Содержание
- Комментарий к статье 50 Гражданского Кодекса РФ
- ООО, АО, ПАО
- Участники / акционеры
- Уставный капитал
- Создание общества, размещение и оплата долей/акций
- Публичное предложение акций и иных ценных бумаг
- Отчуждение долей/акций
- Раскрытие информации
- Плюсы и минусы ООО и АО
- Преимущества ООО
- Недостатки ООО
- Преимущества непубличного АО
- Недостатки непубличного АО
- Преимущества ПАО
- Недостатки ПАО
- Выводы
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.
Некоммерческие организации наделены специальной правоспособностью и могут иметь только те гражданские права, которые соответствуют целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ специальной правоспособностью наделены также некоторые коммерческие организации: государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и др.). Кроме того, учредители (участники) юридического лица, на которое не распространяется правило о специальной правоспособности, могут вместе с тем сами ограничить его правоспособность путем соответствующего указания в учредительных документах. Например, в уставе акционерного общества, созданного для осуществления строительно-монтажной деятельности, может быть предусмотрен прямой запрет на совершение биржевых сделок.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом (страховой, банковской, риэлтерской, аудиторской, строительно-монтажной и др.), юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Дееспособность юридического лица, т.е. способность своими действиями приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности, осуществляется его органами (ст. 53 ГК РФ). Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, президент и др.) и коллегиальными (общее собрание, правление, совет директоров и др.).
Однако юридическое лицо не всегда ведет свои дела через органы. Согласно п. 2 ст. 53 ГК РФ в предусмотренных законом случаях оно может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников, не создавая специальных органов. Так, в полном товариществе каждый участник вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам (ст. 72 ГК РФ).13 Осуществление юридическим лицом дееспособности возможно и через представителя. Представитель юридического лица, в отличие от органа, является внешним, посторонним по отношению к юридическому лицу субъектом права. Его полномочия основаны на доверенности, выданной органом юридического лица, указании закона либо акте государственного органа или органа местного самоуправления14.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах не установлено иное (п. 2 ст. 54 ГК РФ). До принятия закона о регистрации юридических лиц, в котором будут определены порядок и место регистрации юридических лиц, при разрешении вопроса о месте нахождения юридического лица следует исходить из того, что «местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов».
Юридическое лицо вправе иметь обособленные подразделения, расположенные вне места его нахождения и не являющиеся юридическими лицами: филиалы и представительства (ст. 55 ГК РФ). Представительства юридического лица создаются для представления его интересов и осуществления их защиты. Представительство не выполняет производственные или иные основные функции юридического лица. Филиал отличается от представительства тем, что осуществляет все его функции или их часть, в том числе представительство (например, филиал центрального универмага, расположенный в одном из округов города и осуществляющий торговлю товарами для детей).
Финансы предприятий делятся на финансы коммерческих, некоммерческих организаций и финансы ИП. Основная цель организаций, функционирующих на коммерческой основе, — получение прибыли. 15
Некоммерческие организации своей целью имеют удовлетворение потребностей общества своей деятельностью. Такие организации не ставят основной своей целью получение прибыли и, соответственно, не распределяют ее между участниками. (исключение – потребительские кооперативы). Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей для охраны здоровья граждан, развития физкультуры и спорта, удовлетворения духовных и других нематериальных потребностей граждан, для защиты прав законных интересов граждан и организаций, для разъяснения споров и конфликтов, оказания юридической помощи и в других целях, направленных на удовлетворение общественных благ. Некоммерческие организации могут оказывать платные услуги и осуществлять предпринимательскую деятельность, могут выступать учредителями коммерческих организаций и т.д., если эти виды деятельности способствуют достижению целей их создания.
Организационно — правовые формы определяют особенности формирования и распределения финансовых ресурсов.
Финансовые ресурсы коммерческой организации – денежные доходы, поступления и накопления, которые находятся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначены для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат на расширенное воспроизводство, социальное развитие и экономическое стимулирование работающих.
Финансовые ресурсы некоммерческой организации – это денежные доходы, поступления и накопления некоммерческой организации, которые используются для осуществления уставной деятельности такой организации.
Первоначально финансовые ресурсы коммерческих организаций формируются в момент создания организации, когда при образовании уставного капитала организация наделяется основным фондом и оборотным фондом. Источники финансовых ресурсов и требования к уставному капиталу определяются организационно-правовыми формами организации и видом деятельности16.
Основные источники финансовых ресурсов действующих организаций – выручка от реализации товаров и услуг, выручка от прочей реализации, внереализационные доходы – это собственные и приравненные к ним источники. Виды финансовых ресурсов – прибыль и амортизационные отчисления.
Наряду с собственными источниками могут привлекаться заемные средства – кредиты банков, займы, которые оформляются выпуском долговых ценных бумаг, бюджетные и налоговые кредиты, кредиторская задолженность, начисленная, но не выданная заработная плата.
Привлеченные средства, приравненные к собственным – средствам от дополнительного выпуска и размещения акций, паев при увеличении уставного капитала организации.
Источниками финансовых ресурсов могут быть также бюджетные средства и средства внебюджетного фонда, а также страховые возмещения.
По источникам финансирования некоммерческие организации делятся на 3 группы:
1. Организации, которые финансируются из бюджета – оборона, правоохранительная деятельность и управление.
2. Организации, получающие бюджетное финансирование и имеющие право осуществлять предпринимательскую деятельность.
3. Организации, которые действуют в основном на принципе самофинансирования и самоокупаемости – учреждения культуры, здравоохранения, образования и т.д.17
Некоммерческие организации могут пользоваться заемными ресурсами, а доходы от оказания платных услуг и доходы от предпринимательской деятельности должны быть ограничены.
Основные виды финансовых ресурсов некоммерческих организаций:
— Доходы от оказания платных услуг
— Доходы от сдачи имущества в аренду
— Доходы от предпринимательской деятельности
— Бюджетные средства
— Безвозмездные перечисления юридических и физических лиц
— Взносы учредителей и членские взносы
Таким образом, главное отличие коммерческих и некоммерческих организаций в части формирования финансовых ресурсов, это то, что коммерческим организациям присущ принцип самофинансирования, т.е. большая часть источников финансовых ресурсов – доходы от предпринимательской деятельности, а основной источник финансовых ресурсов – прибыль. Большинство же некоммерческих организаций функционируют на принципе бюджетного финансирования, в то время как доходы от предпринимательской деятельности и оказания платных услуг ограничены.
Направления использования финансовых ресурсов коммерческих организаций:
— Платежи в бюджет и внебюджетных фондов
— Уплата процентов за пользование кредитами, займами и ссудами
— Страховые платежи
— Инвестирование собственных средств в капитальные затраты на расширение и техническое обновление производства
— Финансирование НИОКР
— Выплаты процентов, дивидендов и т.д.
— Социальное развитие путем создания фондов материального поощрения
— Инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги и другие активы на финансовом рынке
— Использование финансовых ресурсов на благотворительные цели
Финансовые ресурсы некоммерческих организаций используются для реализации основной цели их создания:
— Расходы по эксплуатации помещений
— Выплаты арендной платы, заработной платы
Платежи в бюджет и внебюджетные фонды
Таким образом, использование финансовых ресурсов коммерческих организаций более многообразно, чем коммерческих организаций. И коммерческие, и некоммерческие организации платят налоги, но коммерческие организации имеют ряд льгот.18
Полученные доходы (прибыль) коммерческие организации распределяют между участниками. Для коммерческих организаций прибыль – главный финансовый показатель деятельности. Некоммерческие организации не распределяют прибыль между участниками, за исключением потребительских кооперативов. Имущество также не распределяется между членами, кроме некоммерческих партнерств.
Важным отличием коммерческих и некоммерческих организаций является то, что в коммерческих организациях создается амортизационный фонд как источник простого воспроизводства. Он создается из амортизационных отчислений, которые являются материальным выражением износа ОФ коммерческих организаций, таким образом происходит процесс перенесения стоимости постепенно изнашивающихся основного фонда на стоимость произведенной продукции. Для некоммерческих организаций не предусмотрено начисление амортизации по основному фонду. Исключение составляют лишь имущество, которое используется для предпринимательской деятельности, разрешенной для данной некоммерческой организации.19
Необходимость финансового планирования коммерческой организации вызвана прежде всего внутренней потребностью для эффективного управления финансовыми ресурсами и для внешних потребностей – привлечения инвесторов, кредиторов. Финансовое плпнирование коммерческой организации осуществляется в целях контроля за расходованием бюджетных средств.
Главный финансовый план коммерческой организации – баланс доходов и расходов, где показываются доходы и поступления средств, расходы и отчисления средств, кредитные взаимоотношения с банковскими учреждениями, взаимоотношения с внебюджетных фондов и бюджетом20.
Некоммерческие организации составляют смету – основной вид финансового плана; свод доходов и расходов учреждения и документ внутрифирменного планирования затрат. Смета может отражать источники доходов и баланс доходов и расходов. Особенности финансового плана некоммерческих организаций: расходы разделяются по группам в соответствии с бюджетной классификацией и указываются объемы бюджетных и внебюджетных средств по статьям расходов.
1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
2.1) общественных движений;
3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;
3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;
5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
9) автономных некоммерческих организаций;
10) религиозных организаций;
11) публично-правовых компаний;
12) адвокатских палат;
13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);
14) государственных корпораций;
15) нотариальных палат.
4. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).
6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.
Комментарий к статье 50 Гражданского Кодекса РФ
1. Комментируемая статья посвящена коммерческим и некоммерческим организациям — важнейшей дихотомии ЮЛ, непосредственно связанной с феноменом предпринимательской деятельности, включенной в предмет гражданско-правового регулирования и отнесенной к ведению гражданского законодательства (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК). Исходя из основной цели деятельности все ЮЛ делятся на две группы: коммерческие организации преследуют, а некоммерческие организации не преследуют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (п. 1 ст. 50). Поскольку занятие предпринимательством — не исключительная прерогатива коммерческих организаций (в п. 1 ст. 50 говорится о стремлении к извлечению прибыли только как об основной цели деятельности), предпринимательством могут заниматься и некоммерческие организации с соблюдением следующего ряда условий и ограничений: а) стремление некоммерческой организации к получению прибыли не должно превращаться для нее в самоцель (п. 1 ст. 50); б) получаемая некоммерческой организацией прибыль не должна распределяться между ее участниками, т.е. присваиваться ими (кроме членов потребительского кооператива — п. 5 ст. 116 ГК); в) осуществление некоммерческой организацией предпринимательской деятельности должно соответствовать тем целям, ради которых она создана, а также служить достижению этих целей (абз. 2 п. 3 ст. 50); г) наконец, возможность некоммерческой организации вести предпринимательскую деятельность не должна прямо исключаться законом.
2. В связи с предложенной в п. 1 ст. 50 дихотомией ЮЛ далее в п. 2 и абз. 1 п. 3 перечисляются организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций. При этом используется уже не классификационный, а перечневый метод, а поскольку последний, не будучи основанным на строгом логическом критерии (критериях), является более свободным и гибким, при необходимости и в результате изменения закона формы ЮЛ могут подвергаться количественной и качественной динамике. Так, возможно сокращение или увеличение числа форм (за счет исключения одних и добавления других), а также внутренние изменения существующих форм (последнее, в частности, произошло в отношении унитарных предприятий в связи с изменением концепции казенных предприятий и обществ с ограниченной ответственностью, оказавшихся более «удаленными» от хозяйственных товариществ и приближенными к акционерному обществу).
Перечень форм коммерческих организаций исчерпывается рамками ГК (п. 2 ст. 50), поэтому появление новых форм коммерческих организаций возможно только при условии соответствующего изменения ГК. Согласно п. 2 ст. 50 и с учетом п. п. 2 и 3 ст. 66 ГК коммерческие организации могут создаваться только в формах: а) полного и б) коммандитного товарищества (ст. ст. 69 — 81, 82 — 86 ГК); в) общества с ограниченной и г) с дополнительной ответственностью (ст. ст. 87 — 94, 95 ГК); д) акционерного общества (ст. ст. 96 — 104 ГК); е) производственного кооператива (ст. ст. 107 — 112 ГК); ж) унитарного предприятия (ст. ст. 113 — 115 ГК). Особенности каждой формы определяют ГК и специальные законы (исключения составляют лишь не имеющие своего закона хозяйственные товарищества). Поскольку императивная норма п. 2 ст. 50 явно ограничивает принципы свободы договора, автономии воли и самостоятельности (п. п. 1, 2 ст. 1, абз. 1 п. 1 ст. 2, ст. 421 ГК), коммерческая организация не может быть создана ни в какой другой форме (в том числе за счет комбинирования элементов разных форм).
Именно поэтому исключено существование известного в прошлом индивидуального (семейного) частного предприятия, как и гипотетической акционерной коммандиты (акционерного общества с дополнительной ответственностью) — симбиоза акционерного общества и товарищества на вере (общества с дополнительной ответственностью). В свою очередь, форма унитарного предприятия не может использоваться за рамками государственной (муниципальной) формы собственности для обеспечения интересов частного бизнеса. Отдельные формы коммерческих организаций внутренне неоднородны: акционерные общества могут быть открытыми или закрытыми (ст. 97 ГК), а унитарные предприятия — основанными на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (ст. ст. 114, 115 ГК). Для целей правового регулирования некоторые формы группируются между собой благодаря наличию у них общих признаков, например хозяйственные общества (в рамках которых только и возможно явление дочерних и зависимых обществ — ст. ст. 105, 106 ГК), хозяйственные товарищества и общества (обладающие общей частью — ст. ст. 66 — 68 ГК). Именно благодаря сходству отдельных форм и во избежание дублирования нормативного материала правила, посвященные одним формам, иногда в силу прямого указания закона могут применяться в отношении других форм (п. 2 ст. 82, п. 3 ст. 95 ГК).
3. Формы некоммерческих организаций не ограничиваются рамками ГК (абз. 1 п. 3 ст. 50) — их могут предусматривать и другие законы, различные по отраслевой принадлежности. Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), фондов, учреждений, объединений ЮЛ (ассоциаций и союзов) (см. соответственно ст. ст. 116 — 118, 120, 121 ГК). Существуют также общины коренных малочисленных народов РФ, госкорпорации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации (соответственно ст. ст. 6.1, 7.1, 8, 10 Закона о некоммерческих организациях).
Отдельные формы некоммерческих организаций внутренне неоднородны, неоднозначным может быть и правовое регулирование разновидностей одной и той же формы. Так, учреждение может быть частным либо публичным (государственным или муниципальным); в свою очередь, государственное и муниципальное учреждение — бюджетным или автономным (п. 2 ст. 120, п. 1 ст. 298 ГК). Однако Закон о некоммерческих организациях не распространяется на государственные и муниципальные учреждения, если иное не установлено федеральным законом (п. 5 ст. 1), а потому упоминает только о частных учреждениях (ст. 9). В свою очередь, те государственные и муниципальные учреждения, которые являются автономными, особо регулирует Закон об автономных учреждениях. Некоторые формы некоммерческих организаций пересекаются. Так, общественные объединения (ст. 117 ГК) могут создаваться в форме общественной организации, общественного движения, общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности, политической партии (ст. ст. 7 — 12, 12.2 Закона об общественных объединениях).
4. Коммерческие и (или) некоммерческие организации могут объединяться в ассоциации и союзы (п. 4 ст. 50, ст. 121 ГК). Закон по-разному регулирует такие объединения, во всяком случае являющиеся некоммерческими организациями. Так, объединение коммерческих организаций не может вести предпринимательскую деятельность самостоятельно и непосредственно: для этого оно должно преобразоваться в хозяйственное товарищество (общество) либо участвовать в нем (абз. 2 п. 1 ст. 121 ГК). Данное правило не касается прочих объединений — некоммерческих организаций (п. 2 ст. 121 ГК), а также коммерческих организаций с некоммерческими: такие объединения вправе заниматься предпринимательством самостоятельно и непосредственно (без преобразования или участия в коммерческой структуре). Коммерческие организации могут быть учредителями (участниками) некоммерческих организаций (ст. 15 Закона о некоммерческих организациях), за исключениями, предусмотренными законом (например, они не могут участвовать в общественных и религиозных организациях (объединениях) и госкорпорациях, учредителями которых могут быть только граждане и Российская Федерация соответственно). Некоммерческие организации могут быть учредителями (участниками) коммерческих организаций, за исключениями, предусмотренными законом (например, они не могут быть полными товарищами в хозяйственных товариществах, а учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере с разрешения собственника, если иное не установлено законом — п. 4 ст. 66 ГК). Возможно преобразование коммерческих организаций в некоммерческие, и наоборот (п. 2 ст. 104 ГК, ст. 34 Закона об унитарных предприятиях, п. п. 1, 2, 4 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях).
— Я сделал запрос в управление президента и получил четкий ответ: «Конституция СССР 1977 года непосредственно никаким законодательным актом не отменялась, а государство СССР не упразднялось». Также действуют без изменений и советские законы о милиции и прокуратуре. Смотрите на сайте http://www.pravo.gov.ru/. Из документа следует, что Союз не распался, просто у величайшей державы мира на данный момент нет действующих органов управления, — с таким заявлением пришел в редакцию Олег.
Эта информация, говорит он, дала почву для дальнейших размышлений: что же тогда такое Российская Федерация, в каких границах она размещена, на основании каких правовых документах эта страна пользуется благами Советского Союза?
Олег Трушкинг.
— Давайте вспомним историю. 17 марта 1991 года. В этот день произошло уникальное событие не только в истории нашей страны, но и всего человечества – Всенародный Референдум (Вече) граждан Союза. Народ принял решение, что граждане СССР становятся учредителями новой неделимой страны, обретают статус хозяина, суверена обновленного государства. 21 марта 1991 года правительство публично объявило о сохранении обновленного СССР. Ответственным лицам были даны поручения провести необходимые процедуры по завершению перехода в новое юридическое пространство, в том числе разработать новую Конституцию. Но, как известно, первые лица страны и советских республик саботировали волю народа. В СМИ появилась информация о развале Советского Союза и крахе великой державы, — продолжает Трушкинг.
По поводу страны, именуемой Российской Федерацией, наш читатель говорит: «Считается, что современное государство было создано путем переименования РСФСР указом Ельцина, который подписал документ в качестве действующего президента РФ. Лишь только это делает документ ничтожным в правовом и юридическом поле. Кроме этого у меня есть официальный ответ из Министерства юстиции Российской Федерации о том, что в архивах нет документа о переименовании РСФСР, то есть, по факту наша страна как была с прежним названием, так и осталась».
Однако, указывает Олег, Российская Федерация как юридическое лицо существует: «Это иностранная управляющая компания, зарегистрированная в мировом реестре юридических лиц на сайте https://www.upik.de/en/ как коммерческая организация под серийным номером D-U-N-S© 531298725, директором которой является гражданин СССР Дмитрий Анатольевич Медведев. Ряд министерств и ведомств также имеют иностранную регистрацию в этой же юрисдикции. Следовательно, все налоговые отчисления и страховые взносы идут не на развитие нашей советской Родины, а уходят прямиком за границу».
Также он указывает на то, что РФ не имеет никаких законных прав распоряжаться (продавать, дарить, сдавать в аренду и использовать) недвижимые ресурсы: землю, здания, сооружения; коммунальное хозяйство: дороги, электросети; недра, водные ресурсы и другие, принадлежавшие советскому народу.
— Мы получили и получаем из разных ведомств РФ официальные ответы, что с баланса РСФСР, СССР на баланс Российской Федерации через акты приема-передачи не было надлежащим образом передано никаких активов, что свидетельствует о том, что все как было в социалистической народной собственности, так таковым и осталось, — уверяет собеседник.
И главный вопрос — гражданами какой страны мы являемся? Неупраздненного СССР или Российской Федерации, образованной, судя по доводам Трушкинга, с нарушением всех законов?
— В законе СССР о гражданстве от 23.05.1990 N 1518-1 двойное гражданство запрещено, а выход из гражданства регламентируется установленной процедурой, в которой заявитель обязан в письменной форме просить Верховный Совет СССР удовлетворить его желание выйти из гражданства. Выходит, что нас без согласия и без установленной процедуры обманным путем записали в иное гражданство, но по факту мы остаемся гражданами СССР. Я проверил эту информацию, написав запрос в МВД Алтайского края, и получил ответ, что документов, подтверждающих мой выход из гражданства СССР, а также обретение мной гражданства РФ, не обнаружено, — говорит Олег.
Наш собеседник стал инициатором создания Барнаульского совета народных депутатов. Подобные организации, уверяет он, действуют и в других регионах, и стать их участниками могут все желающие. Именно им в будущем предстоит управлять возрожденным Союзом, принимать законы во благо народа. И хотя Советы не имеют юридического статуса, и действующие власти не воспринимают их всерьез, Трушкинг уверен: все переменится, как только правду узнают жители страны.
Законодательство РФ предусматривает большое разнообразие видов и форм юридических лиц.
Выбор организационно-правовой формы юридического лица зависит в первую очередь от цели его создания. Если это извлечение прибыли, то используется одна из форм коммерческих организаций. Если такой цели нет (либо она не основная), регистрируется некоммерческая организация (которая также может извлекать доход, но только для достижения своих основных целей и в соответствии с ними).
В Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) перечислены следующие формы коммерческих и некоммерческих организаций:
Коммерческие организации | Некоммерческие организации |
---|---|
|
|
В настоящем материале мы обозначим сходства и различия, а также преимущества и недостатки наиболее распространенных видов юридических лиц для ведения бизнеса – обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ.
ООО, АО, ПАО
Наиболее распространенные формы коммерческих организаций – это общество с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерное общество (АО). Они отличаются особенностями своего создания, природой корпоративных прав, порядком отчуждения долей/акций, требованиями к раскрытию информации и др.
Общие положения, касающиеся обоих типов обществ как юридических лиц, содержатся в главе 4 ГК РФ. Детализированные правила создания и функционирования ООО и АО предусмотрены отдельными федеральными законами: «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ и «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ.
Даже беглое сопоставление указанных законов говорит о том, что АО – это более сложная в администрировании правовая форма по сравнению с ООО. Максимум формальностей и процедур предусмотрен для публичных акционерных обществ (ПАО), сравнительный минимум – для ООО. Непубличные АО занимают среднее положение: являясь полноценными акционерными обществами, они вправе использовать некоторые опции, характерные для ООО. Отсюда, регистрация ООО обычно рекомендуется компаниям малого или среднего бизнеса, а АО – среднего или крупного.
Участники / акционеры
Принцип создания ООО и АО схож – они создаются одним или несколькими учредителями, которые, приобретая статус участников общества, образуют его высший орган управления (общее собрание). В этом заключается корпоративный характер обоих типов обществ.
Количество участников ООО не может превышать 50. Максимальное количество участников АО не ограничено. В обществах обоих типов может быть единственный участник (однако таким участником не может быть другое ООО или АО, состоящее из одного лица).
Участники (в ООО) и акционеры (в АО) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале (для ООО) или акций (для АО).
Участники ООО вправе принимать участие в распределении прибыли общества. Аналогичным образом, акционеры АО имеют право на получение дивидендов.
Как участники ООО, так и акционеры АО могут заключать корпоративные договоры (договоры об осуществлении прав участников ООО либо акционерные соглашения).
Уставный капитал
Уставный капитал ООО разделен на доли, выраженные в процентах или в виде дроби. Такие доли являются имущественными правами.
Уставный капитал АО разделен на определённое число акций, удостоверяющих права акционеров по отношению к обществу. Акции являются бездокументарными ценными бумагами. Права на них удостоверяются записями на лицевых счетах у держателя реестра (отдельной организации, имеющий лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра). Акции могут различаться по своему типу и условиям выпуска и, соответственно, образовывать различные группы акционеров, наделённых разным объёмом прав по отношению к компании.
Минимальный размер уставного капитала для ООО и непубличных АО составляет 10 000 рублей, для ПАО – 100 000 рублей.
Создание общества, размещение и оплата долей/акций
ООО учреждается по решению своих учредителей (или единственного учредителя). Если учредителей несколько, размеры долей каждого из них определяются в договоре об учреждении. Каждый учредитель должен полностью оплатить свою долю в уставном капитале не позднее 4 месяцев с момента государственной регистрации ООО. Как юридическое лицо ООО считается созданным с момента его государственной регистрации, а участники приобретают полный объем своих прав после полной оплаты ими своих долей в уставном капитале.
АО также создается по решению учредителей. Учредители заключают между собой договор о его создании, определяющий размер уставного капитала, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты. После размещения первого выпуска акций при учреждении АО (осуществляется при государственной регистрации общества), такой выпуск акций должен быть зарегистрирован в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг».
Акции АО, распределённые при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации АО, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества. Не менее 50% акций общества, распределённых при его учреждении, должно быть оплачено в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации АО.
Публичное предложение акций и иных ценных бумаг
Ключевым отличием акций ПАО является возможность их предложения для приобретения неограниченному кругу лиц. ПАО, в отличие от непубличных АО, вправе размещать свои акции посредством открытой подписки.
В то же время, любые АО (а равно и ООО) вправе размещать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги в порядке, установленном законодательством о ценных бумагах.
Отчуждение долей/акций
Поскольку доли в ООО (как имущественные права) являются объектами гражданских прав, участник ООО вправе продавать или иным образом отчуждать свою долю или часть доли другому участнику ООО или иному лицу. Однако, действующие участники ООО пользуются преимущественным правом покупки такой доли по цене предложения третьему лицу и пропорционально размерам своих долей.
Сделка по отчуждению долей в ООО требует нотариальной формы, а сведения о произошедших изменениях в составе участников отражаются в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Акционер любого АО вправе отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров и общества. Однако для непубличных АО уставом может быть предусмотрено преимущественное право других акционеров на приобретение продаваемых акций. Кроме того, устав непубличного АО может предусматривать необходимость получения согласия акционеров на отчуждение акционером АО своих акций третьим лицам.
Таким образом, акции ПАО могут отчуждаться свободно, а акции непубличных АО (в случаях, когда это предусмотрено уставом) – с соблюдением преимущественного права других акционеров и/или при их согласии на отчуждение акций. Если устав таких ограничений не содержит, то акции непубличного АО также могут свободно отчуждаться. Переход прав на акции фиксируется только в реестре акционеров и не отражается в ЕГРЮЛ.
Раскрытие информации
Публичное АО обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ; сообщение о проведении общего собрания акционеров, иные сведения, определяемые Банком России (см. Положение ЦБ РФ от 30 декабря 2014 г. № 454-П).
Непубличное АО с числом акционеров более 50 обязано раскрывать годовой отчет общества и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Плюсы и минусы ООО и АО
Итак, обобщим основные плюсы и минусы ООО и АО. Данное деление на преимущества и недостатки относительно: если оценивать рассматриваемые формы с точки зрения простоты создания, гибкости управления и дешевизны обслуживания, выигрывают одни варианты; если же отдавать предпочтение минимизации правовых рисков, прозрачности финансовой информации и имиджу с точки зрения инвесторов и контрагентов, будут предпочтительны другие. Поэтому многие «недостатки» ООО или АО, приведенные ниже, могут быть рассмотрены и как дополнительные преимущества.
Преимущества ООО
- Простая и быстрая процедура регистрации.
- Защищенный круг участников: участники ООО имеют преимущественное право покупки доли, отчуждаемой другим участником. Кроме того:
- Можно предусмотреть необходимость получения согласия других участников или самого ООО на отчуждение доли.
- Можно предусмотреть, что переход доли к наследникам (правопреемникам) участника допускается только с согласия остальных участников.
- Можно запретить продажу или иное отчуждение доли третьим лицам.
- ООО не обязано публиковать отчетность о своей деятельности.
- Обязательный аудит не требуется (но может осуществляться по требованию участника).
- Можно предусмотреть распределение прибыли непропорционально долям участников.
- Право участника выйти из ООО с выплатой ему действительной стоимости его доли.
- Возможность участников требовать в судебном порядке исключения из общества участника, грубо нарушающего свои обязанности.
- Значительная свобода в формулировании норм устава в пределах, допускаемых законом об ООО.
- Возможность использовать типовые уставы, утвержденные Минэкономразвития России (с середины 2019 г.).
Недостатки ООО
- Сделка по продаже доли в уставном капитале требует нотариального удостоверения. В ином случае – сделка недействительна (данная норма призвана обеспечить законность и бо́льшую прозрачность оборота долей).
- Перед продажей доли требуется направление другим участникам нотариально удостоверенной оферты с условиями продажи.
- Сведения об участниках публично доступны.
- Продажа доли и иной переход прав на нее требуют внесения изменений в ЕГРЮЛ.
Преимущества непубличного АО
- Количество акционеров не ограничено. Однако, первоначальный круг акционеров заранее определен учредителями.
- Запрет предложения акций неограниченному кругу лиц. Кроме того:
- Можно предусмотреть преимущественное право приобретения отчуждаемых акций другими акционерами.
- Можно предусмотреть необходимость получения согласия акционеров на отчуждение акций третьим лицам.
- Простая смена акционеров и свободное отчуждение акций (если нет ограничений по уставу).
- Переход прав на акции фиксируется только в реестре акционеров.
- Минимальный уставный капитал – 10000 рублей.
- Обязательное раскрытие информации только если число акционеров более 50.
- Более гибкое (по сравнению с ПАО) управление. Например, часть компетенции общего собрания можно передать совету директоров. Можно ограничить количество акций, которое может принадлежать одному акционеру или максимальное число голосов, предоставленных одному акционеру.
- Можно обязать акционеров вносить вклады в имущество АО.
- Акционеры могут иметь различный объем прав (напр., по обычным или привилегированным акциям).
- Сведения об акционерах не доступны публично (содержатся только в реестре акционеров).
Недостатки непубличного АО
- Дополнительное регулирование законодательством о рынке ценных бумаг и актами ЦБ РФ (регулятор – Банк России).
- Необходимость регистрации выпуска акций в территориальном подразделении Банка России (дополнительные сроки, расходы и подготовка документации).
- Оборот акций возможен только после регистрации их выпуска.
- Реестр акционеров должен вести лицензированный держатель реестра (о его выборе необходимо подумать заранее).
- Обязательный аудит (но меньше возможностей для злоупотреблений).
- В ФЗ «Об акционерных обществах» не прописано право требовать исключения акционера, хотя оно следует из п. 1 ст. 67 ГК РФ.
Преимущества ПАО
- Наиболее престижная и прозрачная организационно-правовая форма.
- Количество акционеров не ограничено.
- Можно размещать акции посредством как открытой, так и закрытой подписки.
- Свободный переход прав на акции. Акции можно свободно отчуждать (напр., продавать) без чьего-либо согласия.
- Максимально детализированные законом процедуры управления.
Недостатки ПАО
- Сложный compliance и дорогое администрирование (но меньше правовых рисков).
- Создание совета директоров (наблюдательного совета) обязательно.
- Максимальные требования к раскрытию информации (однако это важно для инвесторов и контрагентов).
Выводы
Итак, факторами, влияющими на выбор между регистрацией ООО или АО (непубличного или публичного), могут быть:
- размер бизнеса;
- необходимость привлечения внешних инвестиций, предоставляющих права участия в компании;
- необходимость сохранения стабильного состава участников на протяжении определенного срока;
- вероятность возникновения событий, влекущих утрату корпоративного контроля или невозможность ведения деятельности;
- возможность нести расходы на регистрационные действия, услуги держателя реестра, юридические услуги;
- важность имиджевых преимуществ конкретной организационной формы (напр., для инвесторов, партнеров, клиентов) и др.
Теги: Корпоративное право, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, бухгалтерское обслуживание, налогообложение РФ, законодательство РФ, регистрация фирм