Содержание
- Каков порядок передачи права собственности на земельный участок
- Общие моменты
- Порядок оформления регистрации права собственности на земельный участок
- Оформление дарения дома и земельного участка
- Как передать право собственности на земельный участок
- Как передать право собственности на земельный участок сыну
- Платное предоставление
- Бесплатная земля
- Порядок передачи земли бесплатно
- +7 (812) 448-61-02 — Санкт-Петербург
- Особенности бесплатной передачи земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности
- Порядок бесплатной передачи земельного участка государственной или муниципальной собственности
- Заключение
- Наиболее популярный вопрос и ответ на него по особенностям бесплатной передачи земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности
- Список законов
- Образцы заявлений и бланков
- Указ Президента РФ от 2 марта 1992 г. N 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан»
Каков порядок передачи права собственности на земельный участок
Переуступка определенной недвижимости проводится только в том случае, если на данный момент лицо уже распоряжается имуществом на правах аренды. В такой ситуации арендатор получает землю в собственность на возмездном или безвозмездном основании, но, помимо этого, предусматривается также переуступка в пользу нового лица, которое ранее не арендовало данное имущество.
В случае переуступка права собственности арендодатель должен предоставить определенное имущество арендатору или лицу, которое выкупает данную территорию, после чего зарегистрировать проведение сделки.
Если в качестве арендатора выступает физическое лицо, то в таком случае процедура переуступки будет осуществляться путем оформления нового соглашения к уже существующему договору аренды, в то время как при отсутствии договора аренды оформляется стандартное соглашение по купле-продаже недвижимости.
Скачать договор купли-продажи земельного участка
Скачать бланк договора аренды земельного участка
Образец договора аренды земли:
Необходимые документы
Документы, которыми устанавливается возможность переуступки – это акты, в соответствии с которыми указанные территории предоставляются гражданину в частную собственность.
Сама процедура выкупа проводится при наличии следующих бумаг:
- документ, устанавливающий наличие у арендодателя права собственности на земельный участок;
- оформленный договор аренды на указанную территорию;
- документ, на основании которого гражданин имеет право пользоваться земельным участком;
- кадастровый паспорт данной территории.
На основании указанного пакета документов собственник проводит оформление нового дополнения к имеющемуся договору, в соответствии с которым в дальнейшем будет осуществляться процедура переуступки. Дополнение должно оформляться на основании действующего договора.
Подача заявления
Заявление оформляется на имя главы территориального органа администрации того населенного пункта, на территории которого расположен интересуемый участок. В заявлении указывается полный перечень данных об участке, соответствующих информации в кадастровом учете, а помимо этого, указываются основные данные о действующем договора аренды, на основании которого заинтересованное лицо пользуется территорией на данный момент.
Далее подробно выражается причина обращения, то есть указывается просьба о предоставлении права собственности на арендуемую территорию. После этого устанавливается полный перечень документов, прикладываемых к документу, а также ставится подпись заявителя и дата оформления бумаги.
Перед тем, как подавать заявление, стоит подробно ознакомиться с деталями договора аренды. В нем должны указываться определенные пункты, устанавливающие различные особенности переуступки прав, и если они существуют, стоит вписать это в свое заявление как основание для реализации заявленной просьбы.
Если в составленном договоре аренды отсутствуют указания о возможности
приватизации
, то в таком случае просьба о предоставлении имущества может указываться в свободной форме. В данном случае стоит постараться как можно более четко строить фразы, указывая все лаконично и по существу.
Образец кадастрового паспорта на земельный участок:
Сроки рассмотрения и регистрация
Рассмотрение таких вопросов осуществляется на протяжении месяца с того момента, как было подано заявление с полным пакетом документов со стороны заинтересованного лица. Данный промежуток времени устанавливается действующим регламентом, но на практике сроки могут затягиваться при наличии различных причин. При этом в любом случае заявителю должны будут сообщить, на протяжении какого времени комиссия будет заниматься рассмотрением этого вопроса.
Помимо этого, переуступка права собственности в обязательном порядке должна быть зарегистрирована в государственных органов. Если земельный участок покупается у частного собственника, то в таком случае вместо оформления акта может осуществляться непосредственная регистрация переуступки в территориальном отделении Росреестра.
Для проведения данной процедуры обе стороны лично посещают отделение этого органа, после чего вместе с гражданскими паспортами и другими необходимыми документами проводят регистрацию переуступки. Дополнительный договор в таком случае лучше всего оформлять заранее в соответствии с общими правилами, предусмотренными для составления таких документов. После того, как соглашение будет зарегистрировано, процесс можно считать оконченным.
Если осуществлялось оформление
акта передачи собственности
в муниципальных органах, то в таком случае стоит приложить его к имеющимся документам. Бумага будет являться основанием для регистрации и дальнейшего оформления свидетельства о праве собственности.
Скачать бланк акта приема-передачи по договору аренды земельного участка
Безвозмездное вручение земли в муниципальную собственность и наоборот
Бесплатная передача недвижимости может осуществляться при наличии одного из следующих условий:
- с гражданином был оформлен договор, на основании которого осуществляется освоение и развитие указанной территории;
- земельный участок предоставляется компании, ведущей деятельность на религиозной основе для ведения сельскохозяйственной или другой деятельности;
- на участке находятся какие-либо постройки, принадлежащие заинтересованному лицу;
- земля предоставляется на праве совместного владения в процессе образования садоводческих товариществ;
- земельный участок предназначается для ведения сельскохозяйственной деятельности, и при этом был подвержен химическому или радиоактивному загрязнению с последующей очисткой;
- заинтересованное лицо является членом многодетной семьи;
- заявитель более пяти лет пользуется указанным участком на законных основаниях.
Добровольная
Право собственности на определенный земельный участок может прекращаться в том случае, если данное желание будет проявлено владельцем земельного участка в результате его отчуждения каким-либо другим лицам, то есть на основании оформленного договора.
В соответствии с нормами, указанными в статье 52 Земельного кодекса, отчуждение земельных участков со стороны их собственников в пользу других лиц осуществляется в том порядке, который предусматривается гражданским законодательством, учитывая различные ограничения, связанные с оборотоспособностью таких территорий.
Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Отчуждение земельного участка предусматривает его добровольную передачу в пользу третьих лиц со стороны основного собственника.
В то же время в процессе отчуждения такого имущества в обязательном порядке должны приниматься во внимание различные ограничения на оборот земли, прописанные в статье 27 Земельного кодекса, а также различные особенности проведения сделок, прописанные в этом кодексе.
Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков
При отчуждении недвижимости
В соответствии с нормами, указанными в статье 552 Гражданского кодекса, на основании договора продажи какой-либо недвижимости вместе с передачей прав собственности на указанное имущество также передаются права на ту долю земельного участка, которая им занимается и требуется для нормальной эксплуатации.
Действующее законодательство устанавливает, что указанное правило распространяется не только на оформляемые между гражданами договора купли-продажи, но и на другие ситуации, связанные с отчуждением недвижимости или ее постройкой.
Статья 552. Права на земельный участок при продаже здания, сооружения или другой находящейся на нем недвижимости
Указанные нормы носили диспозитивный характер, то есть договор отчуждения недвижимости изначально мог устанавливать право на земельный участок, который ей занят, а если данное право не определено, приобретатель получает право собственности.
Статья раскроет основные моменты, связанные с оформлением права собственности на земельный участок. Как его оформить и где, какие документы понадобятся, и какие дальнейшие действия – далее.
Чтобы владелец земельного участка мог пользоваться им на законных основаниях, необходимо оформить права собственности.
Право на участок возникает с момента его регистрации. Как и где это можно сделать, нужно ли оформлять права собственности?
Общие моменты
Земельный участок как объект права собственности обязательно подлежит регистрации. Без оформления земельного участка в собственность нельзя проводить с ним сделки – продавать, сдавать в аренду.
Без регистрации у земли нет владельца с юридической стороны. Процесс оформления прав собственности несложный, процедуру упростили.
У приватизации имеются положительные и отрицательные моменты. Приватизация участка в саду, под многоквартирным домом или под гаражом дает возможность человеку распоряжаться землей – дарить, продавать, сдавать в аренду или завещать.
Минусом является ежегодная уплата налога на землю – 0,3% от ее стоимости. Земельные участки, которые разрешено приватизировать:
- наделы, на которых расположены здания, используемые гражданами до принятия действующего Земельного кодекса;
- земли для бессрочного пользования;
- участки для ведения дачного хозяйства;
- земли огородников, гаражного кооператива.
Способов оформления прав собственности немало:
- оформить сделку купли-продажи, подарить землю или разменять;
- зарегистрировать надел как наследство;
- оформить аренду;
- обратиться в суд;
- получить надел на основании распорядительных документов.
При регистрации возникают трудности, к которым необходимо быть готовым. Среди более распространенных проблемных ситуаций выделяют:
Если на земельном участке числится обременение | Оно сохранится, если соглашение не предусматривает иное |
Зарегистрировать права на землю с обременением (залогом) | Удастся лишь после согласия залогодержателя |
Вместе с регистрацией прав на земельный участок | Разрешено регистрировать права на недвижимость |
Субъектами могут быть как юридические, так и физические лица.
Приватизация – процесс и регистрация перевода земельного участка из муниципальной в частную собственность. Список документов, которые потребуются для государственной регистрации
Для закрепления прав собственности необходимо подготовить пакет документации:
- паспорт;
- заполненное заявление;
- основание предоставления прав на землю;
- документ, подтверждающий проведение кадастровых работ;
- правоустанавливающие справки.
Процесс оформления отличается, в зависимости от способа оформления земли в собственность – при покупке, аренде. Поэтому и список документов может быть другим.
Действующие нормативы
Законодательством установлено, что территория, на которой расположена жилая постройка, должна быть зарегистрирована.
Процесс приватизации регулируется Федеральным законом № 93 «О дачной амнистии», принятым 30 июня 2006 года.
Статьей 235 ГК РФ определен добровольный и принудительный отказ от прав собственности на землю.
Согласно 34 статье Земельного кодекса, основная причина прекращения прав собственности на землю – добровольное желание владельца отдать ее родственнику или третьему лицу.
Порядок оформления регистрации права собственности на земельный участок
У любой земли есть владелец. Пока ее не зарегистрируют на частное лицо, земля принадлежит государству. Гражданам участок предоставляется в аренду по договору.
Но гражданин вправе его выкупить. Важно знать, как получить права на землю. Способы оформления земли в собственность:
- льготные категории оформляют на бесплатной основе. Такое право имеется у инвалидов, молодых специалистов, многодетных семей;
- выкупить участок земли в аренде. Но если права собственности оформляются на гараж, домик на даче, дом на участке под ИЖС либо ЛПХ. Такое право имеют и члены в кооперативе, в СНТ;
- на торгах или аукционе;
- в судебном порядке.
Прежде чем оформлять права собственности, следует узнать категорию земли. Узнать статус участка можно в Росреестре.
Зарегистрировать права собственности разрешено в Росреестре, через Многофункциональный центр или на портале Государственных услуг.
В первом случае процедура займет 1 неделю, если через МФЦ – 9 дней. Если права собственности регистрируются по сделке с нотариально оформленной документацией – 3-5 дней.
Пошаговая инструкция
Как зарегистрировать участок? Для оформления земли в собственность существует определенный алгоритм действий.
Включает он такие этапы:
Определение границы | Если граница не установлена, то проводятся межевальные работы. Из кадастровой службы приезжает инженер и проводит соответствующие работы. Сначала устанавливается цена за работу, оформляется проект, оповещаются соседи. После установки межевых знаков определяются параметры объекта, и разрабатывается межевой план. В конце подписывается акт о межевании |
Кадастровый учет | В Кадастровой палате необходимо поставить участок на учет. Нужно будет заполнить заявление и оплатить государственную пошлину. В течение 14 дней сотрудник проверит правильность данных. Земельному участку присваивают номер, подготавливают план и паспорт |
Постановление | После постановки на учет в Администрации нужно будет получить постановление по отчуждению земли. После получения постановления с Администрацией подписывается соглашение о передаче земли или договор купли-продажи. После чего регистрируются права собственности. С этого момента гражданин считается законным владельцем земельного участка |
Как оформить через МФЦ
Прежде чем обращаться в Многофункциональный центр, необходимо подготовить пакет документов. Способы оформления:
- личное обращение – независимо от того, где зарегистрирован гражданин и где расположен земельный участок;
- заказным почтовым отправлением;
- по электронной почте.
Для начала необходимо записаться на прием – по телефону или по интернету, на портале Госуслуг.
Этапы оформления регистрации прав собственности на земельный участок:
Заявитель подает справки и заявление сотруднику Центра | Производится первичная обработка данных – проверяется подлинность бумаг, их соответствие нормам законодательства, отсутствие исправлений |
Если документы в порядке | Сотрудник МФЦ регистрирует их. Заявителю выдают расписку |
В Центре права собственности не оформляются | Документацию пересылают в Росреестр, где их проверяют. Если пакет справок будет неполным, сотрудники Росреестра приостанавливают сделку и просят донести недостающие документы |
При положительном решении | В Реестр вносят сведения о регистрации. Сделка считается заключенной |
Документы снова передают в Многофункциональный центр | Регистрация земли завершается |
Преимущества оформления через МФЦ:
- можно обращаться в любой офис, независимо от региона регистрации;
- экономия времени;
- удобный рабочий график;
- возможность записаться на прием предварительно;
- квалифицированные сотрудники.
На переоформление участка земли уйдет 10 дней. По окончании заявителю выдается выписка из Единого реестра.
Размер госпошлины
Размер государственного сбора был установлен в 2015 году и действует до сегодняшнего дня. Стоимость пошлины зависит от нескольких факторов:
- кто является собственником – физическое или юридическое лицо;
- к какой категории относится участок – сельскохозяйственного назначения или общего;
- впервые ли проводится процедура;
- способ получения прав собственности.
Размер пошлины составляет:
Стандартная регистрация перехода прав для юридических лиц | 22 тысячи рублей, для физических – 2 тысячи рублей |
Регистрация землевладения гражданином | 350 рублей |
Регистрация земельной доли физическим лицом | 100 рублей |
Регистрация сельскохозяйственного участка | 350 рублей |
Регистрация доли земель сельхозназначения | 100 рублей |
То есть, при установлении суммы пошлины важны сведения о собственнике и категория участка земли.
Дополнительные затраты возможны на заверение справок нотариусом. Если границы участка не установлены, то за межевание придется заплатить около 10 тысяч рублей.
Порядок оформления отказа
Земельный участок передается в пользование на основании различных прав. При оформлении его в собственность владелец вправе распоряжаться землей как угодно.
Иногда получатель отказывается использовать землю. Отказаться от права собственности можно при наличии определенных оснований.
Видео: как оформить участок за 350 рублей
О своем намерении собственник обязан сообщить, чтобы землей не могли распоряжаться или пользоваться.
Причины отказа должны быть вескими. Это может быть:
- невозможность использовать участок земли из-за его отдаленности от населенного пункта;
- наличие обременения;
- несоответствие размера надела установленным стандартам;
- немалая сумма вложений для поддержки земли;
- снижение плодородности участка.
Причину отказа необходимо подтвердить документами. Чтобы отказаться в приобретении прав собственности, необходимо следовать алгоритму действий:
- Посетить органы регистрации. Отделение Росреестра выбирают по месту расположения земельного участка. Разрешено обращаться лично или через доверенное лицо.
- Подать заявление. Если был заключен договор купли-продажи, подать его в Росреестр.
- Получить расписку о принятии документов.
- Дождаться рассмотрение заявки (около 1 месяца).
Государственные органы направляют заявку на регистрацию объекта в Росреестр, Налоговую инспекцию и Кадастровую службу.
После прекращения прав собственности в течение 5 суток заявителя оповещают. Отказавшись от прав собственности на участок, его передают региональной власти.
Землю признают бесхозной – ее реализуют или консервируют. В течение года права можно вернуть. Для этого необходимо обратиться в Росреестр.
На каких основаниях может быть прекращение
После возникновения прав собственности они могут быть прекращены – как на добровольной основе, так и на принудительной.
Происходит прекращение права собственности на земельный участок в случаях:
- владелец продал землю другому гражданину;
- собственник отказался от земельного участка. Это касается физических лиц, у юридических лиц права отказа нет.
Это основания добровольного прекращения прав собственности. В случае смерти владельца права собственности прекращаются.
Земельный участок отбирают и принудительно, если у государства возникнет в этом необходимость – проложить дорогу, построить важный объект.
Изымают землю на основании государственного акта, судебного решения или распоряжения муниципалитета. После лишения прав земельным участком владеет соответствующий орган.
Принудительно лишить прав может лишь суд. Основания – изъятие участка для государственной нужды, конфискация, взыскание за невыполненное обязательство.
Что делать дальше после получения свидетельства
После оформления прав собственности и получения свидетельства необходимо зарегистрировать участок – внести данные о нем в Земельный кадастр. После этого участку присваивают номер.
Таким образом, земельный участок необходимо зарегистрировать и оформить права собственности на него.
После этого землей разрешено распоряжаться как угодно. При отсутствии свидетельства о праве собственности совершать сделки с участком нельзя.
Допустим, сделка заключена, имеется договор купли-продажи, разрешение на приватизацию или иной документ, дающий право осуществить переход прав собственности на землю. Заявление в Росреестр При подаче заявления в госорган потребуется передать как сам документ, подтверждающий произошедшую сделку (пункт1), так и техническую документацию, которая должна быть оформлена на каждый выделенный участок земли. Без таких документов передача невозможна. Выдача свидетельства У прежнего собственника имелось свидетельство о праве на участок, теперь собственник меняется, и документ требуется оформить на нового владельца. Свидетельство о регистрации прежнего хозяина сдаётся в Росреестр вместе с заявлением и пакетом документов на землю.
Оформление дарения дома и земельного участка
Затем оригиналы переданных для регистрации документов возвращаются сторонам, а новому собственнику выдается выписка из единого государственного реестра недвижимости и кадастровый паспорт. Также и продавцу, и покупателю передаются заверенные копии имущественного договора, заверенного установленным образом. Переоформление земельного участка при дарении Скачать образец договора дарения земельного участка можно здесь Часто при оформлении земельного участка может возникнуть вопрос, а можно ли избежать уплаты налога в размере 13% кадастровой стоимости земли.
Да, законодатель дает такую возможность – оформить договор дарения. Однако, если условия передачи права собственности в безвозмездном порядке будут нарушены, то в последующем могут быть очень неприятные инциденты, результатом которых может стать отмена договора в судебном порядке или же привлечение к ответственности за неуплату налогов.
- При передаче прав собственности на землю очень дальним родственникам или вовсе чужим людям (например, когда нет возможности совершить сделку купли-продажи, или родственники, действительно, очень дальние, а желание дарителя — «только им и никому другому»)
- Необходимо иметь в виду, что подаренная земля является собственностью только того, кому она подарена и допустим в случае развода в разделе имущества не участвует. Дарение земли близким родственникам Законодательство Российской Федерации предоставляет замечательную возможность для близких родственников дарения земельных участков или других объектов недвижимости, которые находятся в собственности. Согласно Налоговому кодексу все сделки связанные с дарением имущества между близкими родственниками и членами одной семьи налогами не облагаются.
Как передать право собственности на земельный участок
Для того чтобы пакет документов был полон, гражданину понадобится:
- документ о подтверждении правомочий собственника;
- выписка из ЕГРЮЛ;
- свидетельство регистрации массива в налоговом органе;
- схема положения земельного участка;
- генеральный план земельного участка;
- кадастровый номер участка, в котором указана кадастровая стоимость земельного участка;
- сообщение на имя главы администрации по передаче участка в собственность.
Необходимо отметить, что различные правовые режимы, которые действовали в разные годы в земельном законодательстве, принесли некоторую сумятицу в набор документов. Поэтому, необходимо проверить наличие самого документа, который подтверждает собственность на землю.
Если одна из сторон будет уклоняться от государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, то вторая сторона может обратиться в суд, который вправе принять решение о признании договора заключенным и признании права собственности покупателя на приобретенное имущество. Такое решение суда будет являться основанием для регистрации права собственности и получения покупателем свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок. В случае, когда придется пройти процедуру обращения в суд, чтобы зарегистрировать переход права собственности по договору купли-продажи, можно требовать возмещения всех связанных с таким обращением судебных расходов и других убытков, вызванных задержкой регистрации.
Как передать право собственности на земельный участок сыну
Переоформление земельного участка на другого человека после смерти Порядок действий при оформлении участка в собственность после гибели предыдущего владельца имеет несколько особенностей. Земельный участок, который оформлен в собственность в соответствии с нормами Закона, после кончины владельца переходит в наследство его родственникам. Прядок приоритета получения наследства регламентирован в Гражданском Кодексе РФ.
Если родственники умершего не могут прийти к общему решению и на землю претендуют несколько человек, то можно заключить соглашение, которое допускает:
- долевая собственность;
- выкуп некоторыми наследниками;
- выкуп единственным наследником всех долей;
- отказ части наследников вступить в наследство.
В случае, когда соглашение не оформлено, то все наследники владеют землей без выделения долей.
Различные сделки с недвижимостью особенно подробно регулируются действующим законодательством, которое устанавливает огромнейшее количество правил для их проведения.
В частности, это касается передачи права владения на различные земельные наделы с указанием отдельных условий для проведения сделок с разными категориями земли.
В связи с этим гражданам, которые собираются проводить такие сделки, будет полезно узнать о том, как осуществляется передача права собственности на земельный участок и какие требования нужно учитывать для ее проведения.
Платное предоставление
В собственность земельный участок предается через проведение торгов. Постановление об этом мероприятии принимает полномочный орган, по заявлению, которое поступает от юридического или физического лица.
Человек, который инициирует торги, обязан соблюдать порядок предоставления:
- Подготовить схему участка. Подать просьбу по поводу утверждения его схемы, указать целевое использование. Государственные органы осуществляют проверку оснований для передачи в собственность участка земли. Может быть вынесено решение об отказе или одобрении представленных схем. Длительность до 2 месяцев с даты предоставления документов.
- Провести кадастровые работы.
- Осуществить постановку на кадастровый учет, зарегистрировать право собственности.
- Подать заявление на проведения аукциона, при этом уже должен быть кадастровый номер, который указывается в заявлении.
- Написать заявление в госорган по поводу регистрации права владения.
Этот подготовительный этап завершается проведением аукциона, в течение 2 месяцев с момента подачи всех необходимых документов.
Торги проводятся в электронном формате. Но есть исключения, среди них: предоставление земли физическому лицу или фермерскому хозяйству для ИЖС, ЛПХ, ведения дачного хозяйства и/или садоводства, фермерской деятельности.
Бесплатная земля
Коррективы в законе 2016 года в большей мере касались предоставления земельных участков в собственность бесплатно.
Таким правом могут воспользоваться некоторые группы граждан одноразово, не зависимо от того к какому количеству категорий они относятся.
На такую щедрость от государства могут рассчитывать:
- Организации граждан, которые занимаются садоводством, огородничеством. Причем ключевую роль играет не коммерческое использование участка.
- Граждане, которым земля передана в пользование (с даты предоставления прошло больше 5 лет) для ведения личного подсобного хозяйства. Условие – целевое использование участка.
- Гражданину, который получил в пользование землю для ИЖС, и при этом на протяжении 5 лет с момента получения работал в органах муниципального образования, и эта работа была основной.
- Те, у кого в фактической эксплуатации есть дом, возведенный на участке, если право обладания возникло как результат наследования.
- Граждане, имеющие 3 и больше детей.
Внимание! Каждый субъект РФ определяет собственные критерии признания семьи многодетной.
- Граждане, которые обладаю правом на бесплатную передачу земельного участка в собственность в соответствии с законами РФ. К ним относятся ветераны ВОВ, военнослужащие (выслуга не менее 15 лет), сотрудники ОВД (выслуга 15 лет), ликвидаторы аварии на ЧАЕС, дети, потерявшие родителей, отдельные категории бюджетников.
- Лицам, с которыми имеется соглашение развития территории.
- Религиозным, благотворительным организациям, которые владеют постройками на территории участка.
Порядок передачи земли бесплатно
Для получения гражданами земельных участков в собственность бесплатно необходимо обратиться в представительство Департамента имущества и земотношений по место локации земли. Передать прошение установленного образца. В документе следует указать площадь, место расположение и целевое предназначение участка. Помимо того следует предоставлять:
- Копию паспорта или другого документа удостоверяющего личность.
- Оригинал документа, что подтверждает право на получение земли бесплатно.
- Оригинал документа, что подтверждает право на участок вне очереди, если подобный имеется.
Составление обращение по вопросу выделения участка без платы:
- Реквизиты органа, к которому идет обращение.
- Название заявления. Тут нужно указать для чего будет использоваться земля.
- Тело документа (текст). Подробное описание просьбы, на каких основаниях заявитель считает, что он может претендовать на участок. Тут указывается данные для запрашиваемого объекта. В том числе его размеры, адрес, целевое использование.
- Ограничения для использования, если они есть.
- Если на территории есть сооружения. То перечисление их, с указанием площадей в табличном формате.
- Информация есть ли отягощения и притязания на участок третьих лиц.
- Список документов, приложенных к обращению.
- Подпись заявителя, ФИО.
На рассмотрение заявление у госорганов есть 30 дней. За отведенный срок определяется: законна ли передача запрашиваемого земучастка. Если необходимо обращение в другие госорганы сроки могут продлиться еще на такой же период. Об этом заявщика должны оповестить.
Решение может быть в таких вариантах:
- Разрешение на постановку в очередь по поводу передачи земучастка безвозмездно. В данном случае заявищику придет оповещение о постановке в очередь и сообщен номер в очереди.
- Отказ, по причине отсутствия поводов для подобного предоставления земли. Госорганы обязаны предоставить заявителю причины такого решения. Уведомление с обоснованием будет отправлено почтой.
Основания для отказа могут быть:
- Отсутствие законных оснований для предоставления земли безвозмездно.
- Пакет документов не соответствуют по оформлению, составу, содержанию или требованиям закона.
- Если заявщик уже воспользовался своим правом на получение такого участка.
- В собственности субъекта федерации нет участка, отвечающего требованиям заявителя, и будущее их формирование невозможно в соответствии с законом.
+7 (812) 448-61-02 — Санкт-Петербург
Позвоните и решите свои вопросы прямо сейчас — это быстро и бесплатно!
Бесплатная передача в собственность земельного участка используется при соблюдении следующих условий:
- Передача участка осуществляется тому лицу, с которым оформлен договор об освоении и развитии этой территории.
- Предоставление земли организации, осуществляющей деятельность на религиозной основе для сельскохозяйственных или иных целей, регламентированных нормативами субъектов РФ.
- Делегирование земельных правомочий некоммерческой организации на участок, где находятся здания, принадлежащие этой организации.
- Передача в безвозмездное пользование участков с объектами недвижимости, находящихся в ведение фондов инвалидов.
- Предоставление земли на праве совместного владения гражданам при образовании садоводческого товарищества.
- Передача земли в собственность бесплатно после обработки. Применяется для ведения сельского хозяйства на наделах, подвергшихся радиоактивному или химическому загрязнению и последующей очистке.
- Выделение государственного надела для многодетных семей. При этом основания и порядок оформления участка регулируются отдельными нормативами региональных властей.
- Передача арендуемой территории ее нанимателю по истечении 5 лет надлежащего использования.
Особенности бесплатной передачи земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности
Согласно земельному праву для многодетных семей и арендаторов муниципальной собственности, которым отчуждается определенная территория на бесплатной основе, такая возможность предоставляется однократно. Если указанные лица обладают правом на получение участка по нескольким причинам – оформление недвижимости происходит только по одному основанию.
В случаях, когда порядок оформления территорий на бесплатной основе не регламентирован федеральными законами, процедура постановки на учет и предоставления регулируется законодательными актами субъектов Федерации.
Если порядок предоставления участка в каком-либо регионе не установлен – оформление земли осуществляется по этапам, регламентированным ЗК РФ в ст. 39.14-39.17 и аналогично передаче участка без проведения торгов.
Порядок бесплатной передачи земельного участка государственной или муниципальной собственности
Процедура передачи прав на землю на бесплатной основе регламентируется отдельными нормативами региональных властей, а при их отсутствии – ЗК РФ. Поэтапный порядок оформления территории в частное ведение:
- Подготовка технической документации в случае ее отсутствия. Подача заявления для предварительного соглашения с заинтересованной стороной.
- Рассмотрение заявки и приложенной документации уполномоченным органом. Если выявлены несоответствия – в течение 10 дней заявитель уведомляется об этом, с последующим возвратом заявления и указанием пунктов для исправления.
- Если бумаги оформлены правильно – заявка рассматривается в порядке очередности и в течение одного месяца будет принято решение об одобрении или отказе в заявлении.
- В случае согласия компетентного органа в предоставлении земли, необходимо обратиться в госучреждение и заполнить образец заявления (посмотреть и скачать можно здесь: ) для передачи участка в личное ведение.
- Оформление правоустанавливающих документов и передаточного акта на имущество.
- Регистрация перехода вещного права в службе кадастра и картографии.
Перечисленные заявления можно подавать путем личного посещения уполномоченного органа, реализующего государственное (или муниципальное) имущество, через отделение почты заказным письмом или посредством коммуникационной сети Интернет, оформив соответствующую заявку на официальном портале.
Если претендент на получение земли является одновременно ее арендатором, то подача заявления производится до момента прекращения его правомочий. В случае предоставления территорий, находящихся в бессрочном пользовании, при оформлении заявки нужно составить документ, свидетельствующий о прекращении таких полномочий. Исключением являются муниципальные и казенные организации, обладающие исключительным правом на постоянное пользование государственной землей.
Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.
Необходимые документы, прикладываемые к основному заявлению:
- Документ, подтверждающий личность заявителя для физического лица. Копии учредительных документов – для организации.
- Правоустанавливающий документ на имущество или бумага, подтверждающая право на его получение.
- Техническая документация. В случае ее отсутствия – схема расположения надела.
- Проектные бумаги на лесную делянку (при необходимости).
- Доверенность, заверенная через нотариуса или скрепленная штампом организации (при представительстве интересов физического или юридического лица).
- Список членов некоммерческой организации (например, дачного кооператива).
Заключение
Муниципальная недвижимость передается заинтересованным лицам на безвозмездной основе согласно положениям земельного кодекса. Особенности передачи земли в собственность бесплатно:
- Наличие законных оснований, подтвержденных документально.
- Подача соответствующего заявления в компетентный орган власти и его одобрение.
- Оформление правоустанавливающих документов и регистрация перехода вещного права.
Наиболее популярный вопрос и ответ на него по особенностям бесплатной передачи земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности
Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Николай. Я арендатор муниципальной земли на долгосрочной основе. Могу ли я претендовать на переоформление этого участка в личное пользование?
Ответ: Добрый день, Николай. Согласно ЗК РФ вы можете претендовать на получение арендуемой территории по истечении 5 лет пользования в случае надлежащего применения надела и отсутствия задолженностей по налогам.
Список законов
- Статья 39.5 ЗК РФ
- Статья 39.10 ЗК РФ
- Статья 39.19 ЗК РФ
- Статьи 39.14-39.17 ЗК РФ
Образцы заявлений и бланков
Вам понадобятся следующие образцы документов:
Указ Президента РФ от 2 марта 1992 г. N 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан»
Указ Президента РФ от 2 марта 1992 г. N 213
«О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан»
О нормах предоставления земельных участков см. Земельный кодекс Российской Федерации от 01.01.01 г. N 136-ФЗ
В целях упорядочения бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан постановляю:
1. Установить, что при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе).
О среднерайонной норме бесплатной передачи земли в собственность граждан см. письмо Госкомзема РСФСР от 01.01.01 г. N 3-15/51
В число лиц, работающих в сельском хозяйстве, включаются только работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств.
В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.
2. Предоставить право главам местной администрации сельских районов по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам устанавливать дифференцированную среднюю норму бесплатной передачи земли в собственность по выделяемым на территории района зонам с различной плотностью сельского населения.
3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований.
Президент Российской Федерации Б. Ельцин
Москва, Кремль
2 марта 1992 года
N 213
Статья 33. Нормы предоставления земельных участков
1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:
федеральными законами — из земель, находящихся в федеральной собственности;
законами субъектов Российской Федерации — из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления — из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
3. Для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан см. Указ Президента РФ от 2 марта 1992 г. N 213
См. комментарий к статье 33 настоящего Кодекса
Статья 33. Нормы предоставления земельных участков
1. В комментируемой статье закрепляются общие положения о том, какими актами и для каких целей устанавливаются нормы предоставления земельных участков. Следует отметить, что в содержании статьи нормы предоставления земельных участков для целей, указанных в п.1, отождествлены с их размерами. Исходя из этого, указанные нормы могут быть определены как минимально необходимые и максимально допустимые размеры земельных участков, обеспечивающие их рациональное и эффективное использование по целевому назначению. Нормой будет любой раздел земельных участков в указанных пределах.
Цели использования земельных участков, указанные в п.1 ст.33 ЗК, имеют преимущественно сельскохозяйственный характер, а нормы предоставления земельных участков для таких целей предписано устанавливать нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. Это в основном соответствует тому, что земли сельскохозяйственного назначения образуют отдельную категорию земель, перевод которых в другие категории осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
Установление норм предоставления земельных участков для других целей также зависит от принадлежности земельного участка к той или иной категории земель. Следовательно, его нужно рассматривать во взаимосвязи с делением земель на категории.
2. Согласно п.1 ст.33 ЗК максимальные размеры земельных участков для указанных в нем целей устанавливаются актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. В то же время п.2 этой статьи допускает, что такие размеры могут устанавливаться также федеральными законами, если земли находятся в федеральной собственности. Однако это не означает, что в случае установления федеральным законом максимального размера земельного участка для какой-либо из указанных целей из земель, находящихся в федеральной собственности (земли сельскохозяйственного назначения могут находиться в любой форме собственности), субъекты РФ или муниципальные образования не могут установить предельные (максимальные или минимальные) размеры земельных участков для этой же цели из земель, находящихся в их собственности. Иное противоречило бы принципам разграничения собственности на землю между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями и положениям ст.209 ГК о том, что только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Вопрос о том, каким актом должны устанавливаться минимальные размеры земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности, для целей, указанных в п.1 ст.33 ЗК, не получил разрешения в комментируемой статье. Очевидно, что, как и для максимальных размеров, таким актом должен быть федеральный закон, поскольку субъекты РФ и муниципальные образования не могут осуществлять правовое регулирование в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.
Тем не менее принадлежность земель к определенной форме собственности не является единственным критерием, по которому устанавливаются нормы предоставления земельных участков. Из смысла положений п.1 и 2 комментируемой статьи в их взаимосвязи следует, что если для земель, находящихся в федеральной собственности, нормы предоставления земельных участков для всех указанных в п.1 целей устанавливаются исключительно федеральными законами, то для земель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, критерием определения уровня акта, которым устанавливаются нормы, является цель использования земельного участка.
С учетом этого законами субъектов РФ могут устанавливаться нормы предоставления земельных участков для ведения крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства из земель, находящихся как в собственности субъектов РФ, так и в муниципальной собственности. Исключительно нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут устанавливаться лишь нормы предоставления земельных участков для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности.
3. Отсутствие в комментируемой статье указаний на то, что для иных целей, помимо указанных в п.1 этой же статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются нормативными правовыми актами, обусловлено необходимостью учитывать разнообразие специфики и целей использования земель транспорта, обороны, особо охраняемых территорий и т. д. Закрепление размеров земельных участков для таких целей нормативными правовыми актами препятствовало бы оптимальному использованию земли. Например, невозможно было бы предоставить для нужд обороны земельный участок (полигон) больше установленного нормативным правовым актом размера. Поэтому федеральное законодательство максимально индивидуализировало порядок установления норм предоставления земельных участков для целей, не указанных в п.1 ст.33 ЗК. К ним относятся нормы предоставления (отвода) земельных участков на землях иных, кроме сельскохозяйственного назначения, категорий земель (за исключением земель запаса).
Предоставление (отвод) земельных участков для целей, не указанных в п.1 комментируемой статьи, в зависимости от нахождения земли в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований может устанавливаться соответственно актами Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований. При этом должны учитываться потребности в землях для различных государственных или муниципальных нужд, региональные различия в площадях и качестве земель, спрос на земли и т. д.
Статья 33. Нормы предоставления земельных участков
1. Земельное законодательство закрепляет принцип нормирования площадей земельных участков при их предоставлении. Реализация этого принципа на практике дает возможность предоставлять в результате изъятия земельных участков объективно необходимые для использования площади участков.
Статья 33 ЗК определяет компетенцию соответствующих органов и порядок установления норм предоставления земельных участков. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает, что установление предельных, т. е. максимальных и минимальных размеров земельных участков, которые предоставляются гражданам из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относится к компетенции субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Нормы площадей земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства устанавливаются в законах субъектов РФ. Что касается норм площадей земельных участков для личного подсобного хозяйства, то такие нормы должны определяться в нормативных правовых актах органов местного самоуправления.
2. В п.2 комментируемой статьи установлен порядок определения максимальных размеров земельных участков, которые предоставляются гражданам в собственность бесплатно (см. комментарий к ст.28 ЗК). Максимальные размеры земельных участков устанавливаются федеральными законами, если речь идет о земельных участках, предоставляемых из состава земель, которые являются федеральной собственностью, либо законами субъектов Федерации, когда предоставляются земельные участки из состава земель, принадлежащих субъектам Федерации. В нормативных правовых актах органов местного самоуправления определяются нормы земельных участков, которые предоставляются из муниципальных земель.
В иных случаях площадь предоставляемого земельного участка может определяться на основании утвержденных норм отвода земельных участков либо правил землепользования и застройки (см. комментарий к ст.83 ЗК) или на основании землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Определение землеустроительной документации содержится в ст.1 Федерального закона «О землеустройстве». К ней относятся документы, полученные в результате проведения землеустройства. В ст.19 данного Закона перечислены виды землеустроительной документации. К землеустроительной документации относятся генеральная схема землеустройства территории РФ, схема землеустройства территорий субъектов РФ, схема землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель; проекты территориального землеустройства; материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий; материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; тематические карты и атласы состояния и использования земель.
Предусмотрено, что федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации. Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.