САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 12 авг — РАПСИ, Михаил Телехов. Определение судьи о передаче дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности является обязательным для суда (судьи), которому оно передано, говорится в определении Конституционного суда (КС) РФ, которым Костромскому областному суду было отказано в принятии запроса к рассмотрению.
Заявитель просил проверить конституционность некоторых положений Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ. А именно: пункта 5 части 1 статьи 29.4, в соответствии с которым при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос и в случае необходимости выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности; пункта 9 части 1 статьи 29.7, предусматривающего, что при рассмотрении дела об административном правонарушении выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 данного Кодекса; пункта 2 части 2 статьи 29.9, в силу которого по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.
Спор о подведомственности
Как следует из представленных материалов, в 2017 году уполномоченным органом вынесено предписание АО «Почта России» (правопреемник ФГУП «Почта России») о проведении в срок до 31 августа 2019 года ремонта фасадов здания, являющегося объектом культурного наследия регионального значения и расположенного в городе Галиче Костромской области. В октябре 2019 года главным специалистом-экспертом отдела государственного надзора и правовой работы инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области в отношении АО «Почта России» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 КоАП РФ, в связи с невыполнением в установленный срок первоначального предписания.
Указанный протокол был направлен на рассмотрение в Симоновский районный суд города Москвы (по месту нахождения юридического лица), решением которого материалы дела переведены по подведомственности в Свердловский районный суд Костромы (по месту совершения административного правонарушения, т.е. по месту, где должно было быть совершено соответствующее действие). Там дело было прекращено в связи с истечением срока давности привлечения юридического лица к административной ответственности, но инспектор, составивший протокол, предположил, что дело было рассмотрено с нарушением правил подведомственности, и обратился с жалобой в Костромской областной суд. Тот в свою очередь приостановил производство по жалобе и направил запрос в КС.
Суд не уполномочен
Но заявителю было отказано в принятии данного запроса к рассмотрению. КС отметил, что Костромской областной суд обратился в КС с запросом фактически в порядке части 2 статьи 125 Конституции РФ, то есть в порядке абстрактного нормоконтроля, однако данным правом он не наделен такие запросы могут направлять в КС президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая сенаторов РФ или депутатов Государственной Думы, правительство РФ, Верховный суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ — прим. ред.).
При этом КС указал, что определение судьи о передаче дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности является обязательным для суда (судьи), которому оно передано и который обязан рассмотреть соответствующее дело и вынести постановление.
«Иной подход, по сути, блокировал бы возможность осуществления правосудия и несовместим с правом на судебную защиту, как оно гарантировано Конституцией РФ, в том числе с учетом права лица на разбирательство его дела судом в разумный срок. В дальнейшем же вопросы, связанные с подведомственностью, подлежат разрешению при проверке постановления по делу об административном правонарушении судьями вышестоящих судов с учетом установленных правил пересмотра», — говорится в определении КС.
Должностной регламент
государственного гражданского служащего Чувашской Республики,
замещающего должность государственной гражданской службы
Чувашской Республики консультанта отдела дошкольного и общего образования Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
I. Общие положения
1.1. Должность государственной гражданской службы Чувашской Республики – консультанта отдела дошкольного и общего образования Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее – Консультант) учреждается в Министерстве образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее – Министерство) с целью обеспечения деятельности отдела дошкольного и общего образования (далее – отдел) в соответствии с Положением об отделе.
1.2. В соответствии с подразделом 3 раздела 3 Реестра должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики, утвержденного Указом Президента Чувашской Республики от 1 сентября 2006 г. № 73, должность «консультант» относится к категории «специалисты» ведущей группы должностей и имеет регистрационный номер (код) 3-3-3-18.
1.3. Область профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего Чувашской Республики (далее – гражданский служащий): Регулирование образования, науки и молодежная политика.
1.4. Вид профессиональной служебной деятельности гражданского служащего: Регулирование в сфере общего образования.
1.5. Консультант назначается на должность и освобождается от должности приказом министра образования и молодежной политики Чувашской Республики и непосредственно подчиняется начальнику отдела.
1.6. В период временного отсутствия Консультанта исполнение его должностных обязанностей распределяются начальником отдела между работниками отдела.
II. Квалификационные требования
Для замещения должности консультанта устанавливаются базовые и профессионально-функциональные квалификационные требования.
2.1. Базовые квалификационные требования:
2.1.1. Гражданский служащий, замещающий должность консультанта, должен иметь высшее образование.
2.1.2. Для замещения должности консультанта требования к стажу гражданской службы, стажу работы по специальности, направлению подготовки не устанавливаются.
2.1.3. Консультант должен обладать следующими базовыми знаниями и умениями:
— знанием государственного языка Российской Федерации (русского языка);
— правовыми знаниями основ:
Конституции Российской Федерации;
Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (Главы 1,2);
Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (статьи 1,2,3,6,7,9,10,12,13);
— знаниями основ делопроизводства и документооборота;
— знаниями и навыками в области информационно-коммуникационных технологий;
— знание основ информационной безопасности и защиты информации;
— знание основных положений законодательства о персональных данных;
— знание общих принципов функционирования системы электронного документооборота;
— знание основных положений законодательства об электронной подписи;
— знания и умения по применению персонального компьютера.
2.1.4. Умения гражданского служащего, замещающего должность консультанта, должны включать:
— общие умения:
умение мыслить стратегически (системно);
умение планировать и рационально использовать служебное время и достигать результата;
коммуникативные умения;
умение управлять изменениями;
— управленческие умения:
умение руководить подчиненными, эффективно планировать, организовывать работу и контролировать ее выполнение;
умение оперативно принимать и реализовывать управленческие решения.
умение работать в стрессовых условиях;
умение совершенствовать свой профессиональный уровень.
2.1.5. Иные профессиональные навыки консультанта должны включать:
— навыки работы с разными источниками информации (включая поиск в сети Интернет);
— навыки работы с разнородными данными (статистическими, аналитическими).
— навыки работы с большим объемом информации;
— навыки анализа множества взаимодействующих факторов, основываясь на неполной и/или противоречивой информации
— навыки подготовки служебных писем, включая ответы на обращения государственных органов, граждан и организаций в установленный срок;
— навыки подготовки методических рекомендаций;
— навыки выстраивания связи между персональным развитием и целями и задачами, стоящими перед структурным подразделением;
— навыки разрешения конфликтных ситуаций.
2.2. Консультант должен соответствовать нижеследующим функциональным квалификационным требованиям.
2.2.1. Консультант должен иметь высшее образование по специальности, направлению подготовки «Социально-культурная деятельность», «Социальная работа», «Организация работы с молодежью», «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Юриспруденция», «Педагогическое образование» или иные специальности и направления подготовки, содержащиеся в ранее применяемых перечнях специальностей и направлений подготовки, для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие указанным специальностям и направлениям подготовки.
2.2.2. Консультант должен обладать следующими профессиональными знаниями в области законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики:
- Конституция Российской Федерации;
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ;
- Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
- Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в части взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы);
- Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конституция Чувашской Республики;
- Закон Чувашской Республики «О государственной гражданской службе Чувашской Республики»;
- Закон Чувашской Республики «О противодействии коррупции»;
- Закон Чувашской Республики «Об образовании Чувашской Республики»
- постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 481 «О Федеральной целевой программе «Русский язык» на 2016-2020 годы»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 722-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»;
- приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики на период до 2025 года»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
2.2.3. Иные профессиональные знания Консультанта должны включать:
- порядок разработки федеральных государственных стандартов;
- порядок формирования федерального перечня учебников;
- порядок формирования сети образовательных учреждений;
- порядок проведения аттестации педагогических работников;
- основные методы осуществления государственной политики в области дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики;
- основные методы осуществления государственной политики по повышению воспитательного потенциала образовательного учреждения.
2.2.4. Консультант должен обладать профессиональными умениями:
проведение экспертизы учебников для общеобразовательных школ;
осуществление организационно-технического сопровождения деятельности учебных советов;
организовывать проведение мероприятий, таких как: «День русского языка», «День славянской письменности и культуры»;
проведение всероссийские олимпиады для школьников;
работы в сфере, соответствующей направлению деятельности структурного подразделения;
осуществления экспертизы проектов нормативных правовых актов;
обеспечения выполнения поставленных руководством задач;
эффективного планирования служебного времени;
анализа и прогнозирования деятельности в порученной сфере, использования опыта и мнения коллег;
пользования современной оргтехникой и программными продуктами;
подготовки презентаций;
использования графических объектов в электронных документах;
управления электронной почтой;
подготовки деловой корреспонденции и актов Министерства.
2.2.5. Консультант должен обладать функциональными знаниями:
- понятие проекта нормативного правового акта, инструменты и этапы его разработки;
- понятие, процедура рассмотрения обращений граждан;
- процедуры организации проверки, этапы, инструменты проведения;
- меры, принимаемые по результатам проверки
- функция кадровой службы организации.
2.2.6. Консультант должен обладать функциональными умениями:
- разработка проектов нормативных правовых актов и других документов;
- подготовка методических рекомендаций, разъяснений;
- подготовка аналитических, информационных и других материалов;
- рассмотрение запросов, ходатайств, уведомлений, жалоб;
- проведение консультаций;
- проведение плановых и внеплановых выездных проверок;
- осуществление контроля исполнения предписаний, решений и других распорядительных документов.
III. Должностные обязанности
3.1.1. Консультант должен:
исполнять основные обязанности государственного гражданского служащего, установленные статьей 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон);
соблюдать ограничения, связанные с гражданской службой, установленные статьей 16 Федерального закона;
не нарушать запреты, связанные с гражданской службой, установленные статьей 17 Федерального закона;
соблюдать требования к служебному поведению государственного гражданского служащего, установленные статьями 18, 20 и 201 Федерального закона и статьями 8 и 81, 9, 11, 12 и 123 Федерального закона «О противодействии коррупции»;
соблюдать Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Чувашской Республики в Министерстве.
3.2. Кроме того, исходя из задач и функций Министерства Консультант:
3.2.1. разрабатывает либо участвует в разработке (анализирует, осуществляет правовую экспертизу) проектов законов Чувашской Республики, указов и распоряжений Главы Чувашской Республики, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики, других нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики;
3.2.2. разрабатывает для органов исполнительной власти предложения для внесения в проекты нормативных правовых актов, направленных на развитие системы дошкольного и общего образования;
3.2.3. контролирует выполнение законодательства в области информатизации общего образования, организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на основании анализа документов, представляемых органами исполнительной власти и учебными заведениями, государственных образовательных стандартов;
3.2.4. исполняет функцию организатора по привлечению и участию общеобразовательных организаций в федеральных и международных проектах и программах, опытно-экспериментальной, инновационной деятельности, направленных на развитие информатизации системы дошкольного и общего образования, организацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов;
3.2.5. составляет информацию о реализации в Чувашской Республике федеральных и республиканских программ для органов исполнительной власти по вопросам формирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечения доступности общего образования, приема в общеобразовательные организации профильного обучения, установления в общеобразовательных организациях требований к одежде обучающегося, индивидуализации обучения, информатизации системы дошкольного и общего образования, организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, развития физической культуры в общеобразовательных организациях;
3.2.6. разрабатывает методические материалы и консультирует руководителей органов местного самоуправления и общеобразовательных учреждений по вопросам формирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечения доступности общего образования, приема в общеобразовательные организации профильного обучения, установления в общеобразовательных организациях требований к одежде обучающегося, индивидуализации обучения, информатизации системы дошкольного и общего образования, организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, развития физической культуры в общеобразовательных организациях;
3.2.7. организует исполнение функции организатора по переподготовке и повышению квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений по вопросам ИКТ компетенции, организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, развития физической культуры в общеобразовательных организациях;
3.2.8. организует исполнение функции организатора по проведению конкурсов и олимпиад по информационным технологиям и программированию, физической культуре;
3.2.9. осуществляет организационно-методическое обеспечение дистанционного обучения учащихся и дистанционных курсов повышения квалификации учителей;
3.2.10. обеспечивает реализацию конституционных прав граждан на получение общего образования, осуществляет контроль за исполнением федеральных и республиканских компонентов государственного общего образования по курируемым предметам, законодательных и нормативных актов об образовании по вопросам, отнесенным настоящим регламентом;
3.2.11. анализирует и готовит ответы на поступившие обращения, письма граждан и организаций по вопросам формирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечения доступности общего образования, приема в общеобразовательные организации профильного обучения, установления в общеобразовательных организациях требований к одежде обучающегося, индивидуализации обучения, информатизации системы дошкольного и общего образования, организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, развития физической культуры в общеобразовательных организациях;
3.2.12. разрабатывает для средств массовой информации материалы по вопросам формирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечения доступности общего образования, приема в общеобразовательные организации профильного обучения, установления в общеобразовательных организациях требований к одежде обучающегося, индивидуализации обучения, информатизации системы дошкольного и общего образования, организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, развития физической культуры в общеобразовательных организациях;
3.2.13. осуществляет контроль за реализацией законов Российской Федерации и Чувашской Республики «Об образовании», других законодательных и нормативных актов об образовании в курируемом районе;
3.2.14. осуществляет анализ статистической отчетности и готовит аналитическую информацию по курируемым направлениям;
3.2.15. участвует в разработке и поддержании в рабочем состоянии документации СМК Министерства в работах, направленных на её улучшение;
3.2.16. проводит внутренние проверки СМК в структурных подразделениях Министерства.
IV. Права
4.1. Основные права Консультанта установлены статьей 14 Федерального закона.
4.2. Кроме того, Консультант имеет право:
запрашивать у структурных подразделений справки и другие документы, необходимые для выполнения своих обязанностей;
привлекать с согласия руководителей структурных подразделений Министерства работников этих подразделений для подготовки проектов нормативных правовых актов, а также для разработки и осуществления мероприятий, проводимых Консультантом в соответствии с возложенными на него функциями.
V. Ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей
5.1. Консультант несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за:
неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;
несоблюдение ограничений, невыполнение обязательств и требований к служебному поведению, нарушение запретов, которые установлены законодательством Российской Федерации;
разглашение служебной информации, ставшей известной гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей.
5.2. За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, применяются следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы по предусмотренным законодательством Российской Федерации основаниям.
5.3. За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему.
VI. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и ины решения
6.1. Вопросы, по которым консультант вправе самостоятельно принимать управленческие и иные решения:
консультирование физических и юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию отдела;
визирование проектов документов внутреннего обращения.
6.2. Вопросы, по которым консультант обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения:
запрос недостающих документов к поступившим на исполнение поручениям;
исполнение соответствующих документов по вопросам, отнесенным к компетенции отдела;
визирование проектов документов по вопросам, входящим в компетенцию отдела;
консультирование лиц, замещающих должности гражданской службы, иных граждан по вопросам, отнесенным к компетенции отдела.
VII. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий
вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений
7.1. Консультант вправе участвовать при подготовке проектов управленческих и иных решений.
7.2. Консультант обязан участвовать при подготовке:
проектов приказов и иных правовых актов Министерства по вопросам, входящим в компетенцию отдела;
проектов ответов на обращения граждан и организаций.
VIII. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений
Консультант осуществляет подготовку и рассмотрение проектов управленческих и иных решений, согласование данных решений в следующем порядке и сроки:
8.1. По проектам нормативных правовых актов Чувашской Республики по вопросам, входящим в компетенцию Министерства и отдела:
подготавливает в установленный срок проект нормативного правового акта Чувашской Республики. Срок определяется в зависимости от сложности акта от одного до пяти рабочих дней.
8.2. По проектам приказов Министерства по вопросам, входящим в компетенцию отдела:
подготавливает проект приказа Министерства. Срок определяется в зависимости от сложности акта от одного до пяти рабочих дней.
8.3. Ответы на обращения граждан и организаций:
рассматривает обращение;
по итогам рассмотрения подготавливает проект ответа заявителю и согласовывает его с начальником отдела;
Срок: обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, рассматриваются в течение 30 дней, если в поручении не установлен срок меньшей продолжительности. Если для рассмотрения обращения необходимо проведение проверки или затребование дополнительных материалов, то срок рассмотрения продлевается на 30 дней.
IX. Порядок служебного взаимодействия гражданского служащего
в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими Министерства, гражданскими служащими
иных государственных органов, другими гражданами,
а также организациями
9.1. Консультант осуществляет служебное взаимодействие с государственными гражданскими служащими Министерства в связи с исполнением своих должностных обязанностей в следующем порядке:
готовит для представления структурным подразделениям Министерства аналитические сведения, отчеты и информации по вопросам, входящим в компетенцию отдела;
разрабатывает проекты приказов и иных правовых актов Министерства по вопросам, входящим в компетенцию отдела;
готовит предложения к проектам документов, находящимся в совместном исполнении с другими структурными подразделениями Министерства.
9.2. Консультант осуществляет служебное взаимодействие с государственными гражданскими служащими иных государственных органов Чувашской Республики в связи с исполнением своих должностных обязанностей в следующем порядке:
готовит предложения на обращения государственных органов в пределах своих должностных обязанностей;
запрашивает у органов государственной власти Чувашской Республики необходимую информацию и материалы, необходимые для исполнения им должностных обязанностей.
9.3. Консультант осуществляет служебное взаимодействие с гражданами и организациями в связи с исполнением своих должностных обязанностей в следующем порядке:
рассматривает и готовит ответы на поступившие в Министерство обращения граждан и организаций;
участвует в проведении консультаций граждан и организаций в пределах своих должностных обязанностей;
запрашивает в установленном порядке дополнительную информацию для решения вопросов, входящих в компетенцию Министерства.
X. Перечень государственных услуг, оказываемых
гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом Министерства
Консультант в пределах своей компетенции осуществляет подготовку по направлениям деятельности отдела проектов ответов на поступившие в Министерство обращения граждан и организаций.
XI. Показатели эффективности и результативности профессиональной
служебной деятельности гражданского служащего
Эффективность и результативность профессиональной служебной деятельности консультанта оценивается по следующим показателям:
качественное исполнение поручений;
соблюдение сроков, установленных законодательством, либо резолюциями вышестоящих лиц, для исполнения поручений;
напряженность;
количество подготовленных проектов документов;
отсутствие возвратов на доработку подготовленных информаций и отчетов;
отсутствие замечаний со стороны руководства Министерства, Администрации Главы Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики.