N.E.C.

Юридическая информация

Работодатель в соответствии с трудовым законодательством обязан

by adminon 22.07.202022.07.2020

Содержание

  • Комментарий к Статье 22 ТК РФ
  • Комментарий к Ст. 22 ТК РФ
  • Второй комментарий к Статье 22 Трудового кодекса
  • 15.2. Коллизионные вопросы в области трудовых отношений
  • Комментарий к Статье 144 ТК РФ
  • Другой комментарий к Ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации
    • Похожие статьи:

Новая редакция Ст. 22 ТК РФ

Работодатель имеет право:

заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;

поощрять работников за добросовестный эффективный труд;

требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;

привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них;

создавать производственный совет (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) — совещательный орган, образуемый на добровольной основе из числа работников данного работодателя, имеющих, как правило, достижения в труде, для подготовки предложений по совершенствованию производственной деятельности, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и новых технологий, повышению производительности труда и квалификации работников. Полномочия, состав, порядок деятельности производственного совета и его взаимодействия с работодателем устанавливаются локальным нормативным актом. К полномочиям производственного совета не могут относиться вопросы, решение которых в соответствии с федеральными законами отнесено к исключительной компетенции органов управления организации, а также вопросы представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, решение которых в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами отнесено к компетенции профессиональных союзов, соответствующих первичных профсоюзных организаций, иных представителей работников. Работодатель обязан информировать производственный совет о результатах рассмотрения предложений, поступивших от производственного совета, и об их реализации;

реализовывать права, предоставленные ему законодательством о специальной оценке условий труда.

Работодатель обязан:

соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;

обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;

обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;

обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;

выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;

вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом;

предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;

знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;

своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;

создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;

осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;

возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Комментарий к Статье 22 ТК РФ

В то время как статья 21 Трудового кодекса РФ долгое время остается практически неизменной, статья 22 Трудового кодекса Федеральным законом N 90-ФЗ подверглась заметным корректировкам.

В соответствии с нынешней редакцией данной статьи работодателю предоставлено право требовать от работников бережного отношения не только к имуществу работодателя, но и к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя на ответственном хранении (в пользовании). Кроме того, в обязанность работодателю вменено ознакомление работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

Комментарий к Ст. 22 ТК РФ

1. Поскольку трудовой договор — всегда двустороннее соглашение, то ТК закрепляет не только трудовые права и обязанности работника, но и корреспондирующие с ними обязанности и права работодателя в сфере труда.

2. В КЗоТ РФ не было отдельной статьи, посвященной специально правам и обязанностям работодателя в сфере труда. Некоторые из таких прав и обязанностей были сформулированы в разных статьях КЗоТ РФ, однако воедино, как в ТК, эти права и обязанности собраны не были.

3. В ст. 22 ТК названо семь групп прав работодателей.

4. Одни из основных прав работодателя — принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (см. комментарий к ст. 8 ТК), быть стороной социального партнерства на самых разных его уровнях (см. комментарий к разд. II ТК).

5. Право работодателя заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками нашло свое отражение как в ТК (см. комментарий к соответствующим статьям), так и в иных законах (например, в отношении педагогических работников — в Законе РФ «Об образовании» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150).

6. Работодатель вправе применять к отличившимся работникам самые разнообразные виды поощрений (см. комментарий к ст. 191 ТК РФ), а в случае необходимости привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК, иными законами (см. комментарий к разд. VIII, гл. 39 ТК).

7. Наряду с правами у работодателя есть и определенные обязанности, корреспондирующие с правами работника.

8. Одна из основных обязанностей работодателя — соблюдение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (см. комментарий к соответствующим статьям ТК).

9. В случае невыполнения своих обязанностей работодатель должен своевременно выполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов об устранении выявленных нарушений и уплачивать штрафы, наложенные за такие нарушения (см. комментарий к гл. 57 ТК РФ).

10. Работодатель обязан также возмещать вред (в том числе моральный), причиненный его неправомерными действиями или бездействием работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей (см. комментарий к ст. ст. 234 — 237 ТК).

11. Перечень обязанностей работодателя, приведенный в ст. 22 ТК, не является исчерпывающим: работодатель обязан исполнять и иные обязанности, предусмотренные ТК, законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Второй комментарий к Статье 22 Трудового кодекса

1. Поскольку трудовой договор является двусторонним соглашением, то законодатель закрепляет основные права и обязанности не только работника, но и работодателя.

В комментируемой ст. 22 ТК РФ сформулированы семь групп прав работодателя.

Одним из основных прав работодателя является право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В Кодексе предусмотрен общий порядок заключения (см. ст. 65 — 71), изменения (см. ст. 72 — 74) и расторжения (см. ст. 81 — 82) трудового договора по инициативе работодателя (см. перечисленные статьи Кодекса и комментарии к ним).

Законодатель предусматривает особенности заключения трудового контракта при поступлении на государственную гражданскую службу.

2. К числу основных прав работодателя относится право вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры. Так, работодатель имеет право выступать инициатором коллективных переговоров. В этом случае представитель работников обязан вступить в переговоры в семидневный срок. Широкие права у работодателя и на стадии заключения коллективного договора, ибо он подписывается сторонами (подробнее см. ст. 43 ТК и комментарий к ней).

3. Работодатель имеет право требовать от работников добросовестного исполнения ими своих трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации, бережного отношения к имуществу работодателя, в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества, и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка.

Работодатель имеет право поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, а нарушителей трудовой дисциплины привлекать к дисциплинарной и материальной ответственности.

4. Одно из важных прав работодателя — принимать локальные нормативные акты в пределах своей компетенции. Они являются обязательными для работников организации. Например, правила внутреннего трудового распорядка, положение о премировании и др. Этим правом не обладают работодатели — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

5. К основным правам относится право создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них. Здесь широкий спектр прав работодателя. Например, ведение коллективных переговоров по поводу подготовки и реализации законов и иных нормативных правовых актов, осуществление контроля за ходом выполнения коллективных договоров и соглашений, осуществление содействия разрешению коллективных трудовых споров и др.

6. Помимо прав, комментируемая статья 22 ТК России закрепляет за работодателем комплекс определенных обязанностей.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Кодекса работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство, иные нормативные правовые акты, соглашения, коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры, предоставлять всем работникам работу, обусловленную трудовым договором, своевременно выполнять все предписания государственных надзорных и контрольных органов, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатель обязан рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных актов, содержащих нормы трудового законодательства, принимать меры по их устранению и обязательно сообщать о принятых мерах соответствующим органам и представителям.

Работодатель обязан знакомить работника под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью.

Важно указать и на то, что работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией.

Кроме того, для исполнения работниками своих трудовых обязанностей работодатель обязан обеспечивать их необходимыми бытовыми предметами.

7. Следует отметить, что работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности. Закрепление такой обязанности обеспечивает создание прежде всего справедливой системы оплаты труда. Этот принцип соответствует международным стандартам в области заработной платы.

Работодатель обязан выплачивать работникам заработную плату в установленные настоящим Кодексом, коллективными договорами, правилами внутреннего распорядка и трудовым договором сроки.

8. Работодатель обязан возместить ущерб, причиненный работнику в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред, причиненный работнику неправомерным действием или бездействием работодателя (см. комментарии к ст. 234 — 237 Трудового кодекса).

9. В ст. 22 указывается, что работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работника в порядке, установленном федеральным законом. Работодатель является страхователем, а страхователь — это организация любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи).

Обязанности страхователя определены Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» (СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3686; 2003. N 1. Ст. 5), другими указанными федеральными законами. Главная обязанность страхователя — встать на соответствующий учет и уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы.

Какие же обязательные платежи были установлены на 2002, 2003 и 2004 гг.? Они определены в ст. 241 гл. 24 «Единый социальный налог (взнос)» Налогового кодекса РФ. В ней указаны обязательные платежи в федеральный бюджет (они предназначены для выплаты трудовых пенсий), в Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. В этой главе содержится нормативный материал, касающийся налогоплательщиков; объекта налогообложения; налоговой базы; сумм, не подлежащих налогообложению; налоговых льгот; налогового и отчетного периодов; определения даты осуществления выплат и иных вознаграждений; порядка отчисления и уплаты налога и некоторых других вопросов.

С 1 января 2005 г. Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ налоговые ставки существенно снижены (СЗ РФ. 2004. N 30. Ст. 3088). Для основных налогоплательщиков они составляют, например, в федеральный бюджет для обеспечения выплаты трудовых пенсий 20,0%, в Фонд социального страхования 3,2%, в фонды обязательного медицинского страхования 2,8%. Всего, таким образом, 26,0% вместо 35,2% в 2004 г. На пенсионное обеспечение указанные ставки понижены с 28,0 до 20,0% (на 28,6%), в другие фонды соответственно с 4,0 до 3,2 (на 20%), с 3,2 до 2,8% (на 12,5%). При столь резком снижении единого социального налога рассчитывать на улучшение обеспечения за счет средств обязательного социального страхования не следует.

В Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832; 2004. N 30. Ст. 3088) указываются тарифы страховых взносов, составляющих часть единого социального налога, зачисляемых в Пенсионный фонд и предназначенных для финансирования страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии (они различаются в зависимости от возраста застрахованных, при этом на финансирование накопительной части трудовой пенсии взимаются взносы как с мужчин, так и с женщин 1967 г. рождения и моложе (см. гл. V и ст. 33 указанного Федерального закона)).

Об обеспечении работника за счет средств обязательного социального страхования см. ст. 21, 183, 184, 255 — 257 и комментарии к ним.

10. Анализируя данную статью, необходимо знать, что перечень основных прав и обязанностей работодателя не является исчерпывающим. В ст. 22 говорится, что работодатель обязан исполнять также иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами, нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями и трудовыми договорами.

В.Т. Батычко
Международное частное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

Предыдущая

15.2. Коллизионные вопросы в области трудовых отношений

В области трудовых отношений в законодательстве и практике разных стран, а также в международных соглашениях используются различные коллизионные нормы. Наиболее часто к трудовым отношениям при отсутствии соглашения о выборе права применяется право страны, на территории которой (полностью или преимущественно) осуществляется трудовая деятельность (коллизионный принцип «закона места работы» — lex loci laboris). Из этого же принципа исходит Римская конвенция 1980 г. о праве, применяемом к договорным обязательствам.

Практика ряда стран показывает, что в этой области, как правило, применяется право страны места работы, а возможность выбора права сторонами в трудовых отношениях фактически исключается.

Под законом места работы (lex loci laboris) понимается закон страны места нахождения предприятия, где работает трудящийся.

В отдельных специальных случаях под lex loci laboris понимается закон страны места нахождения правления предприятия, закон флага судна и др. Иногда в случае командирования работника в другую страну для выполнения тех или иных трудовых заданий применяется и принцип закона страны учреждения, командировавшего работника (lex loci delegationis).

В отношении специальных ситуаций, когда работа выполняется в нескольких странах, например, в случае с работником международного транспорта (воздушного, речного, автомобильного, железнодорожного), применяются дополнительные коллизионные привязки. Так, австрийский Закон о международном частном праве предусматривает, что в случае, когда работник обычно выполняет свою работу более чем в одной стране или когда он не имеет обычного места работы, применяется закон страны, в которой наниматель имеет обычное место нахождения или в которой преимущественно осуществляется его деятельность.

В действующем российском законодательстве, за редким исключением, коллизионных норм в рассматриваемой области не имеется. В ст. 416 КТМ РФ предусмотрено, что правовое положение членов экипажа судна и связанные с эксплуатацией судна отношения между членами экипажа судна определяются законом государства флага судна. Этот закон применяется к отношениям между судовладельцем и членами экипажа, если иное не предусмотрено договором, регулирующим отношения между судовладельцем и членами экипажа судна, являющимися иностранными гражданами.

Поскольку в Трудовом кодексе РФ коллизионные нормы отсутствуют, в учебной литературе был поставлен вопрос о том, могут ли применяться к трудовым отношениям, осложненным иностранным элементом, коллизионные нормы разд. VI ГК РФ. По мнению В.П. Звекова, возможность применения общего подхода в соответствующих случаях не исключена.

Если работник выполняет работу на территории договаривающейся стороны на основании трудового договора с предприятием, находящимся на территории другой договаривающейся стороны, возникновение, изменение, прекращение (расторжение) трудового договора и вытекающие из него претензии регулируются законодательством этой договаривающейся стороны. В отношении споров компетентны суды договаривающейся стороны, на территории которой выполняется, выполнялась или должна была выполняться работа. Компетентны также суды договаривающейся стороны, на территории которой имеет местожительство или местонахождение истец, если на этой территории находится предмет спора или имущество ответчика. Эту компетенцию стороны трудового договора могут изменить путем соглашения.

Предыдущая

Новая редакция Ст. 144 ТК РФ

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

федеральными государственными учреждениями — за счет средств федерального бюджета;

государственными учреждениями субъектов Российской Федерации — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы — группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к Статье 144 ТК РФ

Статья 144 Трудового кодекса РФ отдельно регулирует оплату труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

— в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

— в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, предусмотрели возможность установления Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов) или базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников. Эти базовые оклады (базовые должностные оклады) и базовые ставки заработной платы являются тем минимумом, который в любом случае должен выплачиваться соответствующей категории работников.

Основная идея введения базовых окладов состоит в следующем. В настоящее время при разработке системы оплаты труда необходимо, чтобы тарифная часть заработной платы была не меньше минимального размера оплаты труда, который с 1 мая 2006 года установлен в сумме 1100 рублей. При этом речь идет о минимальной месячной зарплате за труд неквалифицированного работника при выполнении простых работ в нормальных условиях. Базовые оклады по своей сути будут МРОТами для работников более высокой квалификации. Размер заработной платы учителя, так же как и врача, зависит от множества факторов, но даже если речь идет об обычной городской школе, где по каким-то причинам учится один ученик, все равно учитель не может получать меньше базовой ставки как в федеральных, так и в региональных и муниципальных учреждениях. Предполагается, что базовые оклады и ставки будут утверждаться правительством уже в нынешнем году.

При этом под профессиональными квалификационными группами понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам должны утверждаться Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Как предполагается, все профессии и должности будут разделены на пять укрупненных квалификационных групп в зависимости от квалификации. Первая группа: профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования. Вторая группа: профессии рабочих и должности служащих, требующие наличия начального или среднего профессионального образования, а также руководители структурных подразделений, требующие наличия начального профобразования. Третья: должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования по квалификации «бакалавр», и должности руководителей структурных подразделений, требующие наличия среднего профобразования. Четвертая группа: должности служащих, требующие наличия высшего профобразования по квалификации «дипломированный специалист» или квалификации «магистр», а также руководители структурных подразделений с высшим профессиональным образованием. Пятая группа: уникальные работники, а также работники, для которых требуется наличие научной степени или научного звания.

Укрупненные квалификационные группы подразделяются на профессиональные квалификационные группы. Это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований квалификации к уровню профессионального образования и профессиональной подготовки. К примеру, будут созданы профессионально-квалификационные группы работников здравоохранения, педагогических работников, работников культуры, гражданского персонала практически по каждой отрасли. Затем профессии и должности, отнесенные к профессионально-квалификационной группе, в зависимости от сложности будут подразделяться по квалификационным уровням. Чем выше сложность, тем более высокий квалификационный уровень. Это определяется подготовкой, необходимой для работы по профессии или должности с учетом наличия сертификатов, квалификационной категории, стажа и так далее.

Для каждого квалификационного уровня будет установлен диапазон окладов, и в пределах этих диапазонов по квалификационным уровням будут устанавливаться оклады тарифной ставки в учреждениях. Установление окладов отнесено к компетенции руководителя учреждения.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством РФ, обеспечиваются:

— федеральными государственными учреждениями — за счет средств федерального бюджета;

— государственными учреждениями субъектов РФ — за счет средств бюджетов субъектов РФ;

— муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 Трудового кодекса РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Оплата труда некоторых категорий работников бюджетной сферы осуществляется на основе специальных нормативно-правовых актов. Так, например, оплата труда работников высших учебных заведений регулируется Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ. Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:

1) сорок процентов за должность доцента;

2) шестьдесят процентов за должность профессора;

3) 900 рублей за ученую степень кандидата наук;

4) 1500 рублей за ученую степень доктора наук.

В качестве примера можно рассчитать заработанную плату преподавателя вуза. Допустим, на работу в государственный вуз принят кандидат юридических наук на должность доцента. При поступлении на работу ему установлена оплата по 15-му разряду ЕТС. В таком случае его заработная плата может быть рассчитана по формуле:

ЗП = МРОТ x МТК + НДД + НКН, где

ЗП — заработная плата;

МТК — межразрядный тарифный коэффициент;

МРОТ — минимальный размер оплаты труда;

НДД — надбавка за должность доцента;

НКН — надбавка за ученую степень кандидата наук.

Таким образом, зарплата доцента вуза составит:

1100 x 3,036 + 1100 x 3,036 x 0,4 + 900 = 3339,6 + 1335,84 + 900 = 5575,44 руб.

Оплата труда государственных гражданских служащих регулируется Федеральным законом Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. Данный Закон закрепляет две возможные схемы оплаты труда гражданских служащих. Первая — традиционная — основывается на занимаемой гражданским служащим должности, присвоенном ему классном чине, а также праве служащего на дополнительные выплаты в зависимости от стажа, сложности работы и т.п. Вторая — предусматривает оплату труда гражданских служащих в зависимости от эффективности и результативности их профессиональной служебной деятельности. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные частями 1 — 13 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. (то есть не выплачиваются должностной оклад и оклад за классный чин, различные надбавки, районные коэффициенты и пр.). В то же время для данной категории гражданских служащих сохраняются все гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные иными статьями Закона.

По традиционной схеме денежное содержание гражданского служащего состоит из трех основных частей:

— должностного оклада;

— оклада за классный чин;

— дополнительных выплат.

1. Должностной оклад является главным элементом денежного содержания любого служащего. Он представляет собой вознаграждение за профессиональную квалификацию служащего. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин для всех федеральных гражданских служащих должны быть установлены указом Президента РФ о денежном содержании федеральных государственных служащих, принятым по представлению Правительства РФ.

На уровне субъектов РФ размеры должностных окладов гражданских служащих субъектов РФ устанавливаются нормативными актами субъектов различного уровня. При этом используются различные подходы. Так, должностные оклады могут быть установлены в твердой денежной сумме (Пензенская область); в сумме, кратной какому-либо базовому показателю (Смоленская область, г. Санкт-Петербург); в сумме кратной минимальному (Омская область) или максимальному (Читинская область) должностному окладу государственного служащего.

2. Что касается окладов за классный чин, то анализ законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что на практике обычно используется один из следующих подходов к определению этого оклада:

установление размера оклада за классный чин в твердой денежной сумме (Ханты-Мансийский АО, Пензенская и Тамбовская области);

установление размера оклада за классный чин пропорционально к должностному окладу (Омская, Смоленская, Сахалинская области);

установление размера оклада за классный чин пропорционально к окладу по иной должности (Московская область);

установление размера оклада за классный чин пропорционально к иной сумме (Орловская область, г. Санкт-Петербург).

При наличии у государственного служащего квалификационного разряда и классного чина (дипломатического ранга) ему производится выплата только одной ежемесячной надбавки к должностному окладу, установленной для федеральных государственных служащих государственного органа, в котором он проходит службу.

Должностной оклад и оклад за классный чин вместе составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего. Оклад месячного денежного содержания составляет минимальную сумму, которую будет получать за свою службу любой гражданский служащий, которому присвоен классный чин.

3. Дополнительные выплаты зависят от наличия у служащего определенной выслуги лет, сложности выполняемой им работы, успешности выполнения служащим поставленных перед ним задач и т.д.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе. Она установлена федеральным законодательством для всех без исключения гражданских служащих в размерах:

при стаже гражданской службы в процентах

от 1 года до 5 лет — 10;

от 5 до 10 лет — 15;

от 10 до 15 лет — 20;

свыше 15 лет — 30.

В стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, помимо собственно периода работы на государственной службе, включаются и некоторые другие периоды трудовой деятельности. Перечень таких периодов для федеральных государственных служащих установлен Указом Президента РФ «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет» от 3 сентября 1997 г., для служащих субъектов РФ — нормативными актами субъектов РФ.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы. Максимальный размер этой надбавки не может превышать 200% должностного оклада. Конкретный размер ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

В настоящее время Указ Президента РФ «О денежном содержании федеральных государственных служащих» от 9 апреля 1997 г. дифференцирует размер ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы, определяя, что она может устанавливаться:

— по высшим государственным должностям — в размере от 150 до 200 процентов должностного оклада;

— по главным государственным должностям — в размере от 120 до 150 процентов должностного оклада;

— по ведущим государственным должностям — в размере от 90 до 120 процентов должностного оклада;

— по старшим государственным должностям — в размере от 60 до 90 процентов должностного оклада;

— по младшим государственным должностям — в размере до 60 процентов должностного оклада.

В субъектах РФ используются различные подходы к установлению надбавки за особые условия государственной службы. Так, в некоторых субъектах также устанавливаются различные размеры надбавок в зависимости от группы должностей гражданской службы (Ульяновская область, Еврейская АО, Ханты-Мансийский АО); в других — единые для всех групп должностей (Смоленская и Воронежская области).

Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Размеры и порядок выплаты государственным служащим ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, определены Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны». В соответствии с этим Постановлением должностным лицам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) в следующих размерах:

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности» 50 — 75%;

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «совершенно секретно» — 30 — 50%;

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий — 10 — 15%;

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий — 5 — 10%.

Указанная надбавка выплачивается должностным лицам и гражданам, имеющим оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации постоянно работающим с указанными сведениями в силу должностных (функциональных) обязанностей.

Кроме того, для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций дополнительно к ежемесячной процентной надбавке, указанной выше, предусмотрена ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях в следующих размерах:

при стаже работы от 1 до 5 лет — 10%;

при стаже работы от 5 до 10 лет — 15%;

при стаже работы от 10 лет и выше — 20%.

Ежемесячное денежное поощрение. Ежемесячные денежные поощрения, как следует из названия, должны выплачиваться служащему регулярно в размерах, установленных по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации, а по органам государственной власти субъектов Российской Федерации нормативными правовыми актами соответствующего субъекта. Таким образом, ежемесячное денежное поощрение выступает формой материального стимулирования успешного выполнения служебных обязанностей по замещаемой должности.

Премии. Премии являются иной формой поощрения гражданских служащих. В отличие от ежемесячного денежного поощрения они выплачиваются не за сам факт добросовестного выполнения служащим своих обязанностей, а лишь за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок выплаты премий определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.

Максимальный размер премий законом не ограничен, однако в фонде оплаты труда федеральных гражданских служащих в расчете на год предусматриваются средства для выплаты премий в размере двух окладов денежного содержания.

Единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. На их выплату в фонде оплаты труда для федерального государственного органа предусматриваются средства в расчете на год в размере 3 должностных окладов. При этом данные выплаты входят в денежное содержание государственного гражданского служащего. В качестве примеров случаев оказания материальной помощи гражданскому служащему обычно указываются: бракосочетание, рождение ребенка, смерть близкого родственника, несчастный случай, стихийные бедствия, другие чрезвычайные обстоятельства и пр.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. предусматривает возможность установления и иных выплат государственным гражданским служащим. В законодательстве субъектов Российской Федерации можно встретить надбавки служащим субъекта за ученую степень (Омская и Пермская области, Ямало-Ненецкий АО); за почетное звание (Псковская область, Ямало-Ненецкий АО); за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы (Саратовская область); за работу с шифрами, применяемыми в сетях шифровальной связи и за почетное звание Российской Федерации (Воронежская область); за особо сложные условия прохождения службы (Псковская область, Ханты-Мансийский АО) и т.д.

Для отдельных должностей гражданской службы может быть установлено денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учитываются все ежемесячные выплаты, кроме выплат, зависящих от эффективности работы служащего (премии и ежемесячное денежное поощрение). В настоящее время такое денежное содержание установлено для руководителя администрации Президента РФ, управляющего делами Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и т.д.

Специальные нормы, регулирующие оплату труда отдельных категорий работников, содержатся в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. N 3132-1, в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. N 2202-1 и других.

Судьям установлены доплаты за квалификационный класс, выслугу лет, пятидесятипроцентная доплата к должностному окладу за особые условия труда, надбавка за ученую степень или ученое звание, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, денежные поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год.

Прокурорским работникам устанавливаются доплаты за классный чин, выслугу лет, особые условия труда, процентные надбавки за ученую степень, денежное поощрение (премии) по итогам работы за квартал и год.

Другой комментарий к Ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 144 введена в настоящей редакции Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ. В прежней редакции Трудового кодекса подобной статьи не было, а особенности установления систем оплаты труда работников бюджетных учреждений закреплялись ст. 143.

2. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений, так же как и системы оплаты труда работников иных организаций, устанавливаются на локальном уровне коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений может быть как тарифной, так и иной, т.е. не основанной на тарифах. При этом на федеральном уровне должны учитываться положения нормативных правовых актов Российской Федерации, на уровне субъектов Федерации — также и нормативные правовые акты субъектов Федерации, а на муниципальном уровне — еще и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

3. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом тарифно-квалификационных справочников (см. п. 3 комментария к ст. 143 ТК РФ), государственных гарантий по оплате труда (см. ст. 130 ТК РФ и комментарий к ней), рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ч. 3 ст. 135 ТК РФ и комментарий к ней), а также мнения соответствующих профсоюзов и их объединений и объединений работодателей.

4. Часть 2 ст. 144 вводит понятие «базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников». Базовые оклады (ставки) играют роль дополнительной гарантии для работников бюджетной сферы, поскольку их заработная плата не может быть ниже не только минимального размера оплаты труда, но и установленных Правительством РФ базовых окладов (ставок). При этом установленные правительством базовые оклады (ставки) распространяются не только на федеральные государственные учреждения, но и на государственные учреждения субъектов Федерации и муниципальные учреждения.

Понятие «профессиональные квалификационные группы» сформулировано в ч. 6 ст. 144 — это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для соответствующей профессиональной деятельности. Критерии отнесения к этим группам должны быть утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, т.е. Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

5. До принятия Минздравсоцразвития России правил формирования профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих и установления Правительством РФ базовых окладов (ставок) сохраняет силу установленный Правительством РФ размер тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. С 1 октября 2006 г. он составляет 1221 руб. (Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2006 г. N 590 «О повышении с 1 октября 2006 года тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (СЗ РФ. 2006. N 41. Ст. 4249)).

28 декабря в Верховную Раду поступил правительственный проект Закона о труде (№2708). В пояснительной записке авторы отметили, что КЗоТ 1971 года является советским как по содержанию, так и по духу и формировался в условиях индустриальной экономики и существования системных крупных предприятий. Поэтому в нынешних условиях есть насущная необходимость адаптировать трудовое законодательство с потребностями новых отношений и новых сфер экономики.

Какие основные новации и изменения предлагают чиновники, разберемся далее.

Проект Закона о труде состоит из десяти глав (98 статей) и, в случае его принятия, заменит КЗоТ и законы об оплате труда, отпусках, определении размера убытков, причиненных предприятию и др. Также проект предусматривает ряд изменений в другие законы и кодексы. Так, ст. 11 Закона о жилищно-коммунальных услугах дополнят частью четвертой, которая предусматривает отмену права на льготы и субсидии в случае установления решением суда факта выполнения работы (оказания услуг) без заключения трудового договора.

Равенство трудовых прав граждан

Как и в действующем законодательстве запрещается любая дискриминация в сфере труда из-за цвета кожи, политических и религиозных убеждений, пола, сексуальной ориентации, возраста, состояния здоровья, беременности, инвалидности и т.п. Кроме того, в проекте прописали запрет моббинга работников, психологического и экономического давления, создание невыносимых условий труда, умышленное, систематическое и необоснованное неравномерное распределение нагрузки и задач между работниками, выполняющими аналогичную работу, неравную оплату труда за аналогичную работу.

Не будет считаться дискриминацией в сфере труда установленные законами различия, а также ограничения прав работников, которые зависят от присущих определенному виду работ требованиям относительно возраста, уровня образования, состояния здоровья, пола и т.д. или обусловленные необходимостью усиленной социальной и правовой защиты некоторых категорий лиц.

Трудовые книжки

В проекте указано, что учет трудовой деятельности работников осуществляется в электронной форме в реестре застрахованных лиц. То есть бумажные трудовые книжки останутся в прошлом.

Заключительными положениями проекта установлено, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности только до дня вступления в силу настоящего Закона, а работодатели в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона обязаны выдать трудовые книжки работникам.

На каждого работника в реестре будет заводиться персональная электронная учетная карточка, часть карточки будет отражать общий страховой стаж, в том числе приобретенный за период до 1 января 2004 года.

Трудовой договор

Основанием для возникновения трудовых отношений будет трудовой договор, который заключается только в письменной форме (можно в электронном виде с цифровой подписью). Отметим, что трудовой договор в форме контракта в проекте отсутствует, а все ранее заключенные контракты будут считаться срочными трудовыми договорами.

Предусмотрено 7 видов трудовых договоров:

1) бессрочный;

2) срочный (не более чем на 5 лет);

3) краткосрочный (до двух месяцев);

4) сезонный;

5) с нефиксированным рабочим временем. По этому договору обязанность выполнять работу возникает исключительно при условии предоставления работодателем доступной работы, без гарантий того, что такая работа будет предоставляться постоянно. Для предупреждения злоупотреблений со стороны работодателей, в проекте ограничили количество трудовых договоров с нефиксированным рабочим временем у одного работодателя (не более 1/10 общего количества)

6) ученический трудовой договор;

7) трудовой договор с домашним работником (работа по обслуживанию домашнего хозяйства).

Содержание трудового договора будет предусматривать 13 обязательных условий, в частности, договор должен содержать характеристику или описание выполняемой работы, продолжительность оплачиваемого отпуска, структуру и размер заработной платы, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, а также сроки уведомления о прекращении трудового договора, размер компенсационных выплат в случае досрочного прекращения трудового договора по инициативе работодателя.

Борьба с незадекларированной трудом

Одной из новаций законопроекта является определение на законодательном уровне понятия трудовых отношений и признаков их наличия, что сделает невозможным подмену заключения трудовых договоров гражданско-правовыми и предотвратит неофициальное трудоустройство.

Признаки трудовых отношений:

— регулярное вознаграждение за выполняемую работу (услуги, предоставленные) в интересах другого лица;

— личное выполнение работы (оказание услуг) по конкретной квалификации, профессии, должности по поручению и под контролем лица, в интересах которого она выполняется;

— наличие рабочего места с соблюдением правил внутреннего трудового распорядка;

— работа (услуги) являются аналогичными по содержанию и характеру тем, что выполняется штатными работниками;

— организация условий труда, в частности, предоставление средств производства;

— установлена продолжительность рабочего времени и времени отдыха.

Все, что вам необходимо знать о налогах, начисленных государством на ваш бизнес, суммы выплат, возможные долги, штрафы или переплаты теперь доступно в новом сервисе ЛІГА:ЗАКОН. Посмотрите на свой бизнес глазами налоговиков

Также действуют новогодние скидки до 40% на сервисы от ЛІГА:ЗАКОН

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Проектом предлагается установить четкие сроки предупреждения работников об увольнении в зависимости от периода их работы на предприятии:

не менее 15 дней — если сумма периодов работы работника составляет не более 6 месяцев;

не менее 30 дней — если сумма периодов работы составляет более 6 месяцев;

не менее чем за 60 дней — если сумма периодов работы составляет более пяти лет;

не менее чем за 90 дней — если сумма периодов работы работника у этого работодателя составляет более 10 лет.

Однако по договоренности сторон сроки предупреждения могут быть заменены денежной компенсацией в размере, определенном трудовым договором, но не менее среднедневного заработка работника за каждый рабочий день уменьшения срока уведомления.

На каких основаниях работодатель имеет право уволить работника?

Во-первых, трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя в связи с нарушением работником условий трудового договора более двух раз в течение 180 календарных дней. Перечень таких условий должен определяется в трудовом договоре, а работодатель обязан привести фактические данные, подтверждающие нарушения. Обратите внимание! Несоответствие работника занимаемой должности, выполняемой работе не считается нарушением работником условий трудового договора. Уволить работника путем установления несоответствия выполняемой работе или занимаемой должности можно только в течение срока испытания.

Во-вторых, трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя в связи с неявкой работника на работу в течение более четырех месяцев подряд или 150 дней в течение рабочего года в результате временной нетрудоспособности (если законодательством не установлен более длительный срок при определенном заболевании), не считая времени отпуска в связи с беременностью и родами. Если работник утратил трудоспособность в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установления инвалидности.

В-третьих, трудовой договор с работником может быть расторгнут по инициативе работодателя в связи с восстановлением работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению суда. В таком случае работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (должность). В случае незаключения с этим работником нового трудового договора, работодатель обязан выплатить ему компенсацию в размере не менее 20 среднедневных заработных плат.

В-четвертых, трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя в связи с отсутствием работника на работе и информации о причинах такого отсутствия более десяти рабочих дней подряд. То есть прогулом считаться отсутствие на работе более 10 дней, а не трех часов, как предусмотрено действующим кодексом. Информация о причинах такого отсутствия может быть направлена работником любым способом, определенным трудовым договором.

Запрещается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами и женщинами, которые находятся в отпуске по беременности и родам и с женщиной, мужчиной, другим законным представителем ребенка, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, кроме случаев ликвидации юридического лица — работодателя, прекращения физическим лицом выполнения функций работодателя.

В модуле «Ситуации для бизнеса» ИПС ЛІГА:ЗАКОН можно ознакомиться с особенностями увольнения работников из-за несоответствия должности и другими вопросами, касающимися управления персоналом.Тестовий доступ к ИПС можно получить по

Рабочее время

Нормальная продолжительность рабочего времени составит 40 часов в течение каждого семидневного периода. Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется работодателем с учетом специфики деятельности.

Сверхурочными считаются работы сверх установленной в трудовом договоре продолжительности работы в течение дня (смены). Оплата труда при применении сверхурочных работ осуществляется в повышенном размере, определенном трудовым или коллективным договором. При этом оплата труда должна быть по крайней мере на 20% выше ставки. Сейчас при почасовой оплате труда работа в сверхурочное время оплачивается за первые 2 часа в полуторном размере, а за последующие часы в двойном.

К работе в ночное время разрешат привлекать женщин с детьми до трех лет.

Также среди нововведений: гибкий режим рабочего времени, дистанционная (надомная) работа и изменение условий оплаты за работу в выходные дни (устанавливается трудовым договором, а не оплачивается в двойном размере).

Удаленные сотрудники смогут распределять рабочее время по своему усмотрению. При этом общая продолжительность рабочего времени не может превышать нормальную продолжительность (40 часов).

Выходные и отпуск

Предлагается установить, еженедельный непрерывный отдых (выходные дни) не менее 24 часов в течение каждого семидневного периода. Дни еженедельного отдыха устанавливают в трудовом или коллективном договоре.

Обратите внимание! Действующим законодательством установлена продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не менее 42 часов. То есть может быть обязательным только один выходной день вместо двух.

Перечень праздничных дней не изменится, но переносы рабочих дней будут определяться индивидуально по соглашению сторон в соответствии с условиями трудового договора.

Минимальная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска останется 24 календарных дней. Порядок и условия его предоставления и разделения определяются трудовым договором. То есть уже не будет обязательным 14-дневная непрерывная часть отпуска, если в трудовом договоре предусмотрено другое.

Отпуск за свой счет увеличится с 15 до 30 календарных дней в году.

Как украинцы будут отдыхать в 2020 году читайте

Оплата труда

Сохраняются минимальные государственные гарантии по оплате труда (минимальная зарплата, минимальный размер должностного оклада, повышение оплаты труда за работу в ночное время, выходные и нерабочие дни и т.п.).

Доплата за работу в ночное время, выходные и нерабочие дни будет определяться трудовым договором и/или соответствующим коллективным договором, но не менее 20% ставки (оклада). Действующий КЗоТ предусматривает двойной размер оплаты труда.

Системы оплаты труда должны быть сформированы таким образом, чтобы при их применении не допускалась любая дискриминация. Мужчинам и женщинам за аналогичную работу или труд равной ценности выплачивается одинаковая заработная плата.

При каждой выплате зарплаты работодатель должен сообщить работнику:

1) общую сумму начисленной зарплаты с расшифровкой по видам начислений;

2) размеры отчислений с заработной платы;

3) сумма заработной платы, причитающейся к выплате;

4) размер ЕСВ.

Выплата заработной платы осуществляется в денежной единице Украины, безналичной или в наличной форме, в порядке и на условиях, определенных трудовым договором.

Также размер зарплаты может определяться в гривне с указанием эквивалента суммы в иностранной валюте.

Выплата заработной платы в форме долговых обязательств и/или в любой неденежной форме не допускается.

Зарплата выплачивается работникам в рабочие дни, регулярно не реже двух раз в месяц, через промежуток времени, не превышающий 16 календарных дней и не позднее семи дней после окончания периода, за который осуществляется выплата.

Напомним, в Минэкономразвития планируют повышение зарплат на 2 тыс. грн

Индивидуальные трудовые споры

Трудовые споры будут рассматриваться местными и апелляционными судами, а также Верховным Судом. Кроме того, вводится медиация в сфере трудовых отношений.

Медиация может проводиться в случае возникновения трудового спора как до обращения в суд, так и во время судебного производства. Стороны трудовых отношений могут обратиться к процедуре медиации для разрешения спора во внесудебном порядке на любой стадии судебного производства.

С практикой Верховного Суда по трудовым спорам за 2019 год можно ознакомиться по

Контроль за соблюдением трудового законодательства

Государственный надзор (контроль) за соблюдением трудового законодательства будет осуществлять государственная инспекция труда.

Государственные инспекторы труда, по предъявлению служебного удостоверения имеют право беспрепятственно без предварительного уведомления в любое время посещать любые рабочие места для проведения инспекционного посещения по вопросам, относящимся к их компетенции, знакомиться с оригиналами и делать копии актов работодателя , один или в присутствии свидетелей задавать работодателю и работникам вопрос, вносить работодателям обязательные для исполнения письменное требование или предписание по устранению выявленных нарушений трудового законодательства а тому подобное.

Инспекционные посещения проводятся на следующих основаниях:

1) по обращению физического лица о нарушении в отношении него трудового законодательства;

2) по решению руководителя органа государственного надзора (контроля) о проведении инспекционных посещений исключительно по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, принятым по результатам анализа информации, полученной от органов государственной власти и из других источников, доступ к которым не ограничен законодательством;

3) по решению суда;

4) по обращению Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека;

5) по запросу народного депутата;

6) в случае невыполнения требований предписания.

Должностные лица объектов посещения, виновные в нарушении трудового законодательства, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Узнать о попадании компании в графики плановых проверок государственных органов надзора и контроля можно с помощью сервиса CONTR AGENT от ЛІГА:ЗАКОН. Кроме того, сервис позволяет проверить информацию по уплате налогов вашими контрагентами и возможное их включение в санкционные списки Украины, ЕС, США и других стран.

Александра Кознова, главный редактор портала ЛІГА:ЗАКОН Бизнес

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook, чтобы быть в курсе важных изменений для бизнеса в Украине, а также на и получайте еженедельный дайджест самых важных деловых новостей.

Похожие статьи:

  • Ветеран труда Орловской области

    Главная Деятельность учреждения Структура учреждения Фотогалерея Государственные услуги Перечень Технологические схемы Филиалы Филиал по Болховскому…

  • Лица приравненные к ветеранам труда

    Чем отличаются льготы ветерана Вооруженных Сил от ветерана труда? 1. Согласно ст. 22 Федерального закона…

  • Ветеран федерального значения

    Получение удостоверения ветерана труда – правовые основыПрежде чем говорить о том, как выглядит удостоверение ветерана…

  • Соисполнитель государственного контракта

    В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской…

  • Сибирский институт бизнеса и информационных

    НОУ ВПО "СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" (СИБИТ)Общие сведения об институте. www.sano.ruПриветствие ректораДорогие друзья!…

  • Ст 155 ЖК

    Статья 155 ЖК РФ. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.Жилищный кодекс Российской Федерации…

  • Новогодние подарки от профсоюза

    Прекрасная традиция – дарить подарки на Новый год на работе для детей сотрудников – укоренилась…

  • Ст 69 ЖК РФ

    Комментарии к СТ 69 ЖК РФСтатья 69 ЖК РФ. Права и обязанности членов семьи нанимателя…

Статьи
0

Свежие записи

  • Гражданский арест
  • Кравец Игорь Александрович
  • Выход из СНТ закон
  • Алименты в твердой
  • Алименты с пенсионеров

Свежие комментарии

    Архивы

    • Октябрь 2020
    • Сентябрь 2020
    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Июнь 2019
    • Май 2019
    • Февраль 2019
    • Январь 2019
    • Декабрь 2018
    • Ноябрь 2018
    • Октябрь 2018
    • Сентябрь 2018
    • Август 2018
    • Июль 2018
    • Июнь 2018
    • Май 2018
    • Апрель 2018
    • Март 2018
    • Февраль 2018

    Страницы

    • Карта сайта
    © Copyright 2020 N.E.C.. All Rights Reserved. The Ultralight by Raratheme. Powered by WordPress .