В соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции на 2012 — 2013 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции», Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации.
2. Установить, что федеральные государственные органы осуществляют прием подарков, полученных лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и федеральными государственными служащими в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, их оценку для принятия к бухгалтерскому учету, а также принимают решения о реализации указанных подарков.3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной предельной численности федеральных государственных служащих, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным государственным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по вопросам, связанным с применением настоящего постановления.
Председатель Правительства Российской Федерации
Д. Медведев
Типовое положение о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации
1. Настоящее Типовое положение определяет порядок сообщения лицами, замещающими государственные (муниципальные) должности, государственными (муниципальными) служащими, служащими Центрального банка Российской Федерации, работниками Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее соответственно — лица, замещающие государственные (муниципальные) должности, служащие, работники), о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, порядок сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации.
2. Для целей настоящего Типового положения используются следующие понятия:
«подарок, полученный в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями» -подарок, полученный лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, служащим, работником от физических (юридических) лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им служебных (должностных) обязанностей, за исключением канцелярских принадлежностей, которые в рамках протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий предоставлены каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения им своих служебных (должностных) обязанностей, цветов и ценных подарков, которые вручены в качестве поощрения (награды);
«получение подарка в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей» — получение лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, служащим, работником лично или через посредника от физических (юридических) лиц подарка в рамках осуществления деятельности, предусмотренной должностным регламентом (должностной инструкцией), а также в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными актами, определяющими особенности правового положения и специфику профессиональной служебной и трудовой деятельности указанных лиц.
3. Лица, замещающие государственные (муниципальные) должности, служащие, работники не вправе получать не предусмотренные законодательством Российской Федерации подарки от физических (юридических) лиц в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей.
4. Лица, замещающие государственные (муниципальные) должности, служащие, работники обязаны в порядке, предусмотренном настоящим Типовым положением, уведомлять обо всех случаях получения подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей государственный (муниципальный) орган, фонд или иную организацию, в которых указанные лица проходят государственную (муниципальную) службу или осуществляют трудовую деятельность.
5. Уведомление о получении подарка в связи с должностным положением или исполнением служебных (должностных) обязанностей (далее — уведомление), составленное согласно приложению, представляется не позднее 3 рабочих дней со дня получения подарка в уполномоченное структурное подразделение (уполномоченную организацию) государственного (муниципального) органа, фонда или иной организации, в которых лицо, замещающее государственную (муниципальную) должность, служащий, работник проходят государственную (муниципальную) службу или осуществляют трудовую деятельность (далее — уполномоченное структурное подразделение (уполномоченная организация). К уведомлению прилагаются документы (при их наличии), подтверждающие стоимость подарка (кассовый чек, товарный чек, иной документ об оплате (приобретении) подарка).
В случае если подарок получен во время служебной командировки, уведомление представляется не позднее 3 рабочих дней со дня возвращения лица, получившего подарок, из служебной командировки.
При невозможности подачи уведомления в сроки, указанные в абзацах первом и втором настоящего пункта, по причине, не зависящей от лица, замещающего государственную (муниципальную) должность, служащего, работника, оно представляется не позднее следующего дня после ее устранения.
6. Уведомление составляется в 2 экземплярах, один из которых возвращается лицу, представившему уведомление, с отметкой о регистрации, другой экземпляр направляется в комиссию по поступлению и выбытию активов государственного (муниципального) органа или соответствующий коллегиальный орган фонда или иной организации (уполномоченной организации), образованные в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете (далее — комиссия или коллегиальный орган).
7. Подарок, стоимость которого подтверждается документами и превышает 3 тыс. рублей либо стоимость которого получившим его служащему, работнику неизвестна, сдается ответственному лицу уполномоченного структурного подразделения (уполномоченной организации), которое принимает его на хранение по акту приема-передачи не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации уведомления в соответствующем журнале регистрации.
8. Подарок, полученный лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, независимо от его стоимости, подлежит передаче на хранение в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящего Типового положения.
9. До передачи подарка по акту приема-передачи ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за утрату или повреждение подарка несет лицо, получившее подарок.
10. В целях принятия к бухгалтерскому учету подарка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, определение его стоимости проводится на основе рыночной цены, действующей на дату принятия к учету подарка, или цены на аналогичную материальную ценность в сопоставимых условиях с привлечением при необходимости комиссии или коллегиального органа. Сведения о рыночной цене подтверждаются документально, а при невозможности документального подтверждения — экспертным путем. Подарок возвращается сдавшему его лицу по акту приема-передачи в случае, если его стоимость не превышает 3 тыс. рублей.
11. Уполномоченное структурное подразделение (уполномоченная организация) обеспечивает включение в установленном порядке принятого к бухгалтерскому учету подарка, стоимость которого превышает 3 тыс. рублей, в реестр федерального имущества или соответствующий реестр субъекта Российской Федерации (реестр муниципального образования).
12. Лицо, замещающее государственную (муниципальную) должность, служащий, работник, сдавшие подарок, могут его выкупить, направив на имя представителя нанимателя (работодателя) соответствующее заявление не позднее двух месяцев со дня сдачи подарка.
13. Уполномоченное структурное подразделение (уполномоченная организация) в течение 3 месяцев со дня поступления заявления, указанного в пункте 12 настоящего Типового положения, организует оценку стоимости подарка для реализации (выкупа) и уведомляет в письменной форме лицо, подавшее заявление, о результатах оценки, после чего в течение месяца заявитель выкупает подарок по установленной в результате оценки стоимости или отказывается от выкупа.
14. Подарок, в отношении которого не поступило заявление, указанное в пункте 12 настоящего Типового положения, может использоваться государственным (муниципальным) органом, фондом или иной организацией с учетом заключения комиссии или коллегиального органа о целесообразности использования подарка для обеспечения деятельности государственного (муниципального) органа, фонда или иной организации.
15. В случае нецелесообразности использования подарка руководителем государственного (муниципального) органа, фонда или иной организации принимается решение о реализации подарка и проведении оценки его стоимости для реализации (выкупа), осуществляемой уполномоченными государственными (муниципальными) органами и организациями посредством проведения торгов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
16. Оценка стоимости подарка для реализации (выкупа), предусмотренная пунктами 13 и 15 настоящего Типового положения, осуществляется субъектами оценочной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.17. В случае если подарок не выкуплен или не реализован, руководителем государственного (муниципального) органа, фонда или иной организации принимается решение о повторной реализации подарка, либо о его безвозмездной передаче на баланс благотворительной организации, либо о его уничтожении в соответствии с законодательством Российской Федерации.
18. Средства, вырученные от реализации (выкупа) подарка, зачисляются в доход соответствующего бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
20 декабря 2019
В связи с предстоящими новогодними и рождественскими праздниками Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области напоминает о необходимости соблюдения запрета на дарение подарков лицам, замещающим государственные должности и должности государственной гражданской службы.
Статус государственных гражданских служащих определяется Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 79-ФЗ). Указанный закон закрепляет не только права и обязанности государственного гражданского служащего, но также запреты и ограничения. Так, п. 6 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 79-ФЗ установлен запрет на получение государственным гражданским служащим подарков в связи с исполнением им должностных обязанностей, а именно: «В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается: получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Для лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, установлен аналогичный запрет, а именно: «Лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации не вправе получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц». Указанные лица также обязаны передавать подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, по акту в соответствующий государственный орган (п. 7 ч. 3 ст. 12.1. Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
В Администрации Ленинградской области порядок передачи в уполномоченный государственный орган подарка, полученного государственными гражданскими служащими и лицами, замещающими государственные должности, в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, определен постановлением Правительства Ленинградской области от 28.07.2014 № 335 «Об утверждении Положения о порядке сообщения лицами, замещающими государственные должности в Администрации Ленинградской области, и государственными гражданскими служащими Администрации Ленинградской области о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, полученных от реализации».
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ разрешено дарение лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации, и государственным служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Статья 17 Федерального закона № 79-ФЗ также не исключает получение государственными гражданскими служащими подарков по случаю дня рождения, юбилейной даты трудовой, творческой деятельности от друзей и коллег и т.п. Указанные отношения по своей природе не являются публично-правовыми, они носят гражданско-правовой характер, поэтому с целью отграничения таких подарков от подарков, полученных в связи с исполнением должностных обязанностей, в ст. 575 ГК РФ используется понятие «обычные подарки». К имущественным отношениям, основанным на административном и ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК РФ).
Главным признаком, отличающим дарение в гражданско-правовых отношениях от так называемого «дарения» в публично-правовых отношениях, выступает безвозмездность. Возмездный договор дарения является притворной и в силу этого ничтожной сделкой. От одаряемого даритель не вправе ждать какого-либо встречного предоставления. При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не может признаваться дарением. «Обычный подарок» должностному лицу, полученный в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей, стоимость которого не превышает трех тысяч рублей (при отсутствии вымогательства этого подарка), может быть признан таковым только при отсутствии интереса дарителя в выполнении или невыполнении каких-либо действий должностным лицом в его интересах.
В связи с изложенным, одаряемый (гражданский служащий или лицо, замещающее государственную должность), опираясь на свои нравственные, этические убеждения и принципы, а также на знание законодательства, должен сам понимать, может ли он принять предлагаемое ему в дар или нет.
В соответствии с п. 2 ст. 29 ФЗ «О полиции» (№3 от 07.02.2011г.) на сотрудника полиции распространяются ограничения, обязанности и запреты, установленные ФЗ «О противодействии коррупции» (№273 от 25.12.2008г. ст.12) и ст. 17, 18, и 20 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (№ 79 — 2004).
Служащий обязан:
1) Государственный служащий обязан ежегодно представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
2) Кроме доходов, в соответствии с ФЗ от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», а также Указом Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений ФЗ о противодействии коррупции» и Указом Президента от 02.04.2013 № 310 «О мерах по реализации отдельных положений ФЗ о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»:
Служащий обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
В рамках рабочей встречи с представителем прокуратуры округа нам были даны пояснения, что сведения о расходах должны подавать сотрудники, представляющие сведения о своих доходах, независимо от совершения или не совершения сделки, превышающий трехлетний совокупный заработок. Кроме этого, в случае, если сотрудник совершил несколько сделок (к примеру, им были приобретены транспортное средство и земельный участок), каждая из которых не превышает совокупный заработок за три года, но их совокупность превышает, то такой сотрудник должен представить справку о расходах. Если сделка совершена в 2012 году, то три предшествующих 2012 году будут 2009, 2010, 2011.
Основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами служащего является достаточная информация о том, что данным лицом, его супругой и несовершеннолетними детьми совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги за три последних года, предшествующих совершению сделки.
Указанная информация в письменном виде может быть представлена правоохранительными органами, сотрудниками или должностными лицами, ответственными за профилактику коррупционных правонарушений, руководящими органами политических партий, общероссийскими СМИ.
Решение об осуществлении контроля принимает руководитель федерального государственного органа. Решение принимается в письменной форме в отношении каждого сотрудника отдельно. Проверка достоверности и полноты сведений осуществляется органами, подразделениями или должностными лицами, ответственными за профилактику коррупционных правонарушений самостоятельно или путем направления запроса в федеральные государственные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять ОРД.
В случае, если в ходе осуществления контроля за расходами лица выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, а также расходов супруги и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами в 3-дневный срок после его завершения направляются в органы прокуратуры.
Обращаю внимание, что не выполнение лицом обязанности по предоставлению сведений о расходах является правонарушением. Лицо, совершившее данное правонарушение, в установленном законом порядке подлежит дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения со службы в ОВД.
3) Государственный служащий обязан уведомить представителя нанимателя, а также непосредственного руководителя о возникновении у него личной заинтересованности, которая может привлечь к конфликту интересов. Данное уведомление подлежит рассмотрению на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению с принятием решения об отсутствии возможности возникновения конфликта интересов, либо отстранением от должности сотрудника до урегулирования вопроса.
4)Государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
5)Запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность. Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, где сотрудник замещает должность. Запрещается входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций, если иное не предусмотрено международным договором или российским законодательством.
6)Государственный служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. (Рапорт на начальника управления для уведомления и копию трудового договора в кадры).
7)В случае если сотрудник ОВД владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать их в доверительное управление. (При этом ,сотрудник вправе обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в целях получения решения комиссии о необходимости передачи ценных бумаг, акций, долей участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление), ч. 7 ст. 71 гл. 10 ФЗ – 342.
8)В течение двух лет после увольнения с государственной службы бывший сотрудник обязан, при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о своем последнем месте службы. Несоблюдение данного требования влечет прекращение соответствующего трудового договора (ч. 3 ст. 12 ФЗ № 273).
С согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов гражданин может замещать на условиях трудового договора должности в организациях и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного управления данными организациями ранее входили в его должностные (служебные) обязанности,.
Данное ограничение распространяется на бывших гос. служащих, которые были обязаны представлять сведения о доходах. Несоблюдение бывшими сотрудниками установленного порядка трудоустройства влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 19.29 КоАП РФ.
Гражданин после увольнения с гос. службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Нарушение влечет административную ответственность (ст. 13.14 КоАП) и уголовную ответственность (ст. 183 УК РФ).
9)Гос. служащий обязан соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную, служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций.
10)Запрещается использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а так же передавать их другим лицам.
11)Государственный служащий не может находиться на государственной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а так же братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если замещение должности государственной службы связанно с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
12)Не допускается дарение гос. служащим подарков, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тысяч рублей, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Получение или вручение государственными служащими подарков, вознаграждений, призов, а также оказание разнообразных почестей, услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, могут создать ситуацию этической неопределенности, способствовать возникновению конфликта интересов;
Принимая или вручая подарок, стоимость которого превышает предел, установленный действующем законодательством РФ (3000 рублей – ст. 575 ГК РФ), государственный служащий попадает в реальную или мнимую зависимость от дарителя (получателя), что противоречит общепринятым нормам антикоррупционного поведения;
Общепринятое гостеприимство по признакам родства, землячества, приятельских отношений и получаемые (вручаемые) в связи с этим подарки не должны создавать ситуацию конфликта интересов.
Государственный служащий может принимать или вручать подарки, если:
Это является частью официального протокольного мероприятия, происходит публично и открыто;
Ситуация не вызывает сомнения в честности и бескорыстии, стоимость принимаемых (вручаемых) подарков не превышает предела, установленного действующим законодательством РФ.
Получение или вручение подарков в связи с выполнением служебных обязанностей возможно, если это является официальным признанием личных достижений государственного служащего по службе.
Государственному служащему не следует:
Создавать предпосылки для возникновения ситуации провокационного характера для получения подарка;
Принимать подарки для себя, своей семьи, родственников, а также для лиц или организаций, с которыми государственный служащий имеет или имел отношения, если это может повлиять на его беспристрастность;
Передавать подарки другим лицам, если это не связано с выполнением его служебных обязанностей;
Выступать посредником при передаче подарков в личных корыстных интересах.
Также на сотрудников распространяется запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». (Федеральным законом №102 от 7 мая 2013 года внесены изменения в ч. 4 ст. 82. «Основания прекращения или расторжения контракта» ФЗ №342 от 30.11.2011
ФЗ №342 от 30.11.2011г.
Статья 14. Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел
1. На сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, установленные статьей 29 Федерального закона «О полиции».
ст. 82. ФЗ №342 от 30.11.2011 Основания прекращения или расторжения контракта
4. Сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:
1) непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
2) непринятия руководителем (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему сотрудника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;
3) непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
4) участия сотрудника на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
5) осуществления сотрудником предпринимательской деятельности;
6) вхождения сотрудника в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
7) нарушения сотрудником, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельными категориями лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) использоваться иностранными финансовыми инструментами», запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».