Содержание
Этот пост — попытка подвести итоги года в сфере разрешения IP споров (предыдущие обзоры 2016, 2017 и 2018 годов).
Естественно, ключевым событием года стало принятие Постановления Пленума ВС № 10, целиком сосредоточенного на вопросах ИС. Постановление готовилось долго (еще бы — почти 100 страниц текста) и приурочено было к красивой дате (Международный день ИС).
Наверное поэтому авторы постановления решили воздержаться от дискуссии с практиками (между публикацией проекта и принятием финального текста прошло менее 2 недель), учтены были только «замечания от одной из ведущих поисковых систем» в пункте об информационных посредниках.
Пожалуй, 2019 год отметился именно этим: непрекращающееся перетягивание одеяла от одних «ведущих» игроков рынка к другим. Высшие судебные инстанции оказываются молчаливыми наблюдателями, на выявление реальных правовых задач в сфере ИС и их эффективное решение они часто оказываются не способны.
Пожалуй, наиболее показателен пример патентных споров в фармацевтике. Так, на уровне СИП подтверждена первая принудительная лицензия на патент на изобретение (международная компания должна за символические деньги «поделиться» своей разработкой с отечественным конкурентом), которая ни юридически, ни экономически, ни технологически не выдерживает никакой критики (дело № А40-166505/2017).
В качестве условной компенсации международному фармбизнесу, в другом деле СИП и ВС подтвердили возможность аннулировать регистрацию дженерика только лишь по факту выявленного риска нарушения патента, даже если нарушение еще не состоялось (дело № А40-106405/2018).
В целом, судебная практика скорее демонстрирует топтание на месте: все те же неясности по ключевым словам в контекстной рекламе и поисковиках, статусу информационного посредника, отдельным процессуальным аспектам споров (подсудность споров с физлицами, скриншоты и контрольные закупки). Печальна и статистика пересмотра дел в ВС: лишь одно-два интересных дела во второй кассации, традиционный ноль в надзоре.
Пожелаем всем нам в наступившем году больше прорывов и позитивных эмоций от работы в сфере ИС!
Права на товарные знаки являются той основой, на которой спортивные бренды строят свою репутацию и повышают свою коммерческую ценность. Каждый день потребители, включая спортивных болельщиков, встречают товарные знаки, будь то в торговом центре, на спортивном мероприятии или на их мобильных устройствах.
Товарный знак – это обозначение, способное отличать товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг других предприятий. Эти знаки охраняются правами интеллектуальной собственности (ИС).
Товарные знаки позволяют потребителям выбирать и покупать продукцию по их выбору с уверенностью в том, что товары, имеющие тот или иной конкретный знак, будут отвечать требованиям в плане качества и эффективности использования.
Товарные знаки – единственное право ИС, продлеваемое в течение всего времени, пока оно используется в коммерческом контексте, – могут охраняться путем подачи заявки на регистрацию в национальное или региональное ведомство по товарным знакам и уплаты требующихся пошлин. Товарный знак может также пользоваться охраной на международном уровне путем подачи заявки либо в ведомство по товарным знакам в каждой стране, в которой испрашивается охрана, либо в Мадридскую систему ВОИС.
Регистрация товарного знака предоставляет исключительное право пользоваться зарегистрированным товарным знаком. Это означает, что владелец товарного знака может пользоваться им или может предоставить кому-то еще лицензию на него за определенную плату. Регистрация обеспечивает правовую определенность и укрепляет позиции владельца товарного знака в случае судебной тяжбы. Товарные знаки являются частными правами, и их охрана обеспечивается через суды.
Товарный знак может состоять из слов, букв, чисел, рисунков, символов. Он может также состоять из объемных элементов, таких как форма и упаковка товаров, невизуальных обозначений, таких как звуки или запах, либо цветовых оттенков, используемых в качестве отличительных элементов.
Мадридская система — это удобный и экономичный механизм регистрации товарных знаков и управления ими по всему миру. Пользователи просто подают одну заявку и уплачивают один набор пошлин, чтобы испрашивать охрану в 120 странах. Они могут затем изменять, продлевать или расширять глобальный портфель товарных знаков через централизованную систему.
В 2018 г. через Мадридскую систему прошло более 61 000 международных заявок на товарные знаки, что на 6,4 процента больше, чем в предыдущем году.
Создание стоимости с помощью товарных знаков
Охраняя свои права на товарные знаки и укрепляя свои бренды, компании, включая изготовителей спортивной одежды, организаторы спортивных мероприятий, спортивные команды и другие отличаются от своих конкурентов и могут добиваться прочной репутации.
Товарные знаки являются мощными и неотъемлемыми инструментами маркетинга. В мире спорта их стратегическое использование открывает значительные коммерческие возможности для получения доходов.
Спонсорство
Спортивные болельщики имеют глубокую эмоциональную связь с командами, лигами и соревнованиями, за которыми они следят. Спортивные клубы, такие как, например, «Манчестер Юнайтед», максимально используют свой бренд и преданность своих болельщиков для увеличения доходов клуба и прибыльности за счет контрактов на спонсорство и посредством новых цифровых средств коммуникации и возможностей в плане контента. В период с 2015 по 2017 г. этот клуб добился совокупных годовых темпов роста его поступлений от спонсорства в размере 4,6 процента.
Контракты на спонсорство в спорте зиждутся на правах на товарные знаки и могут быть чрезвычайно прибыльными. Признавая глобальную популярность и мощь спорта в качестве маркетинговой платформы, компании во многих секторах обращаются к нему с целью повысить осведомленность потребителей относительно их продукции и увеличить объем продаж.
Возьмите, например, программу «Олимпийские партнеры» (TOP), названную «одной из самых эффективных международных маркетинговых платформ в мире». По данным Международного олимпийского комитета (МОК), компании, участвующие в программе TOP, получают более 40 процентов олимпийских доходов и обеспечивают организаторам Олимпийских игр доступ к техническим службам и изделиям, требующимся для их гладкого проведения. В рамках этой программы каждый всемирный олимпийский партнер приобретает «исключительные глобальные права и возможности на маркетинг в пределах какой-то указанной категории товаров или услуг». Поступления, генерируемые олимпийскими программами маркетинга, распределяются «по всему Олимпийскому движению» для пропаганды развития спорта в целом, а также для «оказания финансовой поддержки спорту в находящихся на пути становления странах».
Мерчендайзинг
Многие спортивные организации также используют свой товарный знак и свои права ИС для извлечения максимальной выгоды из своего бренда путем их лицензирования третьим сторонам для производства товаров, включая одежду, аксессуары, обувь и т.д.
«Манчестер Юнайтед», например, имеет 10-летнее соглашение (истекающее в июле 2025 г.) со спортивным гигантом «Адидас» в отношении глобального технического спонсорства и лицензионных прав с двойным брендом.
Стратегические маркетинговые альянсы, которые в настоящее время существуют между спортивными организациями и крупными компаниями по производству одежды, такими как «Адидас», «Пума», «Андер Армор» и другие, означают, что спортивные клубы и лиги сейчас стремительно становятся глобальными стилевыми брендами, поскольку потребители принимают тот мощный имидж и те ценности, которые воплощены в спорте.
Рекламные контракты
Ведущие спортсмены также вступают в игру. Многие эффективно используют свои личные бренды (возникшие благодаря их спортивному успеху) для получения значительных доходов посредством рекламных контрактов с крупными компаниями по производству спортивной одежды и другими компаниями. Признавая значительный маркетинговый потенциал этих суперзвезд, компании нередко платят миллионы долларов видным спортивным (и другим) деятелям за рекламирование их продукции.
Мадридская система ВОИС
Администрируемая ВОИС Мадридская система международной регистрации знаков предлагает владельцам спортивных товарных знаков рентабельный и удобный для пользователя метод охраны их товарных знаков на международных рынках. Таким путем международная система товарных знаков поддерживает рост бизнеса и укрепляет доверие деловых кругов; компании, имеющие права на товарный знак, могут наращивать преимущество перед конкурентами и имеют хорошие возможности для борьбы с любым незаконным использованием их прав. Потребители также извлекают пользу и могут быть уверенными в том, что охраняемые товарным знаком товары и услуги, которые они покупают, являются подлинными, настоящими и безопасными. Словом, права на товарные знаки являются выгодными и для бизнеса, и для потребителей.
Верховный суд РФ представил на своем сайте 94-страничный обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденный Президиумом ВС 23 сентября 2015 года.
В обзоре рассматривается судебная практика за период, прошедший после принятия совместного постановления пленумов ВС и ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».
40-страничная глава обзора посвящена анализу вопросов авторского права и смежных прав. Кроме того, разбираются дела по патентному праву; правам на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий; вопросы досрочного прекращения правовой охраны товарного знака; иные вопросы, связанные с защитой прав на результаты интеллектуальной деятельности, процессуальные вопросы; вопросы защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет бюджетных средств; вопросы защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности при рассмотрении дел по спорам, связанным с применением избирательного законодательства.
Так, по поводу одного из дел ВС отмечает, что популярность произведения не указывает на то, что результат творческого труда автора является общественным достоянием и может свободно использоваться любым лицом, в том числе в агитационных материалах, без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.
Избирательное объединение и избирательная комиссия обратились в суд с заявлением об отмене регистрации списка кандидатов в депутаты, выдвинутого избирательным объединением отделения политической партии. Заявление мотивировано, в частности, тем, что агитационные материалы избирательного объединения отделения политической партии изготовлены с нарушением требований законодательства РФ об интеллектуальной собственности. Решением суда, оставленным без изменения Судебной коллегией по административным делам ВС РФ, заявление удовлетворено, регистрация списка кандидатов отменена.
При рассмотрении дела судом установлено, что избирательным объединением политической партии изготовлен агитационный материал в виде четырех баннеров и двенадцати сити-бордов, в том числе с изображением мужчины в берете со звездой и развевающимися волосами в черно-белом цвете. Данный агитационный материал разрешен к использованию Н. В основе изображения использована фотография кубинского государственного деятеля Эрнесто Че Гевары, автором которой является кубинский фотограф Альберто Корда (Альберто Диас Гутьеррес), умерший 25 мая 2001 г. Кадр был сделан 5 марта 1960 г., а в 1967 году фотография была распространена в Европе итальянским издателем Джанджакомо Фельтринелли. На этой фотографии Че Гевара изображен в берете со звездой и развевающимися волосами. После гибели Че Гевары (9 октября 1967 г.) фотография до настоящего времени известна под именем «Героический партизан». В 1968 году ирландский художник Джим Фицпатрик создал стилизованный черно-красный постер (плакат) данной фотографии, который фактически в настоящее время является одним из часто копируемых изображений Че Гевары.
Таким образом, отмечает ВС, авторами изображения Че Гевары являются иностранные граждане А. Корда и Д. Фицпатрик, впервые свои произведения они обнародовали за пределами РФ. Фотография и постер (плакат) с изображением Че Гевары являются объектами авторского права и обнародованы при жизни авторов. Авторские права А. Корды и Д. Фицпатрика, в том числе право авторства, имя автора, неприкосновенность произведения, подлежат защите.
Имеется также общедоступная информация о том, что право на фотографию с изображением Че Гевары принадлежит дочери А. Корды и используется в сотрудничестве с правительством Кубы, защищено торговой маркой под № VA-1-276-975.
Доказательств того, что избирательным объединением политической партии получено от указанных авторов этих произведений или иных правообладателей согласие на использование данных произведений в агитационных материалах, суду не представлено.
Суд справедливо расценил агитационные материалы с изображением Че Гевары как нарушение законодательства РФ об интеллектуальной собственности и, как следствие, отменил регистрацию списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением отделения политической партии. При этом суд апелляционной инстанции проверил довод апелляционной жалобы о том, что избирательным объединением политической партии в агитационных материалах использован образ Че Гевары исключительно как общепризнанный символ свободы, независимости и борьбы за справедливость, а не его фотография или рисунок, которые стали фактически общественным достоянием вследствие большого тиражирования и использования производителями кружек, футболок и т. д.
Суд указал, что сама по себе популярность произведений А. Корды и Д. Фицпатрика не указывает на результат творческого труда автора как на общественное достояние, ибо, по смыслу ст. 7 и 18 Бернской конвенции, произведение может стать общественным достоянием вследствие истечения срока охраны или вследствие истечения ранее предоставленного произведению срока охраны. При этом срок охраны фотографических произведений не может быть короче 25 лет со времени создания такого произведения. Срок же охраны, предоставляемой после смерти автора, и сроки, предусмотренные пп. 2–4 ст. 7 данной конвенции, начинают течь со дня смерти автора или со дня наступления события, указанного в этих пунктах, но продолжительность этих сроков исчисляется только с 1 января года, следующего за годом смерти или годом наступления такого события. Автор фотографии Че Гевары А. Корда умер в 2001 году, поэтому двадцатипятилетний срок охраны авторского права на фотографию не истек. В отношении плаката, созданного Д. Фицпатриком, также не истек срок охраны, поскольку согласно Бернской конвенции он составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти (определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 9 сентября 2014 г. № 30-АПГ14-6).
С полным текстом обзора судебной практики Верховного суда РФ по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, можно ознакомиться .