В Казахстане повысят налог на транспорт, рассказал в интервью Vласти министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев. Налог повысится не на все автомобили, а только на машины с двигателем объемом от 3 до 4 кубов. Таковых в Казахстане – всего 112 тысяч, это 3% от общего количества автомобилей.
«Сегодня все владельцы машин с таким объемом двигателя платят налог 26 тысяч тенге. Но здесь машины совершенно разных категорий. Мы ранее скорректировали налоги на автомобили с объемом двигателя более 4 кубических сантиметров. И надо отметить, что владельцы этих авто без возмущений сегодня платят. Теперь пришло время корректировки машины с двигателем объемом от 3 до 4 кубов. Это автомобили недешевого сегмента. И если сравнить к примеру с объемом 2.5 и 3.5 куба то сегодня владельцы платят с незначительной разницей в 10386 тенге в год», — говорит министр.
При этом всегда машина с большим объемом двигателя стоит дороже. «Соответственно возникает вопрос о корректировке. Поэтому, предлагая повышение налога, мы предлагаем и сделать внутри этой категории дифференциацию, чтобы резко не подымать для автомобилей с 3 литров. Действующую систему налогообложения, когда установлена одна ставка для автомобилей с 3 до 4 литров, разделили эти автомобили на три группы – объем от 3 до 3,2 куба, от 3,2 до 3,5, и от 3,5 до 4-х кубов. И будут разные налоговые ставки – для автомобилей с объемом от 3 до 3,2 – 35 МРП, что сегодня составляет 60 тысяч тенге, от 3,2 до 3,5 – 46 МРП (80 тысяч тенге). Для последней категории, то есть на автомобили с объемом двигателя от 3,5 до 4 кубов налог увеличится в два раза – до 66 МРП (114 тысяч тенге)», — продолжает Ерболат Досаев.
Министр прокомментировал вопрос о том, как быть с уходом от уплаты налога, так как уже давно известна схема, когда «Лексусы» оформляются на инвалидов и участников ВОВ – и спокойно пользуются налоговыми льготами.
«А вот этого теперь не будет. Для категории дорогих машин с объемом двигателя больше 4 литров мы убираем все льготы. У нас сегодня официально почти четверть владельцев автомобилей этой категории пользуются льготами. Почти четверть! И мы прекрасно понимаем, что это фактически – уход от налогов. Именно поэтому мы льготы по налогу на транспорт убираем. И только за счет этого, благодаря тому, что они начнут платить полностью весь налог, мы ожидаем дополнительные поступления в бюджет 1,7 миллиарда тенге», — говорит Досаев.
При этом он отметил, что роста цен на акциз допускать ни в коем случае нельзя. Потому что тогда вслед за ценой на бензин, а по нашим расчетам поднимать необходимо примерно на 8,5 тенге на литр (около десяти процентов), повысятся цены на продукты питания и другие товары. Поэтому сегодня говорить о такой мере – нецелесообразно.
ИПН у источника выплаты:
В соответствии с положениями пп. 1) ст. 321 Налогового кодекса РК в годовой доход физического лица включаются все виды его доходов, в т.ч. доход работника.
Согласно положениям пп. 1) п. 1 ст. 322 Налогового кодекса РК доходами работника, подлежащими налогообложению, являются доходы, начисленные работодателем, являющимся налоговым агентом, и признанные, в том числе в бухгалтерском учете работодателя, в качестве расходов (затрат) в соответствии с законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, в т.ч. подлежащие передаче работодателем работнику в собственность деньги в наличной и (или) безналичной формах в связи с наличием трудовых отношений.
Исходя из положений п. 1 ст. 350 Налогового кодекса РК исчисление, удержание и уплата в бюджет ИПН осуществляются у источника выплаты налоговым агентом по доходам, указанным в пп. 1) – 12) и 17) ст. 321 Налогового кодекса РК, в случае, если такие доходы подлежат выплате (выплачиваются) указанным налоговым агентом.
Учитывая положения п. 1 ст. 351 Налогового кодекса РК сумма ИПН исчисляется путем применения ставок, установленных ст. 320 Налогового кодекса РК, к сумме облагаемого дохода у источника выплаты, определяемого в соответствии с п. 1 ст. 353 Налогового кодекса РК.
На основании положений п. 1 ст. 320 Налогового кодекса РК доходы налогоплательщика, за исключением доходов в виде дивидендов, полученных из источников в РК, облагаются налогом по ставке 10%.
Социальный налог:
В соответствии с положениями пп. 1) п. 2 ст. 484 Налогового кодекса РК объектом налогообложения для плательщиков, указанных в пп. 3), 4) и 5) п. 1 ст. 482 Налогового кодекса РК, являются расходы работодателя по доходам работника, указанным в п. 1 ст. 322 Налогового кодекса РК (в том числе расходы работодателя, указанные в пп. 20), 23) и 24) п. 1 ст. 644 Налогового кодекса РК).
Согласно положениям п. 1 ст. 485 Налогового кодекса РК социальный налог исчисляется по ставке 9,5%.
Социальные отчисления:
В соответствии с положениями п. 1 ст. 15 Закона РК «Об обязательном социальном страховании» объектом исчисления социальных отчислений для работников являются расходы работодателя, выплачиваемые работнику в виде доходов в качестве оплаты труда, за исключением доходов, с которых не уплачиваются социальные отчисления в Фонд.
Согласно положениям п. 5 Правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взысканий по ним, утвержденных Постановлением Правительства РК от 21 июня 2004 года № 683, социальные отчисления в Фонд не уплачиваются с доходов, установленных:
1) п. 2 ст. 319 Налогового кодекса РК, за исключением доходов, указанных в пп. 3), 4) п. 2 ст. 319 Налогового кодекса РК;
3) пп. 1) п. 3 ст. 484 Налогового кодекса РК.
В соответствии с положениями ст. 8 Закона РК «Об обязательном социальном страховании» обязательному социальному страхованию не подлежат лица, достигшие возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».
Таким образом, доходы пенсионера входят в перечень доходов, освобождаемых от исчисления социальными отчислениями.
ОПВ:
В соответствии с п. 6 ст. 24 Закона РК «О пенсионном обеспечении в РК» в доход для исчисления ОПВ, ОППВ включаются все виды оплаты труда в денежном выражении и иные доходы.
Согласно положениями п. 1 ст. 25 Закона РК «О пенсионном обеспечении в РК» ОПВ, подлежащие уплате в ЕНПФ, устанавливаются в размере 10% от ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления ОПВ.
При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, не должен превышать 50-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Исходя из положений п. 6 Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления ОПВ, ОППВ в ЕНПФ и взысканий по ним, утвержденных Постановлением Правительства РК от 18 октября 2013 года № 1116, ОПВ в ЕНПФ не удерживаются с выплат и доходов:
1) указанных в п. 2 ст. 319 Налогового кодекса РК;
2) указанных в п. 1 ст. 330 Налогового кодекса РК;
При этом ОПВ в ЕНПФ не удерживаются с доходов, предусмотренных абзацем шестым пп. 17) п. 1 ст. 341 Налогового кодекса РК.
4) полученных в натуральной форме или виде материальной выгоды инвалидами и иными лицами, указанными в пп. 2) п. 1 ст. 346 Налогового кодекса РК.
Из социальных выплат, указанных в пп. 31) п. 1 ст. 341 Налогового кодекса РК, ОПВ удерживаются в соответствии со ст. 26 Закона РК «Об обязательном социальном страховании».
В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона РК «О пенсионном обеспечении в РК» от уплаты обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд освобождаются физические лица, достигшие пенсионного возраста в соответствии с пунктом 1 статьи 11 настоящего Закона
Таким образом, доходы пенсионера входят в перечень доходов, освобождаемых от исчисления ОПВ.
Отчисления на ОСМС:
В соответствии с положениями п. 1 ст. 27 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» отчисления работодателей, подлежащие уплате в фонд, устанавливаются в размере 1% от объекта исчисления отчислений.
Согласно положениям п. 2 ст. 27 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» объектом исчисления отчислений являются расходы работодателя, выплачиваемые работнику, в том числе государственному и гражданскому служащему, в виде доходов, исчисленных в соответствии со ст. 29 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании».
В свою очередь, учитывая положения п. 1 ст. 29 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» доходами работников, в том числе государственных и гражданских служащих, принимаемыми для исчисления отчислений и взносов, являются доходы, начисленные работодателями, за исключением доходов, установленных п. 4 ст. 29 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании».
Вместе с тем, исходя из положений пп. 1) п. 3 ст. 27 Закона от уплаты отчислений освобождаются работодатели за лиц, указанных в подпунктах 1), 5), 7), 11), 12) и 13) пункта 1 статьи 26 Закона. При этом, подпунктом 7 пункта 1 статьи 26 Закона указаны получатели пенсионных выплат, в том числе участники и инвалиды Великой Отечественной войны.
Таким образом, доходы пенсионера входят в перечень доходов, освобождаемых от отчислений на ОСМС.