N.E.C.

Юридическая информация

Нарушение правил проведения предвыборной агитации

by adminon 03.09.202003.09.2020

УД»»4347 М. А. ДИАНОВ

Омский юридический институт

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ

На основе исследования понятия предвыборной агитации раскрываются ос-новные признаки правомерной и неправомерной предвыборной агитации. Автор обозначает основные проблемы административной ответственности за нарушение правил предвыборной агитации.

Право на участие в предвыборной агитации является одним из основных избирательных прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации и избирательным законодательством. Предвыборная агитация занимает центральное место в избирательной кампании, поскольку именно на этом этапе ведется основная борьба за голоса избирателей, а следовательно, и за исход выборов. В этой связи, безусловно, требуется детальная регламентация отношений, связанных с условиями, порядком, сроками проведения предвыборной агитации, с целью исключения недобросовестной политической борьбы, использования методов так называемого «черного пиара».

Предвыборная агитация в настоящее время рассматривается в качестве составной части информационного обеспечения выборов и понимается избирательным законодательством как деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).

Понятие предвыборной агитации претерпело существенные изменения по сравнению с прежним Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В частности, не входят в настоящее время в понятие предвыборной агитации деятельность, побуждающая или имеющая целью побудить к участию в выборах, и напротив, стала признаваться предвыборной агитацией деятельность, побуждающая или имеющая целью побудить к голосованию против всех кандидатов (списков кандидатов). По-прежнему не относится к предвыборной агитации деятельность, направленная на бойкотирование выборов, неявку на избирательные участки в день голосования.

Следует отметить, что частое изменение избирательного законодательства и такого его центрального понятия как предвыборная агитация зачастую приводит к проблемам, связанным с ее квалификацией действий участников общественных отношений.

Вот, например, какие изменения произошли с указанным понятием.

В бывшем советском государстве предвыборная агитация фактически не существовала. Она, как стадия избирательного процесса, начиналась и тут же прекращалась с выдвижением кандидата. «Предвыборная агитация» подменялась понятиями «политическая агитация», «политико-просветительская работа» . Подобное отношение к данному институту

сказалось и на законодательном закреплении правил ведения предвыборной агитации. Советский правоприменитель довольствовался лишь скудными и весьма расплывчатыми нормами и формулировками, закрепленными в статьях Конституций СССР.

Право на предвыборную агитацию впервые в истории советского избирательного права упоминается в Конституции СССР 1977 года. Согласно ст. 100 Конституции гражданам СССР и общественным организациям гарантируется свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио.

В последующем данное право провозглашалось в Законе СССР от 09.10.1990 № 1708-1 «Об общественных объединениях», Законе РСФСР от24.04.1991 № 1096-1 «О выборах Президента РСФСР», Законе РСФСР от 24.10.1991 № 1803-1 «О выборах главы администрации» . Не давая понятия предвыборной агитации, данные законодательные акты предусматривали ее основное содержание и формы (право беспрепятственной агитации «за» или «против» того или иного кандидата через средства .массовой информации, на собраниях и митингах).

Пожалуй, впервые легальное определение предвыборной агитации было установлено в Указе Президента Российской Федерации от 29 октября 1993 года № 1792 «Об информационных гарантиях для участников избирательной кампании 1993 года» (интересно отметить, что данный указ был отменен только в 2003 году, когда это понятие уже закреплялось в федеральных законах). В этом указе содержится следующие определения, касающиеся предвыборной агитации:

«предвыборная агитация» — сообщения, материалы (массовая информация), имеющие целью побудить избирателей проголосовать за или против того или иного кандидата либо избирательного объединения;

«политическая реклама» — оплачиваемые кандидатом, избирательным объединением либо иным лицом, действующим в интересах кандидата, избирательного объединения, сообщения, материалы, побуждающие, призывающие граждан совершить предлагаемые действия.

К настоящему моменту это понятие уже успело поменяться несколько раз. Проследим динамику изменений понятия предвыборная агитация, происходивших с момента введения данного термина в правовой оборот:

предвыборная агитация — деятельность граждан Российской Федерации, общественных объединений по подготовке и распространению информации, име-

ющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов) (Федеральный закон от6 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»);

агитация предвыборная (предвыборная агитация)

— деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них (Федеральный закон от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

агитация предвыборная (предвыборная агитация)

— деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) (Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

агитация предвыборная (предвыборная агитация) -деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них) (федеральный закон от 21 июля 2005 года № 93-Ф3 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации»)

Последние изменения в избирательное законодательство, внесенные Федеральным законом от 12 июля 2006 года № 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)» хотя формально и не внес изменений в понятие предвыборной агитации, содержащееся в статье 2 Федерального закона № 67-ФЗ, существенно повлиял на данный термин. С одной стороны, граждане сохранили право вести предвыборную агитацию против всех кандидатов (против всех списков кандидатов), с другой, утратив право выражать свою гражданскую позицию при голосовании за соответствующую позицию («против всех»), из понятия предвыборной агитации постепенно начнет вымываться данная составляющая.

Предвыборная агитация как деятельность, осуществляемая в определенных целях, может быть как соответствующей требованиям закона, так и нарушающей их (противоправной). Противоправной агитационной деятельностью следует признать деятельность, осуществляемую с нарушением установленных правил, в запрещенных для этого местах, за пределами агитационного периода, субъектами, ограниченными в праве на проведение предвыборной агитации, в не допускаемых законом формах и запрещенными методами.

Осуществление противоправной агитационной деятельности влечет применение мер юридической ответственности за нарушение законодательства о выборах, которая рассматривается как публично-правовое средство обеспечения общественного интереса при реализации гражданами избирательных прав. За нарушение законодательства о выборах предусмотрено несколько видов юридической ответственности.

В зависимости от отраслевой принадлежности различаются: 1) конституционно-правовая ответственность (ответственность по избирательному праву); 2) административная ответственность; 3) уголовная ответственность. Каждый из указанных видов ответственности отличается дру1 от друга основаниями (правовыми и фактическими), санкциями, субъектным составом, процессуальной формой реализации.

В настоящей статье рассматриваются общие вопросы административной ответственности за нарушение правил предвыборной агитац,ш.

Административную ответственность за нарушения законодательств» о выборах можно подразделить на: 1) административную ответственность физических лиц и 2) ОАМинистратитную ответственность юридичрских лиц.

Основанием применения административной ответ-стр.еаности за нарушение правил предвыборной агитации является совершение соответствующего административного правонарушения, которое выражается в действиях, направленных на нарушение установленных избирательным законодательством для предвыборной агитации запретов и ограничений или на нарушение установленных требований при проведении предвыборной агитации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) устанавливает административную ответственность за нарушение следующих правил предвыборной агитации:

порядка опубликования (обнародования) агитационных материалов (ст. 5.5. КоАП)

порядка и условий проведения предвыборной агитации на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях (ст. 5.8. КоАП);

времени и места проведения предвыборной агитации (ст. 5.10. КоАП);

субъектного состава предвыборной агитации (ст. 5.11. КоАП);

порядка и условий изготовления и распространения агитационных материалов (ст. 5.12. КоАП).

Таким образом, административное законодательство в большей степени нацелено на борьбу с формальными нарушениями правил предвыборной агитации, иначе говоря, устанавливает ответственность за отступление от предусмотренной законодательством о выборах процедуры проведения предвыборной агитации. Вместе с тем, некоторые нарушения правил предвыборной агитации остаются без внимания административного законодательства и не влекут административного наказания. Это, в частности, неопубликование политической партией своей предвыборной программы, нарушение порядка предвыборной агитации в ходе массовых мероприятий, злоупотребление свободой массовой информации при проведении предвыборной агитации. Ответственность за нарушение данных правил предусмотрена избирательным законодательством (например, отмена регистрации кандидата или отмена решения о результатах выборов за злоупотребление свободой массовой информации при проведении предвыборной агитации) либо не проявляется в виде неблагоприятных последствий правового характера (например, может рассматриваться как разновидность политической ответственности).

Возможны ситуации, когда при проведении предвыборной агитации будут совершены административные правонарушения иного плана (например, нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании при проведении агитационных массовых мероприятий (ст. 5.38 КоАП).

При этом следует особо отметить, что не должны рассматриваться в качестве административных правонарушений деяния, хотя формально и подпадающие под признаки административно наказуемых за нарушение правил предвыборной агитации, но осуществляемые при ведении иной (неагитационной деятельности). Это связано с тем, что для предвыборной агитации характерно наличие специальной агитационной цели, осуществление в период избирательной кампании кандидатов, избирательных объединений, блоков, наличие определенных форм, посредством которых она становится доступной для избирателей. Отсутствие этих признаков говорит о том, что данная деятельность агитацией не является и, соответственно, о нарушении правил предвыборной агитации говорить не приходится (речь идет, например, о проведении «агитации» до начала избирательной кампании, распространении информации без осознанного агитационного характера, призывы не участвовать в выборах и т.п.).

Учитывая то, что правила предвыборной агитации устанавливаются как в федеральных законах, так и в законах субъектов Российской Федерации (см. в частности, п. 10 ст. 51, и. 8 ст. 52 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), соответственно административная ответственность за нарушение правил предвыборной агитации, сформулированных в региональных законах, может вводиться на уровне субъектов Российской Федерации.

Объектом всех административных правонарушений правил предвыборной агитации выступают общественные отношения, связанные с реализацией гражданами права на участие в предвыборной агитации.

Объективная сторона данных правонарушений чаще выражена в актизных действиях нарушителей (например, использование зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком предоставленных им бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов, за другие избирательные объединения, избирательные блоки) однако не исключается ее проявление ив бездействии (например, непредставление кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в соответствующую избирательную комиссию экземпляров печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения).

Рассматриваемые административные правонарушения чаще всего совершаются умышленно, хотя не исключается и неосторожная форма вины.

Субъекты административных правонарушений правил предвыборной агитации в зависимости от вида административного правонарушения могут быть как общими (граждане и юридические лица независимо от организационно-правовых форм), например, при проведении предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах или при привлечении к проведению предвыборнсй агитации лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет, так и специальными: кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, иные лица, уполномоченные выступать от имени кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, лица, замещающие государственную должность категории «А» или выборную муниципальную должность (при нарушении предусмотренных зако-

нодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях).

Учитывая, жесткие временные рамки избирательных кампаний, высокую степень общественной опасности административных правонарушений правил предвыборной агитации, исходящих от лиц, замещающих государственные (муниципальные должности), полагаю, что лица, обладающие неприкосновенностью и являющиеся кандидатами на выборную должность, должны нести административную ответственность за нарушения, допущенные в ходе избирательной кампании, на общих основаниях (за исключением лиц, обладающих неприкосновенностью в соответствии с Конституцией Российской Федерацией). Это в полной мере обеспечит равные условия для участия в выборах для любых граждан, независимо от должностного положения, и снизит использование пресловутого административного ресурса.

Санкции статей КоАП, устанавливающие ответственность за данные административные правонарушения, являются относительно определенными, единственный используемый вид административного наказания — штраф (от десяти минимальных размеров оплаты труда для граждан до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда для юридических лиц.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административное наказание за нарушение правил предвыборной агитации могут только суды, что является существенной гарантией объективного и беспристрастного рассмотрения указанной категории дел, имеющих, как правило, повышенный интерес со стороны противоборствующих политических сил — участников избирательной кампании. Среди субъектов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, следует выделить членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, уполномоченные на это решением соответствующей избирательной комиссии. При этом следует отметить, что большинство членов избирательных комиссий не являются государственными (муниципальными) служащими, а также должностными лицами указанных органов. Полагаю, что это не вполне удачное решение, особенно, учитывая порядок формирования избирательных комиссий — посредством представительства политический партий и иных политических организаций. Все это в конечном итоге ведет к тому, что любое дело о нарушении правил предвыборной агитации будет рассматриваться как «политический заказ» со стороны той политической партии, представитель которой, являясь членом соответствующей избирательной комиссии, составил протоколов административном правонарушении. В этой связи более предпочтительным выглядит наделение полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающих в соответствующей комиссии на постоянной (штатной) основе, если по решению соответствующей комиссии им предоставлено такое право, а также расширить полномочия должностных лиц органов внутренних дел и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области печати и средств массовой информации (по правонарушениям, связанным с деятельностью средств массовой информации) по составлению протоколов в этой сфере.

В настоящее время практика применения законодательства об административных правонарушениях за нарушение правил предвыборной агитации является достаточно неразработанной, что связано, прежде всего, с нестабильностью законодательства в данной сфере: ведь с момента начала реформы избирательной системы в стране нормы об ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдуме подвергались существенной переработке трижды! Вместе с тем при дальнейшем развитии законодательства об административных правонарушениях необходимо учитывать тенденции, происходящие в избирательном праве, которое также, к сожалению, подвергается слишком частым коренным преобразованиям, с тем, чтобы административная ответственность устанавливалась за нарушение действующих правил предвыборной агитации и, напротив, исключалось ее применение за нарушение правил, не установленных избирательным правом.

Автор выражает надежду, что сделанные им выводы помогут в совершенствовании деятельности административных комиссий, судов, органов внут-

ренних дел при привлечении к ответственности участников избирательных правоотношений за нарушение правил предвыборной агитации.

Библиографический список

1 Комментарий к Федеральному закону Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». М.: Иэд-во Н’ЛРМА, 1999, С. 760.

3. Бесшганько \.В , ДиановМ.А. Комментарий к федеральному законодательству об обеспечении гарантий прав граждан на получ. ние и распространение чнформации о выборах и референдуме. Омск, 2003. С. 56.

ДИАНОВ Максим Алексеевич.

Дата поступления статьи в редакцию: 21.09.2006 г. © Дианов М.А.

УДК 608 1 ООО 34 д д ПЕРЕВЕРТАЙЛО

Каэахстанско-Российский университет

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ПАТЕНТНЫХ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С КВАЛИФИКАЦИЕЙ ИЗОБРЕТЕНИЙ _

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время институт рассмотрения патентных споров является одним из важных составляющих системы защиты изобретательства и прав на его результаты. Автором для раскрытия этой темы были освещены и исследованы проблемы рассмотрения патентных споров в административном порядке. В результате были выработаны предложения по совершенствованию института административного порядка рассмотрения патентных споров, которые определили научную новизну данной работы.

Конкурентная экономика, индустриальное и инновационное развитие государства неразрывно связаны с изобретательством. Безусловно, в будущем значение изобретательства будет лишь возрастать и все более влиять на экономику. «Интенсивное развитие страны возможно только на основе эффективного использования научно-технического потенциала».’ В свою очередь, эффективность создания и внедрения результатов труда изобретателей напрямую зависит от уровня правовой защиты прав на данные результаты. Не случайно одной из основных задач Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года выступает развитие институтов защиты прав на интеллектуальную собственность.2

Одним из важных компонентов системы обеспечения правовой защиты патентных прав выступает институт рассмотрения патентных споров, в том числе его административный порядок, Важность

эффективного функционирования института разрешения патентных споров обуславливается постоянным ростом количества данных споров, а также его прямое и значительное влияние на уровень защищенности патентных прав.

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы на основе анализа комплекса юридических источников выявить проблемы рассмотрения патентных споров в административном порядке, а также сформулировать практические предложения по развитию института защиты прав граждан и юридических лиц в патентно-правовой сфере. Для достижения указанной цели мы попытаемся исследовать некоторые актуальные практические проблемы административного порядка рассмотрения патентных споров, обусловленные особенностями правового регулирования данной сферы, а также выработать предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования механизма разрешения

С какого момента начинается избирательная кампания?

Избирательная кампания начинается с момента официального опубликования в средствах массовой информации решения о назначении выборов или референдума.

Какие сроки агитационного периода?

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Какие предъявляются требования к организациям телерадиовещания и редакциям периодических печатных изданий для участия в предвыборной агитации?

При проведении выборов сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Указанные сведения и уведомление о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации в тот же срок должны быть представлены в избирательную комиссию, организующую выборы, или указанную в законе нижестоящую избирательную комиссию.

Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, осуществляющие выпуск средств массовой информации, зарегистрированных не менее чем за один год до начала избирательной кампании, кампании референдума, а также редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных избирательными объединениями (в том числе их структурными подразделениями) и зарегистрированных менее чем за один год до начала избирательной кампании, вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума эфирное время, печатную площадь в соответствующих средствах массовой информации. Иные негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума эфирное время, печатную площадь.

Агитационный период для кандидата на должность Главы Республики Башкортостан начинается со дня выдвижения – представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться. Предвыборная агитация в СМИ начинается за 28 дней до дня голосования – 10 августа 2019 года. Агитационный период заканчивается в 00 часов дня, предшествующего дню голосования – 7 сентября 2019 года.

Кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующего избирательного фонда. В соответствии с частью 2 статьи 95.5 Кодекса РБ о выборах, предельный размер избирательного фонда на выборах Главы не может превышать 200 млн. рублей. Согласно пункту 2 части 1 этой же статьи Кодекса, партия, выдвинувшая кандидата, вправе через избирательный фонд полностью профинансировать его избирательную кампанию, в том числе проведение предвыборной агитации. Избирательный фонд может формироваться также за счет собственных средств кандидата, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.

До начала распространения все экземпляры печатных агитационных материалов и их электронные образы в машиночитаемой форме должны быть предоставлены в ЦИК РБ. В комиссии даётся оценка агитационного материала на соответствие нормам избирательного законодательства. В частности, агитационные материалы не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых как экстремистская деятельность, обосновывать или оправдывать экстремизм. Проверяется также наличие всех необходимых выходных данных, отсутствие нарушений законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, оплата изготовления агитационного материала из средств соответствующего избирательного фонда и ряд других параметров.

В случае распространения печатных агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах, комиссия обращается в правоохранительные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении соответствующих лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Печатные агитационные материалы размещаются в специально отведенных местах на территории каждого избирательного участка. Их выделяют органы местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них агитационных материалов всех зарегистрированных кандидатов.

Кроме специальных мест, печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Запрещается размещать агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. Запрещается размещать агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за ряд нарушений непосредственно в сфере изготовления и распространения агитационных печатных материалов. Так, размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов – влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (ч. 2 ст. 5.12 КоАП РФ). Умышленное уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных материалов, вывешенных в соответствии с законом на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной кампании, либо нанесение надписей или изображений на информационные, либо агитационные печатные материалы – влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей (ст. 5.14 КоАП Р Ф). Правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.12 КоАП Р Ф, обладают как члены избирательных комиссий, уполномоченные на то комиссией, так и должностные лица органов внутренних дел (полиции), а по ст. 5.14 КоАП РФ – только должностные лица органов внутренних дел (полиции). В случае если собственник определённого объекта (здания, ограждения и т. п.) уничтожит размещённый без его согласия на этом объекте агитационный материал, он не будет подлежать ответственности, установленной ст. 5.14 КоАП РФ.

еферендума, иной группе участников референдума, не должна допускаться дискриминация (умаление прав), в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, деятельности, связанной с проведением референдума, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений. (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 66-ФЗ)

6. Журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, редакции сетевого издания, участвующие (участвовавшие) в деятельности по информационному обеспечению выборов, референдума в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период соответствующей избирательной кампании, кампании референдума и в течение одного года после окончания соответствующей избирательной кампании, кампании референдума, за исключением случая, когда на них было наложено в соответствии с трудовым законодательством взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным. (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 66-ФЗ)

7. В день голосования до момента окончания голосования на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума запрещается публикация (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть «Интернет»). (В редакции федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ; от 11.07.2011 № 200-ФЗ)

Статья 46. Опросы общественного мнения

1. Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, является разновидностью информирования избирателей, участников референдума. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

2. При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, редакции средств массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) эти результаты, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование). (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

3. В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть «Интернет»). (В редакции Федерального закона от 11.07.2011 № 200-ФЗ)

Статья 47. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые для информационного обеспечения выборов и референдумов

1. Информационное обеспечение выборов и референдумов соответствующего уровня осуществляется с использованием государственных, муниципальных и негосударственных организаций телерадиовещания, редакций государственных, муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий.

2. Под государственными организациями телерадиовещания, государственными периодическими печатными изданиями в настоящем Федеральном законе понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума являются государственные органы и организации, и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, выделялись бюджетные ассигнования из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации на их функционирование (в том числе в форме субсидий), и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума имеется доля (вклад) Российской Федерации и (или) субъекта (субъектов) Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 66-ФЗ)

3. Под муниципальными организациями телерадиовещания, муниципальными периодическими печатными изданиями в настоящем Федеральном законе понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума являются органы местного самоуправления и муниципальные организации, и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, выделялись бюджетные ассигнования из местного бюджета на их функционирование (в том числе в форме субсидий), и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума имеется доля (вклад) муниципального образования (муниципальных образований). (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 66-ФЗ)

4. Под негосударственными организациями телерадиовещания, негосударственными периодическими печатными изданиями в настоящем Федеральном законе понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи.

5. В зависимости от территории распространения информации организации телерадиовещания и периодические печатные издания разделяются в настоящем Федеральном законе:

а) на общероссийские организации телерадиовещания, то есть организации телерадиовещания, имеющие лицензию на вещание на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации, а также организации телерадиовещания, осуществляющие выпуск средств массовой информации (телеканалов, радиоканалов, телепрограмм, радиопрограмм), распространяемых на основании договора иными организациями телерадиовещания на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 66-ФЗ)

б) на региональные организации телерадиовещания, то есть организации телерадиовещания, имеющие лицензию на вещание и распространяющие средства массовой информации (телеканалы, радиоканалы, телепрограммы, радиопрограммы) на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации, а также соответствующие подразделения организаций телерадиовещания, указанных в подпункте «а» настоящего пункта; (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 66-ФЗ)

в) на общероссийские периодические печатные издания, то есть издания, зарегистрированные для распространения на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации;

г) на региональные периодические печатные издания, то есть издания, зарегистрированные для распространения на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации.

6. В периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти, органами местного самоуправления исключительно для опубликования их официальных материалов и сообщений, нормативных правовых и иных актов, не могут публиковаться агитационные материалы, а также редакционные материалы, освещающие деятельность кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума.

7. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти перечень государственных и муниципальных организаций телерадиовещания, государственных и муниципальных периодических печатных изданий, при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации перечень региональных государственных и муниципальных организаций телерадиовещания, региональных государственных и муниципальных периодических печатных изданий, а при проведении выборов в органы местного самоуправления перечень муниципальных организаций телерадиовещания и муниципальных периодических печатных изданий публикуются организующей выборы, референдум комиссией или указанной в законе нижестоящей комиссией по представлению органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по регистрации средств массовой информации, не позднее чем на пятнадцатый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума. (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 66-ФЗ)

8. Перечень, указанный в пункте 7 настоящей статьи, представляется в соответствующую комиссию не позднее чем на десятый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума. В указанный перечень включаются следующие сведения о каждой организации телерадиовещания, каждом периодическом печатном издании: (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 66-ФЗ)

а) наименование организации телерадиовещания и соответствующего средства массовой информации, форма периодического распространения (телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма) и территория распространения в соответствии с лицензией на телевизионное вещание, радиовещание либо наименование периодического печатного издания и территория распространения в соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации; (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 66-ФЗ)

а1) регистрационный номер и дата выдачи свидетельства о регистрации средства массовой информации; (Подпункт введен — Федеральный закон от 09.03.2016 № 66-ФЗ)

б) юридический адрес организации телерадиовещания либо редакции периодического печатного издания;

в) учредитель (учредители) организации телерадиовещания либо учредитель (учредители) периодического печатного издания, редакции периодического печатного издания; (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 66-ФЗ)

г) вид и объем выделявшихся бюджетных ассигнований из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета на функционирование организации телерадиовещания, периодического печатного издания (если таковые выделялись за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума); (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 66-ФЗ)

д) доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставном (складочном) капитале (если таковая имелась (таковой имелся) на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, день официального опубликования решения о назначении референдума);

е) периодичность выпуска периодического печатного издания;

ж) указание на то, что соответствующие телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, периодическое печатное издание являются специализированными (для культурно-просветительских, детских, технических, научных и других специализированных средств массовой информации). (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 66-ФЗ)

9. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности, не позднее чем на пятый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по регистрации средств массовой информации, список организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) указанного решения, выделялись бюджетные ассигнования из федерального бюджета на их функционирование (в том числе в форме субсидий), а также сведения о виде и об объеме таких ассигнований. (Пункт введен — Федеральный закон от 09.03.2016 № 66-ФЗ)

10. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее чем на пятый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по регистрации средств массовой информации, список организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума являются государственные органы и организации субъекта Российской Федерации, и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума, выделялись бюджетные ассигнования из бюджета субъекта Российской Федерации на их функционирование (в том числе в форме субсидий) с указанием сведений о виде и об объеме таких ассигнований, и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума имеется доля (вклад) субъекта (субъектов) Российской Федерации. (Пункт введен — Федеральный закон от 09.03.2016 № 66-ФЗ)

11. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума орган местного самоуправления не позднее чем на пятый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по регистрации средств массовой информации, список организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, подпадающих под действие пункта 3 настоящей статьи, с указанием в отношении организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума, выделялись бюджетные ассигнования из местного бюджета на их функционирование (в том числе в форме субсидий), вида и объема таких ассигнований. (Пункт введен — Федеральный закон от 09.03.2016 № 66-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

Статья 48. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума

1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

2. Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

(Пункт в редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

21. Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителями редакций сетевых изданий профессиональной деятельности и указанные в подпункте «а» пункта 2 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в подпунктах «б» — «е» пункта 2 настоящей статьи, — в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно. (Пункт введен — Федеральный закон от 21.07.2005 № 93-ФЗ; в редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 66-ФЗ)

3. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться:

а) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях; (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 66-ФЗ)

б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий; (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

4. Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

5. Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

6. Запрещается привлекать к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах. (В редакции федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ; от 05.04.2016 № 92-ФЗ)

7. Запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

б) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими свои

Похожие статьи:

  • Нарушение правил охоты

    Новая редакция Ст. 8.37 КоАП РФ1. Нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2,…

  • Нарушение свободы слова в России

    Поправки в законодательство, уже принятые или только рассматриваемые российским парламентом, регулируют содержание размещаемых в Сети…

  • Нарушение языковых и речевых функций

    УДК 616.22-008.5НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙИ.В. Макаров1'2, Д.А. Емелина1ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и…

  • Правил семи слов

    Именно так называется та самая статья Миллера, опубликованная в журнале "The Psychological Review”. При желании,…

Статьи
0

Свежие записи

  • Гражданский арест
  • Кравец Игорь Александрович
  • Выход из СНТ закон
  • Алименты в твердой
  • Алименты с пенсионеров

Свежие комментарии

    Архивы

    • Октябрь 2020
    • Сентябрь 2020
    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Июнь 2019
    • Май 2019
    • Февраль 2019
    • Январь 2019
    • Декабрь 2018
    • Ноябрь 2018
    • Октябрь 2018
    • Сентябрь 2018
    • Август 2018
    • Июль 2018
    • Июнь 2018
    • Май 2018
    • Апрель 2018
    • Март 2018
    • Февраль 2018

    Страницы

    • Карта сайта
    © Copyright 2020 N.E.C.. All Rights Reserved. The Ultralight by Raratheme. Powered by WordPress .