ И ДРУГИХ РАБОТ
- ПОРЯДОК ПРИЕМКИ И ПЕРЕДАЧИ РЕКУЛЬТИВИРОВАННЫХ ЗЕМЕЛЬ
- Рекультивация сельскохозяйственных земель
- Плодородие сельскохозяйственных земель
- Мелиорация сельскохозяйственных земель
- Правовая охрана земель: цели и задачи. Рекультивация земель
- РЕКУЛЬТИВАЦИЯ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ
- Контрольные вопросы и задания
Цель и суть процесса
Что же представляет из себя рекультивация? Согласно определению, зафиксированному в ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения», рекультивация земель — это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.
Вся процедура проведения этого процесса утверждена и прописана в приказе Минприроды РФ и Роскомзема № 525/67 от 22.12.1995 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».
Рекультивация проводится в два этапа: технический и биологический. Технический этап включает в себя несколько мероприятий по подготовке земель к последующему использованию в сельском хозяйстве, это:
- очистка поверхности от результатов произведенных работ (строительный мусор, обломки пород и так далее);
- планировка и формирование откосов;
- нанесение слоя плодородной почвы;
- устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений.
Полный перечень работ, входящих в технический этап рекультивации, описан в п. 1.9 ГОСТ 17.5.3.04-83.
Биологический этап направлен на улучшение свойств почвы (агрофизических, биохимических и других). Этот этап проводится только после полного завершения технического этапа.
Составление
Проект рекультивации может быть разработан организацией, которая проводит работы на земельном участке, самостоятельно либо сторонней организацией, которая специализируется в этой нише. Второй способ позволит снизить временные затраты на подготовку проекта и риск возникновения ошибок и недочетов в проекте.
Цена подготовки ПРЗ индивидуальна: она зависит от технологических параметров местности, предоставленных заказчиком. Как правило, стоимость подготовки такого проекта начинается со 100 тысяч рублей.
Разработка ПРЗ состоит из четырех этапов.
- На первом этапе осуществляются подготовительные работы: сбор планово-картографических данных, полевое исследование участка, исследование почвы и так далее.
- На втором этапе выполняются необходимые изыскания – топографические, геологические, мелиоративные.
- Затем специалисты переходят к составлению плана мероприятий и заполнению всех разделов проекта.
- Финальным этапом является согласование проекта в государственных инстанциях.
В составе проекта входят следующие разделы:
- Описание природно-климатических, гидрогеологических и геоморфологических условий района размещения объекта.
- Данные о почвенно-растительном покрове, сведения о прогнозе нарушений земельных угодий.
- Описание проектных решений по проведению рекультивации – отдельно технического, отдельно биологического этапов.
- График проведения рекультивационных работ и их сметная стоимость.
- Описание мероприятий по обеспечению техники безопасности и непосредственно природоохранных мероприятий.
- Технологические карты и сроки приема-передачи рекультивационных участков землевладельцам.
-
Утверждение
Согласование
До того, как ПРЗ будет утвержден, он должен быть согласован со всеми заинтересованными сторонами. Конкретного перечня, утвержденного в законодательстве, нет. Все зависит от того, кто является собственником земли – государство или частная организация.
Именно с собственником нужно утвердить перечень сторон, с которыми требуется согласование. Это могут быть, помимо собственника, местные органы власти, организации, обслуживающие территорию (Водоканал, Лесхоз и другие), соседние организации, имеющие общие границы, пути сообщения, инженерные сети).
После того, как заинтересованные стороны согласовали ПРЗ, он направляется на утверждение. Никакую государственную пошлину за этот процесс платить не надо. Обычно экспертиза проводится не более месяца, один из экземпляров проекта рекультивации после экспертизы остается в ведомстве.
Кто утверждает?
В некоторых регионах этим занимается Росреестр, чаще всего – природоохранные ведомства. Вопрос согласования и утверждения ПРЗ весьма индивидуален в каждом отдельном случае, поэтому прежде чем приступать к подготовке проекта, необходимо ознакомиться с региональным законодательством на этот счет. Актуальную информацию можно узнать в местном уполномоченном органе, связанном с природопользованием.
Сейчас утвердить проект во многих регионах можно при помощи многофункциональных центров государственных услуг. Для того чтобы понять, доступна ли эта услуга в вашем регионе, нужно найти соответствующую информацию на сайте МФЦ региона.
Перечень документов
Несмотря на то, что утверждение ПРЗ регулируется в каждом регионе отдельно, перечень документов является стандартным в большинстве случаев и включает в себя следующие документы:
- Кадастровый номер земельного участка.
- Местоположение земельного участка.
- Разрешение на использование земельного участка.
- Информацию об общей площади земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, которые подлежат рекультивации.
- (ОКАТО) территории, на которой расположен земельный участок.
- ОГРН, ИНН, выписка из ЕГРЮЛ относительно юридического лица-заявителя.
- Номер и дата решения (распоряжения, постановления) о предварительном согласовании места размещения объекта.
- Выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, подлежащего рекультивации, или кадастровый паспорт такого земельного участка.
- Документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.
- Решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
- Утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
- Локальный сметный расчет на проведение работ по рекультивации земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель.
- Проект рекультивации в двух экземплярах.
Проект утверждается, как правило, в течение месяца.
Данный материал поможет лучше разобраться в особенностях использования и владения землями с/х назначения:
- Изменения вида разрешенного использования.
- Процедура кадастровой оценки.
- Процесс приватизации.
- Налог: как самостоятельно рассчитать?
- Штрафы за неиспользование участка.
- Фонд перераспределения.
- Правовой режим.
- Перевод земель из одной категории в другую.
- Нюансы заключения договора аренды.
- Можно ли строить на землях с/х?
Основания для отказа
После рассмотрения пакета заявителю направляется уведомление – либо об утверждении проекта, либо об отказе. Отказаться от утверждения проекта рекультивации ведомство может по следующим причинам:
- Предоставление неполного пакета документов.
- Предоставление неверных сведений.
- Ошибки в проекте рекультивации, отсутствие в перечне необходимых для рекультивации данного участка сельскохозяйственных земель мероприятий.
Справка! В случае отказа проект должен быть доработан и выслан на повторную экспертизу и утверждение с учетом замечаний
Что делать дальше?
Что происходит после утверждения проекта рекультивации сельскохозяйственных земель?
После того, как ПРЗ утвержден, он может быть реализован. Реализация мероприятий, прописанных в проекте, должна происходить под строгим контролем заказчика (если работы по рекультивации проводит подрядчик) и собственника земель.
По окончанию работ собственник либо уполномоченные органы в области землеустройства в регионе (зависит от того, является ли участок земли частным или государственным) производят приемку работ, о чем составляется акт. Итоговая сдача объекта не может быть произведена без этих работ.
Проведение рекультивации по проекту, который не был согласован и утвержден, влечет за собой штрафные санкции от государства, кроме того, такие действия могут нанести непоправимый ущерб природе и состоянию сельскохозяйственных земель в регионе.
Штрафы за несвоевременно или неправильно произведенную рекультивацию могут составить от 400 до 700 тысяч для юридического лица, поэтому средства, потраченные на подготовку ПРЗ специалистами, в любом случае окупятся.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
>
Договор на рекультивацию земельного участка
1. Предмет Договора
1.1. По настоящему Договору Исполнитель обязуется по заданию Заказчика выполнить комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенного земельного участка, а также на улучшение условий окружающей среды (далее — рекультивацию земельного участка).
1.2. Объектом рекультивации является нарушенный земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий Заказчику на праве , расположенный по адресу: .
1.3. Направление рекультивации — .
1.4. Рекультивация осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.
Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).
Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
3. Стоимость услуг и затраты по Договору
3.1. Затраты на рекультивацию земельного участка включают в себя расходы на:
— осуществление проектно-изыскательских работ, в том числе почвенных и других полевых обследований, лабораторных анализов, картографирование;
— проведение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации;
— работы по снятию, транспортировке и складированию (при необходимости) плодородного слоя почвы;
— работы по селективной выемке и складированию потенциально плодородных пород;
— планировку (выравнивание) поверхности, выполаживание, террасирование откосов отвалов (терриконов) и бортов карьеров, засыпку и планировку шахтных провалов, если эти работы технологически невыполнимы в процессе разработки месторождений полезных ископаемых и не предусмотрены проектом горных работ;
— химическую мелиорацию токсичных пород;
— приобретение (при необходимости) плодородного слоя почвы;
— нанесение на рекультивируемые земли потенциально плодородных пород и плодородного слоя почвы;
— ликвидацию послеусадочных явлений;
— засыпку нагорных и водоотводных канав;
— ликвидацию промышленных площадок, транспортных коммуникаций, электрических сетей и других объектов, надобность в которых миновала;
— очистку рекультивируемой территории от производственных отходов, в том числе строительного мусора, с последующим их захоронением или складированием в установленном месте;
— устройство в соответствии с проектом рекультивации дренажной и водоотводящей сети, необходимой для последующего использования рекультивированных земель;
— приобретение и посадку саженцев;
— подготовку дна (ложа) и обустройство карьерных и других выемок при создании в них водоемов;
— восстановление плодородия рекультивированных земель, передаваемых в сельскохозяйственное, лесохозяйственное и иное использование (стоимость семян, удобрений и мелиорантов, внесение удобрений и мелиорантов и др.);
— деятельность рабочих комиссий по приемке-передаче рекультивированных земель (транспортные затраты, оплата работы экспертов, проведение полевых обследований, лабораторных анализов и др.);
— другие работы, предусмотренные проектом рекультивации, в зависимости от характера нарушения земельного участка и дальнейшего использования рекультивированного участка.
3.2. Цена Договора устанавливается сметой, являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора, и включает в себя стоимость затрат на рекультивацию и причитающееся Исполнителю вознаграждение.
3.3. Оплата работ производится отдельно за каждый этап в следующем порядке:
— аванс в размере — не позднее чем за до начала работ по каждому этапу;
— оставшаяся стоимость работ в размере — в течение со дня сдачи-приемки выполненных работ по каждому этапу.
6. Ответственность Сторон
6.1. Исполнитель несет ответственность за:
— допущенные отступления от требований, предусмотренных проектом рекультивации;
— недостатки выполненной работы, которые делают Объект непригодным для использования по целевому назначению;
— нарушение требований законодательства об охране окружающей среды и действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов.
6.2. В случае виновного нарушения конечного срока рекультивации Объекта Исполнитель уплачивает Заказчику неустойку в размере стоимости работ, установленной настоящим Договором, за каждый день просрочки.
6.3. За ущерб, причиненный третьему лицу в процессе выполнения работ, отвечает Исполнитель, если не докажет, что ущерб был причинен по вине Заказчика.
6.4. Заказчик возмещает Подрядчику убытки:
— причиненные отказом от исполнения Договора, в порядке, предусмотренном ст. 717 ГК РФ;
— причиненные неисполнением своих обязательств по настоящему Договору.
6.5. В случае нарушения сроков оплаты работы, предусмотренных п. 3.3 настоящего Договора, Заказчик уплачивает Исполнителю неустойку в размере суммы задолженности за каждый день просрочки.
6.5. Уплата штрафных санкций не освобождает Стороны от исполнения своих обязательств в натуре.
7. Форс-мажор
7.1. Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если оно явилось следствием действия обстоятельств непреодолимой силы на время действия этих обстоятельств, если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение настоящего Договора.
7.2. Если в результате обстоятельств непреодолимой силы Объекту нанесен значительный ущерб, то Стороны обязаны согласовать новые сроки, порядок производства и стоимость работ в дополнительном соглашении, которое с момента его подписания становится неотъемлемой частью настоящего Договора, либо инициировать процедуру расторжения Договора в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ.
7.3. Если работы могут быть продолжены в порядке, действовавшем согласно настоящему Договору до начала действия обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по настоящему Договору продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы и их последствия.
Проект рекультивации земель: экспертиза, проект, утверждение, реализация
Нередко возникают случаи, когда в результате коммерческой или иной деятельности наносится вред земельным ресурсам, которые по законодательству РФ должны быть рекультивированы, если территории не переведены в соответствующую категорию. Об этом и прочих подробностях вы сможете ознакомиться в данной статье.
Рекультивация земель — это комплекс работ, направленные на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, и также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.
ЗАКОН
ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения»
Постановление Правительства № 140 от 23 февраля 1994 г. «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».
Приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов от 22 декабря 1995 г. № 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»Основания для проведения рекультивационных мероприятий могут быть совершенно разными, однако все зависит от конкретной деятельности, которая планируется вестись на участке. Проект рекультивации должен быть предусмотрен в плане проведения строительных, земляных и прочих работ, связанных с нарушением почвенного слоя.
В соответствии с пунктом 5 Основных положений рекультивации подлежат земли, нарушенные при:
- Разработке месторождений полезных ископаемых подземным или открытым способом, а также добыче торфа;
- Прокладке трубопроводов, проведении строительных, геологоразведочных, мелиоративных, лесозаготовительных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
- Ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
- Складировании и захоронении промышленных, бытовых и иных видов отходов;
- Строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (метрополитен, шахтные выработки, хранилища, канализационные сооружения и др.);
- Ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;
- Проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.
Потребность в проведении рекультивационных мероприятий может внепланово, но вполне прогнозируемо возникнуть как результат хозяйственной деятельности, вырубки лесов, организации свалок, испытании оружия. В остальных случаях, при проектировании дорог, сооружений и городов данный документ подготавливается заранее.
Экспертиза
Чтобы начать создание проекта рекультивации необходимо провести ряд экспертных оценок, которые определят либо уже существующий ущерб, либо потенциальный, который может возникнуть в процессе реализации проекта строительства и т.д.
Из экспертно-оценочных работ обязательно проводятся инженерно-экологические изыскания, инженерно-геологические изыскания и санитарно-гигиенические исследования.
По проведению каждого из этих этапов существует свод правил, регламентирующий все необходимые измерения и пробы, по результатам которых составляется заключение.
ЗАКОН
СП 11-102-97 » Инженерно-экологические изыскания для строительства» и СНиП 11-02-96.
Состав работ отражается в техническом задании и напрямую зависит от месторасположения участков и назначения земли.
Этапы проведения изысканий:
- Сбор и анализ опубликованных и задокументированных данных об экологических изысканиях, проводившихся ранее.
- Полевые исследования — непосредственная работа на объекте с проведение всех необходимых измерений и отбор проб.
- Камеральная обработка полученных материалов — лабораторные исследования.
- Подготовка отчетности о проведенной работе и составление рекомендаций, прогнозов.
Организации, у которых есть допуск к проведению подобных мероприятий, имеются практически повсеместно.
Для инженерно-геологических и санитарно-гигиенических исследований также имеются свои нормативные документы, регламентирующие порядок проведения работ.
Рекультивация может проходить в различных направлениях, потому как целевое использование земель различается. Таким образом, преобразовывать земли можно в следующих направлениях: сельскохозяйственное, лесохозяйственное, рекреационное, рыбохозяйственное, водохозяйственное, строительное.
Проект рекультивации земель
Составление проекта — ответственная работа, которая может составляться самостоятельно по существующим нормам и правилам, установленным в Положении о рекультивации земель. Последующее утверждение проекта производится в инстанциях, наиболее подходящих для конкретного участка. В каждом регионе России также есть свои особенности данного процесса, поскольку единого закрепленного порядка для данной операции не предусмотрено. Однако, имеется список инстанций, компетентных в вопросах утверждения проектов рекультивации:
- Федеральные органы исполнительной власти;
- Органы исполнительной власти субъектов РФ (природоохранные, санитарные, по охране памятников культуры, гидрометеорологические, мелиоративные, сельскохозяйственные и др.);
- Руководители соседствующих с участком организаций;
- Заинтересованные компании, обслуживающие территорию;
- Соседствующие с участком объединения граждан в лице руководителей объединений.
Конкретный же список заинтересованных лиц может быть составлен индивидуально к каждому отдельному участку.
В случаях, когда самостоятельное составление проекта рекультивации не представляется возможным, можно обратиться к организациям или частным лицам, компетентным в данном вопросе. Важно помнить, что каждый отдельный участок требует тщательного индивидуального подхода к учету всех особенностей и свойств.
Выполненный не по требованиям Положения о рекультивации проект не будет принят, а если неверно составленный проект будет реализован, то это может повлечь за собой негативные последствия для окружающей среды, земельных ресурсов и, как следствие, штрафные санкции со стороны государства в лице контрольно-надзорных органов в области экологии.
ЗАКОН
Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140 » О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы »
Для обеспечения рекультивации земель, сохранения и рационального использования плодородного слоя почвы, усиления контроля за своевременным восстановлением нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот Правительство РФ постановило:
- Установить, что рекультивация земель, нарушенных юр. лицами и гражданами осуществляется за счет собственных средств этих лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. В установленном порядке на эти цели возможно направляться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.
- Комитету РФ по земельным ресурсам и землеустройству и Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и другими заинтересованными министерствами, и ведомствами утвердить Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы.
ВАЖНО
Инструктивно-методические документы и формы отчетности, а также разъяснения по вопросам рекультивации земель, снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы издаются Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ.
Утверждение проекта рекультивации земель
Составленный проект, как говорилось выше, необходимо утвердить. После выбора инстанции, нужно отнести в нее свой проект и оставить заявление.
Согласно Письму Минэкономразвития РФ от 16.11.2011 N Д23-4729 статьей 19 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве» установлено, что проекты рекультивации нарушенных земель относятся к одному из видов землеустроительной документации.
Таким образом, утвердить проект рекультивации однозначно могут рассматривать к утверждению: федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, тогда как Росреестр не уполномочен согласовывать землеустроительную документацию. Однако, согласование проекта рекультивации с Росреестром необходимо.
Реализация мероприятий по рекультивации, согласно плана, должна проводиться под контролем заказчика или владельца земельного участка, либо по окончании работ произвести прием результатов работы уполномоченными органами в области землеустройства.
По всем вопросам, в том числе, если Вам требуется помощь или Вы хотите заказать проект рекультивации земель пишите нам — наши Контакты.
Не лишним будет напомнить, что при строительстве объектов необходимо соблюдать природоохранные требования, включая получение разрешительной документации в области обращения с отходами: разработать и сдать паспорта отходов, разработать ПНООЛР и получить лимиты или сдавать отчетность СМСП и в области выбросов в атмосферный воздух: разработать проект ПДВ и получить разрешение на выброс.
Способ восстановления нарушенных земель при открытой разработке месторождений полезных ископаемых
Изобретение относится к способам биологической рекультивации отвалов нарушенных земель при открытой разработке месторождений полезных ископаемых. Техническим результатом является восстановление биопродуктивности глинистых почв и повышение защиты рекультивируемых земель от ветровой эрозии. Способ включает раздельную выемку, перемещение и складирование в отдельные отвалы почвы, причем почвенные группы укладывают периодично до высоты отвала 2,5 м, при выполаживании бортов отвала 25-35°. Причем нижняя часть группы толщиной 15-20 см — малоплодородная вскрышная порода, средняя часть группы толщиной 10-12 см укладывается естественным рыхлителем с размером фракций не более 10 мм и верхняя часть группы заполняется органическим удобрением. 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 2 ил.
Изобретение относится к способам биологической рекультивации отвалов нарушенных земель при открытой разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве инженерных сооружений и коммуникаций.
Известен способ рекультивации почвы загрязненной нефтью и/или нефтепродуктами (патент РФ №2240877, МПК B09C 1/00, МПК C05F 3/00, 2003 г.), включающий стадии перемешивания почвы, загрязненной нефтью и/или нефтепродуктами, с птичьим пометом, органическими отходами и древесными отходами, при следующем соотношении компонентов, мас.%: загрязненный грунт от 45 до 72%, птичий помет 15-40%, органические отходы 3-8% и древесные отходы 9-27%; компостирования в течение периода не менее 10 месяцев и буртования с последующим выдерживанием в течение периода не менее 10 месяцев. Недостатком данного способа является длительный процесс получения удобрения подходящего состава.
Известен способ освоения земель, нарушенных открытыми разработками месторождений (патент РФ №2289695, МПК E21C 41/32, 2006 г.), заключающийся в том, что после выработки карьерного поля производят закрытие каждого из карьеров армоконструкциями, выполненными в виде рукавов из геосинтетического материала и наполненными измельченными строительными отходами, при этом концы рукавов зашиты. Армоконструкции укладывают последовательно, вплотную друг к другу. Поверху армоконструкций отсыпают дренирующий слой, затем слой из вскрышных пород и, наконец, слой из потенциально плодородного грунта с последующим залужением его многолетними травами, кустарниками и деревьями. Недостатком данного метода является низкое плодородие полученного слоя и воздействие ветровой эрозии на данную конструкцию.
Известен способ рекультивации нарушенных земель (патент РФ №2374447, МПК E21C 41/32, 2008 г.), принятый за прототип, включающий в себя раздельную выемку, перемещение и складирование в отдельные ленточные отвалы почвенного слоя и вскрышных пород, выработку карьера, закладку выработанного пространства строительными отходами, близкими по своему составу к природным материалам, послойно, с уплотнением каждого слоя строительных отходов уплотняющими машинами и механизмами. При этом почвенный слой и вскрышные породы транспортируют во временные ленточные отвалы, расположенные у границ карьера на нерабочих бортах карьера. После отработки карьера, на его дно, начиная с его центра, укладывают строительные отходы. Затем на последний уплотненный слой строительных отходов сваливают вскрышные породы, сохраняя холмистую поверхность отвала. После полной закладки выработанного пространства карьерного поля срезают верхние части гребней отвалов вскрышных пород, а в понижениях между ними помещают почвенный слой, кроме того, поверхности срезанных гребней обрабатывают вяжущим материалом и проводят ручную посадку саженцев деревьев.
Недостатком данного способа является сложность исполнения и необходимость дополнительной обработки вяжущим материалом и проведение локальной биологической рекультивации.
Техническим результатом изобретения является снижение трудозатрат и пыления отвалов карьера, использование полученной смеси как на месте, так и возможность ее переноса на различные расстояния.
Технический результат достигается тем, что способ восстановления нарушенных земель при открытой разработке месторождений, включающий раздельную выемку, перемещение и складирование в отдельные отвалы почвы, согласно изобретению, почвенные группы укладывают периодично до высоты отвала 2,5 м, при выполаживании бортов отвала 25-35°, причем нижняя часть группы толщиной 15-20 см — малоплодородная вскрышная порода, средняя часть группы толщиной 10-12 см укладывается естественным рыхлителем с размером фракций не более 10 мм и верхняя часть группы заполняется органическим удобрением, например, сапропелем влажностью не более 50% мощностью 5-7 см.
Также технический результат достигается тем, что в качестве естественного рыхлителя используются нетоксичные отходы металлургического производства фракционным составом не более 10 мм.
Также технический результат достигается тем, что в качестве органического удобрения используется торф.
Способ заключается в выполнении следующих мероприятий, представленных на Фиг.1 и Фиг.2:
1. В качестве малоплодородной глинистой почвы используется вскрыша карьера строительного карьера мощностью 15-20 см (1).
2. В качестве естественного рыхлителя используются нетоксичные отсевы карьера размером фракций не более 10 мм или нетоксичные отходы металлургического производства фракционным составом не более 10 мм и укладываются мощностью 10-12 см (2).
3. В качестве органического удобрения используется добытый с помощью земснаряда или другим методом сапропель (или торф) мощностью 5-7 см (3).
4. 1-3 пункты повторяются до достижения буртов высотой 2,5 м.
5. Под силами гравитации и естественного дождевания через 9 месяцев формируется биопродуктивная смесь (представлено на Фиг.2).
6. Полученная смесь используется для проведения биологического этапа рекультивации.
При естественном дождевании и действии сил гравитации происходит проникновение сапропеля (торфа) между фракциями отсева и заполнение пустот (Фиг.2), что изменяет механические свойства созданной почвы: увеличивает поглотительную способность пахотного слоя и уменьшает его водопроницаемость. Также сапропель имеет свойство склеивать мелкодисперсную минеральную составляющую почвы, что позволяет предохранять образовавшуюся почву от воздействия водной и ветровой эрозии.
Возможна добыча сапропеля со дна пресных водоемов или торфа с близлежащих болот с использованием земснаряда и транспортировка к месту рекультивации.
Например, в качестве глинистой неплодородной почвы использовались палыгорскитовые глины (карьер ОАО «Афанасьевский карьер» г.Воскресенск).
Например, в качестве естественного рыхлителя использовался отсев с гранитного карьера, обладающий следующим гранулометрическим составом (таблица №1):
Таблица 1 Размер фракции, мм Количество, % <0,071 10 ≥0,071<0,14 6 ≥0,14<0,25 9 ≥0,25<0,63 16 ≥0,63<1,6 23 ≥1,6<2,5 16 ≥2,5 20 Использование полученной компостированной почвы рационально уже после 9 месяцев буртования как и в месте создание почвенного отвала, так и на всей поверхности необходимых для проведения рекультивации площадей.
Использование данного способа для восстановления биопродуктивности глинистых почв позволяет повысить плодородие малоплодородных почв либо потенциально плодородных почв с глинистыми включениями, при этом повысить защиту рекультивируемых земель от ветровой эрозии.
1. Способ восстановления нарушенных земель при открытой разработке месторождений полезных ископаемых, включающий раздельную выемку, перемещение и складирование в отдельные отвалы почвы, отличающийся тем, что почвенные группы укладывают периодично до высоты отвала 2,5 м при выполаживании бортов отвала 25-35°, причем нижняя часть группы толщиной 15-20 см — малоплодородная вскрышная порода, средняя часть группы толщиной 10-12 см укладывается естественным рыхлителем с размером фракций не более 10 мм, и верхняя часть группы заполняется органическим удобрением, например, сапропелем влажностью не более 50% мощностью 5-7 см.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве естественного рыхлителя используются нетоксичные отходы металлургического производства фракционным составом не более 10 мм.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве органического удобрения используют торф.
Рекультивация земель при различных видах работ
При проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, соблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм является обязательным.
Рекультивация земель проводится согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (далее — Постановление № 140) и Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 № 525/67 (далее — Основные положения).
Наш словарь. Рекультивация земель — это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества (ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения»; далее — ГОСТ 17.5.1.01-83).
Согласно п. 1 Постановления № 140 рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель
В соответствии с п. 5 Основных положений рекультивации подлежат земли, нарушенные при:
- разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа;
- прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
- ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
- складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;
- строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);
- ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;
- проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.
Согласно п. 1.2 ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель» (далее — ГОСТ 17.5.3.04-83) разработка проектов рекультивации нарушенных земель проводится с учетом следующих факторов:
- природные условия района (климатические, педологические, геологические, гидрологические, вегетационные);
- расположение нарушенного (нарушаемого) участка;
- перспективы развития района разработок;
- фактическое или прогнозируемое состояние нарушенных земель к моменту рекультивации (площадь, форма техногенного рельефа, степень естественного зарастания, современное и перспективное использование нарушенных земель, наличие плодородного слоя почвы и потенциально плодородных пород, прогноз уровня грунтовых вод, подтопление, иссушение, эрозионные процессы, уровень загрязнения почвы);
- показатели химического и гранулометрического состава, агрохимические и агрофизические свойства, инженерно-геологическая характеристика вскрышных и вмещающих пород и их смесей в отвалах в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.1.03-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель»;
- хозяйственные, социально-экономические и санитарно-гигиенические условия района размещения нарушенных земель;
- срок использования рекультивированных земель с учетом возможности повторных нарушений;
- охрана окружающей среды от загрязнения ее пылью, газовыми выбросами и сточными водами в соответствии с установленными нормами ПДВ и ПДК;
- охрана флоры и фауны.
Затраты на рекультивацию земель включают в себя расходы на:
- осуществление проектно-изыскательских работ, в т.ч. почвенных и других полевых обследований, лабораторных анализов, картографирование;
- проведение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации;
- работы по снятию, транспортировке и складированию (при необходимости) плодородного слоя почвы;
- работы по селективной выемке и складированию потенциально плодородных пород;
- планировку (выравнивание) поверхности, выполаживание, террасирование откосов отвалов (терриконов) и бортов карьеров, засыпку и планировку шахтных провалов, если эти работы технологически невыполнимы в процессе разработки месторождений полезных ископаемых и не предусмотрены проектом горных работ;
- химическую мелиорацию токсичных пород;
- приобретение (при необходимости) плодородного слоя почвы;
- нанесение на рекультивируемые земли потенциально плодородных пород и плодородного слоя почвы;
- ликвидацию послеусадочных явлений;
- засыпку нагорных и водоотводных канав;
- ликвидацию промышленных площадок, транспортных коммуникаций, электрических сетей и других объектов, надобность в которых миновала;
- очистку рекультивируемой территории от производственных отходов, в т.ч. строительного мусора, с последующим их захоронением или складированием в установленном месте;
- устройство в соответствии с проектом рекультивации дренажной и водоотводящей сети, необходимой для последующего использования рекультивированных земель;
- приобретение и посадку саженцев;
- подготовку дна (ложа) и обустройство карьерных и других выемок при создании в них водоемов;
- восстановление плодородия рекультивированных земель, передаваемых в сельскохозяйственное, лесохозяйственное и иное использование (стоимость семян, удобрений и мелиорантов, внесение удобрений и мелиорантов и др.);
- деятельность рабочих комиссий по приемке-передаче рекультивированных земель (транспортные затраты, оплата работы экспертов, проведение полевых обследований, лабораторных анализов и др.);
- другие работы, предусмотренные проектом рекультивации, в зависимости от характера нарушения земель и дальнейшего использования рекультивированных участков.
К сведению. Выбор направлений рекультивации определяется в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.1.02-85 «Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации».
Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
ЭТАПЫ РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ
Согласно ГОСТ 17.5.1.01-83 этапы рекультивации земель — последовательно выполняемые комплексы работ по рекультивации земель.
Рекультивацию земель выполняют в два этапа:
- технический — этап рекультивации земель, включающий их подготовку для последующего целевого использования в народном хозяйстве. Этот этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие, транспортирование и нанесение почв и плодородных пород на рекультивируемые земли, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель;
- биологический — этап рекультивации земель, включающий комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почв.
Согласно п. 1.9 ГОСТ 17.5.3.04-83 при проведении технического этапа рекультивации земель в зависимости от направления рекультивируемых земель должны быть выполнены следующие основные работы:
- грубая и чистовая планировка поверхности отвалов, засыпка нагорных, водоподводящих, водоотводных каналов; выполаживание или террасирование откосов; засыпка и планировка шахтных провалов;
- освобождение рекультивируемой поверхности от крупногабаритных обломков пород, производственных конструкций и строительного мусора с последующим их захоронением или организованным складированием;
- строительство подъездных путей к рекультивированным участкам, устройство въездов и дорог на них с учетом прохода сельскохозяйственной, лесохозяйственной и другой техники;
- устройство, при необходимости, дренажной, водоотводящей оросительной сети и строительство других гидротехнических сооружений;
- устройство дна и бортов карьеров, оформление остаточных траншей, укрепление откосов;
- ликвидация или использование плотин, дамб, насыпей, засыпка техногенных озер и протоков, благоустройство русел рек;
- создание и улучшение структуры рекультивационного слоя, мелиорация токсичных пород и загрязненных почв, если невозможна их засыпка слоем потенциально плодородных пород;
- создание, при необходимости, экранирующего слоя;
- покрытие поверхности потенциально плодородными и (или) плодородными слоями почвы;
- противоэрозионная организация территории.
В соответствии с п. 1.13 ГОСТ 17.5.3.04-83 при проведении биологического этапа рекультивации должны быть учтены требования к рекультивации земель по направлениям их использования. Биологический этап должен осуществляться после полного завершения технического этапа. Земельные участки в период осуществления биологической рекультивации в сельскохозяйственных и лесохозяйственных целях должны проходить стадию мелиоративной подготовки.
РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ, НАРУШЕННЫХ ПРИ ПОДЗЕМНЫХ ГОРНЫХ РАБОТАХ
В соответствии с п. 3.1 ГОСТ 17.5.3.04-83 при рекультивации земель, нарушенных при добыче полезных ископаемых подземным способом, должны выполняться следующие требования:
- обеспечение сохранности земной поверхности и сведение к минимуму деформации земельных участков;
- снятие плодородного слоя почвы с земельных участков, предназначенных для размещения шахтных отвалов и подверженных деформации;
- планировка поверхности прогибов, заполнение провалов горной породой с последующей планировкой и нанесением плодородного слоя почвы;
- проведение мероприятий по предотвращению иссушения, заболачивания, развития эрозионных процессов;
- отвод воды, откачиваемой из горных выработок и скважин предварительного осушения месторождений с таким расчетом, чтобы водоотводящие и другие коммуникации не препятствовали работе сельскохозяйственной и другой техники и не ухудшали мелиоративного состояния земель;
- размещение вновь создаваемых шахтных отвалов, их формирование и рекультивация с учетом требований п. 1.6 и 2.2 ГОСТ 17.5.3.04-83;
- террасирование или выполаживание склонов при подготовке шахтных отвалов для биологической рекультивации с учетом обеспечения возможности проведения работ по их озеленению и уходу;
- создание водоемов в шахтных прогибах или провалах в соответствии с требованиями п. 6.3 ГОСТ 17.5.3.04-83.
Подбор видов древесных, кустарниковых растений и трав должен осуществляться с учетом степени химического и физического выветривания поверхностного слоя отвалов шахтных пород.
РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ, НАРУШЕННЫХ ПРИ ОТКРЫТЫХ ГОРНЫХ РАБОТАХ
Согласно п. 2.1 ГОСТ 17.5.3.04-83 при открытых горных работах рекультивации подлежат:
- внутренние и внешние отвалы;
- карьерные выемки;
- другие территории, нарушенные горной деятельностью.
При рекультивации отвалов и карьерных выемок должны выполняться следующие требования:
- предварительное снятие и складирование плодородного слоя почвы в соответствии с требованиями ГОСТ 17.4.3.02-85 «Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ» (далее — ГОСТ 17.4.3.02-85), селективная разработка потенциально плодородных вскрышных пород в объемах, необходимых для создания рекультивационного слоя соответствующих параметров;
- создание отвалов и карьерных выемок с учетом их рекультивации и ускоренного возврата рекультивируемых площадей для использования в народном хозяйстве;
- формирование отвалов и карьерных выемок, устойчивых к оползням и осыпям, защищенных от водной и ветровой эрозии путем их облесения, залужения и (или) обработки специальными химическими и другими материалами; обеспечение борьбы с эрозией на отвалах на основе зональных требований к противоэрозионной организации территории отвалов;
- проведение мероприятий по организации концентрированного стока ливневых и технических вод путем устройства специальных гидротехнических сооружений;
- очистка или безвредное удаление дренированной из отвалов воды, содержащей токсичные вещества;
- обеспечение мероприятий по регулированию водного режима в рекультивационном слое из пород, обладающих неблагоприятными водно-физическими свойствами;
- создание экрана из капилляропрерывающих или нейтрализующих материалов (песок, камень, гравий, пленка и т.п.) при наличии в основании рекультивационного слоя токсичных пород;
- формирование отвалов из пород, подверженных горению, по технологическим схемам, исключающим их самовозгорание.
Минимальные отметки поверхности внутренних отвалов должны быть выше прогнозируемого уровня грунтовых вод. Если отметки внутренних отвалов будут ниже ожидаемого уровня грунтовых вод, должны быть предусмотрены мероприятия, исключающие заболачивание рекультивируемой поверхности.
РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ, НАРУШЕННЫХ ПРИ ДОБЫЧЕ ТОРФА
В соответствии с п. 4.1 ГОСТ 17.5.3.04-83 при рекультивации выработанных торфяников должны выполняться следующие требования:
- проведение рекультивации выработанных торфяников сразу после окончания эксплуатации залежей;
- планировка и очистка площадей от пней и древесины;
- срезка бровки у каналов на площадях, выработанных фрезерным способом;
- обеспечение сохранности в исправном состоянии осушительной и водоотводящей сети, гидротехнических сооружений, используемых в период добычи торфа;
- освоение торфяников, выработанных фрезерным способом, преимущественно под сельскохозяйственные угодья;
- создание на выработанных торфяниках, непригодных для сельскохозяйственного использования, лесных насаждений, водоемов различного назначения и охотничьих хозяйств;
- проведение противопожарных мероприятий.
Создание водоемов в карьерах выработанных торфяников производится в соответствии с требованиями, изложенными в п. 6.3 ГОСТ 17.5.3.04-83.
РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ, НАРУШЕННЫХ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИНЕЙНЫХ СООРУЖЕНИЙ, ВЫПОЛНЕНИИ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ, ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ И ДРУГИХ РАБОТ
Согласно п. 5.1 ГОСТ 17.5.3.04-83 при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных сооружений (магистральных трубопроводов и отводов от них, железных и автомобильных дорог, каналов) должны быть рекультивированы:
- трассы трубопроводов;
- притрассовые карьеры;
- резервы;
- кавальеры.
Рекультивация земельных участков, занятых сельскохозяйственными или лесными угодьями, представленных под строительство новых или реконструкцию действующих линейных сооружений, должна включаться в общий комплекс строительно-монтажных работ и обеспечивать восстановление плодородия земель.
Перед началом строительства магистральных трубопроводов, транспортных коммуникаций и каналов должен сниматься плодородный слой почвы и храниться во временном отвале, расположенном вдоль строительной полосы в пределах, предусмотренных нормативами отвода, и использоваться для рекультивации или землевания после окончания строительных и планировочных работ.
В соответствии с п. 5.4 ГОСТ 17.5.3.04-83 на техническом этапе рекультивации земель при строительстве линейных сооружений должны проводиться следующие работы:
- уборка строительного мусора, удаление из пределов строительной полосы всех временных устройств;
- засыпка траншей трубопроводов грунтом с отсыпкой валика, обеспечивающего создание ровной поверхности после уплотнения грунта;
- распределение оставшегося грунта по рекультивируемой площади равномерным слоем или транспортирование его в специально отведенные места, указанные в проекте;
- оформление откосов кавальеров, насыпей, выемок, засыпка или выравнивание рытвин и ям;
- мероприятия по предотвращению эрозионных процессов;
- покрытие рекультивируемой площади плодородным слоем почвы.
При строительстве магистральных трубопроводов на землях, занятых лесными угодьями, рекультивация заключается в засыпке траншей и ям, общей планировке полосы отвода, уборке строительного мусора, в задернении поверхности посевом трав.
Обратите внимание. Восстановление в полосе отвода трубопровода древесной и кустарниковой растительности, затрудняющей его нормальную эксплуатацию, не допускается.
Рекультивированные земли, расположенные над подземными трубопроводами, хранилищами нефти и газа, в охранных зонах трубопроводов, должны использоваться землепользователями с предварительным уведомлением предприятий (организаций), эксплуатирующих трубопровод, с проведением работ и с соблюдением мер, обеспечивающих сохранность сооружений.
На землях, нарушаемых при проведении геологоразведочных, изыскательских работ, бурении эксплуатационных скважин, снятие, складирование и хранение плодородного слоя почвы проводят в соответствии с ГОСТ 17.4.3.02-85.
При бурении скважин должны создаваться резервуары (емкости) для хранения промывочных жидкостей и аккумулирования первых пробных порций нефти и конденсата. Резервуары, которые устраиваются в углублении земной поверхности, должны быть экранированы.
Согласно п. 5.9 ГОСТ 17.5.3.04-83 после окончания геологоразведочных, изыскательских и эксплуатационных работ должны проводиться следующие работы:
- удаление обустройств скважин, строительного мусора, нефтепродуктов и материалов, применяемых при бурении, в установленном порядке;
- засыпка резервуаров и планировка поверхности;
- выполнение необходимых мелиоративных и противоэрозионных работ;
- покрытие поверхности плодородным слоем почвы.
При рекультивации земельных участков, загрязненных нефтью, нефтепродуктами и нефтепромысловыми сточными водами, необходимо осуществлять мероприятия по охране окружающей среды:
- ускорить деградацию нефтепродуктов;
- ликвидировать засоленность и солонцеватость почв.
ПОРЯДОК ПРИЕМКИ И ПЕРЕДАЧИ РЕКУЛЬТИВИРОВАННЫХ ЗЕМЕЛЬ
Согласно п. 14 Основных положений для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель (далее — Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В состав Постоянной комиссии включаются представители землеустроительных, природоохранных, водохозяйственных, лесохозяйственных, сельскохозяйственных, архитектурно-строительных, санитарных, финансово-кредитных и других заинтересованных органов.
В соответствии с п. 17 Основных положений приемка-передача рекультивированных земель осуществляется в месячный срок после поступления в Постоянную комиссию письменного извещения о завершении работ по рекультивации, к которому прилагаются следующие материалы:
- копии разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а также документов, удостоверяющих право пользования землей и недрами;
- выкопировка с плана землепользования с нанесенными границами рекультивированных участков;
- проект рекультивации, заключение по нему государственной экологической экспертизы;
- данные почвенных, инженерно-геологических, гидрогеологических и других необходимых обследований до проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова, и после рекультивации нарушенных земель;
- схема расположения наблюдательных скважин и других постов наблюдения за возможной трансформацией почвенно-грунтовой толщи рекультивированных участков (гидрогеологический, инженерно-геологический мониторинг) в случае их создания;
- проектная документация (рабочие чертежи) на мелиоративные, противоэрозионные, гидротехнические и другие объекты, лесомелиоративные, агротехнические и иные мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, или акты об их приемке (проведении испытаний);
- материалы проверок выполнения работ по рекультивации, осуществленных контрольно-инспекционными органами или специалистами проектных организаций в порядке авторского надзора, а также информация о принятых мерах по устранению выявленных нарушений;
- сведения о снятии, хранении, использовании, передаче плодородного слоя, подтвержденные соответствующими документами;
- отчеты о рекультивации нарушенных земель по форме № 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почв» за весь период проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на сдаваемом участке.
Перечень указанных материалов уточняется и дополняется Постоянной комиссией в зависимости от характера нарушения земель и дальнейшего использования рекультивированных участков.
Приемку рекультивированных участков с выездом на место осуществляет рабочая комиссия, которая утверждается председателем (заместителем) Постоянной комиссии в 10-дневный срок после поступления письменного извещения от юридических (физических) лиц, сдающих земли. Рабочая комиссия формируется из членов Постоянной комиссии, представителей заинтересованных государственных и муниципальных органов и организаций. В работе комиссии принимают участие представители юридических лиц или граждане, сдающие и принимающие рекультивированные земли, а также при необходимости специалисты подрядных и проектных организаций, эксперты и другие заинтересованные лица.
На заметку. В случае неявки представителей сторон, сдающих и принимающих рекультивированные земли, при наличии сведений об их своевременном извещении и отсутствии ходатайства о переносе срока выезда рабочей комиссии на место приемка земель может быть осуществлена в их отсутствие.
Согласно п. 19 Основных положений при приемке рекультивированных земельных участков рабочая комиссия проверяет:
- соответствие выполненных работ утвержденному проекту рекультивации;
- качество планировочных работ;
- мощность и равномерность нанесения плодородного слоя почвы;
- наличие и объем неиспользованного плодородного слоя почвы, а также условия его хранения;
- полноту выполнения требований экологических, агротехнических, санитарно-гигиенических, строительных и других нормативов, стандартов и правил в зависимости от вида нарушения почвенного покрова и дальнейшего целевого использования рекультивированных земель;
- качество выполненных мелиоративных, противоэрозионных и других мероприятий, определенных проектом или условиями рекультивации земель (договором);
- наличие на рекультивированном участке строительных и других отходов;
- наличие и оборудование пунктов мониторинга рекультивированных земель, если их создание было определено проектом или условиями рекультивации нарушенных земель.
Лица, включенные в состав рабочей комиссии, информируются через соответствующие средства связи (телеграммой, телефонограммой, факсом и т.п.) о начале работы рабочей комиссии не позднее чем за 5 дней до приемки рекультивированных земель в натуре.
Объект считается принятым после утверждения председателем (заместителем) Постоянной комиссии акта приемки-сдачи рекультивированных земель. По результатам приемки рекультивированных земель Постоянная комиссия вправе продлить (сократить) срок восстановления плодородия почв (биологический этап), установленный проектом рекультивации, или внести в органы местного самоуправления предложения об изменении целевого использования сдаваемого участка в порядке, установленном земельным законодательством.
Согласно п. 23 Основных положений в случае если сдаваемые рекультивированные земельные участки требуют восстановления плодородия почв, утверждение акта производится после полного или частичного (в случаях поэтапного финансирования) перечисления необходимых средств для этих целей на расчетные (текущие) счета собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, которым передаются указанные участки.
Рекультивация сельскохозяйственных земель
Рекультивация предназначена для того, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию земельных участков и восстановить их плодородные свойства. Для этого земли должны быть приведены в то состояние, в котором они будут пригодны для использования в соответствии со своим целевым предназначением. В число самых распространенных целей рекультивации входят:
- Восстановление плодородных слоев почвы.
- Работы по созданию лесных защитных насаждений.
- Ликвидация последствий загрязнения сельхоз земель (ч.5 ст.13 ЗК РФ).
Отличительной особенностью рекультивации сельскохозяйственных земель, при условии, что требуется восстановить плодородный слой почвы, является ее проведения в два этапа — технический и биологический (I.Общие положения ч.4 Приказ Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 — далее N 525, N 67). Первый этап — технический — включает в себя проведение работ по планировке земельного участка, устройству гидротехнических и мелиоративных сооружений, снятию негодного слоя почвы и нанесения нового. Окончательной целью работ первого этапа является подготовка к проведению биологических работ.
Биологический этап направлен на улучшение свойств почвы — биохимических, агрохимических, агрофизических и др. Данные работы проводятся в соответствии с проектом рекультивации, который должен быть одобрен государственной экологической экспертизой. Разрешение на осуществление этого проекта, а также на условия его проведения, дают органы, которые предоставили эти земли в пользование (I.Общие положения ч.6 N 525, N 67).
Какие мероприятия проводятся при рекультивации
Условно можно разделить все действия, проводимые на объекте рекультивации, на несколько направлений — исследовательские, подготовительные и, непосредственно, работы по улучшению земель. В зависимости от ситуации на земельном участке, перечень действий может меняться, но в основном он следующий:
- проводятся картографирование, лабораторные обследования и проектно-изыскательные работы;
- осуществляется государственная экологическая экспертиза нарушенного земельного объекта;
- снимается, транспортируется и складируется (если нужно) плодородный слой почвы;
- выравнивается и подготавливается поверхность объекта рекультивации;
- токсичные породы проходят химическую мелиорацию;
- если существует необходимость, то приобретается плодородный слой почвы;
- на подготовленную поверхность наносится плодородный слой земли;
- если появились послеусадочные признаки, то они ликвидируются;
- все объекты предыдущей деятельности пользователя земли, при ненадобности, убираются с территории;
- с территории удаляются строительный мусор и производственные отходы, которые впоследствии складируются или захороняются;
- размещение сети водоотвода и дренажа;
- засаживание участка земли саженцами;
- если планируется создание на рекультивируемой территории водоемов, то подготавливаются соответствующие места;
- восстанавливается плодородие земли;
- осуществляется прием-передача участка земли соответствующими комиссиями (I.Общие положения ч.7 N 525, N 67).
Плодородие сельскохозяйственных земель
Для того, чтобы почва принесла урожай сельскохозяйственных культурных растений, она должна быть способной обеспечить их потребности в тепле, воздухе, воде, а также питательных веществах, физико-химической и биологической среде. Такая способность почвенного слоя называется плодородием. Государство активно старается обеспечить поддержание и улучшение уровня плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Для реализации федеральных программ по повышению плодородия, необходимо обеспечить для этих целей законодательную базу. Именно этим занимаются органы государственной власти субъектов РФ, которые разрабатывают и принимают соответствующие законы и нормативно-правовые акты. А обязанность по разработке, утверждению и реализации федеральных программ возложена на соответствующие государственные органы власти РФ.
Органы местного самоуправления могут выполнять лишь те полномочия по повышению плодородия сельскохозяйственных земель, которые были им делегированы, с последующим материальным и финансовым обеспечением для реализации этих целей (гл.II N 101-ФЗ). Собственники и пользователи сельскохозяйственных участков имеют как права, так и обязанности при пользовании землей.
Права:
- Проводить на участках мероприятия технической, химической, санитарной направленности, которые будут способствовать улучшению плодородия.
- Быть информированными о состоянии плодородия почвы и динамике его изменения.
Обязанности:
- Осуществлять производство сельскохозяйственной продукции так, чтобы оно способствовало улучшению плодородия почвенного слоя и не влияло негативно на окружающую среду.
- Соблюдать правила и нормы в сфере улучшения плодородия. При использовании агрохимикатов информировать об этом органы исполнительной власти.
- Оказывать содействие в обследовании сельскохозяйственных земель.
- В случае загрязнения или деградации земельного участка, уведомлять об этом соответствующие органы власти (гл.III N 101-ФЗ).
Для обеспечения плодородия осуществляется деятельность по следующим направлениям:
- разрабатываются и реализуются федеральные и региональные целевые программы;
- проводится мониторинг и учет показателей плодородия земель и создаются соответствующие банки данных;
- осуществляется государственное нормирование плодородия данных земельных участков;
- разрабатываются планы проведения мероприятий технической, химической, санитарной направленности для улучшения показателей плодородия, а также для реабилитации загрязненных земель;
- осуществляется финансирование программ;
- производится контроль за качеством и безопасностью применения используемых агрохимикатов (ст.11 N 101-ФЗ).
Государственная поддержка в данной сфере выражается в утверждении тех государственных заказчиков, которые осуществляют закупки в сфере:
- поставки, производства агрохимикатов для производителей сельскохозяйственной продукции;
- добычи торфа и производства продуктов его переработки;
- производства оборудования для осуществления мероприятий технической, химической, санитарной направленности для улучшения показателей плодородия.
Мелиорация сельскохозяйственных земель
Очень эффективным методом при повышении плодородия земель является мелиорация. Она применяется для того, чтобы коренным образом улучшить состояние земель, используя для этого ряд мелиоративных мероприятий. Они бывают:
- Гидротехнические.
- Культуротехнические.
- Химические.
- Противоэрозионные.
- Агролесомелиоративные.
- Агротехнические и др. (ст.2 N 4-ФЗ).
В рамках мелиорации проектируются, строятся и вводятся в эксплуатацию мелиоративные системы, гидротехнические сооружения. Обводняются пастбища, создаются защитные лесные насаждения, проводятся работы по улучшению свойств почв. Проведение мелиорации планируется федеральным органом исполнительной власти, который управляет государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса. Причиной для проведения мелиорации являются либо заказы собственников участков, либо соответствующие федеральные или региональные программы (ст.24 N 4-ФЗ).
Сам процесс мелиорации должен соответствовать всем экологическим, строительным и санитарным нормам. Проект по проведению этого мероприятия разрабатывается органом исполнительной власти, который отвечает за нормативно-правовое регулирование в сфере агропромышленного комплекса (ст.25 N 4-ФЗ). Для того, чтобы поддерживать состояние земель сельскохозяйственного назначения на должном уровне, а также улучшать его, государство финансирует сельское хозяйство средствами из федерального бюджета, часть их которых направляется на проведение мелиорации.
Инвентаризация нарушенных сельскохозяйственных земель
Инвентаризация нарушенных земель — выявление, учет и картографирование нарушенных земель с определением их площадей и качественного состояния.
Снятие и использование плодородных слоев почвы, а также наблюдение за нарушенными землями производится под бдительными контролем органов Роскомзема. Все организации, деятельность которых связаны с нарушением почвенного слоя, обязаны составлять отчет по состоянию на 1-е января и согласовывать данные с местными органами Минприроды РФ. До 5-го числа того же месяца общая статическая информация отправляется органам Роскомзема и Госкомстата РФ.
В свою очередь, органы Роскомзема направляют сводную статическую информацию об административных территориальных образованиях и по России в органы Госкомстата и Минприроды РФ. Физические лица предоставляют информацию о нарушении почвенного покрова сельскохозяйственных земель в порядке, утвержденном Роскомземом и Минприроды РФ. Минимум раз в десять лет проводится инвентаризация нарушенных земель. Она инициируется Роскомземом и Минприроды РФ по согласию органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Целью инвентаризации является сверка и уточнение учетных данных.
Правовая охрана земель: цели и задачи. Рекультивация земель
Статья 9 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. В. Н. Харьков отмечает: «Особую значимость проблемы охраны земель приобрели в связи с ухудшением экологического состояния земельных ресурсов, сокращением площади плодородных земель, используемых в сельскохозяйственном производстве. Рассматривая проблему охраны земель в ретроспективном аспекте, следует отметить, что качественное ухудшение земельных ресурсов, сокращение площади сельскохозяйственных земель не является «отличительной чертой» современности. В научных работах советского периода приводились данные о том, что в СССР 70 % пашни (160 млн. га из 228 млн. га) было охвачено эрозией» .
В своей работе я рассмотрю цели правовой охраны земель, ее задачи, дадим понятие рекультивации земель, а также дадим оценку эффективности правовой охраны земель на сегодняшний день.
Итак, правовая охрана земель — система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на решение следующих задач: рациональное использование земель, предотвращение их необоснованного изъятия из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивных земель, в том числе лесного фонда, воспроизводство и повышение плодородия почв. Целью правовой охраны земель, прежде всего, является предотвращение и прекращение загрязнения земель, их захламления, обеспечение улучшения и восстановления земель, которые были подвержены деградации, захламлению, загрязнению, нарушениям и другим негативным воздействиям хозяйственной деятельности человека. Для того, чтобы правовая охрана земель была эффективной, собственники земельных участков, землепользователи и арендаторы обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления и др.; по ликвидации последствий загрязнения; по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями; по рекультивации нарушенных земель; по сохранению плодородия почв. Следует также сказать о том, что разрабатывается большое количество федеральных, региональных и местных программ охраны земель. Они включают в себя перечень мероприятий, направленных на охрану земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и иных условий. Для оценки состояния земель и почвы в целях охраны здоровья и жизни человека и окружающей среды устанавливаются нормы предельно допустимых концентраций вредных веществ в почве. В целях предотвращения деградации земель производится консервация земель. Также к способам осуществления охраны и улучшения земель используется такой прием, как использование плодородного слоя почвы для улучшения малопродуктивных земель. Также производится экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и иными.
Перейдем к понятию рекультивации земель. Рекультивация земель — это меры, направленные на экологическое и экономическое восстановление земель, водоемов, плодородие которых снизилось из-за деятельности человека. Цель проведения рекультивации земель — улучшение условий окружающей среды и восстановление продуктивности нарушенных водоемов и земель. На сегодняшний день рекультивация довольно распространена и часто применима, однако, М. А. Гавриловская считает: «Попытки ликвидировать нанесённый ущерб экосистеме, природопользователям, населению на основе их традиционной рекультивации только с учётом территорий, где организована добыча сырья и последующее складирование отходов (по существующим методическим подходам), являются малоэффективными, поскольку не учитывают взаимосвязи, корреляционную взаимосвязь компонентов в природной системе, в том числе на сопредельных территориях, объединённых общими для них объектами природы» .
Мнения ученых и юристов по поводу малоэффективности применения рекультивации земель, к сожалению, схожи в большинстве случаев. В частности, многие ученые возмущены тем, что сегодня практически не используются ценные ресурсы для эффективной рекультивации земель. К примеру, Т. И. Белозерова убеждена в том, что «…практически не используются для рекультивации ценные в этом плане местные отходы — избыточный активный ил очистных сооружений. Известно, что ил очистных сооружений содержит значительное количество органических веществ, необходимых для роста растений. Оптимально подобранное сочетание указанных выше отходов позволило бы восстановить нарушенную хозяйственной деятельностью человека площадь золоотвала» .
Подводя итоги вышесказанному, дадим оценку правовой охраны земель и, в частности, рекультивации земель. Мы согласны с точками зрения ученых относительно того, что на данный момент рекультивация земель не совершенна и не все способы ее осуществления сегодня применяются. В дополнение к этому, мы соглашаемся с точкой зрения Е. Г. Краюшкиной: «Разрозненность норм, регулирующих отношения по рекультивации нарушенных земель, различный статус этих норм, усеченность либо расплывчатость формулировок и положений не обеспечивают в полной мере защиты земель от разрушения, восполнения земельного фонда, сохранению благополучной экологической обстановки в регионах. Одновременно с этим, наличие правовых пробелов в этой сфере, отсутствие системы норм, регулирующих отношения по рекультивации нарушенных земель, создают предпосылки для разработки и принятия закона «О рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования» .
Что касается охраны земель, мы не можем указать на пробелы в законодательстве. В Земельном кодексе РФ охране земель посвящена вторая глава, в которой достаточно точно и подробно содержатся понятие охраны земель, ее цели и прочее. В то же время, нельзя говорить о том, что на данный момент правовая охрана земель совершенна и не требует вмешательств со стороны правительства. Неблагоприятное влияние деятельности человека, природных катаклизмов плачевно сказывается на состоянии почвы и ее плодородного слоя. Мы пришли к выводу о том, что, в первую очередь, нужно снизить уровень отходов, которые оставляют после своей деятельности фабрики, заводы и другие организации, а уже после этого совершенствовать методы охраны земель. Однако, чтобы осуществить первое, потребуется проникнуть в сознание человека, чтобы заставить его открыть глаза и посмотреть на разрушительную силу того, что он когда-то создал своими руками. Сделать это крайне сложно и удастся далеко не каждому законодателю и даже не каждому руководителю.
Литература:
1. А.С. Меденцов Земельное право. Издательство: Аллель, 2010.
2. В.Н Харьков Правовые проблемы охраны земель. Журнал «Известия Тульского государственного университета», выпуск № 2-2 / 2013.
3. Е.А. Сухова Земельное право. Санкт- Петербург, 2007
4. Е.Г. Краюшкина, диссертация «Правовое регулирование рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования». Диссертации по праву: http://lawtheses.com/pravovoe-regulirovanie-rekultivatsii-zemel-narushennyh-v-protsesse-nedropolzovaniya#ixzz3WlDGhyiD
5. М.А. Гавриловская, диссертация «Оценка эффективности рекультивации нарушенных земель :экосистемный подход». Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/otsenka-effektivnosti-rekultivatsii-narushennykh-zemel-ekosistemnyi-podkhod#ixzz3WlBZSmZE
6. Т.И. Белозерова, диссертация «Рекультивация золоотвалов тепловых электростанций в условиях Севера». Диссертации о Земле http://earthpapers.net/rekultivatsiya-zolootvalov-teplovyh-elektrostantsiy-v-usloviyah-severa#ixzz3WlCcpgeG
РЕКУЛЬТИВАЦИЯ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ
Различные виды производственной деятельности человека (добыча полезных ископаемых, строительные, геологоразведочные и другие работы) могут повлечь за собой нарушение земель, утрату ими хозяйственной ценности. Такие земли в свою очередь могут стать источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с изменением почвенного и растительного покровов, гидрологического режима и образованием техногенного рельефа. Поэтому в отношении таких земель проводится рекультивация, т.е. восстановление их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Рекультивации подлежат земли, нарушенные в результате:
- • разработки месторождений полезных ископаемых (как открытым, так и подземным способом), а также добыче торфа;
- • прокладки трубопроводов, проведения строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
- • ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
- • складирования и захоронения промышленных, бытовых и других отходов;
- • строительства, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);
- • ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;
- • проведения войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.
Рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, осуществляется за счет собственных средств этих юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. Аналогичен порядок рекультивации земель, нарушенных при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли (если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, т.е. нарушение земель).
В случае невыполнения или некачественного выполнения обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную законодательством.
Действующими правилами предусмотрено, что рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется едва этапа: технический этап, когда осуществляются планировка, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв;
биологический этап, когда проводится комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Контрольные вопросы и задания
- 1. Как определены законодательством цели охраны земель?
- 2. Какие мероприятия обязаны проводить пользователи земли в целях ее охраны?
- 3. Дайте понятие плодородия земель. Какие мероприятия предусмотрены законодательством для обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения?
- 4. Охарактеризуйте типы мелиорации земель.
- 5. В чем особенности использования мелиоративных систем общего пользования?
- 6. Как осуществляется учет мелиоративных систем и наблюдение за мелиорированными землями?
- 7. Что такое консервация земель, в каких случаях она проводится, и кто принимает решение о консервации?
- 8. Что такое рекультивация земель, какие земли подлежат рекультивации? В каком порядке она проводится?
- См.: Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. № 525/67 (изданным в соответствиис постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»).