Содержание
ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ – ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
Как легко и понятно было бы жить, если бы все было по законам, простым и всеми соблюдаемым: улицы стали бы чище, дворы зеленее, поведение людей более предсказуемым. Вопросов к власти стало бы меньше, коррупция умерла бы сама собой, суд стал бы обычным способом решения спорных вопросов. Но все дело в качестве законов, и тут мы приходим к проблеме людей, которые эти законы принимают. На самом высоком уровне это депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, седьмой созыв которой мы и будем формировать в этом году на выборах 18 сентября. Да, представьте себе, каждый, кто придет на избирательный участок в этот день, будет голосовать за качество законов, по которым и будет жить. Вы скажете, что есть же исполнительная власть. Как известно из классики, «законы святы, но исполнители лихие супостаты» (из комедии «Ябеда» (1798) поэта Василия Капниста).
Исполнители тоже во многом во власти народных избранников: депутаты дают или не дают согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека. К исключительной компетенции Государственной Думы относится решение вопроса о доверии Правительству. Депутаты могут выдвигать обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Государственная Дума Федерального Собрания РФ – это важная составная часть государственной власти в Российской Федерации. Как гласит Конституция РФ: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». «Причем, Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый «верхней палатой», состоит из депутатов, делегируемых исполнительной и законодательной властью, представляющих субъекты Российской Федерации», — вносит важное дополнение начальник правового отдела избирательной комиссии Нижегородской области Анжелика Ушакова. — Государственная Дума, представляя интересы всего населения России, является его законным представителем при заключении международных договоров».
Конечно, большую роль в формировании состава Государственной Думы играют партии, которые смогут набрать более пяти процентов голосов избирателей и пропорционально их количеству предоставить места кандидатам по партийным спискам. Но в этом году им придется потесниться: половину из 450 депутатов госдумы займут одномандатники. Это уже не функционеры, выполняющие волю партийного большинства, а конкретные люди, которых жители в своих округах уполномочили представлять их интересы. Причем строгий отбор идет на стадии подачи документов в окружную избирательную комиссию и на стадии сбора подписей, необходимых для регистрации кандидата. «В Нижегородской области образованы пять избирательных округов по выборам депутатов в Государственную Думу, — поясняет Анжелика Ушакова. – В поддержку выдвижения политической партией кандидата по одномандатному избирательному округу, самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3 процентов от указанного в схеме одномандатных избирательных округов общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа. А это от 14, 5 до 17, 1 тысячи подписей». Не считайте свою подпись простой формальностью, не покупайтесь на яркие обещания и харизму желающего стать депутатом. Помните, от их профессионализма и порядочности во многом зависит то, как мы будем жить в ближайшие пять лет. Депутат – это профессия, ничем другим, кроме преподавательской, научной и другой творческой деятельности, депутат думы по Конституции РФ не может зарабатывать. Каждый ли из кандидатов по своему образованию и опыту готов к этому? Определять нам, избирателям.
Также как и разбираться в партийных программах. На сайте Центральной избирательной комиссии РФ зарегистрированы 74 партии, о многих из которых большинство из нас и не слышали. Политические партии для участия в выборах должны были предоставить в ЦИК России пакет документов для заверения федерального списка кандидатов и списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам. Зарегистрировать своих кандидатов и списки кандидатов без сбора подписей избирателей смогут политические партии, получившие три и более процентов голосов на прошлых парламентских выборах и те, которые провели своих кандидатов-списочников хотя бы в один региональный парламент. ЦИК России определила 14 таких партий: Единая Россия, КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР, Яблоко, Партия Роста, Патриоты России, Гражданская платформа, Коммунистическая партия «Коммунисты России», Российская партия пенсионеры за справедливость, Родина, Партия народной свободы «Парнас», Российская экологическая партия «Зеленые», Гражданская Сила. Остальным партиям придется собрать в поддержку выдвигаемого списка не менее 200 тысяч подписей (не более 7 тысяч подписей в одном субъекте Российской Федерации). Более 20 партий прошли эту процедуру. Как быть нам, простым избирателям? Есть только один выход – оценить инициативы партий в предыдущих созывах думы или позиции лидеров и программы новых для избирателей партий. Выбор делать нам. И выбор осознанный.
Любой депутат Государственной Думы РФ может выступить с законодательной инициативой и после обсуждения на заседании соответствующего комитета и Думы, если за него проголосует большинство депутатов, законопроект, если его утвердит Совет Федерации РФ и подпишет Президент РФ, может стать федеральным законом. Слишком много если, скажете вы, но решающее слово, как гласит Конституция РФ, принадлежит все-таки депутатам: «…федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы».
Какая ответственность на каждом депутате?! Какой самостоятельностью и смелостью он должен обладать, чтобы защищать права избирателей?! Не случайно статус депутата обеспечивает ему неприкосновенность.
В день голосования 18 сентября вы будете избирать своих представителей в Государственную Думу РФ, но ничто не мешает вам через пять лет самому стать депутатом, если к тому времени вам будет больше 21 года и у вас будут все законные права гражданина России быть избранным. Но экзамен на политическую и гражданскую зрелость, если вам 18 лет, вы должны сдать уже сейчас. Легко стоять в стороне и обвинять во всем власть, труднее взять хотя бы часть ответственности за страну на себя. Но этот шаг надо сделать и, конечно, вы не останетесь в стороне в День выборов.
Статья 67
Государственный Совет Республики Татарстан — парламент Республики Татарстан является постоянно действующим высшим представительным, законодательным органом государственной власти Республики Татарстан.
Статья 68
Государственный Совет Республики Татарстан избирается сроком на пять лет.
Статья 69
1. Государственный Совет Республики Татарстан состоит из 100 депутатов.
2. Депутатом Государственного Совета Республики Татарстан может быть избран гражданин в Республике Татарстан, достигший 21 года.
3. Порядок выборов депутатов Государственного Совета Республики Татарстан определяется законом Республики Татарстан.
Статья 70
1. Депутаты Государственного Совета осуществляют депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, за исключением случая, установленного в части второй настоящей статьи.
2. Число депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом Республики Татарстан.
3. Депутат Государственного Совета Республики Татарстан в течение срока своих полномочий не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом иных представительных органов государственной власти, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Республики Татарстан или государственные должности государственной службы Республики Татарстан, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
4. Депутат Государственного Совета, работающий на профессиональной постоянной основе не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
5. Депутат Государственного Совета не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.
6. Депутат Государственного Совета ответствен перед избирателями и им подотчетен. Депутат Государственного Совета, не оправдавший доверия избирателей, может быть отозван ими в установленном законом порядке.
Статья 71
1. Депутат Государственного Совета в соответствии с федеральным законом обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий.
2. Вопрос о лишении депутата Государственного Совета неприкосновенности решается в соответствии с федеральным законом.
Статья 72
Депутат Государственного Совета на заседаниях Государственного Совета имеет право обратиться с запросом к Президенту Республики Татарстан, Председателю Государственного Совета Республики Татарстан, Премьер-министру, министрам, руководителям других органов, образуемых или избираемых Государственным Советом (кроме судов). Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или, по требованию депутата Государственного Совета, письменный ответ в порядке и сроки, установленные законом.
Статья 73
1. Государственный Совет Республики Татарстан созывается на первое заседание не позднее чем через тридцать дней после избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов Государственного Совета.
2. Первое после выборов заседание Государственного Совета Республики Татарстан открывает и ведет до избрания Председателя Государственного Совета старейший по возрасту депутат Государственного Совета.
Статья 74
1. Основной формой работы Государственного Совета Республики Татарстан являются сессии, на которых решаются вопросы, отнесенные к ведению Государственного Совета.
2. Для обеспечения работы Государственного Совета Республики Татарстан избирается Президиум и образуются комитеты Государственного Совета.
3. Порядок деятельности Государственного Совета Республики Татарстан определяется Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами, законами Республики Татарстан и Регламентом Государственного Совета Республики Татарстан.
Статья 75
К ведению Государственного Совета Республики Татарстан относятся:
1) принятие Конституции Республики Татарстан, внесение в нее изменений и дополнений;
2) законодательное регулирование по предметам ведения Республики Татарстан и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий Республики Татарстан;
3) толкование законов Республики Татарстан;
4) участие в определении внутренней политики и направлений внешней деятельности Республики Татарстан;
5) утверждение бюджета Республики Татарстан и отчета о его исполнении, рассмотрение проекта консолидированного бюджета Республики Татарстан;
6) утверждение программ социально-экономического развития Республики Татарстан;
7) установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов Республики Татарстан, утверждение отчетов о расходовании средств этих фондов;
8) установление порядка управления и распоряжения собственностью Республики Татарстан;
9) установление порядка организации и деятельности республиканских органов государственной власти;
10) избрание Председателя Государственного Совета Республики Татарстан, заместителей Председателя и Секретаря Государственного Совета Республики Татарстан из числа депутатов Государственного Совета;
11) избрание Президиума Государственного Совета, образование и избрание комитетов Государственного Совета из числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан;
12) утверждение схемы управления Республики Татарстан, определение структуры Кабинета Министров Республики Татарстан;
13) назначение референдума Республики Татарстан;
14) назначение выборов в Государственный Совет Республики Татарстан;
15) назначение выборов Президента Республики Татарстан;
16) принятие решения о недоверии Президенту Республики Татарстан в соответствии с Конституцией Республики Татарстан;
17) утверждение по представлению Президента Республики Татарстан кандидатуры Премьер-министра; согласование предложений Президента Республики Татарстан о назначении заместителей Премьер-министра, об образовании и упразднении министерств и государственных комитетов Республики Татарстан;
18) выражение недоверия Премьер-министру Республики Татарстан и его заместителям;
19) установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления и определение порядка деятельности органов местного самоуправления;
20) избрание судей Конституционного суда Республики Татарстан; назначение Председателя и заместителя Председателя Конституционного суда Республики Татарстан по предложению судей Конституционного суда Республики Татарстан;
21) избрание мировых судей Республики Татарстан;
22) избрание Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан;
23) назначение половины членов Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан;
24) утверждение схемы образования избирательных округов по выборам депутатов Государственного Совета Республики Татарстан;
25) установление административно-территориального устройства Республики Татарстан и порядка его изменения;
26) решение вопросов, связанных с изменением границы Республики Татарстан;
27) согласование кандидатуры на должность Прокурора Республики Татарстан;
28) назначение представителей общественности в квалификационную коллегию судей Республики Татарстан в соответствии с законом;
29) учреждение государственных наград Республики Татарстан, установление почетных званий Республики Татарстан;
30) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами и законами Республики Татарстан.
Статья 76
1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Татарстан, депутатам Государственного Совета, Президиуму и комитетам Государственного Совета, Кабинету Министров Республики Татарстан, представительным органам местного самоуправления. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Республики Татарстан, Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, Уполномоченному по правам человека в Республике Татарстан по вопросам их ведения.
2. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты в части, зачисляемой в бюджет Республики Татарстан, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Республики Татарстан, рассматриваются Государственным Советом Республики Татарстан по представлению Президента Республики Татарстан либо при наличии его заключения. Указанное заключение Президента Республики Татарстан представляется в тридцатидневный срок со дня получения законопроекта.
Статья 77
1. Государственный Совет Республики Татарстан принимает законы и постановления.
2. Законы Республики Татарстан принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, если иное не предусмотрено настоящей Конституцией.
3. Постановления Государственного Совета Республики Татарстан принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов Государственного Совета, если иное не предусмотрено настоящей Конституцией.
Статья 78
Проекты законов Республики Татарстан и другие наиболее важные вопросы государственной жизни республики решением Государственного Совета могут быть вынесены на народное обсуждение Республики Татарстан.
Статья 79
1. Принятый Государственным Советом закон Республики Татарстан в течение четырнадцати календарных дней направляется Президенту Республики Татарстан.
2. Президент Республики Татарстан подписывает и обнародует закон Республики Татарстан либо отклоняет указанный закон в течение четырнадцати календарных дней с момента его поступления.
3. В случае отклонения Президентом Республики Татарстан закона Республики Татарстан указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Государственного Совета.
4. Закон Республики Татарстан, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Президентом Республики Татарстан и подлежит подписанию и обнародованию в семидневный срок.
Статья 80
1. Законы Республики Татарстан принимаются и публикуются на татарском и русском языках.
2. Тексты законов на татарском и русском языках проходят идентификацию.
Статья 81
Государственный Совет Республики Татарстан в пределах и формах, установленных Конституцией и законами Республики Татарстан, осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Республики Татарстан, исполнением бюджета Республики Татарстан, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Республики Татарстан.
Статья 82
1. Председатель Государственного Совета Республики Татарстан возглавляет Государственный Совет и председательствует на его заседаниях, организует работу Государственного Совета, представляет Государственный Совет в отношениях с другими органами государственной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления, федеральными органами государственной власти, парламентами других государств, общественными объединениями, осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Татарстан и Регламентом Государственного Совета Республики Татарстан.
2. Заместители Председателя Государственного Совета выполняют по уполномочию Председателя Государственного Совета отдельные его функции и замещают Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.
3. Секретарь Государственного Совета Республики Татарстан возглавляет Аппарат Государственного Совета.
Статья 83
1. Президиум Государственного Совета Республики Татарстан обеспечивает организацию работы Государственного Совета. Президиум подотчетен Государственному Совету.
2. В состав Президиума Государственного Совета входят Председатель, заместители Председателя, Секретарь Государственного Совета Республики Татарстан и депутаты Государственного Совета, избираемые Государственным Советом.
3. Президиум Государственного Совета возглавляет Председатель Государственного Совета.
4. Президиум Государственного Совета Республики Татарстан принимает постановления.
Статья 84
Президиум Государственного Совета Республики Татарстан:
1) созывает сессии Государственного Совета и организует подготовку его заседаний;
2) координирует деятельность комитетов и комиссий, создаваемых Государственным Советом;
3) оказывает содействие депутатам Государственного Совета в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их необходимой информацией;
4) организует подготовку и проведение народных обсуждений проектов законов Республики Татарстан и других наиболее важных вопросов государственной жизни республики;
5) публикует постановления Государственного Совета и постановления Президиума Государственного Совета;
6) решает другие вопросы организации работы Государственного Совета.
Статья 85
По истечении срока полномочий Государственного Совета Президиум Государственного Совета Республики Татарстан организует созыв и подготовку первого после выборов заседания Государственного Совета Республики Татарстан.
Статья 86
1. Государственный Совет из числа депутатов образует комитеты для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Государственного Совета.
2. Порядок образования, организации, деятельности и компетенция комитетов Государственного Совета определяются законом.
3. Государственный Совет при необходимости проводит парламентские расследования, создает ревизионные и иные комиссии.
Статья 87
Для осуществления государственного контроля за исполнением бюджета Республики Татарстан Государственный Совет образует Счетную палату Республики Татарстан, состав, порядок деятельности и полномочия которой определяются законом.
Статья 88
1. Полномочия Государственного Совета Республики Татарстан могут быть прекращены досрочно в случае:
1) принятия Государственным Советом решения о самороспуске;
2) роспуска Государственного Совета Президентом Республики Татарстан в соответствии с законом;
3) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
2. Решение Государственного Совета Республики Татарстан о самороспуске принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов Государственного Совета по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов Государственного Совета.
3. При принятии решения о самороспуске Государственный Совет Республики Татарстан одновременно назначает внеочередные выборы в Государственный Совет, которые проводятся не позднее чем через 120 дней со дня вступления в силу решения о самороспуске Государственного Совета Республики Татарстан.
4. Президент Республики Татарстан вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Татарстан в случае принятия Государственным Советом закона Республики Татарстан, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральным законам, Договору Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», если такие противоречия установлены судебным решением, а Государственный Совет Республики Татарстан не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
5. При досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Татарстан Президент Республики Татарстан одновременно назначает внеочередные выборы в Государственный Совет, которые проводятся не позднее чем через 120 дней со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Татарстан.
Федеральный закон принят Государственной Думой 21 октября 2009 года и одобрен Советом Федерации 30 октября 2009 года.
Справка Государственно-правового управления к Федеральному закону:
Федеральный закон направлен на уточнение положений избирательного законодательства в части, касающейся возраста, по достижении которого граждане Российской Федерации могут быть избраны в органы местного самоуправления.
В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации реализация пассивного избирательного права на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и выборных должностных лиц местного самоуправления связывается с достижением гражданином 21 года.
Федеральным законом предусматривается изменить сложившуюся практику и чётко установить, что депутатом представительного органа муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет. В отношении возраста, по достижении которого гражданин Российской Федерации может быть избран выборным должностным лицом местного самоуправления, сохраняется действующее в настоящее время регулирование: этот возраст определяется законодательством субъектов Российской Федерации, при этом устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год.
В целях согласования положений федерального законодательства, касающихся избирательных прав граждан, статья 3 приложения к Федеральному закону «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» изложена в новой редакции с учётом изменений, которые были внесены в последние годы в статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
На сегодняшний день Россией и Иркутской областью в частности, правит поколение 50+. Это люди родившиеся, воспитанные и социализированные в Советском союзе. Но уже сейчас многие задаются вопросами: люди какого возраста должны управлять страной? Насколько эффективна работа молодежи и людей за 50 в государственных органах?
Напомним, что с 2012 года законодательством предусмотрена возможность продления срока нахождения на государственной службе до 70 лет. А в 2017 году одобрили закон о возможности продления до 70 лет предельного возраста пребывания на государственной службе и для региональных чиновников. При этом в 2015 году в Госдуму был внесен законопроект о возрастном цензе для депутатов нижней палаты парламента. Автором инициативы стала член комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ирина Чиркова. Кроме нижнего возрастного ценза для депутатов (равный 21 году), должен существовать и верхний предел. По ее мнению, возраст депутата на момент избрания не должен превышать 70 лет. «Нас же потом обвиняют в том, что депутаты на пленарных заседаниях спят или выглядят уставшими», – так комментировала свой законопроект Чиркова. В итоге, дальше обсуждения данного проекта, дело не зашло.
Но далеко не все Россияне поддерживают подобное трудолюбие некоторых представителей власти. Согласно опросу, проведенному ФОМом ещё в 2012 году (сразу после принятия поправок в федеральный закон), более 60% респондентов выступали против того, чтобы чиновники работали до 70 лет.
Из этого следует, что позиции власти и большинства россиян по данному вопросу расходятся. КПП решил выяснить, какой средний возраст депутатов Государственной думы и Законодательного Собрания Иркутской области установился после прошедших электоральных циклов и соответствует ли он желаниям наших сограждан.
Законодательное собрание Иркутской области
Средний возраст депутатов Законодательного собрания Иркутской области: 48, 4 лет.
Перетолчин Виталий Владимирович (заместитель председателя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве) – 30 лет.
Франтенко Степан Сергеевич (Член комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении, член комиссии по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями) – 30 лет.
Старейший представитель ЗС
Сумароков Илья Алексеевич (член комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве) – 82 года.
Государственная Дума РФ
Средний возраст депутатов ГД: 54, 03 года.
Самый молодой представитель ЗС
Власов Василий Максимович – 23 года.
Старейший представитель ГД
Алфёров Жорес Иванович – 88 лет.
В итоге мы можем сделать вывод, что в органах регионального и федерального уровней власти наметилась тенденция на обновление элит. Причем Заксобрание Приангарья более преуспело в вопросе обновления – состав регионального парламента моложе Госдумы РФ в среднем на 5, 63 года. Правда, на сегодняшний день данный процесс только начался и представители поколения 50+ до сих имеют большинство в исполнительной и законодательной власти.
Текст: Ангелина Нечкина
«Депутатская деятельность — это большой труд»
О своей депутатской деятельности и работе местной власти рассказывает заместитель председателя Собрания Владимир Шведчиков
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=20235
Рубрика: Интервью
Опубликовано: 14.01.10 11:06
Обсуждение: 11 сообщений

Нынешний гость нашей редакции — заместитель председателя Собрания депутатов Миасского округа Владимир Шведчиков — вполне мог бы претендовать на место в местной книге рекордов, если бы она существовала. Нынешний созыв для него уже седьмой, а общий стаж его депутатской деятельности исчисляется с 1985 года. Каждый его рабочий день расписан буквально по минутам: подготовка документов к заседаниям постоянных комиссий, сессиям, участие в совещаниях, встречи с руководителями и коллективами предприятий и множество других неотложных дел. Как говорит Владимир Шведчиков, столь напряжённый деловой ритм не изменяется с 1960 года, когда он начал свою трудовую деятельность в НПОЭ, руководил ВНИИ «Эталон», а затем перешёл на работу в органы местного самоуправления.
— Владимир Ильич, поскольку у вас такой большой опыт депутатской деятельности, есть возможность сравнить, в какой период, на ваш взгляд, депутатский корпус Миасса действовал наиболее результативно?
Если взять советский период, то представительная власть работала в рамках действующей тогда Конституции. Это было общество совершенно иной социальной ориентации, где преобладали иные ценности, было характерно другое распределение сил и другое распределение доходов.
В 90-е годы ситуация была исключительно тяжелейшей. От местной власти требовалось умение гибко маневрировать и оперативно реагировать на быстро изменяющиеся обстоятельства. Надо отдать должное тогдашним главам города — в частности, Владимиру Григориади, Игорю Войнову и Михаилу Жмаеву. Они понимали, насколько важен контакт власти с народом и умели вести с людьми разговор. Однако считаю, что в те годы для города наиболее эффективным был период, когда у руля правления находился Михаил Жмаев. Его стиль руководства отличало гармоничное сочетание демократических принципов, элементов единоначалия и согласованности действий исполнительной и представительной ветвей власти.
В период, когда мэром был Владимир Григориади, депутатский корпус по сути находился под влиянием исполнительной власти. Никаких дискуссий, никакого диалога, авторитарная система правления. Это не совсем положительным образом сказывалось на работе городского Совета, на городе в целом.
Сейчас мы стараемся использовать все полезные наработки, и исполнительная власть уже не может в открытую не считаться с мнением депутатов. Хотя в этом отношении предстоит ещё немало поработать
— У вас репутация одного из самых принципиальных депутатов. Зачастую ваша позиция идёт даже вразрез с мнением руководства города.
Я всегда стараюсь высказать свою точку зрения. Что же это за депутат, если он не согласен с предложенным проектом решения, но молчит. Признаю, что я тоже не всегда бываю прав, но разные мнения — это повод для дискуссии на заседаниях постоянной комиссий, на сессиях. Только таким образом можно выработать правильное решение.
Я, в частности, никогда не соглашусь с тем, что рыночные методы необходимо распространять на образование, культуру, здравоохранение — социальными завоеваниями в этих сферах мы всегда гордились. Были времена, когда общественные фонды потребления доходили в бюджете до 40 процентов. А в результате реформ нас по сути обокрали.
— Судя по вашим выступлениям, вы особенно близко к сердцу принимаете всё, что связано с земельным вопросом. Почему он вас так волнует, и насколько серьёзна здесь ситуация?
Эта тема действительно меня тревожит. Сейчас, согласно существующему законодательству, частник может владеть землёй, водой, лесом, недрами. Землю можно отдавать в аренду или продавать частникам или юридическим лицам. Но при этом чётко прописана и процедура выполнения закона. Все условия сдачи в аренду или продажи необходимо соблюдать, сам процесс должен быть гласным и публичным. Органы местного самоуправления обязаны проследить, чтобы заявитель использовал приобретённый земельный участок в соответствие с указанным видом деятельности. У нас же нередко бывает, что человек заявляет, к примеру, о своём намерении огородничать, а сам разворачивает на этой площади строительство. И зачастую без законных оснований. Все мы знаем, что в крупных сделках участвуют люди весьма состоятельные, рядовым гражданам к цене и не подступиться.
Как гласит законодательство, земля — это невосполнимое богатство народа. А по российской Конституции именно народ является источником власти — непосредственно или через выборные органы. Он и должен принимать решения. Но эта конституционная норма нередко нарушается. Чиновник высокого ранга считает, что раз он пришёл во власть, значит, вправе распоряжаться муниципальной землёй и имуществом как хозяин: кому хочу — тому и дам, как хочу — так и ворочу. Налицо деформация понятий. Чиновника этого содержат налогоплательщики, чьи интересы он должен защищать. Нам всем надо об этом помнить. Хочу подчеркнуть, что я не согласен с законами, поддерживающими частную собственность на землю, но как гражданин я должен хотя бы потребовать строгого соблюдения процедуры оформления документов на земельный участок, который передаётся в аренду или в частную собственность.
— Помнится, на старте работы нынешнего состава городского Собрания местные аналитики предрекали, что депутаты-предприниматели пришли в органы местного самоуправления, чтобы лоббировать интересы своего бизнеса, при этом пострадают интересы города. Как вы считаете, оправдались ли эти прогнозы?
Мне не раз приходилось говорить своим товарищам по депутатскому корпусу: «Понимаю, что вы пришли в надежде на перспективу своего дела, но принимая решение по тому или иному вопросу, постарайтесь посмотреть на вещи шире, проанализировать, какую пользу это принесёт в первую очередь городу, а уже во вторую — вашему бизнесу». Интересы народа должны быть в приоритете. Только при этом условии у депутата развивается патриотическое начало. Да и то, что хорошо для города, создаст благоприятную ситуацию и для развития бизнеса. К сожалению, не все мои коллеги этим принципом руководствуются.
К тому же нередко, проявляя честность и принципиальность в депутатской деятельности, предприниматель ставит под угрозу свой бизнес. И мне по-человечески понятны их сомнения. А бывает, человек стал депутатом, не имея бизнеса, а через какое-то время он у него возникает. Как и где найти бессребреников — это задача для избирателей.
— Всю вторую половину 2009 года в Собрании бушевали страсти в связи с метаморфозами Устава округа. Как вы считаете, можно ли было избежать скандальной ситуации или она была фатальной?
Стремление исполнительной власти на всех уровнях унифицировать органы местного самоуправления понятно. Так легче управлять. Построил всех по ранжиру, скомандовал — раз, два! Но номер не прошёл, хотя было сделано несколько попыток изменить Устав в нужном направлении. И так, как сейчас уже известно, поступили не только с Уставом нашего города. В числе пострадавших оказался и ряд других территорий. Главу нашего округа Ивана Александровича Бирюкова по-человечески жаль, он не смог противостоять натиску. Но наши депутаты проявили принципиальность, и нам удалось, приведя текст Устава в соответствие с федеральным законодательством, отстоять свой вариант структуры органов местного самоуправления.
— Владимир Ильич, согласитесь, ни в одной другой стране депутаты не занимаются лично строительством песочниц для детей, не засыпают лужи во дворе, не асфальтируют дорожки. Почему же у нас прижилась эта система не свойственных представительному органу обязанностей?
В советские времена взаимодействие народных избранников и населения чётко регламентировалось. Все поступившие от избирателей наказы утверждались на сессии и становились для исполнительной власти своеобразным социально-экономическим планом. Там было расписано всё, вплоть до строительства тех же детских песочниц. По большому счёту наказы избирателей — это всё, что касается жизнедеятельности города — и благоустройство, и нормальное функционирование общественного транспорта, и работа медицинских учреждений, предприятий. Теперь же здравоохранение финансируется в соответствие с областными и федеральными программами, транспорт нам не подвластен, предприятия — разных форм собственности. Остался в основном быт.
На выполнение наказов избирателей депутатам выделяется из бюджета округа ежегодно по 450-500 тысяч рублей. Этих средства мало, чтобы провести все необходимые работы по благоустройству в округе. Часть депутатов привлекает доходы своего бизнеса. А кто-то из депутатов, пользуясь особым уважением исполнительной власти, осуществляет свои замыслы за счёт бюджетных средств из других статей. К тому же депутатам приходится самим заниматься организацией работ, контролировать качество их выполнения. Их ли это дело?
Мне не приходилось бывать в других странах, по роду своей профессиональной деятельности я был невыездным. Однако доводилось слышать рассказы тех, кто специально ездил изучать зарубежный опыт. Например, годовой бюджет небольшого городка в Германии — это солидный том, где скрупулёзно расписаны все работы, вплоть до каждого гвоздя. Выполнение работ — прерогатива исполнительной власти. За депутатами лишь принятие решений и контрольные функции.
Мы при социализме небогато жили, на ту же коммуналку не хватало средств, но все расходы в бюджете тоже были подробно обозначены. Может быть, когда-нибудь мы и вернёмся к прежней практике.
— Сейчас набирает обороты новая избирательная кампания. Можете ли вы дать прогнозы относительно будущего состава городского Собрания?
Похоже, и новый состав нашего депутатского корпуса будет насыщен представителями бизнеса. Собираются баллотироваться некоторые депутаты нынешнего созыва, придут и новички, будем надеяться, и из бюджетных сфер. В том числе молодёжь. Уверенности в том, что новый состав будет лучше нынешнего, у меня нет. Как показывает практика, избранным депутатам потребуется немало времени, чтобы стать командой, способной с полной ответственностью принимать ключевые для города решения.
Не секрет, что большинство новичков не совсем верно представляют себе депутатскую деятельность. Многие считают, что главное для депутата — проголосовать. Однако амбициозный флёр быстро с человека слетает, когда он понимает, какой это большой труд. Прежде чем голосовать, необходимо вникнуть в суть проблемы, изучить законодательные документы, определиться с позицией. Опыт накапливается постепенно, со временем приходит и осознание своей ответственности. Хорошо, если хотя бы две трети Собрания составят депутаты уже избиравшиеся, владеющие необходимой информацией, имеющие определённый уровень депутатского профессионализма.
— Сами баллотироваться в депутаты Собрания намерены?
Если местная организация компартии, членом которой я являюсь, решит, что это необходимо, подчинюсь, я человек дисциплинированный.
— На ваш взгляд, какими критериями следует руководствоваться избирателям при выборе кандидата?
Во всяком случае, не обилием обещаний, данных претендентом на депутатскую вакансию. Обещания будут выполняться по мере возможности, а возможностей таких не так уж много, особенно в нынешних сложных экономических условиях. Легче определиться с депутатом, который уже избирался — его оценивают по его делам. Главные критерии при оценке кандидата — честность, порядочность, ответственность за общие дела, грамотность, энергичность.
— А теперь, Владимир Ильич, вам предстоит ответить на вопросы, которые мы традиционно задаём всем гостям редакции. Успех дарит Фортуна или его нужно упорно добиваться?
Смотря о каком успехе речь идёт. Гордиться можно только тем успехом, который достигнут не за счёт других людей. В любом случае любое серьёзное достижение — это, как правило, результат кропотливого труда, целеустремлённости, энергии, профессионализма, чувства коллективизма, человеколюбия.
— Есть ли в вашей жизни человек, которого вы могли бы назвать своим Учителем?
Могу назвать своих старших товарищей по работе, с которыми мне было работать комфортно. Это прежде всего, первые руководители НПО электромеханики — Сергей Александрович Алабин, Юрий Архипович Буйняков. Они умели работать с молодыми специалистами. И сами трудились с полной отдачей, интенсивно, честно. С ними можно было спорить, отстаивать свою точку зрения. В том числе и в партийных делах. Ещё один человек, который послужил для меня примером, это Михаил Егорович Крысов, человек высокоинтеллектуальный, зав. лекторской группой горкома партии. Также — бывший редактор газеты «Миасский рабочий» Александр Филиппович Филиппоненко, у которого я прошёл большую школу в обществе «Знание».
И конечно же, своими главными учителями по жизни считаю Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Их труды — это подлинный кладезь мудрости, ума, глубины философской мысли. Сейчас отбираю их произведения для фондов городского краеведческого музея. Всё это историческая ценность. Позже «ельцинисты» проводили грубую, разрушительную политику, направленную на уничтожение страны, разложение общества.
— К какой цели вы стремитесь сейчас?
Цели, касающейся служебной карьеры, я уже, откровенно говоря, не ставлю. Никаких высот мне брать не с руки. Главное для меня сейчас — остаться в активной фазе, отдавая весь свой опыт на пользу общества. А в личном плане — забота о родных и близких.
— О чём бы вы попросили Золотую рыбку?
Чтобы я смог реализовать всё, что предрекает мне мой знак Зодиака — Скорпион.
— Представьте, пожалуйста, вашу семью.
Из родового клана я остался самый старший. Отца похоронил в 1956 году, мать — в 1957 году. Они умерли рано, сказались военные годы, мы эвакуировались из Сталинграда в 1942 году. Брат скончался пять лет назад, сестра — двадцать лет назад. Жена- Валентина Николаевна — моложе меня на год, пенсионерка, занимается внуками, энергично меня воспитывает, мой главный критик. От дочки, которая умерла от сепсиса после рождения младшего сына, остались два внука. Андрей уже обзавёлся семьёй, живёт в Москве, преподаёт в институте стали и сплавов, кандидат физико-экономических наук. Сергей тоже получил высшее образование. Внучка Саша — студентка местного филиала ЧелГУ, её сестра Настя учится на физико-математическом факультете ЮУРГУ в Челябинске. Это дочери моего сына Ильи.
— Что вы можете делать руками?
В молодости рисовал, пилил, столярничал. Краны могу починить, стёкла вставить, мебель отремонтировать — это всё мелочи. Могу строить. Но по сравнению с сыном, который работает механиком, считаю себя дилетантом. Вот у кого золотые руки. На любом станке может работать, слесарить, сварочное дело в совершенстве освоил. А его картинами вся наша квартира увешана.
— Есть ли у вас домашние питомцы?
Сейчас нет. Но у нас 16 лет прожила Лайма, русский спаниель. Внук Серёжа, когда учился в четвёртом классе, принёс от своего спортивного тренера щенка. Собака была умница из умниц, Мы её очень любили. И после неё душа не лежит никакую домашнюю живность больше заводить. Но все мои внуки — большие любители животных.
— Есть ли у вас любимая книга?
От такой любви к какой-то одной книге я уже давно отвык, хотя раньше любимые книги были. Да и читать сейчас, как я прежде читал, нет возможности. Но бывают книги, которые поражают. Вот недавно, будучи в гостях, обнаружил в домашней библиотеке книгу неизвестного мне автора Добронравова, изданную в 1947 году. Начал листать, заинтересовался, взял почитать. Документальная повесть бывшего разведчика, участника Великой Отечественной войны. Ни грамма вымысла, только реальные события. Отличный слог, логика. Впечатление оставляет очень глубокое.
В своё время я увлекался произведениями современных писателей, они печатались в литературном журнале «Роман-газета», который я выписывал. К сожалению, этот журнал после перестройки перестал выходить.
— Откуда вы узнаёте новости и согласны ли с утверждением, что информация дорогого стоит?
Просматриваю и нашу местную прессу, и областную, и центральную. По партийной тематике мне интересны такие источники, как — «Трудовая Россия», «Правда», «Советская Россия». С официальной информацией знакомлюсь в «Российской газете». Смотрю новости по телевидению — уровень подачи, правда, не всегда устраивает. А насчёт дорогого… Если из нынешних СМИ убрать весь антисоциальный, грубый, развратный, массовый «мусор», то может быть и останется что-то дорогое.
— Пользуетесь ли интернетом?
Нет. Но с Интернетом у нас дружат сын, сноха, все внуки. Если мне что-то нужно, любую информацию из виртуальной реальности они мне предоставят. Из-за засилья компьютеров люди общаться нормально разучились, читать меньше стали. Прогресс — это явление нормальное, но компьютер я воспринимаю лишь как технику, помогающую решать инженерно-технические задачи.
Гостя редакции расспрашивала Ольга Белякова.
Ответы на вопросы читателей:
Ирина
— Могли ли Вы, Владимир Ильич, сказать о ком-нибудь из депутатов, что Вы могли бы с ним пойти в разведку. Назовите, пожалуйста, на Ваш взгляд самого бескорыстного депутата, который ничего не прихватил лично для себя будучи депутатом. Надеюсь на Вашу искренность. Лично я Вас очень уважаю.
— Если завтра в разведку, приглашу Фатиха Мамлеева, Николая Кривошеева. На мой взгляд, самым бескорыстным депутатом является Евгений Комплешов.
Надежда
— Уважаемый Владимир Ильич! а не пора ли Вам отдохнуть?
— Спасибо, Надюша, за внимание. С 1977 года мечтал об этом, но пока не удаётся, есть ещё дела.
Надежда
— Продолжает ли Собрание депутатов заниматься нашумевшим делом распродажи главой города городской собственности за копейки да еще и с отсрочкой на 5 лет.
— Да, продолжает. Группа депутатов считает, что этот случай надо довести до полной ясности.
Григорий
— Как Вы оцениваете деятельность депутатского корпуса в период 2005-2009годов? кому из депутатов можно поставить оценку отлично? Как Вы думаете, кто из депутатов нынешнего созыва имеет реальные шансы на победу в выборах 2010года?
— В основном могу поставить оценку «удовлетворительно». «Отлично» — никому, я -максималист. Что касается второго вопроса, то на него способны ответить разве что профессиональные пиарщики. По-моему, шансы есть у всех, но вот насколько они реальны…
Синий_мишка™
— Владимир Ильич, хотелось бы узнать, как не воровать и прожить всю жизнь? Как вы. Честно.
— Воруй или не воруй, а жизнь свою всё равно проживёшь. Воровство по сути — кража чужого имущества. Если человек сызмальства это определяет как безнравственность, как грех, то и живёт спокойно, а может быть ещё и дольше, чем тот, кто ворует.
Владимир
— Уважаемый Владимир Ильич! Ряд уважаемых людей Вашего уровня — бывших в руководстве города ранее в сердцах характеризовали последующих руководителей после них, как людей всё менее и менее ответственных и способных в полной мере успешно руководить городом. Та же точка зрения есть и по представительной власти. Какова Ваша оценка уровня сегодняшней власти и что родному городу ждать от новых выборов?
— Коротко на этот вопрос не ответишь, но постараюсь. Примеры грубых, а подчас и роковых ошибок у «последующих руководителей» есть. Такие понятия, как ответственность и способность руководить — не тождественны. Ответственный человек может оказаться не способным к лидерству, и наоборот. А вот большая профессиональная способность в сочетании с высоконравственной ответственностью даёт хороший результат. К сожалению, этому уровню нынешняя власть не соответствует. Вероятность того, что предстоящие выборы положение изменят, небольшая.
— Серж, ты что? Меня близко к «Едроссии» нет и не будет. «Едро» — это не политическая сила, а массовая ширма, за которой скрывается разрушение страны и глубокая деградация общества.
Антон
— Когда будет освещение во дворе домов 15 и 19 по ул. Менделеева?
— Участок у домов № 15, 17, 19 по улице Менделеева — это тёмное пятно, которое мне пока не удалось осветить. Антон и дорогие жильцы этих домов, постараюсь исправить положение.
Евгений
— Владимир Ильич, вы один из немногих депутатов, которые вызывают у меня симпатию. Думаю, сказывается советская закалка. Только, я считаю, вам немного не хватает смелости и напористости. По вашему мнению, что труднее, найти общий язык с избирателями или с коллегами-депутатами?
— Легче найти взаимопонимание с коллегами-депутатами. Их меньше и общаемся мы часто. С избирателями сложнее. Массовый контакт, конечно, не редкость. Но общий язык лучше всего удаётся найти в диалоге, а он массовым не бывает. Приходится уповать на жизненный опыт, на общение с разными людьми и делать соответствующие выводы.
Теперь отвечу на второй вопрос. У меня чувства боязни, поверьте, нет. Может быть, вы имеете в виду такое качество, как осторожность? Но это другое. Скорее всего оно вызвано стремлением не обидеть человека. А что касается напористости, то спасибо, что вы нашли такое красивое определение качества русского человека. На мой взгляд, у этого определения есть два варианта трактовки. Напористость — как нахрапистость. Это когда за грудки — или даёшь ответ или признаёшь поражение. Увы, это иногда приходится применять, особенно против хамов, нахалов и им подобных. Второй тип напористости выражается в своевременном, аргументированном, открытом выражении мнения по предмету обсуждения, включая поведение или поступки личности (руководителя). Важно не изменять своей позиции, добиваясь её признания. Искренне благодарю за вопрос. Пожелание учту, жизнь продолжается.
Евгения Колтышева
— Владимир Ильич, с Новым Годом! Управляющие компании за что получают зарплату? Тот список услуг, который они вывесили, оказывают службы бывшего ЖКУ. Они-то здесь причем? За автомобильные колеса с цветочками, которые были у нас во дворе разложены?
— Спасибо, Евгения. И Вас с Новым годом! К сожалению, Собрание депутатов так и не смогло уделить проблеме управляющих компаний должного внимания. Надеюсь, что это удастся новому составу Собрания.
Николай
— Владимир Ильич, будет ли когда-нибудь решен вопрос подъезда к дому 5 по улице Ильмен-Тау и восстановлена дорога?
— Это для меня большая «болячка». Когда строился дом № 9б, строители обещали сделать съезд с улицы Ильмен-Тау к дому № 5. Предложение принято. Будем надеяться на 2010 год.
Влад
— Владимир Ильич, добрый вечер. Проехав по вечернему городу, абсолютно не заметил, что наступил Новый год — неужели «отцы города» не могли создать праздничного настроения для своих избирателей и хоть как-то украсить фасады гирляндами ? Или дарить радость людям, приносящим в бюджеты всех уровней огромные доходы, не входит в обязанность мужей с депутатскими значками на лацканах пиджаков ?
— Влад, а ведь ты прав. Депутаты «со значками» были вынуждены согласиться с предложением администрации — в связи с полным отсутствием к концу 2009 года свободных денег праздничное оформление города свести к минимуму. Поставили ёлку на площади с ледяной горкой. Было и обращение к предпринимателям позаботиться о новогоднем дизайне торговых точек, что было в основном выполнено.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
в рубрике: Интервью
Евгений Степовик: «Я против любых политических войн» | Репутация — это тоже вложения | Жизнь продолжается | «Все попытки привлечь Собинова к ответственности не вызывают ничего, кроме недоумения» | |||
• Председатель Собрания депутатов Миасса — об итогах работы 5 созыва Евгений Степовик рассказал о том, что удалось сделать депутатам за 5 лет работы, а что довести до логического завершения так и не получилось • Женщина всегда остаётся женщиной Можно ли совмещать «работу» мамы и супруги с должностью в прокуратуре? • Взаимодействие власти и бизнеса «Грузовые автомобили» О планах работы и перспективах развития автомобильного завода «Урал» рассказал его генеральный директор Павел Яковлев • «Сделано много, но впереди ещё много идей и проектов» Глава Миасского округа Григорий Тонких ответил на вопросы городских СМИ в рамках итоговой пресс-конференции • «Серьёзная психологическая нагрузка» Мировой судья миасского участка № 9 рассказала о сложностях профессии и рабочем режиме • «Все нормальные люди работают на свой определённый круг» Экс-глава Миасса Геннадий Васьков, находящийся под следствием, дал откровенное интервью региональному изданию |
последние новости
Жителям Миасса вручили значки ГТО | Школы Миасса уходят на карантин | В магазинах Миасса выявили нарушения масочного режима | Автозаводчане определили лучших легкоатлетов предприятия | |||
• Новый коронавирус обнаружен у 79 южноуральцев В Челябинской области зафиксировано 16572 случаев заражения COVID-19 • Дворовый футбол в Миассе: «Войди в команду мечты!» В Миассе состоялся фестиваль детского дворового футбола «Метрошка» в новом формате • Пять человек пострадали в ДТП в Миассе Серьёзные дорожные аварии произошли в различных районах города. В обстоятельствах предстоит разобраться инспекторам ОГИБДД • NewsMiass.ru — в числе лучших в регионе Сайт агентства новостей NewsMiass.ru вошёл в ТОП-20 самых цитируемых СМИ области • В галерее Миасса — новая выставка Художественная галерея «Дирижабль» приглашает на выставку «Лукошко+» • Каратист из Миасса стал чемпионом РФ Спортсмен из Миасса Никита Клюх стал чемпионом России по всестилевому каратэ и выполнил норматив мастера спорта |