N.E.C.

Юридическая информация

264 федеральный закон

by adminon 22.07.202022.07.2020

УДК 336.0

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

THE AGRICULTURE DEVELOPMENT ACT SEEN BY ECONOMISTS

М.С. Лобанова M.S. Lobanova

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

В стране в последние годы самым активным образом идет обсуждение закона «О развитии сельского хозяйства». Исторически современная аграрная реформа началась в 1990 г., до 1992 г. идеологией государства в отношении собственника земли было невмешательство госвласти в экономику, в том числе аграрную. Предполагалось, что рынок все расставит по местам, его регулировать не нужно. Результаты 1996 г. показали обратное.

Ключевые слова: аграрная реформа, сельскохозяйственные товаропроизводители, аграрная политика.

Keywords: an agrarian reform, agricultural commodity producers, an agrarian policy.

Начиная с 14 июля 1997 г. государственное влияние на деятельность предприятий и организаций АПК было прописано в Федеральном законе «О государственном регулировании агропромышленного производства». Но он не являлся законом прямого действия. Его статьи декларировали направления государственного регулирования, но не содержали конкретных механизмов. Механизмы устанавливали подзаконные акты. Условия господдержки села ежегодно менялись, поэтому зачастую участники агропродовольственного рынка не знали, что их ждет в следующем году . Известным 122 законом в августе 2004 г. закон был отменен.

До принятия закона «О развитии сельского хозяйства» почти три года АПК регулировали постановления правительства и ведомственные нормативные акты. 29 декабря 2006 г. был принят Федеральный закон № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», устанавливающий общие направления, принципы и меры аграрной политики и предполагающий разработку государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Новый закон был задуман для того, чтобы перевести отношения органов власти с сельскохозяйственными товаропроизводителями на правовую основу (ст. 1, п. 1). Само стремление аграрного сообщества заполучить отраслевой закон вызывало противодействие, каждая статья и выбранные для воздействия механизмы и инструменты — споры. Самое революци-

онное в нем то, что государство перестало воспринимать село исключительно как место, где производятся продукты питания. И взяло на себя долю ответственности за то, как живут люди в селе, за социальные проблемы, и главную из них — занятость деревенского населения.

В принятом законе 18 статей (в «Российской газете» они заняли чуть меньше одной полосы). Для сравнения: под аналогичные законы США и Европейского союза отводятся целые тома текста. Зато, используя их, фермер может точно подсчитать, какие суммы бюджетных субсидий он получит и что ему для этого нужно сделать. Российский закон тоже сначала был таким. Но в результате обсуждения проекта все цифры из текста документа исчезли. Программа развития сельского хозяйства должна была восполнить этот пробел, ожидалось, что конкретные суммы господдержки будут в ней прописаны.

В ст. 1 нового закона определяется его предмет. В ст. 2-10 даны определения понятий устойчивого сельского развития, сельскохозяйственного производства, сельскохозяйственного товаропроизводителя, рынка сельхозпродукции, государственной аграрной политики и мер по ее реализации, государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков АПК.

Статьи 15-17 декларируют ответственность органов государственной власти разных уровней и отраслевых союзов в части реализации государственной аграрной политики и ее информационного обеспечения.

Последняя, 18-я, статья стандартна и прописывает порядок ввода в действие настоящего Федерального закона.

Действующий закон предусматривает государственную поддержку не только сельскохозяйственных производителей, но и других участников агропромышленного рынка. К сельскохозяйственным товаропроизводителям были отнесены личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные) и крестьянские (фермерские) хозяйства. Спорным моментом является отнесение кредитных кооперативов к сельхозтоваропроизводителям, так как они сельхозпродукцию не производят, но, попав в список, вправе рассчитывать на государственную поддержку.

В законе определены основные цели государственной аграрной политики:

1. Повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров.

2. Обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве.

3. Сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов.

4. Формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка. При кажущейся свободе продовольственный рынок развивается по своим законам, и сельскохозяйственным организациям и предприятиям, фермерским хозяйствам, владельцам личных подсобных хозяйств не всегда удается занять свою нишу. В этой сфере имеется и монополизм перерабатывающих организаций, и перекупщики, и невозможность продать свой товар на городских рынках и т. д. Необходимо создать систему оптовых сельскохозяйственных продовольственных рынков, где основным продавцом был бы сельскохозяйственный товаропроизводитель. Важно, чтобы государство в качестве опосредованной экономической поддержки аграрного производства взяло на себя определенные расходы по содержанию агропродовольствен-ных рынков.

5. Создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства. Несмотря на увеличение государственного бюджетного финансирования сельского хозяйства в целом для резкого увеличения количества сельскохозяйственной продукции отечественного производства и возрождение российского села, денежных средств явно не хватает. В связи с этим налицо проблема привлечения инвестиций в сфере сельского хозяйства. Аграрный сектор должен стать более привлекательным для частных инвесторов. В какой-то части проблема инвестиций в аграрное производство решается через создание холдинговых компаний во главе с организацией-инвестором. Но в целом эта задача далека от решения, и здесь открывается широкое поле деятельности для предпринимателей как коллективных, так и индивидуальных. Возможны и иностранные инвестиции.

6. Наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей особую важность представляют основные направления государственной аграрной политики, так как именно эти направления должно в первую очередь финансировать государство (ст. 7):

— обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

— развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;

— развитие племенного животноводства;

— развитие элитного семеноводства;

— обеспечение производства продукции животноводства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;

— обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;

— обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;

— обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих многочисленные населенные пункты автомобильные дороги;

— предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;

— информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.

Федеральным законом № 264-ФЗ (ст. 8) предусмотрена разработка пятилетней государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на пятилетний период, ответственным за которую является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

По оценкам экспертов на реализацию программ, предусмотренных законом, на первый взгляд требуется значительное увеличение расходов. На самом деле это не так.

Во-первых, часть новых программ поддержки, включаемых в закон, предусматривает поддержку не в виде субсидий, а в виде бюджетного кредита (программы поддержки кредитных и обслуживающих кооперативов, начинающих фермеров), т. е. это возвратные средства.

Во-вторых, расходы бюджета, связанные с приобретением зерна по минимальным гарантированным ценам окупятся при продаже зерна из интервенционных фондов.

В-третьих, принятие закона будет требовать не только расходов, но позволит получить в бюджет значительные доходы (ввозные пошлины на импортируемый сахар, тарифные квоты на импортируемое мясо, специальные пошлины на зерно, квотирование экспорта удобрений).

Таким образом, чистые расходы бюджета, связанные с введением закона в действие, окажутся в целом невелики.

Законом установлено (ст. 10), что Мин-сельхоз РФ ежегодно до 15 мая готовит и публикует Национальный доклад о ходе реализации пятилетней государственной программы. Для оценки результатов реализации подпрограмм государственной программы создается экспертная комиссия, в состав которой входят независимые эксперты, представители отраслевых ассоциаций сельскохозяйственных товаропроизводителей и потребителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и других некоммерческих организаций, представители органов исполнительной власти и государственной власти субъектов Российской Федерации.

В четырех статьях федерального закона (с 11-й по 14-ю) идет речь о регулировании отношений сельскохозяйственного товаропроизводителя и органов власти.

В п. 1 ст. 11 упоминаются сельскохозяйственные товаропроизводители, декларируется их равный доступ к получению кредитов. В

двух последующих пунктах говорится о праве предоставления субъектам РФ субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских банках или кредитных кооперативах. Закон написан так, что права требовать субсидии в суде в случае отказа властей у сельскохозяйственных товаропроизводителей нет. Например, если сельскохозяйственное предприятие взяло кредит в банке или купило удобрения, представило необходимые документы для получения компенсации, а чиновники отказали в ее выдаче, сославшись на то, что лимиты исчерпаны и денег уже нет, сельскохозяйственное предприятие не может пойти в суд и потребовать от государства исполнения своих обязательств. Право требовать компенсацию не возникает не только у сельскохозяйственных производителей, но даже у субъектов РФ.

Статья 12 закона посвящена сельскохозяйственному страхованию. Это единственная статья закона, где допущен «прокол». В п. 2 указано, что «сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет бюджетных средств предоставляются субсидии в размере пятидесяти процентов от уплаченной страховой премии (страховых взносов) по договору страхования». Не «до 50 процентов», как было раньше, а 50 процентов ровно. Кажется, что этот пункт свидетельствует о том, что у государства возникло обязательство выплатить субсидии, а у сельскохозяйственного товаропроизводителя — право требовать их.

Однако чтение п. 2 и 3 этой статьи рассеивает надежды. Субсидии будут предоставляться субъектам РФ, а порядок и условия их получения устанавливаться правительством РФ. Регулирование взаимоотношений опять выведено за пределы правового поля.

Статья 13 закона гласит, что сельскохозяйственные товаропроизводители получают государственную поддержку на проведение мероприятий по повышению плодородия земель и их охране. Но ни размер компенсаций, ни перечень мероприятий, при осуществлении которых будут выдаваться компенсации, в законе не определены. Даже примерно оценить размер поддержки, а тем более на законной основе требовать ее сельхозпроизводитель не сможет.

Статья 14 закона посвящена регулированию рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В ней даны определения закупочных и товарных интервенций (п. 1-3).

В законе указан перечень видов продукции, по которым будут проводиться интервен-

ции. Их всего пять: пшеница продовольственная и фуражная, ячмень фуражный, рожь, кукуруза. Правительству РФ дано право расширять этот перечень. А также поручено утверждать порядок определения минимальных цен для закупочных интервенций и максимальных цен для товарных.

Пункт 5 статьи обязывает органы власти опубликовать минимальные закупочные цены не позднее марта текущего года. Если цена на рынке, особенно в период уборки, упадет ниже установленной, сельхозпроизводителям не нужно торопиться с продажей своей продукции по бросовым ценам. Они могут продать продукцию или заложить в интервенционный фонд по цене не ниже минимальной или ждать, когда государство с помощью закупочных интервенций поднимет цену выше минимальной.

Новый закон дает право участвовать в закупочных интервенциях исключительно сельскохозяйственным производителям. Только они имеют право продажи или залога продукции собственного производства.

По товарным интервенциям закон менее ясен. Кто и когда будет устанавливать максимальные цены не определено.

Не вызывает сомнения, что ст. 14 закона частично улучшит ситуацию с закупочными и товарными интервенциями. Однако вряд ли можно утверждать, что взаимоотношения органов власти и сельскохозяйственных товаропроизводителей и здесь введены в правовое поле.

У государства не возникло обязательство купить или принять в залог предъявленное сельскохозяйственными товаропроизводителями зерно в период, когда цены на него ниже минимальных, а у сельхозпроизводителя не возникло право продать государству или заложить свое зерно в указанный период. А если нет обоюдных гарантий, то стабилизация цен, как предполагает п. 1 ст. 14, достигнута не будет. У кого-то зерно примут, а кому-то откажут в закупках и залоге.

В итоге получается, что Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» в гораздо большей мере посвящен регулированию взаимодействий органов власти между собой, чем регулированию их отношений с сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Заинтересованными группами в реализации закона являются:

1. Министерство сельского хозяйства РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-пра-

вовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, который несет ответственность за реализацию государственной программы, осуществляет координацию действий субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий государственной программы, осуществляет поддержку уровня цен на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия путем организации и проведения закупочных интервенций, товарных интервенций.

3. За реализацию мероприятий государственной программы в субъектах Российской Федерации несут ответственность уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Новацией в правовом регулировании сельскохозяйственной деятельности является принятие норм об участии союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики (ст. 16).

Санкционирование и делегирование союзам и ассоциациям сельскохозяйственных товаропроизводителей отдельных полномочий в реализации аграрной политики позволяет привлечь их к активному процессу управления отечественным сельских хозяйством с учетом их коммерческих интересов, что свидетельствует о заинтересованности государства в консолидированной совместной деятельности по развитию сельского хозяйства.

Закон нуждается в доработке. Важнейшие замечания (см. таблицу) таковы:

— неясность целей, указанных в законопроекте, декларативность;

— пренебрежение интересами потребителей сельхозпродукции, вопросами результативности и эффективности предлагаемых мер;

— чрезмерная эскизность описания в законе механизмов регулирования (инструментов аграрной политики и государственной поддержки, отсутствие опоры на рыночные инструменты);

— наличие множества не увязанных между собой различных элементов, недостаток системности;

— отсутствие санкций за несоблюдение закона.

Отдельный вопрос — недооценка возможностей, открываемых вступлением в ВТО: ведь наша сельхозпродукция (по данным Минэкономразвития) вполне может быть конкурентоспособна за рубежом. К тому же в силу меньшей экономической мощи наша аграрнопродовольственная политика «либеральна»

(т. е. по субсидиям не сравнима с развитыми странами). Эту слабость нужно обратить в силу, используя инструменты ВТО: следует не

допускать дискриминации нашей продукции и снижать сельскохозяйственный протекционизм иных стран на зарубежных рынках.

Анализ закона «О развитии сельского хозяйства» по статьям

Объект критики Замечания Предложения

Предмет (тема) закона В законе нет ясности с основным термином «развитие сельского хозяйства» Это основное понятие закона. Целесообразно его выразить максимально ясно

Определены цели, принципы и основные направления государственной аграрной политики Запутывает наличие сразу 6-ти, к тому же неясных, целей; неудачна формула об «устойчивом развитии сельских территорий»; «сохранение и воспроизводство природных ресурсов» — не может быть целью, это скорее лишь условие развития; без измерителя показателя конкурентоспособности неизбежно выхолащивание нормы Во-первых, ввести лишь одну главную цель (ближе всего к ней конкурентоспособность), определив иное как условия развития (или подцели), например, через формулировки вида «на основе достижения …». Во-вторых, в самом законе указать порядок определения измеримых индикаторов (показателей), измеряющих степень достижения главной цели (и, возможно, также подцелей)

Содержание основных направлений государственной поддержки Это лишь декларация, так как не определены основания такой поддержки; в общем случае «поддержка» может снижать эффективность и результативность хозяйств; нет вопроса о стимулах Поддержка оправдана, когда она содействует развитию сельского хозяйства, например повышает его эффективность и результативность. То есть в законе необходимо определение оснований поддержки. Уточнить: поддержка должна быть стимулирующей

О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия В названии неудачно разнесены идеи «развития . хозяйства» и «регулирования рынков»; неясно соотношение «плана и рынка» (в том числе степень обязательности показателей программы); неясно, как быть в случае привычной практики коррекции планов (исправления первоначально определенных показателей задним числом) Уточнив название, снять противопоставление; определить показатели государственной программы как индикативные. Кратко описать отношение инструментов рынка и показателей «плана»; целесообразно допустить коррекцию планов, но обязательно потребовать в законе отражения в отчетности исходных плановых (прогнозных) показателей

Записано: «реализация государственной программы осуществляется … исполнительным органом государственной власти» Ошибка: итогом реализации государственной программы должно стать развитие сельского хозяйства, т. е. прежде всего это работа сельхозпроизводителей Целесообразно подчеркнуть, что государственная программа реализуется лишь, если и она сама и управляющий орган будут ориентированы на учет баланса интересов производителей и потребителей сельхозпродукции

Объект критики Замечания Предложения

Национальный доклад о реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Нет независимости экспертной комиссии; представительные органы (палаты парламента) отстранены от формирования экспертной комиссии; нет реальных гарантий, что экспертная комиссия будет учитывать интересы потребителей 1) Независимая комиссия не может быть сформирована на основе предложений ведомственного органа управления. Целесообразно к формированию экспертной комиссии обязательно привлечь иные органы (парламент, президента); 2) ввести в закон квоты для участия групп интересов

Участие сельхозпроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики а) Формы участия носят декларативный, юридически необязывающий характер; б) забыты потребители сельхозпродукции, что создает риски чрезмерного отраслевого лоббизма Описать основы механизма обязательного учета мнения производителей и потребителей сельхозпродукции (например, через проведение обязательных административных слушаний при выпуске подзаконных актов). С возможностью разрешения конфликтов в суде

Система информационного обеспечения Не указаны способы информирования. Нет санкций за нарушения норм закона Дополнить соответственно

Закон в целом Нет достаточных указаний на необходимые для применения подзаконные акты, порядок и сроки их разработки. Нет механизмов ответственности (санкций) за нарушение норм закона Хотя рамочный закон и не обязан иметь нормы прямого действия, его нормы иного характера содержали ясное указание на название, сроки и порядок принятия иных актов (актов отложенного действия). Иные эти нормы закона будет декларативен (и неэффективны). Предусмотреть судебный контроль важнейших норм

Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года

Статья 1

1) в статье 1:

а) пункт 26 изложить в следующей редакции:

«26) нормативы градостроительного проектирования — совокупность расчетных показателей, установленных в соответствии с настоящим Кодексом в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и подлежащих применению при подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории;»;

б) в пункте 27 слова «планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования,» исключить;

в) в пункте 28 слова «, планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования» исключить;

2) в пункте 51 части 1 статьи 6 слова «двух и более субъектов Российской Федерации (включая осуществляемую на территории одного субъекта Российской Федерации реконструкцию объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации),» исключить;

3) в части 2 статьи 83 слова «Сметная стоимость» заменить словами «В случае, если сметная стоимость», слова «процентов, подлежит» заменить словами «процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит», слова «, в том числе на предмет ее непревышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации» исключить, дополнить предложением следующего содержания: «В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором.»;

4) в статье 9:

а) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. Подготовка документов территориального планирования Российской Федерации осуществляется на основании отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, в том числе генеральных схем в топливно-энергетических и транспортных отраслях, стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения безопасности с учетом положений стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации, национальных проектов, межгосударственных программ, государственных программ Российской Федерации, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, решений органов государственной власти, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, а также сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее также — информационная система территориального планирования).»;

б) дополнить частями 51 и 52 следующего содержания:

«51. Подготовка документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации осуществляется на основании стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с учетом положений стратегии пространственного развития Российской Федерации, стратегий социально-экономического развития макрорегионов, отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, межгосударственных программ, государственных программ Российской Федерации, национальных проектов, государственных программ субъектов Российской Федерации, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, решений органов государственной власти, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов регионального значения, а также сведений, содержащихся в информационной системе территориального планирования.

52. Подготовка документов территориального планирования муниципальных образований осуществляется с учетом положений стратегий социально-экономического развития муниципальных образований и планов мероприятий по их реализации (при наличии), бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период (при наличии), положений стратегии пространственного развития Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, национальных проектов, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, решений органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов местного значения, а также сведений, содержащихся в информационной системе территориального планирования.»;

в) часть 7 дополнить словами «, а в случаях, предусмотренных частью 21 статьи 12, частями 51 и 52 статьи 16, частями 61 и 62 статьи 21, частями 71 и 72 статьи 25 настоящего Кодекса, не менее чем за один месяц до их утверждения»;

5) пункт 1 части 8 статьи 10 изложить в следующей редакции:

«1) сведения об утвержденных документах стратегического планирования Российской Федерации, указанных в части 5 статьи 9 настоящего Кодекса, о национальных проектах, межгосударственных программах, об инвестиционных программах субъектов естественных монополий, о решениях органов государственной власти, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения;»;

6) в статье 12:

а) дополнить частью 21 следующего содержания:

«21. В случае внесения в утвержденную схему территориального планирования Российской Федерации изменений, предусмотренных частью 7 статьи 26 настоящего Кодекса, либо изменений в части реконструкции объектов капитального строительства федерального значения, размещение которых предусмотрено указанной схемой (за исключением случаев, если внесение изменений в схему территориального планирования не требуется), срок согласования изменений в утвержденную схему территориального планирования Российской Федерации не может превышать один месяц со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа о внесении изменений в утвержденную схему территориального планирования Российской Федерации и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи органы государственной власти.»;

б) в части 3 слова «частью 2» заменить словами «частью 2 или 21»;

в) в части 4 слова «частью 2» заменить словами «частью 2 или 21»;

7) в части 6 статьи 131:

а) пункт 1 после слов «отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, о» дополнить словами «стратегии пространственного развития Российской Федерации,»;

б) в пункте 2 слова «сведения о государственных программах субъектов Российской Федерации» заменить словами «сведения о национальных проектах, межгосударственных программах, государственных программах Российской Федерации, государственных программах субъектов Российской Федерации»;

8) пункт 1 части 8 статьи 14 изложить в следующей редакции:

«1) сведения об утвержденных документах стратегического планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указанных в части 51 статьи 9 настоящего Кодекса, о национальных проектах, межгосударственных программах, об инвестиционных программах субъектов естественных монополий, о решениях органов государственной власти, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов регионального значения;»;

9) в статье 16:

а) дополнить частями 51 и 52 следующего содержания:

«51. Изменения в утвержденную схему территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, изменения в утвержденную схему территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежат согласованию в части вопросов, указанных в частях 1-3 настоящей статьи, в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа о внесении изменений в утвержденную схему территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации и материалам по его обоснованию, проекту документа о внесении изменений в утвержденную схему территориального планирования субъекта Российской Федерации и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в указанные в частях 1 — 3 настоящей статьи соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления, в следующих случаях:

1) внесение изменений, предусмотренных частью 7 статьи 26 настоящего Кодекса;

2) внесение изменений в части реконструкции объектов капитального строительства регионального значения, размещение которых предусмотрено утвержденной схемой территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или утвержденной схемой территориального планирования субъекта Российской Федерации;

3) внесение изменений в части приведения утвержденной схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или утвержденной схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации в соответствие с утвержденными документами территориального планирования Российской Федерации.

52. В случаях, не предусмотренных частью 51 настоящей статьи, изменения в утвержденную схему территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, изменения в утвержденную схему территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежат согласованию в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа о внесении изменений в утвержденную схему территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации и материалам по его обоснованию, проекту документа о внесении изменений в утвержденную схему территориального планирования субъекта Российской Федерации и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в указанные в частях 1-3 настоящей статьи соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления.»;

б) в части 7 слова «срока, указанного в части 5 настоящей статьи и установленного» заменить словами «сроков, указанных в частях 5 — 52 настоящей статьи и установленных», слова «или проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации» заменить словами «или вносимых в нее изменений, проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации или вносимых в нее изменений»;

в) в части 8 слова «или с проектом схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации» заменить словами «или вносимыми в нее изменениями, проектом схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации или вносимыми в нее изменениями», слова «тридцати дней» заменить словами «пятнадцати дней», слова «соответственно проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации» заменить словами «соответственно указанных проектов и изменений», слова «три месяца» заменить словами «два месяца»;

10) в пункте 1 части 6 статьи 18 слова «программа его комплексного» заменить словами «стратегия его»;

11) пункт 1 части 5 статьи 19 изложить в следующей редакции:

«1) сведения об утвержденных документах стратегического планирования, указанных в части 52 статьи 9 настоящего Кодекса, о национальных проектах, об инвестиционных программах субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, о решениях органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов местного значения;»;

12) в статье 21:

а) дополнить частями 61 и 62 следующего содержания:

«61. Изменения в утвержденную схему территориального планирования муниципального района подлежат согласованию в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа о внесении изменений в утвержденную схему территориального планирования муниципального района и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, указанные в части 6 настоящей статьи, в следующих случаях:

1) внесение изменений, предусмотренных частью 7 статьи 26 настоящего Кодекса;

2) внесение изменений в части реконструкции объектов капитального строительства местного значения муниципального района, размещение которых предусмотрено утвержденной схемой территориального планирования муниципального района;

3) внесение изменений в части приведения утвержденной схемы территориального планирования муниципального района в соответствие с утвержденными документами территориального планирования Российской Федерации, утвержденными документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, утвержденными документами территориального планирования субъекта Российской Федерации.

62. В случаях, не предусмотренных частью 61 настоящей статьи, изменения в утвержденную схему территориального планирования муниципального района подлежат согласованию в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа о внесении изменений в утвержденную схему территориального планирования муниципального района и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, указанные в части 6 настоящей статьи.»;

б) в части 7 слова «части 6» заменить словами «частях 6 — 62»;

в) в части 9 после слов «с проектом схемы территориального планирования муниципального района» дополнить словами «или вносимыми в нее изменениями», слова «в течение тридцати дней» заменить словами «в течение пятнадцати дней», слова «такого проекта» заменить словами «указанных проектов и изменений», слова «три месяца» заменить словами «два месяца»;

13) в статье 23:

а) пункт 1 части 7 изложить в следующей редакции:

«1) сведения об утвержденных документах стратегического планирования, указанных в части 52 статьи 9 настоящего Кодекса, о национальных проектах, об инвестиционных программах субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, о решениях органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов местного значения;»;

б) дополнить частью 9 следующего содержания:

«9. Законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности могут быть установлены следующие особенности содержания генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов:

1) генеральный план поселения, генеральный план городского округа могут не содержать карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа. В этом случае такая карта подлежит утверждению местной администрацией в порядке, установленном нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

2) генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа могут предусматриваться территории, в отношении которых функциональные зоны не устанавливаются;

3) положение о территориальном планировании вместо сведений о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, об их основных характеристиках, местоположении может содержать сведения о потребности в указанных объектах местного значения без указания их основных характеристик и местоположения;

4) подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, территориям поселения, городского округа за границами населенных пунктов без последующего внесения в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа.»;

14) статью 24 дополнить частью 31 следующего содержания:

«31. В границах поселения, городского округа могут быть определены территории вне границ населенных пунктов, применительно к которым не предполагается изменение их существующего использования и в отношении которых отсутствует необходимость подготовки генерального плана.»;

15) в статье 25:

а) в части 7 слова «в трехмесячный срок» заменить словами «в двухмесячный срок (за исключением случая, предусмотренного частью 71 настоящей статьи)»;

б) дополнить частями 71 и 72 следующего содержания:

«71. Изменения в утвержденный генеральный план подлежат согласованию с органами государственной власти и органами местного самоуправления, указанными в части 7 настоящей статьи, в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления в указанные органы уведомления об обеспечении доступа к проекту документа о внесении изменений в генеральный план и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования, в следующих случаях:

1) внесение изменений, предусмотренных частью 7 статьи 26 настоящего Кодекса;

2) внесение изменений в части реконструкции объектов капитального строительства местного значения поселения, городского округа, размещение которых предусмотрено утвержденным генеральным планом поселения или утвержденным генеральным планом городского округа;

3) внесение изменений в части приведения утвержденного генерального плана поселения или утвержденного генерального плана городского округа в соответствие с утвержденными документами территориального планирования Российской Федерации, утвержденными документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, утвержденными документами территориального планирования субъекта Российской Федерации.

72. В случаях, не предусмотренных частью 71 настоящей статьи, изменения в утвержденный генеральный план подлежат согласованию в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа о внесении изменений в генеральный план и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в органы государственной власти и органы местного самоуправления, указанные в части 7 настоящей статьи.»;

в) в части 8 слова «срока, установленного частью 7» заменить словами «сроков, установленных частями 7 — 72»;

16) статью 28 дополнить частью 81 следующего содержания:

«81. В случае, указанном в части 71 статьи 25 настоящего Кодекса, срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, предусматривающему внесение изменений в генеральный план, с момента оповещения жителей муниципального образования о проведении таких общественных обсуждений или публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более двух месяцев.»;

17) в статье 292:

а) дополнить частью 41 следующего содержания:

«41. Правительством Российской Федерации могут быть предусмотрены расчетные показатели, не указанные в частях 1, 3 и 4 настоящей статьи и подлежащие установлению в региональных нормативах градостроительного проектирования и (или) местных нормативах градостроительного проектирования.»;

б) пункт 1 части 5 изложить в следующей редакции:

«1) основную часть, устанавливающую расчетные показатели, предусмотренные частями 1, 3 — 41 настоящей статьи;»;

18) в части 3 статьи 293:

а) пункт 5 признать утратившим силу;

б) пункт 6 дополнить словами «на долгосрочный период»;

19) в статье 294:

а) часть 1 дополнить словами «или в случае, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией»;

б) в пункте 2 части 5 слова «планов и программ комплексного» заменить словом «стратегии», дополнить словами «и плана мероприятий по ее реализации (при наличии)»;

20) в статье 31:

а) части 82 и 83 признать утратившими силу;

б) часть 16 после слова «решение» дополнить словами «об утверждении правил землепользования и застройки (в случае принятия нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении правил землепользования и застройки местной администрацией),»;

21) в статье 32:

а) часть 1 после слов «представительным органом местного самоуправления» дополнить словами «или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией»;

б) часть 2 дополнить словами «, за исключением случаев, если утверждение правил землепользования и застройки осуществляется местной администрацией в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности»;

в) в части 31 второе предложение исключить;

22) часть 34 статьи 49 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6) объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, включая осуществляемую на территории одного субъекта Российской Федерации реконструкцию объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.»;

23) части 121 и 122 статьи 51 признать утратившими силу;

24) пункт 1 части 2 статьи 571 изложить в следующей редакции:

«1) стратегия социально-экономического развития Российской Федерации, стратегия пространственного развития Российской Федерации, отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития макрорегионов, стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и планы мероприятий по их реализации, стратегии социально- экономического развития частей территорий субъектов Российской Федерации (при наличии), стратегии социально-экономического развития муниципальных образований и планы мероприятий по их реализации (при наличии), бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период (при наличии), национальные проекты, межгосударственные программы, государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы, инвестиционные программы субъектов естественных монополий, решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающие создание объектов федерального значения, объектов регионального значения и объектов местного значения;».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст. 3378; 2018, N 1, ст. 91) следующие изменения:

1) статью 30 изложить в следующей редакции:

«Статья 30. Схемы территориального планирования Российской Федерации

Схемы территориального планирования Российской Федерации разрабатываются в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и настоящего Федерального закона.»;

2) статью 38 изложить в следующей редакции:

«Статья 38. Схема территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схема территориального планирования субъекта Российской Федерации

Схема территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схема территориального планирования субъекта Российской Федерации разрабатываются в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и настоящего Федерального закона.».

Статья 3

В части 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 27) слова «планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии),» исключить.

Статья 4

1. В случае, если в соответствии с частью 9 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности установлены особенности содержания генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, расположенных в границах таких субъектов Российской Федерации, приведение этих генеральных планов в соответствие с указанными особенностями осуществляется в сроки и порядке, которые определены законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности.

2. В случае, предусмотренном частью 1 статьи 294 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), местные нормативы градостроительного проектирования подлежат утверждению местными администрациями в сроки, определенные законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности.

3. В случае, предусмотренном частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), правила землепользования и застройки муниципальных образований, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, подлежат утверждению местными администрациями муниципальных образований в сроки, определенные законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности.

4. В случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, утверждение правил землепользования и застройки местной администрацией осуществляется без проведения публичных слушаний и (или) общественных обсуждений, а также без заключения комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки при условии, что утверждаемая местной администрацией редакция правил землепользования и застройки в полном объеме соответствует редакции утвержденных представительным органом местного самоуправления правил землепользования и застройки, действующей на дату утверждения правил землепользования и застройки местной администрацией.

5. Внесение изменений в утвержденные местной администрацией правила землепользования и застройки осуществляется местной администрацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Закон устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции. При этом доля от реализации данной продукции в общем доходе должна составлять не менее 70 % в течение календарного года. Также товаропроизводителями признаются граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства.

В числе мер государственной поддержки Закон предусматривает предоставление бюджетных средств (в том числе на развитие системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей); применение особых налоговых режимов; осуществление закупок, хранения, переработки и поставок продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд; таможенно-тарифное и нетарифное регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также иные меры. Государственная поддержка распространяется на племенное животноводство, элитное семеноводство, на процесс повышения плодородия земель.

Каждые 5 лет Правительством РФ будет разрабатываться Государственная программа развития сельского хозяйства. Ежегодно до 15 мая орган исполнительной власти, ответственный за реализацию программы, должен подготовить и опубликовать Национальный доклад о ходе реализации государственной программы.

Законом определяются основы государственной поддержки сельскохозяйственного страхования. За счет бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляются субсидии в размере 50 % от уплаченной страховой премии (страховых взносов) по договору страхования. Сельскохозяйственному страхованию подлежат риски утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей), урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля, чая).

Для стабилизации цен на рынке сельскохозяйственной продукции законом предусмотрены такие меры, как государственные закупочные интервенции (при снижении цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию ниже минимальных расчетных цен) и государственные товарные интервенции (при росте цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию свыше максимальных расчетных цен). На рынке зерна интервенции могут проводиться в отношении пшеницы продовольственной и фуражной, ячменя фуражного, ржи и кукурузы. Перечень иных видов сельскохозяйственной продукции, в отношении которой могут проводиться интервенции, утверждается Правительством. Предельные уровни минимальных и максимальных цен в целях проведения интервенций определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон принят Государственной Думой 7 ноября 2018 года, одобрен Советом Федерации 23 ноября 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом предусматривается, что содействие расширению доступа российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия относится к одному из направлений государственной аграрной политики.

Устанавливается, что хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается возмещение расходов, связанных с утилизацией или уничтожением непроданных продовольственных товаров.

Кроме того, указанным хозяйствующим субъектам запрещается: заключать между собой договор, содержащий условие о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, на которые срок годности установлен до 30 дней включительно, либо о замене таких товаров на такие же товары, либо о возмещении их стоимости, за исключением случаев, если иное допускается или предусмотрено законодательством Российской Федерации;

навязывать контрагенту условия о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, срок годности на которые установлен свыше 30 дней, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации.

  • Сельское хозяйство

Опубликован в разделе: Документы

Дата публикации: 28 ноября 2018 года, 18:10

Ссылка на материал: kremlin.ru/d/59235

Текстовая версия

Похожие статьи:

  • Федеральный закон о гербе

    О Государственном гербе Российской ФедерацииРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОНО Государственном гербе Российской Федерации (с изменениями на…

  • Федеральный закон 86

    О внесении изменений в статью 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"…

  • Генеральный прокурор российской федерации назначается

    Осуществляется СФ в соответствии с ст. 129 Конституции РФ по представлению Президента РФ. Порядок назначения…

  • Закон о гербе РФ

    Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 годаОдобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 годаНастоящим Федеральным конституционным…

Статьи
0

Свежие записи

  • Гражданский арест
  • Кравец Игорь Александрович
  • Выход из СНТ закон
  • Алименты в твердой
  • Алименты с пенсионеров

Свежие комментарии

    Архивы

    • Октябрь 2020
    • Сентябрь 2020
    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Июнь 2019
    • Май 2019
    • Февраль 2019
    • Январь 2019
    • Декабрь 2018
    • Ноябрь 2018
    • Октябрь 2018
    • Сентябрь 2018
    • Август 2018
    • Июль 2018
    • Июнь 2018
    • Май 2018
    • Апрель 2018
    • Март 2018
    • Февраль 2018

    Страницы

    • Карта сайта
    © Copyright 2020 N.E.C.. All Rights Reserved. The Ultralight by Raratheme. Powered by WordPress .