ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2018 г. N 24
О ВНЕСЕНИИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О СОЗДАНИИ, ОБ УПРАЗДНЕНИИ НЕКОТОРЫХ ВОЕННЫХ СУДОВ
И ОБРАЗОВАНИИ ПОСТОЯННЫХ СУДЕБНЫХ ПРИСУТСТВИЙ
В СОСТАВЕ НЕКОТОРЫХ ВОЕННЫХ СУДОВ»
Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О создании, об упразднении некоторых военных судов и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых военных судов».
2. Представлять данный проект федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации заместителю Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председателю Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации В.В. Хомчику.
Председатель Верховного Суда
Российской Федерации
В.М.ЛЕБЕДЕВ
Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.В.МОМОТОВ
Проект
Вносится
Верховным Судом
Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СОЗДАНИИ, ОБ УПРАЗДНЕНИИ НЕКОТОРЫХ ВОЕННЫХ СУДОВ
И ОБРАЗОВАНИИ ПОСТОЯННЫХ СУДЕБНЫХ ПРИСУТСТВИЙ
В СОСТАВЕ НЕКОТОРЫХ ВОЕННЫХ СУДОВ
В связи с принятием Федерального конституционного закона «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» и в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», статьей 1 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»:
Статья 1
1. Создать Приволжско-Уральский окружной военный суд. Установить, что юрисдикция Приволжско-Уральского окружного военного суда распространяется на территории Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Республики Татарстан (Татарстан), Удмуртской Республики, Чувашской Республики — Чувашии, Пермского края, Кировской области, Оренбургской области, Пензенской области, Самарской области, Саратовской области, Ульяновской области, Курганской области, Свердловской области, Тюменской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Местом постоянного пребывания Приволжско-Уральского окружного военного суда является город Екатеринбург Свердловской области.
В составе Приволжско-Уральского окружного военного суда образовать постоянное судебное присутствие в городе Самаре Самарской области.
2. Упразднить Приволжский окружной военный суд. Передать в юрисдикцию Приволжско-Уральского окружного военного суда вопросы осуществления правосудия, относящиеся к ведению Приволжского окружного военного суда.
3. Упразднить Уральский окружной военный суд. Передать в юрисдикцию Приволжско-Уральского окружного военного суда вопросы осуществления правосудия, относящиеся к ведению Уральского окружного военного суда.
4. Упразднить 3 окружной военный суд. Передать в юрисдикцию Восточно-Сибирского, Московского, Приволжско-Уральского, Северо-Кавказского окружных военных судов и Северного флотского военного суда вопросы осуществления правосудия, относящиеся к ведению 3 окружного военного суда.
5. Упразднить Западно-Сибирский окружной военный суд. Передать в юрисдикцию Восточно-Сибирского окружного военного суда вопросы осуществления правосудия, относящиеся к ведению Западно-Сибирского окружного военного суда.
В составе Восточно-Сибирского окружного военного суда образовать постоянное судебное присутствие в городе Новосибирске Новосибирской области.
6. Упразднить Балашихинский гарнизонный военный суд. Передать в юрисдикцию Реутовского гарнизонного военного суда вопросы осуществления правосудия, относящиеся к ведению Балашихинского гарнизонного военного суда.
В составе Реутовского гарнизонного военного суда образовать постоянное судебное присутствие в городе Балашихе Московской области.
7. Упразднить Краснознаменский гарнизонный военный суд. Передать в юрисдикцию Одинцовского гарнизонного военного суда вопросы осуществления правосудия, относящиеся к ведению Краснознаменского гарнизонного военного суда.
В составе Одинцовского гарнизонного военного суда образовать постоянное судебное присутствие в городе Краснознаменске Московской области.
8. Упразднить 61 гарнизонный военный суд. Передать в юрисдикцию Омского гарнизонного военного суда вопросы осуществления правосудия, относящиеся к ведению 61 гарнизонного военного суда.
9. Упразднить 94 гарнизонный военный суд. Передать в юрисдикцию 235 гарнизонного военного суда вопросы осуществления правосудия, относящиеся к ведению 94 гарнизонного военного суда.
10. Упразднить 95 гарнизонный военный суд. Передать в юрисдикцию Владимирского гарнизонного военного суда вопросы осуществления правосудия, относящиеся к ведению 95 гарнизонного военного суда.
11. Упразднить 101 гарнизонный военный суд. Передать в юрисдикцию Оренбургского гарнизонного военного суда вопросы осуществления правосудия, относящиеся к ведению 101 гарнизонного военного суда.
12. Упразднить Черемховский гарнизонный военный суд. Передать в юрисдикцию Иркутского гарнизонного военного суда вопросы осуществления правосудия, относящиеся к ведению Черемховского гарнизонного военного суда.
13. Установить, что юрисдикция гарнизонных военных судов, указанных в пунктах 6 — 12 настоящей статьи, распространяется на территории, где расположены военные гарнизоны, войска, воинские формирования, учреждения и органы (в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), дислоцированные на территориях следующих административно-территориальных образований субъектов Российской Федерации, в границах, существующих на день вступления в силу настоящего Федерального закона:
Реутовского гарнизонного военного суда — на территории, где расположены военные гарнизоны, войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, дислоцированные в Ногинском и Щелковском муниципальных районах Московской области, городских округах Балашиха, Ивантеевка, Котельники, Ликино-Дулево, Лосино-Петровский, Орехово-Зуево, Павловский Посад, Реутов, Рошаль, Фрязино, Шатура, Черноголовка, Электросталь, Электрогорск Московской области, и территории по месту дислокации воинских частей и организаций, относившихся к ведению Балашихинского гарнизонного военного суда;
Одинцовского гарнизонного военного суда — на территории, где расположены военные гарнизоны, войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, дислоцированные в Волоколамском, Лотошинском, Одинцовском, Можайском муниципальных районах Московской области, городских округах Истра, Красногорск, Руза, Звенигород, Шаховская, Власиха, Восход, Краснознаменск Московской области, и территории по месту дислокации воинских частей и организаций, относившихся к ведению Краснознаменского гарнизонного военного суда;
Омского гарнизонного военного суда — на территории, где расположены военные гарнизоны, войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, дислоцированные в Омской области, и территории по месту дислокации воинских частей и организаций, относившихся к ведению 61 гарнизонного военного суда;
235 гарнизонного военного суда — на территории городов Бронницы, Дзержинского, Жуковского, Климовска, Лыткарино, Люберцы, Протвино, Пущино и Щербинки, Воскресенского, Домодедовского, Егорьевского, Ленинского, Люберецкого, Подольского, Раменского, Серпуховского, Ступинского и Чеховского районов Московской области, района Хамовники Центрального административного округа, района Беговой Северного административного округа, Лосиноостровского района Северо-Восточного административного округа, районов Гольяново, Новогиреево и Сокольники Восточного административного округа, Рязанского района Юго-Восточного административного округа и района Очаково-Матвеевское Западного административного округа города Москвы и территории по месту дислокации воинских частей и организаций, относившихся к ведению 94 гарнизонного военного суда;
Владимирского гарнизонного военного суда — на территории, где расположены военные гарнизоны, войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, дислоцированные в Александровском, Вязниковском, Гороховецком, Гусь-Хрустальном, Камешковском, Киржачском, Ковровском, Кольчугинском, Меленковском, Муромском, Петушинском, Селивановском, Собинском, Судогорском, Суздальском, Юрьев-Польском муниципальных районах Владимирской области, городских округах Владимир, Ковров, Муром, Гусь-Хрустальный Владимирской области, и территории по месту дислокации воинских частей и организаций, относившихся к ведению 95 гарнизонного военного суда;
Оренбургского гарнизонного военного суда — на территории, где расположены военные гарнизоны, войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, дислоцированные в Оренбургской области, и территории по месту дислокации воинских частей и организаций, относившихся к ведению 101 гарнизонного военного суда;
Иркутского гарнизонного военного суда — на территории городов Братска, Зимы, Иркутска, Саянска, Свирска, Тулуна, Усолье-Сибирского, Усть-Илимска и Черемхово, Аларского, Ангарского, Балаганского, Баяндаевского, Бодайбинского, Боханского, Братского, Жигаловского, Заларинского, Зиминского, Иркутского, Казачинско-Ленского, Катангского, Качугского, Киренского, Куйтунского, Мамско-Чуйского, Нижнеилимского, Нижнеудинского, Нукутского, Ольхонского, Осинского, Слюдянского, Тайшетского, Тулунского, Усольского, Усть-Илимского, Усть-Кутского, Усть-Удинского, Чунского, Шелеховского и Эхирит-Булагатского районов Иркутской области и территории по месту дислокации воинских частей и организаций, относившихся к ведению Черемховского гарнизонного военного суда.
14. Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации осуществить организационно-штатные мероприятия по созданию Приволжско-Уральского окружного военного суда в городе Екатеринбурге Свердловской области, постоянных судебных присутствий в городе Самаре Самарской области и городе Новосибирске Новосибирской области в пределах установленной штатной численности судей военных судов с использованием зданий, занимаемых Приволжским, Уральским и Западно-Сибирским окружными военными судами.
Осуществить мероприятия по созданию постоянных судебных присутствий Реутовского гарнизонного военного суда в городе Балашихе Московской области и Одинцовского гарнизонного военного суда в городе Краснознаменске Московской области в пределах штатной численности судей военных судов с использованием зданий, занимаемых Балашихинским и Краснознаменским гарнизонными военными судами, а также по упразднению Приволжского, Уральского, Западно-Сибирского, 3 окружных военных судов, Балашихинского, Краснознаменского, Черемховского, 61, 94, 95, 101 гарнизонных военных судов.
15. Правительству Российской Федерации обеспечить деятельность вновь созданного Приволжско-Уральского окружного военного суда и постоянных судебных присутствий за счет федерального бюджета в пределах средств, выделенных на содержание судов общей юрисдикции.
16. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего Федерального закона, осуществляется за счет федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание судов общей юрисдикции.
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2019 года.
Президент
Российской Федерации
В.В.ПУТИН
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О создании, упразднении некоторых военных судов
и образовании постоянных судебных присутствий
в составе некоторых военных судов»
Принятие данного законопроекта обусловлено необходимостью создания кассационного и апелляционного военных судов для приведения системы военных судов в соответствие с проектом федерального конституционного закона N 374020-7 «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».
В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных государственных органах Российской Федерации осуществляют правосудие 12 окружных (флотских) военных судов и 107 гарнизонных военных судов (в том числе 5 гарнизонных военных судов осуществляют правосудие за пределами Российской Федерации). В военных судах Российской Федерации проходят службу 884 судьи (по штату). В составе Верховного Суда Российской Федерации действует Судебная коллегия по делам военнослужащих.
Согласно принятому в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, внесенному Верховным Судом Российской Федерации проекту федерального конституционного закона «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» предусматривается создание пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции в соответствующих судебных округах.
В судебной системе Российской Федерации военные суды относятся к специализированным судам. В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» полномочия, порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов определяются Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».
Военные суды Российской Федерации осуществляют судебную власть не только в Вооруженных Силах, но и в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба, в частности в войсках национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерстве по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и других федеральных органах власти. Численность военнослужащих в таких войсках, воинских формированиях и органах сопоставима с численностью личного состава Вооруженных Сил, а их дислокация не связана с военно-административным делением Российской Федерации.
Так, в отношении военнослужащих, проходящих службу не в Вооруженных Силах Российской Федерации, а в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба, военными судами рассматривается от 20 до 30% уголовных, гражданских и административных дел от всех рассмотренных категорий дел. В таком же процентном отношении рассматриваются дела об административных правонарушениях и материалы о применении дисциплинарного ареста.
Количество и дислокация военных судов определены исходя из территории, на которой дислоцированы обслуживаемые войска, численности войск и штатной численности судей с тем, чтобы были обеспечены реализация принципа доступа военнослужащих к правосудию и равномерная судебная нагрузка по рассмотрению административных, гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, материалов о применении дисциплинарного ареста в военных судах.
Это позволяет обеспечить оперативность рассмотрения судебных дел и доступность правосудия для всех военнослужащих, подпадающих под юрисдикцию военных судов и проходящих военную службу на территориях всех субъектов Российской Федерации. Это связано также с необходимостью оптимизировать бюджетные расходы на возмещение судебных издержек, связанных с затратами на прибытие к месту проведения судебных заседаний, командировочными, почтовыми и иными расходами.
Окружные (флотские) военные суды в настоящее время действуют в пределах соответствующих судебных округов, включающих по несколько субъектов Российской Федерации, согласно Федеральному закону от 27 декабря 2009 года N 345-ФЗ «О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов».
При этом они не связаны критериями военно-административного и административно-территориального деления субъектов Российской Федерации, что соответствует концепции, заложенной в законопроекте для вновь создаваемых апелляционных и кассационных судов.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» особенности организации и деятельности военных судов в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.
Так, частью 1 статьи 16 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» предусмотрено, что на территории, на которой введено военное положение, действуют суды, установленные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами.
Мобилизационное развертывание судов, согласно мобилизационным предписаниям, производится на базе военных судов.
На основании соглашений Российской Федерации с государствами пребывания российских военных баз пять гарнизонных военных судов Российской Федерации дислоцируются за пределами Российской Федерации и входят в состав российских военных баз в Республике Армения (5 гарнизонный военный суд), Республике Казахстан (26 и 40 гарнизонные военные суды), Республике Молдова (80 гарнизонный военный суд), Республике Таджикистан (109 гарнизонный военный суд).
Данное предложение обосновывается наличием специфики в работе военных судов, связанной как с категориями дел, которые они рассматривают, так и с наличием персональной подсудности в отношении военнослужащих.
Четыре окружных военных суда (Дальневосточный, Московский, Северо-Кавказский, Приволжский), в соответствии с определенной им законом подсудностью, рассматривают уголовные дела о преступлениях террористической направленности, значительная часть военных судов обслуживает ракетные войска стратегического назначения, войска и особо режимные объекты, выполняющие задачи особой государственной важности, носящие стратегический характер и сопряженные с ядерным и другим конвенционным оружием, средствами его доставки, обеспечением ядерной безопасности, защитой государственной и военной тайны, объединения, соединения и части, несущих постоянное боевое дежурство и боевую службу (войска противоракетной обороны, военно-космические силы, воинские части 12 Главного управления, 9 Центрального управления, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны, Службы специальных объектов, Сил специальных операций и др.).
Таким образом, поскольку военные суды Российской Федерации образуют самостоятельную систему специализированных судов общей юрисдикции, предлагается привести их систему в соответствие с рассматриваемым проектом закона, предусматривающим создание апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.
Для этого необходимо изменить их организационную структуру, создав апелляционный и кассационный военные суды.
В этих целях предлагается 3 окружной военный суд преобразовать в Апелляционный военный суд в г. Одинцово, а Западно-Сибирский окружной военный суд преобразовать в Кассационный военный суд в г. Новосибирске.
На них будут замыкаться девять окружных военных судов, действующих на территории судебных округов, охватывающих всю территорию Российской Федерации.
Дополнительных расходов из федерального бюджета создание кассационного и апелляционного военных судов не потребует, поскольку их предполагается создавать на базе действующих окружных военных судов (3 и Западно-Сибирского окружных военных судов).
Апелляционный военный суд в пределах своей компетенции будет рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и будет непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным военным судам.
Кассационный военный суд в пределах своей компетенции будет рассматривать дела в качестве судов кассационной инстанции, по новым и вновь открывшимся обстоятельствам и будет являться вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа окружным военным судам.
Создание кассационного и апелляционного военных судов и формирование их штатного расписания планируется путем перераспределения существующей в настоящее время штатной численности судей военных судов, которая высвободится в результате передачи полномочий окружных (флотских) военных судов по рассмотрению дел в кассационном порядке и с использованием занимаемых ими зданий.
Таким образом, изменение организационной структуры военных судов, создание апелляционного и кассационного военных судов не потребуют увеличения штатной численности судей военных судов.
Два окружных военных суда (Приволжский окружной военный суд (г. Самара) и Уральский окружной военный суд (г. Екатеринбург)) объединить в один Приволжско-Уральский окружной военный суд с местом дислокации в г. Екатеринбурге, при этом оставить судебное присутствие окружного военного суда в г. Самаре.
В связи с упразднением 3 окружного военного суда необходимо внести изменения в систему подведомственных данному суду гарнизонных военных судов, объединив их с гарнизонными военными судами, дислоцированными в одном или близлежащем населенном пункте.
Так, предлагается объединить: Владимирский и 95 гарнизонные военные суды (г. Владимир), создав один гарнизонный военный суд, Балашихинский (г. Балашиха) и Реутовский (г. Реутов) гарнизонные военные суды, создав один гарнизонный военный суд, 94 и 235 гарнизонные военные суды (г. Москва), создав один гарнизонный военный суд, Краснознаменский и Одинцовский гарнизонные военные суды (г. Одинцово), также создав один гарнизонный военный суд, передав указанные суды по подведомственности в Московский окружной военный суд, 101 и Оренбургский гарнизонные военные суды (г. Оренбург), создав один гарнизонный военный суд и передав его по подведомственности в Приволжско-Уральский окружной военный суд (г. Екатеринбург), Омский и 61 гарнизонные военные суды (г. Омск), создав один гарнизонный военный суд, Черемховский и Иркутский гарнизонные военные суды (г. Иркутск), создав один гарнизонный военный суд, передав их по подведомственности в Восточно-Сибирский окружной военный суд (г. Чита).
В законопроекте предлагается установить юрисдикцию вновь создаваемых гарнизонных военных судов, распространив ее на соответствующие территории, где расположены военные гарнизоны, войска, воинские формирования, учреждения и органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства и иных нормативных
правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу,
принятию, приостановлению, изменению в связи с принятием
Федерального закона «О создании, об упразднении некоторых
военных судов и образовании постоянных судебных присутствий
в составе некоторых военных судов»
Принятие Федерального закона «О создании, об упразднении некоторых военных судов и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых военных судов» не потребует признания утратившими силу, принятия, приостановления, изменения или дополнения актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона
«О создании, об упразднении некоторых военных судов
и образовании постоянных судебных присутствий
в составе некоторых военных судов»
Предполагается, что подлежащие сокращению судьи и работники аппаратов 3 окружного военного суда и Западно-Сибирского окружного военного суда, а также гарнизонных военных судов будут трудоустроены в кассационный и апелляционный военные суды и другие военные суды, а также на должности в создаваемых судебных присутствиях.
В связи с этим расходы на выплаты, связанные с увольнением и переводом государственных служащих и судей, не потребуются.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с принятием настоящего законопроекта, может быть осуществлено за счет федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание судов общей юрисдикции.
Таким образом, представляется, что в результате принятия настоящего Федерального закона не потребуется каких-либо дополнительных денежных ассигнований из федерального бюджета.
В соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» военным судам подсудны:
1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее — военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;
3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.
Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.
Подведомственность дел об административных правонарушениях и дел о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, которые совершили правонарушения в период прохождения военной службы, военных сборов, и гражданские лица, устанавливается соответствующими федеральными процессуальными законами.
Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.
Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими до призыва либо поступления на военную службу, военные сборы, не подсудны военным судам.
Военные суды рассматривают жалобы на применение лицом, производящим дознание, следователем или прокурором заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно на продление указанными лицами сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы.
Военные суды в пределах своих полномочий и порядке, установленном федеральным законом, рассматривают дела и материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.
В соответствии со ст. 25 ГПК РФ, ст.ст. 7, 22 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» гарнизонный военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, отнесенные к подсудности военных судов, за исключением:
— дел об оспаривании ненормативных актов Президента Российской Федерации, нормативных актов Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
— дел, связанных с государственной тайной.
В соответствии со ст. 31 УПК РФ, ст.ст. 7, 22 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» гарнизонный военный суд рассматривает в первой инстанции уголовные дела, отнесенные к подсудности военных судов, за исключением:
— уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй и третьей, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;
— уголовных дел, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну;
— уголовных дел о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено ходатайство до начала судебного разбирательства.
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ ст.ст. 7, 22 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» , постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» гарнизонному военному суду подведомственны административные дела, указанные в ч.ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ.
Статья 31. Подсудность уголовных дел
1. Мировому судье подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 107 частью первой, 108, 109, 134, 135, 136 частью первой, 146 частью первой, 147 частью первой, 170, 171 частью первой, 171 частью первой, 177, 178 частью первой, 183 частью первой, 184, 185, 191 частью первой, 193, 194 частью первой, 195, 198 частью первой, 200 частью второй, 201 частью первой, 202 частью первой, 204 частями первой и третьей, 207, 212 частью третьей, 215 частью первой, 2151 частью первой, 216 частью первой, 217 частью первой, 219 частью первой, 220 частью первой, 225 частью первой, 228 частями первой и пятой, 234 частями первой и четвертой, 235 частью первой, 236 частью первой, 237 частью первой, 238 частью первой, 239, 244 частью второй, 247 частью первой, 248 частью первой, 249, 250 частями первой и второй, 251 частями первой и второй, 252 частями первой и второй, 253, 254 частями первой и второй, 255, 256 частью третьей, 257, 258 частью второй, 259, 262, 263 частью первой, 264 частью первой, 265, 266 частью первой, 269 частью первой, 270, 271, 272 частью первой, 273 частью первой, 274 частью первой, 280 частью первой, 284, 287 частью первой, 288, 289, 291 частью первой, 292, 293 частью первой, 294 частями первой и второй, 296 частями первой и второй, 297, 298 частями первой и второй, 301 частью первой, 302 частью первой, 303 частями первой и второй, 306 частью первой, 307 частью первой, 309 частями первой и второй, 311 частью первой, 316, 320 частью первой, 322 частью первой, 323 частью первой, 327 частями первой и третьей, 327
частью первой и 328 Уголовного кодекса Российской Федерации.
2. Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в частях первой (в части подсудности уголовных дел мировому судье), третьей и четвертой настоящей статьи.
3. Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа подсудны:
1) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 152 частью третьей, 205, 206 частями второй и третьей, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;
2) уголовные дела, переданные в данные суды в соответствии со статьями 34 и 35 настоящего Кодекса.
4. Верховному Суду Российской Федерации подсудны уголовные дела, указанные в статье 452 настоящего Кодекса, а также иные уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к его подсудности.
5. Гарнизонный военный суд рассматривает уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам.
6. Окружному (флотскому) военному суду подсудны уголовные дела, указанные в части третьей настоящей статьи, в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.
7. Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то данное уголовное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражают то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. При наличии возражений со стороны указанных лиц уголовное дело в отношении их выделяется в отдельное производство и рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции. В случае, если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, данное уголовное дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции.
8. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами Российской Федерации, если:
1) деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы Российской Федерации;
2) иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
9. Районный суд и военный суд соответствующего уровня принимают в ходе досудебного производства по уголовному делу решения, указанные в частях второй и третьей статьи 29 настоящего Кодекса.
10. Подсудность гражданского иска, вытекающего из уголовного дела, определяется подсудностью уголовного дела, в котором он предъявлен.
1. Подсудность есть совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный суд, который правомочен рассмотреть это дело в качестве суда первой инстанции. Ст. 47 Конституции РФ предусматривает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Реализации данного конституционного положения служат правила определения предметной (родовой), персональной и территориальной подсудности. Предметный (родовой) признак подсудности определяется особенностями предмета производства по уголовному делу, т.е. родом рассматриваемых уголовных дел, или, иначе говоря, квалификацией деяния по статьям Особенной части УК. С помощью предметной подсудности обеспечивается разграничение компетенции судов разных уровней (звеньев). Персональный признак устанавливает специальные нормы о подсудности уголовных дел в зависимости от того или иного социального положения обвиняемого (подсудимого), что является определенным изъятием из принципа о равенстве всех перед законом и судом. Персональную подсудность закон устанавливает в отношении: а) военнослужащих и приравненных к ним лиц; б) некоторых категорий должностных лиц (судей, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ). О территориальной подсудности см. комментарий к ст. 32 настоящего Кодекса.
2. В комментируемой статье установлены правила определения подсудности как по предметному, так и персональному принципу.
3. В отличие от УПК РСФСР, новый Кодекс устанавливает предметную подсудность мировых судей. По общему правилу, им подсудны дела о преступлениях, караемых наказанием не более трех лет лишения свободы, за исключением видов преступлений, перечисленных в части первой данной статьи. При этом следует учесть, что согласно ст. 5 Закону «О введение в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации, в которых на момент введения в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не созданы должности мировых судей, уголовные дела, отнесенные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации к подсудности мировых судей, рассматриваются судьями районных судов единолично в порядке, установленном главой 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В этих случаях приговор и постановления могут быть обжалованы в кассационном порядке. Уголовные дела, подсудные мировому судье, совершенные лицами, указанными в части пятой ст. 31 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично в порядке, установленном главой 41 настоящего Кодекса. В этих случаях приговор и постановление также могут быть обжалованы в кассационном порядке (ч. 6 ст. 30).
4. Районные суды рассматривают подавляющее большинство уголовных дел. Поэтому их предметная подсудность определяется в части второй настоящей статьи методом исключения: районным судам подсудны дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, составляющих предмет ведения других федеральных судов всех уровней и мировых судов. В этой норме не говорится о том, что районному суду не подсудны дела, отнесенные к ведению военных судов (ч. 5 – 8 ст. 31), однако это следует из общего смысла всей этой статьи, а также из содержания Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации».
5. Определяя подсудность верховных судов республик, краевых (областных) судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей и автономных округов, законодатель пошел путем прямого указания видов преступлений, дела о которых отнесены к компетенции судов этого уровня. Это не только дела о тяжких или особо тяжких преступлениях, но и преступлениях средней и небольшой тяжести (ст. 294 – 302 и др. УК РФ).
6. Подсудность Верховного Суда РФ в данное время определяется по персональному признаку. Как суд первой инстанции он должен рассматривать уголовные дела депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и судей федеральных судов, в случае если они до начала судебного разбирательства заявят об этом ходатайство (ст. 452 УПК), что служит важной гарантией независимости указанных лиц. Кроме того, в части 3 настоящей статьи оговаривается, что Верховному Суду РФ также подсудны уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к его подсудности. В настоящее время таким законом является Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации». Согласно ст. 9 этого закона Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в первой инстанции в частности дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого. Закон не предусматривает какого-либо процессуального акта и порядка принятия такого решения при изменении предметной подсудности военных судов. Поэтому при оценке данной нормы необходимо, на наш взгляд, учитывать позицию Конституционного Суда РФ по вопросу о передаче уголовного дела из суда, которому оно подсудно, в другой суд. В постановлении по делу о проверке конституционности статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и статьи 123 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами ряда граждан от 16 марта 1998 г. Конституционный Суд сформулировал принципиальную позицию о том, что «передача дела из одного суда, которому оно подсудно, в другой суд без принятия соответствующего процессуального судебного акта и при отсутствии указанных в самом процессуальном законе точных оснований (обстоятельств), по которым дело не может быть рассмотрено в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, и, следовательно, подлежит передаче в другой суд, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 46 и 47 (часть 1)». Важно отметить, что эта позиция Конституционного Суда основана на нормах международного права, в т.ч. международных договоров, имеющих согласно ч. 4 Конституции РФ преимущество над любыми, в т.ч. конституционными, законами РФ. Так, Конституционный Суд указывает в пункте 4 названного постановления, что «в соответствии со статьями 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, статьей 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года все равны перед законом и судом; каждый при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона… По смыслу этих положений, право каждого на судебную защиту посредством законного, независимого и беспристрастного суда означает, в частности, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда, без предубеждения, полно, всесторонне и объективно. Поэтому статья 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом».
7. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации», военным судам подсудны дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов (последняя группа граждан совсем не упоминается в ст. УПК РФ). Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, в т.ч. граждане, проходящие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими до призыва либо поступления на военную службу, военные сборы, не подсудны военным судам.
В соответствии с Федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащими являются граждане, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, указанных в статье 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Статус военнослужащих имеют также военнослужащие, прикомандированные в установленном порядке к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, сто процентов акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства, иным предприятиям, учреждениям и организациям, если это предусмотрено федеральным законом, а также в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане, проходящие военные сборы (однако по смыслу положений ч. 5 – 6 ст. 31 УПК РФ, граждане, проходящие военные сборы, не считаются военнослужащими, что вряд ли верно). Лица, проходящие службу в иных государственных военизированных органах и формированиях на основании других законодательных и нормативных правовых актов, имеющие специальные звания, сходные или аналогичные с воинскими званиями, военнослужащими не являются.
8. Правила определения подсудности гарнизонных и окружных (флотских) военных судов, предусмотренные в ч. 5, 6 комментируемой статьи УПК существенно расходятся с теми, которые установлены Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации». Так, согласно ч. 1 ст. 14 этого закона «окружной (флотский) военный суд в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает в первой инстанции дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни». На основании ч. 1 ст. 22 «гарнизонный военный суд в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает в первой инстанции уголовные дела, не отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда».
Однако согласно п. 6 ст. 31 УПК РФ окружному (флотскому) военному суду в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы подсудны все уголовные дела, указанные в части третьей настоящей статьи, т.е. аналогичные тем, которые относятся к ведению верховных судов республик, краевых (областных) судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей и автономных округов. Преступления же, указанные в ч. 3 ст. 31 УПК, далеко не всегда предусматривают наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни.
Часть четвертая ст. 7 Конституционного закона о военных судах устанавливает, что военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации. Иначе — в ч. 8 ст. 31УПК РФ. Здесь говорится о том, что военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных более ограниченным контингентом: военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами Российской Федерации, причем только при условии, что деяние совершено на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Таким образом, из подсудности военных судов, дислоцирующихся за пределами территории Российской Федерации, УПК исключает, во-первых, военнослужащих, которые не проходят службу непосредственно в войсках Российской Федерации, а в соответствии с Федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе» исполняют иные обязанности, в частности, прикомандированы к государственным органам и учреждениям, иным предприятиям, учреждениям и организациям международным организациям и т.д. Во-вторых, подсудность таких военных судов распространяется только на граждан РФ, а иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления против интересов России и ее граждан, а также международные преступления (т.н. экстерриториальная юрисдикция национальных судов в силу международно-правовых принципов защиты и безопасности и универсальности – см. комментарий к ст. 3 настоящего Кодекса), из-под нее выводятся. В третьих, по буквальному смыслу части восьмой комментируемой статьи УПК военным судам, находящимся за пределами территории Российской Федерации, оказываются подсудны не только дела о преступлениях военнослужащих, но и членов их семей, даже если они не проживают совместно с этими военнослужащими за границей, но своими деяниями «посягают на интересы Российской Федерации». В четвертых, к подсудности военных судов, дислоцирующихся за пределами территории Российской Федерации, относятся, в частности, деяния, совершенные на территории, «находящейся под юрисдикцией Российской Федерации». Но согласно ч. 1 ст. 67 Конституции Российской Федерации «Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». Российская Федерация также «осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом и нормами международного права» (ч. 2 ст. 67 Конституции Российской Федерации). Таким образом, данная норма может реально применяться только при том условии, что каким-либо международно-правовым договором, предусматривающим размещение контингента российских войск на территории другого государства, установлена юрисдикция России над частью территории этого иностранного государства.
9. Согласно ч. 3 ст. 76 Конституции РФ, «федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам». Закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г является федеральным конституционным законом. Поэтому на основании сделанного выше анализа можно, на наш взгляд, прийти только к одному выводу — части 6 и 8 статьи 31 УПК РФ, регулирующие подсудность окружных (флотских) военных судов и военных судов, дислоцирующихся за пределами территории Российской Федерации, применению не подлежат — по крайней мере, до тех пор, пока в федеральный конституционным закон «О военных судах Российской Федерации» не будут внесены адекватные изменения.
10. В части седьмой комментируемой статьи определяется подсудность военных и иных судов по т.н. связи дел. Причем содержащаяся здесь норма решает вопрос о возможности подсудности дел о преступлениях, совершенных не военнослужащими, диаметрально противоположно тому, как это было сделано в УПК РСФСР. Согласно старому Кодексу, если дело по обвинению группы лиц в совершении нескольких преступлений было подсудно военному трибуналу в отношении хотя бы одного лица, то дело о всех лицах рассматривалось военным трибуналом (ч. 2 ст.42 УПК РСФСР). Напротив, теперь, если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то оно может рассматриваться военным судом лишь при непременном условии, что против этого не возражают то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. При наличии возражений со стороны указанных лиц уголовное дело в отношении их выделяется в отдельное производство и рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции. В случае, если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, данное уголовное дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции.
11. В УПК РФ, в отличие от УПК РСФСР (ч. 2 ст. 42), не дается ответа на вопрос, каким судом – военным или обычным – должно рассматриваться дело по обвинению лица в совершении нескольких преступлений, одни (или даже одно) из которых подсудны военному суду, а другие обычному. В таких случаях преимущество на основании ч. 3 ст. 34 УПК РФ должно отдаваться, как и раньше, военному суду.