Содержание
Приложение № 15
к Инструкции по движению
поездов и маневровой работе
на железнодорожном транспорте
Российской Федерации
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА МАНЕВРОВОЙ РАБОТЫ, ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОПУСКА ПОЕЗДОВ С ВАГОНАМИ, ЗАГРУЖЕННЫМИ ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ КЛАССА 1 (ВЗРЫВЧАТЫМИ МАТЕРИАЛАМИ)
I. Общие положения
1. Для организации поездной и маневровой работы с вагонами, загруженными взрывчатыми материалами (далее — ВМ), используется информация, имеющаяся в перевозочных документах.
В перевозочных документах на вагоны с ВМ в графе «Наименование груза» указывается наименование этого груза или его условный номер.
На перевозочные документы на вагоны с ВМ ставят штемпеля, в том числе:
1) при перевозке ВМ с условными номерами 119, 126, 137, 141, 179, 182 — штемпеля красного цвета «Особо опасно, ВМ № …», «Прикрытие», а также штемпель «Не спускать с горки». На основании штемпеля «Особо опасно, ВМ № …» устанавливается норма прикрытия согласно графе 2 приложения № 16 к настоящей Инструкции;
2) при перевозке остальных ВМ — штемпеля красного цвета «ВМ», «Прикрытие», а также штемпель «Не спускать с горки» при наличии этого требования в Правилах перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества, протокол от 05.04.1996 № 15 (с изменениями и дополнениями).
Кроме того, могут ставиться дополнительные штемпеля:
1) «Секция. Не расцеплять»;
2) «Ядовито»;
3) «В сопровождении специалиста»;
4) «Охрана ж.д.» и другие.
Штемпель «ВМ» должен быть дополнен дописанным от руки условным номером перевозимого груза, а штемпель «Прикрытие» дополнен отметкой: «по п. 3.6.6, схема А» или «по п. 3.6.6, схема Б», на основании которой устанавливается норма прикрытия (графы, соответственно, 2 и 3 приложения № 16 к настоящей Инструкции).
3. На всех сортировочных и участковых железнодорожных станциях, железнодорожных станциях погрузки, выгрузки, перегрузки, перестановки вагонов с одной колеи на другую, а также при необходимости и на других железнодорожных станциях, в качестве приложения к ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования должна разрабатываться соответствующая местная инструкция о порядке работы с вагонами, загруженными ВМ, утверждаемая владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования. Эта инструкция должна соответствовать требованиям, изложенным в Правилах перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества, протокол от 05.04.1996 № 15 (с изменениями и дополнениями).
Запрещается передавать сведения о поездах с вагонами с ВМ и об отдельных вагонах с ВМ лицам, не участвующим в обслуживании таких поездов и вагонов.
Использование парковой связи железнодорожных станций для оповещения о работах, производимых с вагонами с ВМ, допускается только при отсутствии других средств связи.
4. Вагоны с ВМ на железнодорожных станциях вне поездов, за исключением вагонов, находящихся под накоплением на железнодорожных путях сортировочных парков, должны устанавливаться на особых железнодорожных путях, указанных в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования, где стоянка их наиболее безопасна. Такие вагоны должны быть сцеплены, надежно закреплены от ухода и ограждены переносными сигналами остановки. Стрелки, ведущие на железнодорожные пути стоянки таких вагонов, устанавливаются в положение, исключающее возможность заезда на эти железнодорожные пути, и запираются. Порядок запирания и хранения ключей от этих стрелок указываются в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования.
Вагоны с нарядами охраны или со специалистами грузоотправителя (грузополучателя) ставятся на том же или смежном железнодорожном пути на расстоянии не более 50 м от сопровождаемых ими вагонов с ВМ. Закрепление вагонов, загруженных ВМ, на станционных железнодорожных путях производится порядком и по нормам, указанными в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования.
5. Вагоны с ВМ в поездах и при маневрах, а также при подаче (уборке) на подъездные железнодорожные пути предприятий и организаций должны иметь прикрытие в соответствии с нормами, предусмотренными приложением № 16 к настоящей Инструкции.
В качестве прикрытия в поездах, в которых следуют вагоны с ВМ, должны ставиться порожние вагоны или вагоны, загруженные неопасными грузами.
Порожние вагоны должны быть очищены от остатков грузов и мусора, двери и люки закрыты. Порожние цистерны должны быть очищены от остатков груза, крышки люков закрыты. Не допускается использовать в качестве прикрытия специальные цистерны, а также цистерны, специализированные для перевозки опасных грузов. Порожние и груженые платформы (в т.ч. указанные в пункте 10 приложения № 16 к настоящей Инструкции), а также транспортеры ставятся в качестве прикрытия, кроме первого вагона, непосредственно прицепляемого к вагону с ВМ.
6. Перед подачей вагонов под погрузку ВМ ДСП станции (маневровый диспетчер) или другой работник железнодорожной станции, распоряжающийся маневрами, в порядке, установленном в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования, обязан по журналу формы ВУ-14 убедиться в том, что вагоны осмотрены и признаны годными в техническом отношении для перевозки ВМ в соответствии с требованиями Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества, протокол от 05.04.1996 № 15 (с изменениями и дополнениями).
7. В местных инструкциях по обслуживанию подъездных железнодорожных путей, принимающих под выгрузку или отправляющих вагоны с ВМ, должны быть определены маршруты подачи и уборки таких вагонов, скорости передвижения маневровых составов с ними, порядок следования через железнодорожные переезды и охраны маршрутов, а также другие меры, необходимые для обеспечения безопасности в зависимости от местных условий.
Подача, уборка вагонов с ВМ на подъездные железнодорожные пути арсеналов, баз и складов производится, как правило, тепловозами или паровозами на жидком топливе.
II. Формирование поездов
8. Опасные грузы класса 1 (ВМ) перевозятся в грузовых поездах одиночными вагонами, группами вагонов с постановкой во всех случаях соответствующего прикрытия, сформированных в пределах норм по весу и длине, предусмотренных графиком движения поездов, а также маршрутами, не превышающими вместимость приемоотправочных путей на участках их следования.
Запрещается ставить вагоны с ВМ в поезда:
1) пассажирские и почтово-багажные (кроме перевозок табельного оружия и боеприпасов к нему, воинских караулов и команд Министерства обороны Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации, других государственных военизированных организаций и нарядов военизированной охраны железнодорожного транспорта);
2) людские, а также имеющие в составе (кроме воинских эшелонов) отдельные вагоны с людьми (кроме вагонов, занятых личным составом эшелона);
3) соединенные;
4) с негабаритными грузами верхней третьей, нижней третьей и больших степеней, боковой четвертой и больших степеней негабаритности;
5) превышающие длину, установленную графиком движения поездов.
Кроме того, запрещается ставить вагоны с ВМ с условными номерами, указанными в пункте 2 настоящего приложения, в грузовые поезда, имеющие в своем составе вагоны с опасными грузами, перечисленными в Правилах перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества, протокол от 05.04.1996 № 15 (с изменениями и дополнениями):
1) со сжатыми и сжиженными газами (класс 2);
2) легковоспламеняющимися жидкостями (класс 3);
3) легковоспламеняющимися твердыми веществами, самовозгорающимися веществами и веществами, выделяющими воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой, а также влагой воздуха (класс 4);
4) окисляющимися веществами и органическими пероксидами (класс 5);
5) ядовитыми веществами (подкласс 6.1).
9. Между сортировочными и участковыми железнодорожными станциями вагоны с ВМ могут следовать со всеми грузовыми поездами в соответствии с планом формирования. Такие вагоны с промежуточных железнодорожных станций на ближайшие участковые или сортировочные железнодорожные станции и в обратном направлении могут следовать со сборными, вывозными поездами или с диспетчерскими локомотивами, а между железнодорожными станциями узла и предузловыми железнодорожными станциями — с передаточными и вывозными поездами.
Сборный поезд, в состав которого включены вагоны с ВМ, должен обслуживаться работником составительской или кондукторской бригады, помощником машиниста, выполняющим обязанности главного кондуктора.
Не допускается постановка вагонов с ВМ в поезда ближних назначений, если по плану формирования для отправки этих вагонов предусмотрены более дальние поезда.
ДНЦ, ДСП станции и маневровые диспетчеры при планировании поездной работы обязаны специально рассматривать возможность первоочередного отправления поступающих на железнодорожную станцию вагонов с ВМ меньшим количеством поездов.
10. Для сопровождения вагонов с ВМ ведомственной охраной железнодорожного транспорта Российской Федерации, не далее чем за 5 вагонов от этих вагонов, должен ставиться вагон с тормозной площадкой или специально выделенный порожний крытый вагон.
Если группа вагонов, охраняемая ведомственной охраной железнодорожного транспорта Российской Федерации, расположена в головной части поезда не далее, чем через 5 вагонов от электровоза или тепловоза, при отсутствии вагонов с тормозными площадками, разрешается проезд стрелков военизированной охраны в кабине локомотива поезда с предварительным их инструктажем машинистом о порядке проезда на локомотиве.
В составы поездов, в которых следуют воинские транспорты с ВМ, могут ставиться вагоны с ВМ, не относящиеся к указанным транспортам.
При сопровождении вагонов с ВМ специалистами или воинскими караулами грузоотправителя (грузополучателя), а также нарядами ведомственной охраной железнодорожного транспорта Российской Федерации, охраняемые ими вагоны ставятся в поезд одной группой. В тех случаях, когда эти вагоны, согласно настоящей Инструкции, включаются в поезд с прикрытием друг от друга вагонами с неопасными грузами или порожними, не относящимися к данной группе вагонов, такое прикрытие не должно превышать минимальных норм.
Постановка вагонов между вагонами с ВМ и вагонами сопровождения, входящими в состав специальной секции (схемы), не требуется.
11. В воинских эшелонах допускается совместная перевозка ВМ и других опасных грузов, принадлежащих данному эшелону, с постановкой между ними прикрытия — не менее одного вагона.
Платформы и полувагоны с танками, самоходными артиллерийскими установками, артиллерийскими тягачами и крытыми бронетранспортерами, снабженными боекомплектами, могут следовать в составе воинского эшелона без прикрытия.
III. Следование поездов с взрывчатыми материалами
12. Поезда, в составе которых имеются вагоны с ВМ, при следовании по участкам должны находиться под постоянным контролем ДНЦ, ДСП станций, которые обязаны осуществлять меры, обеспечивающие беспрепятственное и безопасное следование этих поездов.
Владелец инфраструктуры устанавливает порядок пропуска транзитных поездов, в составе которых имеются вагоны с ВМ, в обход крупных железнодорожных узлов, имеющих такие обходы.
О предстоящем отправлении поезда, в составе которого имеются вагоны с ВМ, ДСП станции формирования поезда заблаговременно сообщает ДНЦ.
13. Номер поезда с буквами «ВМ» должен проставляться в журнале движения поездов, на графике исполненного движения, в письменных разрешениях и предупреждениях, выдаваемых машинисту поезда, в натурных листах и других документах, связанных с приемом и отправлением поездов.
14. Об ожидаемом прибытии поезда с ВМ ДСП станции обязан уведомить работников пунктов технического обслуживания, коммерческого осмотра, ведомственной охраны железнодорожного транспорта Российской Федерации и других работников, осуществляющих прием поезда и обработку вагонов с ВМ, в соответствии с местной инструкцией о порядке работы с вагонами, загруженными ВМ.
15. Не допускается оставление поездов с ВМ без локомотивов на промежуточных железнодорожных станциях.
В исключительных случаях (при возникновении аварийной ситуации) состав поезда с ВМ может быть временно оставлен на промежуточной железнодорожной станции без локомотива по письменному приказу владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования. При этом руководители и работники соответствующих подразделений владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования обязаны принять все необходимые меры к ускорению отправления по назначению временно оставленного состава с ВМ. При наличии в поезде вагонов с ВМ возможность временного оставления его без локомотива на промежуточной железнодорожной станции в соответствии с Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденными Советом по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества, протокол от 05.04.1996 № 15 (с изменениями и дополнениями).
При нахождении в поезде вагонов с ВМ, охраняемых ведомственной охраной железнодорожного транспорта Российской Федерации, ДНЦ ставит об этом в известность начальника ближайшего подразделения (караула) ведомственной охраны, на участке которого расположена железнодорожная станция.
16. Устранение технических и коммерческих неисправностей, обнаруженных в пути следования у отдельных вагонов с ВМ, сопровождаемых ведомственной охраной железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также у вагонов, входящих в состав секций специального железнодорожного подвижного состава (схем), воинских транспортов и эшелонов в зависимости от характера технических и коммерческих неисправностей, условий и объема работы, может производиться как с отцепкой и последующей подачей на отдельные выделенные для этих целей железнодорожные пути, так и без отцепки от состава.
Отцепка на железнодорожных станциях отдельных вагонов с ВМ по техническим и коммерческим неисправностям от групп вагонов, охраняемых ведомственной охраной железнодорожного транспорта Российской Федерации, допускается только в случаях, если обеспечивается охрана отцепляемых вагонов. В противном случае отцепляется вся охраняемая нарядом военизированной охраны группа вагонов. Начальник железнодорожной станции обязан вызвать дополнительный наряд ведомственной охраны и после его прибытия отправить исправные вагоны отцепленной группы по назначению.
Отцепка вагонов от воинских транспортов, а также от групп вагонов, следующих в сопровождении воинского караула или специалистов грузоотправителя (грузополучателя), запрещается. Устранение неисправностей или перегрузка грузов в исправные вагоны производится в соответствии с Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденными Советом по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества, протокол от 05.04.1996 № 15 (с изменениями и дополнениями). По окончании ремонта или перегрузки груза вагоны должны быть включены в состав задержанного транспорта (группы вагонов) и отправлены по назначению.
При необходимости отцепочного ремонта вагонов, входящих в состав секции специального железнодорожного подвижного состава для перевозки ВМ, а также специально сформированных схем, такие вагоны могут быть отцеплены от секции (схемы) и поданы на ремонтные железнодорожные пути только с согласия и под наблюдением сопровождающего груз специалиста, начальника караула. В этом случае весь состав секции (схемы), в которой обнаружен вагон, требующий отцепочного ремонта, задерживается. Отремонтированные вагоны должны быть включены в соответствующее место секции (схемы). Если порожний вагон секции (схемы) из-за технической неисправности не может следовать до железнодорожной станции назначения, по заявке сопровождающих груз специалистов или начальника караула он может быть отцеплен от секции (схемы) и отправлен по новому назначению с соответствующим оформлением перевозочных документов.
Во всех указанных случаях задержанные вагоны воинского транспорта, секции специального железнодорожного подвижного состава (схемы), а также группы вагонов с ВМ в сопровождении ведомственной охраны железнодорожного транспорта Российской Федерации, воинского караула или специалистов грузоотправителя (грузополучателя) устанавливаются на железнодорожные пути, предусмотренные в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования для стоянки вагонов с ВМ в соответствии с требованиями пункта 19 настоящего приложения.
Порядок технического обслуживания и коммерческого осмотра поездов и вагонов с ВМ устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
IV. Действия в аварийных ситуациях
17. Работники, связанные с движением поездов, должны знать и четко выполнять правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их железнодорожным транспортом.
В случае опасности, угрожающей поезду с ВМ (горение букс, излом оси, сход железнодорожного подвижного состава, возгорание вагона или груза и другое), локомотивные и кондукторские бригады, лица, осуществляющие охрану и сопровождение грузов, ДСП станций, а также другие работники, связанные с приемом, отправлением, пропуском и обслуживанием поездов, обязаны принять все зависящие от них меры к его остановке и ликвидации опасности.
Следование поезда с вагонами, имеющими неисправности, выявленные средствами автоматического контроля технического состояния железнодорожного подвижного состава и его ходовых частей, запрещается.
18. В указанных в пункте 17 настоящего приложения случаях, происшедших на перегоне, машинист поезда или главный кондуктор, если он сопровождает поезд, обязаны немедленно сообщить об этом ДНЦ или ДСП ближайшей станции для принятия мер. При этом, в случае аварии (сходе железнодорожного подвижного состава и тому подобное), пожара — сообщить об их обстоятельствах, наличии и расположении в составе поезда вагонов с ВМ и другими опасными грузами, передать номера аварийных карточек (указанных на оборотной стороне дорожной ведомости) или содержание аварийных карточек (в случае, когда они приложены к перевозочным документам). На электрифицированных участках ДНЦ, получив это сообщение, при необходимости должен дать указание энергодиспетчеру о снятии напряжения с контактной сети. Машинист поезда или главный кондуктор обязаны исходя из создавшейся обстановки осуществлять возможные меры по ликвидации аварийной ситуации и ее последствий, руководствуясь командами ДНЦ, требованиями должностной инструкции, аварийных карточек, указаниями специалистов, сопровождающих ВМ и другие опасные грузы.
ДСП станции, получив сообщение машиниста поезда об аварии, должен полностью передать его содержание ДНЦ и действовать в соответствии с его указаниями.
19. При обнаружении в движущемся поезде с ВМ возгорания какого-либо груза или железнодорожного подвижного состава поезд должен быть остановлен. Место остановки поезда выбирается с учетом наименьших последствий, представляющих угрозу поражения людей и загрязнения окружающей среды, повреждения тоннелей, мостов, жилых и станционных зданий, складов, находящегося на путях железнодорожного подвижного состава.
После остановки поезда локомотивная бригада совместно с лицами, сопровождающими или охраняющими ВМ, обязаны немедленно произвести отцепку горящих вагонов и отвод их от другого железнодорожного подвижного состава, предварительно закрепив в установленном порядке оставшуюся часть состава и, с учетом особенностей данного груза до прибытия пожарной помощи принять возможные меры к ликвидации пожара в соответствии с требованиями, предусмотренными инструкцией владельца инфраструктуры по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе.
20. При возникновении аварийной ситуации с ВМ в пределах железнодорожной станции ДСП станции обязан сообщить о случившемся ДНЦ и начальнику железнодорожной станции и установить возможность и условия дальнейшего пропуска поездов, производства маневровой работы и при необходимости принять меры к прекращению движения поездов и маневров.
В случае возникновения пожара в вагоне, не загруженном ВМ, или в рядом расположенном здании, сооружении, обустройстве вагоны с ВМ должны быть удалены из зоны пожара на безопасное расстояние, но не менее чем на 100 м.
21. Обо всех происшествиях с такими поездами и вагонами ДНЦ обязан сообщить уполномоченному представителю владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования и совместно с ними незамедлительно принять меры к быстрейшей ликвидации последствий аварийных ситуаций.
22. Другие действия по осуществлению мер безопасности и ликвидации последствий аварийных ситуаций с ВМ должны проводиться исходя из создавшейся обстановки согласно правилам безопасности и порядку ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам и Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества, протокол от 05.04.1996 № 15 (с изменениями и дополнениями).
3.6. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЕЗДОВ И МАНЕВРОВАЯ РАБОТА
3.6.1. ВМ перевозятся в грузовых поездах одиночными вагонами, группами вагонов и маршрутами с постановкой соответствующего прикрытия, сформированных в пределах норм по весу и длине, предусмотренных графиком движения поездов. Разрешается включать вагоны с ВМ в тяжеловесные поезда.
ВМ с условными номерами 119, 126, 137, 141, 179, 182, 350, 351, 352, 360, 361, 362, 363, 365 должны перевозиться только специальными поездами. Порядок пропуска специальных поездов устанавливается МПС России.
Между сортировочными и участковыми станциями вагоны с ВМ могут следовать со всеми грузовыми поездами в соответствии с планом формирования. Такие вагоны с промежуточных станций на ближайшие участковые или сортировочные станции и в обратном направлении могут следовать со сборными, вывозными поездами или диспетчерскими локомотивами, а между станциями узла и предузловыми станциями — с передаточными и вывозными поездами.
Сборный поезд, в состав которого включены вагоны с ВМ, должен обслуживаться составительской или кондукторской бригадой (сопровождающей поезд, работающей с диспетчерским локомотивом на участке или находящейся в штате промежуточной станции).
Запрещается перевозка ВМ в поездах:
пассажирских и почтово-багажных (кроме перевозок табельного оружия и боеприпасов к нему, воинских караулов и команд МО, ФСБ и МВД России и нарядов военизированной охраны МПС России);
людских, а также имеющих в составе (кроме воинских эшелонов) отдельные вагоны с людьми (кроме вагонов, занятых личным составом эшелона);
соединенных;
с негабаритными грузами верхней третьей, нижней третьей и больших степеней, боковой четвертой и больших степеней негабаритности;
имеющих длину более вместимости приемо-отправочных путей на участках следования таких поездов.
Не допускается постановка вагонов с ВМ в поезда ближних назначений, если по плану формирования для отправки этих вагонов предусмотрены более дальние поезда.
Дежурные по отделению, станционные и маневровые диспетчеры при планировании поездной работы обязаны специально рассматривать возможность первоочередного отправления поступающих на станцию вагонов с ВМ меньшим количеством поездов.
На отдельных направлениях перевозки ВМ могут осуществляться согласованными поездами. Указанные поезда устанавливаются в графике движения при перевозке по одной дороге — начальником железной дороги, по двум и более дорогам — Главным управлением перевозок МПС.
3.6.2. Вагоны с ВМ, подлежащие сопровождению нарядами военизированной охраны МПС, ставятся в поезд одной группой, при этом вагоны одного назначения не должны разъединяться на всем пути следования. Наряд охраны должен находиться от охраняемого вагона или группы вагонов не далее пяти вагонов.
Для проезда наряда охраны может использоваться переходная площадка, специально выделенный и оборудованный вагон или нерабочая кабина локомотива поезда. В последнем случае стрелок должен быть предварительно проинструктирован машинистом этого локомотива о порядке проезда на локомотиве.
3.6.3. Вагоны с ВМ, подлежащие перевозке с выключенными автотормозами, ставятся в поезд в порядке, установленном Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
При перевозке таких грузов воинскими транспортами (группа вагонов), охраняемыми караулами МО, ФСБ и МВД России, соблюдаются те же условия постановки их в поезда, при этом между группами разрешается ставить не более одного вагона, не относящегося к транспорту.
При сопровождении вагонов с ВМ специалистами или воинскими караулами грузоотправителя (грузополучателя) охраняемые ими вагоны ставятся в поезд одной группой. Прикрытие этих вагонов друг от друга или от других вагонов поезда может осуществляться вагонами с неопасными грузами или порожними вагонами.
В тех случаях, когда прикрытие вагонов друг от друга осуществляется порожними вагонами от места погрузки до места назначения, то номера порожних вагонов вписываются в железнодорожную накладную формы ГУ-27 с оплатой их пробега грузоотправителем (грузополучателем).
При несогласии грузоотправителя с использованием в качестве прикрытия порожних вагонов и соответствующей оплатой за их пробег вагоны с ВМ остаются на подъездном пути до накопления на станции груженых вагонов, которые могут быть использованы в качестве прикрытия вагонов с ВМ.
3.6.4. В составы поездов, в которых следуют воинские транспорты с ВМ, могут ставиться вагоны с ВМ, не относящиеся к указанным транспортам.
Секции специального подвижного состава и транспорты, сформированные по определенным технологическим схемам (сцепам), предусмотренным в нормативно-технической документации на перевозимые ВМ, расцеплять на всем пути следования без разрешения сопровождающих ВМ специалистов или начальника воинского караула запрещается.
Необходимость прикрытия между вагонами для проезда специалистов и караула и вагонами с ВМ в составе таких секций и схем (сцепов) решается грузоотправителем на основании НД. Постановка такого прикрытия в рефрижераторных секциях и в схемах (сцепах), если это предусмотрено НД, не требуется.
Основанием для выполнения перевозки железной дорогой без постановки вагонов прикрытия является штемпель в накладной «Секция. Не расцеплять».
3.6.5. Платформы и полувагоны с автомашинами, автопоездами, автоцистернами и другими специальными емкостями, а также открытыми бронетранспортерами, в которые погружены ВМ, принадлежащие эшелону, при следовании в поезде должны иметь прикрытие согласно пп.3.6.6-3.6.8.
Платформы и полувагоны с танками, самоходными артиллерийскими установками, артиллерийскими тягачами и крытыми бронетранспортерами, снабженными боекомплектами, принадлежащие эшелону, могут следовать в поезде без прикрытия.
Вагоны с проводниками, специалистами, караулами (нарядами) охраны, выделенными для сопровождения и охраны грузов, могут ставиться в поезд как впереди, так и сзади вагонов с ВМ.
Вагоны с легковоспламеняющимися жидкостями на станции формирования ставятся в поезд за вагонами с ВМ (считая от головы поезда).
3.6.6. Вагоны с ВМ при наличии в перевозочных документах штемпеля «Прикрытие» при постановке в поезда и производстве маневровой работы должны иметь прикрытие не менее минимальных норм, указанных в табл.1.
3.6.7. В качестве прикрытия в поездах, в которых следуют вагоны с ВМ, должны ставиться вагоны с неопасными грузами или порожние вагоны и цистерны из-под неопасных грузов.
Порожние или груженые платформы (в том числе указанные в табл.1), а также транспортеры могут использоваться в качестве прикрытия с постановкой не ближе второго вагона от вагонов с ВМ.
3.6.8. В воинских эшелонах допускается совместная перевозка ВМ с другими опасными грузами, принадлежащими эшелону, с постановкой между ними прикрытия — не менее одного вагона, который должен удовлетворять требованиям, указанным в п.3.6.7.
3.6.9. Маневровый локомотив, выдаваемый на станцию для производства маневровой работы с вагонами, загруженными ВМ, обязательно должен быть оборудован радиосвязью, а составитель поездов — иметь исправную носимую радиостанцию.
3.6.10. Дежурный по станции, маневровый диспетчер или дежурный по горке при необходимости производства маневров с вагонами, загруженными ВМ, обязан поставить об этом в известность составителя поездов, а последний — своего помощника и машиниста локомотива в порядке и средствами, установленными местной инструкцией о порядке работы с вагонами, загруженными ВМ.
Таблица 1. Минимальные нормы прикрытия в поездах и при маневрах для вагонов, загруженных ВМ
Условия, при которых требуется прикрытие | Число вагонов прикрытия | |
для ВМ с условными номерами, указанными в п.3.9.2 | для прочих ВМ | |
От ведущего локомотива: | ||
всех крытых специализированных вагонов с ВМ (независимо от вида тяги и топлива) | 3 | 3 |
платформ и полувагонов с ВМ от: | ||
паровоза на твердом топливе | 5 | 5 |
других видов локомотивов | 3 | 3 |
От хвоста поезда с учетом последнего вагона, в том числе при подталкивании | 3 | 3 |
От вагонов, занятых личным составом эшелона | 3 | 3 |
От подвижного состава (вагонов, локомотивов в недействующем состоянии, кранов других механизмов на железнодорожном ходу) с проводниками, специально выделенными работниками для сопровождения грузов, караулами, нарядами охраны | 3 | 1 |
От вагонов с опасными грузами (кроме вагонов с опасными грузами классов 2, 3, 4, 5 и подкласса 6.1) | 3 | 3 |
От вагонов с опасными грузами классов 2, 3, 4, 5 и подкласса 6.1 | Запрещается | 3 |
От порожних цистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов | 1 | 1 |
От вагонов с ВМ с условными номерами, указанными в п.3.9.2 | 3 | 3 |
От вагонов с прочими ВМ | 3 | 0 |
От платформ и полувагонов с лесоматериалами, стальными и железобетонными балками, рельсами, трубами и тому подобными грузами, погруженными с выходом за пределы концевой балки и транспортеров | 1 | 1 |
От паровоза на твердом топливе, тепловоза (паровоза) при маневрах и при подаче (уборке) вагонов с ВМ на подъездные пути | 1 | 1 |
Если в перевозочных документах на вагоны с ВМ или на вагоны из состава воинского транспорта имеется штемпель «Не спускать с горки», то маневры с ними должны производиться осаживанием или «съемом» локомотивом со стороны подгорочного парка с соблюдением норм прикрытия с особой осторожностью, без толчков и резких остановок. Скорость соударения вагонов с ВМ при их сцеплении с другими вагонами или с локомотивом не должна превышать 3 км/ч. Пропуск этих вагонов через сортировочную горку должен производиться только с локомотивом.
После постановки на сортировочные пути эти вагоны должны немедленно ограждаться со стороны горки, полугорки или вытяжки двумя охранными тормозными башмаками, укладываемыми на оба рельса через 25 м друг от друга таким образом, чтобы общее расстояние от ограждаемых вагонов с ВМ до тормозного башмака, расположенного первым от сортировочного устройства, было не менее 50 м.
Последующие отцепы, направляемые на эти пути, должны быть остановлены до места расположения охранных тормозных башмаков с накоплением группы, состоящей не менее чем из 10 вагонов. Нормальный режим роспуска вагонов или их направление при маневрах толчками может восстанавливаться только в том случае, если вагоны с ВМ (или вагоны транспорта) прикрыты этой группой вагонов, предварительно соединенной с ними. Если расстояние от вагонов с ВМ или вагонов транспорта до конца парковой тормозной позиции со стороны горки, полугорки или вытяжки менее 50 м, то последующие отцепы на эти пути должны направляться только посредством осаживания.
3.6.11. Вагоны с ВМ, не имеющие в перевозочных документах штемпель «Не спускать с горки», допускаются к роспуску с сортировочных горок и производству маневров толчками. Скорость соударения таких вагонов при сцеплении с другими вагонами не должна превышать 5 км/ч.
В процессе роспуска дежурный по горке (оператор распорядительного поста) или горочный составитель должен информировать операторов исполнительных постов, регулировщиков скорости движения вагонов, дежурных стрелочных постов об отцепах с вагонами, загруженными ВМ. Все работники, участвующие в роспуске, при спуске с горки таких отцепов, а также при пропуске любого отцепа на пути, где имеются вагоны с ВМ, должны быть особенно внимательными, обеспечивать безопасность роспуска и сохранность подвижного состава.
Скорость надвига, а также сила торможения на тормозных позициях должны регулироваться с учетом создания необходимых интервалов между отцепами и безусловного соблюдения установленных скоростей при соударении этих вагонов с другими. Такой же порядок и меры безопасности должны соблюдаться с указанными вагонами и при производстве маневров толчками.
3.6.12. Перед началом производства маневров с вагонами, загруженными ВМ, специалисты и команды, сопровождающие груз, а также начальник караула и стрелок военизированной охраны МПС России должны предупреждаться работником станции о предстоящих маневрах в соответствии с местной инструкцией о порядке работы с вагонами, загруженными ВМ.
3.6.13. Не допускается передача машинистом управления локомотивом помощнику машиниста при производстве маневров с вагонами, загруженными ВМ.
3.6.14. Места стоянки, порядок закрепления и ограждения вагонов с ВМ вне поездов, кроме случаев нахождения их под накоплением на сортировочных путях, устанавливаются ТРА станции в соответствии с требованиями Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и местной инструкции, предусмотренной п.3.6.18.
Вагоны с нарядами охраны или со специалистами грузоотправителя (грузополучателя) ставятся на том же или смежном пути на расстоянии не более 50 м от сопровождаемых ими вагонов с ВМ.
Закрепление вагонов на станционных и погрузочно-выгрузочных путях производится в порядке и по нормам, установленным ТРА станции.
3.6.15. Подача, уборка вагонов с ВМ на подъездных путях арсеналов, баз и складов производится, как правило, тепловозами или паровозами на жидком топливе.
Там, где подача, уборка вагонов производится паровозами на твердом топливе, они должны быть оборудованы искрогасительными устройствами и, кроме того, при выполнении этих работ должны соблюдаться меры пожарной безопасности, установленные для каждого объекта комиссионным порядком.
Перед подачей вагонов под погрузку ВМ маневровый диспетчер (дежурный по станции) в порядке, установленном местной инструкцией о порядке работы с вагонами, загруженными ВМ, обязан убедиться в том, что вагоны осмотрены и признаны годными в техническом отношении для перевозки таких грузов.
Вагоны с ВМ при подаче (уборке) на подъездные пути предприятий и организаций должны иметь прикрытие в соответствии с нормами, установленными п.3.6.6.
В местных инструкциях по обслуживанию подъездных путей, принимающих под выгрузку или отправляющих вагоны с ВМ, должны быть определены маршруты подачи и уборки таких вагонов, скорости передвижения маневровых составов с ними, порядок следования через переезды и охраны маршрутов, а также другие меры, необходимые для обеспечения безопасности, в зависимости от местных условий.
3.6.16. В натурном листе на поезд, в составе которого имеются вагоны с ВМ, оператор станционного технологического центра или дежурный по станции в графе «Особые отметки» против номера каждого вагона с таким грузом на основании перевозочных документов обязан сделать отметки, установленные Инструкцией по составлению натурного листа поезда формы ДУ-1.
3.6.17. Запрещается производить на вагонах с ВМ какие-либо меловые отметки и надписи о станции погрузки и выгрузки, а также о характере груза.
3.6.18. На всех сортировочных и участковых станциях, станциях погрузки, выгрузки, перегрузки, перестановки вагонов с одной колеи на другую, а также на других станциях, где по усмотрению начальника отделения дороги это необходимо, в качестве приложений к ТРА станций должна разрабатываться местная инструкция о порядке работы с вагонами, загруженными ВМ, утверждаемая начальником отделения железной дороги.
В этой инструкции должны регламентироваться с учетом местных условий следующие вопросы:
порядок оповещения работников станций, пунктов технического обслуживания и коммерческого осмотра вагонов, локомотивных депо, подразделений военизированной охраны МПС России, специалистов, караулов, нарядов охраны и команд, сопровождающих и охраняющих грузы, о предстоящем приеме и отправлении поездов, производстве маневров и других операций с вагонами, загруженными ВМ;
порядок приема, сквозного пропуска, подготовки к отправлению и отправления поездов, а также производства маневровой работы с вагонами, загруженными ВМ;
порядок документирования выдачи на маневры локомотивов с исправными искрогасительными и искроулавливающими устройствами;
порядок выключения автотормозов при производстве маневровой работы;
порядок выполнения операций по техническому обслуживанию и коммерческому осмотру поездов и вагонов, загруженных ВМ;
порядок учета нахождения на станции вагонов с ВМ и их идентификация, при необходимости с аварийными карточками;
меры безопасности при экстремальных погодных условиях и осложнениях работы (туман, метель, ливень, ураганный ветер, снежные заносы, отказ технических средств и т.д.);
порядок информации работников станции о возникновении аварийных ситуаций и их действиях;
условное обозначение вагонов с ВМ в технических документах;
подача устных команд при производстве маневровой работы и другие необходимые сведения;
порядок производства маневров с вагонами с ВМ на сортировочных горках в случаях разрешения или запрещения роспуска с горок;
место отстоя вагонов с ВМ, находящимися вне поездов или под накоплением;
письменные наряды на производство работ с ВМ;
другие местные особенности, устанавливаемые железными дорогами.
3.6.19. По не указанным в настоящих Правилах вопросам формирования поездов и маневровой работы следует руководствоваться Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации и другими нормативными документами.
По железным дорогам разрядные грузы могут следовать: одиночными вагонами, группами вагонов и полносоставными поездами.
При постановке воинских транспортов с разрядными грузами в поезде необходимо соблюдать определенные требования:
1. Перевозка разрядных грузов в длинносоставных, людских, поездах с негабаритными грузами П степени и выше — запрещена. Разрешается включать вагоны с разрядными грузами в тяжеловесные поезда. В объединенных поездах запрещается перевозка разрядных грузов и выше.
2. Разрядные грузы, подлежащие перевозке только в вагонах с выключенными автотормозами, ставятся в поезд группами не более двух вагонов в одной группе, а в хвосте поезда перед последним вагоном — не более одного вагона. Последний вагон должен быть автотормозным с выключенным тормозом. В составе поезда должно быть не более 4 групп вагонов с выключенными автотормозами при условии обеспечения состава поезда установленным тормозным нажатием. Во всех остальных случаях каждый воинский транспорт в состав поезда должен включаться одной группой. Разъединение вагонов, входящих в состав транспорта — не допускается.
3. Вагоны с разрядными грузами при постановке в поезда должен иметь прикрытие вагонами с неопасными грузами не менее:
— крытые вагоны от ведущего паровоза на твердом топливе — 3 вагонов, платформы и полувагоны — 5 вагонов;
— в хвосте поезда, независимо от наличия подталкивающего локомотива — одного вагона;
— от вагонов, занятых людьми — 3 вагонов;
— от вагонов с караулами, специалистами, сопровождавшими грузы, а также от не действующих локомотивов при наличии в них приборов печного отопления — одного вагона;
— от платформ и полувагонов с лесоматериалами, железными балками, рельсами и т.п. грузами, погруженными с выходом их за пределы лобового бруса — одного вагона;
— от паровоза на твердом топливе при маневрах и ври подаче (уборке) вагонов на подъездные пути — одного вагона.
Порядок прикрытия вагонов с разрядными грузами указывается штемпелем на грузовых документах «Прикрытие» 3-1-3-1, где цифрами, означающими число вагонов прикрытия, указано:
— первая цифра — от ведущего паровоза на твердом топливе;
— вторая цифра — от подталкивавшего локомотива;
— третья цифра — от вагонов с людьми;
— четвертая цифра — от паровоза на твердом топливе (локомотива) при маневрах.
4. Вагоны с людьми, (в том числе и вагоны с командами и проводниками), могут ставиться в поезд как впереди, так и сзади вагонов с разрядными грузами, но всегда впереди вагонов с сильно — действующими ядовитыми веществами и средствами, с наряженными ими.
При постановке в один поезд вагонов со взрывчатыми веществами (боеприпасами, устройствами, снаряженными этими веществами) и вагонов с сильнодействующими ядовитыми веществами (устройствами, снаряженными такими веществами), последние отделяется от вагонов с ВВ не менее чем одним вагоном.
5. Вагоны с другими опасными и легкогорючими грузами можно ставить в один поезд с разрядными грузами при условии отделения от последних не менее, чем 3 вагонами, при этом вагоны с легкогорючими грузами ставятся в поезд сзади вагонов с разрядными грузами. (При перевозке в составе эшелона допускается прикрытие не менее одного вагона).
6. Маневры с разрядными вагонами,загруженными грузами 12 и выше разрядов, а такие при перевозке в одном вагоне этих грузов совместно с грузами разрядов 0-11 производятся с особой осторожностью без толчков и резких остановок, пропуск через горку этих вагонов только с локомотивом. Скорость соударения при маневрах не выше 3 км/час.
При нахождении на путях сортировочного парка вагонов с грузами 24,28,29,30 и 32 разряда, роспуск на эти пути последуйте; отцепов должен производиться без соударения с указанными вагонами, а при нахождении на путях сортировочного парка вагонов с грузами от 12 и выше разрядов — при скорости соударения не более 3 км/час.
Вагоны, загруженные грузом 0-11 разрядов, можно распускать с горки и производить с ними маневры толчками при условии подхода отцепов друг к другу со скоростью не более 5 км/час.
Дежурный по станции (маневровый диспетчер) обязан предупредить составителя поездов и осмотрищика вагонов, а составитель машиниста маневрового локомотива об осторожном производстве маневров.
Об отправлении поезда с разрядным грузом дежурный по станции первоначального формирования должен заблаговременно сообщить поездному диспетчеру.
Перед отправлением поезда с разрядным грузом поездной диспетчер уведомляет все станции следования диспетчерским приказом и сообщает поездному диспетчеру соседнего участка, а начальники станции извещают военных комендантов железнодорожных участков (станций).
При уведомлении соседней ставили об отправлении поезда дежурный по станции к номеру поезда добавляет букву «Р».
Отцепка отдельных вагонов с разрядными грузами по техническим или коммерческими неисправностям от групп вагонов, следующих под охраной МПС допускается только на промежуточных станциях при обеспечении их достаточной охраной.
Отцепка вагонов от воинских транспортов, а также групп вагонов, следующее в сопровождении воинского караула, или специалистов грузоотправителя, запрещается. Для устранения неисправностей или перегрузки грузов в исправные вагоны задерживается весь транспорт, о чем начальник станции сообщает дежурному по отделению и военному коменданту.
Перегрузка груза из неисправных вагонов в исправные или выгрузки груза на время ремонта, а также погрузка его обратно выполняется силами и средствами железной дороги под руководством сопровождающего (начальника транспорта), в при отсутствии их -под руководством специалиста, вызываемого военным комендантом ж.д. участка (станции) или начальником станции.
Транспорты или отдельные вагоны с некоторыми разрядными грузами в необходимых случаях могут быть переадресованы по новому назначении. Указания об их» переадресовке даются Министерством путей сообщения по заявке ЦУП ВОСО МО СССР.
Оформление новых перевозочных документов при переадресовке разрядных грузов производится лицом, сопровождающим эти грузы.
Поезда с разрядными грузами должны продвигаться в соответствии с утвержденным планом и графиком движения поездов. За организации продвижения этих поездов отвечают начальники железных дорог и начальники военных сообщений на железных дорогах.
В случае длительных задержек поездов в пути следования, военный комендант ж.д. участка и станции и работники станции (отделения дороги) принимают все меры к устранению причин задержки и докладывает о них «3» и «Н», которые принимает необходимые меры и обеспечивают своевременную доставку поездов с разрядными грузами по назначению.
Запрещается передавать сведения о поездах с вагонами с взрывчатыми материалами и об отдельных вагонах с взрывчатыми материалами лицам, не участвующим в обслуживании таких поездов и вагонов.
Использование парковой связи железнодорожных станций для оповещения о работах, производимых с вагонами с взрывчатыми материалами, допускается только при отсутствии других средств связи.
545. Вагоны с взрывчатыми материалами на станциях вне поездов, за исключением, вагонов, находящихся под накоплением на путях сортировочных парков, должны устанавливаться на особых путях, указанных в техническо-распорядительном акте станции, где стоянка их наиболее безопасна. Такие вагоны должны быть сцеплены, надежно закреплены от ухода и ограждены переносными сигналами остановки. Стрелки, ведущие на пути стоянки таких вагонов, устанавливаются в положение, исключающее возможность заезда на эти пути, и запираются. Порядок запирания и хранения ключей от этих стрелок указываются техническо-распорядительным актом станции.
Вагоны с нарядами охраны или со специалистами грузоотправителя (грузополучателя) ставятся на том же или смежном пути на расстоянии не более 50 метров от сопровождаемых ими вагонов с взрывчатыми материалами. Закрепление вагонов, загруженных взрывчатыми материалами, на станционных путях производиться в порядке и по нормам, установленным техническо-распорядительным актом станции.
546. Вагоны с взрывчатыми материалами в поездах и при маневрах, а также при подаче (уборке) на подъездные пути предприятий и организаций должны иметь прикрытие в соответствии с нормами, предусмотренными Приложением 88 настоящей Инструкции.
В качестве прикрытия в поездах, в которых следуют вагоны с взрывчатыми материалами, должны ставиться порожние вагоны или вагоны загруженные неопасными грузами.
Порожние вагоны должны быть очищены от остатков грузов и мусора, двери и люки закрыты. Порожние цистерны должны быть очищены от остатков груза, крышки люков закрыты. Не допускается использовать в качестве прикрытия специальные цистерны, а также цистерны, специализированные для перевозки опасных грузов. Порожние и груженые платформы (указанные в пункте 10 Приложении 88 настоящей Инструкции), а также транспортеры ставятся в качестве прикрытия, кроме первого вагона, непосредственно прицепляемого к вагону с взрывчатыми материалами.
547. Перед подачей вагонов под погрузку взрывчатыми материалами дежурный по станции (маневровый диспетчер) или другой работник станции, распоряжающийся маневрами, в порядке, установленном техническо-распорядительным актом станции, по журналу предъявления вагонов к техническому обслуживанию формы ВУ-14 убеждается в том, что вагоны осмотрены и признаны годными в техническом отношении для перевозки взрывчатых материалов в соответствии с требованиями Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам.
548. В местных инструкциях по обслуживанию подъездных путей, принимающих под выгрузку или отправляющих вагоны с взрывчатыми материалами, должны быть определены маршруты подачи (уборки) таких вагонов, скорость передвижения маневровых составов с ними, следования через переезды и охрана маршрутов, а также другие меры, необходимые для обеспечения безопасности в зависимости от местных условий. Подача (уборка) вагонов с взрывчатыми материалами на подъездные пути арсеналов, баз и складов производится, как правило, тепловозами.
§ 2. Формирование поездов
549. Опасные грузы класса 1 (взрывчатые материалы) перевозятся в грузовых поездах одиночными вагонами, группами вагонов с постановкой во всех случаях соответствующего прикрытия, сформированных в пределах норм по весу и длине, предусмотренных графиком движения поездов, а также маршрутами, не превышающими вместимость приемо-отправочных путей на участках их следования. Запрещается ставить вагоны с взрывчатыми материалами в поезда:
1) пассажирские и почтово-багажные (кроме перевозок табельного оружия и боеприпасов к нему, воинских караулов и команд Министерства обороны Республики Казахстан и Министерства внутренних дел Республики Казахстан, других государственных военизированных организаций и нарядов военизированной охраны железной дороги);
2) людские, а также имеющие в составе (кроме воинских эшелонов) отдельные вагоны с людьми (кроме вагонов, занятых личным составом эшелона);
3) соединенные;
4) с негабаритными грузами верхней третьей, нижней третьей и больших степеней, боковой четвертой и больших степеней негабаритности;
5) превышающие длину, установленную графиком движения поездов.
550. Кроме того, запрещается ставить вагоны с взрывчатыми материалами с условными номерами, указанными в пункте 543 настоящей Инструкции, в грузовые поезда, имеющие в своем составе вагоны:
1) со сжатыми и сжиженными газами (класс 2);
2) легковоспламеняющимися жидкостями (класс 3);
3) легковоспламеняющимися твердыми веществами, самовозгорающимися веществами и веществами, выделяющими воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой, а также влагой воздуха (класс 4);
4) окисляющимися веществами и органическими пероксидами (класс 5);
5) ядовитыми веществами (подкласс 6.1).
551. Между сортировочными и участковыми станциями вагоны с взрывчатыми материалами могут следовать со всеми грузовыми поездами в соответствии с планом формирования. Такие вагоны с промежуточных станций на ближайшие участковые или сортировочные станции и в обратном направлении могут следовать со сборными, вывозными поездами или с диспетчерскими локомотивами, а между станциями узла и предузловыми станциями — с передаточными и вывозными поездами.
552. Сборный поезд, в состав которого включены вагоны с взрывчатыми материалами, обслуживается работниками составительской и кондукторской бригады, помощником машиниста, выполняющим обязанности главного кондуктора.
Не допускается постановка вагонов с взрывчатыми материалами в поезда ближних назначений, если по плану формирования для отправки этих вагонов предусмотрены более дальние поезда.
Старший диспетчер, станционный и маневровые диспетчеры при планировании поездной работы специально рассматривают возможность первоочередного отправления поступающих на станцию вагонов с взрывчатыми материалами меньшим количеством поездов.
553. Для сопровождения вагонов с взрывчатыми материалами военизированной охраной железной дороги не далее чем за 5 вагонов от этих вагонов должен ставиться вагон с тормозной площадкой или специально выделенный порожний крытый вагон.
Если группа вагонов, охраняемая военизированной охраной железной дороги, расположена в головной части поезда не далее чем через 5 вагонов от электровоза или тепловоза, при отсутствии вагонов с тормозными площадками, разрешается проезд стрелков военизированной охраны в кабине локомотива поезда с предварительным их инструктажем машинистом о порядке проезда на локомотиве.
554. В составы поездов, в которых следуют воинские транспорты с взрывчатыми материалами, могут ставиться вагоны с взрывчатыми материалами, не относящиеся к указанным транспортам.
При сопровождении вагонов с взрывчатыми материалами специалистами или воинскими караулами грузоотправителя (грузополучателя), а также нарядами военизированной охраны железной дороги, охраняемые ими вагоны ставятся в поезд одной группой. В тех случаях, когда эти вагоны, согласно настоящей Инструкции, включается в поезд с прикрытием друг от друга вагонами с неопасными грузами или порожними, не относящимися к данной группе вагонов, такое прикрытие не должно превышать минимальных норм, согласно Приложению 88 настоящей Инструкции.
Постановка вагонов между вагонами с взрывчатыми материалами и вагонами сопровождения, входящими в состав специальной секции (схемы), не требуется.
555. В воинских эшелонах допускается совместная перевозка взрывчатыми материалами и других опасных грузов, принадлежащих данному эшелону, с постановкой между ними прикрытия — не менее одного вагона.
Платформы и полувагоны с танками, самоходными артиллерийскими установками, артиллерийскими тягачами и крытыми бронетранспортерами, снабженными боекомплектами, могут следовать в составе воинского эшелона без прикрытия.
§ 3. Следование поездов с взрывчатыми материалами
556. Поезда, в составе которых имеются вагоны с взрывчатыми материалами, при следовании по участкам должны находиться под постоянным контролем поездного диспетчера, дежурных по станциям, которые осуществляют меры, обеспечивающие беспрепятственное и безопасное следование этих поездов.
Уполномоченный орган устанавливает порядок пропуска транзитных поездов, в составе которых имеются вагоны с взрывчатыми материалами, в обход крупных железнодорожных узлов, имеющих такие обходы.
![]() |
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 |
Стр. 2
Страницы: Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6
3.2.8. Перевозка мелкими отправками опасных грузов в стеклянной таре (кроме грузов в мелкой расфасовке массой до 1 кг, но объемом не более 1 л) запрещается. 3.2.9. Перевозка опасных грузов в мелкой расфасовке массой нетто не более 1 кг, но объемом не более 1 л осуществляется в соответствии с Правилами перевозок грузов. 3.2.10. При отгрузке грузов мелкими отправками тара должна быть испытана по требованиям, предусмотренным для 1 группы упаковки по ГОСТ 26319-84. 3.2.11. Порожняя тара из-под опасного груза перевозится в соответствии с Правилами перевозок грузов. 3.3. Меры безопасности при организации поездной и маневровой работы 3.3.1. При организации поездной и маневровой работы с вагонами, загруженными опасными грузами, следует руководствоваться правилами и инструкциями, действующими на железнодорожном транспорте, с учетом особых отметок, указанных в перевозочных документах (транспортное наименование груза, номер аварийной карточки, прикрытие вагонов с опасным грузом от локомотивов и других вагонов, штемпели о степени и категории опасности и др.). 3.3.2. Порядок пропуска поездов и производства маневров с вагонами, загруженными опасными грузами класса 1, оповещения работников станций, пунктов технического и коммерческого осмотра, локомотивных бригад, подразделений военизированной охраны, центров гигиены и эпидемиологии, специалистов и проводников, сопровождающих грузы о предстоящем приеме и отправлении поездов устанавливается Управлением дороги и отражается в техническо-распорядительном акте станции. 3.3.3. Вагоны с опасными грузами, в перевозочных документах которых в соответствии с Правилами перевозок грузов имеется штемпель «С горки не спускать» («Не спускать с горки»), запрещается распускать с сортировочных горок и производить с ними маневры толчками. 3.3.4. Скорость сцепления вагонов загруженных опасными грузами, с другими вагонами не должна превышать 5 км/час, а для вагонов с грузами отдельных категорий, требующими особой осторожности, в соответствии с Правилами перевозок грузов, должна быть не более 3 км/час. 3.3.5. Запрещается роспуск с горок без локомотива груженых и порожних цистерн из-под сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов с надписью «С горки не спускать» («Не спускать с горки»). 3.3.6. Вагоны с опасными грузами класса 1,2 имеющими в перевозочных документах штемпель «С горки не спускать» («Не спускать с горки»), стоящие на сортировочных путях, должны ограждаться со стороны горки двумя охранными тормозными башмаками, установленными на оба рельса на расстоянии 25 метров от указанных вагонов. 3.3.7. Составитель поездов перед началом производства маневров с вагонами, загруженными опасными грузами, обязан предупредить о предстоящих маневрах лиц, сопровождающих эти грузы или осуществляющих их охрану. 3.3.8. Перед подачей вагонов под погрузку опасных грузов маневровый диспетчер (дежурный по станции) обязан убедиться, что они осмотрены и признаны, работниками вагонного хозяйства, годными в техническом отношении для перевозки опасных грузов. 3.3.9. Закрепление вагонов с опасными грузами на станционных и погрузочно-разгрузочных путях магистрального и промышленного железнодорожного транспорта, промышленных предприятий производится по нормам и правилам, действующим на железной дороге Республики Беларусь. Порядок закрепления устанавливается техническо-распорядительным актом станции, а также местными инструкциями о порядке обслуживания и организации движения на подъездных путях. 3.3.10. Вагоны с опасными грузами при подаче (уборке) на подъездные пути предприятий и организаций и при маневровой работе на станциях и подъездных путях промышленных предприятий, как и при транспортировке по путям общего пользования должны иметь прикрытие в соответствии с особыми отметками, указанными в перевозочных документах. 3.3.11. При подаче вагонов с опасными грузами на подъездной путь локомотивом железной дороги скорость передвижения маневрового состава по подъездным путям устанавливается приказом начальника отделения железной дороги. В случаях подачи вагонов локомотивом промышленного железнодорожного транспорта или промышленных предприятий скорость передвижения определяется местной инструкцией по эксплуатации подъездного пути при перевозке опасных грузов. 3.3.12. При подаче на подъездные пути предприятий и организаций вагонов с опасными грузами класса 1,2 скорость движения маневровых составов не должна превышать 15 км/час. 3.3.13. Локомотив, выдаваемый для проведения маневровой работы с вагонами, загруженными опасными грузами, должен быть оборудован радиосвязью, а при обслуживании локомотива одним машинистом необходимо иметь второй пульт управления. При неисправности радиосвязи маневры должны производиться с соблюдением дополнительных мер безопасности (ограниченное количество вагонов, наличие составительской бригады не менее чем из двух человек и др.) в порядке, установленном техническо-распорядительным актом станции. 3.3.14. Вагоны с опасными грузами могут следовать в грузовых поездах в соответствии с планом формирования; они включаются в поезда одиночными вагонами или группами вагонов, а также перевозятся маршрутами, сформированными из вагонов с такими грузами. 3.3.15. В качестве прикрытия вагонов с опасными грузами в поезда должны ставиться вагоны с неопасными грузами или порожние (кроме порожних специализированных вагонов-цистерн). Запрещается в качестве прикрытия использовать (первым от вагона с опасным грузом) открытый подвижной состав, загруженный длинномерными грузами, выходящими за пределы лобового бруса. Запрещается ставить в качестве прикрытия первыми от вагонов, загруженных опасными грузами класса 1, порожние платформы. 3.3.16. Движение поездов, в которых имеются вагоны со взрывчатыми, радиоактивными, ядерными, сильнодействующими ядовитыми веществами должно быть организовано, как правило, в обход крупных городов и железнодорожных узлов, на безопасном расстоянии от взрывопожароопасных производств, без остановок на промежуточных станциях, под контролем служб отделения и Управления дороги в установленном порядке. 3.3.17. Не допускается включение вагонов с ВМ, ядовитыми, токсичными веществами в поезда ближних назначений, если по плану формирования для отправления этих вагонов предусмотрены поезда дальнего следования. 3.3.18. Запрещается перевозка опасных грузов класса 1 в поездах с негабаритными грузами верхней третьей, нижней третьей и больших степеней негабаритности, боковой четвертой и большей степени негабаритности. Вагоны с ВМ включаются только в поезда, имеющие длину, соответствующую минимальной вместимости приемо-отправочных путей на участках следования таких поездов. Поезда, в составе которых имеются вагоны с ВМ, соединению не подлежат. Запрещается включать в поезд вагоны со взрывчатыми материалами 13-го разряда совместно с вагонами, загруженными опасными грузами класса 1, сильнодействующими ядовитыми веществами, сжиженными, сжатыми или растворенными под давлением газами и устройствами, снаряженными этими веществами. При формировании составов с опасными грузами класса 1, вагоны с легковоспламеняющимися грузами ставятся вслед за ними с соответствующим прикрытием. При включении в поезда вагонов с опасными грузами класса 1, подлежащих перевозке с выключенными автотормозами, группы не должны превышать 2 совместно стоящих вагонов (но не более 8 осей), а в составе поезда должно быть не больше 4 таких групп при условии обеспечения состава поезда установленным тормозным нажатием. 3.3.19. Сопровождение в поездах и охрана на станциях вагонов с опасными грузами военизированной охраной производится в соответствии с «Положением о порядке охраны грузов и объектов на железнодорожном транспорте». 3.3.20. Вагоны с опасными грузами, следующие в сопровождении специалистов грузоотправителя (грузополучателя), ставятся в состав поезда одной группой. 3.3.21. При наличии в поезде вагонов со сжатыми, сжиженными и растворенными под давлением газами, токсичными и ядовитыми веществами, вагоны с проводниками или специалистами, сопровождающими опасные грузы, должны ставиться впереди них. 3.3.22. На всех сортировочных и участковых станциях, станциях перегрузки, перестановки вагонов с одной колеи на другую, а также на других станциях, где осуществляются операции с вагонами, загруженными опасными грузами класса 1, в качестве приложений к техническо-распорядительным актам станций должна быть разработана местная инструкция «О порядке работы с вагонами, загруженными опасными грузами класса 1», утверждаемая начальником отделения дороги. В инструкции, с учетом местных условий, должны регламентироваться: порядок оповещения работников станций, пунктов технического обслуживания и коммерческого осмотра вагонов, локомотивных депо, подразделений военизированной охраны о предстоящем приеме и отправлении поездов, производстве маневров и других операций с вагонами; порядок приема и сквозного пропуска, подготовки к отправлению и отправления поездов, а также производства маневровой работы с вагонами; порядок использования автотормозов при производстве маневровой работы; порядок выполнения операций по техническому обслуживанию и коммерческому осмотру поездов и вагонов; порядок нахождения на станции вагонов с этими грузами и их идентификации, при необходимости, с аварийными карточками; меры безопасности при экстремальных погодных условиях и осложнениях работы (туман, метель, ливень, ураганный ветер, снежные заносы, отказ технических средств и т.д.); порядок действий при возникновении аварийных ситуаций; порядок взаимодействия с аварийно-спасательными подразделениями; порядок подачи устных команд при производстве маневровой работы; порядок документирования выдачи на маневры тепловозов и паровозов с исправными искрогасителями и искроулавливающими устройствами; пути отстоя вагонов с этими грузами. 3.3.23. На всех сортировочных и участковых станциях, а также на других станциях, по перечню установленному начальником железной дороги, в качестве приложения к ТРА станции должна быть разработана местная инструкция о порядке ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами утвержденная начальником отделения дороги и выделены специальные пути, на которых выполняются мероприятия указанные в аварийных карточках. «Инструкция о порядке ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами» должна регламентировать вопросы действия и защиты здоровья лиц, принимающих участие в ликвидации аварийных ситуаций, проживающего населения и охраны окружающей среды в зоне аварии. Указанная инструкция, до ее утверждения, согласовывается с местными санитарными и природоохранными органами. 3.3.24. Вагоны с опасными грузами классов 1 и 2 на станциях (кроме находящихся на сортировочных путях под накоплением) должны устанавливаться на путях, указанных в техническо-распорядительном акте станции, где стоянка их наиболее безопасна. Такие вагоны должны быть сцеплены, надежно закреплены тормозными башмаками. Стрелки, ведущие на пути стоянки таких вагонов, устанавливаются в положение, исключающее возможность заезда на эти пути, и запираются на навесные замки. 3.3.25. Пропуск транзитных поездов с индексами «Р», «ВМ» должен осуществляться по путям, указанным в техническо-распорядительном акте станции. 3.3.26. Не допускается оставление поездов, следующих с индексом «Р», «ВМ» без локомотивов на промежуточных станциях. В исключительных случаях состав такого поезда может быть оставлен без локомотива по письменному приказу начальника отделения железной дороги. При этом начальник отделения и работники отдела перевозок обязаны принимать меры к ускорению отправления по назначению временно отставленного состава. 3.3.27. В случае выявления в пути следования технических и коммерческих неисправностей или повреждения вагона (контейнера) составляется акт. Если вагон сопровождает проводник, то акт составляется с его участием. В акте должны быть указаны: номер вагона, сроки плановых видов ремонта, год постройки, наименование груза, вид неисправности и причины ее возникновения, принятые меры по устранению неисправности, а также заключение о возможности дальнейшего следования. Копия акта прилагается к перевозочным документам. 3.3.28. Устранение технических и коммерческих неисправностей, обнаруженных в пути следования, у вагонов с опасными грузами в зависимости от их характера и условий работы может производиться как с отцепкой неисправных вагонов и последующей подачей на выделенные для этих целей пути, так и без отцепки их от состава с соблюдением мер предосторожности. 3.3.29. Отцепка на станциях отдельных вагонов с опасными грузами, по техническим или коммерческим неисправностям, допускается в случаях, если может быть обеспечена охрана отцепляемого и отправляемых вагонов. В случае обнаружения в пути следования технических и коммерческих неисправностей вагона, следующего в сопровождении специалиста грузоотправителя (грузополучателя) он отцепляется от поезда и находится под охраной сопровождающего груз. 3.3.30. Отцепка отдельных вагонов из-за неисправности от группы вагонов, следующих в сопровождении специалистов грузоотправителя (грузополучателя), запрещается. В этом случае отцепляется вся группа, о чем начальник станции должен сообщить дежурному по отделению железной дороги. По окончании ремонта или перегруза опасного груза вагоны должны быть включены в состав задержанной группы вагонов и отправлены по назначению. 3.3.31. Проводники, сопровождающие опасные грузы, должны знать служебную инструкцию по сопровождению данного груза, разработанную и утвержденную грузоотправителем, опасные свойства груза, меры оказания первой помощи, меры безопасности в аварийных ситуациях и должны следить за соблюдением мер безопасности, установленных для этого груза. 3.3.32. Грузоотправитель обязан обеспечить проводников средствами индивидуальной защиты, первичными средствами пожаротушения, комплектом инструментов, необходимыми запасными материалами, заглушками, инструкцией для проводника, утвержденной главным инженером завода-грузоотправителя. 3.3.33. При выявлении отсутствия специалиста или проводника вагонов с опасными грузами, подлежащих сопровождению специалистами грузоотправителя (грузополучателя), или охраны железной дороги вагоны задерживаются до их прибытия. В этом случае начальник станции, на которой были обнаружены такие вагоны, ставит в известность грузоотправителя (грузополучателя) для обеспечения дальнейшего сопровождения груза, а также органы Проматомнадзора. Грузоотправитель обязан в суточный срок обеспечить прибытие проводника для сопровождения груза. До прибытия специалиста или проводника грузоотправителя (грузополучателя) начальник станции должен обеспечить охрану вагонов. 3.3.34. В случае обнаружения утечки (просыпания) опасных грузов в пути следования аварийный вагон должен быть отцеплен и отставлен на специальный путь, на котором выполняются мероприятия, указанные в аварийной карточке, о чем начальник станции должен поставить в известность грузоотправителя, органы Проматомнадзора, местные органы природных ресурсов и охраны окружающей среды. 3.3.35. При необходимости, администрация предприятия- грузоотправителя или владельца вагона обязана командировать на станцию, где находится отцепленный вагон, бригаду специалистов. Для этих целей приказом руководителя предприятия должны быть укомплектованы выездные бригады и назначены ответственные должностные лица для ликвидации аварий и устранения неисправностей вагонов, отцепленных в пути следования. 3.3.36. Выездные бригады при ликвидации неисправности вагонов должны руководствоваться специальной инструкцией, утвержденной руководителем предприятия. 4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ОТДЕЛЬНЫХ КЛАССОВ 4.1. Класс 1. Взрывчатые материалы (ВМ) 4.1.1. Перевозка опасных грузов класса 1 железнодорожным транспортом должна производиться в соответствии с Правилами перевозок грузов, другой нормативно-технической документацией, действующей на железнодорожном транспорте. 4.1.2. Перед погрузкой взрывчатых материалов в универсальные крытые вагоны и специализированные контейнеры грузоотправитель обязан выполнить работы по их подготовке, с соблюдением требований настоящих Правил, в порядке предусмотренном действующей на железной дороге нормативной документацией. 4.1.3. Погрузка и выгрузка промышленных взрывчатых материалов должны производиться на подъездных путях предприятий. Места стоянки таких вагонов до их отправления со станции должны быть удалены от жилых и производственных строений, тяговых подстанций, грузовых складов, общих мест погрузки, выгрузки и хранения грузов, от мест налива и слива легковоспламеняющихся грузов, от главных станционных путей согласно требованиям СНиП II-39-76, но не менее чем на 125 м. Выбор указанных мест производится комиссией в составе начальника станции, военного коменданта железнодорожного участка, представителей центра гигиены и эпидемиологии дороги, пожарной охраны, транспортной милиции Министерства внутренних дел, Проматомнадзора и согласовывается с местными органами управления. При отсутствии места, удовлетворяющего перечисленным требованиям, комиссия может установить наиболее удобное для этих целей место с отступлением от указанных требований. В этом случае комиссия определяет дополнительные меры безопасности в зависимости от местных условий. Выбор места определяется актом, подписываемым членами комиссии и согласовывается с местными органами управления. Установленные в указанном порядке места, а также пути для стоянки вагонов с такими грузами указываются в техническо-распорядительном акте станции. 4.1.4. Места, предназначенные для производства погрузо-разгрузочных работ с ВМ, должны быть специально оборудованы, иметь необходимые средства пожаротушения и устройства электрического освещения во взрывобезопасном исполнении. Запрещается производить погрузо-разгрузочные работы с такими грузами на неосвещаемых площадках в темное время суток. 4.1.5. Запрещается хранение ВМ в складских помещениях железнодорожных станций. 4.1.6. При перевозке на открытом подвижном составе ВМ в специализированных контейнерах, тип и параметры которых совпадают с типами и параметрами универсальных контейнеров, их размещение и крепление производится в соответствии с требованиями «Технических условий погрузки и крепления грузов». 4.1.7. Ответственность за соблюдение Правил погрузки и крепления мест с ВМ в вагонах и специализированных контейнерах, а также спецконтейнеров в вагонах несут предприятия-грузоотправители. 4.1.8. Работники железнодорожных станций обязаны проверить правильность размещения и крепления специализированных контейнеров с ВМ на открытом подвижном составе при отправлении грузов без сопровождения специалистов или охраны грузоотправителя (грузополучателя). 4.1.9. Совместная перевозка в одном контейнере ВМ разных подклассов, кроме грузов, входящих в комплект, запрещается. 4.1.10. Запрещается совместная перевозка ВМ в одном вагоне или в разных контейнерах, загруженных в один вагон, с ядовитыми веществами, легковоспламеняющимися и другими грузами, не входящими в комплект со взрывчатыми материалами. 4.1.11. Порядок включения и выключения автотормозов у вагонов с ВМ при производстве маневровой работы на подъездных путях предприятий и организаций, железнодорожных станциях разрабатывают, руководствуясь действующей нормативно-технической документацией и утверждают соответственно руководители предприятия-ветвевладельца и отделения железной дороги. 4.1.12. К перевозке допускаются только ВМ классифицированные, а также допущенные Проматомнадзором к производству и применению в установленном порядке. При этом под новым считается взрывчатый материал, не только с учетом изменения его физико-химических свойств, но и в случае применения новой конструкции тары и упаковки, увеличения массы погрузочной единицы. 4.2. Класс 2. Газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением 4.2.1. При перевозках опасных грузов класса 2 должны выполняться требования настоящих Правил, Правил перевозок грузов, а также нормативно-технической документации, касающейся технической безопасности при эксплуатации цистерн, производстве слива, налива и перевозок конкретных опасных грузов этого класса. 4.2.2. После заполнения вагона-цистерны опасными грузами класса 2 должна быть проверена герметичность люка цистерны и арматуры. Все рабочее оборудование вагона-цистерны должно быть приведено в транспортное положение. Верхний люк и предохранительный клапан закрываются предохранительными колпаками и пломбируются. Письменное разрешение на отправку вагона-цистерны с этими грузами выдается представителем ОТК. При этом необходимо убедиться в исправности экипажной части, соответствии маркировки, герметичности котла цистерны, наличии предохранительных колпаков над арматурой, которые должны быть заперты на замок и опломбированы. 4.2.3. Порожние вагоны-цистерны, контейнеры-цистерны и баллоны для транспортирования опасных грузов класса 2 перевозятся на тех же условиях, что и заполненные. 4.2.4. При передаче вагона-цистерны ее владельцем другому предприятию для разовой перевозки опасных грузов класса 2 последнему должно быть послано телеграфное извещение с указанием номера транспортной накладной, заводского и регистрационного номеров, а так же сроков технического освидетельствования цистерны, арматуры и регулировки предохранительного клапана, которое хранится у владельца вагона-цистерны и у отправителя продукции до завершения перевозки продукта. 4.2.5. Грузополучатель обязан слить груз из вагона-цистерны, контейнера-цистерны полностью. Давление в цистерне после слива должно быть не менее норм, установленных нормативно-технической документацией для данного груза. В накладной на порожнюю вагон-цистерну грузополучатель обязан записать: «Вагон-цистерна слита полностью. Давление в котле…МПа». 4.2.6. При перевозке сжиженных газов под нормальным давлением вагон-цистерна должна быть оборудована отводящей трубой для испарения газа, находящейся в открытом состоянии. На вагонах-цистернах в этом случае у места свободного выхода газа должна быть надпись: «Газосброс не закрывать». 4.2.7. После наполнения вагонов-цистерн, оборудованных арматурным шкафом (тамбуром), шкаф должен быть закрыт на замок и опломбирован пломбой грузоотправителя. При возврате таких вагонов-цистерн в порожнем состоянии грузополучатель обязан закрыть на замок и опломбировать арматурный шкаф (тамбур) в порядке, предусмотренном для груженых цистерн. 4.3. Класс 3. Легковоспламеняющиеся жидкости 4.3.1. Перевозка опасных грузов этого класса должна производиться в соответствии с Правилами перевозок грузов и другой нормативно-технической документацией. 4.3.2. Полнота слива опасных грузов этого класса, обладающих токсичными свойствами и спиртовым (винным) запахом, удаление промывной воды удостоверяются в накладной на порожнюю вагон-цистерну подписями работников станции и ответственного должностного лица предприятия-грузополучателя, назначенных приказом соответственно начальника станции и руководителя предприятия. 4.3.3. После налива и слива опасных грузов подтеки на наружной поверхности котла вагона-цистерны должны быть грузоотправителем (грузополучателем) удалены. 4.3.4. При наливе и сливе опасных грузов: работы по наливу и сливу должны быть механизированы с обеспечением максимальной герметизации; Работники, производящие налив и слив этих грузов, должны быть перед началом работ ознакомлены с их свойствами, проинструктированы по вопросам техники безопасности при работах с этими продуктами и снабжены соответствующей защитной одеждой, средствами индивидуальной защиты; работы внутри котла вагона-цистерны должны производиться с обязательным применением шлангового противогаза. 4.4. Класс 4. Легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ), вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой 4.4.1. Перевозка опасных грузов этого класса должна
Страницы: Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6