Последняя редакция Статьи 36 Конституции РФ гласит:
1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Комментарий к Ст. 36 КРФ
1. Часть 1 ст. 36 конкретизирует более общие конституционные положения о признании и защите наряду с другими формами собственности частной собственности (ст. 8), охраняемой законом (ч. 1 ст. 35), и о том, что земля, как и другие природные ресурсы, может находиться в частной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9). В ч. 1 ст. 36 речь идет только об одном объекте одного из возможных прав собственности — праве частной собственности на землю, а также о том, что субъектами этого права могут быть граждане и их объединения (семейные, кооперативные, акционерные и др.). Последнее особенно важно в связи с тем, что в массовом сознании частная собственность имеет преимущественно индивидуальную, в крайнем случае семейную форму, а негосударственная свободная групповая собственность физических лиц (кооперативная, акционерная и др.) представляется чуть ли не привычной колхозно-кооперативной собственностью, которая лишь формально являлась коллективной и общественной, а фактически была огосударствлена.
Конституция не ограничивает круг субъектов права частной собственности (а также аренды, пользования и др.) на землю и другие природные ресурсы, как это делается во многих цивилизованных странах, где на определенные группы граждан, категории земель, способы их использования это право не распространяется.
Некоторые ограничения права частной собственности на землю могут вытекать из конституционных положений о политике РФ как социального государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7), в частности на жилищное строительство и т.п. (ч. 2 и 3 ст. 40), на ведение крестьянского (фермерского) хозяйства и др. Право частной собственности, в особенности на землю, является одним из таких условий, особенно если оно сопровождается устранением незаконных препятствий достойной жизни и свободному развитию со стороны властей, других лиц (соседей), предпринимателей, скупающих земли для застройки для создания новых латифункций, и т.п.
Из ч. 1 ст. 9 Конституции вытекают требования, чтобы земля, как и другие природные ресурсы, использовалась и охранялась как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Это значит прежде всего, что использование земли, не соответствующее ее функционированию в качестве основы жизни и деятельности народов, недопустимо; что закон должен запрещать или, по крайней мере существенно и надежно ограничивать нерациональное, тем более хищническое обращение с землей, водами, лесами и др., любую другую деятельность, снижающую плодородие почв, приводящую к гибели ценных сельско- и лесохозяйственных угодий (из-за их застройки, заболачивания, засоления, опустынивания и т.п.), а также территорий городов и иных населенных пунктов со всеми их землями в результате «уплотнительной застройки», вырубку городских лесонасаждений, затопление, загрязнение химикатами, радиоактивными веществами и др. Эти явления уже привели к тому, что обширные территории России могут надолго перестать (а многие уже перестали) быть основой жизни и деятельности людей.
Из того же положения ч. 1 ст. 9 может быть сделан вывод об обязанности государственных властей Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления поощрять соответствующее требованиям Конституции и законов использование и охрану земель и других природных ресурсов.
По-видимому, из ч. 1 ст. 9 можно также сделать вывод, аналогичный прямым предписаниям конституций и законов многих стран, о том, что право собственности и производные вещные земельные и иные права физических и юридических лиц, не способных (по уровню квалификации, отношению к труду, наличию необходимого оборудования, иного необходимого имущества или кредита) обеспечить должное использование и охрану земель или систематически и существенно нарушающих законные требования указанного характера, могут быть серьезно ограничены или даже вовсе прекращены. В частности — в порядке принудительного выкупа для государственных нужд, предусмотренного частью 3 ст. 35 Конституции, или другим законным способом, соответствующим требованиям ст. 8, 9, 35, 36 и др.
Все эти требования следовало бы определить в федеральном законе. Это прямо вытекает из ряда положений Конституции. Во-первых, из ст. 71 и 72, прямо или косвенно относящих установление принципов правового регулирования земельных отношений к ведению РФ, а также из ст. 72 и 73, относящих конкретизацию федеральных принципов земельного законодательства к ведению субъектов РФ. Во-вторых, об определении условий и порядка пользования землей на основе федерального закона говорит часть 3 ст. 36.
Конституционные предписания, ставящие частную собственность на первое место в перечне всех форм собственности, в частности на землю, а также наличие в Конституции отдельных статей только об одной этой форме означают признание социально-экономических преимуществ современной частной собственности на землю и иные природные ресурсы, важность ее защиты после долгих десятилетий враждебного отношения к ней в СССР. Этот еще отчасти фактически сохраняющийся в России якобы социалистический режим земельных отношений был основан на национализации всей земли, на исключительном и неограниченном государственном праве собственности на землю, на ее изъятии из гражданского оборота с неизбежным при этих условиях бюрократическим произволом, подавляющим личную заинтересованность гражданина, трудящегося на земле или иначе пользующегося ею. Этот режим не допускал существования частной собственности на землю. Он убедительно доказал свою неэффективность и несовместимость со всенародными интересами, породив продовольственные затруднения, нерациональную организацию городских территорий, массовую гибель пашен, лесов и т.п. Отсутствие экономической, т.е. денежной, рыночной оценки земли подрывало экономику и стимулировало растранжиривание земельных ресурсов. Исключение земли из товарной массы, противостоящей на рынке массе денежной, ослабляло советскую валюту.
Превосходство частного хозяйствования на земле было убедительно доказано в России (как и в Китае, Польше, Венгрии и ряде других стран): упадком казенного, якобы общественного сельского хозяйства, гораздо лучшим состоянием и гораздо большей эффективностью земельных угодий единоличных крестьянских, личных подсобных хозяйств и т.п. Неудивительно, что советский образец земельного строя и законодательства о земле был отвергнут всем миром, в том числе почти всеми странами «социалистического лагеря», сохранившими, хотя и с большими ограничениями, частную крестьянскую и небольшую городскую частную собственность на землю, даже переданную в пользование кооперативам.
Первые шаги к пересмотру конституционных основ земельного законодательства были непоследовательно и противоречиво сделаны в начале 90-х годов внесением ряда поправок в Конституцию СССР 1977 г. и в Конституцию РСФСР 1978 г., особенно — с началом перестройки в конце 80-х — начале 90-х годов ХХ в.
С одной стороны, в Конституцию РСФСР были включены: признание частной (а не только личной), но только индивидуальной собственности (на первом месте в перечне форм собственности; ч. 1 ст. 10), в том числе на природные ресурсы (без прямого упоминания о земле). Земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции могли предоставляться государством в «собственность», а в некоторых случаях; быть проданы. Государство получило право устанавливать предельные размеры земельных участков, а землепользователи были обязаны эффективно использовать землю, беречь ее, повышать ее плодородие (ст. 10-12).
С другой стороны, право частной собственности подвергалось и нерациональным ограничениям: коллективная собственность была исключена из понятия частной собственности, в некоторых перечнях форм собственности на природные ресурсы и землепользования на первое место ставились государственная собственность (ст. 11, 112), пользование и пожизненное наследуемое владение землей (но не собственность на нее). Продажа собственных земельных участков допускалась либо органу государственной власти (т.е. Совету народных депутатов), либо физическим и юридическим лицам. Но в последнем случае — только для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства или не ранее чем через 10 лет после их бесплатного получения или через 5 лет после их покупки (ст. 12). Этим положениям соответствовал и Земельный кодекс РСФСР 1991 г.
Во всем этом выражалось упорное сопротивление необходимым радикальным реформам, сопровождаемое «тактическими» частичными, мелкими уступками.
Более решительный переход к выработке новых конституционных основ земельного законодательства был связан с подготовкой проекта новой Конституции России в 1990-1993 гг. Конституционной комиссией Съезда народных депутатов. Из этого проекта и других проектов, использованных при выработке окончательного текста Конституции РФ, в него вошли многие положения о частной и иных формах земельной собственности, о свободном осуществлении полномочий собственника, о рациональном использовании и охране земель, как и всей окружающей среды, без нарушения интересов народов и прав иных лиц, о законодательном регулировании земельных отношений. Но даже в окончательный текст Конституции России 1993 г. не вошли прямые предписания: об обязательном рациональном и эффективном использовании земель, о государственном регулировании земельных отношений, территориальном планировании использования земель, об определении их целевого назначения, охране плодородия почв, ограничении сосредоточения земли, как и других природных ресурсов, в руках частного собственника или пользователя, о запрещении менять целевое назначение особо ценных сельскохозяйственных и охраняемых земель, об установлении единых, независимых от права собственности правил использования земель и других природных ресурсов и т.д.
Таким образом, далеко не все возможности конституционного установления эффективных и справедливых принципов земельного законодательства использованы в Конституции 1993 г.
Следует отметить, что положения о земельных реформах, об обязательном, независимо от воли собственника, эффективном использовании земель появились в отразившей итоги многолетней мексиканской аграрной революции Конституции этой страны (1917 г.), в конституциях Германии (1919 г.), Чехословакии (1920 г.), Польши (1921 г.), Латвии (1922 г.) и многих других стран Европы, Азии (в том числе Китая) и Латинской Америки. Еще более полно и глубоко осуществляется конституционное регулирование земельных отношений после Второй мировой войны (конституции ФРГ 1949 г., Италии 1947 г. и др.), особенно в конце XX в. (конституции Испании 1978 г., Бразилии 1988 г., Швейцарии 1999 г. и др.).
Подробное конституционное регулирование земельных отношений ограничивает возможность произвола законодателей, не всегда склонных к строгому соблюдению конституции, и побуждает к еще более полному урегулированию этих отношений в текущем земельном законодательстве.
Конституционные предписания о земле составляют основу земельного законодательства. В России сейчас в его состав входят некоторые положения принятых ранее законов, не противоречащие Конституции 1993 г. (например, Земельного кодекса 1991 г.), а также законы, изданные уже на основе этой Конституции и в соответствии с ней. В их числе ГК России, в котором многие разделы и положения об имущественных отношениях относятся к земле, им охватывают и землю (ст. 126, 129, 130, 132, 164, 216, 222, 226, 233, 235, 239, 257, 258, 316, 340, 552, 533, 652, 653, 1181, 1182 и др.); в их числе, кроме того, гл. 17 ГК, озаглавленная «Право собственности и другие вещные права на землю» (ст. 260-287); ряд предписаний о земле содержится в законах о местном самоуправлении, о сельском хозяйстве и многое другое.
Особое значение приобрел вопрос о новом Земельном кодексе (ЗК). Важно отметить, что кодификация всего земельного законодательства, т.е. создание единого ЗК обо всех землях данной страны, нигде в мире не только не осуществлена, но практически признана нецелесообразной. К редким исключениям относятся ЗК Северной Кореи, в основном скопированный с советского образца, ЗК Швеции, который говорит только о земельных участках, об их границах и о земельной регистрации, не касаясь правовых режимов земель разного целевого назначения, и ЗК Турции, который, вопреки своему названию, является законом только о сельскохозяйственных землях. Дело в том, что общие вопросы земельного законодательства везде регулируются отдельными земельными, аграрными, гражданскими, административными или градостроительными законами, а законы об отдельных категориях земель издаются раздельно или нередко включаются в состав кодексов сельскохозяйственных, лесных, градостроительных и т.п. наряду с их «неземельными» вопросами (о труде, предприятиях, налогах, кредите, технологии производства и т.д.). Режимы земель различных категорий зависят главным образом от требований тех видов деятельности, пользования и охраны, которые на этих землях происходят.
Переход в России к множественности форм земельной собственности, к земельному рынку создает условия для формирования системы социально-функциональных земельно-правовых институтов. Этот переход может вести к отказу от кодификации всего земельного законодательства и к переходу к принятой во всем мире практике включения правовых норм об отдельных категориях земель в состав законодательства о соответствующих отраслях народного хозяйства.
По мере перехода к современному земельному законодательству его отдельная кодификация будет становиться ненужной и искусственной, уступая место включению многих земельно-правовых норм в иные, более эффективные формы кодификации законодательства, что отчасти уже осуществлено в ГК РФ.
Но ЗК РФ 1991 г., а затем и 2001 г. фактически не кодифицировали земельное законодательство, определяя правовой режим земель только сельскохозяйственного назначения и отсылая к другим, отчасти еще не существующим новым законам об имеющих огромное социально-экономическое значение землях городских (ведь в городах живет 80 процентов населения России, чем определяется огромная социальная значимость должного законодательного урегулирования земельных вопросов городского благоустройства и т.д.), лесных (занимающих примерно половину территории страны и поэтому имеющих огромное экологическое и хозяйственное значение), промышленности, транспорта и т.д.
В правовом регулировании земельных отношений в России чрезмерно большую роль играют подзаконные акты федеральных органов государственной власти и законы субъектов Федерации. В качестве примера таких федеральных актов можно назвать ряд указов Президента РФ, изданных в 1994-2000 гг., которые специально посвящены земельным отношениям или содержат отдельные земельно-правовые нормы, определяющие условия и порядок продажи отдельным физическим лицам, частным и приватизированным предприятиям занимаемых ими земельных участков, порядок их использования и т.п. Примером земельно-правового закона субъекта Федерации могут служить земельные законы Татарстана, Саратовской, Свердловской, Волгоградской областей и др., изданные в середине и в конце 90-х годов. Но предписания этих указов и законов были как бы временными; после появления новых федеральных законов противоречащие новым законам положения названных актов во многом утратили силу.
Многие конкретные противоречия по вопросам земельной политики и земельного законодательства, казалось бы принципиально решенные Конституцией 1993 г., в значительной степени остаются пока практически неразрешенными или разрешаются по произволу бюрократов. Отсутствие ясности или противоречивость законов благоприятствует злоупотреблениям, коррупции, ведет к нерациональному использованию значительной части земель России.
2. Часть 2 ст. 36 относится не только к земле, но и к другим природным ресурсам, являющимся объектом предусмотренных в Конституции форм собственности. Она посвящена главным образом объему полномочий собственников этих ресурсов. Эти полномочия охватывают и традиционные, но ограниченные права владения, пользования. Принципиально новым в «постсоциалистических» условиях является право распоряжения, т.е. право купли-продажи, сдачи в наем (аренду), дарения, наследования и т.д. Все эти полномочия, согласно ч. 2 ст. 36, осуществляются собственниками свободно, но с двумя ограничениями: нельзя наносить ущерб окружающей среде и нарушать права и законные интересы иных лиц. Но выше было отмечено, что еще более важное ограничение всех этих правил вытекает из основы конституционного строя, установленной частью 1 ст. 9 Конституции (см. комм. к ней). Ряд дополнительных ограничений вытекает и из других статей Конституции.
К каким собственникам относится часть 2 ст. 36? Судя по ее тексту — ко всем (Федерации, ее субъектам, органам местного самоуправления, гражданам, их объединениям и др.). Но, поскольку статья 36, как и ст. 35, включена в гл. 2 («Права и свободы человека и гражданина»), можно думать, что она адресована только гражданам и их объединениям. Лишь ссылка на равноправие всех форм собственности (ч. 2 ст. 8) позволяет распространить действие ч. 2 ст. 36 и на всех остальных (публичных) собственников земли и других природных ресурсов.
3. Аналогичным образом следует понимать и ч. 3 ст. 36, согласно которой условия и порядок пользования землей (при соблюдении всех конституционных требований и ограничений) определяются на основе федерального закона, т.е. в соответствии с федеральным законом, а не на основании законов субъектов Федерации или подзаконных актов любого уровня, которые должны учитывать региональную и местную специфику, конкретизируя федеральные законы.
Этот текст включен в ст. 36 и в гл. 2 Конституции России, посвященные индивидуальным (и отчасти коллективным) правам человека и гражданина. Поэтому вновь возникает вопрос, относится ли данное предписание только к тому пользованию землей, которое осуществляется гражданами и их объединениями. Уже было отмечено, что осуществление двух основ конституционного строя, установленных частью 1 ст. 9 и частью 2 ст. 8 Конституции и имеющих более общий характер по сравнению с ч. 3 ст. 36, предполагает их соблюдение и при ее исполнении. Это означает, во-первых, что федеральный закон, необходимый для соблюдения требований ч. 1 ст. 9 применительно ко всем землям России, и закон, о котором идет речь в ч. 3 ст. 36, вполне могут быть единым законом или по крайней мере они оба находятся на едином уровне в иерархии законов РФ. Во-вторых, в силу признания и защиты равным образом всех форм собственности в РФ, установленных частью 2 ст. 8 Конституции, требование ч. 3 ст. 36 об урегулировании федеральным законом условий и порядка пользования землей должно быть применено во всей России, кто бы ни был собственником тех или иных земельных участков.
В целом современное законодательство России о земле и иных природных ресурсах все еще далеко не полностью соответствует требованиям, вытекающим из Конституции 1993 г., и явно недостаточно учитывает многие поучительные черты отечественного и мирового опыта правового регулирования в этой сфере. Совершенствование этого законодательства в отмеченном смысле остается важной и срочной задачей.
Раздел первый
Глава 1. Основы конституционного строя
Статья 1
1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Статья 3
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.
Статья 4
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Статья 5
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Статья 6
1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Статья 7
1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 8
1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Статья 9
1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Статья 10
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статья 11
1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Статья 12
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Статья 13
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
4. Общественные объединения равны перед законом.
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Статья 14
1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 15
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
С.И. Сабельникова,
зам. директора Городского методического центра
Департамента образования города Москвы,
Л.Г. Ульяхина,
методист Городского методического центра
Департамента образования города Москвы,
«Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина»
Урок окружающего мира в 3–4-х классах
Цель учителя: организовать деятельность детей по ознакомлению их с правами, свободами и обязанностями граждан Российской Федерации.
Планируемые результаты обучения, на достижение которых направлен урок:
личностные:
• формирование у учащихся основ российской гражданской идентичности;
• развитие у младших школьников чувства гордости за свою страну;
• принятие детьми основных норм гражданского общества;
метапредметные:
• использование учащимися речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
• овладение школьниками логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
• готовность учеников слушать собеседника и вести диалог;
предметные:
• сформированность у младших школьников уважительного отношения к России;
• освоение детьми элементарных правил нравственного поведения в мире людей.
Понятия, изучаемые школьниками на уроке: «конституция», «федеративное государство», «права и свободы», «обязанности».
Оборудование: презентация, интерактивная доска или компьютер с подключением к Интернету, раздаточный материал, листы бумаги формата А3, ножницы, клей, фломастеры.
Формы работы: фронтальная (в начале урока), групповая или парная (при выполнении практического задания).
Ход урока
1. Введение в тему урока
(В начале урока на экран проектора можно вывести страницу с текстом Конституции РФ (http://constitution.kremlin.ru).)
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок посвящен очень важной теме, мы познакомимся с главным документом нашей страны, узнаем, из каких частей состоит Россия, ознакомимся со своими правами и обязанностями.
Учитель может обсудить с детьми следующие вопросы:
• Как называется документ, о котором пойдет речь?
• Почему на интернет-странице, содержащей текст Конституции Российской Федерации, использован Герб Российской Федерации?
• Когда был принят текст действующей Конституции?
• Кем (каким образом)?
Важно попросить детей рассказать все, что они знают о Конституции РФ, дополнить эту информацию, сообщить, что днем принятия Конституции РФ является день всенародного голосования 12 декабря 1993 г.
Справка для учителя
Конституция Российской Федерации – основной закон Российской Федерации. Он имеет высшую юридическую силу, действует на всей территории нашей страны. В Конституции прописаны основные принципы устройства общества и государства, определены субъекты государственной власти, механизм ее осуществления, закреплены охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
В истории Российской Федерации было несколько Конституций. Первая была принята еще в 1918 г., а последняя – 12 декабря 1993 г. по результатам всенародного голосования (референдума). Эта дата является одним из самых значимых государственных праздников России.
Переплет из тончайшей кожи красного цвета, накладной серебряный герб России и тисненая золотом надпись «Конституция России» – так выглядит «экземпляр номер один» основного закона страны. Так называемое инаугурационное издание Конституции РФ хранится в библиотеке президента Российской Федерации в Кремле.
Учитель: Ребята, сегодня в ходе урока мы с вами узнаем подробнее, что такое Конституция, в чем значимость этого документа, какова его структура, содержание. А сейчас прочитаем первую статью первой главы Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».
2. Федеративное устройство в России
(На экран проектора можно вывести страницу с перечнем субъектов Российской Федерации (http://news.kremlin.ru/regions).
Прежде чем говорить с детьми о значимости всенародно принятого документа, можно спросить учеников:
• Как называется наше государство? (Российская Федерация, Россия.)
• Почему в названии документа использовано название государства?
(Учащиеся предлагают свои варианты ответов на вопросы учителя.)
Учитель: Ребята, посмотрите на карту России, представленную на экране проектора. Здесь обозначены все субъекты Российской Федерации и показан их полный список. Итак, в состав нашего государства входят 20 республик, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа и 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург).
Прочитаем пункт 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации».
(Учащиеся читают указанный пункт Конституции РФ. Можно также прочитать совместно с детьми статью 4 и рассказать, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (п. 1, ст. 59 Конституции РФ).)
3. Структура и содержание Конституции Российской Федерации
(На экране проектора – глава 3 Конституции РФ «Федеративное устройство» (http://constitution.kremlin.ru/#chapter-3). Можно нажать на активную ссылку «Содержание» в нижнем правом углу страницы, тогда отобразится перечень всех глав документа.)
Можно обратить внимание детей на особенности текста Конституции РФ. Еще не читая ни одной строчки документа, детям можно предоставить возможность предположить, каким должен быть тип текста (деловой), какая лексика может употребляться в Конституции РФ (специальная). Эту часть работы следует выполнять динамично, не вдаваясь в подробности, только отмечая особенности.
Далее следует ознакомить школьников с четкой структурой Конституции РФ. Документ содержит 2 раздела; раздел 1 включает 9 глав, каждая глава состоит из нескольких статей. Каждая статья может содержать от одного до нескольких пунктов. Знание структуры документа позволяет быстро находить необходимые сведения, а при использовании текста документа (т. н. цитировании) нужно указывать номера пункта, статьи и название документа.
После того, как дети проанализировали структуру документа, можно открыть любую главу, воспользовавшись активной ссылкой «Содержание» и обратить внимание на состав статьи Конституции. Далее можно предложить детям перейти в содержании в раздел «Президент Российской Федерации». Не надо использовать главы 1, 2, 3, т. к. тексты этих глав могут понадобиться в процессе дальнейшей работы.
Учитель: Скажите, пожалуйста, если мы цитируем положение Конституции РФ о Президенте Российской Федерации «Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации», то каким образом мы должны указать это место в документе?
Ученики: Это пункт 1 статьи 81 главы 4 первого раздела Конституции Российской Федерации.
Далее можно спросить детей о том, в какой главе, на их взгляд, могут содержаться следующие положения:
• название и тип государственного устройства, о которых упоминалось ранее при обсуждении («Основы конституционного строя»);
• название столицы Российской Федерации («Федеративное устройство»);
• состав Российской Федерации («Федеративное устройство»).
Содержание указанных глав не надо читать, следует только обратить внимание учеников на верное или неверное предположение. Можно сразу проверять версии детей с помощью активных названий глав Конституции.
С целью перехода к следующему виду работы можно предложить детям определить главу, содержащую самое большое количество статей.
4. Изучение раздела Конституции РФ «Права и свободы человека»
Учитель: Конституция Российской Федерации состоит из 2 разделов, 9 глав и 137 статей. Теперь мы поговорим о второй главе первого раздела, которая называется «Права и свободы человека и гражданина». Как вы думаете, что такое «права и свободы человека и гражданина»? (Ученики отвечают на вопрос учителя.)
Справка для учителя
Права и свободы человека – совокупность социально-политических, экономических и иных норм, определяющих фундаментальные основы демократического и гуманистического статуса личности, ее взаимоотношения с другими людьми, обществом и государством, неотъемлемые свободы и права людей, присущие им от рождения.
В Конституции говорится не только о правах человека и гражданина, но и о его обязанностях.
«Права и свободы человека» – это самая большая по содержанию глава Конституции РФ. В ходе работы с данной главой предполагается работа учеников с текстом документа.
При наличии доступа в Интернет дети могут набирать каждое из предложенных ключевых слов в поисковой строке в правом верхнем углу на странице сайта http://constitution.kremlin.ru. Учитель может предоставить возможность детям воспользоваться компьютером или сделать эту работу на интерактивной доске коллективно. Если нет доступа в Интернет, учитель может использовать активные кнопки, расположенные на слайдах заранее подготовленной презентации. Подробно изучать содержание статей не следует. Работа должна быть динамичной и направленной только на ознакомление с правами, свободами, обязанностями, предусмотренными Конституцией РФ. Дальнейшее изучение прав и свобод происходит при выполнении практического задания.
Можно подвести детей к выводу, используя последнее в предлагаемом списке ключевое слово «каждый», что поскольку это слово присутствует в каждой статье, посвященной правам и свободам человека и гражданина, а также в п. 2, ст. 6 Конституции РФ («Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации»), равными правами и свободами обладают все граждане РФ.
Дальнейшее изучение прав и свобод происходит при выполнении практического задания.
5. Практическая работа учащихся
Практическая работа может быть выполнена в парах или в группах.
Формы представления результатов работы могут быть разнообразны: стенная газета, дайджест, презентация, альбом, защита проекта и т. д. Выставка работ может быть расположена в вестибюле образовательной организации и сопровождаться списком ссылок на ряд официальных сайтов, на которых ученики и их родители могут ознакомиться с текстом Конституции РФ и другими документами и материалами.
Список сайтов для ознакомления учеников и их родителей
Название, содержание сайта |
Ссылка |
Познавательный сайт для учителей и родителей «Государство и детство» |
|
«Президент России гражданам школьного возраста» |
www.uznay-prezidenta.ru/index.php?p=1-4&v=fm0 |
«Государственная символика», аудиозапись государственного гимна РФ |
|
Полный текст Конституции РФ, государственная символика и др. |
|
Полный текст Конституции РФ, государственная символика, фотоальбомы, биографии первых лиц государства и др. |
Учитель на свое усмотрение, в зависимости от уровня подготовленности детей и поставленной цели, выбирает темы статей Конституции РФ и готовит иллюстративный материал (социально значимой тематики, например, фотографии детей в различных жизненных условиях, инвалидов, пожилых людей, природы, семьи, медицинской тематики, памятников архитектуры, религиозной и военной тематики). Фотографии должны быть эмоционально наполненными, информативными. Кроме того, в качестве дополнительного материала к уроку можно использовать фотографии, сделанные детьми.
Материалы, необходимые для проведения практической работы: лист А3, клей, статьи действующей Конституции РФ, произвольный набор фотографий.
Примерный ход работы над созданием дайджеста или стенной газеты:
1. Ученики формируют группы или пары произвольно.
2. Знакомятся с содержанием статей Конституции РФ и либо выбирают статью, с которой будут работать, либо учитель может предложить учащимся выбрать понравившуюся подходящую по смыслу фотографию.
Задачи учащихся:
• определить проблему (учащимся может потребоваться помощь учителя, который будет выступать в роли консультанта);
• выбрать из предложенного списка статей Конституции РФ только те, которые можно применить к данной ситуации (поскольку любая жизненная ситуация, запечатленная на фотографии, так или иначе связана с какой-либо статьей Конституции РФ);
• написать о том, почему они выбрали именно эту проблему или ситуацию, каким образом она связана с теми или иными правами, свободами или обязанностями граждан РФ. Некоторые ситуации предполагают высказывание типа «мы не хотим, чтобы так было», «мы не согласны с тем, что», «что надо сделать, чтобы такого не происходило» и т. п. Данный вид работы предполагает высокий уровень подготовленности детей и помощь учителя.
Важно отметить, что работа не должна выполняться детьми дома совместно с родителями. Родители могут только дать консультацию или помочь с организацией защиты проекта.