N.E.C.

Юридическая информация

Характеристика родителя для награждения

by adminon 13.08.202013.08.2020

Содержание

  • Из чего состоит характеристика
  • Социальные характеристики родителя
  • Психологические особенности родителей
  • В каких случаях не дается положительная характеристика
  • Характеристика на родителей положительная
  • Характеристика на родителя отрицательная
  • Сбор данных о семье
    • Начало текста
    • Основная часть документа
  • При каких обстоятельствах не выдается положительная характеристика
  • Содержание положительной формы характеристики на родителей
  • Вариант отрицательной характеристики на родителя
  • Каким образом пишется характеристика на учащегося для опеки из школы?
  • Характеристика: план
    • Основные сведения об учащемся
    • В каких условиях развивался
    • Семья учащегося
    • Развитие физического плана
    • Характеристика познавательной деятельности
    • Эмоционально-волевая сфера
    • Умения учебного плана
    • Отличительные черты усвоения определенных учебных предметов
    • Черты личности
  • Что должно присутствовать в документе
    • Социальные родительские характеристики
    • Психотип родителя
  • Образец
  • В каких случаях не стоит давать положительную характеристику
  • Для чего необходим документ?
    • Кто имеет право составлять?
  • Как оформить характеристику на опекуна?
    • С места работы
    • Образец характеристики с места жительства
    • Список сопутствующих документов
  • Влияние на окончательное решение
  • Содержание документа и образец заполнения характеристики с места работы для опеки
  • Кто должен составлять?
  • Структура
    • Похожие статьи:

Основные задачи отдела

1. Обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье.

2. Обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Обеспечение защиты имущественных и личных прав и интересов несовершеннолетних.

4. Обеспечение защиты имущественных и личных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.

Основные функции отдела

Отдел опеки и попечительства:

1. Организует выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводит в течение трех дней со дня получения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, обследование условий их жизни, устанавливает факт отсутствия родительского попечения и ведет учет таких детей.

2. Временно, до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполняет обязанности опекуна (попечителя).

3. Обеспечивает устройство ребенка в течение одного месяца со дня поступления сведений об отсутствии родительского попечения, а при невозможности передать ребенка на воспитание в семью — направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в орган исполнительной власти Челябинской области для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

4. Устанавливает опеку (попечительство) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

5. Передает детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью.

6. Осуществляет контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от форм их устройства.

7. Дает согласие на исключение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из общеобразовательного учреждения.

8. Принимает меры по защите жилищных прав, сохранности имущества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дает предварительное разрешение на совершение сделок с жилыми помещениями и иным имуществом таких несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

9. Назначает представителя для защиты прав и интересов детей в случае разногласий между родителями и детьми.

10. Обращается в суд с исками:

— о лишении родительских прав;

— об ограничении родительских прав;

— о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям;

— об устранении препятствий к общению с близкими родственниками;

— об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами.

11. Принимает участие в рассмотрении судом дел:

— о лишении родительских прав;

— об ограничении родительских прав;

— о восстановлении в родительских правах;

— о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;

— об установлении усыновления (удочерения) детей;

— об отмене усыновления (удочерения) детей;

— по защите других прав и интересов несовершеннолетних, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

12. Предоставляет суду акт обследования условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, основанное на нем заключение по существу вопроса.

13. Участвует в принудительном исполнении решений суда, связанным с отобранием ребенка у родителей (одного из них) и передачей его другому лицу.

14. Немедленно отбирает ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

15. Разрешает разногласия родителей относительно имени и фамилии ребенка при отсутствии соглашения между ними, изменения имени ребенка, а также изменения присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

16. Принимает решения о снижении брачного возраста.

17. Дает согласие на установление отцовства в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

18. Разрешает при обращении родителей (одного из них) возникшие между ними разногласия по вопросам воспитания и образования детей.

19. Получает согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет, в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

20. Оказывает гражданам необходимую помощь по вопросам опеки и попечительства, охраны прав и интересов несовершеннолетних.

21. Рассматривает документы, представленные лицами, желающими установить опеку (попечительство) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, готовит по ним заключение о возможности быть опекуном (попечителем).

22. Осуществляет постановку на учет граждан в качестве кандидатов в опекуны (попечители).

23. Назначает выплату денежных средств на содержание подопечного в порядке, размерах и на условиях, предусмотренных законодательством РФ и Челябинской области.

24. Выдает разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцатилетнего возраста в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

25. Выдает опекунам (попечителям) предварительное разрешение на расходование доходов подопечного в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

26. Определяет в необходимых случаях управляющего недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного, заключает и расторгает с ним договор о доверительном управлении этим имуществом.

27. Выдает предварительное разрешение опекуну и управляющему недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного совершать, а попечителю – давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его в наем (аренду), безвозмездное пользование или залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей.

28. Осуществляет контроль за деятельностью опекуна (попечителя).

29. В случаях ненадлежащего исполнения опекуном (попечителем) возложенных на него обязанностей, в том числе использование им опеки (попечительства) в корыстных целях, а также оставления подопечного без надзора и необходимой помощи, отстраняет их от исполнения этих обязанностей и принимает необходимые меры для привлечения виновного гражданина к ответственности, установленной законодательством РФ.

30. Освобождает опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей.

31. Дает разъяснения по вопросам, связанным с усыновлением (удочерением) детей.

32. Принимает заявления от граждан РФ, желающих усыновить (удочерить) детей.

33. Составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить (удочерить) ребенка, для подготовки заключения о возможности быть усыновителем.

34. Готовит в течение пятнадцати рабочих дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами заключение о возможности быть усыновителем.

35. Осуществляет при положительном заключении о возможности быть усыновителем постановку граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители.

36. Представляет информацию о детях, которые могут быть усыновлены (удочерены), выдает направление на посещение ребенка по его фактическому месту нахождения.

37. Готовит заключение об обоснованности усыновления (удочерения) и о его соответствии интересам усыновляемого (удочеряемого) ребенка.

38. Содействует созданию приемных семей, осуществляет подбор граждан, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью.

39. Принимает заявления от граждан, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, обследует их условия жизни.

40. Готовит заключение об их возможности быть приемными родителями.

41. При положительном заключении подбирает ребенка, который может быть передан на воспитание в приемную семью, представляет гражданам, желающим взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о нем и выдает направление для посещения ребенка по его фактическому месту нахождения.

42. Получает согласие администрации учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на передачу ребенка на воспитание в приемную семью.

43. Заключает договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

44. Принимает от приемных родителей сведения о расходовании денежных средств, выплачиваемых на содержание приемного ребенка.

45. Расторгает в случаях, установленных законодательством РФ, договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

46. Осуществляет защиту прав и законных интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, в том числе в судах.

47. Содействует в организации медицинского освидетельствования (переосвидетельствования) интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.

48. Содействует в устройстве лиц, нуждающихся в защите государства, на стационарное социальное обслуживание в государственные учреждения.

49. Принимает решение о назначении:

— лицу, признанному судом недееспособным или ограниченно дееспособным, опекуна (попечителя) с согласия последнего;

— совершеннолетнему дееспособному лицу, которое по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, попечителя (помощника).

50. Принимает решение о распоряжении имуществом и доходами лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, при определении его в психиатрическое или психоневрологическое учреждение.

51. Дает разрешение на совершение опекуном (попечителем) сделок по отчуждению имущества лица, в отношении которого установлена опека (попечительство).

52. Осуществляет надзор за деятельностью опекунов (попечителей) недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, а также попечителей (помощников).

Характеристика на родителя — важнейший документ, который представляет социально-психологические черты матери или отца с точки зрения их воздействия на воспитание ребенка.

Выполнение функций родительства, психологическая атмосфера в семье — все это влияет на развитие подрастающего поколения. Именно поэтому адекватное представление этих характеристик помогает понять, насколько реализованы потребности ребенка и справляются ли родители с возложенными на них обязанностями в целом.

Из чего состоит характеристика

Характеристика на родителя ребенка составляется в довольно свободной форме, но есть некоторые данные, которые должны в обязательном порядке быть представлены. К ним относятся:

  • анкетные данные о родителе (ФИО, дата рождения, род и сфера занятости);
  • состояние здоровья (наличие или отсутствие заболеваний, которые оказывают влияние на работоспособность человека или влияют на психологическое самочувствие членов семьи);
  • выполнение материальной функции (наличие постоянного заработка, материальное состояние семьи в целом);
  • психологические характеристики и методы воспитания ребенка.

Характеристика на родителей ученика должна показывать, каким образом их род деятельности и способ общения в семье влияет на развитие ребенка, а также предоставлять выводы о благополучии или неблагополучии семьи.

Социальные характеристики родителя

Характеристика на родителей, образец которой будет предоставлен в нашей статье, должна строиться на данных о самих родителях и указывать, к какой из следующих категорий можно отнести семью:

  • в зависимости от структуры — полная/неполная семья, с уточнением, по какой причине отсутствует один из родителей, существует ли с ним связь;
  • от материальной обеспеченности — семья с высоким/средним/низким материальным достатком. Важно отметить род деятельности родителя и его участие в материальном благополучии;
  • от социально-правовой устойчивости семьи — социально устойчивая/неустойчивая семья с благополучным/неблагополучным воспитательным потенциалом (указать причины этих явлений);
  • по типу взаимоотношений — гармоничная, конфликтная, неустойчивая.

Психологические особенности родителей

Описывая психологические черты родителей, что оказывают влияние на воспитание ребенка, следует обратить внимание на следующие:

  • ценностные ориентации (какие сферы в жизни являются приоритетными для родителя);
  • характер общения с ребенком (авторитарность, демократизм, либеральность);
  • способ действия в конфликтных ситуациях (насилие, компромисс, избегание конфликтов);
  • выполнение функции эмоциональной поддержки ребенка, степень заинтересованности им;
  • черты характера родителя.

Психологическая характеристика на родителя должна показывать, насколько ребенку эмоционально комфортно находиться в семье, какой пример поведения подает ребенку отец или мать, как происходит трансляция общечеловеческих ценностей в семье.

В каких случаях не дается положительная характеристика

Характеристика на родителей положительная, как правило, не может быть составлена в том случае, присутствуют признаки самых распространенных негативных явлений в жизни семьи:

  1. Алкогольная или наркотическая зависимость родителей. В этом случае следует указать, как ребенок переживает данную проблему: испытывает ли чувство страха и стыда, насколько ему уделяется внимание, какие сферы жизни ребенка недостаточно реализованы.
  2. Многодетность, при которой родители не имеют желания нести ответственность за детей.
  3. Малообеспеченность.
  4. Наличие психических заболеваний у одного или обеих родителей.
  5. Выраженная конфликтность семьи — применение насилия между родителями или по отношению к ребенку, семьи в стадии развода.
  6. Родители с низкой педагогической грамотностью. В этом случае следует отметить, какая сфера жизни ребенка страдает, если у него имеются признаки педагогической запущенности.

Характеристика на родителей положительная

Положительная характеристика может выглядеть примерно так:

Характеристика матери . (ФИО ученика),

учащегося 8Б класса, . (название школы), . года рождения (ученика),

проживающего по адресу: . (адрес).

Мама . (ФИО матери), . года рождения, с 2015 года находится в декретном отпуске по уходу за ребенком (младший брат . (имя, фамилия учащегося)). По образованию — врач-стоматолог, до отпуска работала в городской стоматологической поликлинике № 2.

Семья полная, проживает по адресу: . (адрес), в двухкомнатной квартире. Материально-жилищные условия проживания удовлетворительные, семью можно считать в этом плане стабильной, со средним достатком. Функцию денежного обеспечения на данный момент выполняет отец, (ФИО).

. (имя, отчество матери) — интеллигентная, спокойная, уверенная в себе женщина. Она активно занимается воспитанием детей, следит за успеваемостью старшего, за их бытовыми условиями, питанием, одеждой. Активно интересуется жизнью сына в школе, помогает ему с занятиями, выполняет функцию моральной поддержки членов семьи. Тактична, терпелива, умеет находить компромиссные решения и учит этому ребенка.

. (имя, фамилия ребенка) отзывается о матери с нежностью и уважением. Всегда опрятно выглядит, неконфликтен, спокоен.

. (имя, отчество матери) придерживается демократичного стиля в общении и воспитании детей. Семью можно считать гармоничной, открытой, с четкими социальными границами.

Характеристика составлена по месту требования.

Характеристика на родителя отрицательная

Отрицательная характеристика составляется следующим образом:

Характеристика отца . (ФИО ученика),

учащегося 6А класса, . (название школы), . года рождения

(ученика), проживающего по адресу: . (адрес).

(ФИО отца), . года рождения, — безработный, имеет среднее образование.

Семья неполная. Кроме отца, с учеником проживает бабушка, . (ФИО бабушки), . года рождения, пенсионерка. Мать . (имя, фамилия учащегося) лишена родительских прав, пребывает в местах лишения свободы. Семья проживает с однокомнатной квартире, принадлежащей бабушке. Жилищно-бытовые условия — неудовлетворительные: квартира требует ремонта, отключено отопление, ребенок не имеет места для занятий. Материальное положение семьи также неудовлетворительное, живут на пенсию бабушки и временное пособие по безработице отца. Ребенок часто не обедает в школе, носит одежду, не соответствующую сезону.

. (имя, отчество отца) страдает алкогольной зависимостью, воспитанием сына не занимается. На этой почве в семье часто происходят конфликты, зафиксированы случаи физического насилия со стороны отца по отношению к сыну. Интерес к жизни ребенка отсутствует и в периоды трезвости отца. Чаще всего он (отец) проводит время с друзьями, у телевизора или не появляется дома на протяжении длительного времени. На рекомендации педагогов не реагирует, ведет себя нетактично и грубо.

Обеспечением бытовых нужд ребенка занимается бабушка. Она же выполняет воспитательные функции, следит за успеваемостью мальчика.

Таким образом, семья относится к категории маргинальных. Ребенок не получает полноценного материального обеспечения, растет в психологически нестабильной, конфликтной семье с тенденцией к насилию. Просим вынести на обсуждение вопрос о лишении . (ФИО отца) отцовских прав и присвоении права опекунства над ребенком на бабушку, . (ФИО бабушки) с положенной материальной помощью.

Характеристика составлена по месту требования.

Так же составляется и характеристика на родителя приемного или опекуна. В ней обязательно указывают, насколько он справляется с возложенными на него обязанностями.

Родителя ученика 2 «б» класса Юрченко Ивана Юрьевича, обучающегося в Новостроевской средней школе.

Юрченко Юрий Иванович проживает по адресу: Калининградская область Озерский район пос.Абелино д.8., в доме, где ребенку выделена отдельная комната. Уборка производится, комната не захламлена. В доме всегда тепло и уютно.

Воспитанием ребенка занимается отец – Юрченко Юрий Иванович. Отец всегда интересуется делами Ивана, всегда предупреждают о неявке в школу, сообщает причину неявки. На учебные занятия приходит вовремя, без опозданий, пропусков занятий по неуважительным причинам не имеет.

Со стороны отца наблюдается контроль и помощь. Он систематически интересуется учебой и успехами мальчика. Юрий Иванович принимает активное участие в жизни класса и школы, родительские собрания посещает регулярно.

Иван всегда приходит в школу опрятным, аккуратно одетым. Ребенок всегда одет в соответствующую сезону одежду. Содержит в надлежащем порядке свои вещи.

Мать — Походина Олеся Владимировна, к сожалению, занимает пассивную позицию в воспитании сына.

Классный руководитель 2 «б» класса Кукурика Т.А.

Характеристика на мать ребенка из школы (или другое лицо, представляющего интересы несовершеннолетнего) — это официальный документ, отражающий моральное, психологическое, материальное положение в семье. Сделать запрос на него могут органы опеки, суд и т. п. Составляет и выдает характеристику обычно классный руководитель. Заверяется она подписями социального педагога, директора школы и печатью образовательного учреждения.

Сбор данных о семье

Характеристика на одного из родителей – это результат всестороннего исследования. Чтобы ее написать используют следующие методы:

  1. Наблюдение за семьей. Это посещение места проживания. Цель визита: изучение условий содержания ребенка, соблюдения необходимых санитарно-гигиенических норм, наличие у школьника индивидуального места, для занятий.
  2. Беседы с родителями. На основании таких встреч можно составить характерологический портрет родителя, определить семейные взаимоотношения.
  3. Беседы с учителями. Это необходимо для того, чтобы услышать их отзывы об исполнении обязанностей мамы в заботе и воспитании.

Также используются другие вспомогательные материалы, например, социальные исследования и диагностирование семьи.

В документе описывается место работы, личные качества и характерологические черты родителя.

Начало текста

При составлении характеристики матери учащегося соблюдаются следующие правила:

  • Заголовок (шапка) пишется по центру. «Характеристика» обозначается крупным шрифтом.
  • С новой строчки, в родительном падеже ФИО родственника. Кем приходится ребенку по статусу (фамилия, имя, номер школы, класса).
  • Сообщаются сведения о маме: год ее рождения, где проживает, наличие образования, место деятельности.
  • Если есть необходимость, повествуется о наличии у нее заболеваний, оказывающих влияние на трудоспособность и обеспечение семьи.

Обязательно описание социального статуса, полная семья у школьника либо отца нет. А также сведения о численности детей.

Основная часть документа

Фиксируется описание психологических качеств мамы и методов воспитания школьника:

  • Что важно для человека, каковы его ценностные ориентации, приоритеты.
  • Как строится общение с ребенком.
  • В какой степени исполняются родительские обязанности по защите и учету его интересов.
  • Каким образом создаются условия для правильного воспитания и всестороннего развития учащегося.
  • Насколько мать поддерживает запрет на нанесение психологического, а также физического вреда здоровью несовершеннолетних детей. Были ли случаи эксплуатации ребенка.
  • Оценивается стиль родительского поведения (например, авторитарность, демократизм, либеральность или попустительство).
  • Дается описание того, как внешне выглядит ученик (опрятность), степень воспитанности, наличие интересов.
  • Как родитель проводит время с сыном (дочерью), интересуется ли успехами в школе, посещение родительских собраний.

Школьная характеристика на мать ребенка строится на выводах о благополучии или неблагополучии семьи по каждому пункту перечисленных требований к ее составлению.

Таким образом, она может быть положительной или отрицательной.

При каких обстоятельствах не выдается положительная характеристика

Если классным руководителем выявлены и упомянуты в тексте негативные поступки, неадекватное поведение мамы в семье, то характеристика не может расцениваться как положительная.

  • Наличие асоциального поведения: противоправное, аморальное, аддиктивное (различные зависимости и тяготение к ним).
  • Имеются ли психические заболевания у мамы (или обоих родителей).
  • Неспособность обеспечить дочь (сына) питанием, одеждой.
  • При многодетности мать пренебрегает воспитанием всех детей либо одного из них.
  • Конфликтность — допускается насилие к детям, или вообще в семье.

Содержание положительной формы характеристики на родителей

Вариант оформления документа:

  • Характеристика
  1. Зуевой Елены Николаевны, матери Зуева Олега Максимовича, 2010 года рождения, учащегося 2 «В» класса МБОУ «СОШ N 45». Адрес проживания: г. Соликамск, улица Космодемьянской, д. 2, кв. 12.
  2. Мама Зуева Е. Н., 1991 г. рождения, С 2016 года оформлен декретный отпуск. По образованию женщина – медицинская сестра Городской больницы N 1.
  3. Жилищно-бытовые условия супругов удовлетворительные – члены семьи занимают трехкомнатную квартиру.
  4. Достаток средний: обеспечивает семью отец, Зуев Максим Игоревич.
  5. Елена Николаевна ответственно занимается воспитанием детей, заботится о питании, одежде, интересуется успеваемостью старшего сына.
  6. Активно принимает участие в классных мероприятиях, регулярно помогает ребенку с домашними заданиями, оказывает моральную поддержку членам семьи.
  7. В общении с детьми мать доброжелательна, терпелива. Всегда находит выходы из конфликтных ситуаций. Зуев Олег отзывается о матери с уважением.
  8. Мальчик аккуратен внешне, неконфликтный, спокойный, добрый.
  9. Стиль общения Зуевой с детьми — демократичный. По всем критериям семья гармоничная, открытая для общения, с четким определением социальных границ.

Характеристика дана для предъявления по месту требования.

Образец не является руководством к точному составлению документа, можно перечислить другие положительные моменты, свидетельствующие о добросовестном отношении матери (отца) к воспитанию школьника.

Вариант отрицательной характеристики на родителя

За образец можно принять следующий текст:

  • Характеристика
  • Орловой Оксаны Денисовны, матери Орлова Богдана Сергеевича, 2006 г. рождения, обучающегося в С.О.Ш. №50. Домашний адрес: г. Медвежьегорск, ул. Кострикова дом 3, кв.6.
  • Мать Орлова О. Д. 1988 г. р. имеет среднее образование, работает техслужащей магазина «Магнит».
  • Отец Орлов С. А. 1985 года рождения осужден за преступную деятельность. Находится в учреждении закрытого типа.
  • Оксана Денисовна с Богданом живут в однокомнатной малогабаритной квартире, совместно с прабабушкой Богдана по отцу Никифоровой Тамарой Петровной. Братьев и сестер нет.
  • Состояние жилищных условий в плане быта — неудовлетворительное: комната и кухня с печным отоплением находятся в деревянном многоквартирном ветхом доме. У школьника не имеется отдельного письменного стола для занятий.
  • В комнате не всегда прибрано. Богдан посещает школу в неопрятном виде.
  • Оценка материального обеспечения семьи — неудовлетворительно. Школьник, зачастую, одет не по сезону.
  • Участие матери в учебном процессе сына слабое. На собраниях присутствует обычно бабушка ребенка, жалобы на негативное поведение школьника заканчиваются скандалами дома.
  • Психологическая семейная атмосфера напряженная, это выражается в поведении ребенка в школе: с одноклассниками резок, драчлив. На замечания учителя не реагирует.

Все методы домашнего воспитания выражаются упреками и угрозами. С Орловой неоднократно проводились беседы при участии классного руководителя, а также школьного социального педагога. После профилактических наставлений улучшения ситуации в семье не отмечалось.

Характеристика из школы на мать ребенка составлена по запросу опекунского совета.

В заключение необходимо отметить, что любая характеристика пишется от третьего лица. Описание приводится в настоящем или прошедшем времени. Опираться необходимо не на эмоциональное восприятие, а на конкретные факты. Задача педагога при составлении документа – оценка физической и моральной состоятельности матери в воспитании учащегося.

Как правильно составить характеристику:

Любому классному руководителю приходится встречаться с проблемой написания характеристики на учащихся своего класса: подобные досье могут оказаться необходимы для предоставления в органы опеки, в полицию, для того, чтобы перевестись в иную школу либо институт.

И всякий раз выдумывать что-то нет желания, предпочтительно обладать уже готовым примером (скачать образцы можно ниже).

Каким образом пишется характеристика на учащегося для опеки из школы?

Психолого-педагогическую характеристику на ребенка под опекой должен предоставить классный руководитель, завуч либо директор учебного заведения. При описании психологии ребенка может понадобиться поддержка школьного психолога, итоги проводимых среди учеников тестов и диагностики.

Внимание! Самый малый объем характеристики — 1000 знаков, максимум не ограничен и способен включать сведения о работе с подростком — небольшое досье, которое входит в перечень документов для опеки над ребенком.

Характеристика, что будет предоставлена в опеку из доу, пишется на бланке, снизу дата и роспись лица, которое ее подготовило. Готовые характеристики на учащегося, находящегося под опекой, вы сможете найти у нас.

Характеристика: план

Основные сведения об учащемся

ФИО. Дата рождения. Какой диагноз имеет. Ходил ли в детстве в доу. В каком году поступил в школу. В каких классах и какое количество лет проучился.

В каких условиях развивался

Каково здоровье родителей. Как проходили беременность и роды. Как развивался ребенок в раннем детстве. Какие болезни ребенок перенес в раннем возрасте.

Семья учащегося

Кто входит в состав семьи. Чем занимаются родители. Каковы материальные условия проживания. В каких условиях воспитывался учащийся. Как относятся друг к другу члены семье. Какое у них отношение к учащемуся.

Развитие физического плана

Каково развитие учащегося в физическом плане. Имеются ли отклонения в отношении физического развития (рост, полнота и т.п.)

Моторика. Имеются ли нарушения в двигательной активности ребенка (скованность, заторможенность, паралич). Координация движений.

Каково зрение у ребенка, слух и т. п.

Имеются ли болезни хронического типа. Как быстро утомляется.

Характеристика познавательной деятельности

  1. Внимание . На сколько устойчиво. Как быстро переключается внимание. Какие имеются особенности произвольного и непроизвольного внимания у учащегося.
  2. Восприятие . Как быстро и в каком объеме учащийся способен познавать предметы окружающего мира, на сколько полна и точна будет полученная им информация.

Особенности зрительных, слуховых, тактильных восприятий.

Как воспринимает формы, величины, цвета, нахождение предметов в пространстве. Какие отличительные черты восприятия времени.

  1. Память . Как быстро учащийся запоминает информацию и на сколько полно. Отличительные черты запоминания цифровой, фактической и словесной информации. Характер и объем преднамеренного и непреднамеренного запоминания.

Способен ли осмысленно воспроизводить полученную информацию, на сколько полно и точно у учащегося это получается.

Применение способов запоминания и припоминания.

Имеется ли логическая память, ее отличительные черты.

Какой вид памяти преобладает (зрительный, слуховой либо оба хорошо развиты)

Индивидуальные отличительные черты памяти.

  1. Отличительные особенности речи . На сколько развита речь ребенка. Быстро либо медленно он говорит и какого ритма при этом придерживается. Имеются ли дефекты произношения. Отличительные черты голоса. Какие эмоции больше преобладают в речи.

Каков словарный запас. Отличительные черты активного и пассивного словаря.

Грамматический характер речи.

Каково состояние речи в плане диалогов и повествования.

Как можно охарактеризовать письменную речь ребенка.

  1. Мышление. Способен ли анализировать и синтезировать полученную информацию. Сравнения: правильность и полнота. Способен ли проводить многоуровневый анализ и сравнение. Отличительные черты сравнения воспринимаемых зрительным образом предметов и сведений, предоставляемых в словесной форме. Может ли обобщать и конкретизировать.

Насколько развито мышление у ребенка.

Насколько способен усвоить общие и абстрактные понятия.

Умеет ли находить причинно-следственные связи.

Может ли находить в тексте главную мысль.

Способен ли делать собственные выводы.

Эмоционально-волевая сфера

Насколько глубоки и устойчивы испытываемые ребенком чувства. Какое настроение у него преобладает. На сколько возбудим в эмоциональном плане. Случаются ли аффективные вспышки.

Отличительные черты воли. Легко ли подчинить. Проявляет ли негатив.

Испытывает ли дружеские и родственные чувства.

Имеются ли патологические влечения.

Умения учебного плана

Умеет ли слушать, делать устные задания, работать с учебными пособиями.

Может ли планировать собственную работу. Может ли себя контролировать.

Может ли самостоятельно усваивать и использовать полученные знания. Способен ли находить примеры к выученным правилам, пояснять свои действия.

Отличительные черты усвоения определенных учебных предметов

Какое отношение испытывает к учебным дисциплинам.

Как мотивирует себя заниматься учебной деятельностью. Прилежен ли.

Познавательные интересы. Какое отношение к оценке, похвале и наказанию.

Черты личности

Какое направление имеет личность. Что его больше интересует. Какова самооценка. Ответственен ли.

Следует ли нормам поведения в обществе, школе, дома. Как ведет себя в условиях учебной, трудовой, игровой деятельности.

Какие отношения со сверстниками и взрослыми. Какое место занимает в коллективе. Способен ли приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Например: Основываясь на имеющихся сведеньях, можно сделать вывод, что Петров Николай разносторонне развит. Он является весьма способным ребенком, любознателен, целеустремленный, обладает широким кругозором.

Характеристика на родителя в органы опеки может быть написана школьным учителем или воспитателем детского сада. Чаще всего это делается с целью восстановить доверие со стороны службы, защищающей права несовершеннолетних. О нюансах документа будет сказано ниже.

С момента поступления ребенка в учебное заведение, его родители так или иначе начинают принимать участие в школьной жизни. Помимо обучения ребенка, в задачи школы входит следующее:

Атмосфера, присутствующая в семье, отражается на настроении и успеваемости малыша. Опытный и внимательный учитель быстро сможет выявить наличие семейных проблем, вызвав родителей для проведения разъяснительной беседы. Поэтому при необходимости оценки поведения матери или отца ребенка, органы опеки и попечительства поручают написание характеристики классным руководителям.

Бланк характеристики заполняется в таких случаях:

  1. Если человек, ранее лишенный родительских прав, хочет восстановить их. В этом случае над ребенком берется временное опекунство, и помимо воспитателя, характеристика составляется действующим опекуном малыша, который должен оценить, хорошо ли будет его подопечному с родителем.
  2. Если человек отбывал тюремный срок, он какое-то время будет находиться под наблюдением органов опеки, которым нужно убедиться в том, что права ребенка не нарушены.
  3. Если лишения родительских прав не произошло, но родитель получил предупреждение от организации по защите несовершеннолетних в силу каких-либо негативных действий. В этом случае положительная характеристика на мать или отца в органы опеки, написанная учителем или воспитателем, может стать одним из доказательств исправления человека.

Нередко ребенок раскрывается в детсаде или школе с новой стороны. И в таком случае именно учитель должен помочь семье достичь взаимопонимания.

Что должно присутствовать в документе

Действующее законодательство не предполагает четкого образца характеристики на семью воспитанника детского сада в органы опеки. Но имеется ряд пунктов, которые должны быть освещены в таком документе:

  1. Анкетные данные родителя. К ним относится ФИО, дата и год рождения, род занятий.
  2. Состояние здоровья. Учитываются только те заболевания, которые могут оказывать влияние на отношения в семье и дееспособность родителя.
  3. Материальная обеспеченность. Оценивается общее материальное состояние семьи, учитывается наличие постоянных доходов.
  4. Даются описания методов воспитания, особенностей характера и прочих нюансов, которые могут влиять на атмосферу в семье.


Характеристика должна в общих чертах отражать то, каким образом манера общения и род деятельности родителя способны повлиять на развитие ребенка. В конце документа пишется вывод относительно полноты, благополучия и материальной обеспеченности семьи.

Социальные родительские характеристики

Относительно этих данных, семью можно отнести к одной из следующих категорий:

  1. По составу она может быть полной или неполной. Здесь необходимо пояснить причину отсутствия одного из родителей и написать, поддерживает ли он связь с ребенком.
  2. Социальная устойчивость. Определяется воспитательным потенциалом, который может быть как благополучным, так и неблагополучным. В последнем случае необходимо указать причины такого явления.
  3. Материальная обеспеченность. Уровень дохода варьируется по трем показателям: низкий, средний или высокий. Желательно указать сферу деятельности каждого из родителей и его роль в финансовом благополучии семьи.
  4. Относительно типа взаимоотношений семья может быть гармоничной, неустойчивой или конфликтной. Необходимо аргументировать свою точку зрения, приведя несколько примеров.

Психотип родителя

Большинство образцов заполнения документа содержат данный пункт, где описываются психологические черты мам и пап, которые способны отрицательно или положительно отразиться на состоянии ребенка. Сюда относятся:

Задачей психологической характеристики является определение эмоционального комфорта ребенка при общении с родителями. Важно выявить, какой пример они подают малышу своим поведением и прививают ли ему общечеловеческие ценности.

Образец

Этот документ должен содержать сведения о характере человека, его отношение к детям, манеру воспитания и т. д. Приблизительный образец предполагает следующие пункты:

В каких случаях не стоит давать положительную характеристику

Учитель или воспитатель должен понимать всю степень ответственности, которая ложится на него при составлении подобного документа. Существует ряд факторов, при которых положительная рекомендация родителя для опекунского совета является невозможной:

Характеристика семьи для органов опеки – это очень важный документ, к составлению которого учителям и сотрудникам детских садов следует отнестись со всей серьезностью. От точности данных, изложенных здесь, и профессиональности анализа во многом зависит качество жизни ребенка, если он находится в неблагополучной семье.

Мужчине и женщине, чтобы стать законными опекунами несовершеннолетнего ребенка, необходимо соответствовать установленным законодательством нормам, а также предоставить в органы опеки и попечительства конкретный перечень документации. Одним из важных актов для предоставления сотрудникам опекунского учреждения является характеристика на опекуна.

Для чего необходим документ?

Процедура усыновления или взятия человека под опеку (попечительство) регламентирована Федеральным Законом «Об опеке и попечительстве».

Скачать текст 48 законодательного акта можно по .

Согласно нормам настоящего акта, стать опекуном можно над следующей категорией граждан:

  • над пожилыми лицами;
  • над детьми, которым не исполнилось 18 лет;
  • над гражданами, признанными законодательством недееспособными.

Чтобы взять под опеку кого-либо из вышеуказанного перечня лиц, требуется собрать определенный перечень актов, а затем подать его на рассмотрение в органы опеки и попечительства. Характеристика опекуна является весьма важной бумагой, ее предоставление — обязательно для рассмотрения прошения стать опекуном. В общем, характеристика требуется для:

  • установления социального статуса потенциального опекуна или попечителя;
  • определения жилищных условий — соответствуют ли они для проживания в нем подопечного лица;
  • подтверждения того, что потенциальный опекун или попечитель находится в здравом уме и не страдает от психических расстройств, представляет из себя полностью дееспособного человека;
  • установления уровня заработка. Данный аспект является одним из важнейших, так как опекунство и содержание подопечного требует затрат;
  • определения физической и моральной готовности будущего опекуна взять под опеку нуждающегося гражданина.

Опекуны должны предоставлять характеристику, содержащую положительные сведения о нем в органы опеки и попечительства, если подопечному менее 14 лет. В случае, когда ребенок в возрасте от 14 до 18 лет, то на него оформляется попечительство. В данном случае, предоставление характеристики не потребуется, так как попечительство будет оформлено автоматически, на основании ранее одобренного опекунства.

Кто имеет право составлять?

Кто вправе оформлять характеристику для предоставления в органы опеки и попечительства, зависит от инстанции, где ее запрашивает потенциальный опекун (попечитель). В соответствии с нормами законодательства, вправе оформлять характеристику следующая категория лиц:

  • по месту труда — главное лицо. Например, работодатель, руководитель или личность, его заменяющая;
  • главный бухгалтер в организации, где трудоустроен потенциальный опекун;
  • полицейский участковый;
  • компетентные лица, трудящиеся в самоорганизации населения;
  • лица, занимающие высшие должности в управляющей компании.

Законодательством предусмотрено привлечение к составлению характеристики опекуна иных лиц, выступающих в качестве свидетелей.

Как оформить характеристику на опекуна?

Правила написания характеристики для подачи в опекунское учреждение обусловлены двумя законодательными актами:

  • Федеральным Законом № 48;
  • Гражданским Кодексом (скачать текст гражданского закона можно ).

В настоящих нормативных документах освещены общие правила оформления характеристики опекуна. Точной формы законом не предусмотрено. Но, в соответствии с правилами, содержание характеристики на опекуна состоит из следующих пунктов:

  • адресат — реквизиты учреждения по опеке и попечительству;
  • личные сведения о лице, подающем прошение о взятии под опеку нуждающегося человека;
  • характеристика потенциального опекуна;
  • реквизиты лица, уполномоченного оформлять настоящий документ.

Чтобы корректно написать характеристику для подачи в опекунское учреждение, рекомендуется ознакомиться с примером составления.

Законом разрешается оформление данного акта, как в письменном виде, так и в печатном. Главным условием является отсутствие на бланке ошибок и исправлений. В документе стоит указывать правдивую информацию, ложные сведения недопустимы. В любом случае, компетентные инспекторы опекунского учреждения проверяют всю информацию, указанную в документе. В случае, если она не соответствует действительности, то в присуждении опеки над недееспособным лицом будет отказано.

Если при оформлении бланка характеристики были привлечены свидетели, то на документе должны быть проставлены их росписи и личные данные — имя, фамилия и отчество.

С места работы

Когда характеристика потенциального опекуна запрашивается по месту трудоустройства, то ее оформлением занимается компетентное лицо. Составляется акт на специальном бланке компании. В нем указывается следующее:

  • данные работника — фамилия, имя, отчество, сведения из паспорта — номер, серия, кто выдал удостоверение личности, а также адрес проживания;
  • квалификационные и профессиональные достижения работника, также имеющиеся награды;
  • дата, когда сотрудника официально трудоустроили;
  • карьерный рост;
  • способность человека трудиться в коллективе;
  • есть ли лидерские качестве, если потенциальный опекун занимает руководящую должность;
  • личностные качества — пунктуальность, целеустремленность, способность выполнять поставленные задачи и т.д.

Особенности оформления характеристики с места работы заключаются в привлечении свидетелей при составлении документа. В качестве третьих лиц могут выступать другие сотрудники организации.

Образец характеристики с места жительства

При передаче недееспособного лица под опеку или попечительство, сотрудники опекунского учреждения могут запросить предоставление характеристики не только с места трудоустройства, но также и с места проживания. Чтобы составить характеристику в органы опеки с места жительства опекуна, требуется обратиться к участковому или к представителям организации по домоуправлению. Составление бытовой характеристики требует предоставления показаний соседей о том, что гражданин является добропорядочным и готов стать опекуном.

В акте, оформляемом по месту проживания, следует указать информацию:

  • количество проживающих лиц на одной жилой площади с потенциальным опекуном или попечителем;
  • показания соседей о том, что из себя представляет данный гражданин;
  • были ли жалобы на потенциального опекуна, поданные в полицию. Если были, то указывается причина их подачи;
  • данные лица, заполнявшего документ по месту проживания;
  • сведения о соседях, которые предоставляли показания. Также требуется проставление их личных подписей на документе.

Характеристика с места проживания запрашивается компетентными лицами опекунского учреждения реже, чем такой же акт с места трудоустройства.

Список сопутствующих документов

Чтобы стать опекуном недееспособного лица, необходимо предоставить в органы опеки и попечительства большой перечень документации. Кроме предоставления характеристики опекуна, законом предусмотрена подача следующих бумаг:

  • паспорт будущего попечителя (опекуна);
  • акт о рождении дитя, на которого планируется оформить содержание или паспорт, если в качестве подопечного выступает человек, чей возраст превышает 14 лет;
  • справка, взятая из медицинского учреждения, подтверждающая, что у заявителя отсутствуют какие-либо заболевания инфекционного характера;
  • документ, свидетельствующий, что заявитель не был судим;
  • биография потенциального опекуна;
  • письменное разрешение лиц, проживающих совместно с опекуном о том, что они согласны проживать вместе с подопечным на одной жилплощади;
  • бумаги, подтверждающие факт, что жилая недвижимость принадлежит заявителю на правах собственности;
  • документальные данные о заключенном брачном союзе или о его расторжении;
  • если в семье заявителя проживают дети, возрастом более 10 лет, то требуется предъявить их согласие на принятие в семью нового члена.

Характеристика с места работы — это документ, в котором указывается информация о конкретном сотруднике предприятия (образование, должность, достижения, человеческие качества).

Ни в каких источниках нет прямого указания на то, что при оформлении опекунства необходима характеристика.

Обязательным документом с работы предполагаемого опекуна является справка с указанием заработной платы за последний год .

Однако, на практике, предоставление характеристики с места работы в органы опеки (образец заполнения представлен ниже) требуется достаточно часто.

СПРАВКА: Характеристика с работы является официальным документом и обладает юридической силой.

Так зачем же органы опеки настаивают на ее предоставлении? Все очень просто. Она помогает понять, что представляет из себя будущий попечитель, как он ведет себя в различных ситуациях , в чем его сильные и слабые стороны.

Ведь представители органа опеки видят человека в первый раз, а на работе его уже хорошо знают и достаточно изучили, чтобы дать объективную оценку.

Влияние на окончательное решение

Для принятия решения о назначении опекуна органы попечительства ориентируются на следующие факторы :

  • желание самого ребенка;
  • наличие воспитательских способностей у претендента;
  • изучение личности опекуна;
  • характер его взаимоотношений с ребенком.

Очевидно, что характеристика с места работы хоть и не является основополагающим фактором, однако оказывает большое влияние на решение опеки. Если предоставить правильно составленный документ, в котором много положительных отзывов о сотруднике, это увеличит шансы в сравнении с другими претендентами.

По вашему желанию можно собрать подписи либо короткие отзывы от коллег как дополнение к основному документ у. Это может положительно повлиять на решение опеки.

Содержание документа и образец заполнения характеристики с места работы для опеки

Оценка сотрудника работодателем для органов опеки должна быть содержательной. Её функцией является как можно точнее описать работника. Информация должна быть объективной и достоверной.

В документе необходимо отразить следующие данные :

Особое внимание необходимо уделить пункту — личные качества . Подробно остановиться на характере сотрудника, его основных чертах, коммуникативных навыках. Предоставляемые данные должны быть составлены таким образом, чтобы после прочтения характеристики с места работы (по образцу), в опеке могли сформировать четкое и правильное мнение о предполагаемом попечителе.

Важно! В характеристике должна быть представлена объективная и достоверная информация. При предоставлении ложной информации исполнитель несет персональную ответственность.

Кто должен составлять?

Данный документ составляется представителем отдела кадров предприятия.

Если фирма маленькая и кадровая служба отсутствует, данная обязанность ложится непосредственно на руководителя организации либо другое ответственное лицо.

Характеристика должна быть подписана руководителем и заверена печатью организации .

Она составляется в двух экземплярах (оригинал и копия), которые имеют равнозначную юридическую силу. Один экземпляр выдается сотруднику, второй остается на фирме в архиве.

Документ выдается тому, кто его затребовал:

  • сам работник фирмы;
  • непосредственно органы опеки.

Структура

Законодательно установленного бланка характеристики не существует . Она пишется в произвольной форме. Однако при ее составлении необходимо пользоваться общими правилами. Характеристика должна быть оформлена на фирменном бланке, может быть как напечатана, так и написана от руки.

Она состоит из следующих частей :

  1. шапка. Содержит данные о работодателе (наименование организации полностью), анкетные данные сотрудника (ФИО полностью, должность), наименование документа, его реквизиты (номер и дата выдачи).
  2. Основная часть. Содержит текст самой характеристики — данные о работнике, оценка его профессиональных и личностных качеств. Подробно этот пункт был рассмотрен выше.
  3. Заключение. Содержит информацию о том, в какой орган выдается характеристика либо общую фразу «Для предъявления по месту требования».
  4. Характеристика с места работы для оформления опеки не является обязательной для предоставления. Однако она помогает лучше понять, что за личность претендует на попечительство, дает общее представление о человеческих качествах и способностях претендента.

    Наличие положительной характеристики с места работы может оказать большое значение при принятии решения органом опеки .

Почетный знак «Материнская Слава»

В целях государственной поддержки материнства и детства, повышения социального статуса успешной многодетной семьи, общественного признания многодетных матерей за заслуги в воспитании детей, создания условий для сохранения, возрождения позитивных семейных ценностей Губернатором Иркутской области 19 декабря 2013 года утвержден Указ № 479-уг «Об утверждении Положения о почетном знаке «Материнская слава», который вступил в силу 10 января 2014 года.

Почетным знаком награждаются женщины, постоянно или преимущественно проживающие на территории Иркутской области не менее 5 лет, родившие и достойно воспитывающие (воспитавшие) 5 и более детей, при достижении пятым ребенком возраста 8 лет, и при наличии живых остальных детей.

При награждении Почетным знаком учитываются также дети:

— Усыновленные (удочеренные) в установленном законодательством порядке;

— Находящиеся под опекой (попечительством) многодетной матери не менее 5 лет;

— Погибшие или пропавшие без вести при защите СССР или РФ либо при исполнении иных обязанностей военной службы и охраны правопорядка, погибшие при спасении человеческой жизни, в результате стихийных бедствий, террористических актов и техногенных катастроф, а также умершие вследствие ранения, контузии, увечья или профессионального заболевания.

Многодетные матери награждаются Почетным знаком при условии, что они ранее не были награждены данным Почетным знаком. Повторное награждение Почетным знаком не производится.

С ходатайством о награждении Почетным знаком «Материнская слава» многодетная мать или ее представитель в срок не позднее 1 июля текущего года обращается в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району», с приложением следующих документов:

1. Паспорт многодетной матери либо иной документ, удостоверяющий личность;

2. Документ, удостоверяющий личность и подтверждающий полномочия представителя многодетной матери (в случае обращения представителя многодетной матери);

3. Документы о регистрации по месту жительства или по месту пребывания многодетной матери в Иркутской области, в случае их отсутствия – решение суда об установлении факта постоянного или преимущественного проживания многодетной матери в Иркутской области;

4. Свидетельство о рождении ребенка и паспорт (в случае достижения ребенком возраста 14 лет);

5. Акты органов опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (в случае, если многодетная мать является опекуном или попечителем ребенка (детей) не менее 5 лет);

6. Свидетельство о заключении брака ребенка, сменившего фамилию;

7. Документы. Содержащие сведения о том, что ребенок (дети) погиб или пропал без вести при указанных обстоятельствах;

8. Документы (дипломы, грамоты, сертификаты, благодарственные письма, отзывы), подтверждающие победы или участие ребенка в районных, городских, областных, всероссийских, международных конкурсах, турнирах, играх в области интеллектуальной деятельности, научно-исследовательских работ, в творческих конкурсах и фестивалях, соревнованиях по различным видам спорта, олимпиадах по различным предметам, а также подтверждающие наличие присвоенных спортивных разрядов;

9. Сведения об истории семьи многодетной матери, семейных традициях ее семьи в виде «семейного древа» (необходимо указать, когда образовалась семья, сколько детей воспитывалось в семье, какие образовались традиции в семье);

10. Документы (дипломы, грамоты, сертификаты, благодарственные письма, отзывы, характеристики, справки), подтверждающие участие многодетной матери в различных формах общественной, спортивной, культурной, творческой жизни (с указанием мероприятий, в которых участвовала многодетная мать);

11. Характеристика на ребенка(детей) достигшего (достигших)возраста 7 лет, выданная и заверенная в установленном порядке с указанием даты составления:

— Для обучающегося ребенка(детей)-по месту учебы, отражающая успехи в обучении, участии в общественной жизни, а также сведения о наградах и поощрениях (при наличии);

— Для работающего ребенка(детей)-по месту работы(службы), отражающая сведения об отношении к исполнению должностных обязанностей, участии в общественной жизни коллектива, конкурсах профессионального мастерства, имеющихся наградах и поощрениях (при наличии);

12. 10-15 фотографий, которые отражают главные события в жизни ребенка (детей) и многодетной матери (творческие, спортивные, общественные, учебные успехи), с кратким описанием события (с указанием даты и наименования события);

13. Характеристика на многодетную мать и ее детей, выданная органом местного самоуправления;

14. Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования многодетной матери и ее ребенка(детей) достигшего(достигших) возраста уголовной ответственности;

15. Анкета на многодетную мать по форме;

16. Согласие многодетной матери и совершеннолетнего ребенка(детей) на обработку персональных данных, согласие многодетной матери на обработку персональных данных несовершеннолетнего ребенка (детей) по форме;

17. Опись документов, прилагаемых к ходатайству.

Награждение Почетным знаком «Материнская Слава» не производится в случае:

— Если ранее многодетная мать уже была награждена данным Почетным знаком;

— Если многодетная мать лишена родительских прав или ограничена в родительских правах в отношении ребенка (детей) на основании решения суда, вступившего в законную силу;

— Привлечение многодетной матери к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, а также за совершение иного умышленного преступления в отношении своего ребенка (детей), относящегося к преступлениям против жизни и здоровья;

— Привлечения многодетной матери к административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних;

— Привлечение ребенка (детей) многодетной матери к уголовной ответственности за совершение умышленного преступления средней тяжести, тяжкого преступления, особо тяжкого преступления. Учреждение в срок до 1 сентября текущего года проверяет соответствие многодетной матери условиям Положения. В случае соответствия учреждение не позднее 15 сентября текущего года направляет ходатайство и документы в министерство. Решение о награждении многодетных матерей Почетном знаком принимается с учетом протокола коллегии в срок до 15 ноября текущего года и оформляется правовым актом Губернатора Иркутской области.

Вручение Почетного знака и удостоверения производится многодетной матери Губернатором Иркутской области или первым заместителем Председателя Правительства Иркутской обрасти, или заместителем Председателя Правительства Иркутской области в соответствии с утвержденным Губернатором Иркутской области распределением обязанностей между ними в торжественной обстановке на официальном мероприятие, посвящённом Дню Матери.

В соответствии с постановлением администрации Иркутской области от 03.12.2007 г. № 281-па «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Иркутской области» размер единовременной выплаты лицам, награжденным Почетным знаком «Материнская слава», составляет 150 000 рублей.

Одинокое материнство в общественном мнении

С.С. Данилова1
(Опубликовано в журнале «Социологические исследования», 2009, №5)

В современных условиях, когда внебрачные отношения становятся приемлемой социальной нормой, можно предположить, что общество сменило негативный настрой в отношении одиноких матерей, который был характерен для советского общества, на более толерантный. Проверить эту гипотезу было призвано исследование 2007-2008 гг., в котором приняли участие 100 жителей г. Лежнево Ивановской области. Выборка была сформирована по половозрастным признакам, для анализа использованы данные отдела статистики Лежневского муниципального района. Средний возраст респондентов — 36,7 лет.

Прежде чем приступить к рассмотрению результатов исследования, отметим бытующее в обществе стереотипное мнение о неприличном и постыдном положении одинокой матери. «Женщина без мужчины — неполноценный член общества», «порядочная женщина должна быть замужем» — эти представления прочно укоренились в сознании. Если женщина разведена или одинока, ее порядочность автоматически ставится под сомнение. Специфика отечественного менталитета такова, что у ребенка в обязательном порядке должны быть и отец, и мать. А если по каким-либо причинам папа отсутствует и физически, и юридически, то люди торопятся навесить на маму ярлык матери-одиночки2.

В современном обществе одинокое материнство характерно не только для асоциальных, неблагополучных категорий населения. Одинокими матерями, собственными силами воспитывающими детей и гордящимися этим, становятся кинозвезды, успешные деловые леди, спортсменки, дивы эстрады и проч. Поэтому главным механизмом, способствующим успешной адаптации в новых социально-экономических условиях, должна явиться смена общественного мнения и социальных стереотипов. Семья с одним родителем на Западе считается полноценной семьей, и там обидное, ущемляющее достоинство понятие «одинокая мать» уступает место более всеобъемлющему и более нейтральному «одинокий родитель»3.

В результате проведенного исследования выяснилось, что половина респондентов скорее положительно настроена в отношении одинокого материнства, 32% выражают нейтральное, скорее безразличное отношение, и 18% — осуждают его. Кроме того, в зависимости от пола оценки респондентов имеют некоторую специфику: 56% женщин выражают положительное отношение к одинокому материнству против 43% мужчин. Мужская часть выборочной совокупности в большей степени демонстрирует нейтральное, скорее безразличное отношение (35%).

По мнению большинства опрошенных, одинокая мать — это женщина, возраст которой не достигает 20 лет (56%), имеющая неполное среднее образование (47%), воспитанная в неблагополучной семье, в которой отсутствовало должное внимание со стороны родителей (55%). Другими словами, одинокая мать предстает в образе девушки-школьницы, рано начавшей самостоятельную жизнь в силу отсутствия должного внимания со стороны родителей. Рождение ребенка явилось следствием неудачного сексуального контакта с мужчиной, который может быть старше ее. Кроме того, 36% считают, что женщины вынужденно принимают это решение и понимают последствия своего поступка, почти столько же считают, что часть женщин делают выбор в пользу рождения ребенка, не задумываясь о последствиях (35%), и 29% признают выбор женщины осознанным и ответственным. Таким образом, очевидно, что женщина, оказавшись в ситуации выбора между рождением ребенка и предстоящим абортом, определяется в пользу первого, тем самым обрекая себя на дальнейшее одиночество.

По итогам опроса установлено, что основными факторами, способствующими росту внебрачной рождаемости, являются: невозможность женщины создать семью с достойным человеком (алкоголизация и иждивенчество мужской части населения) (36%); падение нравственности в обществе (27%); снижение роли мужчины в семье (21%); возросшая самостоятельность, самообеспеченность женщин (19%); терпимое отношение общества к факту внебрачного рождения (14%).

Рост числа незарегистрированных браков не может не сопровождаться ростом числа внебрачных зачатий. Значительная их часть заканчивается абортом. Другая часть внебрачных зачатий превращается в «добрачные», т.к. большинство тех, кто живет в свободном союзе, после возникновения беременности оформляют его как законный брак. Наконец, еще одна часть внебрачных зачатий не приводит к аборту и не имеет своим следствием вступление в брак, а заканчивается рождением ребенка. В качестве основного фактора, приводящего к внебрачной рождаемости, увеличение гражданских браков отметили 50% мужчин и 35% женщин. Снижение нравственности как фактор возникновения внебрачной рождаемости отмечают 26% мужчин и 27% женщин.

В ходе опроса респондентам было предложено определить, какие проблемы на их взгляд являются наиболее актуальными для семей одиноких матерей. 86% опрошенных отмечают материальные, финансовые; 46% — жилищные; 27% — трудоустройство; 27% — устройство детей в дошкольные учреждения. Меньший процент составили: проблемы образования полной семьи (24%), воспитания детей (16%), здоровья (5%).

Большинство семей одиноких матерей имеет душевые доходы ниже прожиточного минимума. Совокупный бюджет исследуемых семей складывается из индивидуальных трудовых доходов самих женщин-матерей, пособий, пенсий, компенсационных выплат и льгот, определенных государством. Преобладающее большинство монородительских семей имеют характеристики бедных и зависимых от пособий4.

Перед одинокими матерями остро стоит проблема трудоустройства, решение которой затруднено из-за того, что женщине нужна хорошо оплачиваемая работа, расположенная близко от дома, с возможностью иметь свободный график, без командировок и ночных смен, с предоставлением пакета социальных гарантий. Одинокий родитель берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, чтобы обеспечить нормальную жизнь своей семье. В целом по выборке 66% респондентов относят семьи одиноких матерей к категории малообеспеченных, 22% — со средним достатком, 12% — к нищим. Ни один из респондентов не отнес материнские семьи к категории обеспеченных.

Таким образом, окружающие признают существующее материальное неблагополучие этих семей, существенно затрудняющее их адаптацию в современных социально-экономических условиях. То, что общество реально оценивает положение определенной категории населения, дает возможность оказанию адекватной, востребованной помощи и поддержки нуждающимся в ней. Государство оказывает материальную помощь, которая не меняет существующего положения материнских семей.

Среди всех проблем особенно остро стоят способы функционирования семьи, как института воспитания и социализации. Процесс воспитания обычно деформирован. Матери вынуждены доказывать окружающим, себе, бывшему мужу, что могут справиться с воспитанием ребенка. Дети же из таких семей хотят быть «как все», то есть испытывают острую потребность в определенном социальном статусе. В семьях одиноких матерей существуют затруднения и в адекватной полоролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок лишен образца поведения в различных ролевых ситуациях, а, следовательно, у него с большим трудом формируются правильные представления о распределении семейных ролей и в будущей семейной жизни он может не всегда адекватно повести себя в той или иной ситуации5.

На вопрос о том, может ли одинокая мать одна воспитать полноценную личность, 68% респондентов с уверенностью ответили — да и 38% считают, что нет. Причем воспитательные возможности матери по-разному оценены респондентами в зависимости от их пола. Больше половины мужчин (67%) склонны считать, что одинокая мать не может одна воспитать ребенка, тем самым подчеркивая важную роль отца в воспитательном процессе. С позиции 52% опрошенных женщин одинокая мать имеет достаточно возможностей для воспитания личности.

Что же мешает одинокой матери воспитать полноценную личность? На данный вопрос ответы респондентов распределились следующим образом: «отсутствие мужской поддержки и мужского влияния на детей» — 49%, «отсутствие времени для воспитания детей по причине большей занятости на работе» — 32%, «постоянное психологическое напряжение, раздраженность женщины» — 14%, «недостаточность педагогических знаний у матери» — 5%. Таким образом, половина опрошенных респондентов признает значимость отца в воспитании детей, т.к. присутствие мужчины необходимо для формирования многих качеств у ребенка (таких как сила, мужество, отвага и др.), поддержания дисциплины, а также для демонстрации важных образцов и моделей мужского поведения. Кроме того, в силу сверхзанятости на работе, у женщины совсем не остается времени для занятий со своими детьми.

Материальные трудности семьи, большая занятость женщины на работе, предоставленность детей большую часть времени самим себе способствуют безнадзорности и беспризорности, становятся фактором их асоциального поведения. Именно так считают 39% опрошенных. То, что названные семьи поддерживают демографический потенциал страны, отмечают 34% респондентов. Около трети граждан (27%) видят в данных семьях социальных иждивенцев.

Определение роли материнских семей в обществе имеет свою специфику в зависимости от пола респондентов. Наибольшее количество опрошенных мужчин (47,9%) склоняются к мнению о материнских семьях, как источнике возникновения отклоняющегося поведения детей; 50% женщин отмечают, что семьи одиноких матерей поддерживают демографический потенциал страны. Женщины более глубоко и чувственно рассматривают ситуацию одинокого материнства. В таких матерях они видят отважных женщин, а их семьи ни чем не отличающимися от других.

Отношение общества к явлению одинокого материнства включает две позиции. Первая точка зрения выражает мнение мужчин, которые склонны рассматривать материнские семьи менее успешными на фоне нуклеарных в силу того, что воспитанием детей и содержанием семьи занимается одна женщина; они делают акцент на значимости в этом процессе отца. Причем мужчины выражают нейтральное, и даже безразличное отношение к решению женщины родить ребенка вне брака. Также они отрицают возможность одинокой матери воспитать полноценную личность без присутствия мужчины.

Второй позиции придерживается женская часть опрошенных. Рассматриваемая ситуация одинокого материнства воспринимается ими сквозь призму присущих им качеств, таких как чувствительность, эмоциональность, сопереживание, эмпатичность. Многие высказывания опрошенных имеют феминистскую окраску. Так, среди основных факторов, способствующих росту внебрачных рождений, большинство отмечают «невозможность женщины создать семью с достойным человеком» (42,3%). Современные женщины, добившиеся равноправия с мужчинами в различных сферах, пытаются быть независимыми, самостоятельными и доказать определенное превосходство над мужской частью населения. Кроме того, несмотря на различные трудности, с которыми сталкиваются семьи одиноких матерей, опрошенные респондентки считают, что матери в одиночку вполне могут воспитать полноценную личность.

1 Светлана Сергеевна Данилова — аспирант Ивановского государственного университета.
2 Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В., Цыглакова Е.А. Одинокие матери: клиенты или граждане? // Гендерная экспертиза социальной политики и социального обслуживания на региональном уровне. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2003; 2. Саратова Л. Одинокие матери в помощи не нуждаются? http://www.bumbinomi.ru/2007/10/sin-gle/mother
3 Киблицкая М. Исповеди одиноких матерей: социологический анализ стратегий выживания и нарушений прав одиноких матерей в переходной экономике. http://socner.narod.ru/2007Hbrary/authors
4 Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье// Социол. исслед. 2001. N3.
5 Поддубная Т.Н. Управление системой социальной защиты детства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 347 с.

Похожие статьи:

  • Характеристика в опеку

    ХАРАКТЕРИСТИКА на ФИО воспитателя МБДОУ "Детский сад "_______" Каждое утро в детском саду, нашего ребенка…

  • Сын отказался от матери

    Что может быть прекраснее теплого летнего денька? Только теплая неделя. Но радостных лиц почему-то опять…

  • Социально педагогическая характеристика 5 класса

    Психолого-педагогическая характеристика коллектива 5 класса Коллектив 5 класса сформирован на основе 4 класса начальной школы.…

  • Характеристика на директора для награждения

    Деловое письмо Как составить характеристику? Характеристика — это официальный документ с отзывом о служебной, общественной…

Статьи
0

Свежие записи

  • Гражданский арест
  • Кравец Игорь Александрович
  • Выход из СНТ закон
  • Алименты в твердой
  • Алименты с пенсионеров

Свежие комментарии

    Архивы

    • Октябрь 2020
    • Сентябрь 2020
    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Июнь 2019
    • Май 2019
    • Февраль 2019
    • Январь 2019
    • Декабрь 2018
    • Ноябрь 2018
    • Октябрь 2018
    • Сентябрь 2018
    • Август 2018
    • Июль 2018
    • Июнь 2018
    • Май 2018
    • Апрель 2018
    • Март 2018
    • Февраль 2018

    Страницы

    • Карта сайта
    © Copyright 2020 N.E.C.. All Rights Reserved. The Ultralight by Raratheme. Powered by WordPress .